Направления Менеджмент
На 2012 — 2012 год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Преподаватель – Москвина Н.В.
Сроки изучения дисциплины с 3.09 по 29 января;
Количество лекционных занятий — 10 (20 часов);
Количество групповых занятий — 15 (30 часов);
Объем самостоятельной работы студентов 58 часов
Форма рубежного контроля – экзамен
I. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
№ | ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ | ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ |
Предмет и особенности организации психологической науки | 1. Объяснительные принципы психологии. 2. Предмет и методы психологии. Место психологии в системе наук. 3. История развития психологического знания. 4. Основные направления в психологической науке. | |
Психика как сфера исследований в психологической науке | 1. Биологические основы психики. Психика и организм. 2. Основные функции психики. Мозг и психика. 3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 4. Проблема биологического и социального в понимании психики | |
Структура психики и проблема сознания человека | 1. Структура психики, психические процессы, состояния и свойства. 2. Сознание как форма отражения действительности. 3. Сознание и бессознательное. 4. Развитие сознания. Измененные состояния сознания | |
Психология познавательных процессов | 1. Ощущение и восприятие. 2. Внимание и мнемические процессы 3. Воображение и мышление.
Понятие интеллекта. 4. Роль речи в развитии высших психических функций |
|
Феноменология индивидуальных различий и психических свойств | 1. Темперамент: особенности его изучения, виды темперамента. 2. Характер и особенности его формирования. Акцентуации характера. 3. Волевая регуляция поведения 4. Эмоции и чувства | |
Психология личности | 1.Понятие личности 2. Потребностно-мотивационная сфера личности. 3. Структура личности и основные теории личности. | |
Способности и характер | 1.Классификация способностей 2. Связь способностей с деятелностью 3.Связь способностей с напрвленностью личности. 4.Обусловленность развития способностей условиями жизни воспитания. | |
Психология межличностных отношений | 1.Понятие и виды межличностных отношений. 2. Психология малых групп. 3. Структура малой социальной группы. |
· Вопросы для рассмотрения на практических занятиях могут быть темами для реферирования.
ВИДЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ, ОЦЕНКА В БАЛЛАХ
№ | Виды текущего контроля | Сроки проведения | Количество баллов |
Подготовка доклада по интересующей теме с презентацией (1 тема, 1 презентация) | 3.09.2012 – 2.02.2013 | Максимум 10 баллов за доклад с презентацией | |
Рукописные рефераты по темам лекций | 29.10.2012 – 2.02.2013 | Максимум 3 балла за 1 реферат (максимум 15 бал. за рефераты) | |
3* | Самостоятельное выполнение заданий (отдельная тетрадь с выполненными заданиями).
Контроль осуществляет преподаватель. |
29.10.2012 – 2.02.2013 | Максимум 3 балла за выполненное задание |
4* | Тестирование и освоение методики на лабораторном занятии (6 тестов) | 29.10.2012 – 2.02.2013 | Максимум 3 балла за 1 тест (максимум 18 баллов за тесты) |
Тестирование (проверка знаний) по психологии (работа выполняется под контролем преподавателя) | 29.10.2012 – 2.02.2013 | Максимум 12 баллов | |
Самостоятельная работа по изучению и конспектированию теорий личности (Оформление одной теории – составление схем, таблиц) | 29.10.2012 – 2.02.2013 | Максимум 10 баллов (только 1 тема) | |
7* | Сдача зачета | 29.10.2012 – 2.02.2013 | Максимум 30 баллов |
Итого: | максимум | 100 баллов |
Примечание. Задания, помеченные «звездочкой» (*), являются обязательными к выполнению. В случае невыполнения или получения неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.
Для получения зачета необходимо набрать количество баллов, соответствующее оценке «удовлетворительно» (Е) т.е. > 61. Для стимулирования работы студентов по дисциплине (Общая психология), завершающейся экзаменом с оценкой по шкале ECTS. Ниже приведена шкала таких оценок
Шкала итоговых оценок успеваемости по дисциплинам, завершающимся зачетом
Набранные баллы | <61 | 61 — 67 | 68 — 74 | 75 — 85 | 86 — 93 | 94 — 100 |
Зачет/незачет | Незачет | Зачет | ||||
Оценка по шкале ECTS | F | Е | D | С | В | А |
Примечание
• По каждому виду учебной работы максимальное количество баллов выставляется при условии выполнения его на «отлично». При выполнении работы на «хорошо» выставляется 80% от максимального количества баллов, на «удовлетворительно» – 60%.
• При неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются
• Максимальная стоимость посещения одного занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение суммы баллов (15 баллов) на количество планируемых учебных занятий (11 занятий)
• Студент может быть допущен к сдаче зачета только в том случае, если за одну неделю до начала сессии студент набрал 41 балл.
• По согласованию с преподавателем, студент может выполнять дополнительные задания, не указанные в таблице, за которые также начисляются дополнительные баллы, но не более 5 баллов за каждое задание.
Перечень вопросов экзамену
1. Предмет и задачи психологии.
2. Современная практическая психология: основные направления и задачи.
3. Понятие о психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
4. Организационные методы, их роль и место в психологическом исследовании. Эмпирические методы психологического исследования.
5. Виды эмпирических методов, их характеристика.
6. Обсервационные методы в психологии.
7. Экспериментальные методы в психологическом исследовании.
8. Психодиагностические методы исследования в психологии.
9. Понятие о психике. Структура психики человека.
10. Психические процессы, их место в структуре психики.
11. Понятие о познавательных психических процессах.
12. Память как познавательный психический процесс.
13. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.
14. Внимание как познавательный психический процесс деятельности.
15. Виды мышления.
16. Речь как познавательный психический процесс.
17. Понятие о регулятивных психических процессах.
18. Эмоции как регулятивный психический процесс.
19. Стресс и аффект как психоэмоциональные состояния личности.
20. Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности.
21. Чувства и потребности личности.
22. Проблема личности в психологии и педагогике.
23. Психолого-педагогические закономерности формирования личности.
24. Активность личности и ее источники.
25. Социализации личности.
26. Личность как объект и субъект управления.
27. Личность руководителя.
28. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности и его свойства.
29. Психолого-педагогические основы воспитания характера.
30. Понятие о группах и коллективах в психологии и педагогике.
31. Малая группа как объект психолого-педагогического анализа.
32. Психология межличностных отношений.
33. Проблема психологии общения.
34. Общение как социально-психологическое явление.
35. Виды общения, их сущность и основные характеристики.
36. Психологические особенности делового и управленческого общения.
Темы для рефератов
1. Предмет и задачи психологии.
2. Современная практическая психология: основные направления и задачи.
3. Понятие о психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
4. Организационные методы, их роль и место в психологическом исследовании. Эмпирические методы психологического исследования.
5. Виды эмпирических методов, их характеристика.
6. Обсервационные методы в психологии.
7. Экспериментальные методы в психологическом исследовании.
8. Психодиагностические методы исследования в психологии.
9. Понятие о психике. Структура психики человека.
10. Психические процессы, их место в структуре психики.
11. Понятие о познавательных психических процессах.
12. Память как познавательный психический процесс.
13. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности.
14. Внимание как познавательный психический процесс деятельности.
15. Виды мышления.
16. Речь как познавательный психический процесс.
17. Понятие о регулятивных психических процессах.
18. Эмоции как регулятивный психический процесс.
19. Стресс и аффект как психоэмоциональные состояния личности.
20. Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние личности.
21. Чувства и потребности личности.
22. Проблема личности в психологии и педагогике.
23. Психолого-педагогические закономерности формирования личности.
24. Активность личности и ее источники.
25. Социализации личности.
26. Личность как объект и субъект управления.
27. Личность руководителя.
28. Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности и его свойства.
29. Психолого-педагогические основы воспитания характера.
30. Понятие о группах и коллективах в психологии и педагогике.
31. Малая группа как объект психолого-педагогического анализа.
32. Психология межличностных отношений.
33. Проблема психологии общения.
34. Общение как социально-психологическое явление.
35. Виды общения, их сущность и основные характеристики.
36. Психологические особенности делового и управленческого общения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задание 1
Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержаться:
1) общие требования экспериментальных и не экспериментальных методов;
2) требования, характерные только для экспериментальных методов;
3) требования характерные только для естественного эксперимента.
Перечислим эти положения:
А) исследователь не вмешивается в течение психических процессов;
Б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений;
В) в ходе исследования добывается знание о психике, не зависящее (в той или иной степени) от субъективных качеств исследователя (таких как его мнение, оценки и пр.);
Г) изучается психика по его объективным проявлениям;
Д) изучается психика человека в процессе его обычной деятельности;
Е) изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление.
Приложение 2
Практические задания
Задание 1
Прочтите сценку и определите, какой точки зрения придерживается каждое действующие лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической.
Комната 2-х летнего мальчика, 8 часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди, тети. Все они психологи.
МАЛЬЧИК (плаксиво): «Не буду спать один. Буду спать с большими в большой кроватке. Мне темно и страшно».
МАТЬ: «Бедный мой мальчик, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного».
ДЯДЯ: «Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенье, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы скорее включили свет».
ТЕТЯ: «Вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, малыш пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от не темноты. А, может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям не освещенного помещения».
ДЕДУШКА: «Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу».
ОТЕЦ: « Я согласен, печенье – это не выход…Вот что, малыш, а скажи-ка мне пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?»
МАЛЬЧИК: «в темноте из шкафа вылезают страшные чудовища».
ОТЕЦ: «Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?»
МАЛЬЧИК: «Да, хочу, хочу, только если попросит дядю принести мне печенье, тетю – посмотреть мои глазки, маму – рассказать, как я был маленький, а деду поговорить про что я думаю»
Задание 2
Найдите и отметьте единственный правильный ответ. Аргументируйте свой выбор.
1. Какой из перечисленных ниже психологов, вероятнее всего, мог бы утверждать, что «целое больше, чем сумма его частей?»
А. Бихевиорист
Б. Психоаналитик
В. Гештальтпсихолог
Г. Приверженец гуманистической психологии
2. Допустим, вам хочется, чтобы молодая женщина надела красный свитер. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма?
А. Поговорил бы с ней о красном цвете вообще.
Б. Сделал бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красный свитер.
В. Указал бы ей на ее подсознательное желание носить красное.
Г. Обсудил бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемому им ассоциации.
3. Какое направление психологии занимается только наблюдением и обсуждением поведения человека.
А. Бихевиоризм
Б. Психоаналитическое направление
В. Гештальтпсихология
Г. Гуманистическое направление
4. Психолог сказал Бингу, что ему не следует винить себя в собственной агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения. Какого направления придерживается этот психолог?
А. Бихевиоризма
Б. Психоаналитического направления
В. Гештальтпсихологии
Г. Гуманистического направления
5. К какому направлению принадлежат психологи, более всего интересующиеся тем, как именно человек перерабатывает информацию?
А. Бихевиоризму
Б. Когнитивной психологии
В. Психоанализу
Г. Гуманистической психологии
Приложение 3
ДИАГНОСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
Единство психического, физического и биологического в человеке было замечено еще в древней Индии более пяти тысяч лет назад и сформулировано в виде деления всех людей на три типа: Вита-доша, Питта-доша и Капха-доша. В более позднее время (в начале XIX века) психологическая наука дала определение трех конституционных типов (Ростан, 1824; Сиго, 1914), а впоследствии и трех типов телосложения (Кречмер, 1924), что позволяет составить следующую таблицу:
Тип людей по Аюрведе | Конституциональный тип | Тип телосложения |
Вита-доша | Церебральный | Атлетик |
Пита-доша | Дигестивный | Пикник |
Капха-доша | Мускулярный | Атлетик |
Таким образом, психосоматичность можно определить в виде следующей схемы:
Психическое здоровье + Физическое состояние + Биологические задатки
А теперь предлагаем протестировать себя последовательно по нижеприведенным положением отметить баллами от 0 до 5, насколько данные утверждения относятся к вам.
0 – не относится совсем;
1 балл – очень слабая позиция;
2 балла – относится ко мне на четверть;
3 балла – относится ко мне наполовину;
4 балла – относится ко мне на три четверти;
5 баллов – относится ко мне полностью.
Подсчитайте общую сумму баллов по каждому направлению, а затем сравните эти цифры. Преобладающая сумма покажет вашу принадлежность к определенному психосоматическому типу. После этого познакомьтесь с его кратким описанием. Возможна принадлежность и к смешанному типу.
1. Я легко прихожу в возбуждение.
2. В жару мне не по себе и я быстро устаю – больше чем другие.
3. Я толстею быстрее других, а худею медленнее.
4. Походка у меня в основном легкая и быстрая.
5. Я легко пропускаю еду, не чувствую при этом дискомфорта.
6. Когда я хочу чего-нибудь добиться, то очень решителен.
7. Я человек среднего роста и нормального телосложения.
8. Я быстро запоминаю, но и забываю тоже быстро.
9. У меня густые, темные, волнистые волосы .
10. У меня хорошо работает желудок .
11. Я как большинство людей, не выношу холодной погоды.
12.У меня тонкие, прямые, светлые, рыжие, соломенного цвета волосы.
13. Я от природы спокойный, и меня трудно разозлить.
14. Я часто ощущаю прилив энергии.
15. Я быстро прихожу в раздражение и гнев, хотя не всегда показываю это.
16. У меня постоянно бледный цвет лица.
17. О моих волосах можно сказать следующее: ранняя седина или облысение.
18. У меня часто меняется настроение и от природы я очень эмоционален.
19. Я медленно ем.
20. У меня слабая комплекция, и я с трудом набираю в весе.
21. Я быстро теряю терпение.
22. Я часто болею простудными заболеваниями: насморком, ангиной и астмой.
23. Я люблю основательность и склонен к педантизму.
24. Я всегда быстро заучиваю все новое.
25. Я часто чувствую тяжесть в желудке.
26. Я быстро потею.
27. У меня часто плохо работает желудок.
28. Я запоминаю не так быстро, как другие, но у меня очень прочная память.
29. Я очень люблю холодную пищу; мороженое, холодные напитки.
30. Я с трудом принимаю решения.
31. Я медлителен в движениях.
32. Я считаю себя очень энергичным человеком.
33. Я часто волнуюсь и испытываю тревогу.
34. Если я пропускаю еду или ее откладывают, я чувствую себя неуютно.
35. У меня склонность к излишне долгому сну.
36. Я долго перевариваю пищу.
37. У меня очень сухая кожа, особенно зимой.
38. Я очень вынослив и всегда энергичен.
39. Ветер и сквозняки плохо влияют на мое самочувствие.
40. В своей работе я стараюсь быть точным и аккуратным.
41. Я обычно хожу медленной походкой.
42. У меня хороший аппетит, при желании могу съесть очень много.
43. У меня деятельный ум и богатое воображение.
44. Я хладнокровен, и у меня волевые манеры.
45. Мои друзья считают, что я болтлив.
46. По утрам я чувствую слабость и с трудом встаю.
47. Я быстро разговариваю.
48. Я быстро прихожу в ярость, но при этом я отходчив.
49. Следующие слова хорошо передают мой облик: спокойный, мягкий, нежный, прощающий.
50. Я плохо переношу повышенную влажность.
5 1. Если я живу один, питание и сон у меня беспорядочные.
52. Я должен проспать не меньше восьми часом, чтобы чувствовать себя нормально на следующий день.
53. Я не могу работать в шуме (при включенном радио, разговорах в комнате и т.п.).
54. У меня часто холодеют руки и ноги.
55. Многие считают меня упрямым.
56. Я двигаюсь быстро и активно.
57. У меня крепкое, плотное телосложение.
58. Я очень взыскателен к себе и другим.
59. Я с трудом запоминаю и вспоминаю информацию.
60. Прохладная и влажная погода меня угнетает.
61. Я не очень терпелив в споре.
62. По натуре я человек деятельный.
63. У меня спокойный, мирный характер.
64. Жару в помещения я переношу хуже, чем холод.
65. Я люблю вызывающее поведение.
66. Я очень быстро включаюсь в работу.
67. У меня склонность к полноте, излишнему весу.
68. Я не выношу слишком горячую и острую пищу.
69. Я сплю очень глубоко.
70. У меня гладкая и нежная кожа.
71. Я часто ‘засыпаю с трудом и сплю некрепко.
72. У меня природная склонность все делать медленно и спокойно.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОГО ТИПА (АСТЕНИК)
Физические характеристики:
· хрупкое, худощавое сложение;
· способность испытывать голод в любое время дня и ночи.
Психические характеристики:
· быстрая реакция на внешние раздражители;
· чуткий сон, бессонница;
· подвижность, жизнерадостность, яркое воображение:
· повышенная возбудимость, переменчивость настроения, повышенные тревожность и беспокойство
· непостоянство в увлечениях и пристрастиях;
· явно выраженная тревога в стрессовых ситуациях:
· любовь к нерегулярному, изменчивому образу жизни;
· умение контролировать нервную систему.
Биологические характеристики:
· плохой (нерегулярный) аппетит;
· частые нарушения пищеварения;
· усталость и неспособность расслабиться;
· непереносимость холода, ветра и резких звуков.
Возможные заболевания: спазмы, судороги, боли в суставах, депрессии, психоз.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО ТИПА (ПИКНИК)
Физические характеристики:
· средние телосложение, рост и выносливость;
· отвращение к солнцу и жаре;
· точная, четкая артикуляция.
· Психические характеристики:
· спокойная, мягкая натура, не склонная к гневу;
· трудно запоминает новую информацию, но имеет хорошую долговременную память;
· любящий, нежный, прощающий, терпимый характер;
· привязанность на долгие годы;
· умственная инерция и склонность к депрессии;
· плохая способность принимать перемены и уклончивость в принятии решений:
Биологические характеристики:
· плохая переносимость жары;
· хорошие аппетит и пищеварение, часто испытывает жажду, страшный голод, если пропускается еда;
· светлая, красноватая кожа, веснушки.
Возможные заболевания: плохое дыхание, пятна на лице, сыпь, повышенная кислотность.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕТЬЕГО ТИПА (АТЛЕТИК)
Физические характеристики:
· крепкое телосложение и большая физическая сила;
· спокойная энергичность, плавность, медлительность движений;
· склонность к полноте при небольшом аппетите;
· вялость, оцепенение, медлительность и неповоротливость.
Психические характеристики:
· острый ум, предприимчивость характера, любовь к острым, сложным ситуациям, самокритичность;
· склонность к гневу, вспыльчивость в стрессовой ситуации;
· уверенность в себе в сочетании с активностью, настойчивость;
· требовательность, саркастичность, гнев и враждебность к другим людям;
· нетерпение, неусидчивость, вспыльчивость и потеря самоконтроля;
· тиранические замашки и нетерпимость к задержкам.
Биологические характеристики:
· прохладней, плотная белая кожа;
· нетерпимость к холоду и влажности;
· чрезмерная сонливость и долгий сон.
Возможные заболевания: воспаление носа и горла, аллергия, астма, отеки, диабет, кисты, опухоли.
Рассмотрим пример:
Ключ к тесту
Психическое здоровье:
1п= 1,8,18,24,30,33,43,45,51,59,66.
2п= 6,15,21,23,32,40,44,48,55,58,61,65.
3п= 13,28,49,63,69,72.
Физическое состояние:
1ф= 4,14,20,27,54,56.
2ф= 2,7,12, 17,34,42.
3ф= 3,5,9,19,22,31,38,41,52,57,60,67.
Биологические задатки:
1б =11,37,39,53, 62,71.
2б = 10,26,29, 50,64,68.
3б = 16,25, 35,36,46,47,70.
Пункт теста | Психосоматический тип, балл | ||||||||
1П | 2П | 3П | 1Ф | 2Ф | 3Ф | 1Б | 2Б | 3Б | |
….. | |||||||||
Итого | |||||||||
Коофи циэнт | |||||||||
Всего | |||||||||
Первый тип: 1П+1Ф+1Б = 40+38+24 =102 (Астеник) Второй тип: 2П+2Ф+2Б = 49+46+36 =131 (Пикник) Третий тип 3П+3Ф+3Б = 20+28+26 =74 (Атлетик) |
Таким образом, данная личность по психическому, физическому и биологическому параметрам – явно выраженный Пикник.
Приложение 4
Психологический тест: «Уровень мотивации достижения
успеха»
1. Думаю, что успех в жизни, скорее зависит от случая, чем от расчете.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравится больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои близкие считали (считают) меня ленивым.
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие обычно не одобряют моих товарищей.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Оценка результата
В один балл оцениваются ответы «да» на вопросы 2,6,7,8,14,16,18,19,21,22 и ответы «нет» на вопросы 1,3,4,5,9,10,11,12,13,15,17,20.
Свыше 15 баллов – высокий уровень мотивации достижения успеха, то есть вы отличаетесь сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим специалистом своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.
От 12 до 15 баллов – средний уровень мотивации достижения успеха, и в таком случае необходимо несколько активизировать себя. Если хотите быть высококвалифицированным специалистом, работайте над собой. Вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность!
До 11 баллов – низкий уровень стремления к успеху. В таком случае деятельность торгового работника окажется для вас трудной. Однако и в этой ситуации нет оснований отчаиваться. Постарайтесь увлечься каким — нибудь делом! Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше у вас появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха. Действуйте!
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ
РАЗВИТИЯ СИЛЫ ВОЛИ
Отвечая на вопросы, выберите один из вариантов ответа: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:
1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Когда ты попадаешь в. конфликтную ситуацию — на работе (учебе) или в быту — в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?
4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?
5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? .
7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?
8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержишь ли ты с горяча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты человеком слова?
11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это? 15.Сможешь ли прервать ссору и замолчать, каким бы обидным не показались тебе слова «противной стороны»?
Ключ к опроснику
СУМИРУЙ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТВЕТЫ ПО БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: «ДА» — 2 БАЛЛА; «НЕТ» — О БАЛЛОВ;« НЕ ЗНАЮ» -1 БАЛЛ.
0-12 БАЛЛОВ. С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне больше всех надо?…». Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого ты не только выиграешь.
13-21 БАЛЛ. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начнешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.
22 — 30 БАЛЛОВ. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться — ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Приложение 5
Задача 1
Ниже описано проявление четырех типов темперамента. Определите тип темперамента в каждом варианте. Обоснуйте свой ответ.
Вариант А. Его отличает неторопливость и спокойствие. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго не занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Внешне он не возбуждается и не чему не удивляется на уроке, что бы не произошло в классе. С младших классов он любит занятия по математике и по физкультуре, и этим привязанностям остается верен. Он участвует в спортивных соревнованиях (гимнастика), не обнаруживая в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным.
Вариант Б. Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние возбуждения прерывает рассказ различными восклицаниями. На вопрос преподавателя готов отвечать не подумав, и поэтому часто отвечает не впопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк не ровный. Очень выразительное лицо. В выполнении общественных поручений, а так же в спортивных занятиях проявляет увлеченность и упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, и с большой энергией их преодолевает.
Вариант В. На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, он обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и в этот день на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает «оттаивать» — улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становиться глухим, тихим. Он очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место, и садиться, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке не уверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку. Свои способности и знания оценивает низко. Тогда как в действительности они несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности. Он теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.
Вариант Г. Очень живой непоседливый подросток. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка в припрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и увлеченно рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книги. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы очень не постоянны и неустойчивы: увлекшись новым делом, мальчик легко охладевает к нему. У него живое подвижное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На «неинтересных» же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив «двойку», он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носиться по коридорам. Не смотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и не когда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и требованиям.
Задача 2
Подберите для каждого термина из левого столбца характеризующую его фразу из правого.
1. Страх | А. Причинение вреда другому человеку или предмету. |
2. Фрустрация | Б. Нездоровый подход |
3. Конфликт равнозначных положительных возможностей | В. Неприятная эмоция, принадлежащая к числу основных. |
4. Конфликт равнозначных отрицательных возможностей | Г. Бывает вызвана недоступностью или не правильным выбором цели. |
5. Конфликт положительно-отрицательных возможностей | Д. Конфликт этого типа вызывает минимальную фрустрацию. |
6. Агрессия | Е. косвенное выражение гнева. |
7. перенос | Ж. Метод контроля над чувством гнева. |
8. Сдерживание гнева | З. Конфликты этого типа вызывают максимальную фрустрацию. |
9. Упражнения на расслабление | И. Конфликты этого типа встречаются чаще всего |
10. Взаимоотношения между людьми | К. Основа для тактики запугивания, используемой специалистами по рекламе. |
11. Радость | Л. Самая приятная эмоция. |
12. Бегство | М. Самая распространенная реакция на страх. |
13. Обоснованные страхи | Н. Важны для счастья. |
Задача 3
Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений. Обоснуйте свой ответ.
1. По теории А. Маслоу, сначала должны быть удовлетворены высшие, а затем уже низшие потребности.
2. Некоторые человеческие поступки невозможно объяснить в рамках иерархической модели А. Маслоу.
3. Большинство людей удовлетворяют свою потребность в самоактуализации к моменту поступления в колледж.
4. Люди, достигшие уровня самоактуализации, могут радоваться очень простым вещам.
5. Если художнику заплатят за картины, то его внутренняя мотивация, скорее всего, усилится.
Задача 4
Задание:заполните пробелы в ниже приведенных утверждениях.
1. Область психологической науки, в которой изучаются причины поведения человека и средства управления этим поведением, носит название ………. ………
2. ……… процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение целей организации.
3. Мотив – устойчивая, ………… ……….. человека в различных видах ………… и поведении.
4. Мотивационную сферу человека можно оценить такими понятиями как: ……, …….., …………….
5. Психологические факторы, которые изнутри определяют поведение человека, называют …… и ……..
6. Мотив …… определяют как устойчивое и конкретно выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми
7. Постоянные и отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой контроля над другими людьми, не желание подчиняться, активное стремление к независимости, склонность управлять – это признаки наличия у человека …… ……
8. Мотив …….. проявляется, как стремление человека наладить хорошие отношения с другими людьми
9. Под …………. поведением понимаются альтруистические действия человека, направленные на оказание помощи, улучшение благополучия других людей
10. В мотивации поведения факторы …….., ……., ……., ……., ……. выполняют инструментальную роль, т.е. отвечают за форму, стиль, а не за направленность личности
Задача 5
Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует:
а) направленность личности;
б) нравственный мотив;
в) интерес;
г) особенности темперамента.
А. Десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, малоэмоциональна, но очень сдержана. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении неутомим, интересы его односторонни.
Б. С каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему страны. Он проявляет к людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика с ампутированными ногами, Алексея Мересьева, на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой Мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. Воробьев выражает глубочайшую веру в моральное величие людей (по Н.Д. Левитову)
В. Таня А. ученица 4 класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в тоже время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умет делать быстро и хорошо.
Г. В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать не грамотна, отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию. Он иного и с большой охотой рисовал в школе, затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в армии учился в Москве. Теперь он видный художник (по А.Г. Ковалеву).
Задача 6
Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности:
Первая. Личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на процесс существенного влияния.
Вторая. Личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
Третья. Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.
Какую из указанных точек зрения следует считать правильной? Докажите, почему при диагностике развития личности следует учитывать биологические (природные) предпосылки и общественную сторону (социальные условия) бытия личности.
Задача 7
Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность.
Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.
Приложение 6
Упражнение 1
Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:
Вареники лепят вот так.
Ну, это что-то такое огромное, необъятное.
Замкнутый круг какой-то.
Машинка шьет зигзагом.
Есть у вас дырокол?
Его надо держать крепко, а то разболтается.
Полюбуйтесь-ка на него.
Описание жестов: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево- направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.
Упражнение 2
Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:
Все это не для меня.
Стучат, стучат и вверху и внизу.
Пришли и те и другие.
Пусть это останется между нами.
Мы-то с тобой поймем друг друга.
Пускай, пускай, оставь его.
Да что там, ну пусть.
Избавьте меня от этого, я этого не хочу.
Нет-нет, ни за что.
Так все напутано, такая неразбериха.
Все это не совсем так.
Я с вами абсолютно не согласен.
Парень сказал: что-то я сомневаюсь…
Дай мне руку, не откажись простить меня.
Он протянул ему руку нерешительно.
Он стиснул его так, что другой чуть не вскрикнул.
Не решаясь отвечать, он сначала повел одним плечом, затем другим.
Он показал своим толстым коротким пальцем, что у него усы, как у таракана.
Она взяла мыло и стала намыливать им руки.
Зазвенел телефон, он схватил трубку.
Примечание: изобразите жесты, описанные в предложениях. Оцените правильность демонстраций. Пусть попробуют изобразить жесты разные участники, сделайте сравнительный анализ.
Приложение 7
Тест «Что говорят Вам мимика и жесты?»
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика, и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа)
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела «выразительнее» всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа)
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что вы в себе обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что…
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдиться.
9. На что вы, прежде всего, обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак…
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что…
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, что бы с ней заговорили;
в) он достаточно мужествен для того, чтобы получить отворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызывает у вас подозрение.
14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто «ироническая окраска»;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно…
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак…
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
№ п/п | А | Б | В | Г | Д | Е |
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | ||||||
— | ||||||
— | ||||||
— | — | — | ||||
— | — | |||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — | ||||
— | — | — |
77-76 балов: браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в это кроется опасность: можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это ведь важно и на работе и в личной жизни, не так ли?
55-34 балла: вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы не плохо интерпретируете их мимику и их жесты. Но вы еще совсем не умете использовать эту информацию в реальной жизни, например для того, что бы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом, кислую мину, но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
33-11 баллов: увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. А напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: тело – это перчатка для души.
Контрольный тест по разделу 1: «Психология»
1. Слово «психология» происходит от греческих слов:
а) «псюхе» – богиня, «логос» – цветок;
б) «психе» – тело, «логос» – здоровье;
в) «псюхе» – душа, «логос» – ученье;
г) «психе» – развитие, «логос» – наука.
2. Филогенез в психологии – это:
а) физическое развитие;
б) патология;
в) развитие в ходе эволюции человека;
г) метод тренинга.
3. Психологическое направление, акцентирующее внимание на закономерностях формирования поведения называется:
а) гештальтпсихологией;
б) когнитивистским;
в) гуманистическим;
г) бихевиоризмом.
4. Развитию сознания людей способствовали:
а) изобретение орудий труда;
б) производство предметов культуры;
в) возникновение языка и речи;
г) верны все ответы.
5. Творческая деятельность, результатом, которой является создание новых образов, называется:
а) мышлением;
б) представлением;
в) проекцией;
г) воображением.
6. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладающий высокой скоростью реакций, – это:
а) меланхолик;
б) холерик;
в) флегматик;
г) сангвиник.
7. В психической жизни З. Фрейд выделяет –––– уровня:
а) пять;
б) четыре;
в) три;
г) два.
8. Личность – это человек в совокупности приобретенных:
а) материальных благ;
б) физических и физиологических особенностей;
в) социальных и психических качеств;
г) хороших манер.
9. Своеобразие психики и личности индивида, ее уникальность, неповторимость, проявляющаяся в свойствах темперамента, чертах характера, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях, называется:
а) субъектом деятельности;
б) человеком;
в) индивидуальностью;
г) личностью.
10. Основателем первой экспериментальной психологической лаборатории был:
а) Сеченов И.М.;
б) Вундт В.;
в) Челпанов Г.И.;
г) Павлов И.П.
11. Представители гештальтпсихологии – это:
а) М. Вертгаймер, Коффка, В. Келер.;
б) З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер;
в) Д. Уотсон, Э. Толмер, Б. Скиннер
г) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
12. Внутреннее состояние организма, испытывающее нужду в чем-либо:
а) направленность;
б) потребность;
в) деятельность;
г) мотив.
13. Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. Возникающее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных жизненных обстоятельств – это:
а) гнев;
б) страсть;
в) стресс;
г) аффект.
14. Ошибочное восприятие реальных вещей или явлений называется:
а) галлюцинацией;
б) иллюзией;
в) бредом;
г) фрустрацией.
15. Метод психологического исследования, разработанный В. Вундтом и основанный на самонаблюдении и самоанализе, называется:
а) тестированием;
б) интроспекцией;
в) анализом продуктов деятельности;
г) социометрией.
16. Перцептивная сторона общения заключается в:
а) регуляции эмоциональных состояний собеседников;
б) процессе передачи вербальной и знаковой информации;
в) регуляции поведения и действий партнеров по общению;
г) формировании образа собеседников, понимании его личностных черт.
17. Психическое состояние, возникшее в ответ на появление непреодолимого препятствия на пути удовлетворения потребности – это:
а) фрустрация;
б) страсть;
в) аффект;
г) эмоциональный стресс.
18. Высокий уровень развития математических способностей представляет собой:
а) творчество;
б) общую одаренность;
в) талант;
г) специальную одаренность.
19. Основными видами речи являются (выберете два правильных ответа):
а) внешняя, внутренняя;
б) активная, пассивная;
в) академическая, простонародная;
г) устная, письменная.
20. Виды мышления:
а) конкретно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словестно-логическое;
г) верны все ответы.
21. Положение и перемещение тела в пространстве фиксируется:
а) экстероцептивными ощущениями;
б) интероцептивными ощущениями;
в) прориоцептивными ощущениями;
г) тактильными ощущениями.
22. Каким из нижеприведенных видов памяти обладает только человек:
а) двигательная;
б) эмоциональная;
в) образная;
г) словесно-логическая.
23. Минимальное по силе действие раздражителя регистрируется на уровне:
а) нижнего порога чувствительности;
б) верхнего порога чувствительности;
в) контакта с раздражителем;
г) взаимодействия рецепторов.
24. Вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего называется:
а) грезы;
б) мечта;
в) замысел;
г) фантазия.
25. Воля – это:
а) бессознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности;
б) сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности;
в) совокупность намерений человека;
г) проявление характера человека.
26. Определите – какой из нижеприведенных типов конституции человека не относится к типологии характеров: Э. Кречмера
а) астенический;
б) атлетический;
в) эндоморфный;
г) пикнический.
27. Метод тестов относится к:
а) эмпирическим методам;
б) организационным методам;
в) методам обработки данных;
г) интерпретационным методам.
28. Способ разрешения конфликта, когда обе стороны что-то теряют, чтобы достичь согласия называется:
а) уклонение;
б) уступчивость (сглаживание);
в) компромисс;
г) сотрудничество.
29. Логические выводы, строящиеся в процессе мышления от общего к частному и, наоборот, называются (выберите два правильных ответа):
а) конкретизацией;
б) индукцией;
в) абстракцией;
г) дедукцией.
30. Различают следующие виды запоминания (выберите два правильных ответа):
а) смысловое;
б) интерактивное;
в) когнитивное;
г) механическое.
31. Способность сопереживать другому человеку называется:
а) эмпатией;
б) радушностью;
в) душевностью;
г) симпатией.
32. Термин, обозначающий анатомо-физиологическую систему, ответственную за прием и переработку информации в ощущении, есть:
а) анализатор;
б) рефлекс;
в) рецептор;
г) проводниковой отдел.
33. Тип темперамента, отличающийся активностью, возбудимостью, импульсивностью, агрессивностью характерен для:
а) холерика;
б) сангвиника;
в) флегматика;
г) меланхолика.
34. Установите соответствие между познавательным процессом и его характеристикой:
1 Восприятие | а) построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта; |
2 Воображение | б) закрепление, сохранение и воспроизведение опыта; |
3 Мышление | в) обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности; |
4 Память | г) формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. |
35. Коммуникация как один из элементов межличностного общения – это:
а) взаимодействие индивидов;
б) обмен информацией;
в) межличностное восприятие;
г) влечение одного человека к другому.
36. Свойство внимания, проявляющиеся в скорости его перевода с одного объекта на другой, определяется как:
а) динамичность;
б) сосредоточенность;
в) распределение;
г) переключение.
37. Установите соответствие между приемом воображения и его характеристикой:
1. Гиперболизация | а) создание новых образов соединением несоединимого; |
2. Агглютинация | б) подчеркивание черт отображаемого; |
3. Акцентирование | в) преувеличение предметов, их качеств; |
4. Типизация | г) создание обобщенных художественных типов человека или животного |
38. Вид памяти с длительностью хранения не более 30 секунд называется:
а) кратковременной;
б) сенсорной;
в) оперативной;
г) долговременной.
39. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленное на преодоление трудностей – это:
а) воля;
б) характер;
в) поступок;
г) навык.
40. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания в:
а) 20 веке;
б) 18 веке;
в) 19 веке;
г) 16 веке.
41. Средний объем кратковременной памяти у взрослого человека равен:
а) 5-2;
б) 12-14;
в) 10-11;
г) 3-4.
42. Нарушение способности к концентрации внимания называется:
а) отвлекаемостью;
б) переключаемостью;
в) невнимательностью;
г) рассеянностью.
43.Темперамент, будучи ––––––––, является базой большинства свойств личности:
а) приобретенным;
б) врожденным;
в) изменчивым;
г) социальным.
44. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, которому свойственно нарушение волевого контроля, – это:
а) стресс;
б) аффект;
в) тревожность;
г) страсть.
45. Черты характера, проявляющиеся в деятельности:
а) самокритичность, скромность, гордость;
б) аккуратность, бережливость, мудрость;
в) тактичность, вежливость, чуткость;
г) инициативность, трудолюбие, работоспособность.
46. Приспособительное изменение чувствительности органа чувств к действующему раздражителю называется:
а) локализацией;
б) контрастом;
в) адаптацией;
г) взаимодействием ощущений.
47. Динамику психической жизни определяет:
а) темперамент;
б) эмоциональность;
в) направленность личности;
г) воспитание.
48. К операциям мышления относят:
а) фантазирование;
б) анализ;
в) обобщение;
г) агглютинацию.
49. Мотивом называется:
а) внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо;
б) каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи;
в) внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.
50. Биологической предпосылкой возникновения человека является:
а) способностью к отражению;
б) потребность в ориентировочной деятельности;
в) потребность в поисковой деятельности;
г) вертикальное положе
II. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002
2. Социальная психология : Учеб. пособие для студнтов вузов: Рек. Советом Умо ун-тов РФ по психологии / ред. Сухов А.Н., Деркач А.А. — 2-е изд., испр. — М.: АСАDEM1А, 2002. — 600 с.: табл.
Дополнительная литература
Бабушкин Г.Д. Психология — спорту : Научно-попул. изд. для учащихся спортивно-педагог. кл. и студентов физкультур, учеб. заведений / Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н.; СибГАФК. — Омск, 1998. — 83 с.: ил. | |
Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте. — М.: ФиС, 1988. | |
Вердербер Р. Психология общения / Вердербер Рудольф, Вердербер Кэтлин. -11-е междунар. изд. — СПб.; М.: ПРАЙМ — Еврознак [и др.], 2003. — 318 с.: ил. | |
Волков Б. С. Психология младшего школьника : учеб. пособие / Б. С. Волков ; Моск. гос. облает, ун-т. — М.: Альма Матер: Акад. проект, 2005. — 206 с.: табл. | |
Волков Б. С. Психология подростка : [учеб. пособие для вузов] / Б. С. Волков. — М.: Гаудеамус: Акад. проект, 2005. — 205 с.: табл. | |
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 — Физ. культура : рек. Умо по образованию в обл. физ. к-дльтуры и спорта / Г.Д. Горбунов. — [2-е изд., перераб. и доп.]. — М.: Сов. спорт, 2006. — 294 с.: ил | |
Григорьянц И.А. Психические состояния у спортсменов, их диагностика и регуляция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 — Физ. культура и спорт: рек. умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 207 с.: табл. | |
Зеньковский В.В. Психология детства : дчеб. пособие / Зеньковский В.В. -М.: АСАDЕМ1А, 1996. — 347 с.: ил. | |
Крети Бр. Психология в современном спорте.—М.: ФиС, 1978. | |
Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы : Учеб. пособие для студентов вeзов, обучающихся по спец. Психология / Кричевский Роберт Львович, Дубовская Екатерина Михайловна. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.: табл. | |
Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов / В.М. Минаева. — М.: Трикста: Акад. проект, 2004. — 122 с.: ил. | |
Попов А. Л. Спортивная психология : Учеб. пособие для физкультур, вузов / Моск. психолого-социал. ин-т. — М.: Флинта, 1998. — 150 с. | |
Психология дошкольника : Хрестоматия: Для студентов сред. пед. -дчеб. Заведений. — М.: АСАDEМ1А, 1997. — 376 С. |
И. о. зав. кафедрой психологии: к.п.н., профессор___________В.Ф. Сопов
Утверждено на заседании кафедры психологии РГУФКСМиТ