Тема IV. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Тема IV. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ

И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

План.

1. Филогенез психики:

а) стадия элементарной сенсорной психики;

б) стадия перцептивной психики.

2. Сознание человека.

а) возникновение сознания как высшей интегральной формы психического отражения;

б) структура сознания;

в) бессознательное.

1. Филогенез психики

Филогенез психики – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида. Вопрос о том, кто обладает психикой, давно волнует умы ученых. Выделяются следующие подходы к пониманию того, кому принадлежит психика:

  1. В русле антропопсихизма (Р. Декарт) считается, что психика присуща только человеку.
  2. Панпсихизм (французские материалисты) постулирует всеобщую одухотворенность природы.
  3. Биопсихизм приписывает психику живой природе: животным, человеку и растениям.
  4. Нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика характерна для организмов, которые имеют нервную систему.
  5. Мозгопсихизм (К.К. Платонов) – психика имеется только у организмов с трубчатой нервной системой и головным мозгом. У насекомых психика отсутствует, т.к. они обладают узелковой нервной системой, без выраженного головного мозга.
  6. А.Н. Леонтьев, разработавший знаменитую теорию филогенеза психики, считает, что критерием появления психического отражения является наличие чувствительности. Чувствительность – способность реагировать на жизненно незначимые (абиотические) сигналы (звук, запах и т.д.), являющиеся в свою очередь сигналами о жизненно важных (биотических) раздражителях, таких как пища, опасность.

А.Н. Леонтьев выделил две основные стадии филогенеза психики: сенсорную и перцептивную. На каждой стадии имеются свои особенности психического отражения и соответствующие им формы поведения животных (табл. 4).

19 стр., 9446 слов

Психика и сознание основные этапы и содержание их развития в фило-и онтогенезе

... развития психики в филогенезе и онтогенезе позволяет глубже изучить и понять структуру и функционирование психики человека и сознания, как феномена наивысшего развития психических функций. ... осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. ...

Таблица 4

Филогенез психики

Стадия

Характеристика формы психического отражения

Характеристика формы поведения

А) Стадия элементарной сенсорной психики.

На низшем уровне, на котором находятся простейшие, многоклеточные организмы, живущие в воде, возникает раздражимость. Это способность живых организмов реагировать на биологически значимые раздражители повышением уровня активности, изменением направления и скорости движения.

Таксисы (от греческого тaxis – расположение по порядку) – это реагирование своеобразными движениями по отношению к биологически благоприятным или неблагоприятным раздражителям. Виды таксисов по модальности (качеству):

  • фототаксис;
  • хемотаксис;
  • термотаксис;
  • топотаксис.

Таксисы одноклеточных и низших многоклеточных организмов представлены ортотаксисами (изменение скорости передвижения) и клинотаксисами (изменение направления движения).

На высшем уровнем данной стадии формируется нервная система: диффузная (гидра), сетевидная (медузы), цепочная или кольцевая (черви), ганглиозная (ракообразные, пауки).

Психическое отражение принимает форму чувствительности – способности реагировать на биологические нейтральные свойства среды (абиотические).

Организмы ищут биологически полезные воздействия и избегают вредных факторов.

Инстинкты – наследственно закрепленные, программированные формы поведения.

Вывод: у живых организмов, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, формируется способность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира – чувствительность, которой соответствует такая форма поведения, как инстинкты.

Б) Стадия перцептивной психики.

На низшем уровне стадии у живых организмов (у позвоночных) возникает предметное восприятие (отражение внешней действительности в целостной предметной форме), элементарные формы мышления (высший уровень).

Способность к научению, в результате которого формируются навыки, приобретаемые в ходе накопления индивидуального опыта животных, и развитое защитное поведение.

На наивысшем уровне находятся обезьяны, собаки, дельфины. Их психика характеризуется способностью отражать межпредметные связи, т. е. возникает интеллект.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется наглядно-действенным решением проблемных ситуаций, ее практическим анализом, инсайтом (внезапным озарением в решении проблемной ситуации), предвосхищением результата ситуации.

Вывод: чем выше место, которое занимает организм на шкале филогенетического развития, тем сложнее его нервная система, тем больше времени требуется ему для достижения зрелости. Усложнение психики как свойства головного мозга в филогенезе связано с приспособлением организмов к действительности.

Вывод. Движущей силой развития психики у живых существ является необходимость обеспечения наиболее экономных средств существования. Психика возникает и развивается потому, что иначе организмы не смогли бы ориентироваться в среде и существовать. Чем выше способы отражения и формы поведения, тем более данный вид живых существ освобождается от влияния среды.

2. Сознание человека

Возникновение сознания как высшей интегральной формы психического отражения.

Психика человека значимо отличается от психики животных, т.к. для нее характерно сознание как наивысшая интегральная форма психического отражения. Возникновению сознания способствовали как природные, биологические, так и социальные факторы. Изменение схемы питания, стадный образ жизни, усложнение головного мозга и его биохимических реакций, глобальное похолодание климата в ледниковый период, влияние радиации (первые останки предков человека найдены на севере Африки, в местах тектонических разломов с высоким уровнем радиации), прямохождение – все это можно отнести к природным естественным и биологическим факторам.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека (социальный фактор).

В ходе трудовой деятельности люди использовали орудия труда, которые способствовали возникновению опосредованного взаимодействия со средой с целью ее дальнейшего преобразования. Для более эффективного взаимодействия людей в процессе труда необходимо было совершенствовать способы передачи информации. Так возникла вербальная коммуникация (язык), II сигнальная система. В языке заключен опыт человечества, его знания. Словесные сигналы (символы) одновременно называют и обобщают, т.е. содержат в себе наиболее значимые существенные связи. Поэтому возникновение речи и языка способствовало формированию высших психических функций (ВПФ), для которых характерна обобщенность, абстрактность, произвольность (культурно-историческая концепция возникновения ВПФ Л.С. Выготского).

Сознание человека интегрирует в себе все ВПФ. Таким образом, сознание – высший уровень отражения человеком действительности, опосредованный общественно- исторической деятельностью человека.

Вывод. Если у животных видовой опыт зафиксирован в генетических программах развития, которые автоматически развертываются по мере их онтогенеза, то у человека психика и сознание развиваются по мере усвоения культурно-исторического опыта (знаний о мире), усваиваемого ребенком в процессе взаимодействия со взрослым. Сознание развивается в деятельности и выражается посредством речи и языка. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – объективная форма воплощения достижений психического развития человеческой цивилизации.

Структура сознания.

  1. Сознание включает в себя совокупность знаний о мире и познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания: ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, память.

2. Образ-Я – форма переживания человеком своей личности (А.Н. Леонтьев).

В сознании закреплено различение субъекта и объекта. Человек, осознавая себя как субъект, осуществляет самосознание, самопознание, самооценку, самовоспитание.

3. Целеполагание – сознание формирует цель деятельности, взвешивает мотивы, принимает волевые решения, учитывает ход выполнения действий и корректирует результат.

4. Сознание включает в себя отношение к миру, выражаемое в чувствах: эмоциональная оценка системы межличностных отношений, отношение к другим людям, к самому себе, деятельности.

В современном подходе выделяются два уровня сознания: рефлексивно-созерцательный слой, состоящий из значения и смысла; бытийно-деятельностный слой сознания, включающий в себя чувственную ткань образа и биодинамическую ткань действия (В.П. Зинченко).

Термин «значение» понимается как значение слова или как содержание общественного сознания, усваиваемого индивидом. Понятие значение фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется и развивается в условиях определенного культурного пространства. В значениях представлена свернутая и материализованная в языке идеальная форма существования предметного мира: его свойств, связей, отношений (А.Н. Леонтьев).

Понятие «смысл» выражает укорененность индивидуального сознания в бытие человека, а термин «значение» – его подключенность к общественному сознанию. Смысл – функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов, т.к. он значения связаны с мотивами и ценностями человека.

Биодинамическая ткань действия – наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями.

Чувственная ткань образа – обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространства, движения, цвета, формы), из которых строится образ. Чувственные образы сознания придают реальность сознательной картине мире. В результате мир существует не внутри сознания, а вне его как объективная реальность (А.Н. Леонтьев).

Ведущим актом сознания является осознание. Выделяются два закона осознания:

  • Закон Клаперада: чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше его осознаем.
  • Закон смещения: осознать какую-либо операцию – значит перевести ее из плоскости действия и в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении, чтобы можно было выразить словами.

Вывод. Сознание человека обобщенно и абстрактно отражает объективную реальность, в результате чего накапливаются знания, выражается определенное отношение к миру, обеспечивается целеполагание деятельности. Сознание включает в себя образ собственного Я.

Бессознательное – низший уровень психики человека, это совокупность психических процессов, состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Если сознание сравнить с айсбергом, то его верхняя часть, торчащая над водой и сверкающая под лучами солнца, будет сознательной частью психики, а подводные, наиболее древние, мощные слои, уходящие в бездонные глубины, – это бессознательное.

Бессознательное включает:

  • бессознательные психические явления: ощущения, восприятие, мышление, установки. Бессознательная психика и решения возникают на пути продвижения информации в головной мозг;
  • явления, которые сначала осознавались человеком, но со временем ушедших в сферу бессознательного (ходьба, речь, умение писать или плавать).

    Данные явления проходят путь от сознательного к бессознательному;

  • желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания человека под влиянием цензуры, морали, норм и правил поведения в обществе. Бессознательные мотивационные тенденции возникают при столкновении разнонаправленных внутренних конфликтов.

Вывод. Сознательное и бессознательное – две стороны такого единого процесса, как психическое отражение. Благодаря сознанию человек осуществляет деятельность, развивается как личность.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные подходы к пониманию того, кому принадлежит психика.
  2. Дайте характеристику стадий и уровней развития психического у животных по А. А. Леонтьеву.
  3. Составьте структурно-логическую схему, отражающую эволюцию форм психического отражения и поведения животных.
  4. Что является движущей силой развития психики у живых существ?
  5. Каковы основные условия развития сознания человека?
  6. Дайте характеристику структуры сознания.
  7. Каким образом проявляется бессознательное в психике человека?