Сопоставительный метод

Лекция 8 Современные методы исследования в языкознании

Описательный метод

Составные части – наблюдение, обобщение, интерпретацияиклассификация

Приемы внешнейинтерпретации – 2 вида:

  1. по связи с неязыковыми явлениями (социологические, логико-психологические и артикуляционно-акустические приемы);
  2. по связи с другими единицами языка, внешними для единиц изучаемого яруса (приемы межуровневой интерпретации, дистрибутивная методика).

Приемы внутреннейинтерпретации – 3 вида:

  1. приемы классификации и систематики;
  2. приемы вскрытия строения выделенных единиц и категорий, их образцов: а) парадигматические приемы, в том числе оппозиционный и прием семантического поля; б) синтагматические приемы, в том числе позиционные;
  3. приемы преобразований, в том числе трансформационная методика.

Также — контрастивный метод

Основные приемы сопоставительного изучения языков:

  1. установление основания сопоставления,

Прием языкового сопоставления

Прием признакового сопоставления

При исследовании двусторонних единиц – 2 подхода:

  • формально-семантический (от формы к значению),
  • функционально-семантический (от значения к форме).
  1. сопоставительная интерпретация,
  • методика параллельного изучения,
  • структурная интерпретация, в том числе типологическая характеристика,
  • стилистическая интерпретация.
  • типологическая характеристика (с применением классификационного приема): морфологическаяисинтаксическаяклассификации (SVO,SOV).

Методы и принципы диахронического анализа. Сравнительно-исторический метод

Цель — объяснениеязыковых фактов

Важнейшие приемы сравнительно-исторического метода: а) установление генетического тождества сопоставляемых звучащих единиц и звуков и отграничение фактов заимствования и субстрата; б) реконструкция древнейшей формы; в) установление абсолютной и относительной хронологии.

Принципы и приемы этимологического анализа, составление этимологических словарей

Культурно-исторический анализ с приемами исторического комментирования.

11 стр., 5104 слов

Методики психологической диагностики готовности к школьному обучению лиц с ОВЗ

... программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» ... как этап в организации последующей индивидуализации обучения. Необходимо исключить практику приема в школу, противоречащую интересам ребенка, нарушающую его конституционные права, ...

используются приемы других методов – типологического, статистического, лингвогеографического и др.

Конструктивные (структуральные) методы

Возникновение этих методов в языкознании связано со стремлением использовать при изучении языка приемы точных наук, в частности математики. Одно из основных положений математического конструктивизма заключается в возможности и необходимости конструирования и моделирования теоретических объектов (например, структурные схемы предложения).

Необходимость в моделировании возникает там, где объект науки недоступен непосредственному наблюдению. Модель является идеализацией объекта и отражает только существенные его стороны. Она должна быть формализованной: в ней должны быть заданы исходные объекты и правила обращения с ними, чтобы ее можно было реализовать на ЭВМ. Ценность модели связана с ее объяснительной силой, применимой к максимально возможному числу объектов и явлений. При недостаточной объяснительной силе выдвигается новая, более рациональная модель.

В конструктивных методах языкознания исходным объектом изучения чаще всего являлось предложение в виде его теоретической модели, поэтому этими методами исследовался главным образом синтаксис предложения, а также те явления семантики и словаря, которые непосредственно связаны с предложением. Начиная с глоссематики, конструктивные методы все шире используются для построения теоретической модели языка в целом.

Еще одной концептуальной особенностью конструктивных методов является понимание языка как динамической системы, в которой законы построения предложения-высказывания признаются универсальными, в то время как национальные, исторически изменчивые особенности языка рассматриваются как форма реализации этих универсальных закономерностей.

Наиболее ярко конструктивные подходы к языку реализовались в генеративных, илипорождающих грамматиках(50-60-е гг. ХХ в.).

Один тип этих грамматик связан с теорией Н. Хомского. В основе создания подобного типа грамматик лежит идея о том, что многообразие синтаксических типов в естественных языках покоится на относительно простой системе ядерных типов, преобразуемых с помощью небольшого числатрансформационных правил. При этом под трансформацией обычно понимают формальные операции, которые следует произвести над ядерной конструкцией, чтобы получить более сложные предложения, называемыетрансформами. Например, из ядерного предложенияУченик читает книгус помощью ряда трансформаций можно получить такие трансформы:

  1. Книга читается учеником. – 2. Ученик читал книгу. – 3. Ученик будет читать книгу. – 4. Книга будет прочитана учеником. – 5. Чтение книги учеником. – 6. Ученик не читает книгу. – 7. Читает ли ученик книгу? – 8. Кем будет прочитана книга? – 9. Ученик, читающий книгу. – 10. Книга, прочитанная учеником. и т.д.

В трансформационных порождающих грамматиках различают два уровня синтаксиса – глубинныйиповерхностный. Задача грамматики – выявление всех глубинных и поверхностных структур и установление между ними строгого соответствия. Насчитывают около двух десятков основных трансформаций, в результате которых получаются основные типы синтаксических конструкций разных языков.

5 стр., 2095 слов

Вудвортс Р., Шлосберг Г. Методы шкалирования

... которым Титченер посвятил целый раздел своей книги. Понятно, что этот метод подвержен тем же ошибкам, что и метод фракционирования. В самом деле, метод деле­ния интервала пополам очень ... ранжированию. Одной из первых работ, связанных с методом ранжирования, была работа Кэттелла с уточнения­ми и дополнениями его учеников (Самнера, Торндайка, Уэллса, Стронга, Холлингворта). Тем време ...

Трансформационный метод возник первоначально как дополнение к дистрибутивному анализу. Его основные принципы были сформулированы З. Харрисом. Впоследствии все основные посылки трансформационного метода были подвергнуты критическому пересмотру, в особенности принцип семантической инвариантности трансформаций. Трансформационный метод перестал использоваться как способ представления синтаксической, и в особенности семантической структуры предложения. Он применяется в современном языкознании, значительно расширив арсенал трансформаций за счет снятия условия неизменности лексического состава предложения и условия неизменности синтаксических отношений между словами.

Дистрибутивный метод

Дистрибутивный1метод основан на изучении окружения (дистрибуции, распределения), контекста употребления отдельных единиц в тексте. В связных текстах все языковые единицы (от фонемы до предложения) распределяются не произвольно, а согласно определенным закономерностям, которые носят и детерминированный и вероятностный характер. Дистрибутивному анализу свойственен дешифровочный подход к языку, когда язык рассматривается как код, подлежащий дешифровке, а сведения об этом коде должны автоматически получаться путем применения упорядоченного набора универсальных процедур лингвистического описания.

Теоретическая формулировка основных принципов дистрибутивного анализа принадлежит Л. Блумфилду. Затем они были развиты в 30-50-х гг. ХХ в. в работах З. Харриса и других представителей дескриптивной лингвистики.

Под дистрибуцией элементов понимают совокупность всех окружений, в которых они встречаются, т.е. сумму всех позиций или употреблений элементов относительно употреблений других элементов. При этом выделяют три типа отношений между элементами, которые принято называть моделями дистрибуции (дополнительная, контрастная, свободного варьирования)(дополнительная, контастная, ошений между элементами, которые принято называть моделями дистрибуции.ания.

м коде должны автомат.

Процедура дистрибутивного анализа начинается с сегментации высказывания до получения конечных элементарных единиц – фонов и морфов. Затем эти единицы идентифицируются с другими элементарными единицами из других высказываний для объединения в одну единицу языка – фонему или морфему. С помощью техники субституциипроверяется их способность замещать друг друга в одних и тех же окружениях. Если это возможно, то они относятся к одному и тому же классу элементов. Законы сочетания элементов устанавливаются как с помощью дистрибуции, так и посредством анализа по НС.

Принципы анализа по НСбыли разработаны Р. Уэллзом и Ю. Найдой. Под НС они понимают два или более составляющих, из которых непосредственно образована та или иная конструкция. Анализ по НС также называютсвертыванием, поскольку при нем происходит вычленение словосочетаний и их свертывание при соблюдении ряда правил. Согласно первому правилу одновременно можно свертывать не более двух элементов. Запрещается также переставлять элементы и применять правила без строго фиксированного порядка.

13 стр., 6073 слов

Методы анализа причин травматизма

... в условиях взаимодействия его с потенциально опасными объектами можно рассматривать два основных метода: 1. Обеспечение недоступности к опасно действующим частям машин и оборудования; 2. Применение ...

По мнению дескриптивистов, дистрибутивный анализ может применяться при исследовании любого аспекта языка, а анализ по НС – в основном синтаксиса. Основным недостатком ДА является игнорирование смысловой стороны языка, а анализа по НС – неразличение синтаксических структур предложений, различных по смыслу, и применимость только в рамках простого предложения.

Метод компонентного анализа

Сущность метода КА заключается в выделении минимального набора признаков у определенной совокупности языковых единиц и категорий языка, с помощью которых одни единицы и категории различаются между собой, другие, напротив, объединяются в различные группировки. Признаки, отличающие языковые факты один от другого, называются дифференциальными, а те, что помогают объединять факты, именуютинтегральными.

Метод КА является одним из специализированных вариантов дифференциального анализа, который был разработан Н.С. Трубецким в применении к исследованию фонем, а затем, благодаря своей эффективности и универсальности, распространен на другие области языка (Р. Якобсон применил его при описании грамматической системы русского падежа).

Свое наиболее яркое применение этот метод нашел в лексической семасиологии – для изучения значимых единиц языка путем разложения их значения на минимальные семантические составляющие –семы. Семы являются конструктивными элементамисемемыилилексемы.

Семы объединяются в семему в виде пучка и выстраиваются не по горизонтальной линии, а образуют иерархию, в которой выделяются:

  • архисема– общая сема родового значения, например, у словаволкэто «одушевленное существо»; архисемы имеют универсальную природу и представлены, хотя и по-разному, во многих или во всех языках;
  • дифференциальные семывидового значения, которые могут бытьописательными, отражающими собственные свойства предмета, выявляемые на основе различий и сходств (форма, размеры, способ совершения действия, устройство), иотносительными, отражающими связи различных объектов (функция, пространственные и временные отношения);
  • потенциальные семы, отражающие потенциальные свойства предметов и актуализирующиеся в определенных условиях.

Различают компонентный анализ по семам в парадигматике, когда семы выделяются по описаниям слов в одноязычных толковых словарях, логическим толкованием понятий, а также по месту слова в семантическом поле. Следует заметить, что методика и техника КА в какой-то мере и были подготовлены практикой лексикографической работы. Исследование семной структуры значения словав синтагматикепроизводится с учетом условий контекста и речевой ситуации.

Определяя семный состав значения, исходят из положения, что число сем и число морфем в структуре слова не совпадают, но находятся в известной корреляции. Так, содержание многих аффиксальных словообразовательных морфем вполне поддается формулированию в терминах сем (например, «отрицание» в разных языках: не, un-, —los).

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в ... часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», ...

Несмотря на имеющиеся недостатки метода КА (не исчерпывает реальной семантики слов, с трудом применим к словам некоторых ЛСГ, например, обозначений цвета), он зарекомендовал себя как перспективный и плодотворный метод для решения важных проблем семасиологии (например, для разграничения полисемии и омонимии, для классификации лексических синонимов).

КА совершенствует приемы выявления семантических признаков, распространяется на морфологию и синтаксис, психолингвистические приемы исследования языка. Обрастая теорией, он трансформируется в автономную лингвистическую концепцию.

Метод семантического поля и анализ по лексико-семантическим группам

С утверждением системного подхода к значению слов языка, постепенно вырабатывается метод семантического поля. Его принципы были сформулированы в 30-х гг. ХХ в. немецким ученымЙостом Триром. Важнейшие постулаты этого метода сводятся к следующему:

  1. Язык определенного периода – это устойчивая и относительно замкнутая система, в которой слова наделены смыслами не в изолированном виде, а постольку, поскольку ими наделены и другие слова, смежные с первыми.
  2. Общая система языка складывается из двух соотносительных друг с другом типов полей: а) понятийных полей, подразделяемых на элементарные единицы – понятия, и б) словесных полей, также подразделяемых на элементарные единицы – слова.
  3. Единицы словесных полей полностью покрывают соответствующие понятийные поля, создавая своеобразную мозаику.
  4. Семантические поля связаны между собой по принципу иерархичности подчинения (более широкие и более узкие).

    С течением времени семантические поля меняют свою структуру, тем самым изменяется лексическая система языка в целом.

  5. Вслед за В. фон Гумбольдтом язык трактуется не как отражение объективной действительности, а как мировоззрение, характеризующееся самодовлеющей ценностью и по-своему расчленяющее действительность. Согласно Й. Триру, каждый язык, будучи по-своему неповторимым и оригинальным, создает выраженное им же самим подобие реальности. Существующие между разными языками различия в их семантической структуре проявляются, в частности, и в группировке семантических полей, в их самобытности.

Семантическое поле – это компактная часть словаря, покрывающая какую-то определенную понятийную сферу данного языка. Оно неповторимо, управляется своими, внутренними законами и реализует свою «картину мира», не совпадающую с аналогичным явлением как в разных языках, так и в истории одного и того же языка. Исходя из этого, задача исследователя заключается в том, чтобы определить специфические для данного языка распределение, связь и взаимообусловленность значений.

В.Г. Адмониусматривает в поле центральную часть –ядро, элементы которого обладают полным набором признаков, определяющих данную группировку, ипериферию, элементы которой обладают не всеми, характерными для поля признаками, но могут иметь и признаки, присущие соседним полям. Таких соседних полей может быть несколько. Поэтому структура поля неоднородна. По мере удаления от ядра доминантные признаки ослабевают, появляются факультативные признаки. Вблизи от ядра – вприядерной зоне– находятся элементы, обладающие почти всем набором признаков поля. Периферия тоже неоднородна — в ней можно выявить несколько зон.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... ошибкам, выбору неадекватного поведения и несоответствующих обстановке педагогических приемов; учитель оценивает, как правило, не отдельный поступок ... Конфликты поступков требуют от учителя особой выдержки, ибо методы педагогического воздействия всегда должны выбираться после анализа ... практику в школе (в качестве преподавателя иностранного языка) написать отчет о двух ситуациях, когда они испытывали ...

Поля могут быть не только семантическими. Для английского языка концепция полевой структуры разработана И.П. Ивановойна материале частей речи и словообразования. Возможны и разноуровневые поля.А.В. Бондарков ряде работ описывает функционально-семантические поля, которые определяются как системы разноуровневых средств языка, объединенных на основе общности функции и их взаимодействия.

К методу семантических полей близко примыкает также широко используемый в традиционной лексикологии метод тематического описания лексики, или метод описания по лексико-семантическим группам. ЛСГ близка к тематической группе, но имеет с ней ряд различий. Тематически е группы слов отражают классификации обозначаемых ими предметов и явлений, а в ЛСГ реализуются собственно языковые закономерности. Тематические группы могут быть шире, чем ЛСГ, но могут и совпадать с ними по объему. Ярким примером внутренней обусловленности компонентов ЛСГ, согласно Ф.П. Филину, являются синонимы и антонимы. Метод описания по ЛСГ в разных его модификациях и вариантах достаточно широко используется в современной исследовательской и аналитической практике.

Психолингвистический метод

Психолингвистический метод в языкознании представляет собой целостную систему приемов и методик психолингвистического изучения языка. Этот метод характеризуется значительной долей субъективности, поскольку в его применении обращаются непосредственно к интуиции информантов (носителей языка).

Поэтому только большое количество информантов дает возможность получить достоверные психолингвистические данные. Характерная черта психолингвистического метода – не анализ отдельных слов, а установление определенных отношений между ними.

Простейшим приемом является свободный ассоциативный эксперимент, в ходе которого информантам предлагается выдать первую словесную реакцию, которая придет в голову. Это могут быть слова или словосочетания разных частей речи, связанные со словом-стимулом на основании синтагматических или парадигматических ассоциаций. Например, на слово-стимулстолпарадигматической будет реакциястул(входит в ту же самую тематическую группу «мебель»), а синтагматической –круглый.

Другим приемом является проведение направленного ассоциативного эксперимента, связанного с ограничениями в заданиях. Например, на слова-стимулы нужно в качестве реакции дать синонимы или антонимы, к стимулам-существительным давать определения и т.д. Количество испытуемых в этом эксперименте может быть не таким большим, как при использовании свободного ассоциативного эксперимента.

Еще один прием в психолингвистике – эксперимент на оценку смысловой близости слов по некоторой шкале (например, от 0 – отсутствие смысловой близости – до 10 – максимальная близость).

8 стр., 3599 слов

Психологические подходы к исследованию языка и речи

... коммуникации для развития языка и речи, подчеркивают принципиальное различие в природе языка животных и человека. Язык и речь – понятия не синонимичные. Язык – это система условных символов. Речь – форма и ... уделяется технологиям активного слушания, а в теории и практике обучения – интерактивным методам. Рис. 2. Виды речевых процессов Говорение, или порождение речевого высказывания, представлено ...

Такое градуирование расстояний между словами носит названиесемантического дифференциала.

Психолингвистический метод применяется и при изучении грамматики – для установления эквивалентности синтаксических структур, возможности трансформирования предложенных конструкций или завершения начатых высказываний.

Психолингвистический метод позволяет проникнуть в механизм речепроизводства, осознать внутреннее устройство языка, структуру ментального лексикона, его изменение при усвоении второго и последующих языков.

Количественные методы

Языковые явления имеют не только качественные, но и количественные характеристики. Количественные показатели учитывались еще в античности, но обычно ограничивались указанием на употребительность (больше или меньше, процент употребительности), что считалось достаточным для отграничения правила от исключения, узуса от окказионального факта. Такая методика приблизительных оценок получила наименование симптоматической, более точная оценка являетсяпроцентной.

Наряду с приблизительной количественной методикой в языкознании получает распространение статистическая методика. Она основана на теории вероятностей и правилах математической статистики, которая требует не только соблюдения правил выборки фактического материала, но и оценки достоверности самих количественных данных.

Лингвостатистикаесть применение статистических приемов для изучения количественных характеристик и распределения языковых явлений в текстах и речи. Дело в том, что развитие и функционирование языка соприкасается с действием большого числа разных причин, взаимодействующих друг с другом и не дающих однозначного результата. Языковые законы и тенденции в ряде случаев являются статистическими.

В языкознании используются различные приемы статистического изучения лингвистических событий. Наиболее распространенными являются приемы лексикографической статистики(теория и практика составления частотных словарей),стилостатистики(для изучения употребительности языковых фактов с точки зрения их нормативности, принадлежности стилю языка или отдельного автора) и приемыизмерения текста(приемы теории информации).

Количественные методы предполагают исследование обширных массивов текстов, поэтому хранение и обработка исходных данных, многократное обращение к ним дают наибольший эффект с применением ЭВМ. Количественные методы создают перспективу превращения обычной структурной модели языка в структурно-вероятностную модель, в которой единицы языка обладают каждая своим весом, а их связи и отношения тоже оказываются измеряемыми.

Социолингвистические методы

Методы социолингвистики представляют собой синтез социологических и лингвистических процедур. Среди них различают методы полевого исследованияи методысоциолингвистического анализа языкового материала.

Методы полевого исследования включают в себя анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение. При анкетированиииспользуются опросники в виде анкет с определенным характером и числом вопросов, определяемых задачей анкетирования – получить сведения об информантах и особенностях их речи. Приинтервьюировании большое внимание уделяется предварительному составлению программы и разработке техники интервью. С целью получения достоверных данных о влиянии ситуативных параметров на речь информантов при полевом исследовании тщательно контролируют речевую ситуацию, стимулируя либо естественно-непринужденную речь, либо сознательную ориентацию на престижный эталон.Наблюдениянад речью информантов строятся таким образом, чтобы свести до минимума или исключить влияние наблюдателя на их речевое поведение. Иногда проводится так называемоевключенное наблюдение, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве участника коммуникативного акта.

7 стр., 3072 слов

Методы и приемы воспитания в семье

... чем, считаю актуальным рассмотреть основные методы и приемы семейного воспитания. Целью работы является теоретическое исследование методов и приемов семейного воспитания. Для реализации поставленной ... характеристика условиям воспитания ребенка в семье; - Приведены методы и приемы семейного воспитания; - Исследованы неправильные методы семейного воспитания. 1. Условия воспитания ребенка в семье ...

Обработка данных полевых наблюдений производится с помощью разновидностей корреляционного анализа. Классификации социальных вариантов языка производятся с точки зрения его стратификационной, ситуативной и коммуникативной вариантности. Пристратификационной классификацииисходят из соотношения вариантов языка с определенными социальными группами: профессиональные жаргоны, социальные диалекты и т.д.Ситуативная классификацияопределяет варианты языка в зависимости от конкретных социальных ситуаций его употребления: обстановки и места речевого события.Коммуникативная классификацияпредполагает характеристику вариативности языка в зависимости от структуры и форм речи: диалог или монолог, устная или письменная речь, жанр и стиль речи и т.д. В социолингвистике используются корреляции, в которых в качестве независимых переменных выступают определенные социальные параметры – социальный статус говорящего или слушающего, аудитория, обстановка и т.д., а в качестве зависимых от них – языковые явления. По каждому отдельному социальному параметру функциональная зависимость языковых явлений может бытьполнойиличастичной. Зависимости описываются отдельно по каждому параметру и подвергаются содержательной интерпретации, для чего часто используются таблицы или графики зависимостей.

Экспериментальные методы

Метод экспериментирования широко используется в современном языкознании в различных направлениях и школах. Первоначально этот метод назывался экспериментально-фонетическим, так как его появление связано в первую очередь с экспериментальной фонетикой, в которой применялись приборы для изучения механизмов произнесения звуков. К основным приемам этого метода относятсоматические, пневматическиеиэлектроакустические.

Соматические приемы основаны на том, что путем изучения телесных (соматических) выражений артикуляционных процессов говорения делается заключение о фонетическом явлении. Основными фонетическими приемами являютсяпалатография (нёбо предварительно покрывают тальком, а во время артикуляции на нем остаются отпечатки – палатограмма),фотографирование органов артикуляции, рентгеносъемка речевого аппарата.

Пневматические приемысостоят в записи на закопченной бумаге при помощикимографакривых, которые регистрируют произносительные движения органов речи и изменение основного тона и шумов, возникающих в результате движения воздушного столба в ротовой, носовой и гортанной полости.

Электроакустические приемы основаны на преобразовании звуковых особенностей речи в электрические колебания. Для этого используютсяосциллографиспектрограф.

29 стр., 14144 слов

Применение экспериментальных методов в изучении процессов мышления

... экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка речи. ... .33 III Экспериментальные методы исследования мышления 1. ... приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. ...

Очень важным, но трудоемким моментом экспериментально-фонетических исследований является обработка полученных данных; существуют различные методики чтения и обработки кривых. В настоящее время благодаря различным компьютерным программам этот процесс автоматизирован. В результате многообразных вычислений составляются таблицы или графики, содержащие количественную характеристику экспериментальных данных. Экспериментально-фонетические приемы дают надежную и точную артикуляционную и акустическую характеристики звуков речи, формантную структуру, т.е. спектр звука. Интересными являются результаты сопоставительных данных произнесения и восприятия звуков носителями и неносителями определенного языка.

В синтаксисе экспериментирование, по А.М. Пешковскому, есть есть изменение условий контекста. Предполагаемый исходный синтаксический факт должен быть подтвержден с очевидностью или опровергнут экспериментальным контекстом, экспериментальной заменой и т.д.

В семантике методом экспериментавыявляются семантические компоненты, что особенно важно в тех случаях, когда метод КА не дает надежных результатов (часто неучтенными остаются периферийные семы).

Экспериментальные приемы выявления структуры значения подразделяются на две группы: 1) лингвистического интервьюирования, 2) косвенные приемы – задания, непосредственно не имеющие лингвистического характера.

Экспериментальная методика плодотворна как инструмент социолингвистики, задачу которой составляют выявление и описание социально обусловленных параметров функционирования языка.

В области стилистического экспериментаА.М. Пешковский предлагал прием «искусственного придумывания стилистических вариантов к тексту». Например, предлагается заменить какое-то слово синонимом, паронимом или антонимом. При этом цель эксперимента – углубленное понимание текста, а не усвоение этих синонимов. Кроме того, сравнивая исходный и измененный тексты, выявляются стилистические функции и роль тех или иных фактов в создании образности произведения. Такая работа должна быть направлена на пробуждение и развитие стилистического чутья.

В лингвистике детской речи, билингвологии и онтобилингвологии методы эксперимента используются для выявления степени усвоения родного и /или неродного языка/языков, особенностей производства и восприятия определенных языковых явлений.

1Лат.distrībuēre –распределять, разделять.

7