Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях

Проявление защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях 5

1.1 Понятие механизмов психологической защиты в отечественной и

зарубежной психологической литературе 5

1.1.1. Психоаналитическое представление о защитных механизмах психики 5

1.1.2 Защитные механизмы личности с точки зрения Эго-психологии 9

1.1.3. Защитные механизмы в современной психологической литературе. Их функции и классификация 11

1.2. Психологические характеристики трудных жизненных ситуаций 31

1.3. Особенности проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях 38

Глава 2. Эмпирическое изучение проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях 47

2.1. «Защиты — ситуация»: методологические и методические ориентиры в исследованиях 47

2.2. Выборка, методики и результаты исследования 52

2.3. Выводы по эмпирической части исследования 78

Заключение 81

Литература 84

Приложения 88

Введение

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «трудные жизненные ситуации». Трудные жизненные ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном).

Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях трудных жизненных ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.

Понятие «трудные жизненные ситуации», факторы и специфика работы с людьми в этих ситуациях в настоящее время достаточно широко рассматривается как отечественными (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Л.Г. Дикая, С.К. Нартова-Бочавер и др.), так и зарубежными (Л. Девидсон, Р. Лазарус, С. Фолкмен, Х. Хекхаузен) психологами. Теория изучения различных защитных механизмов в психологической теории также достаточно велика в работах таких авторов как Ф.В. Бассин, М. Кляйн, Н. Мак-Вильямс, Е.С. Романова, А. Фрейд, З. Фрейд и многих других. Однако, несмотря на широкое использование этих понятий в научной литературе и обыденной жизни, мы можем констатировать, что существующих теоретических и практических работ в этой области явно не достаточно, особенно в исследованиях особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях, что и объясняет научную значимость данной работы.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... методика требует обращения к грустным страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочитайте описание каждой из них и попытайтесь представить, что это случилось ... из предложенных вариантов. 1) Насколько сложна Вас ситуация? 2) Как Вы поведете себя в этой ситуации? Ответ на 1 вопрос Трудная жизненная ситуация Ответ на 2 вопрос   У ...

Практическая значимость исследования реализуется в плане анализа условий работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.

Попадание человека в положение, которое классифицируется как трудная жизненная ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях явно недостаточно.

Цель исследования – исследование особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.

Объект исследования – трудные жизненные ситуации как предмет психологического исследования.

Предмет исследования – защитные механизмы личности как способы реагирования личности в трудных жизненных ситуациях.

Гипотеза исследования – наличие у человека преобладания примитивных психологических защит (регрессии, замещения, отрицания, вытеснения, агрессии, избегание) выражается в низких показателях социальной адаптации и поведенческом реагировании в трудных жизненных ситуациях. И, наоборот, защитные механизмы высшего порядка (рационализации, гиперкомпенсации, компенсации, проекции и миролюбия) влияют на повышение уровня социальной адаптации и поведенческого реагирования человека в трудно жизненной ситуации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологической литературе.

2. Проанализировать психологические характеристики трудных жизненных ситуаций.

3. Выявить особенности проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.

4. Эмпирически изучить особенности проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.

В эксперименте приняли участие 90 человек испытуемых (возраст 18-32 лет).

Испытуемые – это группа студентов, учащихся психологического факультета. Выбранных нами испытуемых мы разделили на две группы. В первую группу (45 человек) вошли студенты, получающие свое первой высшее образование, а во вторую – респонденты получающие второе высшее образование (45 человек).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.

3 стр., 1024 слов

26 Тревога и психологические механизмы защиты личности

... какого-либо защитного механизма. Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защитам «низшего порядка», ... контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие ... защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Реверсия — проигрывание жизненного ...

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявлений защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях

1.1 Понятие механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологической литературе

1.1.1. Психоаналитическое представление о защитных механизмах психики

Среди исследователей механизмов психологической защиты не сложилось единой точки зрения ни на общее количество защит, ни на степень их соотнесения друг с другом, ни (в некоторых случаях) на их чёткие определения. Нет также единой, систематизированной и обобщающей концепции психологических защит. [52]. В моно-графии А. Фрейд описано десять механизмов психологической защиты. [57]. В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциа-цией в 1975 году, описано 23 механизма психологической защиты. В Словаре-справочни-ке по психологической защите Г. Вайллента их насчитывается 18, в трудах Х. Лафлина выделяется 22 основных, 26 дополнительных защитных механизмов, а также несколько «специальных» защитных реакций. [50]. В психоанализе под психологической защитой понимается, главным образом, бессознательная деятельность человека (неосознаваемая психическая деятельность личности), «… направленная против сексуальных и деструктивных влечений, неприятных воспоминаний, фантазий, непосредственная реализация или репродукция которых может привести к нарушению целостности психической организации человека». [50, С. 180].

Итак, определим понятие «защита». В словаре Ж. Лапланша, Ж.-Б. Понталиса защита формулируется как «… совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать действующим лицом в этих процессах. Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в той или иной степени интегрированными в Я. Фактически Я – это личностное «пространство», которое должно быть защищено от любого вторжения механизмами защиты». [28, стр.145]

Здесь необходимо привести и определение психоанализа как научной парадигмы.

Психоанализ – метод зондирования бессознательной психической деятельности, эффектом которой является терапевтический эффект [5].

Психологические защиты рассматриваются в современном психоанализе не только как важнейшие функции Я, но и как его структурные элементы с выраженным индивидуальным своеобразием сочетаний и проявлений. Защитные механизмы – бессознательные действия (противодействия) психики человека направленные на защиту от тех опасностей, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира………………

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и в настоящее время еще недостаточно изученной теме, исследования особенностей проявления защитных механизмов личности в трудных жизненных ситуациях.

Теоретический анализ литературы по проблеме позволил сделать нам следующие выводы.

Защитные механизмы – это бессознательные действия (противодействия) психики человека направленные на защиту от тех опасностей, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.

5 стр., 2215 слов

Диагностика типологий психологической защиты (р.Плутчик в адаптации ...

... баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.  Содержательные характеристики типологий психологической защиты (индекса жизненного стиля)  Отрицание. Механизм психологической защиты, ... ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но ...

Защитные механизмы в научной литературе делятся на две большие группы: «защиты низшего порядка» и «защиты высшего порядка. К примитивным защитным механизмам относят отрицание, примитивную изоляцию, всемогущий контроль, идеализацию и обесценивание, проекцию, интроекцию, проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию. К вторичным защитным механизмам высшего порядка в свою очередь причисляют: вытеснение, регрессию, изоляцию аффекта, интеллектуализацию, рационализацию, морализацию, раздельное мышление (компартментализация), поворот против себя, смещение, реактивное образование (формирование реакций, гиперкомпенсация), реверсию, аннулирование, конверсию (соматизация), отреагирование вовне, сексуализацию, идентификацию, сублимацию.

Трудная жизненная ситуация – это такая жизненная проблема человека, которая с одной стороны вызывает у него сильные негативные эмоции в контексте переживания ее непреодолимости, а с другой стороны – мешает эффективному протеканию процесса социализации и реализации себя в обществе, нарушает уже созданные социальные связи.

Копинг-поведение – это форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Структуру совладающего поведения составляют три основных компонента: эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешно-неспешный.

В отечественных исследованиях показано, что в трудных жизненных ситуациях проявляются следующие три группы защитных механизмов: психологические защиты, направленные на вытеснение информации, ее подавление, блокировку или отрицание; защитные механизмы, ориентированные на искажение содержания чувств, мыслей, поведения личности (например, интеллектуализация, изоляция, смещение, проекция и идентификация); защитные механизмы, которые приводят к разрядке эмоционального напряжения (соматизация, сублимация, уход в фантазии, в болезнь и др.).

В эмпирической части исследования нами были опрошены две группы студентов-психологов по 45 человек. В первую группу – вошли испытуемые, получающие первое образование, а во вторую – уже имеющие высшее образование.

В исследовании были использованы 4 методики исследования:

1. Тест-опросник Р. Плутчика—Х. Келлермана—Х.Р. Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index), адаптированный Е.С. Романовой.

2. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

4. Методика «Аналитико-оценочная методика выявления особенностей деятельности в трудных (проблемных) ситуациях (по Д. Осгуду)».

Результаты диагностики показали, что в первой группе испытуемых ведущими защитными механизмами являются простые формы: вытеснение (12 человек – 26,7%; 13 человек – 28,9%), отрицание (17 студентов – 37,8%), избегание (18 человек – 40%).

Во второй группе студентов, ведущими оказались защитные механизмы высшего порядка: проекция (17 человек – 37,8%; 18 человек – 40%) и компенсация (15 человек – 33,3%); миролюбие (21 студент – 46,7%).

Анализ результатов по методикам оценки поведения человека в трудных жизненных ситуациях показывает, что у большинства испытуемых первой группы среднего уровня социальной адаптации (21 человек – 46,7%), а высокие и низкие показатели по этой шкале оказались выявлены у 12 студентов (26,7%).

12 стр., 5563 слов

Инновационные технологии социальной защиты пожилых людей

... на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты. [4] Хронические заболевания пожилых людей снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, ... также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и ...

Также для первой группы испытуемых характерен средний уровень развития конструктивных способов деятельности в сложных жизненных ситуациях: идентификация целей, задач и проблем – 22 человека (48,9%), проблемно-решающее поведение и творчески-инновационный подход к решению задач и проблем – по 21 человеку (46,7%).

Во второй группе студентов также преобладает средний уровень социальной адаптации (25 человек – 55,7%), а также средние показатели по шкалам: идентификация целей, задач и проблем и творчески-инновационный подход к решению задач и проблем – по 22 человека (48,9%), а проблемно-решающее поведение – 23 человека (51,1%).

В тоже время сравнение высоких и низких оценок в двух группах показывает, что если в первой группе низкие оценки по всем трем видам поведения выражены у 10 человек (22,2%), а высокие – у 12 (26,7%).

То во второй – испытуемых с низкими баллами оказалось только 5 (11,1%), а с высокими – 15 человек (33,3%).

В ходе проведения и анализа корреляционных данных о методу Пирсона, мы в целом подтвердили гипотезу нашего исследования. Действительно, наличие у человека преобладания примитивных психологических защит (регрессии, замещения, отрицания, вытеснения, агрессии, избегание) выражается в низких показателях социальной адаптации и поведенческом реагировании в трудных жизненных ситуациях. И, наоборот, защитные механизмы высшего порядка (рационализации, гиперкомпенсации, компенсации, проекции и миролюбия) влияют на повышение уровня социальной адаптации и поведенческого реагирования человека в трудно жизненной ситуации.

Так в первой группе испытуемых нами была выявлена прямо пропорциональная зависимость между показателями защитных механизмов и уровня реагирования в трудных жизненных ситуациях. Например, уровень корреляции ведущих форм защиты с уровнем социальной адаптации оказался равен 0,797 балла, с показателями идентификации целей, задач и проблем – 0,733 балла; 0,653 балла равен показатель корреляции замещающей защиты и уровня социальной адаптации. Показатели экстремальной защиты имеют связь с уровнем социальной адаптации (0,688 балла) и идентификации целей, задач и проблем (0,590 балла).

Во второй группе испытуемых уровень проявления ведущей защиты коррелирует с уровнем социальной адаптации (0,572 балла), проблемно-решающего поведения (0,563 балла), творчески-инновационного подхода к решению задач и проблем (0,458 балла).

Показатели замещающей защиты имеют выраженную связь с уровнем социальной адаптации (0,503 балла), проблемно-решающего поведения (0,652 балла), творчески-инновационного подхода к решению задач и проблем (0,590 балла).

Также имеется и определенная связь между проявлением замещающей формы защиты с проблемно-решающим поведением (0,612 балла), творчески-инновационным подходом к решению задач и проблем (0,608 балла) и другими формами.

В заключение следует отметить, что изучаемая нами проблема требует своего дальнейшего изучения, как в теории, так и на практике.

9 стр., 4069 слов

Проблема школьной адаптации 2

... внешние факторы/необходимость посещать школу дополнительного образования/, приводящие кснижению уровня адаптации.      Настоящая программа предназначена дляпредупреждения школьной дезадаптации, направлена на ... 1978; А.А.Бодалев, 1980 и др./.      Не менее серьезные проблемы возникают и удетей со сниженной самооценкой: их поведение отличается ...

Литература

1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проект, 1997. – 256 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.

3. Балинт М. Базисный дефект. – М.: Когито-Центр, 2002. – 256 с.

4. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. . — М.: Медицина, 2008. — 468 с.

5. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. — 1988. — №3, — С. 30–41.

6. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. — М.: МГУ, 2001. 400 с.

7. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб.: МФИН, 2002. — 448 с.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, — 2006. — 420 с.

9. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.

10. Битюцкая Е.В. Трудные ситуации в жизни студентов//Alma mater (Вестник высшей школы), 2006. – 10. — С. 20 – 22.

11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наук, думка, 1989 — 200 с.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций), — М..: Изд. Моск. ун-та, — 2004. — 200 с.

13. Винникот Д.В. Разговор с родителями. – М.: Класс, 1997. – 344 с.

14. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 392 с.

15. Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ. — Сер. 14, Психология, 1991. — №3. — С. 11–20.

16. Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. – СПб., 2000. — С. 22–27.

17. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: Изд. Моск. ун-та, — 1986. — 287 с.

18. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Изд. Моск. ун-та. — 1980. — 159 с.

19. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 2005. — 304 с.

20. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 312 с.

21. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. — СПб., 2007. — 252 с.

22. Кляйн М. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. – СПб.: ВСК, 1997.

23. Кокс Т. Стресс. — М.: Медицина, 2000. — 447 с.

24. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2006.

25. Краткий психологический словарь./ Ред.. сост. Л.АКарпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д, 1998, — 252 с.

26. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: БСК, 1997.

27. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. — СПб.: Медицина, 2000. — С. 178–208.

28. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. 623 с.

29. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. — 396 с.

30. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 1998.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система ... используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и  ... Гуманистическая психология Модель идеальной личности Миллер, Брунер, Найссер Когнитивная психология Модели познавательных процессов Психология ...

31. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 1998, №12.

32. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

33. Мягер В.К. Психогигиена и психопрофилактика. — СПб., 2003. — 146 с.

34. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 426 с.

35. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ер.: Луйс, 1980. — 264 с.

36. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии).

— Ер.: Изд-во АН Арм ССР, 1988. — 262 с.

37. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30.

38. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. — СПб.: Речь, 2003. — 167 с.

39. Петухов В.В. Психология индивидуальности. – М.: Академия, 2007. – 412 с.

40. Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

41. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 254 с.

42. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. – М.: Академия, 2006. – 344 с.

43. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. — 256 с.

44. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 2004. — 193 с.

45. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

46. Савенко Ю.С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типологии // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. — М., 2004. — С. 95– 112.

47. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1999. — 126 с.

48. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 174 с.

49. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // MateriaMedica. 1996. N 1(9).

С. 5—25

50. Стоиков И.Д. Анализ защитных проявлений личности. — М., 1996. — 160 с.

51. Столин В.В. Самосознание личности. — М.. Изд-во Моск. ун-та. 1983. — 285 с.

52. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

53. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — СПб.: Медицина, 2004. — 182 с.

54. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. – И.: Прогресс-Литера, 1996.

55. Тухтарова И.В. Взаимодействие копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у ВИЧ-инфицированных больных. – СПб.: Медицина. – 78 с.

56. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001.

57. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы — М.: Педагогика — Пресс, 1993, 140с.

58. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.

59. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведении. — М.: Просвещение, 1990. — С. 202–309.

60. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — С. 382–424.

61. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — С. 425–439.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

62. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1989. — 272 с.

63. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 330 с.

64. Хорни К. Самоанализ – М.: Эксмо-Пресс, 2001.

65. Эйдемиллер Э.Г., Юстецкий В.В. Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2005. — 188 с.

66. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — СПб.: Медицина, 2006. — 224 с.

67. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

68. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995.