Предмет- теория и практика обучения, воспитания и развития, социальная и правовая адаптация и реабилитация, а так же интеграция в социум выпускников с нарушениями интеллектуального развития. Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. субъект-лицо с интеллектуальной недостаточностью.
Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.
1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
Связь с другими науками
Медицинские науки относятся: анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.
Психологические науки относятся общая психология, психология человека, возрастная психология,педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.
Педагогические науки относятся общая педагогика, дидактика, методика воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.
2.Понятийно-категориальный аппарат олигофренопедагогики
Воспитание – такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.
Обучение детей – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
Развитие личности – сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отражении окружающей действительности, отношении к окружающим явлениям, людям.
Коррекция– система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ОПФР.
Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи
Министерство образования Республики Беларусь Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» Факультет педагогов-дефектологов Кафедра дефектологии КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи» Слушатель: Мицевич Научный руководитель: Варенова Т. В. Минск, 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Характиристика категорий ...
Компенсация – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма; сложный процесс приспособляемости организма вследствие врождённых или приобретённых аномалий.
Адаптация– приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
Интеграция- это включение детей с проблемами в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса.
зона ближайшего развития тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. зона актуального развития со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.
3.Проблемы и задачи олигофренопедагогики и специального образования
Актуальные проблемы олигофренопедагогики:
1. организация помощи лицам с интеллектуальной недостаточностью;
2. определение целей обучения и воспитания лиц с интеллектуальной недостаточностью;
3. необходимость пересмотра содержания методов обучения во вспомогательной школе;
4. создание общественных организаций, оказывающих помощь выпускникам специальной коррекционной школы
Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.
1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.
3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.
4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением интеллекта.
4.Понятие нормального и аномального развития. Виды норм
Норма- установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Виды норм : предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы; социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника, которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка. Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.
Периоды развития теории управления
Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...
Понятие «аномалия» означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Дефект –это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка
Под понятием «патология» понимается биологический процесс появления нового качества.
5.Нормативно-правовая база специального образования
В Республике Беларусь права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов ООН: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти: Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «Об образовании». В них провозглашаются равные права умственно отсталых лиц с другими людьми: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.
6.Аспекты исследований психофизического развития детей. Методы исследования олигофренопедагогики
Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблюдений, полученная информация обрабатывается и интерпретируется. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Изучение продуктов деятельности: рисунков, лепных поделок, поделок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д. Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характеристик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Эксперимент — специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педагогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа: теоретический, методический; собственно эксперимент; аналитический. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановский Государственный энергетический университет им. В.И. Ленина” Контрольная работа По курсу «Право» Вариант №2 Выполнил: Студент гр. 2-75 Беляев А.Н. Иваново 2014. Задача на тему гражданские и семейные правоотношения: Петров продал Еремееву пишущую машинку ...
7.Понятие умственная отсталость. Диагностические критерии умственной отсталости.
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Умственная отсталость ребенка
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет Кафедра психологии Реферат по дисциплине "Специальная психология" На тему: "Умственная отсталость ребенка" Выполнила: ст.гр. Пл-106 Анисимова А.С. Проверил: Шаманин Н.В. Владимир 2009 Содержание Введение 1. Понятие умственная отсталость 2. ...
Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40—69),умеренную (IQ — 35—49), тяжелую (IQ — 20—34) и глубокую (IQ ниже 20).
Легкая— дебильность — встречается значительно чаще. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Они не могут усвоить программный материал, нуждаются в специальных образовательных условиях. После окончания школы могут трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны. Умеренная является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу. Тяжелая умственная отсталость — имбецильность — выявляется в ранние периоды развития ребенка. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.).
Глубокая — идиотия — выявляется впервые месяцы жизни ребенка.. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя. Однако такие люди все же способны к развитию.
8.Распространенность умственной отсталости. Этиология уо
По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.
причинные факторы условно можно разделить на две группы.
Эндогенные причины:
1) различные наследственные заболевания родителей. 2) хромосомные нарушения. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
... причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при ... плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся ... степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком ...
3) нарушения обмена веществ.
Экзогенные причины:
В пренатальный (внутриутробный) период:1) хронические заболевания матери;2) инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;3) интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;4) курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.В натальный (родовой) период:родовые травмы;2) инфицирование плода;3) асфиксия (удушье) плода.В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):1) остаточные явления после инфекционных и других заболеваний;2) различные травмы головы;3) интоксикации, перенесенные ребенком.
вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.