Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы «Мозг и психика»

UUl, 1ТШМ

J, t. J— J ^

ИТОГИ ВЕКА

ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ «МОЗГ И ПСИХИКА»*

Г. Е. Д. Хомская

Доктор психол. наук, заслуженный профессор МГУ, Москва

В статье излагается сущность нейропсихологического подхода, предложенного А.Р. Лурия, к реше­нию проблемы «мозг и психика»: теоретические основы отечественной нейропсихологии, представле­ние о мозге как субстрате психических процессов, о принципах его работы, существовании структур­но-функциональных единиц, определяющих нейропсихологические синдромы, о нейропсихологичес-ких методах изучения деятельности и др. Описываются достижения отечественной нейропсихологии в решении ряда кардинальных психологических проблем, в том числе, проблемы мозговых механиз­мов сознательной психической деятельности.

..-:, -д»; ‘»;. -liar,™.д, ,.-. • ~- —J • :• :

Ключевые слова: отечественная нейропсихология, нейронауки, принципы соотношения мозга и психики, достижения, нейропсихологические симптом, синдром, фактор.

Проблема «мозг и психика» чрезвычайно зна­чима для науки XX века. За прошедшее столетие в изучении мозга как субстрата психических про­цессов появились совершенно новые направле­ния. К их числу принадлежит нейропсихология, в разработку которой решающий вклад внес акаде­мик А.Р. Лурия (1902-1977) и его ученики.

Среди различных наук, посвященных пробле­ме соотношения мозга и психики и объединенных под названием «нейронауки», нейропсихология занимает особое место. Суть нейропсихологичес­кого подхода к анализу этой проблемы в том, что только нейропсихология изучает мозговую орга­низацию психической деятельности человека с психологических позиций и с помощью психоло­гических методов. Все другие нейронауки исполь­зуют иные методологию и технологию исследо­ваний (нейробиологическую, нейрофизиологиче­скую, нейрохимическую и др.).

В настоящее время нейропсихология — одна из важнейших нейродисциплин, изучающих мозго­вые основы психической деятельности. Она раз­рабатывается в научных центрах различных стран мира (США, Канады, Англии, Франции, Германии, Дании, Польши, Японии и др.).

Созда­ны Международное и региональное психологиче­ские общества. Издаются журналы по нейропси­хологии («Neuropsychology», «Cortex», «Experimen­tal neuropsychology» и др.).

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... методов нравственного воспитания. Экзаменационные материалы по дисциплине «Психология» Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста. Содержание: Значение психологических знаний для обучения и воспитания ...

Однако, интенсивное развитие нейропсихологии на Западе началось лишь в 50-60 гг. XX века и нейропсихологические наблюдения опирались лишь на данные невроло­гии. В нашей стране нейропсихология как само­стоятельная наука начала формироваться значи-

*Работа поддержана РФФИ(грант 99-06-80061).

тельно раньше (в 20-начале 30-х гг.) и ее разви­тие протекало иначе, в русле психологии. В настоящее время отечественная нейропсихоло­гия главенствует над другими нейропсихологиче-скими школами, что признается научной общест­венностью многих стран [28 и др.].

Отечественная нейропсихология возникла на стыке нескольких наук: медицины (неврологии, нейрохирургии), физиологии и психологии. Ее появление было подготовлено успехами этих на­ук в изучении мозга, с одной стороны, и достиже­ниями отечественной психологии — с другой. Она явилась синтезом нескольких дисциплин и созда­валась выдающимися учеными XX столетия Л.С. Выготским и А.Р. Лурия.

Можно выделить несколько периодов в разви­тии отечественной нейропсихологии, тесно свя­занных с развитием отечественной неврологии и нейрохирургии.

Первый— зарождение нейропсихологии — при­ходится на конец 20-начало 30-х гг., когда Выгот­ский и Лурия впервые начинают исследовать не­врологических больных с целью выяснения влия­ния нарушения речи на другие психические функции. В эти годы нейрохирургии как специ­альной области хирургии еще не существовало (она развивалась как отрасль неврологии).

Не­смотря на краткость этого периода, он имел ре­шающее значение для последующей судьбы оте­чественной нейропсихологии, так как уже тогда (в 1934 г.) Выготским были сформулированы важ­нейшие принципы нейропсихологического подхо­да к изучению мозга как субстрата психических процессов, впоследствии блестяще развитые Лу­рия [2, 5, 36, 41, 50 и др.].

ХОМСКАЯ Ж .ir ».v

Второй— довоенный период развития нейро­психологии (1934—1941 гг.), когда А.Р. Лурия (уже после смерти Л.С. Выготского) в различных кли­никах Москвы и Харькова (в том числе в Инсти­туте нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бур­денко) занимается изучением различных форм афазии и сопоставлением их с локализацией по­ражений мозга. В это время нейрохирургия дела­ла лишь первые шаги, а неврология не располага­ла еще многими современными методами топиче­ской диагностики поражений мозга. Поэтому нейропсихология в построении своих теоретичес­ких концепций о мозговой организации психичес­ких функций опиралась в основном на общие кли­нические заключения о состоянии мозговых структур пациента. Однако уже в эти годы Лурия создал общую нейропсихологическую концеп­цию мозговой организации речевых процессов, защищенную им в качестве докторской диссерта­ции по медицине1 [20, 21, 42].

Третий— важнейший — время войны и послево­
енные годы (1941-1948), когда происходит окон­
чательное ее формирование как самостоятель­
ной науки. В годы Великой Отечественной войны
и неврология, и нейрохирургия накопили огром­
ный опыт в лечении мозговых поражений. Те­
перь уже нейропсихологические данные о нару­
шениях психических функций с большой точнос­
тью могли сопоставляться с клиническими
данными (результатами операций и др.) о состоя­
нии определенных мозговых структур, что стало
основным условием построения общих теорети­
ческих нейропсихологических моделей деятель­
ности мозга. Во время войны Лурия с большим
коллективом сотрудников (психологов, педаго­
гов, врачей) занимается изучением последствий
локальных поражений головного мозга и спосо­
бов компенсации нарушенных психических функ­
ций (в военном госпитале на Урале).

4 стр., 1767 слов

Представление о предмете психологии в различных психологических школах 2

... нельзя свести к свойствам стимуляции. Рисунок 4. Схема когнитивной психологии 9. Отечественная психология В Отечественной психологии изучалось человеческое самопознание и поведение человека. Основными представителя являлись ... интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях. 5. Психоанализ В конце XIX начале XX века австрийский ...

Результаты
исследований составили содержание его первых
монографий по нейропсихологии «Травматичес­
кая афазия» (1947) и «Восстановление функций
после военной травмы» (1948).

Выход этих моно­
графий считается официальной датой утвержде­
ния отечественной нейропсихологии как само­
стоятельной науки. ..-! v-ittC^na V’,:’n;l’, ii.UUXj

Четвертый— послевоенный период развития нейропсихологии (1958-1977) — наиболее дли­тельный и продуктивный: после вынужденного перерыва, связанного с политической ситуацией, Лурия со своим коллективом вновь возвращается к нейропсихологической тематике. В Москов­ском институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурден­ко он организует лабораторию и реализует ком­плексную программу по изучению проблемы «мозг и психика» с использованием различных

методов — клинических, экспериментально-пси­хологических, психофизиологических, реабили­тационных. Изучаются особенности нейропсихо­логических синдромов при поражении различных областей мозга (лобных, премоторных, височ­ных, теменных, теменно-затылочных и др.).

Ис­следуются нарушения различных высших психи­ческих функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, произвольных движений и действий и др.).

Разрабатываются принципы восстанови­тельного обучения больных и их реабилитации. В этот период завершается создание трех основ­ных нейропсихологических направлений: клини­ческой, экспериментальной и реабилитационной нейропсихологии. Отечественная нейропсихоло­гия приобретает международную известность. Публикуются основные труды Лурия по нейро­психологии: «Высшие корковые функции и их на­рушения при локальных поражениях мозга» (1962 -первое издание, 1969 — второе, 2000 — третье), «Мозг и психические процессы» (1963 — 1 том, 1970 — 2 том); «Основы нейропсихологии» (1973); «Нейропсихология памяти» (1974 — 1 том, 1976 -2 том); «Основные проблемы нейролингвистики» (1975) и др. Многие из них переводятся на иност­ранные языки, а некоторые выходят нескольки­ми изданиями. В этот период под редакцией Лу­рия публикуется ряд сборников и монографий: «Лобные доли и регуляция психических процес­сов» (1966); «Нейропсихологические исследова­ния», 1-11 выпуски (1967-1978) и др. Выходят первые монографии его учеников: Е.Д. Хомской «Мозг и активация» (1972), Л.С. Цветковой «Вос­становительное обучение» (1972), Э.Г. Симерниц-кой «Доминантность полушарий» (1978) и др. На факультете психологии Московского универ­ситета в 1966 г. создается первая и пока единст­венная в стране кафедра нейро- и патопсихоло­гии. Формируется нейропсихологическая школа А.Р. Лурия, объединяющая его учеников и едино­мышленников, центром которой становятся мос­ковские нейропсихологи — сотрудники кафедры нейро- и патопсихологии и института нейрохирур­гии им. Н.Н. Бурденко. Лурия и его ученики час­то выезжают за рубеж для чтения лекций и учас­тия в нейропсихологических форумах. ПИШТ|,ГИ,

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... обозначение словом. Таким образом, в восприятии с разными функциями одновременно принимают участие оба полушария головного мозга. Рассмотрим теперь физиологические механизмы внимания. Как общее состояние ... свойство связано с наличием рецептивного поля. Рецептивным полем нейрина коры головного мозга, например, называется система периферических рецепторов, воздействие на которые вызывает возбуждение ...

Послелуриевский период развития нейропси­хологии, начавшийся в 1977 г., продолжается и поныне. За это время в отечественной нейропси­хологии произошли существенные изменения, касающиеся как тематики, так и методов нейро­психологических исследований (что произошло и в других нейронауках).

Однако в целом развитие отечественной нейропсихологии происходит в русле идей Лурия и его школы. Наряду с традици-

 

‘А.Р. Лурия был доктором и медицинских, и психологичес­ких наук.

Подробнее об этом см. в статье Е.Д. Хомской «Нейропси­
хологическая школа А.Р. Лурия». Вопросы психологии.
1977. №5. С. 74-101. с;о-<:-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

онными проблемами начинают разрабатываться новые: функций правого полушария, межполу-шарной асимметрии и межполушарного взаимо­действия, мозговой организации эмоционально-личностной сферы, динамики изменений психиче­ских функций, возрастных особенностей мозговой организации психических процессов и ряд других. Возникают новые отрасли нейропсихологии: ней­ропсихология детского возраста, геронтонейро-психология, нейропсихология нормы, нейропси­хология пограничных состояний. Создаются новые методы исследования когнитивных и эмоциональ­ных процессов (как клинические, так и аппара­турные, в том числе — компьютерные).

Выходит ряд монографий [1, 29, 30, 37, 38, 46, 48 и др.] и сборников, отражающих новый этап развития нейропсихологии: «Функции лобных долей мозга» (1982), «Нейропсихологический анализ межполу-шарной асимметрии мозга» (1986), «Лурия и совре­менная психология» (1982), «Нейропсихология се­годня» (1995) и др. .*п:.:>.:ав.4$а:«|агаьаО •;мтэ»«ш..»

Отечественная нейропсихология в послелури-евский период получает высокую международ­ную оценку, которая, в частности, звучала из уст докладчиков на I Международной конференции, посвященной памяти А.Р. Лурия, состоявшейся в стенах Московского университета в сентябре 1997 г.3

В целом, большие успехи отечественной ней­ропсихологии в разработке проблемы «Мозг и психика» очевидны.

В чем сущность нейропсихологического под­хода к изучению проблемы «мозг и психика», предложенного Лурия? В чем состоят основные достижения луриевской нейропсихологии?

1. А.Р. Лурия создал нейропсихологию нового типа, не имеющую аналогов за рубежом. Он су­мел построить новую нейропсихологическую концепцию мозговой организации психических процессов, опирающуюся на психологические представления Выготского и его школы о куль­турно-историческом происхождении и опосредо­ванном строении всех психических функций («высших» и более «элементарных»).

4 стр., 1695 слов

Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном ...

... выделяет: · коммоции - сотрясение головного мозга; · контузии - ушибы головного мозга и травмы взрывной волной. Психические расстройства, непосредственно обусловленные черепно-мозговой травмой, ... вазомоторными реакциями – лабильностью сердечной деятельности и артериального давления, повышенной потливостью, слюнотечением. При контузиях головного мозга помимо астенической симптоматики выявляются и ...

Тесная те­оретическая связь нейропсихологии с общепси­хологическими представлениями Выготского о генезе, структуре, развитии и распаде высших психических функций отличает отечественную нейропсихологию. На Западе нейропсихология разрабатывалась в основном в русле не психоло­гии, а медицинских неврологических идей о связи мозга с психикой, как своего рода «высшая невро­логия». От психологии она заимствовала лишь

3См. «I Международная конференция памяти А.Р. Лурия» / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М: РПО, 1998; а также «Neuropsychology Review». NY, 1999. ,:}

идеи о «психических способностях» (понимаемых как единицы психики) и психометрический (ста­тистический) подход к анализу фактов. В отличие от луриевской западная нейропсихология игнори­рует собственно психологическое содержание изучаемых явлений (или явно его упрощает), и это не позволяет ей выходить за рамки простой констатации нарушений и непосредственного со­поставления их с локализацией поражений мозга.

2. А.Р. Лурия создал принципиально новый по­
нятийный аппарат нейропсихологии. Он впервые
ввел понятия «нейропсихологический симптом»,
«нейропсихологический синдром», «нейропсихо­
логический фактор». Рассматривая — вслед за Вы­
готским — высшую психическую функцию как
сложное системное образование, характеризую­
щееся многими звеньями (параметрами, аспекта­
ми), он показал, что нарушения одной и той же
высшей психической функции («нейропсихологи-
ческие симптомы») могут быть различны в зави­
симости от нарушенного звена (параметра, ас­
пекта функции).

Это позволило давать качест­
венную оценку форме нарушений психических
процессов.

А.Р. Лурия ввел синдромный анализ в нейроп­сихологию и показал, что каждое поражение соот­ветствующей синдромообразующей структуры мозга сопровождается нарушениями не одной, а целой плеяды психических функций (т.е. «нейро-психологическим синдромом»).

Эти плеяды нару­шений имеют общую основу, или радикал, связан­ный со спецификой работы соответствующего участка мозга, т.е. определяются «нейропсихоло-гическим фактором», под которым Лурия пони­мал тот способ работы или те структурно-функ­циональные особенности, которые присущи оп­ределенному участку мозга, и от которых зависит специфика всего синдрома.

Нейропсихология, построенная на этом поня­тийном аппарате, оказалась способной объяснить факты, которые ранее «не укладывались» в ней-ропсихологические концепции, а именно: 1) поче­му одна и та же функция нарушается при пораже­нии самых разных мозговых структур, и 2) поче­му при поражении одного участка мозга страдает не одна, а целая совокупность психических функ­ций. Таким образом, отечественная нейропсихо­логия лучше, чем западная, смогла объяснить сложную клиническую реальность.

3. А.Р. Лурия создал теорию системной динами­
ческой организации высших психических функций
и тем самым существенно способствовал разра­
ботке сложной междисциплинарной проблемы
мозговых основ психики. Он опроверг две основ­
ные концепции о соотношении мозга и психики,
которые соперничали между собой на протяжении
конца XIX и почти весь XX вв.: концепцию «узко­
го локализационизма», согласно которой каждая

3 стр., 1419 слов

ПАТ.ФИЗ — Типовые формы нарушений функций аденогипофиза (133

... рилизинг-факторы, или либерины (более современный термин), а тормозящие — статины. Формы нарушений функций аденогипофиза: гипопитуитаризм (гипофункция) первичногипофизарные, парциальные, ранние (до полового созревания) гиперпитуитаризм ... органов и вторичных половых признаков) приводящее к бесплодию. В психическом развитии существенных нарушений обычно не происходит, хотя часто отмечаются некото­рая ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

В статье излагается сущность нейропсихологического подхода, предложенного А.Р. Лурия, к реше­нию проблемы «мозг и психика»: теоретические… ..-:, -д»; ‘»;. -liar,™.д, ,.-. • ~- —J • :• : Ключевые слова: отечественная нейропсихология, нейронауки, принципы соотношения мозга и психики, достижения,…

ХОМСКАЯ

психическая функция, понимаемая как единая психическая способность (читать, писать, считать и т.д.), связана с работой только одного опреде­ленного сравнительно небольшого участка мозга (коры больших полушарий); и концепцию «анти-локализационизма», утверждавшую, что мозг как субстрат психических процессов представляет со­бой недифференцированное целое, все разделы которого в равной степени обеспечивают реали­зацию любой функции. Данная концепция озна­чает, что последствия поражения мозга зависят не от локализации очага, а только от объема по­раженной массы мозга. Разработанная Лурия тео­рия системной динамической локализации высших психических функций по-новому решила вопрос, что конкретно (т.е. какая именно психологическая реальность) сопоставляется с мозгом, и какие именно мозговые структуры ответственны за осуществление той или иной психической функ­ции. В качестве психических реалий, сопоставля­емых с мозгом, Лурия рассматривает звенья (па­раметры, аспекты) функции, а не всю функцию в целом, а в качестве мозгового субстрата — «ней-ропсихологические факторы» — большое число мозговых зон (как корковых, так и подкорко­вых), объединенных в единую функциональную систему. Тем самым он вышел за пределы господ­ствовавших тогда представлений о чисто корко­вой обусловленности психических процессов и ввел подкорковые структуры в мозговой субст­рат психической деятельности (т.е. помимо гори­зонтального, корково-коркового, выделил также и вертикальный, корково-подкорковый принцип мозговой организации психики).

4. А.Р. Лурия предложил общую структурно-функциональную модель работы мозга как субст­рата психических процессов, вошедшую в литера­туру под названием «концепции трех блоков». Со­гласно нее, весь мозг можно подразделить на три блока: 1) энергетический, ответственный за про­цессы неспецифической активации, обеспечива­ющие активационные компоненты любой психи­ческой деятельности; 2) информационный, ответ­ственный за процессы приема и переработки поступающей извне информации и обеспечиваю­щий ориентацию во внешнем мире; 3) регулятор-ный, ответственный за процессы управления (в том числе — произвольного) отдельными вида­ми психической деятельности и программирова­ние поведения в целом. Первый блок состоит из мозговых структур, расположенных по средней линии (неспецифических механизмов разных уровней), второй включает мозговые структуры, входящие в три основные анализаторные систе­мы (зрительную, слуховую и кожно-кинестетиче-скую); третий образован мозговыми структура­ми, расположенными кпереди от Роландовой бо­розды — лобными долями мозга. Любой вид психической деятельности реализуется при учас-

6 стр., 2898 слов

Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций ...

... деятельности) происходит в 7-10 лет. Мозг достигает морфологической зрелости к 18-20 годам. Нейропсихологические синдромы как форма нарушения мозговой организации психических функций Нейропсихологический синдром – комплекс нарушений ... в целом и к невозможности письма под диктовку (вторичные нарушения). А.Р. Лурия писал по поводу структуры нейропсихологических синдромов: «…наличие первичного дефекта, ...

тии всех трех блоков мозга, каждый из которых обеспечивает свой аспект (звено, структурный элемент) деятельности. Из данной концепции следует, что принципиально существует три ос­новных категории нарушений психической дея­тельности. Это однако не исключает существова­ния различных вариантов внутри каждой катего­рии (в частности, в связи со спецификой работы блоков в левом и правом полушариях мозга).

Данная концепция достаточно популярна сей­час и у нас, и среди западных нейропсихологов, поскольку она конкретизирует представления о целостном характере мозговых механизмов пси­хических процессов, об участии в их осуществле­нии всего мозга как единой целостной системы.

5. А.Р. Лурия ввел в нейропсихологические пред­ставления о мозге как субстрате психики физио­логические процессы, считая их необходимым звеном мозговой организации психической дея­тельности. Он считал некорректным непосредст­венное сопоставление психических явлений с моз­гом (или их непосредственное «наложение» на морфологическую канву), что является, как изве­стно, основой психоморфологического подхода к изучению данной проблемы. В своих рассуждени­ях он следовал за И.М. Сеченовым и И.П. Павло­вым, создавшими учение об условно-рефлектор­ных физиологических механизмах психических процессов. Как известно, естественнонаучное обо­снование рефлекторной природы психической де­ятельности — огромная заслуга русской физиоло­гии конца XIX — первой половины XX вв. Рефлек­торный принцип деятельности головного мозга, провозглашенный Сеченовым и получивший даль­нейшее развитие в трудах Павлова в виде новой области физиологии — физиологии высшей нерв­ной деятельности — был взят Лурия на вооруже­ние при построении нейропсихологической тео­рии. Однако он один из первых в нашей стране и за рубежом выступил против попыток прямого объяснения психических явлений у человека за­кономерностями высшей нервной деятельности, установленными на животных, чем в те годы за­нимались многие ученые (например, А.Г. Ива­нов-Смоленский и его последователи).

Лурия призывал не игнорировать специфику физиологи­ческих закономерностей, опосредующих психиче­ские явления у человека, а развивать «психологи­чески ориентированную физиологию» [17,18 и др.]. Под его руководством было создано новое на­правление экспериментальной нейропсихологии -психофизиология локальных поражений голо­вного мозга (см. «Проблемы нейропсихологии. Психофизиологические исследования», М., 1977; «Функции лобных долей мозга», М., 1982; Хом-ская «Мозг и активация», 1972 и др.).

Данное направление, возникшее на стыке ней­ропсихологии и психофизиологии, посвящено

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛтом 22 № 3 2001

ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

изучению физиологических механизмов нейро-психологических синдромов и нарушений отдель­ных психических функций (речевых и неречевых).

С помощью различных методов регистрации био­электрической активности мозга (методов анали­за спектра ЭЭГ, пространственной синхрониза­ции биопотенциалов, вызванных потенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности и др.) было установлено, что нарушения психичес­ких функций достоверно коррелируют с различ­ными нарушениями неспецифической активации -генерализованной и локальной. Генерализован­ные процессы неспецифической активации, сопро­вождающие любую психическую деятельность, нарушаются при поражении нижних отделов ство­ла, среднего мозга, диэнцефальных структур, что приводит к генерализованным изменениям в ди­намике протекания всех психических функций и к модально-неспецифическим нарушениям памяти и внимания. Локальные избирательные процессы активации, связанные со спецификой выполняе­мой деятельности, нарушаются при поражении корковых отделов неспецифических срединных структур (медиобазальных отделов лобных и ви­сочных областей мозга), что ведет к нарушениям селективности протекания всех психических про­цессов и к нарушениям произвольной речевой ре­гуляции психической деятельности [34, 35]. Эти исследования (на физиологическом материале) подтвердили положение о системном и диффе­ренцированном характере физиологических про­цессов, опосредующих разные виды психической деятельности человека.

6 стр., 2612 слов

Особенности психического развития человека на различных возрастных стадиях.

... мышления: характерные черты и особенности. 17. Законы развития и построения высших психических функций. 18. Ступени развития самосознания. Шесть направлений развития самосознания. 19. Характеристика рефлексии ... Игра как феномен сознания» Е.И. Берлянд (www.bibler.ru). 7) Выделите общее и различное в представленных теориях, разработайте универсальную модель игровой деятельности на основе базовых идей. ...

6. А.Р. Лурия ввел в нейропсихологию единый критерий классификации нарушений высших психических функций. Вопрос о классификации патологии различных психических процессов при локальных поражениях мозга — один из самых ос­трых в нейропсихологии. Он непосредственно связан с общими теоретическими представления­ми о мозге как субстрате психической деятельно­сти. Западная нейропсихология изобилует клас­сификациями афазий, апраксий, агнозий и др., ос­нованными на разных критериях в соответствии с теми теоретическими представлениями о дея­тельности мозга, которых придерживаются их ав­торы (или в связи с отсутствием таковых).

Лурия предложил новый факторный критерий, позво­ляющий по-другому классифицировать наруше­ния психических процессов и непосредственно связанный с теорией системной динамической ло­кализации (мозговой организации) психических функций. В соответствии с ним каждая функция нарушается различным образом в зависимости от нарушенного нейропсихологического фактора. Факторный критерий позволил Лурия системати­зировать огромный фактический материал, уже накопленный в нейропсихологии, и создать но­вую классификацию ряда нарушений: речи (афа-

зий), памяти (амнезий), произвольных движений и действий (апраксий), внимания, мышления.

Факторный принцип анализа нарушений выс­ших психических функций может быть распрост­ранен на любую нейропсихологическую патоло­гию, имеющую локальную органическую основу. На сегодняшнем этапе развития нейропсихоло­гии процесс классификации нарушений высших психических функций еще не завершен, т.к. дале­ко не все нейропсихологические факторы изуче­ны. Однако это вопрос времени. Главное, что факторный принцип анализа и классификации нарушений психических функций позволяет сис­тематизировать нейропсихологические данные и предвидеть характер нарушений тех или иных психических процессов при поражении соответ­ствующего фактора.

Благодаря факторному подходу Лурия внес су­щественный вклад в клиническую нейропсихоло­гию (или синдромологию).

9 стр., 4421 слов

Развитие памяти и внимания как высших психических функций

... в собственном организме. [3] Таким образом, развитие высших психических функций представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется сложной периодичностью, ... автоматизированных умственных действий. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными, осознанными и произвольными. Таким ...

Исследуя патологию различных нейропсихологических факторов он описал около двух десятков нейропсихологичес­ких синдромов, обусловленных поражением кор­ковых и подкорковых синдромообразующих структур мозга (преимущественно — различных отделов коры левого полушария у правшей).

В меньшей степени им были изучены нейропсихо­логические синдромы, связанные с поражением правого полушария и подкорковых структур. Этим стала заниматься послелуриевская клини­ческая нейропсихология [8, 36].

7. А.Р. Лурия разработал и апробировал на сотнях больных новую оригинальную методику клинической нейропсихологической диагностики зоны поражения мозга (или топической диагнос­тики).

Нейропсихологическая батарея тестов Лу­рия содержит как уже известные, так и новые оригинальные тесты, направленные на анализ со­стояния когнитивных процессов, произвольных движений и действий и — в определенной мере -эмоционально-личностной сферы больного. Эта батарея тестов, получивших название «Луриев-ской нейропсихологической батареи», выдержа­ла проверку практикой как в отечественных, так и в зарубежных научно-практических центрах и считается наиболее точной из всех, известных в клинической нейропсихологии. Ее достоинства -портативность, краткость и одновременно доста­точно полный охват самых различных видов пси­хической деятельности, но, главное, ее преиму­щественная направленность на качественный анализ нарушений. Большинство западных ней­ропсихологических методических батарей пред-назначены для изучения отдельных психических процессов (только речи, или только мышления, памяти и т.д.) и ориентированы преимущественно на количественную оценку дефекта (т.е. на выяв-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

ХОМСКАЯ

 

ление самого факта нарушения и степени его вы­
раженности).

, • ^;-, ; , .я^к

Недостатком нейропсихологической методи­ки Лурия считается упрощенная количественная обработка данных, применение балльной, а не психометрической процедуры оценки степени де­фекта. Однако он всегда настаивал на примате качественного анализа над количественным. Справедливость его подхода подтверждена мно­гократными диагностическими исследованиями. Так, по результатам, полученным за ряд лет ла­бораторией нейропсихологии, работавшей на базе Московского института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, более 90% нейропсихологи-ческих диагнозов подтвердились на операции (или другими способами верификации очага по­ражения).

Попытки совместить луриевский каче­ственный и западный количественный подходы предпринимались неоднократно (см. например, батарею тестов «Лурия-Небраска» и др.).

Правда, пока что эти привнесения статистического подхо­да в луриевские диагностические тесты не дали положительных результатов — точность диагнос­тики снижается. Однако, такие батареи тестов предпочтительнее, когда требуется дифференци­ация больших массивов данных, а не отдельных случаев (например, когда необходимо различать группы больных с органическими поражениями мозга и с психическими заболеваниями).

8. А.Р. Лурия и созданной им нейропсихологи­ческой школой собран огромный фактический материал по различным разделам нейропсихоло­гии — клинической, экспериментальной, реабили­тационной. В клинической нейропсихологии опи­саны и изучены новые ранее неизвестные формы нарушений высших психических функций — рече­вых, мнестических, двигательных, интеллекту­альных и др. Так, выявлены новые формы афа­зий (афферентная и эфферентная моторные, оп-тико- и акустико-мнестические, динамическая), описаны два вида двигательных персевераций (элементарные, системные), модально-неспеци­фические и модально-специфические формы на­рушения памяти, внимания и т.д. Помимо новых нейропсихологических симптомов (нарушений психических функций), Лурия обогатил клиниче­скую нейропсихологию новыми представлениями о нейропсихологическом синдроме как законо­мерной совокупности симптомов, обусловленных нарушением определенного фактора и описал це­лый ряд новых нейропсихологических синдромов -корковых и подкорковых.

В экспериментальной нейропсихологии Лурия и его школой накоплен большой новый фактиче­ский материал, характеризующий психологичес­кие и физиологические механизмы нарушений различных психических процессов: речи, памяти, зрительного, слухового, тактильного восприятия,

внимания, мышления, произвольных движений и действий и др. Данный материал был получен с помощью различных клинических (неаппаратур­ных) и лабораторных (аппаратурных) методов ис­следования (ЭЭГ-методов, регистрации движений глаз, тахистоскопии и др.).

Впервые были уста­новлены физиологические корреляты многих феноменов, описанных ранее в клинической ней­ропсихологии: разных форм агнозий, нарушений внимания, памяти, двигательных расстройств и др. (см. «Проблемы нейропсихологии», 1997; «Функции лобных долей мозга», 1982; «А.Р. Лу­рия и современная психология», 1982; «Нейропси­хология сегодня», 1995 и др.).

В реабилитацион­ной нейропсихологии Лурия и его сотрудники со­брали большой экспериментальный материал о методах и динамике восстановления различных психических функций — речевых, интеллектуаль­ных, двигательных. Получены новые данные о не­вербальной коммуникации, возможностях реаби­литации личности больного [6 и др.]. Этот разно­сторонний фактический материал существенно обогатил мировую нейропсихологическую науку.

Луриевская нейропсихология, вследствие за­ложенных в ней новых принципов изучения про­блемы «мозг и психика», высоко эвристична и об­ладает огромным потенциалом развития. По­следние годы показали, что она созвучна самым новым достижениям других нейронаук. К ним от­носятся и современные нейроанатомические дан­ные, полученные в Московском институте мозга о различных новых видах системной организации мозговых структур (о разных типах системных связей, ансамблях нейронов и др.); и новые дан­ные по физиологии мозга, в частности, по ло­кальному мозговому кровотоку при выполнении разных видов психической деятельности; матери­алы исследования работающего мозга с помо­щью ЭЭГ — «mapping-системы» — и других мето­дов. Все эти работы подтверждают системный ха­рактер мозговых механизмов психической деятельности, который был доказан нейропсихо­логией на материале локальных поражений голо­вного мозга психологическими методами.

Получили новое подтверждение в нейронауках и другие фундаментальные принципы работы моз­га, описанные нейропсихологией: принцип уровне-вой организации мозговых механизмов, обеспечи­вающих психическую деятельность; принцип па­раллельной переработки информации о разных параметрах сигнала (зрительного, слухового, так­тильного и др.); принципы качественного разли­чия переработки информации и регуляции психи­ческой деятельности, присущие левому и правому полушариям и др. Однако многие нейропсихоло-гические факты еще ждут своего подтверждения.

В нейропсихологии, как и в других науках, фе­номенология (или клиническая нейропсихологи-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

4. А.Р. Лурия предложил общую структурно-функциональную модель работы мозга как субст­рата психических процессов, вошедшую в литера­туру под… тии всех трех блоков мозга, каждый из которых обеспечивает свой аспект (звено,… Данная концепция достаточно популярна сей­час и у нас, и среди западных нейропсихологов, поскольку она конкретизирует…

Ff

 

ческая реальность) опережает общетеоретичес­кие построения. Важно однако, что луриевская нейропсихология смогла вписаться и в современ­ные нейронауки, что говорит о справедливости ее основных постулатов.

Отечественная нейропсихология взаимодейст­вует не только с нейронауками, но и с другими дисциплинами — медициной, педагогикой, социо­логией, лингвистикой и, конечно, с общей и экс­периментальной психологией. Она имеет высо­кую «валентность» и творческий потенциал, за­ложенный в нее работами Лурия и его учеников. Таким образом, отечественную нейропсихоло­гию, безусловно, можно рассматривать как про­дуктивное научное направление в отечественной науке XX века.

Не менее актуальна, как известно, и практи­ческая значимость того или иного направления науки. К числу безусловных достижений отечест­венной нейропсихологии следует отнести ее большие успехи в различных областях практики и, прежде всего, медицины. В настоящее время, когда вся отечественная наука находится в труд­ном (если не сказать — критическом) положении, «выживают» лишь те научные дисциплины, кото­рые смогли стать востребованными в обществе. В этом отношении нейропсихология, как и вся клиническая психология, сумела доказать свою практическую необходимость. Более того, сфера практического приложения нейропсихологичес-ких знаний сейчас существенно расширилась. Из­менился состав пациентов, которые исследуются с помощью нейропсихологических методов, по­явились и новые задачи нейропсихологической практической работы.

Уже на ранних этапах формирования отечест­венной нейропсихологии она зарекомендовала себя как наука, тесно связанная с практикой. Можно даже сказать, что в качестве самостоятель­ного научного направления она — в значительной степени — появилась в ответ на социальный запрос: методами психологии определить зону поражения мозга. Таким образом, нейропсихологическая то­пическая диагностика была первой сферой прак­тического использования нейропсихологических знаний. Первоначально это была диагностика во­енных травматических поражений мозга, потом -локальных поражений другого рода (опухоли, кровоизлияния и др.).

Современная диагностиче­ская служба в неврологических и нейрохирурги­ческих учреждениях обогатилась различными техническими средствами (реографией, эхогра­фией, компьютерной томографией и др.).

Но, не­смотря на появление современной диагностичес­кой аппаратуры, нейропсихологическая диагнос­тика не утратила своего значения. Сопоставление нейропсихологических и «технических» диагно­зов в ряде случаев показывает расхождение: ней-

ропсихологическая симптоматика есть, а техни­ческих» признаков поражения нет и почти никог­да не бывает обратного соотношения).

Это означает, что сложные формы психической дея­тельности, с которыми имеет дело нейропсихоло­гия, страдают раньше, чем появляется четко очерченный очаг поражения мозга (за счет функ­циональных изменений, опережающих морфоло­гические).

Поэтому нейропсихологические ис­следования по-прежнему проводятся в клинике локальных поражений головного мозга.

Наряду с традиционной топической диагности­кой в последние годы стала развиваться функци­ональная (динамическая) нейропсихологическая диагностика, т.е. оценка динамики изменений высших психических функций в процессе болезни или лечения. Многократные нейропсихологичес­кие исследования дают объективную информа­цию о функциональном состоянии различных об­ластей мозга и его изменении, что особенно важно для оценки эффективности фармакологического воздействия и контроля за успешностью лечения. Функциональная нейропсихологическая диагнос­тика применяется теперь не только в неврологи­ческих и нейрохирургических клиниках, но и в других медицинских учреждениях — психиатриче­ских, соматических [9].

Диагностические нейропсихологические ис­следования находят широкое применение и в дет­ских медико-психологических центрах, изучаю­щих различные отклонения психического разви­тия. Нейропсихологические методы позволяют выделить разные формы аномалий развития, в частности те, которые обусловлены недоразви­тием (или патологическим состоянием) опреде­ленных мозговых структур [2, 22].

Нейропсихологические методы исследования начинают применяться и в такой новой для ней­ропсихологии области, как наркомания. Подрост­ковая наркомания — одна из острейших проблем современной медицины. Вклад нейропсихологии в эту проблему — оценка когнитивной и эмоцио­нально-личностной сферы наркомана до и во вре­мя лечения. Первые нейропсихологические мате­риалы уже дали обнадеживающие результаты.

Диагностические нейропсихологические ис­следования начали проводиться и в кардиологи­ческих центрах, где производится хирургическое лечение заболеваний сердечно-сосудистой систе­мы (операции на сердце, артериях).

Перевод па­циента на искусственное кровообращение во вре­мя операции нередко приводит к относительно стойким изменениям в системе кровоснабжения мозга; это можно установить с помощью нейроп­сихологических методов и своевременно принять меры по восстановлению нормального мозгового

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

ХОМСКАЯ

 

Перечисленные выше новые области исполь­зования нейропсихологической диагностики сви­детельствуют о ее больших возможностях. Одна­ко это расширение сферы практического приме­нения нейропсихологических знаний требует усовершенствования самих тестов (разработки новых, модификации старых).

Особенно остро эта проблема стоит в детской нейропсихологии. За последние годы в различных детских медико-психологических центрах на основе луриевских тестов разработаны новые методы, специально предназначенные для детей [там же].

Весьма актуальна методическая работа и в об­ласти функциональной динамической диагности­ки, например, при оценке действия различных фармакоагентов. Для этих целей также разраба­тываются специальные сенсибилизированные те­сты, в том числе, и компьютерные [9, 43]. В раз­работке компьютерных методов нейропсихоло­гической диагностики больших успехов добился коллектив Института им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге, создавший различные вари­анты компьютерных тестов, направленных на ди­агностику перцептивных зрительных функций и общую оценку нейропсихологического статуса больного [4]. Многое сделал в этом направлении и коллектив кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, разработавший компьютерные методы оценки межполушарной асимметрии мозга и состояния двигательных функций [2, 39].

Второй сферой практического применения нейропсихологических знаний является работа, посвященная восстановлению функций, нару­шенных после локальных поражений мозга, и ре­абилитации больных (т.е. их адаптации к соци­альной среде).

В годы Великой Отечественной войны Лурия, наряду с диагностической практической работой, занимался и восстановлением нарушенных психи­ческих процессов [12, 20]. Им были сформулиро­ваны основные принципы нейропсихологической компенсации функций: принципы внутрисистем­ной и межсистемной перестройки их структуры. Эти принципы были положены в основу восста­новительной работы с ранеными бойцами. Поз­же, в послевоенные годы восстановительная и ре­абилитационная работа проводилась в клиниках, а сейчас — в специальных научно-практических центрах. Под руководством Лурия в 1960-1977 гг. были разработаны новые методы восстановле­ния речи, двигательных, мнестических и интел­лектуальных функций [1, 45^4-7]. В 70-е гг. в Москве был создан специальный речевой центр (возглавляемый профессором В.М. Шкловским), представляющий собой один из крупнейших реа­билитационных центров страны, в котором за год проходит нейрореабилитацию до 2500 пациентов

с различными нарушениями речи [49]. Центр вы­полняет большую методическую работу, создает новые оригинальные методы диагностики и вос­становления нарушенных речевых функций.

Существуют и другие виды нейропсихологиче­ской реабилитационной работы с неврологичес­кими больными, например, реабилитация трудно­стей общения [6].

Новым типом нейропсихологической работы в области реабилитации за последние годы стала нейропсихологическая коррекция детей с трудно­стями обучения. На базе медико-психологичес­ких детских центров, открытых в Москве и дру­гих городах России, детям с аномалиями развития оказывается медико-психологическая помощь, в том числе — нейропсихологическая, направленная на компенсацию различных дефектов (например, трудностей в чтении, письме, счете и т.д.).

Поми­мо таких центров детские нейропсихологи рабо­тают также и в школах.

Таким образом, наряду с теоретическими на­учными достижениями (а, вернее, благодаря им) отечественная нейропсихология успешно работа­ет в различных областях практики, сотрудничая главным образом с медицинскими и педагогичес­кими учреждениями. Наблюдается тенденция и к более широкому практическому использованию нейропсихологических знаний, несмотря на все трудности, которые испытывают «заказчики» нейропсихологических услуг.

Подводя итоги сказанному, следует отметить главное: несмотря на то, что отечественная ней­ропсихология еще совсем молодая наука (ей чуть больше 50 лет), она уже имеет признанные науч­ные и практические достижения. В отличие от за­падной, оставшейся в русле классических невро­логических представлений о соотношении мозга и психики и не имеющей серьезной теоретичес­кой базы, отечественная нейропсихология завое­вала статус серьезной науки, «построенной» на системе логически непротиворечивых теоретиче­ских постулатов, четко формулирующей свои за­дачи и обладающей своими оригинальными мето­дами исследования. Как каждая серьезная наука она может не только объяснять известные фак­ты, но и предсказывать новые, успешно работать в различных областях практики, доказывая еще раз, что нет ничего более практичного, чем хоро­шая теория.

* * *Что будет с науками о мозге в XXI веке?

Безусловно — по законам ускорения прогресса -они будут развиваться более интенсивно. Значи­тельно усовершенствуются методы анализа моз­говой деятельности, появятся совершенно новые технологии и новые направления в изучении дея­тельности мозга. Работа мозга — величайшая за-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

 

гадка природы, и человечество будет стремиться
ее разгадать. Нейропсихология, уже сейчас за­
нявшая прочное положение среди наук о мозге,
станет еще более респектабельной. Будет продол­
жаться дальнейшая дифференциация нейропсихо­
логии, возникнут новые отрасли (как обычно — на
стыках наук).

Скорее других появится генетичес­
кая нейропсихология (или нейропсихологическая
психогенетика), нейрохимическая нейропсихоло­
гия (или нейропсихологическая нейрохимия), эт­
ническая нейропсихология. Для нейропсихологи-
ческого анализа будут доступны проблемы лич­
ности, сознания человека. ..,

Важно, чтобы в этом поступательном разви­тии наук о мозге отечественная нейропсихология не потеряла своего значения. А это зависит не только от общей ситуации в России, но, главное, от самих представителей школы Александра Ро­мановича Лурия — сегодняшних и будущих — их преданности науке, энтузиазма, верности научно­му направлению, созданному Учителем. Отечест­венная нейропсихология устояла в годы кризиса и это дает надежду на то, что она и в будущем со­хранит свои традиции и обогатит мировую науку новыми открытиями.

. , • v .В .«»»-

jnlJ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейропсихологи-
ческий анализ синтаксиса. М.: МГУ, 1989.

2. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Ста­
новление нейропсихологии // Вопросы психоло­
гии. 1996. № 5. С. 83-98.

3. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологическо-
го обследования детей 6-8 лет // Вестник МГУ.
Сер. 14. Психология. 1996. № 2. С. 51-58.

4. Вассерман Л.И., Дорофеева С.И., Меерсон Я.А.
Методы нейропсихологической диагностики. СПб.:
Стройлеспечать, 1997.

5. Давыдов В.В. О своеобразии направлений иссле­
дований А.Р. Лурия //1 Международная конферен­
ция памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской,
Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998. С. 14-20.

6. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения.
М.: МГУ, 1987.

7. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возра­
ста: обоснование концепции и прикладные аспек­
ты // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996.

№ 2. С. 2-37.

8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорко­
вые структуры мозга и психические процессы. М.:
МГУ, 1985.

9. Костерина Э.Ю., Краснов В.Н., Хамская Е.Д.
Нейропсихологические синдромы у участников
ликвидации последствий аварии на Чернобыль­
ской АЭС: Материалы 10-го Международного
съезда психиатров. Мадрид, 1996. С. 225.

10. Лобные доли и регуляция психических процессов /
Под ред. А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской. М.: МГУ, 1966.

 

11. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М.: Медицина,
1947.

12. Лурия А.Р. Восстановление функций после воен­
ной травмы. М.: Медицина, 1948.

13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нару­
шения при локальных поражениях мозга. М.:
МГУ, 1962 (1-е изд.); 1969 (2-е изд.); 2000 (3-е изд.).

14. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процес­
сы. М.: Просвещение, 1963 (Т. 1); 1972 (Т. 2).

15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ,
1973.

16. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Просве­
щение, 1974 (Т. 1); 1976 (Т. 2).

17. Лурия А.Р. К проблеме психологически ориенти­
рованной физиологии // Проблемы психологии
(психофизиологические исследования) / Под ред.
Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. М.: Наука, 1977.

18. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвисти-
ки. М.: МГУ, 1975.

19. Лурия А.Р. Физиология человека и психологичес­
кая наука (к постановке проблемы) // Физиология
человека. 1975. № 1. С. 13-25.

20. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная ав­
тобиография / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: МГУ,
1982.

21. Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д. Хом­
ской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: МГУ,
1982.

22. Манелис Н.Г. Нейропсихологический анализ со­
стояния высших психических функций у детей с
разными вариантами дизонтогенеза // Школа здо­
ровья. 1996. Т. 3. № 4. С. 121-123.

23. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологи­
ческая диагностика и коррекция младших школь­
ников. М.: Интелтех, 1994.

24. Нейропсихологический анализ межполушарной
организации мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М.:
Наука, 1986.

25. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской.
М.: МГУ, 1995.

26. Проблемы нейропсихологии (психофизиологичес­
кие исследования) / Под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лу­
рия. М.: Наука, 1977.

27. Проблемы афазии и восстановительного обуче­
ния / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: МГУ, 1975 (Т. 1);
1979 (Т. 2).

28. Пуанте А. Применение луриевского подхода в
США // I Международная конференция памяти
А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахути­
ной. М.: РПО, 1998. С. 73-75.

29. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий
(нейропсихологическое исследование).

М.: МГУ,
1978. Вып. 10.

30. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические
процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985.

31.1 Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Аху­тиной. М.: РПО, 1998.

32. А.Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: МГУ, 1982. „,…. .,„. .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

ХОМСКАЯ

 

33. Функции лобных долей мозга / Под ред. Е.Д. Хом-
ской, А.Р. Лурия. М.: Наука, 1982.

34. Хамская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972.

35. Хамская Е.Д. Системные изменения биоэлектриче­
ской активности мозга как нейрофизиологическая
основа психических процессов // Естественнонауч­
ные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова,
А.Р. Лурия, В.Д. Небылицина. М.: Педагогика,
1978. С. 234-254.

36. Хамская Е.Д. Роль Л.С. Выготского в творчестве
А.Р. Лурия // Вопросы психологии. 1996. № 5.
С. 72-83.

37. Хамская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.:
МГУ, 1992 (1-е изд.); 1998 (2-е изд.).

38. Хамская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Енико-
лопова Е.В.
Нейропсихология индивидуальных
различий. М.: Роспедагентство, 1997.

39. Хамская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В.,
Ефимова И.В., Будыка Е.В., Степанова О.Б., Го­
рина И.С.
Методы оценки межполушарной асим-

» метрии и межполушарного взаимодействия. М.: МГУ, 1995.

40. Хамская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987
(1-е изд.); 2000 (2-е изд.).

41. Хамская Е.Д. Развитие идей А.Р. Лурия в совре­
менной отечественной нейропсихологии // I Меж­
дународная конференция памяти А.Р. Лурия / Под

ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998. С. 60-67.

42. Хамская Е.Д. Александр Романович Лурия. Науч­
ная биография. М.: Воениздат, 1992.

43. Хамская Е.Д., Рыжова И.А. Компьютерное изуче­
ние произвольной регуляции движений у лиц, при­
нимавших участие в ликвидации последствий ава­
рии на ЧАЭС // Социальная и клиническая психиа­
трия. 1996. № 4. С. 32-40.

44. Хамская Е.Д. Клиническая нейропсихология. Про­
грамма курса // Программы общих курсов, спец­
курсов и практикумов подготовки дипломирован­
ных психологов по специальности «Клиническая
психология». М.: ИП РАН, 1996.

45. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при
локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1972.

46. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилита­
ция. М.: МГУ, 1985.

47. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обу­
чение. М.: Просвещение, 1988.

48. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М.: Просвеще­
ние, 1995.

49. Шкловский В.М. А.Р. Лурия и современная концеп­
ция нейрореабилитации //1 Международная конфе­
ренция памяти А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской,
Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998. С. 326-332.

50. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии // М.:
Политиздат, 1974. Изд. 2-е, допол.

ACHIEVEMENTS OF RUSSIAN NEUROPSYCHOLOGY IN RESEARCH OF «BRAIN-MIND» PROBLEM

E. D. Chomskaya

Dr. sci. (psychology), professor emeritus ofMSU, Moscow

The essence of A.R. Lima’s neuropsychological approach to «brain—mind» problem is set forward, i. e. theo­retical basis of Russian neuropsychology, notion of the brain as a substrate of mental processes, it’s principles of working, idea of neuropsychological syndromes determined by structural-functional units, neuropsycholog­ical methods of activity research, etc. There are described the achievements of Russian neuropsychology in the solution of some cardinal psychological problems including problem of brain mechanisms of conscious mental activity.

Key words: Russian neuropsychology, neurosciences, principles of brain and mind relationship, achievements, neuropsychological factors, symptom, syndrome.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001

The essence of A.R. Lima’s neuropsychological approach to «brain—mind» problem is set forward, i. e. theo­retical basis of Russian… Key words: Russian neuropsychology, neurosciences, principles of brain and… ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 3 2001