ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Направление подготовки:

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль:

«Специальная психология»

Бакалаврская работа

Комсомольск-на-Амуре, 2018

Работа выполнена на кафедре дошкольной и коррекционной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 5

1.1. Значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте…………

1.2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Ошибка! Закладка не определена.

1.3.Педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха………………………………………

Глава 2.Организация работы по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 18

2.1. Исследование особенностей развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 18

2.2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 27

2.3. Динамика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Заключение 34

Библиографический список 38

Приложение

Введение

Актуальность. Как отмечает К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки человека не выражают так ясно и верно самого человека и его отношение к миру, как чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. Дети с различными отклонениями всегда были для окружающих особенными. Они чувствуют, понимают и даже живут по-другому [6; 15].

9 стр., 4267 слов

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста

... слуха у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия и методика развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста ... развития, внутренней культурой людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из кризиса педагоги и ученые ...

Согласно теории А. С. Макаренко, в формировании морального облика детей с нарушениями слуха важно выработать и применять к ним особый педагогический подход. Зачастую нравственное воспитание зависит от родителей, никто как они не может проявить к ребенку максимум любви и понимания. Детям, с нарушением слуха трудно общаться со сверстниками, имеющими нормальное развитие. Как правило, нарушение слуха влечет за собой и нарушение речи, тем самым осложняя их восприятия окружающего мира [5;14].

Как утверждает С.Н. Карпова, при неправильном воспитании дети с нарушением слуха бывают замкнуты, неуверенны в себе и даже агрессивны. К таким последствиям приводит недостаточное понимание мотивов их поступков. Прежде всего, нужно завоевать доверие такого ребенка, постараться стать ему другом и надежным наставником [8;10].

В исследованиях развития нравственных чувств глухих дошкольников Н. Г. Морозова отмечает прежде всего, желание посочувствовать, поделиться тем, что дорого самому и сделать для других что-то особенное, оказать любую помощь. Такое поведение обычно наблюдается у детей разных возрастных групп [8;11].

Т.А. Власова говорит, что нравственное развитие детей с нарушением слуха напрямую зависит от формирования эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления слабослышащих детей зависят от характера общения со взрослыми. По некоторым данным, если у детей с нарушением слуха, родители слабослышащие, то их эмоциональное понимание друг друга гораздо выше, чем у слышащих родителей. Поэтому современные исследователи считают особенно важным формирование нравственных качеств у детей с нарушением слуха [6;11].

Как отмечают Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, в процессе специально организованного обучения, воспитания, развития ребенка с нарушениями слуха личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха происходит более интенсивно. В быту и в разных видах деятельности дети знакомятся с разными социальными явлениями, учатся понимать и анализировать свои и чужие поступки. У них формируются такие качества характера, как активность, самостоятельность. При этом в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха особое внимание Н.Г. Морозова и К.Д. Ушинский уделяют формированию нравственных чувств, понятий, убеждений, воспитанию общественных мотивов поведения, правильного отношения к труду, к людям, к своим обязанностям [7].

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать особенности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

3. Выделить педагогические условия по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...

4. Определить эффективность выделенных педагогических условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования: воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха будет успешным при соблюдении педагогических условий:

— проведение целенаправленной работы в данном направлении;

— использование комплекса специально разработанных игр и упражнений обучающего характера;

— индивидуализация процесса формирования нравственных чувств детей с нарушениями слуха дошкольного возраста исходя из выявленного уровня их развития.

Методы исследования: анамнестический метод, метод анализа литературы, метод количественного и качественного анализа, метод наблюдения, метод статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Раскрась картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методику «Сюжетные картинки».

Теоретическая значимость исследования: обобщили и систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей о значении нравственного воспитания в дошкольном возрасте, об особенностях нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, о педагогических условияхнравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

База исследования:исследование проводили на базе Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в количестве 8 испытуемых.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографической списка, включающего 40 наименований, приложения.

?

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

1.1. Значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе [2;9].

Именно с детского сада начинается первый опыт формирования нравственного воспитания, в моменты когда педагоги дают ребенку первые уроки. Воспитатель, старается охватить больше тематических занятий, связанных с патриотизмом, учат любить детей свою Родину, рассказывают о исторических моментах и культуре посредством сказок. Прививают детям бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательности в отношениях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности [7;14].

2 стр., 751 слов

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. ...

... коммуникативной речи сопровождается недоразвитием ее регулятивной функции. Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С ...

Старшие дошкольники, по мнению ученных, способны установить приятельские отношения, в совместных действиях проявить чувство дружбы и товарищества. Чтобы ребенок обладал высоким нравственным воспитанием, ему необходимо видеть больше положительных поступков, чаще слышать похвалу за проделанный труд, нарисованную картинку или убранные игрушки [3;11].

Всё, что ребенок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности. Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка [9;24].

Детям дошкольного возраста свойственно испытывать радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников, в этом возрасте у них проявляется чувство солидарности. В дальнейшем это чувство приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дети в младшем дошкольном возрасте очень искренни и не подложны, они не умеют хитрить или лукавить.

Сочувствие и жалость к другому ребенку может проявляться в разных ситуациях, например когда один из детей ударился или поранился, возле него собираются сверстники и начинают гладить по головке, или просто жалеть.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю [7;26].

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям[15]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Значимость нравственного воспитания детей старшего возраста с нарушением слуха была рассмотрена в трудах следующих авторов: Т.Г. Богданова, К.И. Вересотская, Т. А. Григорьева, И.С. Марьенко, Т.А.Маркова, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский и др. По мнению авторов нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте, является основным постоянным процессом развития и обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

В работе было рассмотрено понятие эмоциональная отзывчивость. Эмоциональная отзывчивость представляет собой основу формирования у детей нравственных чувств и качеств. Дети получают удовлетворение от хороших поступков, одобрение взрослых, стыд, огорчение, неприятные переживания от своего плохого поступка, от замечаний, недовольства взрослого.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... Театральное ателье» Л.В. Боброва Музыкальный театр «Слоненок» в жизни детей-сирот М.А. Басок Развитие речи ребенка раннего возраста Н.Я. Семаго Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой ... обучения математике в ДОУ Белошистая А.В. Методические рекомендации по использованию практических методов при обучении естествознанию в школах VIII вида Шевырева Т.В. Уроки естествознания ...

Таким образом, в центре внимания в особенности развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм у детей.

В опытно-экспериментальной работе были раскрыты педагогические условия для правильного нравственного воспитания детей:

— обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами;

— широкое использование с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

— подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом;

— построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

— постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

Таким образом, формы работы по нравственному воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха, могут быть различными, в виде: факультативных занятий, бесед, игр нравственного и духовно-нравственного содержания; рукоделия и всех видов творческой художественной деятельности детей; проведения совместных праздников; просмотра слайд — фильмов, диафильмов, использования аудиозаписей и технических средств обучения; экскурсий, целевых прогулок (по городу, району, в областной центр); детской благотворительности; тематических вечеров эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); организации выставок (совместной деятельности детей и родителей); постановки музыкальных сказок духовно — нравственного содержания; творческих вечеров; организации совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Во второй части работы мы провели экспериментальную проверку комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Для проверки нам понадобились испытуемые в количестве восьми человек.

Исследование проводили в период с октября 2017 года по май 2018 года, на базе Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» (КГАУСО «Ласточка»).

В исследовании были использованы следующие методы: анамнестический метод, метод анализа литературы, метод количественного и качественного анализа, метод наблюдения, метод статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали анамнестический метод, метод анализа литературы, метод количественного и качественного анализа, метод наблюдения, метод статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Раскрась картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методику «Сюжетные картинки».

Таким образом, в результате проведенного исследования в исследуемой нами группе преобладают старшие дошкольники с нарушениями слуха с низким уровнем сформированности компонентов в развитии нравственных качевств.

12 стр., 5793 слов

Развитие фонематического слуха как средство формирования грамотности

... групп Методы исследования: - изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; - формулирование выводов. 1. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста 1.1 Понятие фонематического слуха Фонематический слух ...

Для улучшения показателей сформированности развития нравственных качеств мы разработали и применили программу по повышению.

В программу вошли 4 блока:

Программа помогла улучшить такие качества

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен анализ динамики развития нравственных качеств. Сравнив показания за октябрь 2017 и апрель 2018 мы пришли к выводу, о том, что реализуемая нами программа положительно повлияла на формирование нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями слуха.

За время проведения встреч старшие дошкольники с нарушениями слуха, которые находились на низком уровне сформированности нравственного развития значительно изменили свое поведение по отношению к сверстникам. Они стали бережнее относиться к игрушкам, книжкам. Также при входе в группу стали здороваться друг с другом и с воспитателем. Во время проведения занятий старались быть активными. Испытуемые, которые ранее находились на среднем уровне сформированности нравственного развития стали значительно внемательнее относиться к сверстникам, проявляют высокий уровень сочувствия, стали доброжелательнее, стараются больше помогать товарищам.

На конец года мы так же отметили положительную динамику в развитии нравственных качеств у всех исследуемых при физических занятиях, исследуемые вели себя сдержаннее, слушали воспитателя внимательно и соблюдали правила поведения на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева; под ред. М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Академия, 2015. – 576 с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2012. — 298 с.

3. Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. — СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2012. — С. 78-84.

4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М., 2015. — 423 с.

5. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2013. — 111 с.

6. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. — «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 122 с.

7. Гаврилова Е.В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: диссертация кандидата педагогических наук. — Москва, 2011.-213 с. .

8. Гаврилова Е.В. Сравнительный анализ особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом // Пермский педагогический журнал, 2014. — № 6. — С. 26-32.

9. Гладкова Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников.Справочник воспитателя — 4 — М., 2014. — 122 с. .

10. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2014. — 160с.

11. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. – М., 2016. — 367 с. .

12 стр., 5639 слов

Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста ...

... об особенностях мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Объектом в данной работе выступает развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Предметом - особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Гипотеза исследования заключается ...

12.Головчиц Л.А. Программы (для специальных дошкольных учреждений).

Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.

13. Голоюс Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПгПуим.В.Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1188–1193.

14. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. М.: Педагогика и психология. Гардарики, 2012. — 480 с.

15. .Дашина Н.С. Общая педагогика. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2012. — 160 с.

16.Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. — Москва:, 2007. – 23 с. .

17.Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика.Учебное пособие. — М., «Академия», 2011. — 278 с.

18..Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М.: 2009. – 115 с. .К

19.Корсунская Б.Д. Не говори ребенку — ты плохой. — М.: Классикс Стиль, 2010. – 95 с.

20..Корсунская Б.Д. Читаю сам: кн. для чтения для детей дошк. и мл.шк. возраста с нарушениями слуха: В 3 кн. / Б.Д. Корсунская. — М.: Владос, 2000. — Кн. 2. — 2000. — 174 с.

21.Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред.Л.П. Носковой.— М.: Просвещение, 2016. — 224 с. .