Психология мышления.
Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных сторон предметов и явлений и их взаимосвязи. Мышление не возможно без языка.
Понятие — форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений объективного мира.
Речь – озвученная мысль
Они бывают абстрактными и конкретными.
Составные элементы понятия принято называть признаками. Чем больше объем понятия, тем беднее содержимое.
Суждения – форма мышления, в которой высказывается мысль о предмете. Эта форма мышления отлично от понятия. Понятие отражает совокупность существующих признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.
Умозаключение – форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение.
Виды мышления:
1) Наглядно — действенное
2) Образное
3) Абстрактно — логическое
См.
1.наглядно — действенное — отражение связей предметов и явлений; включение в практическую деятельность человека. Используется для решения задач в практической деятельности, часто методом проб и ошибок.
2.Образное мышление – отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений.
3.Абстрактно логическое (отвлеченное) – отражение связей путем оперирования понятиями.
Форма выражения мышления – речь.
Как отражения мышления она обладает:
— логичностью
— доказательством
— грамматическим строем
— темпом
— гибкостью
— подвижностью
— критичностью
— целенаправленностью
Мышление – основная составляющая часть интеллекта.
Расстройство мышления:
- Количественные
А) Нарушение темпа мыслей.
- Качественные
А) Нарушение связанности мыслей
Б) патологические идеи
В) Нарушение логического строя
- Количественные:
1.1.Тахефрения (ускоренное мышление) – быстрая смена мысли.
Лекция 1. Этнопсихология как наука и ее роль в познании Межнациональных ...
... проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер ... -психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между ними. Социальное и психологическое ...
Субъективно: переживается как интеллектуальный подъем, скачки идей, речь может отставать от хода мыслей. Речь и мысль становятся не связанными.
Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения.
1.2.Брадифрения (заторможенное мышление) – проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение числа мыслей, скудность содержимого.
Объективно: пауза между вопросом и ответом.
Субъективно: ощущение «отупения», не ясности в голове.
При депрессиях и расстройствах.
1.3.Торпидность — вязкость (тугоподвижность мысли) – замедление темпа мыслительных процессов, в виде затруднение перехода от одной мысли к другой, вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при органических поражениях головного мозга, эпилепсия, травматическая болезнь, сосудистые поражения.
1.4.Шперрунг (закупорка мысли) – эпизоды возникающие в состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, память о событиях остается. Заканчиваются внезапно.
Субъективно: провал, закупорка мысли, забывается, что надо делать.
Объективно: может произносить одни и те же фразы.
Наблюдается при шизофрении.
1.5.Ментизм – непроизвольный, насильственный поток мыслей, воспоминания. Обычно плохо запоминается и нелепого содержания. Как правило не продолжительное. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на их психику.
Мозг всегда думает (много), но не запоминает.
Ассоциативные автоматизма.
При шизофрении, травмах головного мозга, реактивных психозах.
2. Качественные расстройства:
- Нарушение связанности процессов мышления:
1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.
Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.
Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).
1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) – распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.
Речь – безсвязанный набор слов, иногда в рифму, спутанность сознания при острых психозах.
- Нарушение логического строя:
2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) – непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания многословны, высокопарны.
2.2.Обстоятельность (патологическая) – чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.
Больные стремятся договорить начатое до конца.
Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.
2.3.Паралогическое мышление – одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами». Оно не является полностью не логичным. Логика есть но она своеобразная.
Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни
... Рекомендации по коррекции моторного развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на ... Начинать эти занятия нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним ...
- Патологические идеи:
3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)
Клинические особенности:
— непроизвольность, непреодолимость возникновения
— чуждость сознанию
— понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.
— наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.
— наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)
Подразделяются по Ясперсу на:
- отвлеченные
- образные
1. Отвлеченные:
1.1.Навязчивый счет (арифмомания) – навязчивое стремление считать все.
1.2.Навязчивые репродукции – назойливое припоминания забытых ненужных терминов, идей, эпизодов из жизни.
2. Образные:
2.1. Навязчивые страхи.
Самые распространенные:
— агорофобия – страх открытых пространств.
— плацетрофобии – болезнь замкнутых помещений.
— гипсофобия – страх высоты.
— назофобия – страх заболеть тяжелой болезнью.
— такатофобия – страх смерти
— тезенофобия – страх числа13
2.2.Навязчивые сомнения – неуверенность в правильности совещенных действий.
(выключен ли утюг)
2.3.Навязчивые опасения – необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий. Даже при произношении слова.
2.4.Навязчивые воспоминания – непроизвольных появлений в сознании образных воспоминаний о неприятном реальном событии из жизни.
2.5. навязчивые влечения – стремление совершать непристойные, бессмысленные и опасные поступки ( броситься в одежде в воду, лечь под машину, громко выражаться)
2.6.Навязчивые действия – тики, непроизвольные движения мышц, произношение слов.
2.7.Идеи реформаторства – собственные социально экономические концепции, осуществление которых становиться целью в его жизни.
2.8.Идеи талантливости – состоят в убеждении больного о том, что особо одаренная личность. Достижение всеобщего признания становиться целью в его жизни.
Патофизиологические механизмы навязчивых состояний были изучены Павловым в 1933г по его мнению – этому соответствуют изменения в коре.
3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ– впервые описаны в 1892г. Wernike. Суждения односторонние, отражающие реальные обстоятельства и доминирующим в сознании, в силу их особой личной значимости. Содержание их не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальный факт.
Сверхценные идеи отличаются:
1) стойкостью
2) способностью застревать в сознании
Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство ...
... необходимо. Сверхценные идеи как бы занимают промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми. В отличие от навязчивых сверхценные идеи не ... известных этапах динамики сверхценных идей и при перерастании их в бред. Корригирование сверхценной идеи, как указывал А.А. ... жизни больного, преобладать над другими его мыслями и представлениями, определять весь его жизненный модус. Сверхценные идеи ...
3) эмоциональной насыщенностью
4) способностью оказывать значительное влияние на больного
Выделяют варианты:
I) Сверхценные идеи связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:
1) дисморфофобические идеи — убежден больной в том, что он имеет косметические или физиологические дефекты, приводящие к уродству, на устронение которых он направляет все силы (изменение пола)
2) ипохондрические идеи — преувеличение имеющегося соматического заболевания
3) идеи сексуальной неполноценности
4) идеи самоусовершенствования – физически и психически здоровы. Для реализации их используются различные системы (культуризм, йога, диета, летать, проходить сквозь стены)
II) Сверхценные идеи связанные с переоценкой психических свойств своей личности:
1) идеи изобретательства – преувеличение больным значимости сделанных им изобретений и рациональных предложений
2) идеи реформаторства — возникает на основе делитантских ревизий существующих социальных и экономических концепций с предложением собственных, осуществлением которых становится целью их жизни
3) идеи талантливости — состоит в убеждение больного в том, что он особо одаренная личность. Достижения всеобщего признания становятся целью его жизни.
III) Сверхценные идеи связанные с переоценкой социального фактора:
1) идеи виновности – преувеличение значимости поступков больного
2) эротические идеи — обычные знаки внимания противоположного пола расцениваются больными как признак страстной влюбленности в них
3) идеи сутяжнечества (кверулянство) – убеждение необходимости борьбы с реальными общеизвестными недостатками, возводимыми больным в ранг социально значимых.
Сверхценные идеи встречаются:
1. при самостоятельных психопатологических расстройствах
2. у акцентуированных и психопатологических личностей
3. на начальных этапах формирования бредовых идей
3.3. БРЕДОВЫЕ ИДЕИ – возникающие на болезненной почве, неверные ложные мысли, не поддающиеся коррекции. Совокупность их бред.
Признаки бредовых идей:
1) ложное содержание идей
2) болезненная основа их возникновения
3) убежденность в их правильности
4) недоступность психологической
Содержание бреда имеет диагностическое значение:
Бред преследования – шизофрения
Бред обворовывания – старики
Бред ревности — алкоголизм
Бред – впервые описал Снежневский в 1970г.
Бред делится на:
1. первичный
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
... сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия ... вокруг проблем государственно-исторического, социально-политического и частно-бытового порядка. С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма "Звезда Севильи" (" ...
2. чувственный
3. аффективный
4. психогенно обусловленный
1) Первичный бред (бред толкования, паронояльный систематизм, истинный) — нарушение рационального логического познания при сохранении чувственного познания.
Периоды первичного бреда:
1. период инкубации – предвестники бреда (недоверчивость, подозрительность, переоценка своей личности).
2. манифест бреда – внезапное озарение, интуитивное постижение тайного смысла, различных событий прошлого, настоящего и будущего. В ходе » бредовой работы» расширяется круг объектов бредовой интерпритации, разрабатывающаяся, тщательно продуманная, аргументированная, существующая на протяжение многих лет.
3. терминальный период – распад бреда, что связывается с выздоровлением, улучшением состояния или слабоумием.
Содержание может быть различным: реформаторства, ревности, изобретательства, преследование высокого происхождения.
2) Чувственный бред (образный, вторичный) — развивается в рамках сложного психического синдрома вместе с другими психическими нарушениями (синестопатии, галлюцинации, аффектогенной сферы, расстройства памяти).
Фабула бреда – представление обыденного или фантастического содержания. Обычно это острый бред, лишенный последовательности, фрагментный, изменчивый. Здесь нет активной работы над содержанием бреда: ему как правило предшествует бред настроения.
3) аффективный бред (образный) – возникает на фоне аффективно – депрессивного или маниакального состояний.
4) психогенно обусловленный бред – развивается в связи с психотравматических ситуаций, увеличение внушаемости и ряда других дополнительных факторов – переутомление, длительное лишение сна, соматических неблагополучий, злоупотребление алкоголем. Наблюдаются » совместные психозы » или психозы вдвоем – c. Berlyn 1819.
Патофизиологическая основа бреда – образование инертного патологического очага возбуждения во 2-ой сигнальной системе при первичном бреде. В 1-ой сигнальной системе при образном (аффективном) бреде.
3