Коррекция тревожности у детей старшего школьного возраста 2

Курский Государственный Медицинский Университет

Кафедра психологии с курсом педагогики

 

 

 

Коррекционная программа

Коррекция тревожности у детей старшего школьного возраста

Выполнил: ст-т 4 курса

ф-та клинической психологии, 2 гр.

Абакумова К.Н

 

Проверила: асс. Токачева Н.Л.

 

 

Курск-2007


Аналитическая записка

 

Тревога – это эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидание чего-то важного, значимого для человека в условиях неопределенности. (Е.П. Ильин. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002, с.142, с.147) Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова М. 2004, с.420).

По мнению Ф.Перлза, тревожность – это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения. Это переживание попытки набрать побольше воздуха в легкие, скованные мышечным сжатием грудной клетки (Справочник практического психолога: Психотерапия/ сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005, с. 504).

Объект: эмоциональная сфера.

Предмет: тревожные состояния у подростка старшего школьного возраста.

Цель: коррекция тревожности.

Задачи:

1.Установление контакта с подростком.

2.Осознание ощущений, эмоций, чувств.

3.Снятие тревоги посредством релаксации.

4.Снятие тревоги посредством взгляда на настоящее из позитивного будущего.

Организационные аспекты коррекционной работы:

Форма работы: индивидуальная.

Длительность: 3 занятия по 50 минут (3 дня подряд)

 

В коррекционной программе принимает участие девочка Катя 16-ти лет, ученица 11-го класса. Проживает в полной семье, есть старший брат.

 

Диагностическая программа

 

Цель: определить уровень тревожности.

7 стр., 3153 слов

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности ...

... p;              тревожности                 у детей в системе ... nbsp;  1.2. Влияние родительскихотношений на проявление тревожности            у детей старшего ...

Диагностические средства: (Практикум по психологии личности О.П. Елисеев СПб. 2005).

o Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина;

o Методика измерения уровня тревожности Тейлора;

o Тест «Несуществующее животное».

 

  Тревога – это эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного… Объект: эмоциональная сфера.

Вывод.

Шкалой личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина выявлен высокий уровень личностной тревоги (51 балл).

Методикой Тейлора выявлен средний с тенденцией к высокому уровню тревоги (24 балла).

Методикой «Несуществующее животное» выявлены признаки наличия высокого уровня тревоги.

 

 

Коррекционная программа

 

Дата Время занятия Цель занятия Упражнения Примечания
4.04 50 мин. Установление контакта с подростком, осознание ощущений, эмоций, чувств.   «Нарисуй свой страх» (1, с. 9) Рисунок на тему «Я не боюсь» (1, с. 10) «Обострение ощущения тела» (5, с. 434) Рисуя страх, кусает губы. Движения резки, импульсивны. Рисуя на тему «Я не боюсь», спокойна, движения плавны, использует цветные карандаши. Выполняя упражнение «Обострение ощущения тела» спокойна, расслаблена, сконцентрирована на своих ощущениях, после обсуждения выяснилось, что девочка в контакте со своими чувствами.  
5.04 50 мин. Снятие тревоги посредством релаксации.   «Беседа о страхах» (1, с.9) «Дыхание» (4, с. 505) «Снятие зажимов» (6, с. 246)   В ходе беседы девочка с настороженностью отвечала на вопросы, вопрос о размерах страха вызвал интерес, она наклонилась к рисунку, стала внимательно рассматривать, согласилась с тем, что он маленький. Стала улыбаться. Выполняя упражнение «Дыхание» девочка была спокойна и расслаблена. «Снятие зажимов» вызвало реакцию удивления, т.к. для нее была неожиданностью связь телесного напряжения и работоспособности и возможность произвольно ее снимать.  
6.04 50 мин. Снятие тревоги посредством взгляда на настоящее из позитивного будущего «Письмо из будущего» (5, с. 475) Написав письмо, девочка улыбалась, поза была свободная, открытая. Письмо она показывать не стала, оставила у себя.

Повторная диагностика

Повторную диагностическую работу с целью оценки эффективности коррекционных мероприятий можно провести, используя психодиагностические средства, которые применялись в начале работы:

o Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

o Методика измерения уровня тревожности Тейлора;

o Тест «Несуществующее животное».

 

Рекомендации родителям и педагогам

 

Родителям, дети которых имеют повышенный уровень тревожности, можно дать следующие рекомендации с целью повышения эффективности коррекции, закрепления достигнутых результатов и помощи своему ребёнку в преодолении данных нарушений:

1. интересоваться спецификой работы, которую проводит психолог с вашим ребёнком;

2. постоянно поддерживать контакт с психологом с целью обмена информацией;

3. применять элементы коррекционных упражнений в повседневной жизни, чтобы закрепить эффект, полученный на занятиях;

4. придерживаться положительной оценки любого дела вашего ребёнка;

5. стараться установить благоприятную эмоциональную семейную атмосферу;

6. предъявлять ребенку требования соизмеримые с его возможностями;

7. не ругать ребёнка за несоответствие вашим представлениям об идеальных детях, помнить, что ваш ребёнок-индивидуальность;

 

Педагоги, занимающиеся образованием детей с повышенным уровнем тревожности, можно дать следующие рекомендации:

1. владеть информацией о данном типе нарушений;

2. постоянно поддерживать контакт с психологом с целью обмена информацией;

3. не привлекать детей к видам деятельности соревновательного характера;

 

4. стараться установить благоприятную эмоциональную атмосферу в классе;

5. хвалить ребенка даже за незначительные достижения;

6. не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности;

Список литературы:

 

1. Ганчук О. Е. Практикум по коррекционно-развивающему обучению. Курск, 2006-120с. (с.4-12);

2. Психологический словарь под ред. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова М. 2004-479с. (с.420);

3. Практикум по психологии личности О.П. Елисеев СПб. 2005-509с. (с.214)

4. Справочник практического психолога: Психотерапия/ сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 575 с.

5. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.

6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.: Физкультура и спорт, 1988, 275 с.

 

 

Приложение.

Диагностические средства.

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ И РЕАКТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ Ч.СПИЛБЕРГЕРА.

Бланк.

Фамилия __________________________________Имя______________________________

Отчество____________________________________________________________________

Пол __________________________________________

Дата рождения__________________________________

Дата проведения исследования_____________________

 

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

 

 

№ п/п       Ответы  
Суждение   нет, это не так   пожа­луй, так   верно   совер­шенно верно  
           
  Я спокоен          
  Мне ничто не угрожает          
  Я нахожусь в напряжении          
  Я внутренне скован          
  Я чувствую себя свободно          
  Я расстроен          
  Меня волнуют возможные неудачи          
  Я ощущаю душевный покой          
  Я встревожен          
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения          
  Я уверен в себе          
  Я нервничаю          
  Я не нахожу себе места          
  Я взвинчен          
  Я не чувствую скованности, напряжения          
  Я доволен            
  Я озабочен          
  Я слишком возбужден и мне не по себе          
  Мне радостно          
  Мне приятно          

 

 

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

 

 

        Ответы  
№ п/п   Суждение   никогда   Почти никогда   часто   Почти всегда  
           
  У меня бывает приподнятое настроение            
  Я бываю раздражительным          
  Я легко могу расстроиться          
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие            
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть          
  Я чувствую прилив сил, желание работать          
  Я спокоен, хладнокровен и собран          
  Меня тревожат возможные трудности          
  Я слишком переживаю из-за пустяков          
  Я бываю вполне счастлив          
  Я все принимаю близко к сердцу          
  Мне не хватает уверенности в себе          
  Я чувствую себя беззащитным          
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей          
  У меня бывает хандра          
  Я бываю доволен          
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня          
  Бывает, что я чувствую себя неудачником          
  Я уравновешенный человек          
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

 

Методика измерения уровня тревожности Тейлора.

 

Инструкция: прочитайте внимательно предложенные Вам утверждения, и ответьте на каждое из них «да» или «нет» в зависимости от того, подходит ли Вам это утверждение, или нет. На вопросы отвечайте по возможности быстро, не задумываясь.

 

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.

10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.

14. Я не слишком застенчив.

15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17. Я краснею не чаще, чем другие.

18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.

23. Меня часто мучают ночные кошмары.

24. Я склонен все принимать слишком серьезно.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28. Я более чувствителен, чем большинство людей.

29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие

31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35. Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздывал на свидание или paботу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41. Иногда мне хочется выругаться

42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо

43. Меня беспокоят возможные неудачи.

44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко охватывает отчаяние.

46. Я — человек нервный и легко возбудимый.

47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не хватает уверенности в себе.

50. Я легко потею, даже в прохладные дни.

51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52. У меня очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56. Я легко расстраиваюсь.

57. Практически я никогда не краснею.

58. У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.

59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

 

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ

Инструкция

 

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием.

Материал: для тестирования необходим лист бумаги обычного размера (как в тетради) а также карандаш. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый, безо всяких линеечек или клеточек. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой или фломастерами рисовать нельзя.

 

 

Инструкция: прочитайте внимательно предложенные Вам утверждения, и ответьте на каждое из них «да» или «нет» в зависимости от того, подходит ли Вам…   1. Я могу долго работать не уставая.

Методы коррекции.

Нарисуй свой страх».

Ребенок рисует на бумаге свой страх. Затем он рассказывает, что страшное он изобразил. Ему предлагается оставить рисунок на ночь в кабинете психолога, а дома подумать и на следующем занятии рассказать, как с ним можно справиться.

 

Рисование на тему «Я тебя не боюсь».

Психолог предлагает нарисовать картину на данную тему. У каждого есть выбор, на чем рисовать: на чистом листе бумаги, на том же листе, нарисовать новый страх и способ борьбы с ним или просто порвать рисунок.

 

Беседа о страхах».

Цель: уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе.

Ребенок отвечает на вопросы: «Все ли страхи плохи? Бояться – это плохо или хорошо? Бывает ли страх хорошим? Бывают ли полезные страхи? Кто больше боится – дети или взрослые? Рассматривают рисунки с прошлого занятия, психолог спрашивает: как побороть страх? Можно ли его пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листе?»

 

Обострение ощущения тела».

Инструкция

Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Позвольте своему вниманию блуждать по различным частям тела. По возможности «пройдите» вниманием все тело. Какае части себя вы чувствуете? До какой степени и с какой ясностью существует для вас ваше тело? Отметьте боли и зажимы, которые вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Обращая на них внимание, не старайтесь преждевременно расслабить их, позвольте им продолжаться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущения кожи. Чувствуете ли вы свое тело как целое? Чувствуете ли вы связь головы с туловищем? Чувствуете ли вы свои гениталии? Где ваша грудь? Конечности?

 

«Снятие зажимов».

Ведущий предлагает участнику принять какую-либо заведомо неудобную позу: не поворачивая плеч и туловища, оглянуться, прижать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть вперед плечи, сесть неестественно прямо, коснуться пальцами руки основания задней ножки стула и т. п. При этом в определенных мышцах и суставах возникают локальные напряжения—зажимы. Дается задание: максимально точно выделить область возникшего зажима и, сконцентрировав в этой области расслабление, снять зажим.

Как правило, при выполнении этого упражнения участник отчетливо ощущает комок напряжений, который с каждой последующей попыткой все легче рассасывается, растворяется в потоках внутреннего тепла. Развлекательным вариантом этой игры являются поиск и снятие «зажимов» у хорошо известных занимающимся скульптур через копирование их позы.

Желательно как можно чаще практиковать это упражнение в повседневной жизни, стараясь снимать прежде всего, зажимы спонтанные, возникающие непроизвольно. Превратившись в привычку, эта элементарная форма самоконтроля позволит членам группы значительно повысить свою работоспособность, стать раскованнее, спокойнее и даже… сообразительнее. Чтобы проиллюстрировать это последнее, странное на первый взгляд положение, ведущий может провести следующий демонстрационный опыт.

Пусть занимающиеся попробуют перемножать двузначные числа — сначала в обычном состоянии, а потом с сильно сжатыми губами или каким-нибудь другим искусственно созданным очагом мышечного напряжения. Многие заметят, что в условиях искусственного «зажима» справляться с заданием гораздо труднее: память становится короткой, мысли начинают путаться и разбегаться, вычисления идут медленно, с ошибками. Вероятно, нечто подобное происходит с нами в неожиданных ситуациях:

 

 

Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Позвольте своему вниманию блуждать по различным частям тела. По возможности «пройдите»…   «Снятие зажимов».

Дыхание».

Инструкция

Обратите внимание на ваше дыхание независимо от того, сознаете вы в данный момент тревожность или нет. Представьте и почувствуйте себя дышащим. Вспомните, что само слово «психология» происходит от греческого слова «душа», которое первоначально означало «живое дыхание». Может быть, вам сначала будет легче наблюдать за дыханием других: за его частотой, глубиной, возможными нерегулярностями, остановками, зеванием, тяжелыми вздохами, покашливанием, сопением, хмыканьем, чиханием, пыхтением и др. теперь посмотрите, можете ли вы почувствовать, как воздух входит в ваш нос, проходит через горло и шею в бронхи? Можете ли вы почувствовать, как ваши ребра расходятся, когда вы вдыхаете, как растягивается спина, как увеличивается пространство, которое вы занимаете, когда вы расширяете грудь? Можете ли вы прочувствовать выдох как эластичное, без всяких усилий, возвращение ребер и мускулов в состояние покоя, предшествующее следующему вдоху?

 

 

Обратите внимание на ваше дыхание независимо от того, сознаете вы в данный момент тревожность или нет. Представьте и почувствуйте себя дышащим.…    

Письмо из будущего».

Инструкция

Давай сегодня предоставим твоему сознанию небольшой перерыв. Ты интенсивно поработал и глубоко разобрался в проблеме. Ты понимаешь причины своих трудностей, ты знаешь, как они проявляются. Ты продумываешь решения.

Однако мы сможем оказать себе дополнительную помощь, если зададим работу и нашему бессознательному, которое продолжает работать даже тогда, когда мы спим. Вы знаете историю открытия химической формулы бензола? Это произошло во сне.

Поэтому я хочу пригласить тебя в своеобразный сон наяву. Во снах мы можем легко и элегантно перемещаться во времени: перелетать в прошлое, в будущее, снова возвращаться в настоящее и т. д. При чем наше бессознательное делает это с грацией фигуриста, рисующего на зеркальной поверхности льда причудливые узоры.

Представь себе, что твое бессознательное перемещается на несколько лет в будущее, н-р, на 5, 10 лет или на 2 года, и из этой точки будущего комментирует твою сегодняшнюю жизнь, твои текущие обстоятельства и проблемы. Оно открывает тебе, как твоя жизнь будет складываться дальше. Ты можешь увидеть, как ты решил свои проблемы, когда это произошло, или же какой путь ты избрал для того, чтобы не поддающуюся решению проблему.

Из какого-то момента в будущем напиши себе письмо, рисующую тебе панораму твоей дальнейшей жизни, где сегодняшние тревоги давно превратились в твердую почву завтрашнего дня. Представь дату, не забудь написать обращение и подписаться. У тебя есть на это полчаса.

Давай сегодня предоставим твоему сознанию небольшой перерыв. Ты интенсивно поработал и глубоко разобрался в проблеме. Ты понимаешь причины своих… Однако мы сможем оказать себе дополнительную помощь, если зададим работу и… Поэтому я хочу пригласить тебя в своеобразный сон наяву. Во снах мы можем легко и элегантно перемещаться во времени:…