2 Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в птуЗах, суЗах, вуЗах

Физическое воспитание в средних специальных и высших учебных заведениях

(4часа)

1. Значение физического воспитания учащихся в ПТУЗах, СУЗах, ВУЗах.

2 Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в ПТУЗах, СУЗах, ВУЗах.

3. Особенности содержания, планирования, контроля и организации учебной работы по общему физкультурному образованию учащихся ПТУЗов, СУЗов.

4. Особенности содержания, планирования, контроля и организации ФВ в ВУЗах.

1. Значение физического воспитания учащихся в ПТУЗах, ССУЗах, в ВУЗах.

Направленность работы по физическому воспитанию в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах определяется особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий, характером будущей профессиональной деятельности.

Физическое воспитание в учебных заведениях является учебным предметом, формирующим жизненно необходимые знания, умения, навыки, развивающие двигательные способности. Одновременно оно оказывает оздоровительное, реабилитационное и рекреационное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности учащихся в движении. Физическое воспитание формирует полезные привычки, правильные межличностные отношения, приучает соблюдать правила общественной и личной гигиены. Решая специфические задачи, физическое воспитание играет в то же время существенную роль в нравственном, во­левом и эстетическом воспитании, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных, всесторонне развитых специалис­тов.

Учебный процесс характеризуется достаточно высокой умственной психофизической напряженностью учащихся. Избежать ее отрицательные последствия помогает рациональное использование физических упражнений.

Для учащихся значение физического воспитания опре­деляется не только его общесоциальными функциями, но и воз­можностями в решении некоторых задач профессиональной подготовки: дальнейшая общая и специ­альная физическая подготовка применительно к условиям буду­щей профессии.

Профессиональная направленность физического воспитания заключается в обеспечении достаточного развития необ­ходимых способностей, формирования прикладных двигательных умений и навыков, а также повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, как самой трудовой деятельности, так и условий, в которых она осуществляется (перепады темпера­тур, шум, недостаток кислорода, воздействие ускорений, тряски и др.).

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

Чтобы успешно профилировать содержание и совершенство­вать методику проведения уроков применительно к выбранной профессии, преподаватель должен тщательно изучать особенно­сти того или иного вида труда, трудовых действий и операций. При этом учитываются следующие показатели трудовой деятельности:

* содержание и форма трудовых двигательных действий;

* характер усилий, проявляемых в процессе труда (величина, продолжительность приложения, темп движений и т.п.);

* характерные внешние условия трудовой деятельности (температура, загазованность, шум, вибрация, влажность, освещенность и т.п.)

Существенным моментом реализации органического единства этих двух видов физической подготовки учащихся является правильный подбор средств. Средства, как общей, так и профессионально-прикладной физической подготовки подбираются исходя из задач программы и с учетом закономерностей положительного переноса тренированности.

В физическом воспитании с профессиональной направленностью используются следующие виды переноса:

— перенос прикладных навыков с целю применения их как “фоновых” (спорных) в трудовой деятельности (например, навыков лазания, равновесия в трудовой деятельности рабочих-строителей);

— однородный перенос психофизических качеств в рамках одной и той же функциональной системы. Так, учащиеся профтехучилищ, занимавшиеся баскетболом, волейболом и настольным теннисом легче осваивали профессию сборщиков часовых механизмов, чему способствовали возросшая подвижность нервных процессов, повысившаяся тактильная чувствительность и быстрота зрительного различия;

— перекрестный перенос качеств на симметричные группы мышц. Благодаря этому переносу тренировка мышц одной стороны тела ведет к приросту силы, быстроты движений, выносливости мышц (в среднем на 70-80%) симметричных, но неупражняющихся мышц другой стороны тела;

— перенос эффекта специальной физической подготовки (СФП) на устойчивость организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней Среды (температурных, вибрационных и др.)

3 стр., 1169 слов

«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП). Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Профессиограмма.»

... рассматривали как важное средство подготовки к трудовой деятельности и военному делу. Организация прикладной физической подготовки в армии и на ... важным заблаговременное акцентирование и формирование этих прикладных качеств до профессионально необходимого уровня, что и является одной ... направленность и место ППФП в целостной системе физического образования учащейся молодежи. В 60-е и последующие годы ...

Использование закономерностей переноса тренированности позволяет обоснованно и целенаправленно подобрать средства и более успешно решить задачи профессионально-прикладной физической подготовки учащихся.

В государственных программах по физическому воспитанию учащихся и студентов раскрыты общие положения и рекомендации, теоретический и практический материал прикладной подготовки для наиболее массовых профессий. Ее конкретное содержание разрабатывается самостоятельно преподавателем (руководителем) физического воспитания, применительно к профилю УЗ. Профессионально-прикладная физическая подготовка должна осуществляться посредством решения следующих конкретных задач:

1. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных двигательных навыков.

2. Развитие физических качеств, особенно важных для избранной профессиональной деятельности.

3. Повышение устойчивости организма к внешним неблагоприятным воздействиям условий труда.

4. Формирование знаний по методике самостоятельных физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью.

5. Воспитание у учащихся специфических волевых и других психофизических качеств.

ППФП в обязательном курсе физического воспитания осуществляется на учебных занятиях комплексного или специализированного типа. Комплексные занятия строятся либо на материале различных видов прикладной подготовки, либо включают в себя общеразвивающие и прикладные физические упражнения. Специализированные занятия целиком посвящены одному из видов профессионально-прикладной физической подготовки и проводятся в тех случаях, когда методически нецелесообразно или организационно сложно совмещать материал из различных разделов прикладной подготовки.

3. Особенности содержания, планирования, контроля и организации учебной работы по общему физкультурному образованию учащихся птуЗов, суЗов

К средним специальным учебным заведениям относятся техникумы, специальные школы и училища. Обучение в них ве­дется на базе неполной и полной средней школы

5 стр., 2189 слов

Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии

Материал к занятию 1 Профессионально-педагогическая компетентность – совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач. Выделяют следующие элементы педагогической компетентности: специальная и профессиональная компетентность, в области предмета; методическая ...

Целью физического воспитания в ПТУЗах и ССУЗах является формирование физической культуры личности, оздоровление учащихся и их подготовка к профессиональной деятельности..

В задачи физического воспитания входят:

Образовательные задачи:

— формирование навыков ЗОЖ, обучение использованию на практике ориентированных на будущую профессиональную деятельность физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, необходимых для самостоятельных занятий ФКиС;

— формирование знаний об организме человека, его культуре как системе норм, направленных на профессионально-личностное развитие будущего специалиста;

— усиление оздоровительной роли ФУ в ФП учащихся;

— изучение и освоение современных оздоровительных методик и технологий, используемых в ФВ учащейся молодежи.

Воспитательные задачи:

— воспитание бережного отношения к собственному здоровью как к социальной ценности;

— развитие и закрепление устойчивой потребности в ФК-О и С активности;

— формирование навыков сотрудничества в коллективных формах занятий ФУ и в соревновательной деятельности;

— воспитание профессионально значимых физических качеств;

— повышение значимости олимпийской культуры в формировании мировоззрения учащейся молодежи.

Оздоровительные задачи:

— содействие гармоничному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья;

— повышение умственной работоспособности, профилактика заболеваний и стрессовых состояний средствами ФК.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

Министерство образования и науки Республики Казахстан Рудненский социально-гуманитарный колледж имени И. Алтынсарина Курсовая работа по педагогике Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом г. СОДЕРЖАНИЕ Введение . Психологические особенности детей и подростков 1.1 Младший школьный возраст 1.1.1 Направленность занятий спортом детей младшего школьного возраста 1.1.2 Цели детей в ...

Прикладные задачи:

— освоение знаний, формирование умений и навыков, воспитание профессионально значимых психологических и физических качеств, необходимых для специфических условий труда в будущей профессиональной деятельности;

— формирование специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.

Добиться практического решения поставленных задач возможно только путем систематического использования средств физического воспитания; физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Систему взаимосвязанных форм физического воспитания учащихся школ, ПТУ и ССУЗов составляют:

1. Уроки (занятия) физической культуры.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

3. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.

4. Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа.

5. Внешкольная спортивно-массовая работа.

Все вновь поступающие и обучающиеся в профессионально-технических училищах ежегодно проходят медицинское обследо­вание, на основании которого они распределяются на три меди­цинские группы — основную, подготовительную и специальную. Учащиеся СМГ занимаются по специальной программе, групп ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

Планирование учебной работы строится на основе программы, годового, поурочного планов и планов-конспектов. Учебные планы должны учитывать режим работы учреждения (5 или 6 дневная неделя) и количество дней производственного обучения (5-6 теоретических дней – 3 не спаренных или 2-4 спаренных урока, 5-6 производственных – 0 уроков).

Уроки физического воспитания в профессионально-техниче­ских училищах проводятся по общепринятой схеме и состоят из 3 частей: подготовительной (вводной), основной и заключи­тельной, общей продолжитель­ностью по 45 мин. Уроки лыжной подготовки сдваиваются и про­водятся один раз в неделю по 90 мин. Все уроки рекомендуется проводить на открытом воздухе. Уроки для девушек и юношей проводятся раздельно. На заня­тиях для учащихся установлена спортивная форма одежды.

13 стр., 6357 слов

Влияние средств рекреационно-оздоровительной направленности на функциональное состояние организма и уровень интереса школьников к занятиям физическими упра

... интереса школьников к занятиям физическими упражнениями 2.1 Определение уровня интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и функционального состояния организма учащихся 6-х классов ... Приобретение теоретических знаний по физической культуре и спорту, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями (выполнение упражнений утренней гимнастики, самостоятельных тренировок, ...

Организуются факультативные занятия физическими упраж­нениями по 2 ч в неделю для учащихся первого и по 1 ч — второ­го-третьего годов обучения.

На каждом уроке физического воспитания должны комплексно решаться оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Развитие физических качеств должно давать оздоровительный и разносторонний развивающий эффект. Он может быть достигнут путем последовательного чередования в течение учебного года серий комплексных уроков различной преимущественной направленности.

Теоретические сведения сообщаются учащимся в ходе уроков в виде кратковременных бесед, пояснений или в ходе лекций

Для контроля физической подготовленности в начале учебного года и в конце проводится тестирование учащихся. Предварительный и итоговый контроль проводят в форме соревнования.

Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУвключает:

пояснительную записку,

организацию образовательного процесса,

примерный тематический план,

содержание программы: базовый компонент (знания, основы видов спорта (акробатика, атлетическая гимнастика (ю), аэробика (д), легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры (1), ППФП), вариативный компонент (плавание, атлетическая гимнастика, аэробика, элементы трудности, СФП, спортивная аэробика, спортивные игры)

приложения: шкалы оценки уровня знаний, сформированности двигательных умений и навыков, физической подготовленности, рекомендуемое содержание ППФП по группам профессий.

16 стр., 7530 слов

Тематика практических занятий 2

Модуль 1. Практическое занятие №1. Сущность брака и семьи Вопросы для рассмотрения 1. История возникновения семьи и брака. 2. Сущность семьи и брака 3. Виды психологической совместимости 4. Мотивы заключения брака. Задания: Просмотр кинофильма «Образы любви» ВВС Анализ различных форм брака. Основная литература Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2013. - 336 с. Силяева Е. Психология ...

К базовому компоненту относятся разделы «Знания», «Основы видов спорта», «ППФП», «Тестирование уровня физической подготовленности». На его освоение отводится не мене 75-80% уроков.

Знания: правила безопасности, оказание первой помощи, правила проведения соревнований, ЗОЖ, ППФП, Олимпийское движение, правила самостоятельных занятий.

Основы видов спорта: акробатика, атлетическая гимнастика (ю), аэробика (д), легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры (1), ППФП.

ППФП: развитие профессионально значимых психофизиологических качеств.

Тестирование: бег 30 м, челночный бег, наклон вперед, прыжок в длину с места, подтягивания (ю), поднимание туловища (д), бег 1500 м (ю) и 1000 (д)

Вариативный компонент включает учебный материал по таким видам спорта как: плавание, атлетическая гимнастика, аэробика, волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, ППФП. Содержание вариативного компонента определяет комиссия по физическому воспитанию с учетом материально-технической базы, возможностей преподавателей, подготовленности и интересов учащихся и других факторов. На освоение вариативного компонента отводится 20-25% уроков.

Аттестация учащихся должна осуществляться на каждом уроке:

1) знания: а) общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, соревнований; в) правила безопасности физкультурных занятий; г) профессионально-прикладную физическую подготовку;

2) умения и навыки — Основы видов спорта. Оцениваются не только результаты, но и процесс освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченные движения, так и за отдельные его элементы. Кроме этого, преподаватель может оценивать инструкторские и судейские навыки;

3) уровень ФП. При оценке используются не только программные требования, но и различные контрольные и тестовые упражнения.

4) ППФП

5) домашние задания. Предусматривается оценка самостоятельного разучивания, закрепления и совершенствования упражнений или целых комплексов, выполнение упражнений тренировочного характера, а так же изучение теоретических сведений;

Прилежание: Включает в себя соблюдение правил безопасности занятий в спортивном зале и на открытых площадках, качество выполнения заданий, соблюдение санитарно-гигиенических требований к спортивной форме и обуви, обеспечение страховки и самостраховки во время выполнения упражнений и т.п.

Семестровые оценки выставляются на основании текущих отметок за все вышеперечисленные виды деятельности учащихся. Причем ни один из указанных видов не должен превалировать над другим. Годовая выставляется как среднее арифметическое от семестровых.

Физическое воспитание учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Физическое воспитание для учащихся с отклонением в состоянии здоровья является обязательной дисциплиной. Оно обеспечивает общее физкультурное образование, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Для проведения занятий по физическому воспитанию учащиеся с отклонениями здоровья объединяются в специальные медицинские группы по 8-12 человек. Занятия в этих группах проводятся либо по общему, либо по специальному расписанию.

Формирование учебных групп желательно проводить с учетом пола, возраста, характера заболеваний, состояния спортивной базы. В зависимости от качества реакции больного организма на физическую нагрузку все многообразие болезней можно объединить в три группы: А, Б и В.

В группу А входят заболевания, при которых реакция больного организма на физическую нагрузку определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы. К числу таких заболеваний, встречающихся у учащихся, относятся остаточные явления острого ревматического процесса (постревматическиймиокардиосклероз, кардиомиопатия), клапанные пороки сердца, состояния после операций на сердце и крупных сосудах, тонзилло-кардинальный синдром, склонность к повышению давления (гипертензия), вегето-сосудистая дистония, нейроциркуляторная дистония, кардионевроз, функциональные нарушения сердечного ритма, хронические заболевания почек, ожирение, сахарный диабет (легкая форма), миопия, малокровие, хронические заболевания среднего уха и придаточных пазух носа.

Специальные тренирующие нагрузки при этой группе заболеваний должны быть направлены на развитие общей выносливости. Рекомендуется широкое использование ходьбы, дозированного бега, плавания, тренажеров, дыхательных упражнений, подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам, упражнений в равновесии и на координацию.

При заболеваниях группы А, особенно при гипертонии, хронических заболеваний почек и близорукости, с большой осторожностью используются все виды прыжков, быстрая смена положения тела в пространстве, лазание по канату, подскоки из глубокого приседа, упражнения с партнером, все виды метаний.

Группа Б объединяет заболевания, при которых выбор нагрузок ограничивается состоянием органов брюшной полости и малого таза, в частности, степенью выраженности болевого синдрома. В эту группу входят хронические заболевания желудка (гастриты, гастронтоз, язвенная болезнь), кишечника (энтериты, колиты), желчного пузыря (холецистита, дискенезия), остаточные явления после перенесенной болезни Боткина, состояние после операции на органах брюшной полости, почечнокаменная болезнь, хронические воспалительные заболевания половых органов. Специальными упражнениями при этих заболеваниях являются упражнения на осанку, для мышц брюшного пресса, дыхательные, для мышц тазового дна.

При заболеваниях группы Б запрещаются все виды прыжков, подскоки из глубокого приседа, ходьба с отягощением в глубоком приседе, сгибание ног в висе.

Используются с осторожностью беговые движения ногами в и.п. лежа на спине, упражнения с отягощениями, опускание и поднимание туловища, силовые упражнения с партнером, «мост».

Группа В включает заболевания и анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата: укорочение конечностей, деформация суставов и позвоночника и др.

При заболеваниях группы В упражнения для развития физических качеств подбираются строго индивидуально.

Занятия по физическому воспитанию проводятся в форме урока физической культуры и самостоятельных занятий упражнениями, направленными на восстановление нарушенных функций. В качестве средств используются комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений, танцевальные упражнения, ритмопластика, подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, средства закаливания, самомассаж.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом; в течение 10-20 минут.

Физкультурная пауза. Комплексы 6-8 упражнений, выполняемых во время учебных занятий.

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. Упражнения для девушек: с обручем, скакалкой. Элементы спортивных игр. Ритмическая, атлетическая гимнастика.

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом.

Спортивные секции: Организуются в первую очередь по видам спорта, которые составляют основу содержания учебного процесса по физическому воспитанию и по тем видам, которые пользуются популярностью учащихся.

Учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и к участию в спортивных соревнованиях, в избранном виде спорта.

Секции общей физической подготовки с оздоровительной направленностью, организуются для занятий учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, желающих укрепить себя физически. Основу содержания занятий в таких группах могут составить упражнения из различных видов спорта, меняющиеся в зависимости от времени года, упражнения атлетической гимнастики и другие.

Группы формирования здорового образа жизни: Организуются для изучения различных систем физических упражнений, способствующих организации здорового образа жизни, профилактике заболеваний организма с помощью физических упражнений, для формирования навыков здорового образа жизни с помощью физической культуры, личной жизни и быта. Занятия в группах могут организовываться в традиционной форме, а так же в форме постоянно действующего семинара, работающего по единой программе.

Группы начальной спортивной подготовки: Организуются преимущественно по видам спорта, включенным в учебный процесс по физическому воспитанию для учащихся, не успевающих освоить программу доступную большинству. Занятия проводятся как дополнительные к учебным занятиям по физическому воспитанию.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов.

Физкультурно-массовые, спортивные и туристические мероприятия.

Дни здоровья: Организуются один — два раза в год. Целью дней здоровья является привлечение учащихся к спортивным занятиям физическими упражнениями, здоровому образу жизни.

Массовый конкурс «Физическое совершенство» проводится в течении учебного года. На основании результатов, показанных в серии соревнований, оцененных в баллах, определяется наиболее всесторонне физически подготовленный учащийся. «Олимпийские надежды Беларуси», «Защитник Отечества» ГФКОК

Соревнования по видам спорта: по программе спартакиады учащихся профобразования, соревнования по спортивным играм и профессионально-прикладным видам спорта; соревнования по летним и зимним видам спорта.

Спортивные вечера и праздники с выступлением ведущих спортсменов училища, республики, аттракционами, соревнованиями по специальным программам.

4. Особенности содержания, планирования, контроля и организации фв в вуЗах

Стратегическая цель современного физического воспи­тания студентов к моменту окончания вузовского курса — формирование физической культуры личности, как неотъемлемой части профессионально-личностного развития специалиста с учетом требований профессиональной и общественной деятельности.

Цель физического воспитания, направленная на все­стороннее развитие личности на современном этапе, тре­бует взаимосвязанного решения воспитательных, образовательных и оздоровительно-развивающих задач, а именно:

сохранение и укрепление здоровья студентов;

повышение физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспо­собности;

воспитание потребности в систематических занятиях фи­зическими упражнениями, в физическом самосовершенствова­нии и здоровом образе жизни;

формирование профессионального подхода к использова­нию средств физической культуры в лечебно-профилактической деятельности;

овладение методами оценки физического состояния и са­моконтроля при занятиях физическими упражнениями;

овладение основами профессионально-прикладной фи­зической подготовки;

приобретение глубоких теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;

совершенствование спортивного мастерства студентов спортсменов.

Вся работа по физическому воспитанию студентов в вузах проводится кафедрой физического воспитания и студенческим Спортивным клубом. Деятельность их Должна быть согласован­ной. Кафедра обеспечивает учебно-воспитательную работу во время обязательных и факультативных занятий и оказывает постоянную практическую и методическую помощь студенческим общественным организациям.

В высших учебных заведениях физическое воспитание осу­ществляется в следующих формах:

Учебные занятия включают:

  • практические занятия;
  • теоретические занятия (лекции, методические занятия);
  • дополнительные занятия (индивидуальные и групповые).

    Внеучебные занятия включают:

  • физические упражнения в режиме рабочего дня студента (выполнение комплекса упражнений гигиенической гимнастики, вводной гимнастики и физкультурных пауз);
  • самостоятельное использование студентами средств физической культуры;
  • участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спартакиадах, спортивных праздниках, соревнованиях по видам спорта, турпоходах, конкурсах и др.

Использование названных форм физической культуры должно обеспечить выполнение студентами двигательной активности в объеме 8-10 ч в неделю

Главными условиями эффективного проведения занятий по физической культуре являются:

— рациональное планирование содержания учебного материала, включающего основные задачи, средства, методы его освоения, оптимальный объем, интенсивность и последовательность физических нагрузок, способы регулярного контроля и самоконтроля усвоения знаний, умений, навыков, уровня развития физических качеств, а также самочувствия студентов;

— умелая организация и квалифицированное руководство занятиями физической культурой, обеспечивающее эффективное обучение, воспитание и психофизическое развитие студентов, формирование устойчивого и глубокого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

— создание положительного эмоционального фона и комфортности для занимающихся;

— соблюдение гигиенических требований и правил техники безопасности.

Распределение студентов по учебным отделениям

На основании медицинского осмотра, с учетом физической подготовленности и физического развития, пола и спортивных интересов студенты распределяются на учебные отделения: основное, подготовительное, спортивное, специальное, ЛФК.

В основное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности.

В подготовительное отделение зачисляются студенты подготовительной медицинской группы и основной с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленностью. Эти отделения комплектуются на основе медицинского заключения и результатов контрольного тести­рования в начале учебного года.

Численность учебной группы основного и подготовительного отделений должна составлять 15-18 человек на одного преподавателя.

В специальное учебное отделение зачисляются студен­ты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной меди­цинской группе. (не менее двух раз ву год проходить медицинский осмотр и предоставлять преподавателю документы).

СМГ комплектуются с учетом пола, характера заболеваний, уров­ня функциональной подготовленности (по реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку).

Численность учеб­ной группы специального отделения должна составлять 8-12 человек на одного преподавателя. Принято осуществлять комплектование групп по нозологи­ческим формам. Условно эти группы обозначают как «А», «Б» и «В»:

в группе «А» занимаются студенты, имеющие заболева­ния органов зрения, ЛОР-органов, сердечно-сосудистой и ды­хательной систем, нарушения функций эндокринной и нерв­ной систем;

в группу «Б» зачисляются студенты с заболеваниями ор­ганов брюшной полости, малого таза и почек, с нарушениями жирового и водно-солевого обмена;

в группе «В» занимаются студенты, заболевания которых связаны с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сни­жением двигательной функции.

Студенты, отнесенные по данным медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК), направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлинике или поликлиниках города по месту проживания. Посещаемость занятий студентами лечебного учреждения контролируется преподавателями специального учебного отделения и врачом кафедры физического вос­питания по врачебному контролю в конце каждого семестра.

В спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы по их желанию, имеющие предпосылки для углубленных занятий одним из видов спорта. Численность группы в отделении — 6-12 человек в зависимости от спортив­ной квалификации.

Отдельным студентам с хорошей физической подготовкой решением кафедры и на основании поданного ими заявления может быть предоставлено право заниматься в спортивных секциях за пределами вуза. Им разрешается не посещать толь­ко практические занятия по физической культуре при условии положительной динамики результатов во время сдачи зачетных нормативов и теоретических знаний в пределах программы со­ответствующего курса.

Распределение программного материала

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в цикле общих гу­манитарных дисциплин физической культуре на весь период обучения выделено 560 ч. Планирование учебного процесса осуществляется из расчета 140 ч в год (6-6-2-2-лекции и 134-134-138-138 практические занятия) – для основного, подготовительного и специального отделений. В учебном времени сту­дента занятиям по физической культуре отводится не менее 4 ч в неделю. Планирование в спортивном учебном отделении осуществляется с учетом спортивной квалификации и видов спорта. В группах спортивного отделения могут заниматься одновременно студенты разных курсов и факультетов. В группах спортивного совершенствования (мс, кмс) планируется не более 560 ч. (14-16 в нед.); учебно-тренировочных группах (кмс, 1р) до 480 (12-14), (1-2 р) – до 360 (10-12), (2-3р) – до 240 (6-8); группы спортивной специализации – до 210 (6); игровые виды спорта – согласно спортивной квалификации (6-16 в нед).

1 Академические (аудиторные) занятия в сетке учебного расписания:

— Теоретические занятия (лекции, методические уроки, консультации)

— Практические занятия:

Урочные занятия, состоящие из методико-практичесого и учебно-тренировочного разделов.

Методический раздел направлен на освоение методики подбора ФУ и видов спорта; составление комплексов ОРУ и СУ; умение осуществлять контроль и самоконтроль в процессе занятий, страховку и самостраховку; освоение навыков судейства соревнований.

Учебно-тренировочные занятия направлены на повышение уровня ФП; освоение техники ВС; подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях; освоение и совершенствование навыков ППФП в соответствии с требованиями специальности.

Содержание:

Основное отделение

ОФП, СФП, ВС (гимнастика, легкая атлетика, атлетическая гимнастика, спортивная игра, лыжный спорт, плавание, подвижные игры и эстафеты), ППФП, Современные оздоровительные системы, контроль в процессе занятий.

Подготовительное отделение

ОФП, спциально-подготовительные упражнения, коррегирующая гимнастика, ВС (аэробика, гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивная игра, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание), подвижные игры и эстафеты, ППФП, современные оздоровительные системы, контроль в процессе занятий.

Специальное отделение

ОРУ, СУ, коррегирующая гимнастика, современные оздоровительные системы, элементы различных видов спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, подвижные игры и эстафеты), ППФП, массаж и самомассаж, контроль в процессе занятий.

Спортивное отделение

Тематика практических занятий разрабатывается с учетом специфики видов спота

2 Практические неурочные занятия

— ФУ в режиме дня (зарядка, атлетические занятия, оздоровительное плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и т.д.)

— занятия в спортивных секциях, тур.клубах, оздоровительных, атлетических и других группах ОФП и СФП на платной основе;

— внутирвузовские споритвно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования по календарю спортивного клуба;

— самостоятельные занятия

Аттестация

Студенты всех учебных отделений в конце каждого семестра сдают зачеты. Результаты зачета заносятся в ведомость и зачетную книжку студента. В содержание зачетных требований включается:

систематическое посещение учебных занятий;

знание теоретического и методического разделов программы;

усвоение профессионально-прикладных навыков определения физического развития и работоспособности организма;

овладение техникой изучаемых физических упражнений;

усвоение навыков по использованию средств физиче­ской культуры в оздоровительных целях, в профессионально-прикладной подготовке и физкультурно-спортивной деятель­ности;

самостоятельное еженедельное выполнение рекомендуе­мого объема физических нагрузок;

выполнение контрольных нормативов и требований по об­ щей и профессионально-прикладной физической подготовке.

Овладение практическим учебным материалом проверяется в ходе выполнения студентами контрольных нормативов в условиях соревнований. К выполнению нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия (не менее 70% от общего количества практических занятий) и получив­шие необходимую физическую подготовку (тренировку).

Сту­денты подготовительной медицинской группы, не выполнив­шие контрольные нормативы по состоянию здоровья, могут быть аттестованы положительно при условии систематическо­го посещения занятий. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, сдают зачетные требования теоретиче­ского раздела программы.

Зачетные нормативы разрабатываются методической ко­миссией кафедры физического воспитания. При зачете учиты­вается любой результат, показанный студентом, при условии, что от семестра к семестру выявлялась его положительная ди­намика.

Основные средства общей и корригирующей физической подготовки для студентов специального учебного отделения

Методика проведения занятия физической культурой в СМГ и подбор физических упражнений имеют некоторые особенно­сти. Так, основная часть урока в СМГ короче, а подготовитель­ная и заключительная части примерно в 2 раза и более длин­нее, чем в основном и подготовительном отделениях. Органи­зация занятия в СМГ, подбор средств физической подготовка осуществляются в зависимости от характера и выраженность структурных (вызванных заболеванием) и функциональных изменений, а также реакции сердечно-сосудистой системы студентов на физическую нагрузку.

Особенности занятий в СМГ включают:

постепенное наращивание физических нагрузок, обеспечивающее тренирующее воздействие на организм;

использование индивидуально-дифференцированного подбора и дозировки упражнений в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности студентов, индивидуальных противопоказаний (приложение 1);

проведение систематического врачебно-педагогического контроля и самоконтроля студента за реакцией организма на нагрузку по ЧСС (ЧСС и АД два раза в семестре) во время за­нятий физкультурой (приложение 2);

осуществление начала каждого последующего занятия на фоне полного восстановления или «сверхвосстановления», ха­рактеризующегося повышенной работоспособностью.

Индивидуально-дифференцированные физические упраж­нения являются биологическим стимулятором, усиливающим защитно-приспособительные реакции организма. Такие упраж­нения оказывают трофическое и компенсаторное действие на организм студента. Упражнения активизируют трофическую функцию нервной системы, улучшают процессы ферментатив­ного окисления, стимулируют иммунную систему, мобилизу­ют пластические процессы и регенерацию тканей, нормали­зуют обмен веществ. Компенсаторное действие упражнений обусловлено активной мобилизацией всех механизмов орга­низма и формированием устойчивой компенсации пораженной системы или органа.

Основными видами физических упражнений в СМГ явля­ются: циклические аэробные нагрузки для тренировки кардиореспираторной системы преимущественно на открытом воздухе или в бассейне (дозированная ходьба, ходьба на лы­жах, плавание, занятия на велотренажере, оздоровительная аэробика); силовые упражнения, тренирующие мышечную систему; упражнения на гибкость для профилактики заболева­ний опорно-двигательного аппарата. Обязательными являются индивидуальные для каждого студента общеразвивающие и специальные корригирующие упражнения; релаксационные упражнения, снимающие эмоциональное и умственное пере­напряжение; дыхательные упражнения, позволяющие быстро увеличивать функциональные возможности организма и до­стигать наибольшего объема физической нагрузки с наимень­шей затратой энергии.

Ходьба.

Общеразвивающие упражнения.

Специальные упражнения.

Дыхательные упражнения.

Оздоровительная аэробика

Атлетическая гимнастика.

Плавание.

На учебно-тренировочных занятиях используются элементы спортивных (настольный теннис, бадминтон, волейбол и др.) и подвижных игр, ходьба на лыжах.

Общими противопоказаниями для занятий физкультурой являются:

температура тела 37,1 °С и выше;

обострение хронического заболевания;

сосудистый криз (гипертонический, гипотонический);

нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (110 уд./мин и выше), брадикардия (менее 50 уд./мин), аритмия (экстрасистолы с частотой более 1 в минуту);

болезненные состояния (головная, желудочная и другие

Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня

Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня в вузах проводятся с целью улучшения здоровья и физического разви­тия, повышения активности и работоспособности студентов. Эти мероприятия осуществляются в форме утренней гимнастики (зарядки), вводной гимнастики, физкультурных пауз в процес­се дневных и вечерних занятий, во время производственного обучения и практики. Каждое из них состоит из небольшого комплекса несложных, доступных всем студентам физических упражнений. Основными методическими требованиями являются систематичность проведения комплексов и точность выполнения упражнений.

Мероприятия в режиме дня осуществляются самостоятельно и группами. Групповые занятия проводят инструкторы-общест­венники из числа студентов, подготовленных преподавателями кафедры физического воспитания.

Занятия во внеучебное время

Занятия во внеучебное время в спортивных секциях органи­зуются студенческими спортивными клубами (коллективами физкультуры) вузов при помощи кафедры физического воспита­ния. Они проводятся по многим видам спорта и связаны со всей работой по физическому воспитанию студенчества. Основу со­держания учебно-тренировочных занятий составляют програм­мы спортивных секций коллективов физической культуры. Занятия в секциях носят добровольный характер.

Вузы проводят большое число спортивных соревнований. Наиболее массовыми являются соревнования по учебным нор­мативам, отдельным видам спорта, комплексные спартакиады и др. Вузовские спортивные коллективы принимают также уча­стие в городских, областных, республиканских, всесоюзных и международных соревнованиях.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия проводятся в вузах в течение всего учебного года в виде организации летних и зимних оздоровительно-спортивных лагерей, путешествий, прогулок, экскурсий, походов выходного дня, физкультурных выступлений и праздников, игр, спортивных развлечений, соревнований и т. д. Все они осуществляются в пла­новом порядке, отличаются массовым участием в них студентов и играют большую роль в укреплении их здоровья, повышении работоспособности, воспитании навыков самостоятельного при­менения средств физического воспитания.

Кроме обязательных и факультативных занятий по физическому воспита­нию, в высших учебных заведениях практикуется организация самостоятельных занятий студентов. Основная задача направлена на повышение двигатель­ной активности и работоспособности студентов, расширение запаса их двига­тельных умений. В период экзаменационных сессий, каникул и производствен­ной практики, когда академические занятия со студентами не проводятся, само­стоятельные занятия рекомендуются в виде ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, игр, бега умеренной интенсивности, прогулок, утренней ги­гиенической гимнастики. Для этого предоставляются в распоряжение студентов спортивные сооружения, и обеспечивается методическое руководство силами общественных инструкторов-методистов из числа подготовленных активистов спортивного клуба. Со студентами специального отделения самостоятельную форму занятий рекомендуется практиковать в виде выполнения домашних за­даний. Кроме решения общих задач, они направлены на устранение индивиду­альных отклонений в физическом развитии и последствий от перенесенных заболеваний. Преподаватель индивидуализирует эти задания и определяет со­став физических упражнений в соответствии с особенностями заболевания студента. Домашние задания обновляются каждые 2—3 недели, постоянно про­веряются и оцениваются преподавателем.

Дополнительные занятия организуются для отстающих и слабоподготовленных студентов. Их задачи — укрепление здоровья и воспитание физических качеств, необходимых для освоения программного материала и выполнения нормативных требований.