Общая психология 2014.04.09
Тема:Когнитивные стили
Как работают мышление и высшие познавательные способности человека с учетом ее / его индивидуальных способностей и как это сказывается на продуктивности.
При выполнении задач работают и мышление, и память, и воображение, и речь, и внимание, и восприятие, и даже ощущение – активизируются все познавательные возможности. Но они работают не сами по себе, не в вакууме, а встроены в конкретную личность. Все познавательные механизмы работают через посредника. Личность влияет двояко: либо стимулирует умственную активность, либо же в силу опыта, привычек, страхов, неправильных установок губит от природы хорошие способности и не дает интеллекту проявиться в реальной ситуации.
Когнитивные стили – новое понятие в психологии. Оно возникло в 1950х и связано с несколькими событиями. Первую половину ХХ века психологи активно изучали интеллект как сплав всех познавательных возможностей в отрыве от его носителя – это была довольно грубая абстракция: «Высокий IQ– хорошо, низкий – плохо». Личность не учитывалась – соответственно, изучалось то, чего не существует. К середине ХХ века поняли, что так больше нельзя.
Обыватели-непсихологи до конца не понимают суть понятия IQи преувеличивают значимость результатов теста. Люди же с психологической практикой знают, что индивидуальный опыт оказывает серьезное влияние на проявление интеллекта.
Социально-исторический посыл после Второй Мировой войны – всплеск интереса к личности, что особенно проявилось в Европе. На первый план вышли гуманистические ценности: каждая ценна сама по себе – не как винтик в устройстве государства, а по праву своего рождения; каждая индивидуальность имеет право на собственную жизнь. Объектом внимания стали психологические особенности человека.
В первой половине ХХ века довольно-таки строго смотрели на то, умная ты или глупая. Население европейских и американских стран принудительно прогоняли через тесты. Дискриминативный оценочный подход определял социальное положение. Во второй половине ХХ века люди пришли в чувство и поняли, что часто в житейских ситуациях не так важно получение нормативного результата, сколь понимание того, каким образом задача решена: как действовал(а) человек, что привело к успеху. Не результативный, а процедурный подход – серьезный парадигмальный поворот. Признали, что нет умных и глупых, а есть разные типы ума, разные сорта интеллекта, и каждая умна по-своему, согласно умственному разнообразию.
Личность в социальной психологии
... первые десятилетия XX века изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследования познавательных процессов и состояний ... других личностных свойств. Экспериментальный период в исследовании личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он ...
Понятие «стиль» довольно интегральное: оно характеризует целостную картину, целостную деятельность человека. Стиль – характеристика того, как человек себя миру являет. Чаще психологу интереснее посмотреть, как человек работает с информацией (безоценочное наблюдение), чем на итоговый результат.
Когнитивный стиль – относительно устойчивый, индивидуально-специфичный способ сбора, переработки, категоризации, хранения, осмысления информации об окружении.
КС – то, как человек перерабатывает информацию, а не что из нее получает. То, каким вы стилем обычно пользуетесь, не зависит от того, с какой информацией вы имеете дело.
Понятие «когнитивный стиль» противопоставлялось использовавшемуся раньше понятию «интеллект». Коэффициент интеллекта – униполярное измерение. За начало шкалы берется 0 (хотя и людей с нулевым интеллектом не существует, но это максимальный минимум).
Потолок интеллекта определить сложно. Полюс только один. Когнитивные стили – биполярное измерение. Полюсов – два. Биполярная шкала. Посередине – некий ноль: отсутствие выраженности качества. По обе стороны от нуля расходится выраженность разных полюсов.
Первоначально в определение заложена идея безоценочности. Когнитивные стили никак не связаны с успешностью: вы и ваша соседка по парте могли обе придти к правильному ответу, но разными путями. Когнитивные стили можно сравнить с цветом волос: нельзя определить, какой помогает выживать лучше, а какой хуже – это просто показатель разнообразия.
Считается, что когнитивный стиль устойчив и с возрастом не меняется. Когнитивных стилей у каждой человека несколько. Именно «веер» когнитивных стилей формирует интеллектуальное разнообразие, уникальный умственный портрет. Когнитивные стили не конкурируют между собой, а обслуживают разные интеллектуальные задачи. Например, когда вы рисуете, то используете другой когнитивный стиль, чем во время бега.
Рекомендуемая литература:
Марина Холодная «Когнитивные стили: о природе индивидуального ума»
Разные авторы насчитывают разное количество когнитивных стилей. Холодная предложила удобную классификацию. Она считает, что есть 10 пар главнейших когнитивных стилей. Почему пар? Каждый стиль существует в двух ипостасях.
ОСНОВНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ
Полезависимость – поленезависимость
Этот когнитивный стиль тесно связан с другими когнитивными характеристиками человека. Ключевое слово – поле. Понятие поля привнесено в психологию гештальт-психологами (Курт Левин) и заимствовано из физики. Человек находится не в вакууме, а под влиянием неких психологических сил. Организованные рядами парты – перцептивное поле: легче сесть на свободный стул (вписаться в перцептивное поле), чем сокрушить все вокруг и разместиться иначе. Социальное поле – люди, которые ведут себя по отношению к нам независимо от нас.
Оказывается, что люди очень по-разному реагируют на окружающее их поле. Полезависимые – те, кто подпадают под влияние внешнего поля и втягиваются в него, растворяются в нем, теряя свои собственные цели, задачи. Поленезависимые – те, на которых внешнее поле мало влияет, они более самостоятельны. Люди, которые легко вычленяют фигуру из фона – например, находят одногруппницу быстро, не отвлекаясь на занавески, бутылку с соком, рингтон чьей-то мобилки – более независимы по отношению к происходящему в поле. Полезависимые люди же втягиваются в поле и действуют в соответствии не с внутренними задачами, а с теми, что предлагает поле.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Генри Уиткин первым начал изучать этот когнитивный стиль экспериментально.
Самый известный эксперимент – «стержень – рамка». Человек-испытуемая помещается в темную комнату, где нет ничего, кроме светящейся прямоугольной рамочки, в которой находится светящийся стержень. Экспериментатор изменяет положение рамки и стержня. Испытуемую просят привести стержень в вертикальное относительно сил гравитации положение. В чем сложность? Не на что ориентироваться: в темноте не видно стен, не хватает зрительной информации. В перцептивно сложной ситуации люди распадаются на две группы: одна ориентируется на видимое поле – рамку – и смещает стержень параллельно стенок рамки; другая оказывается устойчива к искажениям внешнего поля и ориентируется на свои кинестетические и вестибулярные ощущения, а не внешнюю видимость.
Второй эксперимент. Испытуемая сидит на стуле. Экспериментатор может отклонять стены или стул с испытуемой от вертикали. Стул и стены перекосили, задача испытуемой – вернуть себя в вертикальное положение относительно гравитации. Одни ориентируются на стены (внешнее поле, видимость), а другие, презрев кривые стены, усаживает себя прямо, ориентируясь на проприорецепцию.
Несмотря на изначальные политкорректные установки, вы почувствовали, что поленезависимыми быть лучше, потому что они более самостоятельны, удерживают свою собственную когнитивную задачу, структурируют реальность под свои задачи, выполняют то, что нужно, более автономны, помехоустойчивы, их сложнее сбить. Поленезависимость сильно коррелирует с интеллектуальной успешностью.
Поленезависимость нарастает с возрастом. Дошкольники полезависимы: поленезависимость проявляется у них с началом обучения. Взрослые, хотя и не все, более поленезависимы, чем дети.
Вопреки изначальным представлениям об устойчивости характеристики, поленезависимость можно натренировать. У каждой есть предрасположенность действовать определенным образом. Первое, что происходит во всех ситуациях – полезависимая реакция. Но при этом, если надо, можно потратить большее количество психического ресурса, отрефлексировать, как действовать, и действовать иначе.
Психологи любят диагностировать поленезависимость. Первоначальные процедуры громоздкие – их не проведешь где угодно, поэтому используют бумажные бланки.
Фигуры Готтшальдта (полевключенные фигуры) – тест на тему переструктурирования зрительного перцептивного поля. Человек вылавливает из сложного графического месива ту фигуру, которая нужна. Полезависимые люди с трудом справляются с этой задачей, потому что начинают рассматривать детали, переносятся в поле. Они тратят много времени на такие задания, очень истощаются и делают много ошибок. Поленезависимые решают задачу быстро и безошибочно. Они игнорируют ненужное в поисках образца.
Проблема многих развитых стран с высоким уровнем доходов населения – ребенок в пору, когда должна нарастать поленезависимость (7-10 лет), часто использует IPod, где надо просто «проглотить» структурированное поле. В итоге он(а) не может выделять структуры самостоятельно – например, вдумчиво читать текст.
Человек в перспективе меняющегося мира
... объемом знания о сущем. Такой эпистемологический опыт позволяет делать более зримым, реально воспринимаемым онтологизированный мир — развивающийся мир бытия. Вменяя этому миру черты “эволюционного целого”, мы тем ... идеей, наступательным оружием и языковой общностью”. Концепция, созданная одним человеком или группой людей становилась целой культурой, а порой и сущностью мировоззрения целого класса. ...
Есть разные личностные корреляты полезависимости и поленезависимости.
Поленезависимые люди более независимы в общении. Предпочитают решать умственную задачу в одиночестве. Как правило, решение хорошее. Поленезависимые предпочитают в команду не лезть, потому что она им мешает.
Полезависимые склонны прибегать к помощи других людей, кооперации. Если у полезависимой и поленезависимой расходятся ответы, то единственное, что сможет сделать поленезависимая – навязать свой ответ. Полезависимая скорее попросит объяснения. Компенсаторная стратегия полезависимых: полезависимые используют социальные навыки как компенсаторные – более склонны к кооперации, компромиссам, менее доминируют.
Импульсивность – Рефлективность
Данный когнитивный стиль характеризует особенности принятия решения в ситуации выбора из множества альтернатив, когда много разных решений, но ни одно из них не является очевидным: нет однозначно выигрышных, нет однозначно проигрышных – каждое нужно детально прорабатывать. Импульсивные люди, когда перед ними встает такая задача, принимают любое решение очень быстро, «пальцем в небо» – выигрыш временной. Рефлективные люди работают медленно: шаг за шагом перебирают варианты, сравнивают, возвращаются к началу, перепроверяют себя. Они тратят много времени, но их результат оптимальный – самое точное решение с учетом всех мелочей.
Социум предпочитает рефлективный стиль, но все зависит от типа задачи. Если нельзя медлить и нужно быстрее остановиться на каком-то решении, чтобы не потерять все – например, купить квартиру в условиях стремительного роста цен на недвижимость – предпочтительнее импульсивный стиль. Если речь идет о выборе, где высока цена ошибки – например, проектирование самолета – предпочтительнее рефлективный стиль: нельзя что-нибудь да как-нибудь «на глазок», нужно миллион раз перепроверить. Решение, принятое при следовании рефлективному стилю, безупречное и максимально точное.
Допустим, вы хотите купить диван. У вас есть некие требования к тому, каким он должен быть: цвет, размеры, цена. Вы приходите в магазин, там много диванов, но ваши запросы удовлетворяют примерно шесть, при этом ни один из них не является «диваном мечты». Импульсивная выбирает быстро: «Какая разница, это всего лишь диван! Все подходит, лишь бы на полу не спать». Рефлективная измучает продавца, все измерит, придет домой, вырежет из бумаги макет и примерит к нужному месту, придет в магазин еще раз, посоветуется с родственниками – соберет и структурирует всю информацию и выберет себе СУПЕР-ДИВАН.
Иногда когнитивный стиль бывает не вполне подходящим к ситуации. Первоначально когнитивные стили предполагались как биполярное измерение. Но бывает, что полюса когнитивного стиля расщепляются: измерений становится четыре, а не два. Если брать «импульсивность – рефлективность», то рефлективная – «медленная, точная», импульсивная – «быстрая, неточная». Но в реальности вариантов больше: импульсивность бывает «быстрая, неточная» (классический вариант) и «быстрая, точная» (суперчеловек); рефлективность распадается на «медленную, точную» (классический вариант) и «медленную, неточную» (не повезло).
Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева
... Целью данной работы является анализ духовного одиночества человека в современном мире по рассказу В. Астафьева «Людочка». Задачи ... мировосприятия писателя, его творческого метода, жанровой системы, образности и стиля; - проанализировать воздействие традиций русской классической литературы на ... возможно и целесообразно. 2 1.2. Влияние личного опыта на творчество писателя Судьба В.Астафьева впитала в ...
Когнитивные стили в реальности – квадриполярные измерения.
Рефлективность увеличивается с возрастом. Маленькие дети более импульсивны, чем взрослые: если нашли решение, то хватаются за него и не склонны перепроверять. Рефлективность – приобретаемое по мере обучения и социализации качество.
Метод диагностики «импульсивности – рефлективности» – тест Кагана, сравнение похожих рисунков. Принцип простой: человеку предъявляется контурное изображение знакомого объекта – кораблик, цветочек, собачка. Рядом с изображением эталона предъявляется 6 или 8 изображений такого же предмета, но с отличиями: не хватает деталей, некоторые излишни. Каждый из рисуночков, кроме одного, чуть-чуть отличается от эталона. Надо найти тот, который в точности копирует эталон. Импульсивные дают ответ быстро и часто ошибаются, рефлективные дают ответ медленно и редко ошибаются.
Толерантность – нетолерантность к нереалистическому опыту
Толерантность к нереалистическому опыту – толерантность по отношению к познавательной реальности. Нереалистический опыт – опыт, который противоречит представлениям и возможностям человека. Вы знаете, что может произойти, а что вряд ли случится. Вы знаете, по каким правилам мир с вами играет. То, что вы приедете в незнакомый город впервые и именно там встретите друга детства – ситуация маловероятная, но не невозможная. Вероятное событие – вы спуститесь в кафе и не удивитесь, обнаружив кафе на его обычном месте. Но при этом вряд ли вы ожидаете, что выйдете во дворик – а там Эйфелева башня, потому что это сложно объяснить, исходя из ваших знаний о мире. Опыт, воспринимающийся как нереальный – «вилка»: с одной стороны, вы видите Эйфелеву башню, и это ваш опыт; с другой – вы должны объяснить, как это произошло, вписать свой новый опыт в знания о действительности (галлюцинация, декорация, оптическая иллюзия).
Одни люди толерантны к нереалистическому опыту: не закрываются от него, несмотря на неочевидность. Их возможная реакция: «Ну да, Эйфелева башня. Бывает. Прикольно – с доставкой на дом. Как это могло получиться?». Они склонны исследовать. Другие люди не толерантны к нереалистическому опыту: у них жесткая система представлений о мире («люди в футляре»), они не готовы менять свои ригидные представления. Если мир не вписывается в их представления – это проблема мира, а не их самих. Возможная реакция: «Да какая Эйфелева башня? Показалось. Надо больше спать, а то мерещится» или «Даже говорить не хочу, так не может быть и точка!». Граница между ними и миром непроницаема – миру не достучаться до человека. Человек живет не в мире реальности, а в мире мнений.
Жизнь не обещает, что будет соответствовать твоим представлениям о ней. С точки зрения познания более выигрышная ситуация – исследовать мир и менять свои представления о нем, а не требовать у него играть по установленным правилам. В то же время система представлений о мире, внутренне непротиворечивых и связанных друг с другом, копится годами. При столкновении с ситуацией, которая «противоречит реальности», нужно перестраивать систему представлений о жизни. Для человека это может быть слишком сложно, ей / ему легче «выплюнуть» действительность.
Формирование толерантности в молодежной среде.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ...
... отечественном и зарубежном интеллектуальном сообществе сформировалась своеобразная «мода на толерантность». В современном мире толерантность понимается как сложный культурно-психологический комплекс, в основании которого ... и уважение убеждений и действий других людей. В социальном контексте толерантность - это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения ...
Можно сказать, что более выгодна толерантность к нереалистическому опыту. Люди, которые творчески активны и стоят на передовом крае науки, искусства, воспринимают новые идеи, какими бы дикими эти идеи ни были, не говоря: «какая гадость, ужас!». Но крайняя степень принятия новизны, когда любая диковина воспринимается, как должное – не удивляет, не детектируется как необычное, а все события в мире равновероятны – это не столь толерантность к нереалистическому опыту, сколь признак психотических нарушений. В частности, при шизофрении человек реально ожидает любого события, а любое странное явление не вызывает у нее / него ориентировочной реакции.
У одаренных людей с высокой толерантностью к нереалистическому опыту неслучайно чаще диагностируются психотические патологии.
Можно ли детей считать более толерантными к нереалистическому опыту? В раннем возрасте люди готовы принять любое допущение из-за недостатка информации о жизни, а по мере приобретения систематичного образования становятся менее толерантными к нереалистическому опыту, потому что узнают больше об устройстве мира. Понятно, что знания не конечны – они могут и должны изменяться, но взрослые чуть больше ожидают от мира. Также с измерением толерантности – нетолерантности к нереалистическому опыту связаны трудности диагностики у детей.
У взрослых нетолерантность к нереалистическому опыту диагностируется несколькими способами. Первый способ – использование инвертоскопа. Инвертоскоп – специальные очки, которые в зависимости от устройства линз либо переворачивают видимую картинку мира сверху вниз «с ног на голову», либо меняют право и лево; а для тех, кто любят извращения, предлагается смещение оси – изображение искривляется. Использование инвертоскопа – довольно сильное переживание, поскольку является нереалистическим опытом. Для некоторых особо чувствительных это настолько травматично, что появляется тошнота, другие боятся двигаться из-за дезориентации. Но если ходить с инвертоскопом несколько часов или дней, то вы перестанете замечать подмену, «неправильность мира». Несмотря на то, что очки врут относительно мира, вы научитесь эффективно действовать в нем. Толерантные к нереалистичному опыту адаптируются быстрее, чем нетолерантные.
Другой способ более человеколюбивый. Он основан на феномене кажущегося движения (фи-феномен Вертгеймера).
Используется принцип мультипликации. Человеку предъявляют чередующиеся изображения – предположим, бегущей лошади. Сначала – с большой паузой. Человек видит, что это две разные картинки. Затем скорость предъявления увеличивают, паузу сокращают. В определенный момент человек начинает видеть движение лошади, а не чередование картинок, что противоречит знанию о том, что движения нет. Толерантные люди начинают видеть движение раньше, чем нетолерантные.
Узкий – широкий диапазон эквивалентности
Все люди как-то категоризуют мир. Аналитики предпочитают ориентироваться на различия между объектами. Аналитики дробят реальность, выделяют много категорий, потому что им кажется, что все объекты существуют независимо, друг на друга непохожи. У синтетиков широкий диапазон эквивалентности – они склонны ориентироваться на сходство между объектами: им кажется, что, несмотря на разнообразие, объекты схожи.
1.Когнитивная лингвистика
... — культуру и общественное поведение людей, мировоззрение и целостную картину мира, возникающую в сознании;2) люди, говорящие на разных языках, создают различные картины мира, а потому являются носителями различных ... и ограничивает познавательные возможности человека. Язык, по мнению Л. Вайсгербера — сеть, которую человек набрасывает на внешний мир в процессе познания, т. е. человек познает и делает ...
Для диагностики используется тест свободной сортировки объектов (Гарднер).
Человеку предлагают определенное количество реальных объектов и просят их рассортировать так, как кажется правильным. Аналитики (с узким диапазоном эквивалентности) выделяют огромное количество разных категорий с малым количеством предметов в каждой. Синтетики формируют мало групп, но в каждой «куче» очень много предметов. Поскольку с реальными объектами работать не всегда удобно, в модификациях теста используются карточки с названиями.
Когнитивная простота – когнитивная сложность
Этот когнитивный стиль характеризует то, как человек ориентируется в мире. При оценке каждого объекта мы пытаемся его вписать в разные категории. У нас много разных «линеечек», которыми мы пользуемся, выделяя разные объекты.
Некоторые люди прогоняют объекты через большое количество линеек: у них очень сложная система внутренней категоризации. А другие оценивают объект, используя ограниченный набор критериев: «черное – белое», «хорошее – плохое», «опасное – выгодное». Это – когнитивная простота.
С возрастом, по идее, когнитивная сложность нарастает.
Стиль напрямую вытекает из теории личностных конструктов Джорджа Келли.
Ann Horban