Лекция 2. Психология общения.
Понятие и сущность общения.
Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явления и процессы, представляющие собой результат взаимодействия людей. Это взаимодействие строится на основе общественных и межличностных отношений. Оба ряда отношений – и общественные, и межличностные – раскрываются и реализуются именно в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения.
К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. К невербальным – жесты, мимика, высота и тембр голоса, речевые паузы и т.д.
Виды общения (см. схемы Крысько).
Общение и деятельность.
Общение понимается как реальность человеческих отношений, предполагающее, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями.
Общению присуща функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность», то есть деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Структура общения.
В структуре общения выделяется три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Структура общения. Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения
... И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения», «Сквозной характер» проблемы ...
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Поэтому, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфические особенности в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.
Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — активный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл.
Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации у коммуникатора (у говорящего) и реципиента (т.е. слушающего).
В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Коммуникационные барьеры могут возникать из-за отсутствия общего понимания ситуации общения: языковые, политические, религиозные, профессиональные, могут носить психологический характер.
Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).
Деловое общение: беседы, публичные речи
... контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Предметом общения в деловой коммуникации является совместная деятельность (общее дело), ... отдельным слушателям. Это привлекает внимание и вызывает расположение. 6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли. 7. Используйте ...
Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
5. Речь как средство коммуникации.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст.
К С Р
(коммуникатор сообщение реципиент)
В процессе диалога происходит смена коммуникативных ролей (т.е. «говорящего» и «слушающего»), в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.
Говорящий К Р Слушающий
Слушающий Р К Говорящий
Говорящий К Р Слушающий
Слушающий Р К Говорящий
Говорящий К Р Слушающий
6. Невербальная коммуникация.Обмен информацией возможен не только с помощью речи, но и с помощью других знаковых систем, которые относятся к средствам невербальной коммуникации. В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Рассмотрим основные из них.
1. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику, т.е. представляет более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомимика).
Стоит также отметить, что в различных национальных культурах моторика различных частей тела воспринимается неоднозначно (В России движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, а в Болгарии, наоборот, отрицание).
В настоящее время выделилась особая область исследования – кинесика, которая специально исследует различные проявления мимики, жестикуляции, поз.
2. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков (иногда обозначаемая как просодика).Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Данные характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (т.е. гнев – увеличение силы и высоты голоса, резкости звуков, печаль, наоборот, спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, уверенности).
Экстралингвистика – включение в речь пауз, плача, смеха, покашливаний, а также сам темп речи. Данные знаковые системы используются при исследованиях лжи (Экман, 2000).
3. Организация пространства и времени коммуникативного процессанесет смысловую нагрузкукак компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, и наоборот, окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Что касается временных характеристик общения, то, например, приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, а опоздание истолковывается как проявление неуважения.
Проблема конфликта в деловом общении
... взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, ... выйти из конфликтоной ситуации. Объектом исследования данной работы является деловое общение. Современный руководитель, специалист ...
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики антрополог Эдвард Холл, который называет ее «пространственной психологией». Он зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750см), каждое из которых свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое значение при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп (например, исследовано оптимальное размещение членов дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии).
4. Визуальный контакт.Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия – движением глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, избегание взгляда.
Все невербальные знаковые системы помогают раскрыть смысловую сторону информации, т.е. имеют значение дополнения к вербальной коммуникации. Такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода.
Одной из главных проблем для всех четырех систем невербальной коммуникации является проблема интерпретацииневербального поведения. По сравнению с речью, интерпретировать различные невербальные проявления достаточно сложно. Это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации, многозначность, спонтанность, а также индивидуальными психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к разным субкультурам в одной культуре. Актуальной проблемой при интерпретации невербального поведения является проблема доверия/недоверия. Заметную помощь при интерпретации невербального поведения может оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению.
Также все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Лекция 3, 4.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В ходе которой, участникам важно не только обменяться информацией, но и осуществить «обмен действиями», спланировать общую стратегию, и тогда, носителем какой-либо информации будет не отдельный индивид, а уже вся группа.
Психологическое содержание процесса обмена действиями включает три момента: а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их со своими планами; б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.
Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление
... которой является компьютер, а центральным субъектом действия — человек. В рамках этой системы реализуется взаимодействие двух инстанций — человека и компьютера — противоположных по своей сущности, по ... не представляющей никакой ценности. Слишком долгое пребывание перед монитором компьютера портит зрение, осанку, вызывает утомление. Длительное и регулярное увлечение компьютерными играми может ...
Выделяют три основных стиля взаимодействий:
Ритуальный – его цель не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие с какой-либо ситуации, заявить о своей компетентности в ней.
Второй стиль – манипуляторный, его цель состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Умение противостоять манипуляции зависит от ряда факторов: высокий уровень самооценки, твердость сложившихся убеждений, умения противостоять чужому мнению и т.д.
Третий стиль взаимодействия – гуманистический, его цель взаимодействия – не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка.
Типы взаимодействий.
Наиболее распространенным является деление всех видов взаимодействий на два противоположных типа: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников. Кооперации присущи взаимопомощь участников, их взаимовлияние, включенность во взаимодействие. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности.
Другой тип взаимодействий – конкуренция. Данный тип на обыденном уровне чаще всего соотносят с негативными характеристиками этого процесса. Но также при исследовании были выделены позитивные черты конкуренции. Так называемая продуктивная конкуренция характеризуется как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В такой ситуации во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт.
Различают несколько степеней продуктивной конкуренции: а)соревнование, когда партнер не несёт угрозы и проигравший не выбывает из соревнования (например в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рентинге); б) соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказывается в абсолютном проигрыше (например, шахматный чемпионат мира), что означает нарушение партнерства, возникновение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Последняя степень продуктивной конкуренции может перерасти в конфликт.
Конфликт определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющиеся в их действиях.
Социально-психологическая наука рассматривает одновременный анализ двух составляющих конфликта: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников. Одна из важнейших общетеоретических проблем конфликта – это понимание его природы как психологического феномена.
Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структура, динамика, функция и типология.
Основные элементы структуры конфликта – это конфликтная ситуация, позиции участников, объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта.
В работах Мортона Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, представлены две разновидности (виды) конфликтов: деструктивные и продуктивные.
Перечислите важнейшие эффекты межличностного восприятия и дайте ...
... человека на все его другие качества. Существует несколько типов запуска эффекта ореола: схема восприятия, ... восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации данных, получаемых в процессе межличностного взаимодействия. ... определённой группы людей, и отдельный человек пользуется им ... конфликты связаны с тем, что наши базовые ожидания не подтверждаются. Взаимность (я не только ожидаю, что люди ...
Деструктивные конфликты ведут к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Чаще всего такие конфликты становятся не зависимыми от причин, породивших их, легче приводят к переходу «на личности», чем и порождают стрессы. Для деструктивных конфликтов характерны вовлечение большего количества участников, их конфликтных действий, увеличение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, острота высказываний, наращивание напряженности, разрешение такого конфликта особенно сложно.
Продуктивный конфликт чаще всего возникает при столкновении различных точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такие конфликты сами способствуют формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешении.
Большую роль в разрешении конфликта играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие (как и при коммуникации).
Обратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, особенно это важно при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, т.е. компромисса, который должен послужить отступлению от своей прежней позиции с целью их сближения.
При такой стратегии важная роль отведена посреднику или арбитру – представителю третьей, нейтральной стороны, способствующему успеху переговоров.
Выделяются основные функции конфликтов: разрушительная, созидательная и диагностическая.
Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях и т.д.
Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительное решение конфликта способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, улучшению психологического климата.
Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.
Конфликт представляет собой процесс, протекающий во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:1
1. Предконфликтная ситуация (или потенциальный конфликт), которая характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы на группы и пр. При осознании конфликтной ситуации происходит переход к следующей стадии конфликта.
2. Конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом: 1-й вариант – выход из конфликта; 2-й вариант – конфликт; 3-й вариант – борьба до победного конца.
3. Разрешение конфликта – обстановка после конфликта. С этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенный или совсем не разрешенный.
Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний ...
... – Новосибирск, 2002. 5. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб, Питер, 2003. 6. Бем С. Л. Линзы гендера. ... если: - дым направлен вверх – это свидетельствует о положительном настрое человека; - дым направлен вниз – это говорит об отрицательном эмоциональном ... Скрытность. К жестам, явно выражающим скрытность, сомнения или ложь, относят группу жестов из серии «рука к лицу»: - прикрывание рта ...
Механизмы межличностного восприятия.
При взаимодействии партнеров происходит осознание себя через другого, т.е. каждому приходится принимать в расчет и понимать потребности, мотивы, установки друг друга. Осознание себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. В этот процесс также включается и каузальная атрибуция. Остановимся подробнее на данных понятиях.
Идентификациябуквально означает отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. Часто в реальных ситуациях, чтобы понять внутреннее состояние партнера, пытаются поставить себя на его место. Идентификация в этом плане выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания человека.
Идентификация тесно связана с близким ей по содержанию понятием – эмпатией.
Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Т.е. ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.
Рефлексияв социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Модель рефлексии выглядит так: Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А → Б и обратная информация о реакции Б на А. Кроме того у А и Б есть представления о самих себе, а также представление друг о друге. И если оратор (А) имеет неверное представление о себе, о слушателях (Б), а также о том, как его воспринимают слушатели, то в аудитории не будет взаимопонимания, а следовательно и взаимодействия.
Каузальная атрибуциякак механизм межличностного восприятия занимает особое место, как с точки зрения важности, так и с точки зрения разработанности в многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни чаще всего люди не знают истинных причин поведения другого человека или знают о них недостаточно, тогда приходится заменить их приписыванием либо на основе сходства поведения с каким-либо другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Взаимоотношения людей в группе и их динамика
... климата в группах людей, и конечно, рассмотреть динамику взаимоотношений между людьми. Объект исследования - взаимоотношения людей и их динамика. Предмет – взаимоотношения людей в группе государственных служащих. Цель – изучить взаимоотношения людей в группе и ...
Мера и степень приписывания зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». В первом случае, типичное поведение – это поведение, предписанное ролевыми образцами, потому его легче интерпретировать, а уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: социально «желательное» поведение – это поведение, соответствующее социальным и культурным нормам, следовательно, оно легко и однозначно объясняемое (например, юноша уступил место в автобусе пожилому человеку).
Нарушение же этих норм приводит к социально «нежелательному» поведению (наоборот, не уступил место в автобусе пожилому человеку), которое значительно расширяет диапазон возможных объяснений.
Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Гарольд Келли выделил три таких типа атрибуций: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).
Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.
Эффекты межличностного восприятия:эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.
Эффект установкииграет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева.
Например, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но в первой группе предварительно сообщили, что этот человек преступник, а второй группе, что крупный ученый. Потом предложили составить словесный портрет этого человека. В итоге, в первой группе его описали следующим образом: глубоко посаженные глаза свидетельствовали злобу, выдающийся подбородок – о решимости идти до конца в преступлении. Во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли.
Эффект ореолазаключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и играет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам , и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Как пример, можно рассмотреть следующий эксперимент. Группе мужчин показали фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах: Красивых женщин мужчины охарактеризовали как искренних, уравновешенных, любезных, заботливых и внимательных.
Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...
... Матвеева Н.Я. Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды ... образа. В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа окружающей действительности. Литература 1.Азбука ...
Эффект «первичности и новизны»касается значимости определенного порядка предъявлений информации о человеке для составления представлений о нем: ранее представленная информация рассматривается как «первичная», а поздно представленная как «новая». Примером проявления данного эффекта может служить такой эксперимент. Четырем группам студентов был представлен некой незнакомец, и было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
Стереотипизациятакже рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия, хотя может также рассматриваться и в более широком смысле – как явление, сопровождающее все процессы социальной перцепции. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У.Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, который присущ представителям той или иной социальной группе.
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.
Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.).
Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. Такой упрощенный подход, хотя и не способствует точности построения образа другого, заменяя его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, т.к. помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
Межличностная аттракция. Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, а формируют определенные отношения друг с другом. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – это привлечение. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. При изучении взаимодействий людей встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Общение всегда есть реализация определенных отношений, как общественных, так и межличностных. Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987).
Эмпирические исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции. Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.
Возникновение аттракции между партнерами оказывает положительное влияние на общение: коммуникация осуществляется легче, партнеры оказывают друг другу поддержку. Если речь идет о группе, то аттракция способствует установлению в ней психологического комфорта.
Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. На каждом из этих уровней могут быть проанализированы этапы развития соответствующего отношения и факторы, на основе которых оно возникает. Исследования дружбы и симпатии более скромны, а любовь, наоборот, — достаточно популярный предмет изучения. Существуют даже две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая, характеризующая негативное воздействие любви на развитие личности (зависимость от любимого человека), и оптимистическая, утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности. Описаны также основные формы любви: любовь-игра, любовь-дружба, любовь-страсть).