Основы психоаналитической концепции личности. Лекция 1

1. Общее понятие психотерапии\консультирования

Терапиюмы понимаем не в узком смысле как «лечение», а в широком – как вмешательства в специально организованном контакте психолога\терапевта с клиентом, позволяющие получить позитивные изменения в личностных структурах человека. Такие как – усиление адекватности и позитивности установок по отношению к себе, к другим, увеличение конгруэнтности Я-концепции, повышение уверенности в себе, независимости, автономности, снижение интенсивности защитных механизмов, снижение тревожности, развитие чувства ответственности, позитивные изменения поведенческих паттернов. Задача психотерапии – помочь клиенту достигнуть им самим поставленные цели, исключая цели, имеющие очевидно разрушительный характер или нереальные для клиента.

В зарубежной психологии всякую психологическую групповую работу называют психотерапией. Психотерапия в группе имеет еще одно название, позднее пришедшее в психологическую науку – тренинг.

Тренинг– совокупность психотерапевтических, обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания, саморегулыции, общения, межличностного взаимодействия. Теоретическая база тренингов различна.\Словарь практического психолога. Сост.С.Ю.Головин, Минск,1998\.

2. Цели и этические принципы психотерапии\консультирования.

1. Первым и, по-видимому, самым важным этическим принципом психотерапииналичие у психологатерапевтической компетентности. «Нельзя предпринимать никаких психотерапевтических вмешательств, не имея на то достаточных знаний, умений, навыков, подготовки и супервизии».

2.Во-вторых, психолог\терапевт несет ответственность за сохранение конфиденциальности всего происходящего на сессиях.

4. Клиент должен быть информирован о возможных побочных эффектах, последствиях терапии

5.Психолог\терапевт должен быть свободен от всех условностей и предрассудков, которые могут мешать быть объективным, нейтральным и позитивно настроенным при построении психотерапевтических отношений.

6.Психолог\терапевт должен работать на усилениенезависимости и автономности клиента, не должен манипулировать своими клиентами, формировать у них зависимости и удовлетворять собственные потребности во время сессий.

7.Вы обязаны сохранять высокие стандарты честности, правдивости и нравственности. Терапевт должен работать над собой, чтобы быть эффективной моделью для своих клиентов.

3 стр., 1260 слов

14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп

... ­ческой ориентации терапевта. Например, психоана­литически, психодинамически ориентированные пси­хотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической груп­пе работают как с ... них ставятся боль­ше профилактические и восстановительные цели. Группы клинической психотерапии. В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых ...

8.Как консультанты\терапевты, вы должны действовать в соответствии с интересами клиентов и общества; помогать всем людямнаучиться жить полноценно.

Вы должны быть чувствительны к культурным, этническим, гендерным, философским различиям между людьми самого разного происхождения.

Психотерапия – это дисциплина, загроможденная проблемами ценностей. Всегда существует множество представлений о том, что такое «правда», множество различных стандартов, определяющих, что такое «правильно».

3. Основные психоаналитические понятия

Историческая справка. З.Фрейд \ 1858 – 1939 \ г.г.

Закончил медицинский факультет Венского университета. Вначале практиковал как невропатолог, и впервые применил новокаин для обезболивания. В первые годы своей научной деятельности он изучал истерию. Пришел к выводу — что между истерическим симптомом и его причиной существует смысловая связь.

Существует некоторое событие которое травмирующе действует на психику и вызывает нарушение по всей видимости не имеющее ничего общего с причиной. Например –

1.насильно выдают девушку замуж. В день свадьбы у

нее отнимаются ноги.

2. семейные конфликты — человек перестает видеть —

«глаза б мои не видели».

Таким образом, Фрейдом был сделан большой шаг в понимании психогенного механизма соматических заболеваний,то что в современной психотерапевтической терминологии называется психосоматикой \болезни от «нервов»\.

Позднее он совершенствовался в области гипноза. Исследовал феномен постгипнотического внушения — то есть проснувшись после гипноза пациент выполнял внушенные ему во время гипноза действия. Фрейдом был отмечен факт — что пациенты всегда пытались оправдать свои действия разумными доводами. Этот защитный механизмбыл позднее назван Фрейдомрационализация.

Так Фрейд пришел к идее защитных механизмов и бессознательного.То есть он впервые пришел к заключению — что некоторые действия особенно невротического характера управляются глубинными побуждениями — не отраженными в сознании. Им впервые было введено в научную психологию понятиебессознательногои этому уровню в психике Фрейд отводил ведущее место. \ Фрейдовское сравнение: «Мальчик, сидящий на слоне»\. Фрейд назвал этот уровень –ид.

Бессознательное \бсз\ — такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, может утрачиваться полнота ориентировки во времени и месте действия, может нарушаться речевое регулирование поведения. К бессознательному относятся следующие явления: сны \сновидения\-«Королевская дорога в бессознательное»; несознаваемые побуждения \мотивы\ какой-либо активности; автоматизировавшиеся движения, бывшие в прошлом бессознательными; реакции, вызываемые неощущаемыми \ниже порога чувствительности\, но реально действующими стимулами; феномены больной психики- бред, галлюцинации; гипноз.

2 стр., 763 слов

2 ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

... импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, кот не дают реали- зовать все желания ч-ка. Фрейд видит основой развития к-ры - бессознательное. ... о мире. Бессознательное - действия человека, которые он ... гипноза. История объяс- няющая роль бессознательного в жизни ч-ка и об-ва играет ог- ромную роль в жизни человека бессознательное (подсознатель- ное). Бессознательное по Фрейду ...

Ид содержит в себе всю психическую энергию – либидо и содержит в себе 2 группы инстинктивных желаний: сексуальные в широком смысле и агрессивных. Основной энергетический источник, по Фрейду,-половое влечение. Либидозная энергия – сексуальная в широком смысле, либидозные желания – сексуальные в широком смысле, то есть потребности в получении удовольствия любого рода.Принцип фукнционирования уровня ид– принцип удовольствия, «котел кипящих желаний», требующих немедленного удовлетворения независимо от условий реальности \эго\ и моральных принципов \супер-эго\. Вторая группа инстинктивных желаний, содержащихся в ид – агрессивные желания.

Схема действия бессознательного, по Фрейду: имеется сильный эмоциональный импульс \желание\, который подавляется извне \либо из-за отсутствия возможностей для удовлетворения этого желания, либо из-за морального контроля\. Импульс не подавляется полностью, он уходит в бессознательное. Он давит из бессознательного, но путь прямого выхода в сознательное блокирован. Импульс находит «окольный» путь – это истерический \напр.муж,который кричит на жену или ребенка, не имея возможности выразить агрессию начальнику\ или невротический симптом или символическое проявление психического \сны, оговорки…\. Например, увидел во сне начальника в гробу и очень удивился такому странному сну – вытесненная агрессия на начальника.

С этого началась вся система Фрейда. Метод: чтобы ликвидировать болезнь, нужно найти выход, безопасный для импульса \желания\. Первоначально Фрейд видит выход в состоянии гипноза. Но этот прием имел ограниченное применение и не давал стойких результатов, через некоторе время симптомы возвращаются.

Основной метод Фрейда-психоанализа – «метод свободныхассоциаций». То есть клиент\пациент свободно выражает свои мысли, говорит аналитику все, что приходит в голову – то есть сознательно выражает впечатления, чувства, воспоминания, которые обычно считаются незначительными или аморальными и поэтому исключаются из поля сознания. Психоаналитик анализирует,расшифровывает этот поток свободных ассоциаций, доводит до сознания клиента. Этот метод имеет терапевтический эффект – состояние стабилизируется, клиент в результате совместного с аналитиком анализа получает вариант оптимального для себя в имеющейся ситуации решения.

Кроме того, Фрейд первым в научной психологии обратился к психопатологии обыденной жизни: к анализу оговорок, описок, нерегулируемых сознанием воспоминаний. Эти явления неслучайны, Фрейд был строгим детерминистом \ если есть феномен, значит обязательно должна быть причина, механизм\. В этих явлениях происходит прорыв импульсов из бессознательного. Фрейд обратился и к анализу суеверий, ища за этим определенный смысл. Напр.: Потеря обручального кольца \ не сопровождающаяся сильной тревогой\ — подсознательное желание расстаться. Но если аппелировать к сознанию человека, у которого выражается этот бессознательный импульс, то это вызовет возмущение у него \сопротивление импульсу\.

Заключение.

В первой части лекционного материала рассмотрены — общее понятие психотерапии, цели психотерапевтического воздействия, этические принципы психотерапии. Во второй части лекции дается краткая вводная трактовка основных понятий психоанализа, схема действия бессознательного в психике, описывается метод свободных ассоциаций в психоаналитической терапии.

10 стр., 4605 слов

Принципы этической жизни: нигилизм

... ведущих направлений современной немецкой этики - «ценностного консерватизма» или «неоконсерватизма». «Принцип ответственности» Йонаса рассматривается автором рядом с работами других представителей этого направления, ... в современной жизни, показать, что без этики неизбежен крах цивилизации. Основываясь на концепции Йонаса, автор рассматривает ответственность как основной принцип этики ценностей ...

Лекция 2

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ.

1. Уровень ид, содержание, принцип функционирования.

Ид\Оно – это инстанция бессознательного, Единственная психологическая функция ид – это порождение желаний. Это скрытая, недаступная и неорганизованная часть личности. Ид непосредственно не связан с внешним миром, не имеет прямого выхода в реальность \только через эго\, так как ид сам себя контролировать не может. Ид – это «котел кипящих желаний», по Фрейду.

Ид состоит из всего, что наследуется : это инстинктивные желания – катексисы \возбуждения, стремящиеся к разрядке\, и наследуемый опыт поколений или архетипы,по Юнгу. Инстинктивные желания состоят из 2-х типов:1.либидозные, в широком смысле сексуальные \потребность в удовольствиях\, 2.агрессивные инстинктивные желания.

У Фрейда инстинктивные желания – не биологическое понятие, а психологическое. Это желания, требующие немедленного удовлетворения,независимо от условий реальности, поэтому ид имеет выход в реальность только через уровень эго. Бессознательное\ид – субъективно, без ценностей, без этики, без нравственности. Оно,по Фрейду, бессмертно и не изменяется с течением времени. В онтогенезе в ид изменяется только количество либидозной энергии. Энергия нарастает в дошкольном периоде и в пубертате,\ в связи с перестройкой эндокринной системы в генитальной стадии \. Ничто в ид не является прошлым, забытым. Инстинктивные желания ид не подчиняются законам логики, разума,- поэтому противоречивые желания могут сосуществовать вместе, одновременно.

Функция ид– освободить стремящиея к разрядке возбуждения, которые порождаются соматическими источниками. При реализации этого ид подчиняетсяпринципу удовольствия \приятного\. Принцип удовольствия – это стремление превратить психику в полностью свободную от каких-либо воздуждений \– в предельном варианте это состояние Нирваны\, или вместо этого накапливать определенное количество возбуждений как можно более подавленных. Цель принципа удовольствия близка кинстинкту смерти, то есть всеобщей тенденции живой материи вернуться к неорганической неподвижности.

2. Стратегии снятия напряжений.

Для ид другие люди – это средство и объект удовлетворения своих потребностей \симпатии или агрессии\.

Некоторое снятие напряжений при отсутствии объекта или условий для удовлетворения потребности может осуществляться :

  • через моторную \двигательную\ активность\Пр. колоть дрова, поиграть в футбол, помыть полы. Разрядка, расходование агрессивной или сексуальной энергии , в том числе в сочетании с получением удовольствия, в пр. с футболом.Например, когда нет возможности ответить на агрессию начальника из-за страха потерять работу. Или везвозвратная потеря любви – физическая гибель близкого любимого человека или уход, измена и т.д.
  • Через фантазии – дневные или ночные. Дневные – это когда вы не смогли или не успели в конфликте сказать все, что хотели, ответь обидчику как хотелось бы. Остались в проигрыше. Тогда после конфликта вы еще какое-то время «договариваете» про себя все, что хотели сказать. \»После боя махать кулаками»\. Ночные фантазии – это сны, сновидения, которые помнятся человеку. Например, во сне вы увидели мертвым, или убиваете человека, который в реальной жизни вас «достает», обижает \например, начальник, или кто-то из сотрудников\, а вы не можете адекватно агрессивно ответить. Соответственно эта ваша агрессивная энергия вытесняется, скапливается в ид. И во сне ид удовлетворяет вашу агрессивную потребность, вы расправляетесь с этим человеком. То есть происходит доделывание, удовлетворение потребности в фантазии.

3. Детская сексуальность. Эдипов комплекс

Ид – это врожденная структура. Соответственно сексуальность и агрессивность существуют в ребенке с первых месяцев жизни. Сексуальность в широком смысле – это поиск наслаждения. Эта потребность в удовольствии появляется очень рано, с первых минут жизни. Наслаждение — особое личное качество человеческого существа. Детская сексуальность – это потребность в получении любви, ласки и в первую очередь телесной от взрослых. Ребенок рождается пансексуальным, то есть любые прикосновения к любым частям тела доставляет ребенку наслаждение. Сексуальный инстинкт изначально выражен в акте сосания, поэтому, например, соска нужна ребенку. С ее помощью он себя успокаивает, получая удовольствие от сосания. Либидозная энергия еще не сфокусирована в эрогенных зонах. Первая зона фокусировки сексуальной энергии – рот, поэтому первый год жизни ребенка — это оральная стадия психосексуального развития. Рот – это первый орган, которым ребенок научается управлять и с помощью и через который ребенок получает удовольствие. Еда, выпивка, курение, кусание, причмокивание, чавканье, поцелуи, грызение ногтей и т.д. – это оральные привычки, оральные способы получения удовольствия. Сексуальность и агрессивность всегда идут рядом.\ Агрессивное набрасывание на еду. Сарказм.\

11 стр., 5020 слов

Роль семьи в жизни ребенка

... многообразны, то и видов развития существует несколько. Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов развития является ... удовлетворения, проявляются задатки, формируются способности, образуются навыки и привычки, условно-рефлекторные связи, привычные стереотипы мышления. В деятельности проявляются склонности и интересы, импульсивные побуждения и желания. ...

Детская сексуальность отличается от взрослой:

  1. У ребенка другие — не гениталии эрогенные зоны, доставляющие удовольствие. Прежде всего рот.
  2. Инфантильная сексуальность не приводит к сексуальному акту. Ее цели связаны с активностью, которая у взрослых предшествует сексуальному акту.
  3. Инфантильная сексуальность аутоэротична.

Мать – первый либидозный объект для ребенка, и оральное единение с матерью становится целью. Это начало эмоциональной общности задолго до понимания.

Эдипов комплекс \для мальчиков\ или комплекс Электры\для девочек\ — это выраженная симпатия, привязанность ребенка к родителю противоположного пола. Бессознательное желание, например, мальчика «обладать» матерью и оттеснить отца. Этот комплекс появляется в разной степени интенсивности на 3-4 годах жизни.

Таким образом, ид – это резервуар инстинктивной, либидозной энергии.

Ид служит удовлетворению либидозных побуждений в соответствии с принципом удовольствия.

Ид – аморален и алогичен.

Ид обладает филогенетической памятью \архетипы Юнга\.

Заключение

В лекции рассмотрены следующие вопросы: содержание и функционирование уровня ид; стратегии снятия напряжений; развитие сексуальности и ее влияние на личностную регуляцию в целом.

23 стр., 11045 слов

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ И НЕАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... личности есть составляющая всех стадий. В результате прохожде­ния стадий развития индивид постепенно превращается из настроенного на удовольствия ребенка в социализированного, ориентированного на реальность ... матери относительно кормления. Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужное ожи­дание пищи, ... за право монопольного объяснения психической жизни человека. Однако в настоящее время ...

Лекция 3 психоанализ как теория личности.

1. Уровень эго, содержание, принцип функционирования.

Основная цель уровня эго\Я\ – мыслить,сознавать, руководствоваться

принципом реальности, хотя принцип удовольствия \ид\ для эго остается, но он уже не основной. Эго являетсяпереключателем между ид и реальностью и между ид и супер-эго,и занимает центральную позицию в личности. Ид не имеет прямого выхода в реальность, так как не контролирует себя. Эго принимает решение разрешать удовлетворять удовое желание в данный момент или не разрешать,исходя из анализа\сканирования\ реальной ситуации –существуют или нет условия и объект дляудовлетворения желания \принцип реальности\.Если условий или объекта нет, то эго не разрешает удовлетворять желание ид и включает защитные механизмы. Защитные механизмы представляют собой разного рода искажения – либо желания\мотивации\ вплоть до подавления, либо ситуации\отрицание,игнорирование или преувеличение\,либо переадресовка\инверсия\ либидозной энергии с объекта удовлетворения потребности на другой более безопасный\замещение\,или социально приемлемый\сублимация\. Защиты включаются бессознательно.Эго отвечает за все контакты с внешним миром.Эго как бы административный центр,который управляет остальными силами личности.

Эго – это организованная часть личности. Эго включает в себя все психические \интеллектуальные\процессы – ощущения,восприятия,внимание,память,мышление. Это нейтральная часть эго. Личностной конфликтной частью эго являются защитные механизмы, с помощью которых эго осуществляет личностную,поведенческую регуляцию.

Функции эго. Первичная функция – это охранять жизнь индивида от опасностей внешнего мира. Эго учит либо адаптироваться к окружающему миру, либо изменять его посредством активности\деятельности.Цель эго– повышать контроль над требованиями инстинктов ид, так как немедленное удовлетворение инстинктов может быть опасным для жизни.Эго решает – предоставить ли инстинкту получить удовлетворение в данное время, в данных обстоятельствах.

Эго хорошо приспособленного человека синтезирует силы из ид, из супер-эго и из внешнего мира в гармоничный союз в соответствии с принципом реальности. Цель принципа реальности – тормозить разрядку идового возбуждения \желания\до тех пор, пока не откроется подходящий объект или условия внешней среды для его удовлетворения.То есть это некоторый окольный\отсроченный\ путь к конечной цели – приятного удовлетворения. Когда мысли конгруэнтны с действительностью, эго открывает «выпускные ворота» к моторной системе и осуществляет соответствующее действие.

Между эго и ид нет природного противоречия. Они работают в единстве – эго старается удовлетворить желание ид в соответствии с принципом реальности. Эго не имеет своей собственной энергии и должно занимать ее у ид. Связи эго с ид находятся под влиянием супер-эго, которое в некоторой степени является реакцией формирования против ид. Эго вынуждают к затруднительной позиции – службе 2-м «хозяевам», которые не ладят друг с другом.

5 стр., 2151 слов

анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса ...

... речи. Главное новообразование - появление индивидуальной психологической жизни детей. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления. Содержит в ... необходимы, отсутствующие в данный период, высококачественные механизмы. Л.С. Выготский анализировал развитие как внутренне ... Кризисные периоды в жизни ребёнка Кризис - это конфликт двух реальностей: психологической действительности лица ...

Развитие\генезис эго \чувства реальности\.

Принцип реальности связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. Ребенок уже на первом году жизни может представить себе, простроить логику: «Когда я веду себя определенным образом,окружающие реагируют соответствующим образом».Так ребенок начинает регулировать свое поведение и управлять другими для удовлетворения потребностей.Ребенок начинает осознавать \зачатки эго\,что чтобы уменьшить напряжение,- во внешнем мире должны произойти какие-либо события. В результате возникает стремление к объектам\людям с целью удовлетворения желаний\потребность в стимуляции\.

Новорожденный обладает инстинктивными желаниями \либидо,ид\ и первичным нарциссизмом. Первичный нарциссизм –это обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира.Сексуальные цели этого периода аутоэротичны,то есть связаны с любовью к себе. Ребенок ощущает себя всемогущим, так как его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся – магический характер удовлетворения.

Психоаналитики выделили 4 стадии развития чувства реальности \Ференци,1913\ :

  1. «Бессознательное величие» — состояние до рождения \пренатальный период\, когда удовлетворяются все желания ребенка ;
  2. «Магическое галлюцинаторное величие» — период сразу после рождения, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-либо пожелать,и все это появится;
  3. «Магическое величие жестов»- несколько позднее ребенок обучается преодолевать разочарование криком и жестом;
  4. «Магия мыслей и слов» — наконец, он придает магическое значение мыслям и словам.

2. Стадии психосексуального развития

1. Оральнаястадия – первый год жизни. Постепенно либидозная\сексуальная энергия фокусируется в определенных зонах. Первой такой зоной являетсярот,зубы,губы. Рот- первая область тела,которой младенец приучается управлять и с помощью которой получает удовольствие. Еда,кусание ногтей\,причмокивание,чавкание,поцелуи,курение – оральные привычки. Ребенок рождаетсяпансексуальным, то есть либидозная энергия не сконцентрирована в эрогенных зонах, она распределена по всему телу. Поэтому любое прикосновение \ласка\ доставляют ребенку наслаждение.

Секс и агрессия идут всегда рядом. Зубы – поздняя оральная стадия\конец первого года жизни\. Агрессивный коспонент орального периода –«набрасывание на еду». Сарказм – злые сплетни\оарльная,вербальная агрессия\.

2. Анальная стадия –второй,третий год жизни. Либидо фокусируется в анусе. Ребенок учится управлять выделительной функцией, сдерживать себя,контролировать продукты своего «творчества»\дефекации\. Анальный характер – аккуратность, бережливость, упрямство.

3. Фаллическая стадия –4-й,5-й год жизни, интерес к собственным гениталиям. Стадия полоролевой идентификации \или он\фаллос есть,или его нет\. Концепция женской зависти. В этот период появляются серьезные половые страхи: страх кастрации у мальчиков. В этом периоде появляется Эдипов комплекс \комплекс Электры\ мальчик бессознательно хочет обладать матерью и оттеснить отца. У девочки то же по отношению к отцу. То есть эмоциональное притяжение ребенка к родителю противоположного пола.

14 стр., 6949 слов

Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников

... -тельности. В представленном реферате рассматривается проблема психологической готовности детей к школе и идентификация как механизм адаптации к школьной действительности у учащихся первых классов.Поступление ... психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации младших школьников приобретает особое значение. ...

После 5-ти лет наступает латентный период или прегенитальная стадия. Эго и супер-эго успешно подавляют ид. Если мать отталкивает сына\возможно из-за требований мужа\, то у него могут развиться сексуальные проблемы с женщинами вр взрослой жизни.

  1. Генитальная стадия – с начала подросткового возраста, то есть с 11-12 лет. Либидозная энергия сфокусирована в гениталиях.Сексуальность становится взрослой. Сексуальная сформированность.

Заключение

В лекции изложены следующие вопросы: содержание и функционирование уровня эго; стадии психосексуального развития как определяющие развитие личности в психоанализе.

Лекция 4

УРОВЕНЬ СУПЕР-ЭГО В ПСИХИКЕ В ПСИХОАНАЛИЗЕ.

1. Содержание уровня супер-эго, функции.

З-е основное подразделение личности – супер-эго – представляет мораль. Оно является последним из областей личности, которое формируется нормами общества, в которых ребенок растет.

Супер-эго имеет 2 аспекта:

1.совесть действует в качестве судьи, который отмеряет наказания за нарушения правил.Следствием наказания со стороны супер-эго являются чувства вины или стыда.

2.эго-идеал – этические нормы поведения, идеальное Я\ в последующем в гуманистической психологии\. Эго-идеал не наказывает.Несоответствие поведения собственному эго-идеалу вызывает чувство неудовлетворенности, но не вины или стыда.

Супер-эго формируется из эго в детстве, на 3-м году жизни через идентификацию с родителями. Родители, а точнее их наказания и награды, фигурирующие в ранней жизни ребенка проецируются в эго ребенка и становятся отдельным учреждением. Супер-эго осуществляет такие функции,которые делали родители. Наказания родителей становятся «совестью», награды – «эго-идеалом». Когда эго не живет согласно ожиданиям эго-идеала, совесть наказывает эго, вызывая в нем чувство вины.И наоборот, вызывает чувство гордости, если поведение соответствует требованям супер-эго.Супер-эго является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и как гарант защиты и любви. Хорошее и плохое отношение супер-эго так же важно, как в прошлом отношение родителей.

2. Факторы формирования супер-эго

Супер-эго моделируется по самым ранним образцам родителей, когда они выглядели\были для ребенка совершенными и всемогущими.

Эти ранние образы родителей влияют на последующие взаимосвязи детей с авторитарными фигурами, с законами, идеями общества.\Фрейд,1933г.\

Голос совести есть копия голосов родителей \команды, обвинения,угрозы, нотации\.

23 стр., 11027 слов

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения ...

... возникновения фаз религиозного мировоззрения и их тождественности онтогенетическому развитию; - дано описание Эго-защитных механизмов на примере религиозных явлений. Теоретическая значимость состоит в том, что: - в ... 1 Примитивные защиты 2.2 Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение Актуальность. Необходимость данной работы обуславливается рядом причин ...

Ребенок в целях избегания конфликта из-за любви, ненависти, вины, тревоги идентифицируется не с реальными родителями, а с идеализиуемыми.Он как бы очищает их поведение, как постоянно верными проповедуемым ими принципам морали.По Фрейду, у ребенка осуществляется идентификация с супер-эго родителей.Поэтому строгость\сила супер-эго определяется не только строгостью, с которой родители угрожали ребенку и не только отражением поведения родителей, а в первую очередь отражением, наследованием родительского супер-эго.\ В это смысле традиционные ценности,идеи общества передаются из поколения в поколение.Фрейд,1933г.\.

В значительной степени супер-эго является бессознательным, так как формируется в очень раннем возрасте.

Функции супер-эго:

Супер-эго осуществляет родительскую власть, поэтому оно ведет себя по отношению к эго как родитель к ребенку\наказывает,вызывая чувство вины\.Супер-эго командует, исправляет, судит целиком в родительской манере или награждает вниманием за подчинение.

Но главная функция супер-эго все же – ограничивать инстинктивные удовлетворения не в соответствии с принципом реальности, а в соответствии с совершеннейшими и неосуществимыми нормами, наложенными еще на супер-эго родителей.

Еще одна важная положительная роль супер-эго в формировании личности – это переход от контроля родителей к супер-эговому собственному контролю. Появление этого уровня собственной морали, регулятора правильности-неправильности сделанного является предпосылкой установления независимости.

Родительская власть осуществляется, главным образом, в запрещении и регулировании сексуальных и агрессивных импульсов.

Супер-эго и ид имеют одно общее: они оба представляютвлияния прошлого на индивидуума. В ид содержится биологическая наследственность индивида, в супер-эго – общественная традиция.\Фрейд\.

Супер-эго и эго. Выражения напряжения между эго и супер-эго проявляются в чувстве вины. Гармония между ними переживается как гордость, чувство наслаждения и безопасности..Эго любит себя, если следует требованиями «идеала»\ в супер-эго\ и ненавидит себя, если идентифицируется с объектами или людьми, отвергаемыми супер-эго.

Заключение.

Таким образом, можно считать, что личность имеет 3 грани, различные сущности: потребности\ид , эго и супер-эго.

Они не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям, их супер-эго слабо и не способно подавить влечение\идовый характер\. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом\готовы совершить преступление\-социопаты\психопаты.

У других,наоборот, чрезмерно развито супер-эго. Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их требовательность не только мешает им самим, но и изолирует их от других людей. Их удел: участь святых, страдальцев.

Равновесие между влечениями и ограничениями обеспечивается сильным эго, которое руководствуется принципом реальности и эффективности,оценивает,принимает решения,защищает от тревоги. Но сила эго не в деспотии, а в дипломатии. Это посредник в переговорах между ид,реальностью и супер-эго.

2. Трактовка тревожности в психоанализе

Тревожность — центральная проблема личности, личностной регуляции, основной механизм психосоматики. Фрейд считал тревожность «основной проблемой нашей души».

Тревожность вызывается состоянием напряжения, которое может помешать удовольствию.

Психоанализ выделяет 4 фактора, вызывающие тревогу:

  1. Потеря желаемого объекта\человека. Это может быть физическая потеря близкого человека, например, смерть.Примеры из терапевтической практики.
  2. Потеря любви, ощущение невозможности вновь завоевать любовь именно с этим человеком. Потеря значимых отношений. Это могут быть любовные, дружеские отношения, отношения с родителями. Здесь также происходит потеря объекта удовлетворения желания, так как он\она больше не любит «меня, не хочет быть со мной». Примеры из терапевтической практики.
  3. Потеря собственной личности, себя. Например, публичное осмеяние, публичная неудача сопровождающаяся негативной, враждебной оценкой окружающих. Психоаналитически сюда относится и страх кастрации, как проявление потери себя. «Если все против меня, то я …»\ «Незаконченные предложения» Сакса, Леви\.
  4. Потеря любви к себе. Очень сильное наказывающее действие слишком сильного супер-эго вплоть до ненависти к себе \стыд, вина\. Собственное обесценивание себя. Следствием чего является падение самооценки, депрессивные состояния, в предельном варианте может быть суицид.

Способы преодоления тревожности:

1.Непосредственно обратиться к травмирующей ситуации. Неоднократный возврат, повторной переживание, контакт с травмирующей ситуацией уменьшает тревогу. В терапии это определенные стратегии проживания, контактирования в травмирующей ситуации.

2. Защищая себя, мы искажаем ситуацию, например, преуменьшая ее значение, тем самым снижая тревогу. Защитные механизмы, формируемые эго, действуют до определенного времени. Периодически состояния будут ухудшаться. Но на время они облегчают состояние, снижают тревожность, это одна из целей их функционирования.

Заключение

В лекции изложены следующие вопросы: содержание, функционирование уровня супер-эго; трактовка факторов и механизмов тревожности в психоанализе.

Лекция 5 Защитные механизмы эго.

1. Ранние защитные механизмы эго.

Общая характристика защитных механизмов. Функции защит. Эго\Я формирует защитные механизмы, в первую очередь, для контроля идовых желаний, так как ид сам себя не контролирует. Ид состоит из желаний, требующих немедленного удовлетворения, независимо от реальных условий и морали. Эго принимает решение, разрешает или не разрешает удовлетворять желание ид в соответствии с принципом реальности, то есть при наличии объекта и условий удовлетворения актуальной потребности. Кроме того, при принятии решения об удовлетворении идового желания эго учитывает требования Я-концепции и личной морали\супер-эго. В этом заключается контролирующая функция эго. Эго осуществляет этот контроль с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы являются основными личностными структурами эго в психоанализе.

Защитные механизмы включаются бессознательно, когда эго не разрешает удовлетворять возникшее идовое желание. Вторая общая функция защит – снижение тревожности из-за невозможности удовлетворить потребность и найти какой-либо способ удовлетворить влечение в существующих условиях. Или с помощью бессознательных защитных искажений не допустить до сознания нежелательное с позиций Я-концепции и морали влечение \ например, вытеснение или подавление\, что тоже снижает тревожность на некоторое время.

В общем виде защиты представляют собой бессознательные искажения человеком оценки себя, своих желаний, поступков и оценки других людей и ситуаций.

Примеры действия защитных механизмов.

Защитные механизмы формируются в онтогенезе с первого года жизни и подразделяются на ранние и поздние.

В число первых защитных механизмов входят – идентификация или конфлюенция и интроекция, проекция, отрицание, фиксация и регрессия.

Конфлюенция\ слияние – процесс, когда нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между двумя существами. Это самый близкий к взаимозависимости невротический процесс.

В онтогенезе это самый первый защитный механизм. Это нормальная фаза развития. Младенец не различает между Я и мамой, или не-Я. Со второго года жизни с момента появления речи и Я-концепции \ представления о себе, самосознания\ ребенок начинает отделяться от матери, видеть разницу между Я и не-Я, это стадия начала формирования автономности.

Проявления конфлюенции: использование выражения «мы»; отсутствие уважения к разнице между собой и другим; искренняя вера в то, что человек может знать мысли и чувства другого.

Конфлюентные системы – это родительско-детские отношения, дружеские, любовные, работа в команде.

Положительное влияние конфлюенции – повышение самооценки за счет большой поддержки, идентификация с близким человеком. \ «Когда меня любят, меня много»\ Негативное влияние конфлюенции – некоторая потеря себя.\ «С кем поведешься – от того и наберешься».\

Интроекция – процесс, во время которого концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся личностью без критической проверки. «Непереваренные» концепции, отношения, стандарты поведения и т.д.

Проявления интроекции: выражения типа «Я должен!», «Мне следует!»; нереалистические ожидания от себя и других; один гуру сменяет другого.

Интроекция отличается от конфлюенции тем, что в конфлюентной системе отношения равные, оба партнера берут в равной степени друг от друга. В интроекции один из партнеров – гуру, эксперт, «старший брат\сестра». В родительско-детских отношениях конфлюенция и интроенкция функционируют одновременно. Иногда это может иметь место и в супружеских отношениях, когда один из партнеров признает превосходство другого над собой \старше, более успешен в карьере, больше зарабатывает денег и др\.

Положительное влияние интроекции – повышение самооценки за счет поддержки «старшего» партнера, идентификация с партнером. Отрицательное влияние – некоторая потеря себя.

Проекция – это процесс бессознательного переноса собственных чувств, мыслей, качеств, верований и т.д. на другого человека или объект. Это тенденция делать окружение ответственным за то, источником чего является сам человек \списывание, сбрасывание с себя ответственности или вины\.

Проекция может быть негативной или позитивной. Позитивная проекция, то есть преувеличение достоинств другого человека, возникает из-за симпатии. Негативная проекция, то есть преувеличение недостатков, приписывание негативных черт другому – из-за негативного, враждебного отношения, критика другого.

Первые проявления проекции в детстве – это оживление игрушек ребенком, то есть перенос своего Я на игрушку. Сновидения являются проекцией, то есть в прямой или символической форме отражают переживание текущей реальной жизненной ситуации человека.

Проективная диагностика основана на механизме проекции.

Положительное влияние проекции – это повышение самооценки за счет списывания ответственности и избавления от чувства вины; идентификация и эмпатия с другими. Отрицательное влияние – уход от ответственности.

Отрицание- это способность к отрицанию неприятных сторон реальности; попытка не принимать в качестве реального беспокоящее эго событие. Этот механизм равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. \ «Страус прячет голову в песок»\. Отрицание и реальность несовместимы. Это очень примитивный механизм, он является нормальной фазой в развитии эго ребенка. \ «Мама, ты никогда не умрешь?» «Конечно, никогда, малыш»\. Когда ребенка хотят успокоить, прибегают к искажению реальности. Отрицание – один из мотивов детских игр\А.Фрейд\. Положительное влияние отрицания – снижение тревожности, уменьшение страхов. Отрицательное – искажение реальности.

Фиксация и регрессия. Психосексуальное развитие никогда не совершается полностью, то есть сохраняются характеристики низших его стадий. Нарушения в развитии могут вызвать задержку на любой стадии – это фиксация. То есть ненормально сохраняются ряд характеристик ранних стадий, которые в последующем будут проявляться при возникновении трудностей. Возвращение к поведенческим проявлениям ранних стадий называется регрессией. Они комплиментарны, то есть дополняют друг друга. Чем сильнее фиксация, тем легче регрессия. Примеры оральных фиксаций – это «заедание» или «запивание» фрустрации; все химические зависимости: курение, алкоголь,переедание. Или предоставление ребенку бутылочки с молоком, когда бы он ни захотел – это формироване предрасположенности к оральной фиксации.

Положительная сторона фиксации и регрессии – уменьшение тревоги, быстрое улучшение состояния. Отрицательная сторона – развитие химических зависимостей; уход от конструктивного решения проблемы, уход от ответственности.

2.Поздние защитные механизмы эго

Поздние защитные механизмы формируются в период с 3-х до 5-ти лет, когда у ребенка уже сформированы и функционируют уровни эго и супер-эго.

Вытеснение\репрессия\ — исключение болезненного материала из сознания в ид. После вытеснения побуждения стремятся вернуться в сознание, давят из бессознательного. Накопление вытесненных, неудовлетворенных потребностей \импульсов, желаний\ является механизмом невроза в психоанализе. Например, забывание имен или фактов, связанных с неприемлемыми для Я-концепции или для супер-эго данного конкретного человека потребностями.

Позитивное влияние вытеснения – временное снижение тревожности. Негативное – накапливающийся, постепенно нарастающий невроз, уход от конструктивного решения проблемы.

Сублимация — когда эго изменяет цель или объект побуждений ид, не прибегая к блокированию разрядки. Это разрядка импульсов через искусственные социально приемлемые пути. Получение удовольствия в реализации себя в социально приемлемой деятельности, например, в творчестве, в профессиональной деятельности, в познавательной активности ребенка или подростка.

В гуманистической психологии этот механизм подвергся критике и стал трактоваться как одна из высших человеческих потребностей, ценностей, смыслов – потребность в самоактуализации, в реализации своих способностей, в развитии компетентности.

Реактивное образование – бессознательная инверсия\подмена идового инстинктивного желания на противоположное, социально приемлемое. Развитие в эго сознания социализированных отношений, которые противоположны вытесненным желаниям. Например, чрезмерная навязчивая чистоплотность \борьба против инстинктивной потребности в нечистотах, беспорядке\.

Изоляция – процесс, когда воспоминания о неприятных впечатлениях и опыте теряют эмоциональную окраску. Это отделение вызывающей тревогу части ситуации от остальной сферы души. При изоляции преувеличивается важность логического мышления за счет уменьшения эмоциональных ассоциаций. Травмирующие события не связываются ни с какими чувствами, как будто они случились с кем-то другим.

Позитивное влияние изоляции – временное снижение тревожности, улучшение состояния. Негативное – усиление невроза, искажение реальной ситуации.

Замещение – это разрядка подавленных эмоций, как правило, враждебности, гнева, которые направляются на объекты \прежде всего люди\, более безопасные или более доступные, чем те, которые вызвали отрицательные эмоции, чувства. \Например, накричать на своего ребенка после работы из-за какого-то мелочного проступка и др.\.

В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В отечественной психологии аналогичным является понятие «горизонтальной агрессии». \ «Стрельба мимо мишени»\, Но некоторое удовольствие от этой замещающей агрессии человек получает.

Компенсация – механизм психологической защиты, заключающийся в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть. Механизм компенсации позволяет человеку замаскировать свои недостатки и подчеркнуть достоинства. Компенсация является разумным защитным механизмом и обычно приводит к хорошей адаптации.

3. Защитные механизмы пубертата

В подростковом возрасте сохраняются все защитные механизмы, сформированные ранее. В пубертате либидозная энергия ид значительно нарастает, усиливается в связи, главным образом, с перестройкой эндокринной системы, с формированием взрослой сексуальности. Поэтому ид часто «затапливает» эго. Но если эго и супер-эго подростка сильные, подросток достаточно контролирует свои возросшие агрессивные и либидозные импульсы. В этом случае мы говорим, что у подростка сдержанный, цивилизованный характер, а не психопатичный, если побеждает ид \ «Что хочу, то и делаю, и мне мало дела до других и их переживаний»\.

В пубертате эго цивилизованного характера для усиления контроля над усилившимся ид дополнительно формирует еще некоторые защиты. Это интеллектуализация – переадресовка либидозной энергиив познавательные виды деятельности, но в отличие от сублимации – без прагматической установки. Например, увлечение научной фантастикой, интеллектуальными играми и т.д. Этот механизм так же как и сублимация способствует развитию интеллекта за счет либидозной энергии.

Второй механизм, который формируется в пубертате – это ложная идентификация. Когда подросток меняет одни дружеские отношения на другие с той же силой привязанности \ конфлюенция\, но при этом у него возникают негативные чувства к своему прежнему другу из-за как раз сильной идентификации с новым другом \ «который должен ревновать к предыдущему»\.

У некоторых подростков с очень сильным эго может сформироваться еще один механизм – аскетизм. Это грубое и очень сильной подавление всех идовых\инстинктивных потребностей, импульсов. Это проявляется в отказе от привлекательной одежды, в почти полном отказе от еды \ нервная анорексия\, в сильном подавлении даже физиологических потребностей. Аскеты, страдальцы, вплоть до тяжелой формы неврозов и пограничных состояний.

Кроме того, с позиций психоанализа юношеское творчество – дневниковые записи – также трактуется как форма защиты.

Заключение.

В материалах лекции рассмотрены и проанализированы с точки зрения преимуществ и недостатков защитные механизмы раннего и позднего онтогенеза и пубертата.

Дана общая характеристика защит и конкретное содержание каждого защитного механизма, как центральных механизмов личностной регуляции в психоанализе.

Разработал: доцент кафедры практической психологии вгпу Аврамова т.И.