В.Н. Спеваков, Набережночелнинский институт
Психология лекции
Статья четвертая
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ
Не лишне будет напомнить нашим читателям, что с № 6 мы возобновляем цикл статей по психологии лекции. В этой статье рассматриваются приемы организации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания слушателей, а также свойства внимания (объем, переключаемость, устойчивость), которые должен учитывать каждый лектор при исполнении лекции на любую тему.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ |
правленность деятельности че- |
го, оно, как и непроизвольное, |
||
|
||||
Хорошая лекция – это резуль- |
ловека, его общения с людьми» |
удерживается без волевого уси- |
||
тат прежде всего хорошо орга- |
[4, с. 113]. |
|
лия. |
|
низованного и поддерживаемого |
Кратко напомним [4, с. 113– |
|
||
внимания студентов. |
115]. |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|
В психологии внимание опре- |
1. Непроизвольное |
внимание |
НЕПРОИЗВОЛЬНОГО, |
|
ПРОИЗВОЛЬНОГО |
||||
деляют так: «Внимание – позна- |
возникает и удерживается без во- |
|||
И ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОГО |
||||
вательный психологический про- |
левого усилия. |
|
||
|
ВНИМАНИЯ |
|||
цесс, обеспечивающий избира- |
2. Произвольное |
внимание |
||
|
||||
тельность восприятия, припоми- |
удерживается при помощи воле- |
Непроизвольное внимание |
||
нания, переработки и использо- |
вого усилия. |
|
Начало лекции существенно |
|
вания человеком разнообразной |
3. Послепроизвольное внима- |
зависит от того, впервые лектор |
||
сенсорной информации, а так- |
ние – это внимание, которое воз- |
выступает перед аудиторией или |
||
же организованность и целена- |
никло из внимания произвольно- |
нет. |
НАШ ПРАКТИКУМ
Если лектор перед аудитори- |
ных условиях лучше усваивается |
ей появился впервые, то в течение |
та информация, которая получе- |
примерно трех минут непроиз- |
на в начале и конце предъявления. |
вольное внимание студентов бу- |
Надо сказать, что при препода- |
дет устойчивым. Они в эти мину- |
вании многих естественных, тех- |
ты разглядывают лектора, реша- |
нических и смежных дисциплин |
ют, сами того не сознавая, стоит |
(например, математики, теорети- |
ли его внимательно слушать, ну- |
ческой механики) такая быстрая |
жен ли им лично для себя этот лек- |
перестановка материала возмож- |
ционный материал и насколько, а |
ной бывает очень редко. Но для |
также думают что за человек лек- |
таких дисциплин существуют дру- |
тор и чего от него можно ожидать |
гие приемы организации внима- |
[2, с. 13]. |
ния. |
В этом случае очень важно |
Теперь представим обычный |
убедить студентов в нужности ма- |
случай, к которому всегда нужно |
териала курса лекций лично для |
быть готовым: тема выступления |
каждого студента. Вся информа- |
не интересна большинству или |
ция, которая поступает в мозг сту- |
всем студентам – это обычное яв- |
дента, сортируется его нервным |
ление в преподавании естествен- |
аппаратом в кратковременной па- |
ных и технических наук. |
мяти по степени нужностилично |
Для того чтобы в начале лекции |
для него самого. Эта сортировка |
вызвать непроизвольное внима- |
материала происходит подсозна- |
ние студентов, лучше всего начать |
тельно и в полной мере не осмыс- |
речь с психологического вступле- |
ливается студентом [2, с. 7]. |
ния, например c изложения ярко- |
Если нервный аппарат студен- |
го, интересного, захватывающего, |
та выяснит, что информация, ко- |
малоизвестного случая, примера, |
торая поступает от лектора, лич- |
факта, который связан с темой вы- |
но для него несущественна, то ее |
ступления. |
усвоение тормозится его нервным |
Например, как пишет А.Ф. Кони |
аппаратом и такая информация |
в работе «Советы лекторам», вот |
быстро им забывается [2, с. 7]. |
так можно было бы начать лекцию |
Если лектор появился перед |
о законе всемирного тяготения [3, |
аудиторией не впервые, то непро- |
с. 121]: «В рождественскую ночь |
извольного внимания студентов |
1642 года в Англии в семье фер- |
может не быть. |
мера средней руки была большая |
Рассмотрим сначала лучшую |
сумятица. Родился мальчик такой |
ситуацию: студентам интересна |
маленький, что его можно было |
тема лекции, они готовы внима- |
выкупать в пивной кружке». |
тельно ее слушать. В этом случае |
Такое вступление вызывает у |
нельзя надолго растягивать вво- |
слушателей непроизвольное вни- |
дную часть, а следует быстрее |
мание, которое затем усиливает- |
приступать к изложению основ- |
ся, когда слушатели узнают, что |
ного материала. Если логика из- |
этот крохотный мальчик стал ве- |
ложения от этого не страдает, то |
ликим Ньютоном, который и от- |
сначала нужно изложить самый |
крыл закон всемирного тяготения. |
неинтересный материал, потом – |
Еще один, очень интересный, |
самый интересный, а завершить |
как нам кажется, пример психоло- |
изложение можно не самым инте- |
гического вступления лектора, ко- |
ресным материалом. Все это де- |
торый исполнял лекцию о законах |
лается, чтобы уравновесить дей- |
логического мышления [1, с. 11]: |
ствие известного в психологии за- |
|
кона (или эффекта) края(или за- |
точных стран, утверждает легенда, |
кона первого и последнего места, |
был знаменитый оракул. Его уста- |
или правила начала и конца), ко- |
ми вещало не одно божество, а це- |
торый гласит, что при прочих рав- |
лых три: бог Правды, Лжи и Дипло- |
ВИТАЛИЙ
НИКОЛАЕВИЧ
СПЕВАКОВ
кандидат
Продолжение cерии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации внимания слушателей.
The continuation of articles on the subject of lecture psychology. The methods of organizing the attention of listeners are classified and described on the basis of psychological data.
Ключевые слова: непроизвольное внимание, объем внимания.
Key words: involuntary attention, attention amount.
матии. Они изображались совершенно одинаковыми фигурами, перед которыми люди, ищущие совета, преклоняли колени. Боги всегда охотно отвечали на вопросы. Они были очень похожи друг на друга, поэтому никто не мог определить кто же из них отвечает: то ли бог Правды, которому надо верить, то ли бог Лжи, который говорит всегда неправду, то ли бог Дипломатии, который может либо солгать, либо сказать правду. Это было на руку жрецам и способствовало славе оракула: боги всегда оказывались правыми.
Но однажды нашелся человек, казавшийся простаком, который задумал совершить то, чего не удалось самым большим мудрецам. Он опознал каждого из богов.
Человек вошел в храм и спросил бога, стоявшего слева:
–Кто стоит рядом с тобой?
–Бог Правды, – был ответ. Тогда он спросил бога, стояв-
шего в центре: – Кто ты?
– Бог Дипломатии, – был ответ.
49
Последний вопрос он задал богу, стоявшему справа:
–Кто стоит рядом с тобой?
–Бог Лжи, – был ответ.
–Я знаю теперь, кто из вас бог Правды, Лжи и Дипломатии! – воскликнул человек.
Как он определил каждого из богов?»
Самое простое – это подготовить психологические вступления, аналогичные примеру А.Ф. Кони
оНьютоне: начать лекцию с яркого эпизода из жизни ученого, деятельность которого имеет отношение к теме лекции. Но такие психологические вступления имеют и недостатки:
–они в должной мере не связаны с материалом лекции;
–не всегда легко переключить внимание студентов со вступления на материал лекции;
–они имеют развлекательный, а не познавательный характер.
Значительно сложнее подготовить психологическое вступление, в котором перед студентами сразу же ставилась бы интересная задача, решение которой напрямую зависит от усвоения материала. Такое вступление вызывает непроизвольное внимание студентов, способствует переключению их внимания на материал лекции, а самое главное – значительно активизирует интеллект студентов и убеждает их в нужности материала лекции. Все это помогает и усвоению материала.
Пример о богах Правды, Дипломатии и Лжи – блестящее, на взгляд автора, психологическое вступление. Оно,
Чем теснее логически связано психологическое вступление с темой лекции, тем оно более оправданно.
Значение психологического вступления не только в том, что оно
организует первоначальное непроизвольное внимание студента, но и в том, что если «у слушателей вызвать очень сильное внимание в начале лекции, т.е. создать в воспринимающих лекцию функциональных структурах мозга слушателей доминантный очаг возбуждения, то в дальнейшем при изложении даже менее интересного материала внимание аудитории будет устойчивым. Данное явление объясняется законом соотношения доминанты и субдоминанты, который был открыт в свое время видным отечественным физиологом А.А. Ухтомским. По этому закону доминантный очаг возбуждения в коре больших полушарий головного мозга поддерживается энергией субдоминирующих (более слабых) очагов возбуждения. Если в начале лекции лектор создал у слушателей рабочую доминанту, то последующий менее интересный материал будет поддерживать рабочую доминанту, а значит, и внимание слушателей [1, с. 10].
Лектор должен иметь в своем лекционном запасе несколько удачных психологических вступлений для каждой лекции.
Для поддержания непроизвольного внимания, зная о колебаниях внимания, во время лекции нужно применять метод совмещений [6, с. 71]. Для этого
иногда полезны заготовки, предназначенные для психологического вступления. Нельзя надеяться, что внимание студентов всю лекцию будет устойчивым. Если тема трудна для понимания, то колебания внимания происходят каждые
Правильно организованная речь лектора имеет огромное значение для организации и поддержания непроизвольного внимания студентов.
А правильно организованная мимика, в частности выражение глаз и движение губ, жесты и другие телодвижения лектора, вызывает непроизвольное внимание студентов.
Психологам известно, что опосредованный интерес человека (интерес к результатам труда)активизирует и поддерживает егонепосредственный интерес (интерес к самому процессу труда), а следовательно, инепроизвольное внимание к процессу труда. Поэтому лектор должен вызвать у студентов опосредованный интерес к лекции (курсу лекций).
Например, в начале лекции он может сказать, что по пройденному материалу потом будет проведена контрольная работа (опрос, семинарские занятия, зачет, экзамен), которую слушатели успешно выполнят, если внимательно прослушают лекцию.
Все это помогает организации непроизвольного внимания и подталкивает лектора на применение в своей работе метода проблемного изложения и метода совмещений [6, с.
Произвольное внимание
Когда материал труден для понимания, нельзя надеяться, что слушатели смогут удерживать на предмете все свое внимание или
50
хотя бы большую часть без волевых усилий. Поэтому лектор должен помочь студентам организовать свое
произвольное внимание, которое необходимо в любом виде трудовой деятельности.
Для формирования произвольного внимания лектор должен убедить студентов в нужности материала лекции (курса ле кций). Осознание необходимости усвоить материал лекции, важности, нужности и неизбежности выучить этот материал – главное условие для возникновения произвольного внимания.
Лектор должен использовать
целевые установки на активизацию произвольного внимания. В трудных для понимания, но в ключевых местах лекции он должен обращаться к студентам, например, таким образом: «Сейчас будьте, пожалуйста, внимательны, потому что эти положения обычно трудно понимаются, но они очень важны для усвоения материала всей лекции. Обратите на них особое внимание!»
Подобные слова лектора вызывают у студентов реакцию мобилизации внимания и помогают произвольно удерживать его на том или ином объекте или явлении.
«Между
Авт.) [5, с. 13].
Произвольное внимание на умственной деятельности легче
удержать, если эта деятельность сочетается с внешним практическим действием и если студентвовлечен в переработку лекционного материала прямо во время лекции. Поэтому здесь нужно применять метод проблемного изложения [6, с.
Важную роль в поддержании произвольного внимания студентов играет благоприятная рабочая обстановка.
Студент должен иметь удобное рабочее место, аудитория должна быть хорошо освещена, в ней необходимы нужная температура и чистый воздух, недопустимы посторонний шум и любые посторонние звуки.
Из аудитории должны быть
удалены все внешние раздражители: лишние предметы, наглядные пособия, которые не используются на данной лекции.
В связи с этим стены аудитории нежелательно занавешивать
различными схемами, таблицами, диаграммами, графиками, изречениями великих ученых и их портретами. Наглядные пособия, которые используются на лекции, нельзя устанавливать или вывешивать заранее, а после исполь-
зования надо их сразу же убирать или закрывать.
Послепроизвольное внимание
Произвольное внимание требует значительного расхода нервной энергии и утомительно для слушателя. Поэтому нужно стремиться произвольное внимание перевести в послепроизвольное, которое не требует такого напряжения сил.
Как видно из названия, послепроизвольное внимание возникает на основе уже сформированного произвольного внимания студента.
Послепроизвольное внимание – это результат возникшего у студента интереса к лекционному материалу иувлеченности им.
Значит, для того чтобы сформировать послепроизвольное внимание нужно добиться, чтобы студент увлекся лекционным материалом.
Как это сделать? Если в процессе решения
51
зовано. Интерес и увлеченность можно вызвать применением
метода проблемного изложения
[6, с.
Опыт показывает, что если студенты находят правильные ответы на вопросы лектора или успешно решают учебную задачу, то это резко активизирует их интерес к материалу лекции. А отсюда, можно сказать, один шаг до послепроизвольного внимания.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Сейчас рассмотрим свойства внимания.
Объем внимания
Объем внимания – это максимальное количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в единицу времени при их одновременном или последовательном предъявлении
[4, с.115].
Ясно, что чем больше объем внимания, тем лучше усвоение материала.
Психологам известно, что объем внимания резко увеличивается, если объекты приведены в
Переключение внимания
Переключение внимания – это сознательное перенесение внимания с одного объекта на другой
[4, с.115].
Плохо налаженное переключение внимания может привести к его разрушению.
Переключение внимания студентов происходит легче, если:
–лектор излагает материал согласно заранее объявленному плану лекции;
–лектор переходит к изложению нового пункта плана лекции
только тогда, когда окончательно раскрыл предыдущий вопрос (иначе студенты будут обдумывать его и не смогут переключить свое внимание на новый материал);
– лектор подводит краткий итог каждому изложенному пункту плана лекции и предлагает студентам задавать вопросы по изложенному материалу. Если студент поймет, что пункт плана лекции завершен, то он легче переключит свое внимание на следующий вопрос.
Устойчивость внимания
Устойчивость внимания – это время, в течение которого человек способен удерживать свое внимание на объекте или на
Все приемы, при помощи которых формируется непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание студентов, содействуют и укреплению устойчивости внимания.
Если в начале лекции удалось вызвать сильное непроизвольное внимание, то потом внимание аудитории будет устойчивым, даже если излагается менее интересный материал.
Устойчивость внимания зависит от содержательности объекта: чем богаче по содержанию объект, тем устойчивее бывает внимание на нем. Значит, лекция должна бытьнасыщенной полезной информацией.
Устойчивость внимания резко возрастает, если человек выполняет с объектом внимания физическую или интеллектуальную деятельность.
Для укрепления устойчивости внимания студента нужно, чтобы лектор на лекции применял метод проблемного изложения.
Устойчивость внимания разрушается, если лекцию сопровождают посторонние раздражители:
обстановка (неудобное рабочее место, непроветренная, неосвещенная, жаркая или холодная аудитория).
Колебания внимания
Колебания внимания – это свойство внимания, заключающееся в том, что внимание непроизвольно отвлекается от объекта или
На лекции колебания внимания происходят каждые
Именно поэтому через каждые
В противном случае происходит разрушение внимания.
Литература
1.Водейко Р.И. Познавательные процессы и лекционная пропаганда. Минск: Вышэйшая школа, 1976. 47 с.
2.Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М.: Знание, 1970. 53 с.
3.Кони А.Ф. Советы лекторам // Избранные призведения. М.: Юридическая литература, 1956. 388 с.
4.Немов Р.С. Психология: сло-
5.Общая психология: учеб. пособие для студентов пед.
6.Спеваков В.Н. Психология лекции. М.: Вуз и школа, 2004. 90 с.
7.Якушев В.М. О психологических основах лекционной пропаганды. М.: Знание, 1970. 47 с.
52