35. Память и ее нарушения

Память — способность индивидуума запечатлевать, сохранять и воспроизводить данные прошлого опыта.

Память — одна из психических функцийи видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводитьинформацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Психологические теории памяти. Психологический уровень изуче­ния механизмов памяти хронологически старше других и представлен наи­более многочисленным рядом различных направлений и теорий.

а) Ассоциативное направление. Его центральное понятие — понятие ассоциации — обозначает связь, соединение и выступает в качестве обя­зательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводит­ся к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ни­ми образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характе­ристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений».

б) Гештальтизм.  Основное понятие этой теории — понятие гештальта

14 стр., 6759 слов

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ТЕОРИИ МУЗЫКИ

Е. Назайкинский Одной из важнейших задач, которые ставит перед эстетикой и искусствознанием (в широком смысле этого слова) современная художественная культура с ее многообразными жизненными, социальными функциями, с ее сложностями, противоречиями и противостояниями, является задача методологического совершен­ствования теории искусства, углубления ее философско-эстетического, научного обоснования. ...

обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по фор­ме. Функция определенной организации материала может быть реализована только в результате деятельности субъекта.

в) В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность лич­ностикак фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения опреде­ляется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъ­екта.

2. Физиологические теории памяти. Физиологические теории механиз­мов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании ус­ловных временных связей — это теория механизмов формирования индивиду­ального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физио­логическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет фи­зиологическую основу запоминания. Для понимания причинной обусловлен­ности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление — это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях — это стимул, мотивирующий дейс­твие или корригирующий его. Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предс­тоящих целей.

Физическая теория  памяти.Согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном  смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

3. Биохимические теории памяти.

Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на совре­менном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохими­ческим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла гипо­теза о двухступенчатом характере процесса запоминания. На первой сту­пени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происхо­дит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия возникает на основе первой — это собственно биохимическая реакция, связанная с образовани­ем новых белковых веществ.

7 стр., 3456 слов

Нарушения памяти. Амнезия

... памяти несуществующими событиями. В основе амнезии при корсаковском синдроме лежит такой патологический механизм, как невозможность запоминания новой информации. У таких людей происходит ослабление процесса ... подошла к схожим с теорией деятельности положениям (зависимость памяти, особенно непроизвольной от содержания, структуры, мотивации деятельности). Нарушения памяти Амнезия Удобней для начала ...

Сторонники химической теории памятисчитают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепле­ния, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные пе­регруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так на­зываемых нуклеиновых кислот.

Память состоит из следующих компонентов:

рецепция (восприятие нового),

ретенция (способность удерживать эту новую информацию),

репродукция(способность ее воспроизводить).

Нарушения памяти делятся на количественные (амнезии) и качественные (парамнезии).

Амнезии:

1).

Ретроградная амнезия – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания.

2).

Антероградная амнезия — потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания болезненного состояния.

3).

Ретроантероградная амнезия – сочетание этих 2-х видов.

4).

Фиксационная амнезия– потеря способности запоминать текущие события.

5).

Конградная амнезия– выпадает всё, что произошло в момент травмы.

6).

Прогрессирующая амнезия— характеризуется постепенным ослаблением памяти, причем в первую очередь пропадает память на недавние события, в то время как далекое прошлое остается в памяти. Эта характерная закономерность последовательного снижения памяти называетсязаконом Рибо.

Синдром Корсакова – невозможность запоминать текущие события при относительно сохранной памяти на пошлое, в результате чего возникает дезориентировка во времени. Кроме этого, характерны парамнезии.

5 стр., 2005 слов

Нарушения памяти (амнезии)

Министерство науки и образования Украины Днеропетровский национальный университет им.О.Гончара Факультет психологии Реферат на тему: «Нарушения памяти (амнезии)» Подготовила: студентка гр.ДК – 08 -1 Козелецкая Л.А. Проверила: Никанорова Ю.В. Днепропетровск 2010 Вступление Амнезия — заболевание с симптомами отсутствия воспоминаний или неполными воспоминаниями о произошедших событиях. Упорядоченный ...

Парамнезии:

— это ошибочные воспоминания. Человек может также вспоминать реальное событие, но относить его к неверному времени (псевдореминисценции).

1).

Конфабуляции – вымышленные фантастические воспоминания, которые на самом деле не было.

2).

Криптомнезия – человек не может вспомнить, было ли что-либо во сне или наяву, или в книге.

Встречаются и повышение памяти (намного реже):

Фотографическая память – прочитав несколько строк текста, человек может повторить их сразу же без ошибок.

Эйдетизм– представление зеркально воспроизводит восприятие (в памяти остается наглядный очень подробный образ предмета).

Повышение памяти не обязательно свидетельствует о высоком интеллекте (т.к. у олигофренов может быть хорошо развито механическое запоминание без осмысления).

Иерархические уровни представлены механической и логической памятью. Механическая намять фиксирует непосредственно, без отбора и переработки, путем повторений получаемых впечатлений. Логическая память избирательно фиксирует информацию, включая ее в уже готовые ло­гические схеме и формуле так что между новыми и старыми знаниями устанавливаются смысловые связи, облегчающие запоминание и воспроизведение в дальнейшем. Таким образом, механическая память базируется на «зазубривании», а логическая «на понимании подлежащего запоминанию материала. В процессе жизни человек использует оба эти вида памяти, т .к. многочисленнее сведения для которых у него нет «разработанной логической системы» приходиться запоминать механически. Механическая память определяется биологическими особенностями и состоянием мозга. Она лучше в детском возрасте н закономерно слабеет в старости наблюдаются значительные индивидуальные колебания в способности к механическому запоминанию.

С точки зрения динамики процесса запоминания выделяют кратковременную и долговременную память. Под кратковременной памятью понима­ется сохранение на ограниченный срок получаемой информации в динамической форме (в виде циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям),без образования прочного нервного следа или отпе­чатки. В долговременной памяти хранится вся информация, приобретенная в течение жизни, и может в той или иной мере извлекаться из нее по мере надобности. В основе долговременной памяти лежит образование стойких, по-видимому, сохраняющихся в течение всей жизни нервных следов. Первоначально любая информация поступает в кратковременную память и лишь через 30-40 мин. происходит ее консолидация, т.е. она переводится в долговременную память с образованием прочного нервного следа. Нельзя утверждать, что вся поступающая в кратковременную память информация переводится в дальнейшем на длительное хранение, но есть основание полагать, что так происходит со значительной частью ее, и об этом ярко свидетельствует некоторые фрагменты из области патологии, приводимые ниже. Однако, в обычных условиях далеко не вся находящаяся в долговременной памяти информация может произвольно воспроизводится и использоваться человеком; многие сведения сохраняющиеся в мозгу в виде следов остающихся в латентном состоянии«практически оказываются «забытыми».

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

Измерение в этой методике производится по 10-ти балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов». Измеряются следующие показатели П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — ...

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИпри психических заболеваниях традиционно подразделяют на явления усиления, ослабления (вплоть до полной утраты) и извращения памяти.

1.УСИЛЕНИЕ ПАМЯТИ ИДИ ГИПЕРМНЕЗИЯотносится только к механической памяти и выражается в значительном возрастания объема и точности воспроизведения событий прошлого. Гипермнезия — значительное или резкое обострение памяти. Обычно сопровождается наплывом множественных воспоминаний и образными представлениями. Гипермнезия охватывает как основные факты со­бытия, так и его детали. Воспоминания и образные представления чаще отличаются той или иной степенью хаотичности; реже они имеют одну или несколько последовательно развивающихся сюжетных линий. Развитие гипермнезии часто влечет за собой появление скачки идей. Гипермнезия встречается при маниакаль­ных состояниях, в состояниях опьянения различного происхождения, при некоторых эпилептических эквивалентах и аурах. К гипермнезии отно­сят также усиление памяти, проявляющееся в поразительных способностях к счетным операциям, к запоминанию прочитанного, услышанной музыке и т.п. Данное явление чаще всего распространяется на ограни­ченный раздел памяти, особенно когда оно наблюдается у лиц с посредственным интеллектом или просто у лиц с явлениями дебильности.

22 стр., 10777 слов

Измененные состояния сознания 2

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал в г. Мурманске КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Социальная психология ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Выполнила студентка II курса, Шамрова заочного отделения Елена Валентиновна специальности «Социальная психология» Руководитель: Прялухина Алла Вадимовна Дата регистрации: Допустить к защите: Мурманск 2005 Содержание Введение Глава 1. Понятие о ...

Наиболее постоянно гипермнезия наблюдается при маниакальных состояниях. Еще более разительные явления гипермнезии могут наблюдаться при острых психозах в состояниях нарушенного сознания, когда, например, в памяти больного всплывают и вербализуются отрывки когда-то слышанных, но непонятных для него текстов на родном иди иностранных языках, которые по выздо­ровлении он совершенно не может вспомнить. Феномены гипермнезии под­тверждают представление о том, что даже несущественные сведения по­тенциально сохраняются в долговременной памяти.

2.ОСЛАБЛЕНИЕ И УТРАТА ПАМЯТИ — ГИПОМНЕЗИЯ И АМНЕЗИЯ.

А. ГИПОМНЕЗИЯ — представляет собой явление противоположное гипермнезии. При гипомнезии наблюдается преимущественное нарушение механической памяти при относительной сохранности памяти логической. Это нарушение проявляются затрудненностью, замедленностью и неточностью воспроизведения событий прошлого и ранее полученных сведений, не приведенных в логическую систему, а также сужением объема кратковременной памяти и ухудшением механического запоминания нового материала. Гипомнезия может наблюдаться как обратимое явление при астенических состояниях различного происхождения и как стойкое и даже прогрессирующее нарушение при органических заболеваниях головного мозга.

Б. АМНЕЗИЯ или полная утрата памяти может быть диффузной, захватывающей весь жизненный опыт или значительную часть его, ограниченную определенным периодом времени или комплексом переживаний.

1)Диффузные амнезии наблюдаются при грубоорганических заболеваниях головного мозга. . При диффузных амнезиях нарушается как логическая, так и механическая память, как память кратковременная, так в долговременная, причем дело идет не только о затруднениях воспроизведения, но в о разрушении хранившейся в долговременной памяти информации.

9 стр., 4440 слов

Виды и особенности нарушения памяти у человека

... подходов, разграничивают мнестические и фантастические конфабуляции. Первые наблюдаются при амнезии, вторые -- при парафрении и спутанности сознания. Мнестические конфабуляции в свою очередь разделяют на ... она удерживается до трех суток. Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные ...

Примером может служить прогрессирующая амнезия Рибо, типичная для болезни Альцгеймера, атеросклеротической деменции.

Снижение памяти при прогрессирующей амнезии происходит в опре­деленной последовательности. Вначале утрачиваются (забываются) наиболее свежие, недавно приобретенные и менее закрепленные факты. Одновременно с появлением амнестических расстройств может наблюдаться оживление памяти на события прошлой жизни. Нередко при этом факты минувшего приобретают вы­раженную образность и наглядность. В подобных случаях о событиях прошлого рассказывают так, что собеседник не только слышит, но и может одновременно представлять себе в картинах факты, о которых ему сообщают. Рассказы о прошлом приобретают сценоподобность. При более тяжелых расстройствах из памяти в той или иной мере выпадают отдельные периоды личной и общественной жизни. Од­нако никогда не бывает полного их забвения. Постоянным свойством не только легкой, но и тяжелой амнезии является неравномерность поражения запасов памяти — одно помнят хуже, другое лучше. Со временем может возникнуть сдвиг ситуации в прошлое, вплоть до «жизни в прошлом» (С.Г. Жислин, 1965): больные считают себя моло­дыми, живущими в семье родителей и т.п. Сочетание жизни в прошлом с повышенной речевой откликаемостью больных на происходящее кругом, суетливой деловитостью и амнестическими ложными узнаваниями называют старческим амнестическим делирием.

2) Ограниченные во времени амнезии определяются полным выпадением памяти на различные периоды времени. Как правило, они происходят на обоих иерархических уровнях памяти, однако в некоторых случаях страдает, в основном, память логическая. Примером амнезий, связанных с нарушениями на уровне логической памяти, служит

— аффектогенная амнезия и феномен, называемый «вытеснением». Он заключается в выключении из сознания, как бы забыванием тягостных глубоко травмирующих психику переживаний.

Ограниченные во времени амнезии наблюдается при различного рода шоковых воздействиях на мозг, связанных с расстройствами сознания (после травмы головы, эпилептического припадка, на высоте тяжелых острых инфекционных заболеваний, интоксикаций).

В тех случаях, когда амнезия захватывает какой-то период после начала заболевания ее называют антероградной.

В тех случаях, когда амнезия распространяется на отрезок времени, предшествующий началу заболевания, говорят о ретроградной амнезии, может быть и смешанная антеро-ретроградная амнезия.

Особую форму расстройства памяти представляет собой

— фиксационная амнезия, являющаяся главным признаком амнестического или Корсаковского синдрома. Она характеризуется тем, что больные, правильно воспринимая и понимая текущие события, через считанные минуты об этих событиях прочно забывают, но в тоже время достаточно хорошо помнят прошлое. Из-за неспособности к запоминанию текущих событий больные не ориентируются в месте и времени – так называемаяамнестическая дезориентировка.При фиксационной амнезии нарушается преимущественно кратковременная память – вновь принятая информация очень быстро исчезает из нее, не передаваясь в долговременную.

Амнезия периодическая (Th.Ribot, 1881) возникает на фоне альтернирующего сознания, встречающегося при истерических состоя­ниях. Больной живет в двух, совершенно отличающихся друг от друга состояниях, сменяющих одно другое. В состоянии «А» сохраняется па­мять на все относящиеся к нему события. То же относится и к состоя­нию «Б». Вместе с тем, находясь в состоянии «А», больной совершенно не помнит, что с ним происходило в состоянии «Б» и наоборот — в со­стоянии «Б» не помнит, что происходило в состоянии «А».

Амнезия ретардированная возникает на период помраче­ния сознания или другого психического расстройства не сразу после и окончания, а спустя различные сроки, обычно исчисляемые днем-неде­лей. Поэтому больной сразу же после окончания психоза способен сооб­щить о бывших у него в тот период расстройствах, в том числе и о своем тогдашнем поведении, а затем забывает и о том, что с ним было, и о том, что он уже рассказывал. Ретардированная амнезия имеет важное значе­ние в судебной психиатрии. При ее возникновении больных могут обви­нить в симуляции.

Разновидностью амнезии является палимпсест — забывание отдельных событий и деталей своего поведения, бывших накануне в период опьянения, на высоте его развития. Способность воспроизве­дения общего хода событий при палимпсесте сохраняется. Палимпсест по мере нарастания симптомов алкоголизма сменяется алкогольной амнезией — забывается все то, что происходило в период опьянения.

3. ИЗВРАЩЕНИЯ ПАМЯТИ (ПАРАМНЕЗИИ).

К ним относятся различного вида ошибки или обманы памяти, имеющие неодинаковое происхождение.

I, Конфабуляции — ложные воспоминания о событиях которые никогда не происходили, а часто и не могли происходить в действительности, но представление о которых возникает в сознании больного, сопровождаясь чувством уверенности в том, что им воспроизводится нечто из его жизненного опыта .Это как бы «галлюцинации памяти», по С.С. Корсакову, существенная составная часть описанного им синдрома. Поскольку дело идет об активном творчестве больного, конфабуляции следует отнести к нарушениям, возникающим на уровне логической памяти. Множественные конфабуляции с фантастическим содержанием основа конфабуляторного бреда или конфабулеза.

Конфабуляции возника­ет при наличии самых различных психопатологических расстройств —

как продуктивных, так и негативных. Они различаются также и сво­им содержанием.

Поэтому их классификация носит чисто описатель­ный характер.

Конфабуляции бредовые всегда возникают на фоне бреда и характеризуются переносом в прошлое бредовых расстройств, возник­ших значительно позже, т.е. происходит бредовое истолкование того периода жизни, когда индивидуум еще не был больным человеком. К бредовым конфабуляциям могут быть отнесены и те конфабуляции, которые возникают вслед за состояниями помрачения сознания, сопровож­давшимися лишь частичной амнезией болезненного эпизода (делирий, онейроид, сумерки).

Такие конфабуляции называют также онирическими.

Конфабуляции галлюцинаторные(псевдогаллюцинаторные) возникают при наплывах зрительных или слуховых обманов восприятия, которые воспринимаются больными как живое воспомина­ние фактов, бывших в действительности.

Конфабуляции мнемонические (конфабуляции замещающие, конфабуляции памяти) возникают при выраженных расстройствах па­мяти, например, при фиксационной амнезии, и как бы «замещают» ее пробелы вымышленными фактами, относящимися преимущественно к событиям повседневной жизни.

Конфабуляции экмнестическиевозникают на фоне выра­женной прогрессирующей амнезии и имеют своим содержанием собы­тия детского или юношеского возраста.

В связи с тем, что содержание конфабуляции может быть фантасти­ческим, в частности, сопровождаться идеями величия, выделяют также фантастические и экспансивные конфабуляции. При первых больные рассказывают о необыкновенных событиях, участни­ками или свидетелями которых они являются; при вторых в высказываниях доминируют идеи величия (богатства, высокого происхождения и т.д.).

Фантастические и экспансивные конфабуляции являются чаще бредовыми или галлюцинаторными и реже связаны с нарушениями памяти.

2.Псевдореминисценции — воспоминания о реально происходивших со­бытиях, но неправильно локализуемых во времени, из отдаленного прош­лого переносимых в настоящее время. По аналогии с расстройствами восприятия здесь можно было бы говорить от «иллюзиях памяти» (С.С. Корсаков).

Псевдореминисценции, как правило, наблюдаются у больных с амнестическими нарушениями, в частности с фиксационной амнезией. Больные как бы пытаются заполнить пробелы в памяти элементами прошлого опы­та, перенесенным в настоящее. Содержание псевдореминисценций обуслав­ливается случайными ассоциациями, поэтому их можно рассматривать как нарушения механической памяти. Содержание псевдореминисценции носит по преимуществу обыденный характер.

З. Криптомнезии — скрытые воспоминания, т. е. воспоминания о прочитанном или услышанном где-то, которые непроизвольно всплывают в сознании переживаясь как собственная оригинальная идея, догадка, шутка и т.д. Практически имеет значение, когда использованная творческим работай ком криптомнезия может дать повод заподозрить его в сознательном плагиате.

4.Переживания «уже виденного» и «никогда не виденного». В первом случае у человека, оказывающегося в новом месте, возникает чувство своего рода узнавания как если бы он уже был когда-то в этом месте и все уже происходило совершенно так, как сейчас, Во втором случае, наоборот хорошо знакома местность или ситуация воспринимается на какое-то время по-новому, как незнакомые, чуждые, увиденные впервые. Такие переживания могут изредка возникать не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей.