1.Предмет, объект и задачи олигофренопедагогики. Связь с другими науками

Предмет- теория и практика обучения, воспитания и развития, социальная и правовая адаптация и реабилитация, а так же интеграция в социум выпускников с нарушениями интеллектуального развития. Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. субъект-лицо с интеллектуальной недостаточностью.

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.

Связь с другими науками

Медицинские науки относятся: анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки относятся общая психология, психология человека, возрастная психология,педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Педагогические науки относятся общая педагогика, дидактика, методика воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

2.Понятийно-категориальный аппарат олигофренопедагогики

Воспитание – такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Обучение детей – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитие личности – сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отражении окружающей действительности, отношении к окружающим явлениям, людям.

Коррекция– система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОПФР.

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

Министерство образования Республики Беларусь Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Факультет педагогов-дефектологов Кафедра дефектологии КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи» Слушатель: Мицевич Научный руководитель: Варенова Т. В. Минск, 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Характиристика категорий ...

Компенсация – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма; сложный процесс приспособляемости организма вследствие врождённых или приобретённых аномалий.

Адаптация– приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

Интеграция- это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса.

зона ближайшего развития тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. зона актуального развития со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.

3.Проблемы и задачи олигофренопедагогики и специального образования

Актуальные проблемы олигофренопедагогики:

1. организация помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью;

2. определение целей обучения и воспитания лиц с интеллектуальной недостаточностью;

3. необходимость пересмотра содержания методов обучения во вспомогательной школе;

4. создание общественных организаций, оказывающих помощь выпускникам специальной коррекционной школы

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.

4.Понятие нормального и аномального развития. Виды норм

Норма- установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Виды норм : предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы; социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника, которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка. Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Понятие «аномалия» означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Дефект –это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка

Под понятием «патология» понимается биологический процесс появления нового качества.

5.Нормативно-правовая база специального образования

В Республике Беларусь права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов ООН: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти: Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «Об образовании». В них провозглашаются равные права умственно отсталых лиц с другими людьми: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.

6.Аспекты исследований психофизического развития детей. Методы исследования олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Изучение продуктов деятельности: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д. Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Эксперимент — специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа: теоретический, методический; собственно эксперимент; аналитический. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановский Государственный энергетический университет им. В.И. Ленина” Контрольная работа По курсу «Право» Вариант №2 Выполнил: Студент гр. 2-75 Беляев А.Н. Иваново 2014. Задача на тему гражданские и семейные правоотношения: Петров продал Еремееву пишущую машинку ...

7.Понятие умственная отсталость. Диагностические критерии умственной отсталости.

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

8 стр., 3565 слов

Умственная отсталость ребенка

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет Кафедра психологии Реферат по дисциплине "Специальная психология" На тему: "Умственная отсталость ребенка" Выполнила: ст.гр. Пл-106 Анисимова А.С. Проверил: Шаманин Н.В. Владимир 2009 Содержание Введение 1. Понятие умственная отсталость 2. ...

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40—69),умеренную (IQ — 35—49), тяжелую (IQ — 20—34) и глубокую (IQ ниже 20).

Легкая— дебильность — встречается значительно чаще. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Они не могут усвоить программный материал, нуждаются в специальных образовательных условиях. После окончания школы могут трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны. Умеренная является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу. Тяжелая умственная отсталость — имбецильность — выявляется в ранние периоды развития ребенка. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.).

Глубокая — идиотия — выявляется впервые месяцы жизни ребенка.. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя. Однако такие люди все же способны к развитию.

8.Распространенность умственной отсталости. Этиология уо

По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

причинные факторы условно можно разделить на две группы.

Эндогенные причины:

1) различные наследственные заболевания родителей. 2) хромосомные нарушения. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;

14 стр., 6770 слов

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей

... причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при ... плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся ... степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком ...

3) нарушения обмена веществ.

Экзогенные причины:

В пренатальный (внутриутробный) период:1) хронические заболевания матери;2) инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;3) интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;4) курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.В натальный (родовой) период:родовые травмы;2) инфицирование плода;3) асфиксия (удушье) плода.В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):1) остаточные явления после инфекционных и других заболеваний;2) различные травмы головы;3) интоксикации, перенесенные ребенком.

вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.