Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения

Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидя­щих является коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопе­дагогики. Это обусловлено тем, что в настоящее время в школах для детей с нарушениями зрения не более 10 % обучающихся то­тально слепые, остальные дети имеют в той или иной степени остаточное зрение.

Длительное время использование и развитие остаточного и сла­бого зрения не осуществлялось в процессе получения учебной ин­формации, и это связано с несколькими причинами:

— до начала 1950-х гг. важнейшее значение в теории обучения детей с нарушением зрения имела мысль об охране нарушенного зрения;

— методические материалы и техника, создаваемые для обуче­ния и реабилитации нарушенного зрения, были основаны на опыте обучения слепых и использовании лишь сохранных анализаторов;

— проблема тотальной слепоты считалась более серьезной и ак­туальной, тем более что слепые превалировали в школах для де­тей с нарушениями зрения;

— отсутствовали знания об уникальном аспекте процесса зри­тельного восприятия нарушенным зрительным анализатором, раз­витие которых требовало создания новых технологий обучения, а также специальной техники.

Использование зрения осуществлялось стихийно и в основном при выполнении бытовых работ и пространственной ориентиров­ки. При этом не создавалось специальных условий и приспособле­ний, облегчающих социально-бытовую и пространственную ори­ентировку на основе остаточного зрения.

В процессе же получения учебной информации нарушенный зрительный анализатор не только игнорировался, но и специаль­но исключался. Считалось, что он оказывает негативное влияние на формирование образов осязательного восприятия. Для обуче­ния коду Брайля создавались специальные козырьки, не позволя­ющие использовать зрение.

В то же время появились исследования, ставящие проблему не только использования, но и целенаправленного развития оста­точного зрения, поскольку с его помощью слепые дети смогут получать более полную информацию об окружающем мире (А. И. Каштан, П. Серпокрыл).

В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Солнцевой были выявлены дети, которые в процессе дошкольного воспита­ния к 6—7-летнему возрасту становились, даже без специального обучения, способными использовать остаточное зрение в распознавании предметов окружения, тогда как в 2 — 3 года им ставил­ся офтальмологический диагноз — «светоощущение».

9 стр., 4396 слов

Значение иллюстрации для восприятия ребенком содержания книги

... подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Если в процессе восприятия ребенок не получит ... зрительного восприятия детей более старшего возраста и взрослых. Ребенок, воспринимая действительность, образно представляет форму предмета, его функциональность, не учитывая при этом точки зрения ...

Значительным достижением в области развития зрительного восприятия в процессе осуществления специально разработан­ной системы тренировки ближнего зрения явилась работа Н.Барраги. Ее методика осуществляется ныне более чем в 15 стра­нах мира.

В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зри­тельного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.

Исследования Л. А. Новиковой показали, что развитие зритель­ного анализатора продолжается до 13— 15 лет. В период школьного обучения от 7 до 15 лет, являющийся относительно сензитивным периодом, продолжается его активное развитие.

Обучение слепых детей с остаточным зрением по Брайлю и стремление учителей исключить зрительное восприятие из учеб­но-воспитательного процесса вызывает сенсорно-перцептивную депривацию, что сопровождается распадом восприятия и связан­ных с ним образных форм познания.

Пять развивающих зрительное восприятие методик, использу­емых в системе Л. П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушением зрения на всех уровнях его развития.

Первая методика (по Е.Н.Соколову) представляет собой до­зированную ритмическую стимуляцию глаза (с частотой в 1 герц), которая облегчает синаптическую проводимость нейронной сети и приводит к повышению разрешающей способности глаза.

Вторая методика — наглядно-действенная — обеспечивает эк-стериоризацию ориентировочно-исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия. Эта методика формирует фундаментальные свойства восприятия — предметность, целост­ность, структурность, константность.

Третья методика — наглядно-образная — формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, клас­сификация, вербальный логический анализ.

Четвертая методика — наглядно-образная, построенная для компьютерного использования, — создает условия для разви­тия перцептивных действий с информационными моделями, а также для чтения плоско-печатного текста. Она позволяет гибко, в соответствии с индивидуальными особенностями зрения, реализовать требования коррекционной эргономики: применяют­ся такие характеристики объектов, как четкий контур (до 60 — 80 %), оптимальные угловые размеры (до 2 — 3 %>), насыщенность цветов.

10 стр., 4567 слов

6.Сила и методика ее развития

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему по средствам мышечных напряжений. Максимальная сила зависит от 2 параметров: От частоты поступающих в мышцы нервных импульсов. В покое мышцы регулярно поступают от 4 до 6 нервных импульсов в секунду, и они поддерживают состояние «мышечного тонуса». При увеличении нагрузки на мышцы, вплоть до максимальной, ...

Пятая методика — кинопроекционная — создает возможности для развития таких зрительных функций, как конвергенция, бинокулярное зрение, развитие глазных движений.

Однако одних коррекционных занятий недостаточно, так как развитие зрительного восприятия является сложной междисцип­линарной проблемой и требует разностороннего подхода и систе­матической работы в процессе всего школьного обучения и вос­питания.

Использование остаточного зрения слепых в процессе препо­давания родного языка, природоведения, математики (Н. С. Кос-•почек, В.З.Денискина, Г.Ф.Федяй, Л.И.Солнцева, О.Г.Солн­цева) показало не только сокращение времени на опознание предъявляемых объектов, большую точность и целостность вос­приятия, выявилось также влияние использования остаточного зрения на успешность всей учебной деятельности учащихся: дети лучше составляли рассказы-описания, их пересказы отличались большей точностью, стройностью повествования, образностью и эмоциональностью, при составлении задач по цветным изобра­жениям дети показали большую вариативность и разнообразие со­ставленных задач. Дети с большим интересом занимались с цвет­ными рельефными рисунками. Образ этих рисунков сохранялся в долговременной памяти более полугода, в то время как бесцвет­ные рельефные рисунки дети не могли опознать и идентифици­ровать после двух-, трехмесячного перерыва.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо провести предварительное иссле­дование способностей слепого для выяснения его возможностей в плане самоанализа, самоотчета, самоконтроля, самонаблюдения и в целях выявления актуального уровня функционирования его зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должно определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения, но и его категория — врожденное или наследственное за­болевание, прогрессирующий или непрогрессирующий характер оно имеет, каковы возможности появления вторичных изменений и других осложнений. Важно знать функциональные характеристики заболевания, влекущие за собой нарушения центрального или пе­риферического поля зрения, нарушения цветового зрения, ночного видения, переносимую и требующуюся освещенность.

3 стр., 1341 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию с нат

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.Теоретические основы развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1.Общая характеристика восприятия 6 1.2.Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте 1.3.Особенности развития восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 11 14 ГЛАВА 2. Педагогические условия развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе ...

Следующий момент, необходимый для работы педагога по развитию зрительного восприятия, — это получение от врачей медицинского лечения и ортоптического ассистирования, показаний к использованию линз, очков, определение противопоказаний или дозировки физической нагрузки.

Общие данные должны быть конкретизированы для каждого ребенка: определены его зрительные возможности, зрительная и физическая нагрузки на различных уроках. Например, какие мо­гут быть нагрузки на уроке биологии, ботаники, физики, где ис­пользуется его ближнее зрение, и какие — на уроках физкульту­ры, на занятиях ориентировкой, ЛФК, где большую нагрузку получает периферическое зрение. При этом сложность ситуации заключается в том, что у одного ребенка страдает ближнее зрение и более благополучно обстоят дела с дальним, у другого — наобо­рот. Клиническое исследование должно дать педагогу данные об остроте центрального зрения и о широте поля зрения не только при наиболее благоприятных условиях, которые можно создать в классе, но и при различных условиях освещенности: умение ори­ентироваться и мобильность должны сохраняться при ярком солнце и пасмурной погоде, в сумерках и ночью.

Способы действия учителя и детей в различных условиях долж­ны быть различными. Поэтому детей с остаточным зрением необ­ходимо обучать как использованию в качестве ориентиров зри­тельно воспринимаемых признаков, так и употреблению специ­фических средств ориентирования для абсолютно слепых детей — вплоть до белой трости.

Субъективный отчет ребенка обеспечивает учителю информа­цию о том, что ребенок с нарушением зрения надеется получить от обучения использованию зрения. В рассказах детей можно вы­явить такие аномалии зрения, как фосфены, колебания или пла­вание образов, фотофобия.

Конечно, назвать эти явления ребенок не может, но он мо­жет их описать, и учитель, ставя вопросы, имеет возможность выявить особенности его зрительного восприятия. Необходимо помочь ребенку словесно выразить, что и как он видит и как понимает дефекты своего зрения. Нужно помочь ему также по­нять, что он способен видеть, используя свое дальнее зрение: например, сигналы на дороге, телевизионные передачи, кино и т.д. Он может рассказать о том, как различная освещенность действует на его зрение, например, лучше ли он видит при боль­шой освещенности, при солнце или когда темно и облачно; ког­да и какое освещение вызывает у него дискомфорт; какие цвета он может видеть и различать легче и постоянно. Это относится также и к ближнему зрению. Ребенок говорит, может ли он чи­тать печатный текст; какого рода текст он читает легче и без усилий, какая освещенность для этого требуется; на каком рас­стоянии от глаз он держит текст, какие задания он выполняет, опираясь на ближнее зрение?

10 стр., 4706 слов

Тема «Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.»

... зрением (0,04 с очками). Слабовидящие дети. Для них характерна острота зрения с очками от 0,05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным средством восприятия. Зрительный ... и электротехника). Слабовидящие дети. Для них характерна острота зрения с очками от 0,05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор ...

В самонаблюдении должны быть представлены и другие харак­теристики ребенка, которые позволяли бы понять и раскрыть его визуальные возможности и их функционирование. Учитель учитывает уровень его интеллектуального развития, его отношение к возможности научиться видеть, личностные и волевые качества.

Субъективные оценки зрительных возможностей детей срав­ниваются с их актуальными, действительными способностями зрительно воспринимать и использовать зрение, с реальными осо­бенностями функционирования зрения, его умениями. Для учителяважно определить зону ближайшего развития его зрительных возможностей. Ребенку нужно помогать видеть, учить обозрению окружающего, способствовать возможности использовать зрение в обычных условиях жизни, помогать использовать свой опыт, полученный на занятиях и в семье.

Работы, проводящиеся персоналом школы по развитию зри­тельного восприятия, различны по своей направленности, объек­там восприятия, по необходимой его точности и детализированности в зависимости от изучаемого предмета, целей и задач, ста­вящихся перед учащимся на каждом уроке. В одних случаях необ­ходимо определение сходства и единообразия группы объектов, в других — точного различения, детализированного зрительного анализа объекта, а третьих — только определения движения. Од­нако непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных условий восприятия, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением. В первую очередь это относится к гигиене зрения: необходимо соблюдать разработанные нормативы осве­щенности — общая освещенность не менее 1000 люкс и дополни­тельная освещенность рабочего места. В процессе зрительной ра­боты слепого с остаточным зрением соблюдение этих условий особенно важно, так как если он низко склоняется над воспри­нимаемым материалом или близко подносит его к глазам, снижа­ется освещенность воспринимаемых объектов.

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

... овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное исполь­зование и охрану остаточного зрения; б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от ... и точности отобра­жаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия. Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки ...

Многим из детей с остаточным зрением рекомендованы раз­личные оптические приспособления — очки, лупы. Работа по раз­витию зрительного восприятия предполагает обязательность их применения во время зрительной работы. Очень большое значение на занятиях имеет использование пюпитров и подставок, по­скольку они облегчают зрительное восприятие экспонируемых объектов.

Соблюдение этих условий обеспечивает детям более длительную работоспособность, а самое главное, в течение 15 — 20 мин рекомендованной непрерывной нагрузки на уроке позволяет избежать зрительного утомления.

Работа по развитию зрительного восприятия на каждом уроке и каждом воспитательском занятии может осуществляться лишь при наличии специально подготовленных для слепых с остаточным зрением пособий и учебников. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками.

При наличии у детей остаточного зрения практически нельзя исключить восприятия детьми с помощью зрения и рельефных бесцветных текстов, и рельефных бесцветных рисунков. В резуль­тате такой работы на уроках дети теряют остатки зрения, снижая свои возможности не только адаптироваться в мире зрячих, но и более полно и адекватно воспринимать окружающие предметы.

Однако требования гигиены зрения, да и фактическая быстрая утомляемость слепых детей в процессе зрительной работы, низ­кая острота зрения, не позволяющая рассмотреть мелкие детали или обозреть большие высокие объемные объекты, показывает, что основным каналом получения учебной информации слепыми детьми с остаточным зрением остается осязание совместно со зре­нием, код Брайля, тифлографическая система передачи изобра­жения видимого объекта.[257]

2 стр., 968 слов

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Содержание 1. Особенности психического развития детей с нарушением зрения 2 2. Упражнения на формирование внимания 12 Литература 16 1. Особенности психического развития детей с нарушением зрения К группе лиц с нарушениями зрения относятся следующие категории. 1. Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с ...

Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих

При наличии остаточного зрения у частичнозрячих и слабовидящих процессы познавательной и трудовой дея­тельности протекают, а точнее, должны протекать при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной анализаторной системы в отражении мира и кон­троля над деятельностью должна при этом определяться состоянием зрительных функций, свойствами отражае­мых предметов и характером производимой операции. Только в случае взаимодействия зрения и осязания, детер­минированного объективными условиями, возможно адекватное отражение действительности. Однако в силу того что человек в ходе общественно-исторического разви­тия сформировался как «существо оптическое», наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания. В некоторых тифлологических рабо­тах можно даже встретить, правда, экспериментально не доказанные утверждения, что осязание слабовидящих развивается хуже, чем при нормальном зрении. Наблюдая за детьми с аномалиями зрения, нетрудно заметить, что во всех видах деятельности они пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практи­чески недоступных и вредных для дефектного зрительного анализатора. Примером тому может служить чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматри­вание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий и т. п. Результатом полного или час­тичного выключения осязания из сферы восприятия час­тичнозрячих является искажение формирующихся у них образов объективной действительности.

Необходимость совместной деятельности зрения и ося­зания диктуется особенностями зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих.

Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степе­ни полноты, точности и скорости отображения.

Скорость и правильность зрительного восприятия час­тичнозрячих и слабовидящих зависят в первую очередь от остроты зрения. Эксперименты показывают, что у час­тичнозрячих и слабовидящих зрительное восприятие имеет весьма существенные различия в скорости. Так, у частичнозрячих скорость восприятия кольца Ландольта с угловым размером, равным 10°, увеличивается в сред­нем от 5,81 секунды при остроте зрения 0,005 до 0,04 се­кунды при остроте зрения, равной 0,04, то есть почти в 100 раз. У слабовидящих острота зрения также суще­ственно влияет на скорость восприятия: снижение остро­ты зрения влечет за собой снижение скорости восприя­тия. Так, для сложных асемантических буквосочетаний скорость восприятия при остроте зрения менее 0,1 со­ставляет 3 секунды, а при остроте зрения, равной 0,2, — 0,6 секунды. Однако зависимость скорости восприятия от остроты зрения имеет место только до величины остроты зрения 0,2 , являющейся для данного процесса критичес­кой. При более высокой остроте зрения изменения скорос­ти восприятия незначительны. Установлено также, что скорость восприятия зависит от характера заболевания: при равной остроте зрения наиболее низкая скорость на­блюдается при поражениях нейрозрительных путей, на­пример при атрофии зрительного нерва.

Скорость зрительного восприятия не является величи­ной постоянной, она изменяется под воздействием разно­образных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т. д,

На восприятие объектов влияет также состояние поля зре­ния. В.А. Феоктистовой удалось установить, что оптималь­ными для восприятия слабовидящими с нарушенным полем зрения являются размеры объектов (рисунков, схем и т. п.) площадью около 500 см2 на расстоянии 33 см от глаза.

Как мы уже неоднократно отмечали, нарушения зре­ния влияют не только на скорость, но и на качество вос­приятия — его точность, полноту, дифференцированность и другие свойства.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок от­четливо проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов. Частичнозрячие и слабовидящие плохо узнают знакомые им пред­меты. Но данным М.К. Земцовой, количество правиль­ных узнаваний возрастает у слабовидящих по сравнению в частичнозрячими примерно в 1,5 раза. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при се­рьезных нарушениях зрительных функций проявляется в том, что частичнозрячие и слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточ­но точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты: по данным того же автора, частичнозрячие и слабовидящие называют свеклу сливой, луком, редькой, яблоко — огурцом и т.п. Невозможность тонкой зритель­ной дифференцировки создает характерную для данного контингента особенность — неспецифичность узнавания.

Одним из важнейших условий правильного отражения пространственных свойств и отношений объективного мира является бинокулярное зрение. Среди частичнозрячих и слабовидящих довольно часто встречаются лица с абсолютной слепотой на один глаз или некорригируемой разницей в остроте зрения правого и левого глаза. Наруше­ние бинокулярного зрения затрудняет восприятие перс­пективы, ухудшает восприятие глубины пространства.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, ча­сто второстепенные признаки объектов, в связи с чем воз­никающие образы искажаются и часто бывают неадек­ватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические особен­ности, зрительное восприятие частичнозрячих и слабови­дящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.

Процесс становления зрительного образа у слабовидя­щих, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объек­та. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т. п.) образы у людей с дефектами зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания ви­зуального восприятия при аномалиях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения воз­никающих при этом пробелов в чувственном опыте.

Для полного, правильного и быстрого восприятия слабо­видящими и частичнозрячими объективной действительно­сти во всем ее разнообразии необходимыми условиями яв­ляются, во-первых, взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе, и, во-вторых, разработка и использование специально приспо­собленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально. Примером таких пособий могут служить контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.

Для слабовидящих необходимым условием правильного восприятия является достаточная угловая величина объектов, их контрастность, яркость, необходимый уровень освещенности и пр., что достигается за счет применения оптических средств коррекции и использования наглядных пособий, соответствующих требованиям аномального зрительного восприятия. [220]

Зрительное восприятие

Спомощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направле­ние движения предметов, ориентируется в пространстве.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабле­ние функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опозна­вании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, про­пуск деталей изображения (Ю.А. Кулагин).

Вследствие неяс­ного восприятия отдельных элементов и неточности представ­лений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между и на нем предметами (М.Б. Эйдинова).

Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной ат­рофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментар­ность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у слабо­видящих при чтении и письме.

При чтении возникают оптикогностические нарушения, ос­новными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено от­рицательное влияние снижения зренияна формирование гра­фических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения эле­ментов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобра­зительных элементов.

Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа про­должает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Восприятие формы предметов. Основным признаком пред­мета, его сенсорным содержанием является форма. Большин­ство отечественных ученых, занимающихся вопросами воспри­ятия, выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состо­ит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукци­онном торможении слабого компонента сильным. Форма отно­сится к числу физиологически сильных компонентов предмет­ного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линей­ными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривиз­на границ формы. Все это характеризует динамичность, статич­ность и мерность формы.

Трудности визуального восприятия детьми элементов и гео­метрических параметровформы осложняют понимание средств наглядности,формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы пред­метов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептив­но-опознавательными и логическими операциями различно­гохарактера. Возможности обнаружения элементов формы у слабовидящих зависят от чувствительности, разрешающей способности, цветовосприятия, стереоскопической пластично­стии других свойств зрительного анализатора.

Зрительная система должна быть способна не только выде­лять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, ко­торые как бы вторично выделяют контур, и является необхо­димым условием создания образа формы предмета.

На зрительное восприятие формы предмета влияют величи­на предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст меж­ду яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового вос­приятия, формирование представлений и развитие мышления.

Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одно­временного обозрения их. Способность охватить взором пред­мет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предме­та и расстояния, с которого он рассматривается.

Среди слабовидящих имеются лица с суженным полем зре­ния, что осложняет им одномоментное обозрение средств на­глядности (макетов, приборов, рисунков).

При восприятии и опознавании предметов слабовидящими глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них воз­никают соскальзывания с контура, частые изменения на­правления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.

У слабовидящих детей наблюдаются также нарушения дви­гательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, из­менение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ог­раничения в повороте глаз и др. Уровень недоразвития гла­зодвигательных функций у слабовидящих детей зависит от характера заболевания и состояния остроты центрального зре­ния. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет воспри­ятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояния.

Глазодвигательные функции в процессе обучения могут раз­виваться и совершенствоваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигатель­ными компонентами глаза (М.И. Земцова).

Для этого необхо­димо создавать условия, которые бы позволяли детям целе­направленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет приме­нение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки рассто­яний, направлений и др.

Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками и предметах и изображениях являются цвет и кон­трастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его вни­мание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприя­тием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цве­та ассоциируются с теплом; зеленые, голубые; синие, фиоле­товые — с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, крас­ный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой — ус­покаивает.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Известно, что у значительного числа слабовядящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Фор­ма и степень расстройства цветоразличения зависят от клини­ческой формы нарушения зрения, ее происхождения, локали­зации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цвето­вого зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии илота и создание условий, компенсирую­щих недостатки цвети восприятия. Они могут быть в значитель­ной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломасте­ров, подсветов, свето- и цветорегуляруемых осветителей я др.).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависят сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отменяют у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастно­сти. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изобра­жения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлени­ями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасоч­ных средств наглядности способствуют более правильному опоз­нанию изобразительных элементов, выделению в них инфор­мативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90-95%) унитарных я сложных цветов большинство детей доволь­но точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют много­цветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличи­ем визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительнос­ти. Это свидетельствует о необходимости применения красоч­ных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них про­цессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознава­тельных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях. В связи с этим разработаны специаль­ные тест-фигуры, позволяющие определять возможности вос­приятия детьми черно-белых и цветных изображений разной контрастности, а также методика подбора иллюстративной-на­глядности (В.П. Ермаков).

Подбор изображения осуществляется следующим образом: с помощью цветатональных тестов определяют визуальные возможности детей в дифференцировании изображений разной контрастности, затем по шкале цветотонального контраста (от максимального — 90-95% до минимального — 5%) подбирают иллюстративно-графические средства наглядности.

Восприятиедвижения. Восприятие движения — это отраже­ние изменения положений, которые объекты занимают в про­странстве. При обнаружении объекта на периферии поля зре­ния имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основ­ную роль в восприятии движения играют зрительный и кинес­тетический анализаторы. Параметрами движения объекта яв­ляются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя раз­личными путями: 1) непосредственного восприятия акта пере­мещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов полу­чается при фиксированном взоре и с помощью прослеживаю­щих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения, вос­приятие движения затрудняют нарушение остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зритель­ной системы. В этой связи возникает необходимость формиро­вания у слабовидящих приемов и способов восприятия движе­ний, опирающихся на зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и другие сенсорные функции.[92]

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А.

Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение о воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.:Гуманит.изд.ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Литвак А.Г. психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.2006-336 с.

3. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др., Под ред.В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464 с.