Экспериментальная психология (конспект).
Экспериментальная психология в отличии от других научных дисциплин характеризуется такой фундаментальной особенностью, как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем:
ü 1. не решает метафизические проблемы и обладающие высокой степенью абстракции;
ü 2. не решает проблемы ценностного порядка (хорошо-плохо);
ü 3. не решает проблемы вне конкретной теории.
Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.
Для постановки психологического эксперимента необходима реализация следующих действий:
ü 1. непосредственное манипулирование исследователем определенным условием, которое предполо-жительно способно влиять на поведение и рассматривается в качестве причины этого поведения;
ü 2. формирования 2х или более групп участников эксперимента;
ü 3. наблюдение и фиксирование изменений в поведении участников.
Основными характеристиками эксперимента являются:
ü переменные;
ü выборка.
Конкретная область поведения человека, изучаемая в ходе эксперимента исследования обозначается понятием: переменная.
Выделяется 3 вида переменных:
ü независимая;
ü зависимая;
ü внешняя.
1 Независимая – условие, манипулируемое, изменяемое экспериментатором, причина различий в поведении участников исследования. Любая независимая переменная должна быть более 2х уровневая (100, 200, 300гр).
Виды независимых переменных:
Ø активная;
Ø атрибутивная.
Активная переменная — доступна непосредственному манипулированию (то, что можно изменить).
Атрибутивная переменная — недоступна манипулированию (цвет глаз, пол…).
От сюда следует первый фундаментальный признак экспериментального исследования:
обязательное наличие процедуры непосредственного манипулирования независимой переменной.
2 Зависимая переменная – является мерой результата эксперимента, т.е. следствием, которая разного уровня независимой переменной оказывает на поведение участника.
15 стр., 7003 слов
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...
3 Внешние переменные (контролируемые) — это условие, которое, помимо независимой переменной, также может оказывать влияние на изменение зависимой переменной.
2-ой и 3-ий признаки экспериментального исследования:
v наблюдение и фиксирование изменений;
v контроль внешних переменных.
Выделяют следующие контролируемые внешние переменные:
ü эллюминация — исключение влияния внешних переменных;
ü создание константных (постоянных) условий;
ü двойной слепой метод (экспериментатор не предупреждает).
Выборка — это группы участников, подвергаемая воздействию.
Отбор испытуемых ведется путем рандомизации. Каждый участник имеет равный шанс, чтобы попасть как эспериментную, так и в контрольную группу.
Требование к выборке:
Ø содержательный критерий — выборка должна соответствовать по содержанию гипотезе;
Ø критерий репрезитативности — должна отражать генеральные свойства качеств и количеств.
Отчет:
v 1. кто и чем занимался;
v 2. четкое описание выборки;
v 3. выдвижение гипотезы;
v 4. описание переменных и их уровни;
v 5. непосредственная процедура, графическое изображение;
v 6. описание полученного результата;
v 7. вывод.
Виды эксперимента:
v 1. По действительности проведения и полноте процедуры:
Ø 1.1. реальный (конкретный) эксперимент, проводится в действительности в конкретных экспериментальных условиях;
Ø 1.2. мысленный или абстрактный эксперимент — это опыт не выполнимый в действительности.
ü 1.2.1. идеальный эксперимент — это эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния, кроме одной независимой переменной.
ü 1.2.2. бесконечный эксперимент — охватывает все возможные экспериментальные ситуации для всей генеральной совокупности.
ü 1.2.3. безупречный эксперимент — сочетает в себе черты идеального и бесконечного.
v 2. По цели эксперимента:
Ø 2.1. исследовательский эксперимент — несет поисковую функцию, нацелен на получение новых знаний об объекте и предмете изучения;
Ø 2.2. диагностический эксперимент — не дает нового знания, выполняется с целью обнаружения и измерения каких либо качеств объекта;
Ø 2.3. демонстрационный эксперимент — имеет иллюстративный характер, проводится в познавательных либо развлекательных целях.
v 3. По уровню исследования:
Ø 3.1. предварительный или пилотажный эксперимент — осуществляется для уточнения изучаемой проблемы, на основании полученных результатов решается вопрос о необходимости дальнейшего исследования;
Ø 3.2. основной эксперимент — полномасштабное исследование, выполняемое с целью получения новых данных;
Ø 3.3.. контрольный эксперимент — его итоги сравниваются с результатами основного эксперимента и не должны уступать им.
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
... ситуации. В эксперименте приняли участие 30 человек испытуемых (возраст 35-45 лет). Выбранных нами испытуемых ... трудных жизненных ситуаций. Гипотеза исследования – когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную ... ситуации. Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов любой аспект эксперимента, не включающий интраперсональные переменные, ...
v 4. По типу воздействия на испытуемого:
Ø 4.1. внутренний эксперимент — где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого, а не воздействием из внешнего мира;
Ø 4.2. внешний эксперимент — появление или изменение психических явлений достигается за счет внешних воздействий на органы чувств.
v 5. По типу экспериментальной ситуации:
Ø 5.1. лабораторный;
Ø 5.2. естественный;
Ø 5.3. формирующий — это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту;
Ø 5.4. эксперимент дублирующий реальность — моделирует конкретные ситуации реальной жизни, выводы таких экспериментов приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, т.е. результаты имеют не высокий уровень обобщения;
Ø 5.5 эксперимент улучшающий реальность — изменению подвергаются только некоторые подлежащие изучению переменные, остальные переменные стабильны.
v 6. По мозможности влияния экспериментатора на независимую переменную:
Ø 6.1. спровоцированный эксперимент — экспериментатор сам воздействует на независимую переменную;
Ø 6.2. эксперимент, на который ссылаются — уровни независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора.
v 7. По количеству независимых переменных:
Ø 7.1. однофакторный;
Ø 7.2. многофакторный.
v 8. По числу испытуемых:
Ø 8.1. индивидуальный;
Ø 8.2.групповой.
v 9. По типу изменения независимой переменной:
Ø 9.1. количественный;
Ø 9.2. качественный.
v 10. По способу выявления связей между переменными:
Ø 10.1. интропроцедурный эксперимент — в нем все эксперим. ситуации предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых;
Ø 10.2 интерпроцедурный эксперимент — в нем разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации;
Ø 10.3. кросспроцедурный эксперимент — в нем разным контингентам испытуемых предъявляются не одинаковые ситуации.
Выделяют следующие варианты экспериментальных гипотез (Готтсданкер) и особенностей их проверки:
ü 1. контргипотеза — это альтернатива основному предположению, возникает автоматически;
ü 2. третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную;
ü 3. точная экспериментальная гипотеза — это предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой переменной, только в лабораторных условиях;
ü 4. экспериментальная гипотеза о максимальной или минимальной величине — это предположение о том, при каком уровне независимой переменной, зависимая примет максимальное или минимальное значение;
ü 5. экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных сотношениях — это точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной, с постепенным изменением независимой переменной;
Эксперимент
... действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она «зависима» от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную. Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс постановки эксперимента довольно ...
ü 6. экспериментальная гипотеза с одним отношением — это предположение между одной независимой переменной и одной зависимой переменной.
ü 7. комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием двух или нескольких независимой переменных с одной зависимой переменной.
Деятельность экспериментатора и поведение испытуемых.
Экспериментальный процесс можно представить в 2-х ипостасиях:
v процесс общения исследователя с испытуемым;
v процесс выполнения каждым из них своих спецефических, но взаимосвязанных функций, направленных на получение единого результата.
Работу экспериментатора и испытуемого следует рассматривать как совместную деятельность с присущими признаками:
v 1 пространственное и временное соприсутствие;
v 2 наличие организующего и руководящего элемента (в лице экспериментатора);
v 3 наличие единой цели (в форме успешного выполнения экспериментальных задач);
v 4 разделение процесса деятельности между участниками;
v 5 возникновение в процессе деятельности межличностных отношений.
Испытуемый может участвовать в эксперименте добровольно или по принуждению.
Основные факторы общения, которые искажают результаты эксперимента:
v ошибки отношения к наблюдаемому, связаны с пониманием испытуемым критериев принятия решения при выборе реакции;
v ошибки связанные с мотивацией испытуемого — испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента;
v ошибки личностного влияния связанные с влиянием испытуемого личности экспериментатора.
Поведенческие проявления, являющиеся причинами нарушения валидности и надежности эксперимента:
v Эффект Плацебо — основан на механизмах внушения и самовнушения (обнаружен медиками, испытуемый считает что препарат или действия врача способствуют выздоровлению);
v Эффект Хотторна — испытуемый учавствуя в экспеименте, расценивает данные участия как проявление внимания к ним лично (проявился при исследовании на фабриках);
v Эффект социальной фасилитации (эффект аудитории) — усиление доминантной реакции в присутствии значимых людей (Эффект Зайонца—присутствие экспериментаторов изменяет поведение человека).
Зависимости эффекта фасилитации:
ü влияние оказывает лишь компетентный, значимый наблюдатель;
Исследование позиционных эффектов запоминания
... соответствующий бланк обработки (Приложение 1). 1.4 Экспериментальный план В качестве независимой переменной в данном эксперименте выступает позиция слова в списке. Вся последовательность из ... мною было проведено исследование, предмет, цель и задачи которого обозначены ниже. Предмет исследования: позиционные эффекты запоминания. Цель исследования: исследовать позиционные эффекты запоминания и ...
ü влияние проявляется при более сильном усложнении задачи;
ü соревнование и увеличение наблюдателей усиливает эффект;
ü «тревожные» испытывают более выраженные затруднения;
ü действие «эффекта Зайонца» заключается в том, что присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого.
Приемы снижающие влияние личности испытуемого на результата эксперимента:
Ø 1. Метод Плацебо в слепую или двойной слепой опыт — подбираются эдентичные контрольные экспериментальные группы, экспериментатор не знает, какая группа получает нулевое воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию;
Ø 2. Метод обмана — основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение, экспериментатор придумывает ложную цель игипотезу исследования, при этом содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости от характера эксперимента;
Ø 3. Метод скрытого эксперимента — является модификацией метода обмана с той лишь разницей, что ипытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом;
Ø 4. Метод независимого измерения зависимых переменных — эксперимент проводится по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а в не его, например в учебной или трудовой деятельности;
Ø 5. Контроль восприятия испытуемым ситуации — применение схемы постэкспериментального интервью.
Ошибки ожидания экспериментатора:
Эффект пигмалиона — проявляется в случаях, если исследователь вносит изменения, заинтересован в подтверждении или опровержении гипотезы (психических феномен оправдывания ожидания), добиваясь чтобы испытуемый «работал под гипотезу», создавая привлигированные условия лишь для экспериментальной группы.
Методы контроля влияния экспериментатора:
v 1. Автоматизация исследования;
v 2. Участие экспериментаторов не знающих цели исследования;
v 3. Участие нескольких экспериментаторов.
Типы ошибок экспериментаторов при оценке рузультатов:
Ø занижение очень высоких результатов;
Ø избегание крайних оценок;
Ø завышение значимости одного свойства или одного задания из серии;
Ø особое значение заданию, после выделения личностной черты испытуемого;
Ø оценка опосредована в связи личностью;
Ø влияние событий, эмоционально связанных с конкретным испытуемым.
Методы контроля влияния экспериментатора:
v 1. автоматизация исследования — влияние экспериментатора сохраняется при вербовке и первичной беседе;
v 2. экспериментатор не знает целей исследования;
v 3. участие нескольких экспериментаторов и использование планов.
Экспериментальные планы.
Экспериментальный план — это порядок действий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования.
Классификация экспериментальных планов проводится по следующим критериям:
v 1. Строго или истинного эксперимента:
Ø доэкспериментальные;
Ø истинноэкспериментальные;
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... условие правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: • организационные; • эмпирические; ...
Ø квазиэкспериментальные планы.
v 2. Количество осуществляемых экспериментальных воздействий:
Ø с одной независимой переменной;
Ø факторные планы (много переменных).
v 3. Разделение экспериментальных планов на качественные и количественные.
Качественными называются эксперименты, в которых уровни независимой переменной заданы в классификационных признаках. Порядок и величина данного признака позволяет переходить к количественным эксперимента.
v 4. Осуществление эксперимента в соответствии с интроиндивидуальными и межгрупповыми схемами предъявлением условий независимой переменной.
К доэкспериментальным планам относят:
ü 1 исследование единичного случая — подразумевает однократное воздействие на группу, при этом контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует;
ü 2 план с предварительным и итоговым тестированием одной группы.
Недостатки:
Ø отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения вызваны именно воздействием независимой переменной;
Ø не позволяет контролировать эффект естественного развития;
Ø не позволяет контролировать эффект тестироавния, т.е. воздействие предыдущего обследоания на последующее.
Ø сравнение статистических групп для неэквивалентных групп с тестированием после воздействия с помощью этого плана нельзя учесть эффект естественного развития, при этом следует учитывать, что различие в результатах могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием в составе групп.
Истинные экспериментальные планы.
План истинного, экспериментального исследования отличается следующими признаками:
Ø 1. применение одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего рандомизация;
Ø 2. наличие экспериментальной и как минимум одной контрольной группы;
Ø 3. завершение эксперимента тестированием и сравнением результатов между экспериментальной и контрольной группами.
План для одной независимой переменной:
v 1. план для двух рандомизироаванных групп, с тестированием после воздействия (план Фишера);
v 2 план для двух рандомизироавнных групп с обязательным предварительным и итоговым тестированием (тест воздействия Ретест);
v 3 план Соломона — включает исследование двух эксприментальных и двух контрольных групп, являет собой соединение двух предыдущих планов;
v 4 лонгитюдный — для двух контрольных и одной экспериментальной группы. Необходим для проверки сохранения во времени эффекта воздействия независимой переменной на зависимую.
Эспериментальные схемы:
ü 1. межгрупповая экспериментальная схема — это предъявление каждого из условий независимой переменной разным группам испытуемых;
ü 2. интроиндивидуальная экспериментальная схема — это предъявление одному испытуемому всех исследуемых условий.
План для одной независимой переменной и нескольких групп:
ü 1. план для трех групп и трех уровней независимой переменной – является самым простым вариантом;
Эффективность психологических тестов
... эмпирической валидности (empirical validity). Выбирается критерий (независимая переменная), с которой связываются результаты теста. К примеру, критерием для теста готовности к школе может стать общая оценка ... данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы. Также необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых ...
ü 2. факторный план — факторные эксперименты являются многомерным исследованием для проверки сложных гипотез. Для установления зависимости между несколькими независимыми и несколькими зависимыми переменными.
В нем проверяется два типа гипотез:
Ø гипотезы о раздельном влиянии каждой из независмых переменных;
Ø гипотезы о взаимодействии переменных, а именно как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия другой.
Квазиэкспериментальный план- это план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам.
Виды:
v планы для неэквивалентных групп;
v планы экспостфакта — экспериментатор не воздействует на испытуемого, в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из жизни, отбирается группа испытуемых, которая подверглась воздействию и группа не испытавшая его. Затем проводится тестироавние в обеих группах, результаты сравниваются. Основное применение — это клиническая психология.
Психологические методы исследования — основные приемы получения научных знаний и психической реальности.
Основные методы эмпирических исследований (по Ананьеву):
v организационные методы (сравнительный, лангитюдный, комплексный) — группа методов, применяемых на потяжении всего исследования и представляющие различные пдходы к его организации в целом;
v эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тесты, опросники, биографический) — группа методдов непосредственного или опосредственного сбора эмпирических данных о предмете исследования;
v методы обработки данных (количественный, математическо-статистический, качественный (по группам)).
v интерпритационные методы (генетический (анализ феномена), структурный (связи феноменов).
Наблюдение — один из основных общенаучных эмпирических методов исследований, заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии тех или иных особеностей психики и поведения человека.
Виды наблюдения:
ü включенное;
ü выключенное.
Ограничения наблюдения:
Ø не может целенаправленно варьировать условия;
Ø сложность повторного наблюдения.
Метод опроса- один из наиболее распространенных методов психологического исследования.
Формы опроса:
v беседа;
v анкетирование;
v тестирование.
Беседа — вспомогательный частнонаучный метод психологического исследования, заключается в получении информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Анкетирование — это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.
Тесторование — это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов — тестов.
4 стр., 1585 слов
10 Метод тестов в психологии
... предметом мыслительной деятельности учащихся. Тесты способностей. Это ... тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности; особое место в этом делении занимают тесты достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем. Тесты интеллекта. Предназначены для исследования ... тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой ...
Тест — метод психологического измерения, состоящий из сериикратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств состояния личности.
Виды тестов:
Ø тест-опросник;
Ø тест-задание;
Ø проективный тест.
Тест-опросник- основан на сиситеме заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и наджежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.
Тест-задание- включает серию специальных заданий, по итогам выполнения котторых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.
В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктуриванному стимольному материалу теста, например чернильным пятнам.
Метод экспертных оценок- заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованными суждениями и формальной обработкой результатов. Наиболее важный момент — выбор экспертов.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности — предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. Чаще используется как вспомогательный.
Биографический метод — способ исследования проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии. Предусматривает метод контент-анализа.
Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук.
Наука — этот исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.