ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Направление подготовки:

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль:

«Специальная психология»

Бакалаврская работа

Комсомольск-на-Амуре, 2018

Работа выполнена на кафедре дошкольной и коррекционной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 5

1.1. Значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте…………

1.2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Ошибка! Закладка не определена.

1.3.Педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха………………………………………

Глава 2.Организация работы по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 18

2.1. Исследование особенностей развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 18

2.2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 27

2.3. Динамика развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Заключение 34

Библиографический список 38

Приложение

Введение

Актуальность. Как отмечает К.Д. Ушинский, ни слова, ни мысли, ни поступки человека не выражают так ясно и верно самого человека и его отношение к миру, как чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. Дети с различными отклонениями всегда были для окружающих особенными. Они чувствуют, понимают и даже живут по-другому [6; 15].

9 стр., 4267 слов

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста

... слуха у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия и методика развития музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста ... развития, внутренней культурой людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из кризиса педагоги и ученые ...

Согласно теории А. С. Макаренко, в формировании морального облика детей с нарушениями слуха важно выработать и применять к ним особый педагогический подход. Зачастую нравственное воспитание зависит от родителей, никто как они не может проявить к ребенку максимум любви и понимания. Детям, с нарушением слуха трудно общаться со сверстниками, имеющими нормальное развитие. Как правило, нарушение слуха влечет за собой и нарушение речи, тем самым осложняя их восприятия окружающего мира [5;14].

Как утверждает С.Н. Карпова, при неправильном воспитании дети с нарушением слуха бывают замкнуты, неуверенны в себе и даже агрессивны. К таким последствиям приводит недостаточное понимание мотивов их поступков. Прежде всего, нужно завоевать доверие такого ребенка, постараться стать ему другом и надежным наставником [8;10].

В исследованиях развития нравственных чувств глухих дошкольников Н. Г. Морозова отмечает прежде всего, желание посочувствовать, поделиться тем, что дорого самому и сделать для других что-то особенное, оказать любую помощь. Такое поведение обычно наблюдается у детей разных возрастных групп [8;11].

Т.А. Власова говорит, что нравственное развитие детей с нарушением слуха напрямую зависит от формирования эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления слабослышащих детей зависят от характера общения со взрослыми. По некоторым данным, если у детей с нарушением слуха, родители слабослышащие, то их эмоциональное понимание друг друга гораздо выше, чем у слышащих родителей. Поэтому современные исследователи считают особенно важным формирование нравственных качеств у детей с нарушением слуха [6;11].

Как отмечают Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, в процессе специально организованного обучения, воспитания, развития ребенка с нарушениями слуха личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха происходит более интенсивно. В быту и в разных видах деятельности дети знакомятся с разными социальными явлениями, учатся понимать и анализировать свои и чужие поступки. У них формируются такие качества характера, как активность, самостоятельность. При этом в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха особое внимание Н.Г. Морозова и К.Д. Ушинский уделяют формированию нравственных чувств, понятий, убеждений, воспитанию общественных мотивов поведения, правильного отношения к труду, к людям, к своим обязанностям [7].

24 стр., 11576 слов

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

ГО УДПО НИРО КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ Выполнила: Мочалова Ольга Владимировна воспитатель МДОУ №86 ясли/сад Автозаводского района Нижний Новгород 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ...

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать особенности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

3. Выделить педагогические условия по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

4. Определить эффективность выделенных педагогических условий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования: воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха будет успешным при соблюдении педагогических условий:

— проведение целенаправленной работы в данном направлении;

— использование комплекса специально разработанных игр и упражнений обучающего характера;

— индивидуализация процесса формирования нравственных чувств детей с нарушениями слуха дошкольного возраста исходя из выявленного уровня их развития.

Методы исследования: анамнестический метод, метод анализа литературы, метод количественного и качественного анализа, метод наблюдения, метод статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Раскрась картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методику «Сюжетные картинки».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Теоретическая значимость исследования: обобщили и систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей о значении нравственного воспитания в дошкольном возрасте, об особенностях нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, о педагогических условияхнравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

База исследования:исследование проводили на базе Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха в количестве 8 испытуемых.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографической списка, включающего 40 наименований, приложения.

?

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

1.1. Значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе [2;9].

Именно с детского сада начинается первый опыт формирования нравственного воспитания, в моменты когда педагоги дают ребенку первые уроки. Воспитатель, старается охватить больше тематических занятий, связанных с патриотизмом, учат любить детей свою Родину, рассказывают о исторических моментах и культуре посредством сказок. Прививают детям бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательности в отношениях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности [7;14].

Старшие дошкольники, по мнению ученных, способны установить приятельские отношения, в совместных действиях проявить чувство дружбы и товарищества. Чтобы ребенок обладал высоким нравственным воспитанием, ему необходимо видеть больше положительных поступков, чаще слышать похвалу за проделанный труд, нарисованную картинку или убранные игрушки [3;11].

20 стр., 9511 слов

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Владимирский государственный гуманитарный университет Кафедра дошкольного образования Курсовая работа По курсу: Дошкольная педагогика Тема психолого-педагогического исследования: «Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению» Выполнила: студентка Группы Д/О 4.3 Заочной формы обучения Факультета ...

Всё, что ребенок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности. Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка [9;24].

Детям дошкольного возраста свойственно испытывать радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников, в этом возрасте у них проявляется чувство солидарности. В дальнейшем это чувство приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дети в младшем дошкольном возрасте очень искренни и не подложны, они не умеют хитрить или лукавить.

Сочувствие и жалость к другому ребенку может проявляться в разных ситуациях, например когда один из детей ударился или поранился, возле него собираются сверстники и начинают гладить по головке, или просто жалеть.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю [7;26].

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям[15]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Значимость нравственного воспитания детей старшего возраста с нарушением слуха была рассмотрена в трудах следующих авторов: Т.Г. Богданова, К.И. Вересотская, Т. А. Григорьева, И.С. Марьенко, Т.А.Маркова, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский и др. По мнению авторов нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

5 стр., 2152 слов

Новые творческие направления XI века Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха

Реферат на тему: Новые творческие направления XI века. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха Новые творческие направления с XI века Народная музыка средневековья В истории средневековой культуры первые века нового тысячелетия более содержательны, более богаты событиями, чем весь предшествующий длительный период. Здесь как бы реализуются, наконец, результаты медленного, тугого ...

Таким образом, мы можем сделать вывод, что значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте, является основным постоянным процессом развития и обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом по формированию таких качеств личности, как идейность, гуманизм, патриотизм, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

В работе было рассмотрено понятие эмоциональная отзывчивость. Эмоциональная отзывчивость представляет собой основу формирования у детей нравственных чувств и качеств. Дети получают удовлетворение от хороших поступков, одобрение взрослых, стыд, огорчение, неприятные переживания от своего плохого поступка, от замечаний, недовольства взрослого.

Таким образом, в центре внимания в особенности развития нравственного воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм у детей.

В опытно-экспериментальной работе были раскрыты педагогические условия для правильного нравственного воспитания детей:

— обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами;

— широкое использование с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

— подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом;

3 стр., 1429 слов

Особенности воспитания целомудрия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

М.В. Груздева Современный информационный мир часто преподносит подрастающему поколению образцы поведения, далёкие от истинных духовно-нравственных ценностей и здравого смысла. Более того, он манипулирует сознанием детей и молодёжи, «активно разрушает истинную суть понятий, внедряя подмену смыслов и значений» [6, с.161]. В повседневной жизни юные граждане России не только перестают различать ...

— построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

— постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

Таким образом, формы работы по нравственному воспитанию с детьми, имеющими нарушения слуха, могут быть различными, в виде: факультативных занятий, бесед, игр нравственного и духовно-нравственного содержания; рукоделия и всех видов творческой художественной деятельности детей; проведения совместных праздников; просмотра слайд — фильмов, диафильмов, использования аудиозаписей и технических средств обучения; экскурсий, целевых прогулок (по городу, району, в областной центр); детской благотворительности; тематических вечеров эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); организации выставок (совместной деятельности детей и родителей); постановки музыкальных сказок духовно — нравственного содержания; творческих вечеров; организации совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Во второй части работы мы провели экспериментальную проверку комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Для проверки нам понадобились испытуемые в количестве восьми человек.

Исследование проводили в период с октября 2017 года по май 2018 года, на базе Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» (КГАУСО «Ласточка»).

В исследовании были использованы следующие методы: анамнестический метод, метод анализа литературы, метод количественного и качественного анализа, метод наблюдения, метод статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали анамнестический метод, метод анализа литературы, метод количественного и качественного анализа, метод наблюдения, метод статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Раскрась картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), методику «Сюжетные картинки».

Таким образом, в результате проведенного исследования в исследуемой нами группе преобладают старшие дошкольники с нарушениями слуха с низким уровнем сформированности компонентов в развитии нравственных качевств.

Для улучшения показателей сформированности развития нравственных качеств мы разработали и применили программу по повышению.

В программу вошли 4 блока:

Программа помогла улучшить такие качества

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен анализ динамики развития нравственных качеств. Сравнив показания за октябрь 2017 и апрель 2018 мы пришли к выводу, о том, что реализуемая нами программа положительно повлияла на формирование нравственных качеств у старших дошкольников с нарушениями слуха.

За время проведения встреч старшие дошкольники с нарушениями слуха, которые находились на низком уровне сформированности нравственного развития значительно изменили свое поведение по отношению к сверстникам. Они стали бережнее относиться к игрушкам, книжкам. Также при входе в группу стали здороваться друг с другом и с воспитателем. Во время проведения занятий старались быть активными. Испытуемые, которые ранее находились на среднем уровне сформированности нравственного развития стали значительно внемательнее относиться к сверстникам, проявляют высокий уровень сочувствия, стали доброжелательнее, стараются больше помогать товарищам.

На конец года мы так же отметили положительную динамику в развитии нравственных качеств у всех исследуемых при физических занятиях, исследуемые вели себя сдержаннее, слушали воспитателя внимательно и соблюдали правила поведения на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева; под ред. М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: Академия, 2015. – 576 с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2012. — 298 с.

3. Березина Т.А. Диагностика социально-нравственного развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. — СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2012. — С. 78-84.

4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М., 2015. — 423 с.

5. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2013. — 111 с.

6. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. — «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 122 с.

7. Гаврилова Е.В. Педагогические условия воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: диссертация кандидата педагогических наук. — Москва, 2011.-213 с. .

8. Гаврилова Е.В. Сравнительный анализ особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с сохранным и нарушенным слухом // Пермский педагогический журнал, 2014. — № 6. — С. 26-32.

9. Гладкова Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников.Справочник воспитателя — 4 — М., 2014. — 122 с. .

10. Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2014. — 160с.

11. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. – М., 2016. — 367 с. .

12.Головчиц Л.А. Программы (для специальных дошкольных учреждений).

Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста.

13. Голоюс Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПгПуим.В.Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 1188–1193.

14. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. М.: Педагогика и психология. Гардарики, 2012. — 480 с.

15. .Дашина Н.С. Общая педагогика. М.: Современный Гуманитарный Университет, 2012. — 160 с.

16.Заболтина В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. — Москва:, 2007. – 23 с. .

17.Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика.Учебное пособие. — М., «Академия», 2011. — 278 с.

18..Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М.: 2009. – 115 с. .К

19.Корсунская Б.Д. Не говори ребенку — ты плохой. — М.: Классикс Стиль, 2010. – 95 с.

20..Корсунская Б.Д. Читаю сам: кн. для чтения для детей дошк. и мл.шк. возраста с нарушениями слуха: В 3 кн. / Б.Д. Корсунская. — М.: Владос, 2000. — Кн. 2. — 2000. — 174 с.

21.Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред.Л.П. Носковой.— М.: Просвещение, 2016. — 224 с. .