Понимание в психологии. Предмет психологии понимания

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЗНАНИЕМ И ПОНИМАНИЕМ.

Понимание не следует отождествлять со знаниями — способностью усвоить и воспроизвести сумму сведений. Хотя эти знания — сведения и не, обходимы, они служат (согласно приводимой аналогии В.В. Знаковым) некими линзами, посредством которых, человек, понимает мир. Вместе с тем, возможно и понимание без знания или — «непосредственное усмотрение».

Заучить: Для понимания характерно: ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, естественного закона и пр.).

Возможно ясное ощущение связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некую цель, сопоставимую с целями субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и прочее; подобным же образом возможно и понимание социокультурных, в том числе исторических событий, письменных памятников; на этой же базе возможно понимание поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.

Возможно и понимание на основе сопереживания, идентификации: понимание эмоций другого человека; нерасчленимое «понимание человека»; понимание этических и эстетических явлений, и прочее.

.

Результат понимания — смысл — субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, какое-либо понимание определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида.

Среди компонентов триады: знания, понимание и мышление остается неосвященным мышление. роль которого определить предоставляется Вам самим.

Предоставляем теперь Вашему вниманию конспект первой лекции:

 

«Понимание в философии и психологии». Введение в предмет. Методология. Предмет и основные положения психологии понимания.

 

  1. Введение в предмет. Характеристика предмета понимания

Цели и задачи изучения дисциплины.

Понимание – это раскрытие смысловой стороны воспринимаемой предметной реальности, явлений, процессов, поведения, событий (ниже смотри и другие определения понятия «Понимание».

В структурной организации какого-либо процесса — это также раскрытие смысловой характеристики посредством анализа его внутренних связей, элементов, частей, и их отношений, в том числе причинно-следственных. В итоге — это выявление внутренних связей и обретение ясности общей их картины, её понимание, исходя из ценностных позиций человека. С такой точки зрения механизмы понимания выступают как способы и процедуры смыслообразования.

14 стр., 6828 слов

Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей 3

... общения; проанализировать значение понимания в общении. Объектом исследования выступает процесс понимания других людей. Предмет исследования - проявление интуиции и эмпатии в понимании других людей. Структура работы включает ... чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, ...

Целью изучения предмета является обретение современных научных представлений о теоретических знаниях и исследовательских приемах понимания.

Задачами является их целостное изучение с позиций современной философии и психологии.

Понимание в философии.

Изучение данного подраздела необходимо в ходе овладения студентами философских знаний с двух позиций.

Первая касается первоосновы взаимоотношений человека с окружающим миром – закономерностей теории познания, полученных при изучении Вузовского курса философии, но вновь рассматриваемых с точки зрения обоснования положений по проблеме понимания (субъект, объект, отражение мира, объективная и субъективная реальности, знание, познание мира, его активный характер и виды: чувственное, рациональное и специфически свойственное лишь человеку «принять на веру»).

Их роль в становлении целостной картины мира у человека.

Вторая позиция – изучение современных представлений по проблеме понимания: анализ представлений различных авторов (А.А.Смирнов, М.М.Бахтин, В.В.Знаков, А.А.Брудный, Г.Г. Гадамер, Хайдеггер М.) в аспекте философских подходов к проблеме понимания (в целом которые могут охарактеризовать понимание как способ бытия человека в мире).

Понимание в герменевтике, семиотике. Философские представления о системной организации и операциональной структуре проявления понимания у человека. Данная вторая позиция будет рассматриваться более подробно в структуре последующих лекций.

Понимание в психологии. Предмет психологии понимания

Рассмотрим роль знаний в анализе проблемы понимания. Знание является предпосылкой и психологическим обоснованием понимания. Существуют два ведущих качеств знания для человека: истинность-достоверность и его ценность . Методология соотнесения знания, мышления и понимания выстраивается из того, что эти понятия различны, хотя и связаны между собой. Роль мышления состоит в том, что оно направлено на обретение новых знаний, а понимание на их осмысление. И хотя, таким образом, без мышления понимание невозможно, оно является лишь его компонентом. Исходя из сказанного, мы и будем рассматривать их отношение в соответствии с тем материалом, который известен в науке на сегодняшний день. По ходу его изложения последовательно перейдем к рассмотрению роли понимания в познании и общении. В заключении лекции в качестве итогов дадим анализ трех типов понимания: понимание знания, понимание-интерпретация, понимание постижение.

Начнем с соотношения знания и понимания. (Доблаев Л.П.) Известно, что всякое мышление начинается с непонимания, а заканчивается пониманием. С.Л.Рубинштейн – в качестве исходной позиции рассмотрения предложил понятие «Проблемная ситуация». Мышление резко активизируется и идет в новом направлении, когда мы сталкиваемся именно с чем-то неожиданным (пример — летчик замечает наличие странного шума в двигателе).

8 стр., 3635 слов

Восприятие и понимание людьми друг друга

... культуре и т.д. И все-таки доминирует потребность в понимании человека человеком. Без умения людей понимать друг друга невозможно представить успешность межличностного общения. Так ... социальную ситуацию, уменьшить вероятность конфликтов. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались отечественными психологами и, прежде всего, А.А. Бодалевым, ...

Сразу возникает ситуация выяснения условий и обстоятельств — почему? Согласно Леонтьеву это порождает новую задачу. Эта задача выдвигается в качестве постановки цели, как говорит Леонтьев – возникает «цель в заданных условиях». Целью здесь ставится обязательно понять, что произошло, каковы причины? Необходимо либо получить дополнительные знания, либо вновь активировать старые, но в любом случае осмыслить и те и другие. При рассмотрении роли знаний нужно подчеркнуть значение опыта человека (в данном случае летчика), тем более, что понимание прямо не направлено на получение новых знаний, а на порождение смысла этих знаний. Существует опыт человека, а опыт говорит, что к нему относятся не чистые знания, ведь у человека проявляется их субъективная значимость, хотя они не осмысленны. С учетом этого важно ввести новое понятие «личностное знание». Это положение выдвинул Майкл Палани. По сравнению с компьютером мышление согласно Тихомирову, не дискретно, а процессуально — как единый непрерывный процесс. Он же считал, что важно в результате соотнести новое с личностным знанием. Суть категории личностного знания по Тихомирову состоит в том, что то знание, которое мы имеем — это как бы айсберг над водой и под водой.

Это скрытое знание, молчаливое знание, оно часто строится на мнении, «вере». В структуре личностного знания особенно становятся важными указанные выше характеристики: истинность и ценность. Истинность может быть понята как достоверность их. А вот как обстоит дело с ценностью? Всякому ли знанию можно дать ценностную оценку? По Леонтьеву, личностный смысл порождается нашим отношением к цели деятельности. Также согласно Адлеру и Юнгу – смысл порождается не столько когнитивными оценками, а отношением к содержанию. Пример: когда молодой человек призывался на фронт, то он стал совсем по другому оценивать свои знания, даже те, что были приобретены им ранее из художественной литературы. Он стал проявлять иное отношение: стал давать ценностную оценку событиям, что резко углубило понимание их существа. То есть и сам смысл их весьма углубился. Франс же настаивает, однако, что смысл порождается и когнитивными знаниями. Также А.Р.Лурия в работе «Язык и сознание» не говорит о личностном смысле. Как известно, смысл, это следствие выявления существенных связей и ситуаций. А.Р.Лурия полагает, то, что мы имеем дело с многозначностью понятий, но у понятия есть существенные признаки. Главное в самолете это то, что входит в основу понятия: мотор и что самолет тяжелее воздуха. Многозначность же определяется спектром использования. А.Р.Лурия, например, говорил об использовании древесного угля. Для одного человека важно, ценно, что его можно использовать для разжигания огня, для другого ещё и то, что он пачкает. Как это скажется на поведении? Отсюда проявляется ценностно-смысловая позиция.

Однако, она важна во всех сферах деятельности, включая и общественную.

2 стр., 554 слов

Модуль 3. Психология познания.

... характеристика Примеры проявления         Модуль 3. Психология познания. Задание № 1. Разобрав вопрос о физиологических основах психических процессов, дать ... Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.   Знания Характер знаний Особенности передачи знаний Характеристика ограничений знаний Житейские психологические   & ...

Примером в общественной сфере может быть потребность обучения в Вузе молодежи. В 90 годы, например, ценностно-смысловая позиция определялась следующим образом. Следует ли получать высшее образование — учиться или нет при отсутствии эффективной материальной отдачи – таковы и были две позиции у родителей.

Но кроме узкого положения о понимании, как отмечалось ранее, есть наиболее широкое: как способ бытия в мире. Действительно, мы живем в многомерном мире. Первый тип, как уже рассмотрено, это понимание знаний – когда речь идет с событии, эмпирически проверяемым. Второй тип в условиях, для которых категория истинность не имеет прямого значения, поскольку в этом случае речь идет о правильности суждений – здесь понимание-интерпретация. Третий тип многоплановый – как люди понимают некоторые важные общественные явления: например, эвтаназия, аборты, однополые браки и т.д. Здесь понимание возникает не на основе достоверных знаний или интерпретации, а на основе «по

стижения» явления – полагают, что оно связано с некоторым инсайтным постижением всего целого — причем даже раньше, чем его частей. И это порождается не индивидуумом, а общественным знанием. Продолжению рассмотрения данной интереснейшей темы — закономерностей понимания посвятим следующие лекции.

1. Дайте определение понимания?

2. Какие Вам известны пути познания мира?

3. На обретение чего направлено мышление?

4. Каким образом понимание связано с мышлением?

5. Какие вам известны типы понимания?

Перечень вопросов из философии и теории познания, используемых при анализе проблемы понимания.

 

  1. Классическое определение истины:
    2. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения:
    3. Теория истины, полагающая истинным знанием, то, которое полезно и практически применимо:
    4. Критерий истины, согласно марксизму:
    5. Категория познания, выражающая то, что противостоит субъекту
    в его познавательной деятельности:
    6. Уровень научного познания, фиксирующий внешние признаки вещей:
    7. Уровень познания, обосновывающий
    внутренние признаки вещей:
    8. Метод познания, предложенный Р.Декартом:
    10. Произведение Ф.Бэкона, в котором изложен его метод познания.
    11. Пути познания мира человеком (чувственное, раеречень циональное; для человека «принять на веру, характеристика каждого из них).

 

На основе этих вопросов будут составлены тесты с выборкой одного правильного ответа их четырех.

Перечень

вопросов для контрольных работ для студентов

СПО 3 курса Факультета психологии БашГУ

2014 – 2015 уч.года.

 

1. Понимание как познавательная и экзистенциальная проблема

2. Половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании

3. Нравственное развитие личности и понимание ситуаций морального выбора

4. Понимание как проблема психологии мышления

5. Психологическое исследование самопознания

6. Психологическое исследование правды, неправды, самообмана.

7. Психология понимания «вранья» и обмана.

8. Когнитивные и личностные детерминанты понимания ситуаций манипулятивного поведения

7 стр., 3362 слов

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: ...

... данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов ... и познание // Вопросы философии, 1967. -- № 1; 13) Ильенков Э.В. О воображении / Нар.образов. 1968. -- № 3. – С.3-42; 14) Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. ...

9. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения

Сравнительный анализ макиавеллизма личности у людей разных профессий

10. Понимание как междисциплинарная проблема.

11. Проблема понимания в философии.

12. Проблема понимания в психологии.

13. Проблема понимания в герменевтике.

14. Семь основных направлений исследования понимания в современной психологии. Суть каждого направления.

15.. Способы понимания в концепции А.А. Брудного.

16. Соотношение терминов: информация, знание и понимание; понимание нового и известного.

17. Понимание и объяснение как основные методы исследования в гуманитарных и естественных науках. П.П. Блонский о типах объяснения.18.. Понимание как когнитивный процесс: сходство и различие в понятиях «знание», «мышление» и «понимание».

18.. Психологические условия, необходимые для взаимопонимания.

19. Определение понятий «межличностное понимание» и «взаимопонимание».

20. Основные условия взаимопонимания в общении.

21. Эмпатия и идентификация как механизмы изменения ценностно-смысловых позиций в диалогическом общении.

22.. Социально-психологические характеристики понятий маскулинности, андрогинности и фемининности.

23..Самопознание и самопонимание: их сходство и различие, современные направления исследования.

24.. Различие в понятиях гендер и пол.

25. Маскулинность, андрогинность и фемининность как ключевые понятия изучения гендерных психологических различий.

26.. Три основные формы понимания.

27. Психологическое исследование самопонимания и самопознания.

28. Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения.

29. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии (В.А. Шеллинг, Дж. Брэнсфорд, А. Пайвио).

30. Личностное знание и понимание.

31..Психологическое исследование самопонимания в зарубежной психологии.

32. Психологическое исследование самопознания.

33.. Сравнительная характеристика взглядов на понимание В.В. Знакова и А.А. Брудного.

34. Три типа понимания в герменевтике.

35. Стадии и ступени понимания согласно А.А. Смирнову.

36. Уровни понимания для иностранных текстов.

37. Структура понимания в психологии.

38. Понимание в концепции М.М. Бахтина.

39. Эмпатия как механизм понимания в развитии межличностных отношений.

40. Особенности понимания в общении между мужчинами и женщинами.

41. Семантическое направление научного анализа понимания.

42. Понимание в структуре мышления.

43. Философско-психологическое понимание любви.

44.. Суть коммуникативного подхода изучения понимания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) Основная:

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005.

2. Емалетдинов Б.М. Проблемы любви в социальной философии и психологии: Монография. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 366 с.

3.Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006 – 448 с.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 2008.

5. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010.

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... стандартам. Мировое сообщество в начале ХХ1 века подошло к пониманию того, что своеобразным мостом от техногенной цивилизации к антропогенной, ... числе и педагогических проблем творческого саморазвития личности, невозможно без понимания того, что такое культура. И это не случайно, ... и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже ...

6. Ильин Е.П. Психология любви. Спб.: Питер, 2013.

7.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии (глава 7-8).

– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

8. Экман П. Психология лжи (редактор В.В. Знаков).

СПб.: Питер, 2013.

б) Дополнительная:

1. Бендас Т. В. Гендерная психология.- СПб.: Питер, 2005.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: МПСИ, МОДЕК, 2010.

3. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема. //Психологический журнал. 2005. Т.26, № 1, с.18-23.

4. Знаков В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1986. № 3.

5.Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении. // Вопросы психологии. – 2002. – №6.

6. Куницына В.К. Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПБ.: Питер, 2002.-544с.

5. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. JI. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. — 480 с.

7. Мещеряков Б.Г. Лицо человеческое. Макиавеллизм: правда и ложь в повседневной жизни / Б.Г. Мещеряков, Л.В. Некрасова. // Человек: Иллюстрированный научно-популярный журнал. 2005. № 6. С. 87-95.

8. Рубинштейн С.Л. О понимании //Проблемы общей психологии. М., 1973.

9. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 (гл. 4 «Роль понимания в запоминании), (гл. 5 «Влияние запоминания на понимание»).

10.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.

11. Щербакова О. В. Когнитивная переработка комических текстов //Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. Смоленск: «Универсум». 2008. — С. 208 — 213.

12.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 668с.