Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна
старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности клиническая психология Тема : «Характер»
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1.Понятие характера как свойства личности.
2. История развития понятия о характере.
3. Классификации характера.
4. Соотношение темперамента и характера.
5. Развитие и формирование характера.
История развития понятия о характере. Понятие характ ра как свойства личности. |
|
Учение о характере имеет длительную |
|
историю |
своего развития. |
|
В античности человек служил |
главной темой греческой литературы и изобразительного искусства. Человек был в центре классической древности. Но это был субъект, связанный с богами, он имел характер, но не обладал личностью, не будучи способным действовать самостоятельно.
Популярны были попытки связать характер человека с его именем. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано такими факторами как максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдаемый в первые месяцы жизни. В это же самое время, самой частой гаммой звуков которые слышит ребенок, является его собственное имя. Младенец подражает озвученной мимике и в результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени (мимических, артикуляционных и дыхательных).
Значительное влияние на развитие
характерологии оказала физиогномика. Физиогномика – это учение о связи
между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены
психологические характеристики этого
типа. Не менее знаменитую и богатую историю имеет хиромантия.
Хиромантия – система
предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Расцвет хиромантии приходится на
университетах стран Европы
Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в
связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания – дерматоглифики.
Формирование рисунка ладоней, как и мозга происходит на
отклонениями плода.
Поэтому хиромантию следует рассматривать как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э.Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.
Впервые термин «характер» предложил
Теофраст, ученик Аристотеля, для обозначения комплекса признаков,
отличающих одного человека от другого.
Возникновение науки о характере относят к
середине 19 века. Термин«характерология» ввел немецкий
педагог Ю. Банзен. Наука о характерах у Базена есть нечто среднее между
психологическим и этическим описанием, некое связующееБанзен различаетзвено психологиитри главныхс этикой в анализенаправлениячеловека. дифференцировки в
характерологии: темперамент, сводимый к формальным отношениям воли; чувствительность к боли, выражающую степень способности к страданию; этику или характер в
К концу 19 – началу 20 веков термин «характерология» начинают использовать в значении индивидуальной психологии. В анализе характера на первый план выступают отношения человека. Огромный вклад в изучение и понимание отношений
человека внес Мясищев.
Он определял отношения как сознательную избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и
Ананьев полагает, что первыми
возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в жизнедеятельности, превращаются в наиболее общие
и первичные коммуникативные
По мере становления формирования предметнойчертыдеятельности,характерапостепенно. складываются
Таким образом, Характер – это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения. Характер – совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.
В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устойчивой структурой.
Презентация на тему: Характер – это стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных
Характер – это стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характера человек принимает «других и мир», а также «самого себя».
Характерологические свойства
базисные
Должны
способствовать,
удовлетворять
сущностные потребности человека (создать внутреннюю
инструментальные
Должны
удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю
гармонию).
В настоящее время существует 2 подхода к пониманию характера: динамический и клинический.
В динамическом подходе (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности).
В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности.
Структура характера включает 4 блока черт:
черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.);
черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.);
черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.);
черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость).
Клинический подход основан на представлении о
разной степени выраженности черт характера и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к социальной дезадаптации, названа К.Леонгардом акцентуацией характера.
Акцентуации характера – яркая выраженность
группы черт характера, еще не приводящая к социальной дезадаптации. Акцентуации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при неблагоприятных условиях могут переходить в болезнь (психопатии).
Со временем они могут изчезнуть и появится вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях, они не нарушают социальной адаптации или нарушение носит временный характер, в определенных ситуациях могут даже способствовать адаптации.
Классификации характера.
Социальная типология характеров Э.Фромма.
Критерием является специфика их отношений к миру, обществу, к ценностям социума. В этом плане автор различает два вида ориентаций:
плодотворную, когда человек данного социума стремиться реализовать заложенные в нем возможности в полном соответствии с идеалами гуманизма;
неплодотворную, когда человек сформировал такую установку на отношения с окружающей социальной средой, которая противоречит общепринятым в данном социуме.
Типы социальных характеров по Фромму:
— мазохист – садист. Обнаружив причину своих неудач в себе, занимается самобичеванием через публичную самокритику. Если же по его мнению, виновны другие, то он с особым садистским остервенением подавляет их. Обладая властью, направляет свою энергию на подавление свобод и прав людей;
— разрушитель. Склонность к разрушению всего, что вызывает у него фрустрационные состояния, проявляется как средство решить собственные проблемы в ответ на ощущение бессилия перед трудностями. Созидательное начало, как правило у таких людей, отсутствует;
— комформист – автомат. Это личность приспособленческого типа. Жизненные барьеры он преодолевает через безоговорочную покорность, уход «в сторону», смену взглядов и убеждений.
Типология характеров Э.Шострома.
Различительным признаком здесь служит степень манипулятивной эксплуатации человеком лжи, неискренности, неосознанности, цинизма и подозрительности.
Манипулятором автор называет ту часть личности человека, которая сознательно или неосознанно применяет различные уловки, чтобы достичь своих индивидуальных текущих целей.
Э.Шостром выделяет восемь типов манипуляторов:
— диктатор – демонстрирует нацеленность на подавление окружающих, беспрекословное управление ими;
— тряпка – изображает пассивность, хамелеонство и податливость;
— калькулятор – призывает поставить все под контроль, никому не доверяет, перепроверяет и одновременно сам применяет обман и хитрость;
— прилипала – играет роль «подкидыша» в социуме, демонстрирует свою зависимость от всех, нытик, иждивенец;
— хулиган – пытается утвердить имидж агрессивного, злобного, мстительного и опасного для других человека посредством нанесения им оскорблений, обид и угроз;
— славный парень – взаимодействует с людьми под прикрытием заботы о них, угодливости и готовности «поучаствовать»;
— судья – делает ставку на демонстрацию своей критичности (обвинительные речи, недоверие) и добивается этого через обличение, позор, оценку, месть;
— защитник – проникает в душу других через имитацию сочувствия, поддержки, снисходительности, утешения.
Психоаналитическая типология характеров А.Лоуэна.
Свою типологию характеров А.Лоуэн построил, исходя из степени проявления в поведенческих паттернах индивида общего иждивенчества, мазохизма, истеричности, нарциссизма и шизоидности.
Оральный характер принадлежит индивиду, поведенческие паттерны которого включают чувства депривации (потери): потери любви и внимания со стороны значимого человека, потери надежд на карьеру и т.д. Наиболее ярко проявляются несамостоятельность индивида, чувство внутренней пустоты, одиночество, беспомощность. Он опасается быть отвергнутым, но сам ничего не может сделать. Фазы активности у него бывают, но их место вновь занимают депрессивные тенденции.
Мазохистский характер отличается тем, что индивид имеет тенденцию направлять против себя все, что является деструктивным, болезненным, оскорбительным. Склонность жаловаться, навредить себе, бичевать себя, легко может привести к садизму, стремлению мучить других и при этом испытывать одинаковые страдания. Он уверен, что любые его старания не ценятся окружающими. Никому не доверяет, зачастую таит против всех злобу и ненависть.
Истерический характер базируется на склонности сексуализировать все несексуальные отношения и ситуации. Наблюдаются иррациональные вспышки эмоций, театрализованное поведение. Спонтанно возникающий избыток энергии захлестывает истерика, вызывая резкое усиление тревожности. Психическое равновесие воспринимается им как бесцветное существование, серость и скука.
Шизоидный характер связан с эффективными нарушениями, неадекватностью эмоциональных проявлений. Он плохо контролирует свои реакции. На короткое время его посещают духовные чувства к другим людям, однако он не выдерживает этого напряжения.
Нейропсихологическая типология
характеров.
В основу типологии положена связь между особенностями межполушарной организации мозга и познавательной, моторной и эмоциональной сферами. В качестве различительного признака выступает одно из полушарий коры головного мозга. При этом доминирующее полушарие индивида определяется одновременно по трем видам ассиметрии: моторной (первичной),
Все это позволило выделить три основных типа личности («правши», «левши» и «амбитекстры») и два промежуточных (праворукие и леворукие с разными вариантами доминирования уха и глаза).
«Левши» (с доминированием правого полушария):
— сильны там, где вопросы решаются интуитивным путем;
— превалирует образное мышление;
— любят гибкие правила во всем;
— лучше работают там, где витает идеалистический дух;
— имеют лучшие показатели скоростных характеристик в интеллектуальной деятельности;
— лучше воспринимают все в целом, а не по частям.
Поведенческие особенности амбидекстров характеризуются промежуточным проявлением свойств между перечисленными.
«Правши» (с
доминированием левого полушария):
—решают проблемы логическим путем, отдавая предпочтение точности, аргументированности, анализу перед интуицией и эмоцией;
—скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи;
—больше любят работать в
проблемно ориентированных организациях и сферах, где четко налажен контроль и жестко очерчен круг ответственности;
—обладают большей помехоустойчивостью при выполнении работы
интеллектуального плана;
—обладают более низкими
значениями по шкалам
Презентация на тему: Уровневая типология характеров А.Лазурского. В
Уровневая типология характеров А.Лазурского. В
основе :уровни взаимодействия человека со средой и степень зависимости его от этой среды.
Низкий уровень (среда подчиняет себе человека, делает его зависимым, игнорируя при этом его генетические начала) включает типы характеров:
рассудочный (склонность к рассуждениям, анализу, следование всему традионному и устоявшемуся, направленность на удовлетворение материальных потребностей);
аффективный (подвижность, склонность к чувственным органическим влечениям, мечтательность);
активный (энергичность, импульсивность, склонность к рисковым действиям и приключениям, упрямство,
самоуверенность).
Средний уровень (человек адаптировался к среде и
реализует свою потребительскую функцию) выделяет такие личности, как:
—
воображением); —
направленные на реализацию материальных проектов, властные лица с сильной волей и
склонностью повелевать другими, «общественники» Высший— люди активныеуровеньв социальном(человек
нацеленный на ее творческое преобразование).
Таких людей отличает устремленность к общечеловеческим идеалам – знаниям, изяществу, вере, сознательной деятельности в организованной государственной или общественной системе.
Соотношение характера и темперамента.
Связь темперамента и черт характера не прямая. Нельзя достоверно сказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации.
К свойствам характера в отечественной психологии принято относить:
силу – слабость ( энергичность в достижении цели – нерешительность).
твердость – мягкость ( упорство – приспособляемость).
цельность – противоречивость ( направленность ведущих черт на достижение цели – частая смена ведущих и второстепенных черт).
Темперамент |
|
Характер |
|||
Генетически первичен |
Прижизненное |
||||
Проявляется |
во |
всех |
образование |
|
|
сферах жизни |
|
|
Связан с определенными |
||
|
|
ситуациями |
|
||
Проявляется рано |
|
|
|||
|
Формируется позже под |
||||
Связан |
с |
особенностями |
воздействием воспитания |
||
нервной системы |
|
Связан с |
социальными |
||
|
|
|
|
||
Не определяет отношения к |
ситуациями |
отношение к |
|||
миру |
|
|
|
Выражает |
|
на |
формирование |
миру |
|
||
Влияет |
|
||||
характера, |
|
т.к. |
черты |
Влияет на темперамент |
|
|
|
|
|||
характера |
возникают |
тогда, |
|
|
|
когда темперамент достаточно |
Проявляется в типичных |
||||
развит |
|
|
|
||
Ярче |
проявляется в |
ситуациях |
|
трудных ситуациях
Развитие и формирование характера.
Черты характера формируются на 3 уровнях:
физиологическом (на основе темперамента);социальном (под влиянием социума);на уровне сознания (сам формирует характер).
Период становления характера – от
Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. В это время происходит частичная перестройка характера – компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском – нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Далее действует процесс самовоспитания.
Основную роль в формировании черт характера играет
воспитание.
Воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование. Подлинное воспитание всегда сопровождается и процессом самовоспитания. В психологии выделяют типы неправильного воспитания:
кумир семьи – все для ребенкагиперопека – все за ребенкагипоопека – ничего для ребенка
безнадзорность – ребенок сам по себезолушка – все от ребенка и ничего емуежовые руковицы – диктат
двойное принуждение – непоследовательность предъявления требований и отсутствие эмоционального контакта.