Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). Логика изложения 1-ой проблемы:

» Утверждаю»

начальник кафедры

психологии

полковник А. Караяни

«_____» ______________1998 г.

ПЛАН

проведения лекции по курсу «Клиническая психология»

со слушателями (курсантами)

2-ого факультета.

РАЗДЕЛ I. Нейропсихология.

ТЕМА № 7 «Нарушения речи и памяти при локальных поражениях мозга».

ВРЕМЯ:

2 часа.

ПРОБЛЕМЫ:

1. «Нарушение речи при локальных поражениях мозга (афазии).

2. «Нарушение памяти при локальных поражениях мозга (амнезии).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

на основании главных характеристик речи, памяти, как высших психических функций, познакомить слушателей (курсантов) со знаниями основных нарушений — афазии и амнезии при локальных поражениях мозга.

Литература:

  • Афазия. Тексты под редакцией Л.С. Цветковой.

г. Москва, МГУ 1984 г.

  • Ахутина Т. В. «Нейролингвистический анализ динамической афазии». г. Москва, 1975 г.
  • Деглин В.Л. , Балонов Л.Я. «Слух и речь доминантного и недоминантного полушария». г. Ленинград , 1976 г.
  • «Исследования речемыслительной деятельности». г. Алма-Ата, 1974 г.
  • «Психология и медицина». г. Москва, 1978 г.
  • Киященко Н.К. «Нарушение памяти при локальных поражениях мозга». г. Москва, 1973 г.
  • А. Р. Лурия и современная нейропсихология. г. Москва, 1982 г.
  • Киященко Л. К. , Московичюте Л.И., «Мозг и память». г. Москва, 1975 г.
  • Лурия А.Р. «Травматическая афазия». г. Москва, 1947 г.
  • Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти». г. Москва, 1968 г.
  • Лурия А. Р. » Теория речевой деятельности». г. Москва, 1968 г.
  • Лурия А. Р. «Нейропсихология памяти», т. 1.

г. Москва, 1974 г.

  • Лурия А. Р. «Язык и сознание». г. Москва, 1979 г.
  • Лурия А. Р. , Соколов Е. Н., Климковский М. О. «О некоторых нейродинамических механизмах памяти». Журнал высшей нервной деятельности 1967 г., вып. 2
  • Микадзе Ю.В. «Организация кинестической деятельности у больных с локальными поражениями мозга». Кандидатская диссертация.

г. Москва, 1979 г.

13 стр., 6043 слов

Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы ...

... нейропсихологических моделей деятель­ ности мозга. Во время войны Лурия с большим коллективом сотрудников (психологов, педаго­ гов, врачей) занимается изучением последствий локальных поражений головного мозга и спосо­ бов компенсации нарушенных ... развития нейро­психологии (1934—1941 гг.), когда А.Р. Лурия (уже после смерти Л.С. Выготского) в различных кли­никах Москвы и Харькова (в том числе в Инсти ...

  • Попова Л.Т. «Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга». г. Москва, 1973 г.
  • «Проблемы нейропсихологии ( психофизиологические исследования).

    Под редакцией Е.Д. Хомской , А.Р. Лурия. г. Москва 1977 г.

  • «Функции лобных долей мозга». Под редакцией Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. г. Москва 1982 г.
  • Е. Д. Хомская «Нейропсихология: проблемы и перспективы». Журнал «Вестник МГУ» серия Психология, 1983 г. №7.
  • Е. Д. Хомская , Ф. М. Гасилов. «Особенности вербальных функций при различных типах межполушарной организации мозга в норме». Журнал «Вестник МГУ», серия 14, 1994 г. №1
  • А. Р. Лурия «Высшие корковые функции человека». Журнал Вестник МГУ», 1969 г. часть 2- г, д, е, 3- е, ж, з, 4- з, 5- е, ж, 3 часть- 7, 8, 9.
  • Е.Д. Хомская «Нейропсихология», г. Москва , МГУ, главы 11, 12.
  • «Нейропсихология». Тексты. г. Москва , МГУ 1984 г. разделы 3, 5.
  • Психология. Словарь А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. г. Москва 1990 г.
  • Словарь практического психолога. С. Ю. Головин. г. Минск, изд. Харвест1997 г.
  • Бейн Э. С. «Афазия и пути ее преодоления». г. Ленинград, 1964 г.

  • Нарушение речи при локальном поражении мозга (афазии).
  • Проблема афазий.

= 1 =

Речь изучается дисциплинами: общей психологией, детской психологией, физиологией, акустикой, дефектологией, лингвистикой, семиотикой.

Нейропсихология: исследует формы патологии речи, возникших при локальных поражениях мозга.

Речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов

1) Экспрессивная (процесс высказывания с помощью языка) — начинается с замысла (программы высказывания), потом проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером и переходит в стадию развернутую — «внешние речевые высказывания» (устная речь, письмо).

2) Импрессивная (процесс понимания речевых высказываний устных и письменных)- начинается с восприятия речевого сообщения (выделения информативных моментов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесения со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контакт (пониманием).

7 стр., 3319 слов

Нейропсихология кр

... симптомов, определяющих поражение фактора. Фактор - структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которого ведет к синдрому. ... (повышение болевой чувствительности) возникающее при поражении задних столбов спинного мозга. Все виды афферентации, ответственные за тактильную, температурную, болевую и проприоцептивную ...

  • С точки зрения лингвистики в речи выделяют следующие единицы:
  • а) фонемы — смыслоразличительные звуки речи;
  • б) лексемы — слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления;
  • в) семантические единицы — обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия;
  • г) предложения — сочетания слов обозначающие определенную мысль;
  • д) высказывание — законченное сообщение.

Внутренняя речь имеет иное психическое строение , характеризуясь большей свернутостью, предикативностью и недоступностью для прямого наблюдения.

  • В целом выделяют четыре самостоятельных формы речевой деятельности:

Устная речь может быть активной (монологической или диалогической) или повторной.

Называние

— тоже выделяется в самостоятельную речевую функцию.

Письменная речь

— может быть самостоятельной или под диктовку (имеет различное психическое строение).

Речевая система

— это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.

Все формы речи- сложная, но единая функциональная система. Сложность в том, что каждая из 4-х подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования.

  • Основное понимание устной речи и речевые высказывания формируются на самых ранних этапах онтогенеза, а чтение, грамота, письмо — позже.
  • При локальных поражениях мозга нарушение распространяется на все речевые формы деятельности — возникает систематический дефект с преобладанием нарушения того или иного аспекта речи.
  • Речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев.

В речевой функции принимают участие все анализаторы

8 стр., 3652 слов

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы

... структуру занятия, дополняют и развивают концепцию учительской лекции. Речевая деятельность участников такого диалога заключается в кратком словесном ... созвучно нынешнему поколению, нынешнему времени, что привлекает в системе художественных средств. Их позиции могут войти в ... специфику уроков литературы, используются в целях развития речи учащихся следующие виды диалогов: учебно-критические, учебно- ...

слуховой

зрительный

кожнокинестетический

двигательный

  • Так как мозг организация очень сложная, то нарушения многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.

Это нарушения речи, возникшие при локальных поражениях коры головного мозга (ближайшей подкорки) левого полушария у правшей и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Афазия проявляется в виде нарушений: фонематической, морфологической, синтаксической, структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата.

  • Афазию следует отличать от:

а) дизартрии— нарушение произношения;

б) аномии— затруднение называния стимулов определенной модальности;

в) аламии— недоразвитие всех форм речевой деятельности;

г) моторных нарушений речи— нарушение подкорковых двигательных механизмов.

К афазиям ведет поражение зоны коры левого полушария ( у правшей -средних отделов конвекситальной поверхности коры левого полушария мозга.

3. Оптико-мнестическая афазия 2. Акустико-мнестическая афазия 1. Сенсорная афазия

5. Семантическая афазия 6. Моторная эфферентная афазия 4. Афферентная моторная афазия

7. Динамическая афазия

(каждая связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система)

Проявляется при выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы. Связана с поражением задней 1/3 височной извилины левого полушария (у правшей).

В ее основе — нарушение фонематического слуха — способности различать звуковой состав слова.

  • В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные , другие как несущественные для данного языка.
  • В русском языке фонемы- гласные и их ударность (5 гласных -им соответствуют определенные форманты, то есть определенная частота).

    5 стр., 2253 слов

    Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление ...

    ... сенсорной афазии также общее улучшение восприятия речи на слух; частичное улучшение – улучшение тех или иных сторон речевой функции, например, возможность общения с помощью отдельных слов или ... высоких результатов восстановления речи. С целью методической организации речевой среды, в соответствии с принципами восстановительного обучения, мы наблюдали 150 семей пациентов с афазией. В ходе наблюдения ...

    Например: 1) «у»=250 Гц; 2) «о»=500 Гц; 3) «а»=1000 Гц; 4) «э»=2000 Гц; 5) «и»=4000 Гц.Фонемы — согласные противопоставляются по таким признакам, как звонкость, глухость, твердость, мягкость.Смысл русского слова меняют смена гласных или их ударность и смена согласных по их звонкости (глухости) и твердости (мягкости).

  • Фонематический слух является основой всей сложной речевой системы, а потеря слуха у детей ведет к недоразвитию всей речевой системы (глухонемота).
  • При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22 поля) левого полушария (зона Вернике), возникает грубое речевое расстройство, проявляющее не только в невозможности различать звуки устной речи (т. е. понимать речь на слух), но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. (Описание случаев огнестрельного поражения этой зоны составило содержание монографии А. Р. Лурия «Травматическая афазия» стр. 130). Основание для выделения этой зоны послужил анализ 800 случаев травматической афазии.

Нарушение фонемастического слуха ведет к:

  • дезорганизации всей речевой системы;
  • при полном разрушении исчезает способность различать фонемы родного языка;
  • в менее грубых случаях перестают понимать быструю или зашумленную речь, т. е. речь в усложненных условиях;
  • дефект понимания устной речи является центральным в этом заболевании;
  • отсутствует активная спонтанная устная речь — «словесный салат»;
  • замена одних звуков другими (литературные парафазии);
  • замена одного слова другим (вербальные парафазии) встречаются реже;
  • резко нарушено письмо под диктовку;
  • затруднено повторение услышанных слов, нарушено чтение.

В то же время у больных с сенсорной афазией нет:

  • нарушений музыкального слуха;
  • сохраняется артикуляция;
  • доступны любые оральные позы.

Специальные пробы на категоризацию звуков: на отчуждение смысла слова, пробы на подсказку слова, на письмо под диктовку с оппозиционными фонемами.

Нарушение слухового звена речевой системы. При поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля впервые описаны А.Р. Лурия.

При акустико-мнестической афазии:

  • феномен слуха — сохранен;
  • больной правильно воспринимает звуки родного языка;
  • понимает обращенную к нему устную речь;

Однако он не способен воспринимать даже сравнительно небольшой речевой материал (объем нашей оперативной кратковременной памяти — 7слов)

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции. Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне ­это ... размышлений, достигаемый обращением к рациональ­ной и эмоциональной памяти сидящих в аудитории. Здесь уместны известные приемы аналогии, ... на 15%. Определенные ассоциации вызывает у людей придание слову или фразе определен­ной голосовой тональности. В итоге ...

-объем слухоречевой памяти до 3, и иногда 2 элементов;

-вторично (из-за слабости слухоречевых следов), понимание устной речи;

-отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазий и др., т. е. амнестического типа нарушения речи;

-снижения объема запоминания — центральный симптом;

-нарушение порядка воспроизведения слов;

-снижение скорости переработки словесной информации.

Все эти трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

  • Ретроактивное торможение проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания предшествующих слов (торможение «назад»).
  • Проактивное торможение проявляется в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых (одного- двух), (торможение «вперед»)

Характерные явления словесной реминисценции -лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после его предъявления.

Возникает при поражении задних отделов височной области (у правшей).

К ним относят:

-нижние отделы 21-ого и 37-ого полей на конвекситальной поверхности полушария;

-задне-нижние отделы 20-ого поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга;

В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов (заслуга А.Р. Лурия, Е. П. Кок, Л.С. Цветковой).

В классической неврологии эта форма афазии носит название номинативной амнестической афазии (или оптической амнезии).

— Распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.

— В описаниях нет четких зрительных образов.

— Нарушена способность изображать объекты, даже элементарные.

+ Прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах.

— Дефект рисования связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов.

— Более грубо у этих категорий больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий.

При поражении коры затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого полушария возникает первичная оптическая алексия — (нарушение чтения), не узнавание отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде не узнавания целых слов (оптическая вербальная алексия).

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... очередь, сопровождается воображением, волевые усилия подкрепляются эмоциями. Без внимания невозможна работа памяти, а память - это хранилище опыта, который преобразуется в ходе мыслительной деятельности. Но ... Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), их уровень развития, наследственность обеспечивают успешность жизнедеятельности человека и ...

При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария — односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта.

Связана с выпадением (ослаблением) кинестетического афферентного звена речевой системы.

Возникает: при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-ого поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям или задней оперкулярной области коры.

— Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта.

— Нарушается произношение слов, замена одних звуков другими из-за трудностей дифференциации близких артикулей (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом).

— Первичный дефект состоит в трудностях различияблизких по артикуляции звуков речи:

-смешение близких артикулем («халат» или «хадат«, «слон» или «слод«);

-неправильное восприятие близких артикулем;

-затруднено произвольное по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений (не могут надуть одну или две щеки, высунуть язык, облизать губы);

-трудности артикулирования звуков речи в различных заданиях (при задании повторит определенные звуки речи — несколько гласных звуков);

-трудности возникают в случае повторения согласных звуков, при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пространство»);

-чтение в слух сложных слов — неверно произносят с литеральными заменами.

Возникает при поражении зоны ТРО (теменно-париетально-окципитальной зоны коры)- область стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-ого и частично 39-ого полей слева).

Эта зона ТРО относится к третичным областям коры или к «заднему ассоциативному комплексу«. (Раньше описывалась как интеллектуальный дефект, К. Гольдштейн).

  • Страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений (когда требуется одновременное представление нескольких явлений)
  • Больные не понимают целый ряд грамматических конструкций:

а) предлоги;

б) слова с суффиксами;

в) сравнительные отношения;

г) конструкции родительного падежа;

д) временные конструкции;

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для ... коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические ...

е) пространственные конструкции;

ж) выражения, в которых имеются логические инверсии;

з) выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга;

и) предложения с «переходящими» глаголами.

Эта афазия обычно сочетается с нарушением счетных операций, которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе.

Возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны)- полей 44 и частично 45-ого. Это «зона Брока» — впервые описавшего поражение данной области мозга в 1861 г.

— При полном разрушении больные не произносят ни единого слова (нечленораздельные звуки).

— Часто в устной речи остается одно слово (или сочетание слов) — застревание или замена других слов («эмбол»- стереотип).

— Страдает собственно двигательная (кинестическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений.

— Большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением движения рук.

— Больные не могут переключаться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации (появляются и в активной спонтанной речи, в повторной речи и в письме).

Это генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии.

— Слияние в слово (или в более легких случаях слияние нескольких слов в плавную речь) оказывается невозможным из-за инертности уже произнесенных элементов речи.

— Все эти трудности ведут к нарушениям понимания речи, письма, чтения.

+ Звуковой анализ слов сохранен и сохранена возможность артикулировать различные звуки речи .

+ Отсутствует и четко выраженная оральная апраксия.

Связана с поражением областей, расположенных вблизи зоны Брока. Это 9, 10, 46-ые поля премоторной области, непосредственно примыкающие к зоне Брока спереди и сверху. Поражение этих средне- и заднелобных (премоторных) отделов коры конвекситальнной поверхности левого полушария приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К. Кляйстом в 1934 г.

— Речь таких больных очень бедна, самостоятельно они почти не высказываются, при ответе на вопрос отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса.

— Дефект речевой инициативы представляет собой системное речевое расстройство.

— В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания:

а) у больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (не может составить элементарную фразу);

б) не может развернуто ответить на простые вопросы и , как правило, они дают односложные ответы;

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие.  Нарушения устойчивости эмоций. Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, ... или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, основанное на ...

в) для них недоступно писать сочинения на заданную тему (или рассказать его устно).

— Больные плохо анализируют слова. Обозначающие действия.

— Дефекты внутренней речи — распадается ее предикативность, т. е. трудности построения замысла высказывания.

— Нарушения процесса реализации этой программы во внешней речи.

— Проявления аграмматизма в виде пропуска глаголов, опущения предлогов, местоимений, употребление шаблонных фраз, неразвернутых коротких и простых предложений, более частого употребления существительных в именительном падеже.

— Отражение также и на интеллектуальной сфере больных в виде объединения и снижения уровня вербально-логических операций.

+ У таких больных нет нарушений речевой моторики.

+ Сохранено понимание устной речи.

*Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, которая возникла в связи с тем, что за последнее время началось весьма интенсивное исследование глубоких структур мозга.

Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть и при опухолях или сосудистых очагах, располагающихся в глубине левого полушария (средних его отделов) и не затрагивает кору больших полушарий. В этих случаях возможны явления вторичной дисфункции корковых структур мозга, входящих в» речевую зону». Однако эти нарушения речи протекают атипично, часто в смешанной форме. Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия.

  • Нами рассмотрено значение речи в жизни человека, в его психологии, а также обозначили виды речи , формы речи, их назначение.
  • Рассмотрели одну из задач нейропсихологии по исследованию форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга.

Нарушение памяти при локальных поражениях мозга (мозга).

Логика изложения 2-ой проблемы

  • Память, как биологическая функция.
  • Нарушение памяти при локальном поражении мозга.
  • Проблема амнезий.

2.

Это самое общее определение памяти, которое подходит к самым различным ее проявлениям. В настоящее время различают память, как биологическую функцию и как функцию психическую ( или нервно- психическую).

Все биологические системы характеризуются наличием механизмов памяти, т. е. обладают определенными нервными аппаратами, которые обеспечивают фиксацию, сохранения считывания и воспроизведения следа. Это четыре самостоятельные фазы, выделяемые в процессах памяти, как в биологических, так и в более сложных психических системах, являются всеобщими.

1. Память как биологическая функция — это, прежде всего, память филогенетическая, или наследственная, которая определяет строение каждого организма в соответствии с историей его вида.

2. Память как психическая функция — тоже относится к онтогенетической памяти.

Общими характеристиками памяти как биологической и психической функций является длительность формирования следов, прочность и продолжительность удерживания следов, объем запечатленного материала, точность считывания и, наконец, особенность воспроизведения материала.

По длительности процессы памяти подразделяются на три категории:

Память как психическая функция характеризуется помимо перечисленных параметров еще рядом других:

во-первых, процессы памяти можно характеризовать с точки зрения их модальности (зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, обонятельную и др.);

во-вторых, это уровень управления или регуляции мнестическими процессами (произвольным или непроизвольным уровнем реализации);

в-третьих, это характеристика памяти с точки зрения ее семантической организации (неосмысленная и семантически организованная).

В нейропсихологии лучше всего исследована память как произвольная мнестическая деятельность, которая, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, имеет определенную структуру:

1) стадию мотива или намерения;

2) стадию программирования мнестической деятельности;

3) стадию использования различных способов запоминания;

4) стадию контроля за результатами деятельности и коррекции.

Специфические закономерности имеют произвольная память и непроизвольное запоминание.

Нарушения памяти бывают чрезвычайно разнообразны:

1) гипомнезия (ослабление памяти)- может иметь различные происхождения;

2) гипермнезия (обострение памяти)- резкое увеличение объема и прочности запоминания;

3) парамнезия — особое состояние, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами;

4) амнезии — особый тип аномалий памяти (значительное снижение или отсутствие памяти).

Были выделены два основных типа нарушений памяти при локальном поражении мозга:

Это целая группа патологических явлений, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации:

а) при поражении уровня продолговатого мозга, ствола нарушения памяти протекают в синдроме нарушения сознания, внимания, цикла «сон- бодрствование»;

б) при поражении диэнцефального уровня (гипофиза) страдает кратковременная, а не долговременная память (связана с усилением действия механизма интерференции);

в) поражение лимбической системы (корсаковский синдром)- у больных практически отсутствует память на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, памяти на далекое прошлое. У больных существует определенный резерв компенсации дефекта;

г) поражение медиальных и базальных отделов лобных долей мозга- нередко наблюдаются смешанные медиобазальные очаги поражения, нарушения памяти в целом, расстройства семантической памяти или памяти на понятия.

Эти нарушения связаны лишь с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся к какому-то одному анализатору.

К этим нарушениям относятся:

нарушение зрительной памяти.

нарушение слухоречевой памяти

нарушение музыкальной памяти.

нарушение тактильной памяти.

нарушение двигательной памяти.

Помимо двух основных типов амнезий, в нейропсихологии выделяется еще один тип нарушения, который можно назвать псевдоамнезией. В этом случае нарушение памяти выражено слабо и страдает главным образом память как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга (левой лобной доли или обеих лобных долей).

* Нарушение памяти как мнестической деятельности распространяется на вербальный, невербальный, осмысленный, неосмыс

ленный материал.

Эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной деятельности вообще. Нужно сказать, что у двусторонних «лобных» больных наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты (зрительная, слуховая псевдоагнозии и др.) связанные с распадом произвольной познавательной деятельности.

Проблема нейропсихологии памяти за последние годы продолжает разрабатываться в нескольких направлениях: изучается структура нарушения памяти, возникающих при различных по локализации очагах поражения; исследуется роль определенных мозговых структур в осуществлении различных по характеру мнестических процессов; анализируются особенности нарушения разных звеньев и этапов в структуре мнестической деятельности при различных локализациях очага поражения.

Новое и интенсивно развивающееся направление в нейропсихологии памяти — это изучение особенностей нарушений мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) при воздействии на подкорковые структуры, вследствие стереотаксических операций. Обнаружены отчетливые латеральные различия в нарушениях мнестических процессов и в этих случаях.

  • В данной проблеме мы рассмотрели значение памяти в жизни человека, а также биологическую и психическую (или нервно-психическую) функции памяти.
  • Работы по нейропсихологии памяти свидетельствуют об интенсивном развитии этого раздела нейропсихологии, которые происходят в рамках клинических и экспериментальных исследованиях.

  • Нейропсихология — одна из ведущих отраслей психологической науки.
  • Нейропсихология направлена на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга, имеет прикладной характер, свой предмет.

  • Изучить самостоятельно симптоматику нарушений речи и памяти из хрестоматии, учебников по психиатрии.
  • Подготовиться к практическому занятию — изучить методики исследования памяти и речи, выявления нарушений.
  • Иметь стимульный материал по основным методикам.

Лекция рассмотрена на заседании ПМК «Психотерапия»

«______» ________________ 1998 г.

Руководитель занятия:

20