Психология лекции 1−5

  • Лекция 1.
  • (по материалам доцента Самойловой В.М.)
  • Психология — наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.
  • Итак, из этого определения ясно, что:
  • психология наука,
  • психология связана либо с человеком, либо с живым существом, проявляющим собственную психическую активность;
  • изучает субъективное отражение объективной реальности.
  • Отличия житейского психологического знания от научного психологического знания производят по следующим характеристикам:
  • 1) Конкретность — обобщенность знания.
  • Житейские знания более конкретны, они, как правило, приурочены к конкретным ситуациям; научная психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития.
  • 2) Интуитивность — рациональность знания.
  • Житейские знания обычно носят интуитивный характер, они приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные — более рационально и осознанно.
  • 3) Ограниченность — широта знания.
  • Житейская психология имеет ограниченные возможности для передачи информации, т.к.

    житейский опыт является конкретным и интуитивным.

  • 4) Уникальность и универсальность знания.
  • Научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии;
  • 5) Специфика методов изучения.
  • В научной психологии используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знания.
  • Объект науки — то, что существует как данность вне самого изучения; то, что может быть изучено и другими науками.
  • Предмет науки — то, что наука изучает в объекте. Предмет науки всегда определяется философско-теоретическими предпосылками и уровнем развития самого научного знания.
  • Объект психологии как науки: психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения.
  • На протяжении истории предмет психологической науки менялся. Им были:
  • 1) душа — в недрах религиозной философии;
  • 2) сознание — в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;
  • 3) неосознаваемые психические процессы — с конца XIX в.

    1 стр., 370 слов

    Зачем мне знание психологии

    ... часть Эссе на тему зачем мне знание психологии. Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые ... интересов, навыков, привычек, способностей, характера. Важная задача психологии — познание объективных законов психической жизни человека с целью ... личность. Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности — восприятие человеком окружающего мира, ...

    и в начале XX в.;

  • 4) поведение — с начала XX в. (с 1913 г.);
  • 5) психика, деятельность людей — с 20 гг. XX в.;
  • 6) личный опыт человека с 70-х годов XX в.
  • Предмет изучения современной отечественной психологии является психическая деятельность. Изучая психическую деятельность, отечественные ученые исследуют:
  • · закономерности психических процессов;
  • · индивидуально-психологические свойства личности;
  • · психические состояния личности;
  • · психологические основы человеческой деятельности;
  • · особенности развития и функционирования психики.
  • Понятийный аппарат.
  • Современная отечественная психология оперирует понятиями «душа», «деятельность», «психика», «психическое отражение», «личность» и др. При этом надо заметить, что в науке в понятия и термины часто вкладывается несколько иное содержание, чем это есть в житейской психологии. Именно поэтому вопрос о терминологии и сущности научных понятий крайне важен в любой науке.
  • Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
  • Основные функции психики:
  • 1.

    Отражение объективного мира.

  • 2. Регуляция поведения и деятельности.
  • У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер; но и неосознаваемые процессы и явления у человека носят качественно иной характер, чем у животных.
  • Психика выступает как единая цикличная система, функционирующая по рефлекторному типу. Психическая деятельность человека по своему физиологическому механизму является ВНД.
  • Психическими явлениями считаются:
  • психические процессы,
  • психические свойства (особенности),
  • психические состояния,
  • массовые психические явления.
  • 1) Психические процессы:
  • Познавательные процессы
  • · Ощущения,
  • · Восприятие,
  • · Мышление,
  • · Воображение,
  • · Внимание,
  • · Представление,
  • · Память,
  • · Моторика,
  • · Речь,

2) Эмоционально — волевые процессы:

21 стр., 10032 слов

Психические процессы и сознание

... класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психическая деятельность человека проявляется в психических процессах. Психические процессы - это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Все психические процессы подразделяют ...

  • · Чувства,
  • · Воля.

3) Психические состояния:· Апатия,

  • · Творческий подъем,
  • · Сомнение,
  • · Уверенность,
  • · Внимательность и т. д.
  • 3) Психические свойства:
  • · Способности,
  • · Темперамент,
  • · Характер
  • · Знания.
  • Функции психических явлений:

А) функции познавательных процессов:

· познание, изучение окружающего мира;

· создание субъективного образа объективного мира;

· разработка стратегии собственного поведения.

  • Б) Функции психических свойств и состояний:

· Регуляция общения человека с другими людьми;

· Непосредственное управление поступками и действиями.

Специфика психических явлений.

  • 1. Полифункциональность и полиструктурность.
  • Психические явления имеют пересекающиеся функции и средства, трудноопределимые структуры, реализующие конкретную функцию.
  • 2. Недоступность для непосредственного наблюдения.
  • Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.

Специфика психических явлений.

  • 3. Отсутствие четких пространственных признаков.
  • Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.
  • 4. Высокая подвижность и изменчивость.
  • 5. Высокая адаптивность психических явлений.
  • Методы психологии:
  • Наблюдение;
  • Эксперимент
  • Беседа
  • Анкетирование
  • проективные методы,
  • тестирование,
  • анализ продуктов деятельности,
  • физиологические и др.
  • Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с
  • 1. Философией,
  • 2. Биологией,
  • 3. Медициной,
  • 4. Точными науками,
  • 5. Историей,
  • 6. Социологией,
  • 7. Педагогикой,
  • 8. Техническими науками
  • 9. Филологией.

------------------------------------------

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход"

... Федерация Нейрохирургических Обществ   Международная конференция     Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»   ПЕРВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ Июля ... и определение дальнейших перспективных исследований по посттравматическому восстановлению высших корковых функций. Этому также, я надеюсь, послужат знакомства и дискуссии участников за ...

Тема 2.

  • Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
  • Сознание — высшая, свойственная форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредoванный всеобщими формами общеисторической деятельности людей.
  • Формы сознания.
  • Сознание существует в различных формах. Можно выделить несколько оснований для классификации форм сознания:
  • 1. По тому, какому количеству людей оно принадлежит.
  • К.К.Платонов предложил разделить сознание в зависимости от того, какому количеству людей принадлежит данное сознание: одному человеку или группе. Согласно данному основанию выделяют общественное сознание и индивидуальное. Общественное сознание проявляется в общественном настроении, во время выполнения общественных мероприятий. Общественное сознание включает знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль религии, общественная психология. Индивидуальное сознание принадлежит конкретному человеку. Психологическая наука преимущественно занимается индивидуальным сознанием.
  • Формы сознания.
  • 2.

    По тому, преимущественно, какую сферу жизни отражает сознание. В соответствии с этим основанием различают:

  • бытовое сознание,
  • религиозное сознание,
  • научное сознание,
  • художественное сознание.
  • Религиозное сознание, правовое, эстетическое, нравственное, политическое, экономическое и др. можно считать рзновидностями общественного сознания.
  • Итог, во всех психологических направлениях сознание воспринимается, как:
  • Структурное целостное объединение, которое включает множество различных подструктур:
  • а) знания, умения, навыки;
  • б) познавательные, эмоциональные процессы;
  • в) силовые связи и т. д.
  • Феномен противостоящий иным частям субъекта:
  • а) телу;
  • б) бессознательному;
  • в) инстинктам;
  • г) другим архетипам.
  • Способность воспринимать окружающий мир и адекватно самим раздражителям.
  • Регулятор поведения субъекта.
  • Способность адаптироваться к внешнему миру.
  • Важнейший компонент, орудие, планирования будущего.
  • Орудие рефлексии.
  • Характеристики сознания индивида:
  • Активность.
  • Интенциональность (направленностью на предмет; сознание не может не иметь предмета, оно всегда сознание чего — либо).
  • Способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания).
  • Различная степень ясности (смутное сознание; неосознанные явления; ясность сознания; вдохновение; творческое озарение).
  • Уникальность для каждого индивида.
  • Как и другие психические явления, сознание имеет определенные функции.
  • Функции сознания:
  • Отражательная. С помощью данной функции человек отражает и познает окружающий мир. С данной функцией связаны познавательные процессы.
  • Порождающая (творчески — креативная) функция выражается в создании нового продукта деятельности, именно с её помощью человек преобразует и изменяет мир.
  • Регулятивно — оценочная. На её основании оценивается конечный результат деятельности, сравнивается с поставленной целью.
  • Рефлексивная (основная).

    5 стр., 2129 слов

    Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

    ... единая и целостная система. Сложная, саморегулирующая деятельность нервной системы человека осуществляется благодаря рефлекторной природе этой деятельности. В данной работе будет раскрыто понятие «рефлекс ... большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг ...

    С помощью данной функции человек наблюдает собственные состояния, их изменение, оценивает приемлемость данных психических феноменов.

Уровни сознания.

  • Сознание — сложнейшая реальность, имеющая свои уровни и свои структурные компоненты. Выделяют 3 уровня сознания: бытийный уровень; рефлексивный уровень и духовный уровень.
  • 1. Бытийный уровень сознания.
  • Этот уровень направлен на отражение внешнего мира. Бытийное сознание -сознание для бытия. Составляющие бытийного сознания — чувственная и биодинамическая ткани сознания. Чувственная ткань — совокупная сенсорная база перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань — основа предметных действий, человеческие движения. В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями. Чувственная ткань формируется в процессе живого движения, составляет внутреннюю сторону его и управляет живым движением.
  • движения, над которым витает смысл двигательной задачи.
  • Уровни сознания.
  • 2. Рефлексивный слой сознания.
  • Рефлексивный слой обращен внутрь, на собственный субъективный мир. Это сознание для сознания. Составляющие рефлексивного слоя сознания — значения и смыслы.
  • Уровни сознания.
  • Сознание — сложнейшая реальность, имеющая свои уровни и свои структурные компоненты. Выделяют 3 3. Духовный слой сознания.
  • Духовный слой сознания складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн).

    4 стр., 1873 слов

    Нарушение сознания

    ... суету и шум. Сопор (патологический сон) – глубокое расстройство сознания с полным прекращением психической деятельности. Разбудить не удается. Сохраняются простейшие реакции на наиболее ... . Чрезвычайно редко на высоте помрачения сознания возникает резкая гипертермия, сопровождающаяся нарастающим отеком мозга и нарушением сердечной деятельности (фебрильная ши­зофрения, смертельная кататония ...

    Духовный слой сознания заполнен отличной от самого индивида реальностью. Духовный слой, развиваясь, становится совестью, моралью, свободой индивида.

  • Свойства сознания:
  • Построение отношений.
  • Познание объективного мира.
  • Переживание.
  • Рационализация сознания может происходить и посредством механизма рефлексии. Механизм рефлексии начинает действовать со старшего дошкольного возраста.
  • Объектами рефлексии могут быть:
  • Внешний мир
  • Размышления о нем
  • Способы регуляции человеком своего поведения
  • Сами процессы рефлексии
  • Свое личное сознание
  • Самосознание.
  • Самосознание — осознанное отношение человека к окружающему: к природной и социальной среде, понимание своего места в системе общественных отношений; это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков
  • Критерии самосознания:
  • Выделение себя из среды, осознание себя, как объекта, автономного от физической о социальной среды.
  • Осознание своей активности («Я управляю собой»).
  • Осознание себя «через другого» («то, что я вижу в других, может быть моим качеством»).
  • Осознание своего внутреннего опыта, т. е. наличие рефлексии.
  • Структуры самосознания.
  • В самосознании выделяют три структуры, к которым относятся самопознание, самоотношение и саморегуляция.
  • Самопознание тесно связано с познавательными процессами и включает в себя самоощущение, самонаблюдение, самоанализ.
  • Самоотношение коррелирует с эмоциональной сферой. Оно соотносится с такими процессами и состояниями, как: самочувствование, что не есть сумма ощущений, а есть суммарная оценка эмоционального состояния; самолюбие, самоуважение, самопринятие, скромность и т. д.
  • Саморегуляция соотносится с эмоционально-волевой сферой. Саморегуляция подразумевает самообладание, самоконтроль, сдержанность. Саморегуляция имеет две формы:
  • — краткосрочную, состоящую из способности оценивать и регулировать текущие поступки,
  • — стратегическую, заключающуюся в умениях строить долгосрочные планы собственного личностного развития, воспитывать у себя необходимые черты для отдаленной перспективы.
  • Уровни структуры самосознания
  • 1 уровень. Непосредственно — чувственный.
  • Включает самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. Достигается простейшая самоидентификация.
  • 2 уровень. Целостно — образный, личностный.
  • Осознание себя как деятельного начала. Проявление как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная самоидентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я».
  • 3 уровень. Рефлексивный, интеллектуально — аналитический.
  • Осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности. В результате возможно самонаблюдение, самоанализ, саморефлексия.
  • 4 уровень. Целенаправленно — деятельный.
  • Своеобразный синтез 3-х предыдущих уровней. В результате выполняется мотивация, регулятивно — поведенческие функции через различные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самоусовершенствование, самооценки, самопознания, самовыражения.
  • Функции самосознания:
  • Отражательная.
  • Порождающая (творчески — креативная) функция.
  • Регулятивно — оценочная. На её основании оценивается конечный результат собственной деятельности.
  • Рефлексивная (основная).
  • Защитная: стремление защитить свою индивидуализацию от угрозы нивелирования, избежать травмирующего конфликта. Эта функция позволяют человеку сформироваться как личность; остаться самим собою, невзирая на внешнее воздействия; поддерживать себя в трудных условиях; сформировать перспективу.
  • Я-концепция.
  • В западной психологии чаще используется понятие «Я-концепции», нежели понятие «самосознание».
  • Я-концепция понимается как развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:
  • 1) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств;
  • 2) самооценку;
  • 3) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
  • Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя. Выделяют три структурных компонента Я-концепции: а) когнитивный компонент — «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе; б) эмоционально-центральный (аффективный) компонент, который есть переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам личности, деятельности и т. п.; в) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонента в поведении.
  • Неосознаваемые процессы (бессознательное).
  • Структура бессознательного (по Юнгу):
  • Индивидуальное бессознательное;
  • Коллективное бессознательное
  • Роль бессознательных процессов в лечебном процессе.

-----------------------------------------------------------------------------------

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

  • Тема 3.
  • Сознание и деятельность в психологии и медицине.
  • Деятельность.
  • Деятельность можно определить как разновидность социально-культурной активности человека, направленную на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека.
  • Категория деятельности имеет несколько определений.
  • Определения деятельности:
  • 1. Деятельность — активное взаимодействие субъекта с окружающей его действительностью, где субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
  • В данном определении не отражены особенности самого понятия, его специфические признаки, не прослеживается связь с сознанием и творческий характер самой человеческой активности. Очевидно, следующее определение более полно выразит данную дефиницию.
  • 2. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека
  • Основные признаки человеческой деятельности:
  • Сознательность.
  • Социальность.
  • Творческий аспект.
  • Единство когнитивных и эмоционально-волевых процессов.
  • Личностная обусловленность.
  • Волевая активность.
  • Направленность
  • Виды деятельности.
  • Виды человеческой деятельности можно разделить на группы, пользуясь различными основаниями:
  • числом, имеющихся у человека мотивов;
  • функциональным назначением деятельности;
  • направленностью на удовлетворение личных нужд или нужд группы;
  • доминированием в деятельности внутренних или внешних компонентов;
  • содержанием предметом деятельности.
  • По числу имеющихся мотивов. Данную классификацию предложил А.Н.Леонтьев, основатель теории деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению той или иной потребности, направляется тем или иным мотивом (предметом потребности).

    Следовательно, у человека столько деятельностей столько у него потребностей, нашедших свой предмет

  • По функциональному назначению деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учёбу, игру, труд.
  • По направленности на удовлетворение нужд отдельной личности или нужд группы людей. Деятельность может быть индивидуально направленной и общественно направленной. По доминированию в деятельности внутренних или внешних компонентов. В теории деятельности различают внешнюю и внутреннюю деятельность.
  • Внешняя деятельность представляет собой практические действия, действия с реальными предметами, ее можно наблюдать.
  • Внутренняя деятельность — «проигрывание» действий в уме, обдумывание поступков, действия с образами предметов.
  • Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву):
  • Потребность;
  • Мотив;
  • Цель;
  • * Особая деятельность;
  • Действие;
  • Операция;
  • Психофизиологические функции.
  • Составляющие потребностей:
  • объективная, т. е. нехватка чего-либо;
  • субъективная, т. е. различные образы, предвосхищение ожидаемого результата.
  • Потребность как психическое явление имеет определенные характеристики.
  • Основные характеристики потребности:
  • сила;
  • периодичность возникновения;
  • способы удовлетворения.
  • Классификация потребностей:
  • Для выделения видов потребностей в различных психологических школах связано с теоретическими принципами той или иной школы. Попытки создать классификацию потребностей начинаются уже в начале XX в. Немецкий социальный психолог Томас (1924), на основании изучая девушек, занимающихся проституцией, выявил следующие человеческие потребности:
  • потребность в безопасности;
  • потребность в признании;
  • потребность в дружбе;
  • потребность в новом опыте.
  • В конце 30-х годов XX в. в западной психологии выделяли следующие потребности человека (Ю. Петер, 1938):
  • в средствах существования;
  • в свободе;
  • в сексуальном партнере;
  • в вере (идеалы, убеждения).
  • Гуманистический психолог А.Х.Маслоу утверждал, что потребности находятся в иерархической связи. Им была предложена пирамида человеческих потребностей.
  • Ступени пирамиды потребностей:
  • Первая ступень: физиологические потребности, т. е. потребности организменные, такие как: дыхание, сексуальная, пищевая, в определенной температуре и пр.
  • Вторая ступень: потребность в надежности. Маслоу отнес сюда и социальные потребности (обеспечение по старости, инвалидности, материальная обеспеченность), и биологические потребности (физическое и психологическое здоровье);
  • Третья ступень: социальные потребности, т. е. потребности в общении, принятии определенной социальной группой, поддержке своей группой и пр.;
  • Четвертая ступень: потребность в уважении, осознании собственного достоинства, признании компетентности, благодарности, одобрении. Для реализации этих потребностей необходимо соответствующее социальное окружение.
  • Пятая ступень: потребность в самоактуализации, самореализации, в развитии в развитии своей личности, в осмыслении своего назначения в мире.

Элементы программы контроля потребностей:

  • самопознание;
  • контроль образов, соответствующих данной потребности;
  • перестройка социальной микросферы (друзья, ритуалы, ситуации);
  • упражнения, тренировка;
  • переключение на удовлетворение других потребностей;
  • учет биоритмов (периодичности возникновения потребностей).
  • Одной из важнейших потребностей является потребность в обретении смысла жизни
  • Следующий компонент структуры деятельности — мотив. Мотив — опредмеченная потребность. Если потребность находит свой предмет, то мы можем сказать, что потребность становится мотивом. В основе любой целенаправленной деятельности лежит мотив.
  • Определение мотива:
  • предмет, ради которого деятельность осуществляется;
  • психический образ предмета;
  • причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;
  • совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих его направленность;
  • побуждение к деятельности вызванное той или иной потребностью,
  • побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта и определяющее направление его деятельности.
  • В англоязычной литературе принято более широкое толкование мотива: нечто внутри субъекта (потребность, идея, эмоция, организменное состояние), побуждающее субъекта к действию.
  • Блоки структуры мотива:
  • Потребностный блок (биологические, социальные
  • потребности, долженствование)
  • «Внутреннего фильтра» (интересы склонности, уровень притязания, оценка своих возможностей, нравственный контроль, учет условий достижения целей)
  • Целевой (опредмеченное действие, процесс удовлетворения потребностей, потребностная цель)
  • Цель.
  • Осознание потребности в форме мотива приводит к формированию общей стратегической цели деятельности, способа и результата удовлетворения данного мотива.
  • Цель — регулятор деятельности.
  • В теории деятельности цель определяется как прообраз желаемого результата. Имеется в виду сознательный образ. Цель всегда сознательна. Без цели поведение становится импульсивным, плохо управляемым, подчиняющимся непосредственно эмоциям и потребностям. Сознательный образ, т. е. цель удерживается все то время, пока осуществляется действие.
  • Действие.
  • Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Формирование и выбор конкретной цели переводит выполнение деятельности на уровень осуществления промежуточных действий. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Сами цели характеризуются чрезвычайным разнообразием, а главное разномаштабностью. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно, всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий низкого порядка.
  • Действие — относительно законченный элемент деятельности, направляемый на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
  • Действие — основная единица анализа деятельности. Сама деятельность является последовательностью действий, которая диктуется логикой социальной и предметной среды.
  • Совокупность действий, которые структурируются вокруг одного мотива и представляют собой последовательность для реализации крупной цели, называют особенной деятельностью.
  • Операция.
  • Действие имеет формы выполнения. Операция — способ выполнения действия. Операция характеризует техническую сторону выполнения действия. То, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, умелостью относят почти исключительно к операциональному уровню.
  • Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под «условиями» подразумеваются и внешние обстоятельства, и внутренние свойства самого действующего субъекта.
  • Когда мы говорим о конкретном практическом действии, которое протекает в конкретных условиях, то по сути дела мы говорим об операциях и задачах.
  • Задача — цель, данная в конкретных, определенных условиях.
  • Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать действия и операции, реализующие их.
  • Планируемое действие и осуществляемое действие отличаются по своему компонентному составу.
  • Планируемое действие: Ц --> Д
  • Осуществляемое действие: Ц в конкретных условиях → Д
  • т.е. задача → опер. (З  О).
  • Деятельность и другие психические явления
  • В отечественной психологии практически все психические явления рассматриваются с позиций теории деятельности. Иными словами, психические процессы, состояния есть особые виды деятельности либо её компоненты.
  • Любой психический процесс и познавательный, и эмоциональный осуществляется только на основе потребности и направляется мотивом. Любое психическое явление выполняется специальными средствами. Они подбираются в соответствии с той целью, которая поставлена в деятельности. В соответствии с поставленной целью создается программа, определяются способы коррекции действий. Действия и операции воплощают цель.

Психология лекции 1−5 — Стр 2

  • Понятие мотивации
  • Виды мотивации:
  • Достижений
  • Избегания неудач
  • -----------------------------------------
  • Лекция 4.
  • Познавательные процессы и их роль в медицине.
  • Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знание, на основе, которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание рассматривает практическую деятельность как основание познания и как критерий истинности знания.
  • Уровни познания.
  • Существуют два уровня познания:
  • а) чувственное познание: с помощью органов чувств, иначе его называют непосредственное познание;
  • б) рациональное познание: с использованием психологических средств, в обобщенной форме.
  • Сознание и познанию — явления не тождественные. Сознание — условие познания. Познание окружающего мира осуществляется с помощью познавательных процессов. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, мышление; память, воображение, представления, внимания.
  • Функции познавательных процессов:
  • а) изучение окружающего мира;
  • б) создание субъективного образа объективного мира;
  • в) разработка стратегии собственного поведения;
  • г) формирование целей и мотивов человеческих действий.
  • Интеллект — (от лат. Intellectus — разумение, понимание, постижение)
  • · относительно устойчивая структура умственных способностей («Психологический словарь», 1983);
  • · общая познавательная способность, определяющая готовность, человека к усвоению и использованию знаний и опыта, разумному поведению в проблемных ситуациях (Гамезо М.И., Домашенко И.А., 1986);
  • · общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
  • · система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, мышление, воображение, памяти, представления;
  • · способность к решению проблем без проб и ошибок в «уме».
  • Ощущение — простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. (Гамезо М.И., Домашенко И.А., 1986).

    Ощущение — процесс, переходный от физиологического к психологическому.

  • Основные функции ощущений
  • 1. Трансформирующая: превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.
  • 2. Структурная: ощущение есть основа более сложных познавательных процессов.
  • 3. Содержательная: представление сенсорного материала для построения чувственных образов
  • Для врача важно знать, что свойства сенсорных процессов зависят от особенностей строения функционирования рецептора; состояния НС и ее сохранности; особенностей раздражителя. У каждого индивида эти составляющие различны, что определяет индивидуально-типологические особенности чувствительности.
  • Классификация ощущений
  • Ощущения классифицируются по принципу модальности, взаимодействию рецепторов с раздражителями, месту расположения рецепторов.
  • I. По ведущему анализатору (по модальности)
  • — зрительные, — обонятельные, — слуховые, — вкусовые, — осязательные, — мышечно-суставные,
  • — температурные, — болевые, — органические, — статико-кинетические.
  • II. По расположению рецепторов:
  • — экстерорецептивные, расположенные в местах контакта с внешней средой;
  • — проприоцептивные, расположенные мышках, суставах;
  • — интрорецептивные, расположенные во внутренних органах.
  • III. По взаимодействию рецепторов с раздражителями
  • — дистантные, воспринимающие сигналы от источников, находящихся на расстоянии от самого рецептора;
  • — контактные, отражающие сигналы от раздражителей при их непосредственном контакте с анализатором.
  • Индивидуально-типологические особенности чувствительности (виды чувствительности)
  • 1. Сензитивность — природно-обусловленная чувствительность отдельных анализаторов.
  • 2. Сенсибилизированность — повышенная чувствительность под влиянием опыта, профессиональной деятельности.
  • Сенсорная организация — комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития НС (первых процессов) и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тока.
  • Восприятие — форма целостного психического отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие считается полноценным психологическим процессом, так как в акте восприятия выражаются и особенности строения и функционирования ЦНС, прошлый опыт человека, особенности его личности.
  • Основными свойствами восприятия можно считать:
  • 1. Осмысленность и обобщенность /Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает, то, что воспринимается.
  • 2. Предметность восприятия./Психические образы осознаются человеком как реальные объекты, обладающие объективными свойствами.
  • 3. Целостность./Восприятие есть всегда целостный образ, где свойства предметов находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.
  • 4. Структурность./Восприятие непростая сумма ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру: отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.
  • 5. Избирательность/Проявляется в преимущественном выделении одних субъектов по сравнению с другими, и из бесчисленных окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них, что зависят от потребностей, интересов, деятельности субъекта.
  • 6. Контантность/Мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по цвету, форме, фактуре, величине в разных условиях: при различной освещенности, разного расстояния, разных точек зрения. Объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.
  • Основные функции восприятия
  • 1. Ориентационная функция. Создавая образы предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств, восприятия в окружающей его среде.
  • 2. Регулирующая функция: обработанная восприятием информация позволяет управлять деятельностью.
  • 3. Структурно-содержательная: восприятие является основной для ряда психологических процессов (мышление, представление, воображение).
  • 4. Экономическая функция: восприятие обеспечивает «пристрастное» видение окружающего мира, являющееся в зависимости от поставленной цели, что позволяет эффективно осуществлять деятельность и сберегать психологические ресурсы.
  • 5. Участие в обеспечении целостности личности: образы восприятии связаны с прошлым опытом и отражают не явления, которые существуют в настоящем, выделяя в них аспекты значимые для будущего.
  • Виды восприятия различают по следующим основаниям
  • I. По ведущему анализатору:
  • II. По форме существования материи:
  • -III. По форме психической активности:
  • IV. По структуре:
  • Мышление — наиболее обобщенная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
  • Мыслительная деятельность проходит ряд этапов, или стадий:
  • a. стадию предварительной ориентировки в условиях задачи;
  • b. стадию формирования программы и выбора средств решения задачи (стадию выбора общей стратегии решения);
  • c. стадию непосредственного осуществления различных операций, направленных на решение задачи;
  • d. стадию контроля за промежуточным и конечным результатами;
  • e. стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.
  • а) Обобщенность.
  • Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом
  • б) Опосредованность.
  • Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано
  • в) Связь с чувственным познанием, т. е. ощущениями и восприятием
  • Основные функции мышления:
  • 1. Интегрирующая: мышление играет роль объединяющего начала и регулятора всей психической деятельности в целом.
  • 2. Упорядочивания: с помощью мышления устанавливаются общие взаимосвязи.
  • 3. Сущностная: данная функция выражается в понимании сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.
  • 4. Обобщающая: благодаря этой функции происходит обобщение свойств однородной группы либо обнаружение единых свойств нескольких групп.
  • 5. Регулирующая: регулирует поведение и деятельность человека, направляет её на решение поставленных задач.
  • Мышление имеет различные виды и формы.
  • Классификация мышления.
  • 1. Виды мышления по форме / генетическая характеристика:
  • а) наглядно- действительное.
  • б) наглядно — образное,
  • в) абстрактно — логическое.
  • 2. Виды мышления по степени новизны и оригинальности:
  • а) репродуктивное (воспроизводящее),
  • б) продуктивное (творческое).
  • 3. Виды мышления по характеру решаемых задач:
  • а) теоретическое, с его помощью решаются теоретические задачи.
  • б) практическое/ эмпирическое, позволяющее решать практически.
  • 4. Виды по степени развернутости:
  • а) дискурсивное (развернутое, структурированное, осознанное)
  • б) интуитивное (малоосознаваемое, отсутствует четкая структуризация, протекает быстро).
  • 5. По вкладу каждого полушария в мыслительную деятельность:
  • а) правополушарное мышление,
  • б) левополушарное мышление.
  • Формы мышления:
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение
  • Воображение — это
  • а) психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений;
  • б) форма психологического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
  • Воображение выражается
  • в создании программ деятельности, когда проблемная ситуация неопределенна;
  • в построении образа конечного результата предметной деятельности; в создании образа, соответствующего описанию объекта.
  • Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы памяти, мышления, восприятия. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающие, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникшей ситуации.
  • Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
  • Воображение есть отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях
  • Функции воображения.
  • Будучи психологическим явлением, воображение выполняет определенные психические функции. К основным функциям воображения можно отнести:
  • Планирование и программирование деятельности.
  • Формирование внутреннего плана человеческой деятельности.
  • Произвольная реализация познавательных процессов и состояний человека.
  • Регулирование эмоций человека.
  • Представление действительности в образах и составлении возможности пользоваться ими, решая задачи.
  • Механизмы синтеза представлений в процессах воображения:
  • а) агглютинация — соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
  • б) гиперболизация (акцентирование) — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • в) заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
  • г) схематизация — сглаживания различий предметов и выявление черт сходства между ними;
  • д) типизация — выявление существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощении их в конкретном образе.
  • Внимание
  • Качества внимания.
  • Внимание обладает рядом свойств, или качеств, характеризуют его. К таким свойствам относят:
  • Активность, связь с волевой регуляцией, в соответствии с этим качеством различают
  • а) произвольное (зависит от воли) внимание;
  • б) непроизвольное (независимое от воли) внимание.
  • Направленность, определяющая на какой мир внешний или внутренний преимущественно направлено внимание.
  • а) внешнее внимание адресовано раздражителям внешнего мира;
  • б) внутреннее направлено в явлениям, не связанным с наличными раздражителями.
  • Широта. Эта характеристика является не только количественной, но и качественной. Она включает показатели
  • а) объема, т. е. количество объектов, которые могли быть охвачены вниманием одновременно и
  • б) распределение (возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов).
  • Переключаемость есть намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Различают две разновидности переключаемости
  • а) легкая переключаемость, когда сознание без особых усилий переводится с объекта на объект, что позволяет быстро и качественно осуществлять деятельность;
  • б) трудная переключаемость, при которой отмечаются застревания сознания на объектах, способах деятельности, отдельных образах или частях объекта.
  • Интенсивность, или концентрация.
  • Концентрация — степень сосредоточения внимания на объекте. Концентрация на объекте может быть
  • а) высокой, т. е. человек сосредоточил все свое внимание на одном явлении или событии и практически не замечает окружающего;
  • б) низкой, при которой степень сосредоточения на явлении незначительна.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют длительность сосредоточения внимания на объекте. В соответствии с данной характеристикой внимание может быть охарактеризовано как
  • а) устойчивое, длительное сосредоточение на явлении, предмете, образе; б) неустойчивое, где время рассмотрения психического явления непродолжительно, и внимание переходит от одного объекта к другому помимо воли самого человека.
  • Классификация видов внимания.
  • Основаниями для объединения в группы видов внимания может быть:
  • Предмет, материал деятельности. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • а) сенсорно — рецептивное внимание;
  • б) интеллектуальное внимание;
  • в) двигательное внимание;
  • г) эмоциональное внимание.
  • Направленность активности. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • а) внешненаправленное внимание;
  • б) внутренненаправленное внимание.
  • Характер отраженных связей и отношений. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • а) эмпирическое;
  • б) теоретическое.
  • Ведущий анализатор, принимающий участие в апперцептивной деятельности. Согласно данному основанию выделяют виды внимания
  • — зрительное; - моторное;
  • — слуховое; - тактильное;
  • — обонятельное; - вкусовое.
  • Степень участия волевой регуляции. Согласно данному основанию выделяют виды внимания- произвольное, непроизвольное, постпроизвольное
  • Основные функции внимания
  • Активация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.
  • Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
  • Факторы, определяющие внимание
  • Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей (структуру внешнего поля)
  • Факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля)
  • Память.
  • Память и её роль в отражении объективного мира.
  • Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
  • Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось. Это общее определение памяти подходит к самым различным ее проявлениям. В настоящее время различают память как биологическую функцию и память как функцию психологическую.
  • Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются
  • длительность формирования следов,
  • их прочность и продолжительность удержания,
  • объем запечатлеваемого материала,
  • точность его считывания,
  • особенности воспроизведения
  • Функции памяти:
  • Расширение познавательных возможностей человека.
  • Обеспечение целостности и развития личности.
  • Планирование и предвосхищение будущего, т.к. память создает установку на будущее.

. ПСИХОЛОГИЯ

  • Классификация видов памяти.
  • Виды памяти подразделяются в зависимости от ведущего анализатора; от предмета, материала деятельности протекания процесса; от формы психической активности.
  • Виды памяти по ведущему анализатору
  • зрительная,
  • обонятельная,
  • вкусовая,
  • слуховая,
  • тактильная.
  • Виды памяти, различающиеся по предмету, материалу деятельности:
  • двигательная,
  • эмоциональная,
  • образная,
  • вербальная.
  • Виды памяти по продолжительности удержания информации:
  • мгновенная, длящуюся несколько секунд;
  • кратковременная, длящуюся несколько минут;
  • долговременная, длительное хранение информации, иногда в течение многих лет.
  • Виды памяти по характеру целей запоминания / волевым усилиям
  • произвольная, при которой ставится сознательная цель запомнить что-либо;
  • непроизвольная, когда запоминание происходит само без значительных волевых усилий, отсутствует мнемическая задача, запоминание сопровождает другую деятельность.
  • Непроизвольная память является генетически первичной. Исследование П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
  • Виды памяти по степени использования средств запоминания:
  • непосредственная, без использования особых средств и приёмов запоминания;
  • опосредованная, с применением средств (узелков, меток, рисунков) и приёмов (повторение, составление плана, схематизация и др.) с целью лучшего сохранения.

6. Виды памяти по семантической организации

  • неосмысленная (механическая);
  • семантически-организованная, где применяются специальные приёмы для создания организации смысловых блоков и тем.
  • 7. Виды памяти по характеру самого материала запоминания:
  • эпизодическая память получает и хранит информацию об эпизодах либо целостных событиях жизни. Здесь сохраняются целостные образы и ощущения как «автобиографические вехи». Информация эпизодической памяти теряется по мере поступления новой информации.
  • семантическая память, или память на слова, понятия, правила абстрактные идеи. Семантическая память организует знания человека о вербальных символах и понятиях. Она более устойчива, чем семантическая память.
  • Итак, мы видим, что память человека разнообразна и неоднородна. В каждом из видов памяти имеет место специфическое протекание операций и место этих операций в реализации вида памяти.
  • Операции памяти.
  • Рассматривая память как мнестическую деятельность следует в ней выделить конкретные операции. К ним относятся операции
  • запоминание (запечатление),
  • сохранение,
  • воспроизведение,
  • забывание,
  • восстановление.

.

  • Механизмы памяти.
  • Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии:
  • физиологическое объяснение — образование нервных связей (ассоциаций);
  • биохимическое объяснение — память связана с изменением состава РНК и других биохимических структур;
  • психологическая трактовка — память зависит от характера деятельности и направленности личности.
  • Составляющие продуктивности памяти
  • объем;
  • точность;
  • быстрота;
  • длительность сохранения;
  • готовность материала к актуализации

-----------------------------------------------------------------

  • Лекция 5.
  • Эмоционально-волевая сфера человека.
  • Эмоциональные явления — особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, мотивами, потребностями, отражающий в форме непосредственных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений, ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции служат одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворения актуальных потребностей.
  • Современные представления об эмоциях.
  • В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложные многоаспектные психологические образования, выполняющие отражательные и регуляторные функции. Одной из основных особенностей эмоций можно считать их непосредственную представленность субъекту отношений между потребностью и возможностью её удовлетворения.
  • Сами эмоции не могут отожествляться с познавательными процессами, но они имеют важнейшее значение для реализации познавательных процессов.
  • эмоции направляют внимание на те или иные явления;
  • позволяют закрепить, оценить адекватность выполняемых действ;
  • организуют или дезорганизуют протекание познавательных процессов;
  • предвосхищают познавательный результат, способствуют направленному течению мысли.
  • Осознание эмоций связано с возможностью их произвольной регуляции.
  • каждая эмоция состоит из трёх компонентов:
  • 1) внутренних переживаний (переживание субъективной неповторимости),
  • 2) поведенческих реакций (дрожь, усиление тонуса, поза, мимика, крик),
  • 3) физиологических процессов (повышение АД, потоотделение, спазм сосудов, напряжение мускулатуры, сердцебиение).
  • Функции эмоций
  • (по В. К. Вилюпану и В. В. Петухову)
  • Как психические явления эмоции играют важнейшую роль в психическом отражении. Их роль и значимость в психическом отражении связана с теми функциями. Которые они реализуют. К функциям эмоций относятся следующие:
  • Оценочная.
  • Разрешения ситуаций.
  • Коммуникативная.
  • Экспрессивная.
  • Активирующая.
  • Закрепление следообразования.
  • Предвосхищающая.
  • Мобилизующая (побуждающая).
  • Организующая.
  • Структурирующая.
  • Эвристическая.
  • Сигнальная.
  • Факторы, определяющие эмоции.
  • Возникновение, протекание особенности проявления эмоции зависят от ряда причин, или факторов, её определяющих:
  • а) характер получаемой из вне информации;
  • б) степень новизны информации;
  • в) степень достоверности информации;
  • г) вероятность удовлетворения актуализированной потребности;
  • д) уровень активации организма (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается);
  • е) особенности восприятия ситуации в целом (определяет направленность эмоции);
  • ж) уровень умственного развития;
  • з) предшествующий акт.
  • Классификация эмоций
  • Эмоциональные состояния и процессы имеют свои особенности. Среди них можно назвать:
  • эмоциональная устойчивость;
  • эмоциональная возбудимость;
  • эмоциональный тонус;
  • эмоция реакций (сила, темп, ритм).
  • В соответствии с веделенными особенностями эмоций их можно классифицировать.
  • Эмоции как сложные системные образования характеризуются несколькими параметрами:
  • а) модальностью, связью с базальной потребностью;
  • б) знаком;
  • в) интенсивностью;
  • г) длительностью;
  • д) реактивностью, т. е. быстротой возникновения или изменения эмоции;
  • е) степенью осознанности;
  • ё) степенью произвольного контроля.
  • . Эмоциональные явления, с выраженным биологическим компонентом:
  • аффекты;
  • настроения;
  • стрессы;
  • страсти;
  • фрустрация.
  • II. Эмоциональные явления, имеющие социальную обусловленность:
  • — собственно эмоции;
  • — чувства.
  • Аффект — особый вид эмоций отличающихся большой силой, способностью подавлять другие эмоции и навязывать определенный закрепившийся способ «аварийного» разрешения ситуации. Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными изменениями.
  • Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и «навязывает» тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуаций, сложившийся в биологической эволюции и оправдавший себя лишь в типичных биологических условиях.
  • Таким образом, особенности аффектов:
  • кратковременность,
  • плохая структурированность,
  • слабая осознаваемость ,
  • интенсивность, выраженность
  • Настроение — более или менее устойчивое, продолжительное, общее, без определенной интенции эмоциональное состояние, окрашивающее в течение некоторого времени все поведение и все переживания человека. Настроение характеризуется безотчетностью, слабой выраженностью, способностью приобретать значительную интенсивность. Настроение сопровождается эмоциональным тоном положительным или отрицательным.
  • Настроение в различной степени влияет на все психические процессы, протекающие в данный отрезок времени. Настроение, будучи вызванным определенной причиной, проявляется в особенностях эмоционального отклика на воздействия любого характера.
  • Особенности настроения:
  • длительность;
  • безотчетность, неясность, т. е. невысокая осознанность;
  • слабая интенсивность;
  • влияние на мысли и действия.
  • Стресс — неспецифическая реакция организма на любое требование из вне. Стресс можно рассматривать как систему напряжений, функциональное значение которых в мобилизующем влиянии на деятельность.
  • Этапы стресса:
  • Стадия тревоги. Активизируется симпатическая НС, характерны физиологические изменения, подготавливающие организм.
  • Стадия сопротивления. Организм расходует имеющиеся у него резервы.
  • Стадия истощения. Резервы организма значительно уменьшаются.

Психология лекции 1−5 — Стр 3

  • Страсть — форма эмоциональных состояний человека, сильное стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека, и приводящее к сосредоточению на предмете всех устремлений и сил. Страсть выражается в порыве, увлеченности, сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на цель.
  • Причины возникновения страстей разнообразны: они могут определяться идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею, восприниматься как что-то нежелательное.
  • Особенности страстей:
  • продолжительность;
  • осознанность;
  • яркая выраженность проявления;
  • нечеткая структурированность.
  • Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступают движущей силой открытий и по
  • Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
  • Состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, тревогой, отчаянием. Фрустрация возникает в ситуации конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса
  • Собственно эмоции — это эмоциональные реакции на вспоминаемые, свершившиеся и на вероятные, ожидаемые события.
  • В силу адекватного характера они способны предвосхитить ситуацию и события, которые реально ещё не наступили или произошли в прошлом, причём не обязательно с самим субъектом. Собственно эмоции могут смещаются к началу действия и предвосхищать результат, носить опережающий характер, отражая в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.
  • Собственно эмоции имеют ряд характерных особенностей, отличающих их от эмоциональных явлений с преобладающими биологическими составляющими.
  • Особенности собственно эмоций:
  • а) может слабо проявляться внешне;
  • б) имеют идеаторный характер, т. е. способны предвосхищать ситуации и события;
  • в) могут обобщаться и передаваться;
  • г) имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям; к своей деятельности, к своим проявлениям в этих ситуациях;
  • д) выражаются в зависимости от социальной культуры, опыта индивида;
  • е) воспринимаются как состояния моего «я» (осознаваемы);
  • ж) хорошо структурированы.
  • Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в потребностях, мотивах. Это внешний продукт эмоциональных процессов. Эмоциональные состояния, такие как чувства, имеют выраженный предметный характер. Они устойчивы, социальны по происхождению. Порождаются миром объективных явлений, т. е. имеют строго причинно-обусловленную природу
  • Основные фундаментальные эмоции человека.
  • Радость — положительное эмоциональное состояние. Возникает при возможности полного удовлетворения потребности, вероятность чего до этого момента была невелика или непреодолима.
  • Удивление — эмоция возникает при внезапности, тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на объект, может перейти в интерес. Подготавливает к эффективному взаимодействию с новым.
  • Гнев — отрицательная эмоция. Протекает чаще в виде аффекта, вызываемыми внезапными серьезными препятствиями на пути для субъекта потребности.
  • Отвращение — отрицательное эмоциональное состояния, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими нравственными и эстетическими принципами и установками человека.

Основные фундаментальные эмоции человека.

  • .
  • Стыд — отрицательное состояние, выражающиеся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
  • Интерес — позитивная познавательная эмоция, обеспечивает работоспособность, необходима для творчества. Интерес поддерживает эволюционные устремления, стабилизирует отношения, способствует развитию интеллекта.
  • Печаль — возникает в результате разочарования чего-либо, утраты. Замедляет общий темп жизни человека, дает ему возможность «оглянуться назад», вызывает потребность восстановить утраченные функции, формирует эмпатию.
  • Презрение — враждебная эмоция, это больше чем безразличие или равнодушие, оно сопровождается чувством ценности и значимости собственного «я» по сравнению «я» другого человека. Презрение не позволяет воспринимать жизнь во всей полноте.
  • Тревога — комбинация эмоциональных паттернов (по К. Э. Царду), эмоциональное состояние возникающее в ситуациях неопределенной опасности. Проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога — генерализованный, беспричинный страх.
  • Основные фундаментальные эмоции человека.
  • .
  • Смущение — переживание беззащитности в ситуации социального взаимодействия. Смущение предохраняет от излишне легкого вступления в контакт, позволяет удерживаться на безопасном расстоянии.
  • Любовь — чувство, включающее чувствительный и когнитивный компоненты; высокая степень положительного отношения, выделяющая объект среди других и помещающих его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и другими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
  • Страх — отрицательная эмоция при выраженном прогнозе неблагополучия. Может быть стенической и астенической, протекает в форме стрессовых состояний, аффектов, настроения.
  • Горе-потеря
  • Уровни эмоционально-личностной сферы.
  • 1. Первый уровень составляет базальная реактивность, характеризующая в основном базальные эмоции. Эмоциональная реактивность — это кратковременный ответ на то или иное воздействие, имеющий преимущественно ситуационный характер.
  • 2. Второй уровень связан с эмоциональными состояниями: настроением, эмоциональным фоном. Эмоциональные состояния отражают общее отношение человека к ситуации, к самому себе и связаны с личностными характеристиками.
  • 3. Третий уровень составляют личностные качества человека, отражающие его эмоциональные особенности: оптимизм, смелость, леность, трудолюбие, агрессивность и прочее. Личностные качества человека связаны с особенностями его базальных эмоций
  • Влияние эмоций на здоровье человека
  • Одна из составляющих проявления эмоций — это изменение физиологических процессов. Поэтому эмоциональные явления оказывают важнейшее значение и на психическое и на соматическое здоровье человека.
  • Мы остановимся на психосоматических расстройствах, явлениях тесно связанных с эмоциями.
  • Психосоматические расстройства — нарушение функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами: переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями реагирования личности. Представление в тесной взаимосвязи самочувствия с его психическим, прежде всего, эмоциональном состоянием является одним из важнейших в современной медицине и медицинской психологии.

Этапы переживания болезни пациентом: 1. Отрицание («Не может быть!», «Я не болен!», «Это ошибка!»); 2. Агрессия («Все вокруг виноваты, что я болею!», «Никто меня не понимает!»); 3. Торг с судьбой («Я все равно буду бороться!», «Посмотрим, кто победит!»); 4. Депрессия («Ничего не получается!», «Нет сил» и т. д.); 5. Экзистенциальный кризис («В чем смысл моей жизни?») 6. Интеграция (принятие ситуации болезни, как части жизни, постановка новых жизненных целей и изменение ценностных ориентиров и образа жизни).

  • Феноменология алекситимии:
  • 1. Нарушения когнитивной сферы: привязанность мыслей к тривиальным деталям ежедневной жизни; недостаточная способность к творчеству, ограниченное использование символов; отсутствие мыслей, относящихся к внутренним установкам, желаниям и побуждениям.
  • 2. Особенности самоотношения алекситимиков: нечувствительность к своему внутреннему физическому и психологическому благополучию.
  • 3. Особенности эмоционально-волевой сферы: ограниченная способность к регуляции своих внутренних состояний; незначительное число способов самоуспокоения, большая часть которых направлена на физические средства совладания с трудностями; холодность по отношению к другим людям и объектам.
  • Воля.
  • Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (свои непосредственные желания и стремления).

    Воля — один из способов регуляции своего поведения, тесно связанный с выражением эмоциональных состояний.

  • Волю использовали как способ объяснения поведения человека. Воля рассматривалась и в качестве признака здорового человека.
  • Воля имеет определенные характерные признаки:
  • 1. Разумность.
  • 2. Сознательность.
  • 3. Целенаправленность.
  • 4. Связь с когнитивными процессами: мышлением, воображением, памятью.
  • 5. Моральное удовлетворение.

. ПСИХОЛОГИЯ

  • Характеристики волевого действия:
  • Волевое действие является сознательным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению.
  • Волевое действие есть действие, необходимое по внешним социальным или личным причинам, т. е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению.
  • Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит проявления побуждения или торможения.
  • Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением/торможением за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченных целей.
  • Волевое действие характеризуется отсутствием непосредственного удовольствия, получаемого в результате выполнения действия.
  • Структура волевого акта представляется следующим образом:
  • Осознание цели и стремление её достичь.
  • Осознание ряда возможностей достижения цели.
  • Появление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности.
  • Борьба мотивов.
  • Выбор одного из мотивов.
  • Осуществление принятия решения.
  • преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижения поставленной цели.
  • Функции воли:
  • Выбор мотивов и целей деятельности.
  • Регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации.
  • Организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком.
  • Мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.
  • Направления волевой регуляции:
  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • приобретение человеком волевого контроля над своим поведением;
  • овладение волевой регуляцией собственных психических процессов и состояний;
  • выработка человеком волевых качеств и черт личности.
  • Нарушения волевого контроля
  • Волевая регуляция личности может быть нарушена, вследствие чего возникает нежелание совершения какой-либо деятельности, либо, наоборот, неумение справиться с неконтролируемой импульсивной активностью. Наблюдаются следующие виды нарушения волевой регуляции деятельности: Апатия (от греч. apatheia — бесстрастие) — отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов; при апатии не наблюдается нарушения ориентировки в ситуации, но отсутствует эмоциональная оценка событий. Безразличие вызывают и радостные, и опасные жизненные эпизоды. Апатия, возникшая вследствие отсутствия побудительного импульса, может приводить к абулии. Абулия (от греч. аbulia — нерешительность) — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от вызывающих ее причин, абулия может быть кратковременным, ситуативным или периодически возвращающимся, длительно переживаемым состоянием. Тяжелая абулия — симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении. Нередко абулия возникает при поражениях лобного отдела мозга, ответственного за регуляцию поведения. Могущество воли (по К. Ясперсу) обнаруживается в ощущении собственной силы, способности управлять событиями и собой. Как защитный механизм могущество воли может проявляться в виде всемогущего контроля, т. е. ощущения, что другие люди, силы природы, неодушевленные предметы — все подчинено власти человека и находится под его контролем. Например, осадки, политические события, достижения конкретного человека оцениваются как результат собственной деятельности и личного вклада, при этом часто наблюдается обратное, т. е. безволие и бездействие. Расстройство контроля над импульсами обнаруживается в неспособности сопротивляться импульсам, побуждениям, искушениям. Подобный вид расстройства может проявляться в различных патологически привычных, ставших побудительными действиями. Примерами таких нарушений являются клептомания, пиромания, трихотилломания.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector