07.09.2012
Психология управления.
Последняя неделя декабря — ЗАЧЕТНАЯ неделя.
7-11 неделя семестра (готовься через 6 недель)
***ЛЕКЦИЯ 1.
Общая характеристика психологии управления.
Социальное управление в широком смысле — управление общностями, социальными процессами и явлениями.
В узком — основана на определенных принципах деятельность субъекта управления направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию их решения путем использования разнообразных средств и методов воздейтсивя на него.
Компоненты управления:
1) люди как члены разнообразных организаций
2) организованные подразделения в целом.
Психологическая структура деятельности.
мотив — цель — задача — действия — контроль — результат — рефлексия (оценка глазами других)
Психологическая структура управленческой деятельности
цель — мотив — задача — действия (делегирование) — контроль — результат — рефлексия.
Основные управленческие действия:
1) целеполагание
2) мотивация
3) постановка задачи
4) делегирование
5) контроль
Психологические законы управления:
1. закон неопределенности отклика (разные люди реагируют на одинаковые события по-разному)
2. закон неадекватности взаимного восприятия
3. закон неадекватности самооценки
4. закон расщепления смысла управленческой информации (глухой телефон, искажение смысла поставленных задач)
5. закон самосохранения
6. закон компенсации (закон не действует на высоких уровнях иерархии власти)
***НА ПРАКТИКУ.
Социализации — это процесс понятия знаний для существования в данном обществе.
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями.
Этапы социализации. Принято выделять первичнуюсоциализацию, охватывающую период детства, и вторичнуюсоциализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Принято разбивать на 4 (иногда 5 этапов):
Рабочая программа дисциплины Психология управления
... Знать: теоретические основы психологии управления, законы эффективного руководства, стратегию и тактику управления конфликтными ситуациями и методы ... осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования ПК-2; способность использовать основные теории ... разрешения конфликтных ситуаций. Требования к модульно-балльному контролю Баллы за семестр Автоматическая оценка 86- ...
1-й этап. Детство. В ходе данного этапа формируется базис, с которым человеку проведёт оставшуюся жизнь. До 5 лет ребёнок может выучить всё, что угодно. На этом этапе так же формируются основные понятия, основные нормы и ценности. Появляются правила и табу.
2-й этап. Отрочество и юнность. (иногда этот этап разделяют на 2).
На этом этапе получаются не только базисные, но и вторичные знания.
3-й этап.Вторичная социализация (иногда — социализация на работе).
Во время вторичной социализации происходит социализация на работе.
4-й этап.Старость (начинается в 40-50 лет)
Человек уже сформировал всё для жизни.
1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует, главным образом, мотивацию их поведения.
Институты социализации:
1) семья
2) образование (дошкольное, школьное, дополнительное и т.д)
3) трудовой коллектив
4) армия
5) СМИ средства массовой коммуникации
6) культурная среда
7) государство
Механизмы социализации:
1) подражание (иногда бессознательное)
2) имитация (сознательная)
3) интериоризация — присваивание соц.норм и перевод их во внутренний фокус контроля
4) экстериоризация — потребность делиться собственным опытом
5) подкрепление — когда желаемая модель поощряется, а нежелательная пресекается
6) проекция — человек из себя переносит в других свои качества (придумать друга)
7) идентификация
8) стыд — переживание возможного разоблачения или позора, связанное с реакцией других людей
9) чувство вины — переживание возможного разоблачения, связаное с наказанием самого себя
Типы механизмов:
1) традиционные в рамках семьи
2) институциональные
3) стилизованный
4) рефлексивный-саморазвитие
Статус предписывает обязанности. Статус— положение в обществе.
Критерии статуса:
1) власть
2) доходы (экономический)
3) престиж — оценка статуса
4) образование
авторитет — оценка личностных качеств
Жизненная позиция личности, таким образом, не просто характеристика ее внутреннего мира через направленность или совокупность функциональных проявлений — ролей. Это целостное предметно-практическое (духовно-практическое и материально-практическое) проявление человека, имеющее свои количественные и качественные параметры измерения. Жизненная позиция выступает как феномен, раскрывающий меру участия человека в разрешении общественных противоречий и степень опосредования этой активности для собственного всестороннего развития.
Социализация личности. Этапы социализации личности
... самодисциплина и самоконтроль над своим поведением. Второй этап социализации связан с воздействием на личность ... людей, в которых протекает процесс социализации человека. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации. Идентификация - отождествление индивида с отдельными людьми ... равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует ...
Воспитаниев широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Социальная роль— это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Ролевой конфликт — ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.
Жизненная стратегия — некоторая цель, очень широкая и направленная.
Признаки жизненной стратегии:
1) отношение к людям
2) движение против людей — сопротивление
3) движение от людей — отчуждение
Виды стратегий:
1) созидательная — творческие люди
2) деструктивная — потребительская
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, — говорится в словаре С.И. Ожегова.
Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.
Проблема поведения в психологии
... Работы Уотсона содержали проблему управления поведением, которая вульгаризировалась до манипулирования ... животных поведением. Однако обратимся собственно к психологии. Как проблема поведения ... поведение, его направленность, выбор средств. Важнейшим условием образования новой связи является смежность стимула, реакции и подкрепления, которое снижает потребность. Халл подчеркивает решающую роль ...
***14.09.2012.
ЛЕКЦИЯ 2.
Общая характеристика психологии управления.
А.Файоль один из первых отметил что менеджмент пронизан психологией. Выделил психологические факторы повышения производительности труда (власть, единство руководства, подчинение личных интересов общим, корпоративный дух).
Благодаря А.Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей, в итоге возникла отрасль науки — психология управления.
В 1950 годы теоретики менеджмента активно обращаются к мотивационным факторам трудовой деятельности человека.
На смену «экономическому человеку» пришел «социальный человек» благодаря развитию «школы человеческих отношений». Э.Мэйо (1880-1949) известного аппонента Тейлора. Он обнаружил что группа рабочих — это соц.система в которой есть собственные системы контроля, воздействуя на которую можно улучшить результаты труда.
В СССР термин «психология управления» впервые начал использоваться в 1920-годы. На Второй Всесоюзной конференции по научной организации труда (НОТ) (03.1924) один из докладов был полностью посвящен…
В психологии управления в отличии от психологического труда например актуальнане проблема соответсвтия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответсвия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.
Объект психологии управления —люди, входящие в организации, деятельность которых ориентирована на корпаративные полезные цели.
Предмет психологии управления — совокупность психических явлений, процессов и отношений порожденных деятельностью личности и групп по реализации целей организаций в частности.
Феномены психологии управления.
1) личность
2) управленческая деятельность
3) групповые процессы
Психология управлениякак раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.
Основные методы психологического управления:
1) Наблюдение — метод фиксации фактов человеческого поведения. Метод очень субъективный. Это единственный метод увидеть какой-то фактор, вызвавший реакцию человека.
2) Эксперимент — основан на моделирование ситуации. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты, которые имеют прямой выход на практику на различные управленческие решения.
а) лабораторный
б) полевой
в) фиксирующий, константирующий
г) контрольный
Самый дорогой метод.
3) СПТ — социально-психологический тренинг
***ЛЕКЦИЯ 3
Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного
... личность отдельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях именно так, как (посредством чего) целесообразно регулировать его поведение и деятельность. Экономическая деятельность человека, ... такая постановка вопроса составляет культуру современного управления. Подчиненный, как правило, полностью сложившаяся личность, связанная господствующими общественными нормами, обладающая ...
Личность как субъект и объект управления
Личность — совокупность индивидульных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.
Свойства личности:
1) Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств
2) Активная деятельность направленная на познание и преобразование окружающего мира
3) Устойчивость (это позволяет прогнозировать поведение, реакцию личности)
Факторы фрмирования личности:
1) Природные свойства — физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, особенности памяти, эмоций, чувств, восприятия.
2) Социальные факторы — роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения
***Личность как объект и субъект управления.
Любая личность характеризуется:
·общими качествами (уровень интеллекта, организованность, работоспособность, внимательность)
·специфическими качествами (музыкальный слух, умение рисовать)
·подготовленностью (умения, навыки)
·направленностью (вектор активности)
·темпераментом (склад характера)
·психологическими особенностями
·биологическими особенностями
·психологическим состоянием
Личность как субъект управления выступает как носитель управленческой деятельности.
Личность как объект управления выступает как цель управленческого труда.
Золотое правило: нельзя научиться управлять, не умея подчиняться.
Типы подчинения:
1) равнодушное (избегают принятия решений, действуют по принципу «моя хата с краю»)
2) строптивое (подчинение воспринимается как вынужденное, слабо понимают необходимость подчинения и свои функциональные обязанности)
3) инициативное (понимание необходимости подчиняться, но не подавляют свою инициативу)
Особенности современной системы управления:
·рост числа женщин
·рост уровня интеллекта
·расширение круга лиц в принятии решений
·профессиональная мобильность работника
Структура личности:
1) биогенетический подход
2) психоаналитический подход — эго, область инстинктов, супер-эго (присвоенные качества, совесть)
***
Ученик Фрейда — Эрик Берн.
транзакционный анализ:
Структура мотивов личности — книга «Мотивация без секретов».
Мотивация — один из важнейших и трудноизменяемых факторов, влияющих на жизнь и трудовую деятельность человека.
Пирамида Маслоу
мотивы: материальные (стимулирование), нематериальные
Структура соц.установок личности или аттитюд
Аттитюд — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении постоянных объектов, определенная ее прошлым опытом.
Признаки соц.установки:
Личность учителя и ее особенности
... пишет: «Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным ... созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого» [1, с. 42]. Она выделяет две группы способностей: 1. Перцептивно-рефлексивные, то есть способности ...
1) направленность на соц.объекты
2) цель
3) эмоциональная окраска
4) регуляция поведения
Аттитюд состоит:
1) когнетивный компонент — знания, представления об объектах
2) аффективный компонент — эмоционально-оценочные отношения
3) поведенческий компонент
Функции аттитюда:
1) влияние на регуляцию соц.поведения индивида
2) приспосабительная (адаптивная функция) использование объектов для достижения цели
3) знание — упрощенное знание на способ поведения
Виды установок:
1) перцептивная установка — предрасположенность индивида к определенной интерпретации, воспринимаемых элементов деятельности
2) стереотипы — это соц.установка с застывшим содержанием
3) предрассудки — это аттитюд с искаженным содержанием когнетивного компонента
Изменения установок.
Изменение СУ
1. Поведенческий компонент через поощрение и наказание (система подкреплений) формирует желательное поведение и отменяет нежелательное.
2. Когнетивный: даем человеку новую информацию, вынуждая искать новую информацию, либо подтверждающую либо отвергающую его мнение.
***Группа как соц-психологический феномен.
Соц.группа — относительно устойчивое складывающиеся в рамках исторически объединенного общества, совокупность людей объеденненая единством интересов, ценостей и норм поведения, находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.
Признаки групп:
1. включенность в систему общественных отношений
2. наличие общего основания, отвечающего интересам всех участников.
3. сходство участей людей, относящихся к одной группе
4. длительность существования (специализированный язык)
5. разделение ролей (позиций)
6. наличие органов планирования, контроля и организации
7. осознание участниками группы своей принадлежности к ней
8. признание данной общности как группы ее социальным окружением.
Основные характеристики группы:
1. композиция группы (состав)
2. структура группы (структура власти, коммуникаций, иерархии и предпочтений)
3. групповые процессы (от образования до ее функционирования)
4. групповые нормы и ценности
5. система санкций
Типы коммуникационных сетей:
***02.11.2012
ЛЕКЦИЯ
Массовые общности.
Признаки соц.установки: 1) направленность на соц.объекты 2) цель
Толпа, масса, публика.
К 30 ноября: выбрать социальное движение, определить их цели, если есть, то результат; кто и почему являются участиками этого движения (написать мотивации участников — полит. психол.эмоц).
Источники формирования — какими способами они формировались — соц.сети, собрания, газеты.
***Тема: закономерности общения и взаимодействия.
Общение — это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями, соц.установками.
Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях ...
... требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Регулирующее воздействие норм состоит в ... цели, вытекают следующие задачи: - раскрыть сущность девиантного поведения человека; - рассмотреть проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества; - выявить пути преодоления ...
Функцииобщения:
·психо-терапевтическая
·инструментальная
·личностно-ориентировочная
·креативная
·интегративная
·коммуникативная
·трансляционная
·экспрессивная
·социализирующая
·самовыражение
·социально-контролирующая
Структураобщения:
1. коммуникативная сторона — обмен информацией между субъектами общения
2. интерактивная сторона — организация взаимодействия между общающимися
3. перцептивная сторона — процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установленния взаимопонимания.
1. Коммуникативная сторона это не только обмен информацией, но еще и стремление партнеров выработать общий смысл.
Типы информации (по целям)
— побудительная
— эмоциональная
— констатирующая
Средства невербального общения:
1) визуальные — визуальный контакт, выражение лица, поза, кожные реакции, дистанция (проксемика: интимное расстояние от 0 до 45 см; персональное расстояние 45-120 см; социальное расстояние 120-400 см; 400-700 см публичное расстояние), особенности телосложения и способы их преобразования (одежда, украшения, косметика, татуаж)
2) аккустические средства (паралингвистические): интонация, тембр, тон, ритм, высота звука.
3) неречевые: смех, плач, вздохи, скрежет зубов.
4) тактильные сигналы: похлопывание по рукеплечу, пожатие руки.
***Психология толпы.
Виды и основные характеристики:
1) Пассивная (выжидательная толпа)
·случайная (оказиональная)
·конвенциональная — результат трансформации случайной толпы, отличается особой силой проявления эмоций и чувств (болельщики, участники полит.митингов)
·экспрессивная
·экстатическая — крайняя форма экспрессивной толпы (ее участники доводят себя до исступления в молитвенных или ритуальных обрядах)
2) Активная, действующая толпа
·агрессивная — это скопление людей стремящихся к разрушению, уничтожению и даже убийству. Не имеет рациональной основы, находится в состоянии фрустрации. Объекты как правило случайны
·паническая — скопление людей охваченных чувством страха, стремлением избежать опасностей. Паника— это соц-психологический феномен, проявление группового аффекта страха. Первичен индивидуальный страх, который является почвой для возникновения паники. Основная черта поведения — стремление к самоспасению. Страх блокирует способность рационально оценивать ситуацию и мобилизировать ресурсы для совместного противодействия ситуации.
·стяжательная — это скопление людей, находящихся в конфликте за обладание ценностям, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников (покупатели в магазинах, пассажиры автобусов или поездов, покупатели билетов на зрелищные мероприятия, вкладчики обанкротившихся банков)
·повстанческая — непременный атрибут всех революционных событий. Действия отличаются конкретностью и направленностью на непременное изменение ситуации, которая не устраивает его участников.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
... степени эмоционального и психологического воздействия на людей. Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда ... ИНСТРУКЦИЯ: Предлагаем Вам ответить на вопросы, направленные на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет ...
Особенности поведения толпы.
1) толпа способна к трансформации, т.е. из одного состояния быстро переходит в другое
2) Аномалии в поведении людей (долговременные, ситуативные).
Условия для появления аномалий: уровень развития политической культуры общества.
3) Ролевая структура толпы
·организаторы — проводят подготовительную работу массовых беспорядков
·зачинщики — направляют действия участников, распространяют слухи
·активные участники — образуют ударное ядро толпы
·добросовестно заблуждающиеся — стали участниками из-за неадекватного понимания причин
·конфликтные личности — примыкают к активным участникам в личных целях
·эмоционально-неустойчивые личности — легко-внушаемые, быстрозаражаемые общим настроением люди
·любопытствующие личности — наблюдающие со стороны за ходом событий. Своим присутствием усиливают эмоциональное возбуждение участника
4) Психологические механизмы, формирующие толпу
·циркулярная реакция или эмоциональное состояние (можно сравнить с кругами на воде, снежным комом)
·подражание
·заражение эмоциональное
·внушение
***16.11.2012
ЛЕКЦИЯ
Условия эффективности взаимодействий:
1. совпадение транзакций
2. адекватное понимание и адекватный стиль действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический (равные права) стили
Перцептивная сторона (соц. восприятие)
Социальное восприятие — сложный процесс
1) восприятие внешних признаков других людей
2) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными хар-ками
3) интерпретация и прогнозирование на этой основе их возможных поступков и поведения
4) построение собственной стратегии поведения
На восприятие влияют:
·первое впечатление (возникает в первые 20-30 секунд и стереотипно)
·особенности субъекта восприятия (пол, возраст, статус, национальность, темперамент, установки, професия, личностные особенности)
·компетентность в общении
Механизмы соц.перцепции:
стериотипизация (категоризация)
идентификация — уподобление себя партнеру, чтобы понять его мысли.
рефлексия — способность видеть себя со стороны
А=какой есть
А1=представление самого себя
А2=в представлении партнера
А3=представление того, как воспринимает партнер по общению
Чем ближе позиции тем эффективнее взаимодействие.
Казуальная атрибуция — интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей.
Схема причинности — предписованние конкретному человеку
обстоятельственно
стимульно-объектное
сипракция — форма познания другого человека основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
Эффекты…
эффект первичности — запоминаюся первые элементы, зависит от скорости
эффект Феола — распространение первичной оценки на восприятие поступков и личных качеств.
Основные способы воздействия и их псих.способности.
Психологическое воздействие — соц-псих активность одних людей направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроения и переживания.
Человек как личность и индивидуальность
... его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы ... созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. ...
Виды воздействий:
·информативно-псих — воздействие словами, информации
·психологическая — физическое воздействие на головной мозг
·половое
·психо-аналитическое
·нейролингвистическое программирование (илп) — изменение мотивации людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ
·психотронное (парапсих) — передача информации через нечувственные (неосозноваемые) восприятия
·психотропное — воздействие на психику с помощью мед.препаратов хим. и биолог.добавок.
***30.11.2012
ЛЕКЦИЯ
Методы воздействия.
1. Внушение или субгестия — влияние на сознание личности или группе, основанное на некритическом восприятии информации. Направлено на готовность действовать по инструкции.
Субгестивность — склонность, ситуативность или заболевание.
2. Социальная идентификация — механизм познания друих людей или группы, в ходе контакта или взаимодействия. сравнение внутреннего состояния и образов для подражания.
3. Принуждение— применение мер, которые принуждают человека к действию, вопреки желаниюнежеланию, осознавать свою вину.
4. Убеждение(противоположно внушению) — применение аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Ориентирована на познавательную среду.
Цель: создать или изменить оценки, соц.установок
5. Эмоциональное заражение — передача эмоц.состояния от одного человека к другим, в условиях непосредственного контакта.
6. Подражение— процесс следования личности какому-либо эталону или образцу, проявляется в принятии ззаимствований и воспроизведений внешних поведенческих и внутренних психологических особенностей других людей.
Виды: копирование, конгуренция, референтность (тому, кто значимый).
Способы воздействия:
1. Мода— предпочтение оказываемое массовым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности. Базируется на подражании, убеждении и внушении.
Функции: позволяет выделиться; повысить статус; манипулирование массовым сознанием; средство политической социализации.
2. Психотерапевтические воздействия: религия, террор, шантаж, психодрама.
3. Слухи— специфический вид информации, появляющийся спонтанно, в силу информационно вакуума среди определенных слоев в населении; специально распространяемый с целью воздействия на общественное сознание людей.
Признаки: 1.удовлетворение психологической потребности, неудовлетворенной другим способом. 2. актуальность проблемы 3. широкий дипозон 4. коллективное творчество.
Типологияслухов:
1. Экспрессивные (пугалки, желание)
2. Информационные (по уровню удвлетворенности)
3. Влияние на психику (будоражание, вызывающее антиобщественное поведение, массовые беспорядки)
Манипулятивная стратегия.
Манипуляция— вид психологического воздействия, искуссное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Признаки: 1. психологическое воздействие 2. другой всегда средство достижения цели 3. стремление получить односторонний выигрыш 4. скрытый характер воздействия 5. игра на слабостях (жалость, долг, вина) 6. мастерство манипулятора
Признаки манипулятора:
1. маскировка истинных эмоций
2. поверхностная эрудиция
3. преувеличение своих обязательств и приуменьшение своей ответственности
4. сообщаемая информация вызывает у вас недоверие
5. говорящий действует в режиме экономии времени
Манипулятор— человек, который эксплуатирует, использует, управляет другими как вещами в ущербной манере.
Причины манипуляций:
1. Внутренний конфликт между стремлением человека к независимости и желанием найти опору во внешней среде (недоверие к себе).
Ф.Перлс.
2. Неумение любить себя, а потому и других вызывает у человека желание заменить это властью. Э.Фром.
3. Непредсказуемость жизни и риск неопределенности. Чувство беспомощности.
4. Страх перед близкими межличностными отношениями
5. Потребность получать одобрение — стремление утождать, нравиться=пассивный манипулятор (Альберт Эллис).
6. Культурные: сказки(Том Сойер, Лиса Патрикеевна), крылатые фразы, исторические примеры (победителей не судят).
7. Природа социума — правила игры в социуме:
— переложи ответственность (круговая порука)
— заручись поддержкой (без бумажки ты букашка; как говорил товарищ ИКС).
— добивайся своего…
8. Индивидуальные:
— паттерны межличностного взаимодействия (установка взрослых по поводу поведения ребенка: хорошее поведение — предсказуемое, т.е. управляемое)
— невротические потребности личности. Для большинства людей характерна внутренняя двойственность, множественность. Нецельность личности — причина манипулирования
З.Фрейд (Я ОНО сверх-Я) Э.Берн (Ребенок, взрослый и родитель), Ф.Перлз (собаки), В.Саттир (паттерны), Психосинтез Ассоджиоли.
Типы манипулятивных система по Шострому:
1. Активный манипулятор «собака сверху»
2. Пассивный манипулятор «собака снизу»
3. Соревнующий манипулятор — соединяет в себе «собак»
4. Безразличный манипулятор — относится к дургим так, как будто их вообще нет.
Типы манипуляторовосновные способы воздействия на их психологические особенности:
Диктатор — приказывает, манипулирует.
Тряпка — жертва диктатора.
Калькулятор — преувеличивает необходимость все и всех контролировать, обманывает, увиливает, лжет.
Прилипала — преувеличивает свою зависимость, заставляет других делать свою работу.
ХулиганЗадира — преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность.
Славный парень — убивает своей добротой, преувеличивает свою заботу и любовь.
Судья — преувеличивает критичность, никому не верит, полон обвинений.
Защитник — подчеркивает свою поддержку и снисходительность в ошибке. Портит других своим сочувствием.
Манипулятивные технологии:
1. целенаправленное преобразование информации (искажение, смешивание фактов, утаивание, способ подачи, особая компановка тем, очередность подачи информации, своевременная ложь, перегрузка адресата, пропаганда, подпороговая подача).
2. контекстуальное оформление (культурный фон, язык, традиции, яизические условия, социальный контекст — принадлежность к группе).
3. установление контакта
Защита от воздействия манипуляции:
1. уход
2. изгнание
3. блокировка — контроль воздействия
4. замирание
5. игнорирование
6. контр-субггестия — механический способ, элементарное убегание, фонетическая глухота, чужой язык или сленг; мыслительные процессы, рефлексия, постоянный анализ содержания.
7. диалогтческое общение (К.Роджерс) по принципу «здесь и сейчас», спонтанное выражение чувств и ощущений, уважений к другим и к себе.
*** Тема: закономерности общения и взаимодействия. Общение — это процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной…