- Учение И.П. Павлова об анализаторах.
- Сенсорные системы организма.
- Функциональное созревание сенсорных систем.
- Зрительный анализатор.
- Слуховой анализатор.
- Учение И.П. Павлова об анализаторах.
На основе функционирования специальных сенсорных систем или анализаторов осуществляется восприятие и обработка информации. Анализаторы осуществляют превращение раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма в нервные импульсы и передачу их в центры головного мозга.
И. П. Павлов впервые создал представление об анализаторах как о единой системе анализа информации, состоящей из трёх взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового и центрального.
Характеристика отделов анализатора.
Рецепторы являются периферическим звеном анализатора. Они представлены нервными окончаниями или специализированными нервными клетками, реагирующими на определённые раздражители внешней или внутренней среды. В рецепторах происходит преобразование энергии раздражителя в энергию нервного импульса.
Проводниковый отдел представлен центростремительными (чувствительными) нервными волокнами, которые несут нервные импульсы от рецепторов в Ц Н С.
Центральный или корковый отдел находится в определённой зоне коры больших полушарий. Здесь происходит высший анализ определённого раздражителя.
Все части анализатора действуют как единое целое.
- Сенсорные системы организма.
Среди сенсорных систем различают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную, соматосенсорную системы.
Рецепторы соматосенсорной системы расположены в коже, а также в сухожилиях и в мышцах.
- Функциональное созревание сенсорных систем.
Различные анализаторные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как физиологически наиболее древний созревает ещё во внутриутробном периоде. Также рано созревает кожный анализатор.
Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с девятого – десятого дня жизни. До шестилетнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.
1 Функциональные системы организма человека
... аппетита, тики, головные боли, диэнцефальные, вегетососудистые нарушения, функциональные нарушения в отдельных системах организма. 17 «Малые психосоматозы» - общие признаки. Малые психосоматозы – разнообразные ... образ и отношение к ней. Психическое образование личности. Включает сенсорный, эмоциональный, волевой и рациональный компоненты. Подразделяется на конструктивную, ипохондрическую ...
Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребёнка.
Созревание анализаторных систем определяется развитием всех звеньев анализатора.
Периферические звенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже других рецепторных образований формируется периферическая часть зрительного анализатора — сетчатка глаза, однако и её развитие заканчивается к первому полугодию.
Созревание проводящих путей сопровождается миелинизацией нервных волокон, которая происходит в течение первых месяцев жизни. Миелинизация обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения.
Позже других отделов анализаторов созревают их корковые звенья.
Именно их созревание в основном определяет особенности функционирования анализаторных систем в детском возрасте.
Наиболее поздно завершают своё развитие области проекции в коре зрительного и слухового анализаторов.
По мере созревания внутрикоркового аппарата нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребёнка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным.
Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен.Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. В сенсорно обогащённой среде развитие нервных клеток и их синоптических контактов происходит наиболее интенсивно. Если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации из внешней среды, то нервные клетки проекционной коры не развиваются. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте. Средствами его осуществления являются разнообразные предметы, окружающие ребёнка, ярко окрашенные и мелодично звучащие игрушки.
Функциональное созревание сенсорных систем не заканчивается в раннем детском возрасте. Помимо корковых отделов анализаторов в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны – ассоциативные отделы, участвующие в опознании нервных импульсов, их классификации, выработке эталонов. Эти структуры созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет специфику восприятия в школьном возрасте.
Зрительный и слуховой анализаторы играют особую роль в познавательной деятельности.
- Зрительный анализатор.
1) Отделы зрительного анализатора
Рецепторный отдел находится в сетчатке глаза и представлен зрительными рецепторами — палочками и колбочками.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные ... тогда - когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ...
Проводниковый отдел представлен зрительным нервом и чувствительными проводящими путями головного мозга, несущими нервные импульсы в кору больших полушарий.
Корковый отдел находится в затылочной зоне коры больших полушарий.
2) Строение глаза.
Глаз имеет 3 оболочки:
а) наружная оболочка называется белочная или склера, которая впереди переходит в прозрачную роговицу;
б) средняя оболочка называется сосудистая, впереди она переходит в радужную, в центре радужной оболочки находится зрачок;
в) внутренняя оболочка называется сетчатка.
Сетчатка образована несколькими слоями различных клеток, среди которых светочувствительными являются только палочки и колбочки (зрительные рецепторы). Нервные волокна, отходящие от сетчатки, образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг.
В центре сетчатки находится жёлтое пятно – это место наибольшего скопления колбочек. Жёлтое пятно обеспечивает наиболее резкое изображение предмета.
Вблизи жёлтого пятна находится слепое пятно, здесь нет ни палочек ни колбочек, отсюда выходят волокна зрительного нерва.
Палочки, отвечающие за чёрно – белое изображение, расположены по периферии сетчатки.
3) Светопреломляющие среды глаза.
Световые лучи, попадающие в глаз, преломляют следующие прозрачные среды глаза: роговица, хрусталик,стекловидное тело, а также жидкость передней и задней камер глаза.
Каждая из этих сред имеет свой показатель преломляющей силы,Преломляющая способность оптических сред глаза называется рефракция. .Преломляющая сила выражается в диоптриях (Д).
Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным.
Приспособление глаза к чёткому видению предметов на различных расстояниях называется аккомодацией. Такое приспособление обеспечивает ресничное тело. Оно образовано хрусталиком, связанными с ним связками и ресничной мышцей.
При рассматривании предметов, находящихся на далёком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, хрусталик при этом уплощается.
При приближении предмета к глазу происходит сокращение ресничной мышцы, связки расслабляются, в результате чего эластичный хрусталик принимает округлую форму. Преломляющая сила хрусталика при этом увеличивается.
С возрастом аккомодация уменьшается.
4) Основные аномалии рефракции.
а) Близорукость.
В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё. Это может быть связано:
Развитие сохраннных анализаторов
... всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией ... Ход: Баночки находятся в 2-х контейнерах слева и справа от ребенка. Педагог предлагает ребенку подобрать каждой ... памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств воспринимают похожие предметы ...
а) со слишком длинной продольной продольной осью глаза;
б) с большей, чем нормальная, преломляющей силой глаза (кривизна хрусталика больше).
Близорукость в большинстве случаев врождённая, однако она увеличивается в школьном возрасте.
б) Дальнозоркость.
В дальнозорком глазу лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются позади сетчатки.
Дальнозоркость является следствием:
а) короткой продольной оси глаза;
б) неправильной кривизны роговицы или хрусталика.
в) Астигматизм.
К аномалии рефракции относят астигматизм – невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм является следствием неодинаковой кривизны роговицы в различных её меридианах.
5) Возрастные особенности зрительного анализатора
Процесс развития и совершенствования зрительного анализатора, как и других органов чувств, идёт от периферии к центру:
а).
способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3- 5 месяцев;
б).
миелинизация зрительных нервных путей заканчивается уже к 3- 4 месяцам постнатального онтогенеза;
в) аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация;
г) в 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость- у 2,5%; с возрастом число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14- 16 годам 11% (это связано в основном с нарушением гигиены зрения);
д) в процессе развития существенно меняются цветоощущения ребёнка: у новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года жизни, но и при этом оно ещё неполноценно;
е) с возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение;
ж) поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого.
6) Профилактика близорукости.
1) Достаточность освещённости рабочих мест.
2) Оптимальная учебная нагрузка в течение дня.
3) Достаточность воздействия на организм ультрафиолетовых лучей, что благоприятно сказывается на фосфорно — кальциевый обмен детей и подростков.
- Слуховой анализатор.
1) Отделы слухового анализатора.
Рецепторный отдел представлен волосковыми клетками спирального (кортиевого) органа улитки, находящейся во внутреннем ухе.
Проводниковый отдел представлен слуховым нервом и проводящими путями головного мозга, несущими импульсы в кору больших полушарий.
Корковый отдел находится в височной доле больших полушарий.
2) Строение уха.
Наружное ухо образовано ушной раковиной и наружным слуховым проходом.
Среднее ухо представлено барабанной полостью, в которой находиться три слуховых косточки, соединяющиеся между собой. На границе наружного и среднего уха находиться барабанная перепонка.
Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной ...
... характеристика детей раннего возраста с нарушенной слуховой функцией 1.4. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха Заключение Список литературы речь ребенок нарушенное слуховое ... говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной ...
Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы, которая поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку.
Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Между костным и перепончатым лабиринтом находится жидкость перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта – эндолимфа.
Среднее ухо отделяется от внутреннего овальным окном (окно преддверия), ниже находится круглое окно (окно улитки).
Костный лабиринт состоит из трёх частей: в центре находится преддверие. Спереди от него находится улитка, а сзади три полукружных канала. Преддверие и полукружные каналы образуют вестибулярный аппарат.
Внутри улитки на костной спиральной пластинке находится спиральный (кортиев) орган. Он имеет основную мембрану. Вдоль которой пять рядов располагаются опорные и волосковые чувствительные клетки (слуховые рецепторы).
3) Механизм восприятия звука
Для слухового анализатора адекватным раздражителем является звук. Наибольшей возбудимостью обладает ухо к звукам с частотой колебаний в пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц. возбудимость уха сильно понижается.
Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки. Далее колебания передаются через среднее ухо. Слуховые косточки действуют как рычаг: они усиливают колебания и передают их на овальное окно внутреннего уха. Колебание жидкости внутреннего уха колеблет основную мембрану, опорные и волосковые клетки кортиева органа.
Колебания основной мембраны зависит от высоты звука. Различные волосковые клетки реагируют на звуки разной частоты.
Энергия звуковой волны в волосковых клетках, настроенных на данную частоту звуковой волны, преобразуется в энергию нервного импульса. Возбуждение от рецепторов передаётся по нервным волокнам в слуховую кору, где осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного воссоздаётся в ассоциативных корковых зонах.
4) Возрастные особенности слухового анализатора.
Восприятие звука отмечается даже у плода в последние месяцы внутриутробной жизни.
Новорожденные и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков (способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука).
Дифференцирование качественно различных звуков возможно уже на 2-3-м месяце жизни.
В период от 3 до 6-7 месяцев различительная чувствительность слухового анализатора существенно возрастает.
Наибольшая острота слуха свойственна подросткам и юношам (14-19 лет).
У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена больше, чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми
У детей надо развивать слух слушанием музыки, обучением игре на музыкальных инструментах, пением. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев и. т. д.
Медицинская классификация нарушений слуха у детей (Л.В.Нейману)
... силы. Первый критерий – частота звука. Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти ... развития речи Опираясь на предложенные критерии, выделяют следующие группы детей с нарушениями слуха: Я группа Глухие дети Дети, слух которых не может служить основой самостоятельного овладения речью. Обычно ...
5) Гигиена слуха.
1) Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха т даже полной глухоте.
2) Специфическое действие шума на организм проявляется в разной степени нарушения слуха.
3) Неспецефическое действие шума на организм проявляется в разного рода отклонениях со стороны Ц Н С, вегетативной реактивности в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.
4) Большое значение для слухового восприятия имеет речь учителя.
Рекомендуемая литература
- Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.
- Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.
- Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.