1.Проблема возрастной периодизации детского развития

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Очень краткий конспект.

Проблема возраста.

Подходы к периодизации:

Подход

1

2

3

Суть

Периодизация не самого детского развития, а его построение на основе ступенчатого течения других процессов.

Выделение одного признака как критерия развития.

Выделение существенных особенностей детского развития.

Пример

— Гетчинсон — построение по биогенетическому принципу.

— «Народное» деление по педагогическому принципу (дошкольник, мл. школьник и пр.).

— Блонский: принцип дентиции (по смене зубов).

— Схема Гезелла

— Подход Л.С. Выготского

2 группы теорий:

1) развитие = совершенсвование задатков, того, что уже дано;

2) развитие = самодвижение, появление нового.

Схема процесса развития:

Стабильный возраст

Критический возраст

Тип развития

Спокойный, эволюционный.

Критический, революционный.

Структура

Две фазы.

Три фазы.

Особенности поведения

Без особенностей.

Проблемы воспитания.

Длительность

От года до нескольких лет

Несколько месяцев.

Границы, течение

Возникает незаметно, сначала течет несколько более интенсивно, потом темп немного падает.

Возникает незаметно, но разворачивается быстро иимеет свой яркий пик.

Характер новообразований

Сохраняются. Переходят в интегративную характеристику личности.

Отмирают, носят переходный характер.

Кризис новорожденности→ младенческий возраст→ кризис одного года→ раннее детство → кризис трех лет → дошкольный возраст → кризис 7 лет → школьный возраст → кризис 13 лет → пубертатный возраст → кризис 17 лет

Новое в схеме Л.С. Выготского:

  1. Включение периодизации критических возрастов.
  2. Исключение эмбрионального развития (т.к. не является развития ребенка как социального существа).
  3. Исключение периода юности (от 17-18 до окончательной зрелости (23-25 лет) — это уже начальная стадия зрелости, а не детство).
  4. Возраст полового созревания — стабильный, а не критический.

2.Структура и динамика возраста.

Возраст — целостное динамическое образование; он определяет роль каждой линии развития.

На каждой возрастной ступени существует центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности в целом, и в первую очередь сознательной части личности.

Социальная ситуация — исключительное для определенного возраста отношение между ребенком и его окружением (соцаильным).

Она определяет образ жизни ребенка, из неё возникают новообразования. Новообразования не укладываются в эту ситуацию, т.к. это уже становится другой ребенок, и она с необходимостью распадается. Это знаменует окончание опреденной эпохи развития и переход к высшей возрастной ступени.

3.Проблема возраста и динамика развития.

Диагностика реального уровня развития — важнейшая практическая задача. Но, измеряя уже сложившиеся структуры, мы получаем информацию лишь том, как развитие шло в прошлом. Это необходимо, но недостаточно для понимания того, на каком этапе развитие находится в настоящем и, главное, как оно будет идти в будущем. Подлинный диагноз развития должен охватывать и сложившиеся, и складывающиеся структуры.

Зона ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов.

Принцип диагностики ЗБР позволяет проникнуть во внутренние связи, проследить динамику, причинные, генетические взаимодействия процессов развития. Это также важно для практики обучения.

Нормативная возрастная диагностика — это определение зоны актуального развития и ЗБР. Это же = клиническая диагностика.

Младенческий возраст.

2.Период новорожденности

В момент рождения ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Новороденность — соединительное звено, переходный возраст между внутриутробным и внеутробным развитием.

Питание: не столь непосредственно получает ребенок от матери, как до рождения, но так же боилогически от неё. Ребенок питается, с одной стороны, внешней вищей (постувающей ему в организм через пищеварительные органы и пр.), а другой — это также продукты организма матери — т.е. его питание также «переходное».

Жизнедеятельность ребенка тоже переходна: его сон поверхностен, его бодрствование дремотно. Его самая частая поза — эмбриональная.

Главное новообразование новорожденного — индивидуальная психическая жизнь. Она социальна и носит качественные отличия от психики взрослого человека. Нервная система ребенка еще не развита окончательно, поведение реализуется за счет подкорковых центров. Его переживания недифференированы, слиты. Он не отделяет себя от внешнего мира.

Новорожденность кончается на 1-2-3 месяца, когда у ребенка появляется социальное поведение (социальная улыбка, комплекс оживления).

3.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.

Младенец биологически беспомощен. Вся его жизнедеятельность, его контак с действительностью зависит от ухаживающих за ним взрослых. Все в его поведении воткано в социальное. Поэтому «младенца можно назвать максимально социальным существом».

Противоречие этого возраста: младенец очень социален, но почти не обладает средствами общения.

4.Генезис основного новообразования младенческого возраста.

Со 2-го месяца младенец становится более активным; ритм его жизни приобретает определенность. У него возникает интерес ко внешнему миру. Поэтому первый год жизни разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности.

Законы развития нервной системы:

1.Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней (они остаются под командованием высших)

2.Переход функций вверх (низшие центры «отдают» свои функции высшим, усправляющим ими).

3.Эмансипация низших центров (если высший центр повреждается, то его функции берет на себя низший).

4.Основа всех простейших функций совершенно одинакова для всего ряда животных (от рыбы до человека).

Это прослеживается в, н-р, развитии моторики ребенка, развитиии условнорефлекторной деятельности.

Изначально сенсорная и моторная деятельность младенца связаны. Они разделяются по достижении ребенком более высокого уровня развития. Связаны они через аффект.

Н-р, развитие моторики идет по пути дифференциации движений.

Рефлекс — это отдельно взятый механический акт. Инстинкт — целостный процесс, направленный на достижение определенного результата, он имеет смысл и направление. Выготский полагает, что генетически более древним является инстинкт, а рефлекс — результат дифференциации отдельных элементов инстинкта. Поэтому младенца нельзя назвать рефлекторным существом, он инстинктивен. «Инстинктивное действие представляется сложным, объективно целесообразным, направленным на удовлетворение биологической потребности, а потому объективно осмысленным целостным процессом, каждая часть которого, в том числе и входящие в его состав рефлекторные движения, обусловливается структурой целого». Например, питание ребенка — типичный инстинктивный акт. Он не повторяется всякий раз точно механически, а может включать различные действия. Но его смысл не меняется.

Общение ребенка также первоначально слито с социальной ситуацией. Потом общение становится проявлением собственной активности ребенка, хотя еще не окончательно отделяется от мира вещей, потребностей. Оно лишено речи, это не столько общение, основанное на взаимном понимании, сколько эмоциональное выражение, перенос аффекта, негативная или позитивная реакция на изменение центрального момента любой младенческой ситуации — появление другого человека.

5.Основное новообразование младенческого возраста

Это сознание «пра-мы». Ребенок воспринимает окруающий мир через отношения со взрослым. Например, его теперь интересуют предметы, находящиеся в достягаемости взрослого (но не в его собственной), которые ребенок может получить, «попросив» об этом взрослого. Он начинает учиться с помощью подражания. При этом ребенок еще не знет себя, своего тела.

6.Основные теории младенческого возраста.

Рефлексологическая

Младенец = существо, «состоящее из безусловных рефлексов». Все психическое развитие сводится к развитию рефлексов.

Теория трех ступеней (Бюлер)

Развитие младенца идентично развитию животных; он проходит через стадии инстинктов, дрессуры и интеллекта.

Структурная теория

Оперирует понятиями структуры, взаимодействия, связей. Развитие — усложнение стурутур, их дифференциация. Не объясняет, как возникает что-то новое.

Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития

Младенец — существо, погруженное в себя, свою субъективность; динамика его развития — выход из «я» во внешний мир, установление связей между отдельными явлениями внешнего мира.

Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту (З.Фрейд, Ж.Пиаже)

Развитие положения предыдущей теории:

Фрейд — первичный нарциссизм. Пиаже — абсолютный эгоцентризм. По Выготскому, стремление к удовольствию и к приспособлению — не противоположности, а тесно сплетенные явления. Поэтому младенец социален, а не аутистичен.

Кризис первого года жизни

Нельзя сказать, владеет ребенок какой-либо функцией или не владеет: она находятся в стадии развития. Нельзя сказать, что ребенок ходит, но нельзя сказать, что он не ходит.

Становление ходьбы. Становление речи. Развитие воли и аффекта (гипобулические реакции).

Теории развития речи:

Ассоциативная

Ребенок ассоциирует между собой предмет и звукосочетание.

Теория отмершая, имеет только исторический интерес: процесс становления речи, конечно, более сложен.

Слово возникает раз и навсегда, но механизм сложнее.

Развитие ассоциативной теории, но с добавлением более сложных механизмов.

Штерн — ребенок «делает открытие», что каждый предмет имеет имя (открывает связь между знаком и значением).

Теория Бюлера

Это не резкое открытые, а очень медленный и постепенный процесс.

Теория А.Валлона, Коффки

Ребенок делает открытие, но не как связь знака и значения, а как новую «игру с вещами», способ обращения с ними.

Теория Ч.Дарвина

Большое значение имеет автономная речь. Ребенк не сразу овладевает речью со «взрослым» смыслом.

Автономная речь:

  • Отличается по звучанию («кых», «пу-фу» и т.п.)
  • Отличается по значению (похожа на комплекс)
  • Общаться можно только с ограниченным кругом людей, теми, кто знает происхождение слов, и в конкретной ситуации (эта речь имеет смысл только в наглядной ситуации, абстрактно она «не существует»)
  • Она аграматична, не имеет определенного способа соединения слов
  • Наряду с ней ребенок частично владеет и нашей речью — он её понимает (пассивная речь), но отвечает на своем языке
  • Эта речь и её значения появляется при активном участии ребенка

Трудности в общениии

Гипобулические реакции как реации на непонимание (гипотеза Л.С.Выготского)

Автономная речь — закономерность развития речи ребенка, а не «курьез».

В ней не существует обобщений («стол, стул — это мебель»), и она используется только в конкретной ситуации — т.е. эта речь еще не дает возможности для существования речевого (словестного) мышления.

Начало и конец автономной речи являются границами кризиса первого года жизни.

Антономная речь — центральное новообразование этого критического периода.

Раннее детство

Особенности отношения ребенка к действительности: связанность ситуации и полевое поведение (от каждго предмета исходит аффект, создающий мотивацию у ребенка).

Сознание ребенка характеризуется:

  • единством сенсорики и моторики — все, что ребенок видит, он хочет потрогать. За каждым восприятием следует действие.
  • «окрашенным восприятием» — восприятие и аффект связаны (аффективно-рецептивное единство)

Два закона детского развития:

Первый гласит, что функции, как и части тела, развиваются не пропорционально и равномерно, а в каждом возрасте есть доминирующая функция.

Второйзакон гласит, что наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, которые обосновывают другие, развиваются раньше.

В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, на его основе работает мышление и память.

Сознание «пра-мы» выражается в том, что ребенок не различает своих представлений и чужих; он не знает, что то, что он думает, понятно только ему, а не окружающим. Но из сознания «пра-мы» выделяется сознание «я». Сначало это проявляется в действиях ребенка — он разграничивает, где его действия, а где действия других (я хочу сам!) — мы наблюдаем это в возмущении ребенка, когда что-то делают за него, а он хочет действовать сам. Но при этом сначала в его сознании, внутреннем плане, сохраняется единство «мы».

Типы деятельностей ребенка:

1.Игра. Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.

В раннем детстве создания мниной ситуации еще не происходит. Ребенок не берет на себя роль. Это как бы игра.

Овладение ребенком речью расшатывает сенсомоторное единство и ситуационность.

Развитие речи = развитие значений слов через обобщение и абстрагирование.

Слово для ребенка есть обозначение либо самого предмета, либо свойства предмета, которое от него трудно отделить.

В раннем возрасте память реализуется в активном восприятии (узнавании).

Мышление представляет собой наглядно-практическое переструктурирование ситуации, воспринимаемого поля. Сильнее всего мышление развито в обобщении. В этот период ребенок говорит и с ним говорят по поводу того, что он видит. Стоя перед вещами, он их номинирует, и здесь выступает связь их с предметной отнесенностью.

Центральным новообразованием раннего детства является именно возникновение сознания в собственном смысле слова. Ранний возраст и есть та стадия, когда возникает смысловое и системное строение сознания.

Кризис трех лет

Характеризуется следующими признаками (семизвездье кризиса):

Негативизм — ребенок не делает что-то потому, что его об этом попросили (сдвиг мотивировок).

Иногда ребенок не делает что-то даже вопреки своему аффективному желанию. Это стремление сделать наоборот тому, что говорят. Два важным момента: социальность негативизма (направлен на взрослого, а не на содержание его слов), контроль ребенком своего аффекта.

Упрямство —такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотив — его первоначальное решение. Ноупрямствонаправлено не на взрослого, а на самого себя.

Строптивость — направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Это установка не по отношению к человеку, а к образу жизни, нормам в целом. Она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Своеволие — стремление ребенка к самостоятельности. Он все хочет делать сам.

Второстепенные признаки:

Протест-бунт — общее состояние ребенка «войны со всем миром», протестующий характер его действий.

Обесценивание взрослых — ребенок как бы обесценивает взрослых, их слова, может часто ссориться, ругаться. Обесценивание может касаться и старых игрушек, и т.п.

Деспотизм— у единственного ребенка — желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. У ребенка в семье с сибсами проявляется как ревность.

Этот кризис — протест против форми воспитания и сложившемуся социальному отношению к ребенку. Вырастает его активность и самостоятельность. По мнению некоторых исследователей, это стадия эмансипации.

Из первого списка симптомов вытекает второй пояс симптомов: следствие установки на самостоятельность. Они выражаются как невротические реакции, детские истерики. Это сильное заострение черт упрямства, негативизма и т.д. Когда ребенок не в состоянии протестовать иначе, он устраивает такой припадок. Это осложнение кризиса трех лет.

Кризис семи лет

Ребенок «уже недошкольник и еще не школьник».

Кризис характеризуется в первую очередь утратой непосредственности и наивности. Это происходит в связи с недостаточной дифференцированностью внутренней и внешней жизни, поведения и деятельности. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. Ребенок уже не одинаков внешне и внутри. Его дифференциация — главная черта кризиса семи лет.

Смысловое восприятие — это когда человек одновременно воспринимает что-то и обобщает, называет предмет (смысловое обозначение вещей).

Ребенок семи лет начинает не тоько радоваться, он и осознавать, что он рад, не только злиться, но и сознавать себя злящемся, т.е. у него возникает осмысленная ориентировака в собственных переживаниях. Это вносит черты в кризис:

  1. Переживания приобретают осмысленность, от этого изменяется весь их характер и отношение ребенка к самому себе.
  2. У ребенка возникаиет обобщение переживаний, логика чувств (если он что-то переживает неоднократно, он обощает это, «делает вывод» о каком-то своем качестве. Это означает складывание подлинной самооценки, системы запросов к себе.)

У ребенка возникают новые конфликты — конфликты внутренних переживаний, и ребенок начинает осознавать свои переживания.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи.

Для изучения развития важно изучать не только два основных компонента — среду ребенка (социальную, в первую очередь) и его конституцию — а также отношение ребенка к среде. Важно соотносить, когда какие элементы среды влияют (и изменяют свое влияние) на ребенка. Н-р, до года речь окружающих влияет на ребенка совсем по-другому, чем после года, когда ребенок осваивает речь и сам начинает говорить.

Единица изучения речи и мышления — значение слова (оно не принадлежит ни собственно речи, ни собственно мышлению).

Единица изучения личности и среды — переживание (оно вызывается не только средой и не только особенностями личности — это их общее, объединяющее — их единица).

В переживании даны и особенности среды, и особенности личности.

В критических возрастах происходит смена переживаний ребенка.

Причина кризиса — особенности внутреннего развития ребенка. Однако внутреннее развитие всегда представляет собой в итоге единство внутренних и личностных моментов. Новый шаг в развитии определяется предыдущими шагами, всем тем, что усложнилось и развилось на предыдущих стадиях. Сущность всякого кризиса — перестройка внутреннего переживания. Она коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде — в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребенка.

Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей — это основной момент при переходе от возраста к возрасту.При этом меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка, еслисознание понимать как отношение ребенка к среде.

***

Метод двойной стимуляции — http://www.pedlib.ru/Books/2/0445/2_0445-1.shtml#book_page_top(статья из хрестоматии Петухова, про методики Аха и Выготского-Сахарова)