Формы психического отражения простейших

Санкт-Петербургская Академия управления и экономики
Контрольная работа
Дисциплина: «Зоопсихология»

Тема: «Формы психического отражения простейших»
                                                                 Выполнил: cтудент гр 1133 Г 1 1

                                                                  Малинина Н.С.

                                                                  Проверил: Лебедев А.А.
Санкт-Петербург

2009
Содержание:
1.     Введение………………………………….3
2.     Общее понятие теории отражения………4

3.     Формы биологического отражения……..5

3.1.Раздражимость……………………….6

      4. Психическое отражение………………….7

      5. Заключение……………………………….14

      6. Список литературы………………………15
1.Введение.

Есть ли у животных психика, каковы ее особенности, как ее изучать, что такое поведение, как оно связано с психикой, где используются зоопсихологические знания, что такое зоопсихология как наука и как она связана с общей психологией и биологией?

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения ...

... ? 1. Классификация форм поведения животных На сегодняшний день существует достаточно много различных классификаций форм поведения, однако основной считается ... – 392 с. 4. Снегин, Э.А. Введение в этологию и зоопсихологию: Курс лекций для студентов и преподавателей ... и поверхностность отражения окружающего мира в ходе инстинктивного поведения тем, что примитивность психического отражения на завершающей ...

Среди великих загадок природы, к познанию которых с древнейших времен стремился человеческий ум, психика животных занимает одно из первых мест. В наше время изучением психики животных занимается специальная наука – зоопсихология Согласно ленинской теории отражения психика является по своему содержанию высшей формой отражения объективной реальности. Появившись лишь на определенном этапе развития органического мира, психика присуща только высокоорганизованным живым существам. Она выражается в их способности отражать своим состоянием окружающий мир. Началом этого этапа в эволюции органического мира следует считать появление животной формы жизни, ибо именно специфические условия жизнедеятельности животных породили необходимость качественно нового, активного отражения объективной действительности, способного регулировать усложнившиеся отношения организма со средой.1

Таким образом, психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. При этом, служа активному отражению объективной реальности, материи, психика сама есть свойство высокоразвитой органической материи. Этой материей является нервная ткань животных (или ее аналоги).

У подавляющего большинства животных имеется головной мозг – центральный орган нервно-психической деятельности.

Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. При этом отражаются не только сами компоненты окружающей среды, но и собственное поведение животного, а также произведенные им в результате этих воздействий изменения в среде. Притом у высших животных (у высших позвоночных), которым свойственны подлинные познавательные способности, наиболее полноценное и глубокое отражение предметов окружающего мира совершается именно в ходе их изменения под воздействием животного.

Итак, психическое отражение – способность получать информацию об окружающей среде в виде психических образов.

1 К.Э. Фабри, Основы зоопсихологии. М., Учебно-методический коллектор «Психология» , 2001

2.Общее понятие теории отражения.

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются:

отражение;

раздражимость;

чувствительность;

психическое отражение;

сознательная форма отражения.

Первопричина психического отражения – поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, без поведения нет психики. Но справедливо и обратное, ибо, являясь производной поведения, психика вторично сама корректирует и направляет внешнюю активность организма. В этом и состоит приспособительная роль психики: адекватно отражая окружающий мир, животное приобретает возможность ориентироваться в нем и в результате адекватно строить свои отношения с биологически значимыми компонентами среды.
Элементарными формами отражения являются:

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... nbsp; Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей агрессивностью ... стенические (повышающие активность) и астенические. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, ... I. Теория гештальта (образа): человек (и животные) воспринимают не отдельные стимулы, а их комплексы. ...

механическое;

физическое;

химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.
3. Формы биологического отражения.
Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

раздражимость;

чувствительность;

психическое отражение.

Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого).

Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности. Сознание человека отличается от сознания внешних животных:

большей глубиной;

большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;

способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);

возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, — языка в устной и письменной формах).

3.1 Раздражимость.

С появлением жизни на Земле живая материя приобретает особых свойств. Общим свойством всех живых организмов является раздражение — способность реагировать на внешние воздействия среды определёнными биологическими процессами. Раздражение является необходимым условием обмена веществ между организмом и средой. Это биологическая форма отображения. Рассмотрим, как она проявляется.

7 стр., 3204 слов

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ У ЖИВОТНЫХ.

... это событие в контексте категории отражения? Животное отразило движением воздействие предмета, непосредственно разрушающего организм. Данная ... что речь идет о биологической форме отражения действительности, к которой надо ... Способность отражать отдельные свойства предметов получила название чувствительность, или ощущение. Наличие ощущения позволяет нам представить первую стадию психического отражения ...

Животное отвечает активностью (внешней и внутренней) на прямые воздействия, которые сами по себе позитивно или негативно сказываются на организме. Так, например, питательные вещества, растворенные в воде, вызывают у инфузории процесс ассимиляции, т.е. усвоение их. Прикосновение инородного тела до оболочки амебы вызывает процесс захвата (независимо от свойств этого тела).

Таким образом, с возникновением жизни отражение становится качественно иным. В неживой природы объект остается пассивным относительно воздействий, а в живой природе существа проявляют активность, они избирательно реагируют на воздействия вследствие способности к саморегуляции. В последнее время появляются публикации о том, что растениям присущи сложные формы реагирования на внешние воздействия. Элементарные движения растений называются тропизмами (подсолнух поворачивается за солнцем; Мимоза сворачивается от соприкосновения; росянка, словив в плен насекомых, закрывает лепестки цветка и т.п.).

Описываются и сложные проявления реагирования растений. Известно, что с помощью электродов, прикрепленных к растениям, можно определить их биоэлектрической активности. Если рядом с растением, к которому прикреплена электроды, сломать другую, то фиксируется увеличение биоэлектрического потенциала. Более того, возвращение к столу с растениями того, кто нарушил эту дощечку, вновь вызывает такую же реакцию, будто растение «узнает» его. Аналогичную реакцию наблюдали в растения, когда рядом с ней опускали в кипящую креветку. Подобные явления свидетельствуют о сложности форм проявления отображения. Впрочем, они требуют экспериментального массового подтверждение.

Раздражительность является основой появления более высокого уровня отображения — психического.

4. Психическое отражение.

Психическое отражение возникает на определенном этапе развития животного мира в форме чувствительности, т.е. способности ощущать.                                                                           Чувствительность проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизни организма не зависит, но которые являются биологически значимыми. Например, вибрация паутины, обусловленная попаданием в нее насекомые, прямо не касается потребностей паука, однако она является для него сигналом о наличии по-близости пищи. Легкое топот для лягушки само по себе не поддерживает ее жизнь , но оно сигнализирует о наличии пищи или опасности. Роль сигнала могут выполнять звуки, запахи, цвета и другие качества объектов и их сочетание.                                                                                                                            Возникновение у животного способности различать отдельные раздражители, которые играют Сигнальную роль в приспособлении ее к внешнему среды, является началом развития психики. Например, насекомые за запахом, звуком находят пищу, особей противоположного пола; звуки и запахи является для них сигналом опасности и т.д.                                                                                       Итак, психика выполняет Сигнальную функцию в приспособлении животных к внешней среде.

В процессе биологической эволюции животных выделяют (А. Н. Леонтьев) три качественно отличные стадии развития психики:

    * Элементарной чувствительности — сенсорная;

    * Предметного восприятия — перцептивные;

     * Простейшей интеллектуальной поведения.

     * На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует лишь на отдельные воздействия свойств предметов внешнего мира, которые имеют для нее определенное биологическое значение, т.е. от которых зависит реализация основных биологических функций животных.1 Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений. Сенсорное отражение наблюдается у животных с сетчатой и узловая нервными системами. Они выделяют из среды отдельные свойства: вибрацию, звуки, запахи, цвета, которые имеют для животных аналитическое сигнальное значение и ориентируют во внешнем мире (гусеница сворачивается в ответ на прикосновение; пчела летит на цветы по запаху).

Осязание и запах сигнализируют о других жизненно важные воздействия. __________________________________________________________________

1 Леонтьев А.И. Развитие психики животных . М., 1981.

 * Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. На перцептивные стадии психического отражения находятся все млекопитающие, имеющие достаточно развит головной мозг. Для этой стадии характерна способность синтетического отражения разных свойств одного объекта, часто сложного (собака узнает хозяина по ряду признаков: голос, одежда, запах).

Формируется представление, совершенствуется память. Но одни из свойств объекта является для животных более значимыми (как сигнал), тогда как другие играют меньшую роль.                                                                                                                                                Для развития психики большое значение имеет образ жизни животных. Птицы, рыбы, которые живут в единообразной среде, имеют менее развитую психику, чем большинство наземных животных.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (таблица).

Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший»

Стадии и уровни развития психики и поведения животных  приведены в таблице:

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1.       Стадии элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования-челюстей. Способность к формированию элементарных  условных рефлексов.
2.Стадия перцептивной психики.

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в                     

Целостный образ вещи. Главный орган мани-пулирования — челюсти.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач).

Складывание определенной «картины мира».

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно -исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо отналичных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).

Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск поло-жительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
А.  Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограм-мированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.).

Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.   
В.Выделение специ-ализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной  среде.
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво-ночные  (членистоногие и головоногие моллюски).

Насекомые.
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Обезьяны, некоторые другие высшие  позвоночные (собаки, дельфины). 

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то , другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организмa. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое посредствуется совершенствованием психики.               Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти.                                                                              Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готов­ность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. двигательная активность животных еще не имеет поискового, целе­направленного характера. Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей .Двигательная активность совершенствуется и приобре­тает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.                                            Виды приспособительного поведения, приобретаемые в резуль­тате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов нас­ледственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведен­ческих реакций.                      Качественный скачок в развитии психики и поведения животных  происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает воспринимать­ся в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприя­тии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориен­тироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигатель­ных навыков.                                              Весьма развитой оказывается двигательная активность, включаю­щая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправлен­ный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептив­ной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, дру­гие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой здесь группы животных относятся простейшие, на примере которых здесь будет дана характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.                                                                                             Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных. Это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «переливания» плазмы из одного участка тела в другой. Другие представители простейших, грегарины, передвигаются своеобразным «реактивным» способом – путем выделения из заднего конца тела слизи, «толкающей» животное вперед. Существуют и простейшие, пассивно парящие в воде.                                                                           Однако большинство простейших передвигаются активно с помощью особых структур, производящих ритмичные движения, – жгутиков или ресничек. Жгутики и реснички приводятся в движение сокращениями миофибрилл, которые образуют волоконца, мионемы, соответствующие мышцам многоклеточных животных. Таким образом, еще даже до появления специальных эффекторов перемещение животного в пространстве совершается путем сокращений. Именно сократительная функция, носителем которой являются у простейших мионемы, а у многоклеточных мышцы, обеспечивала все разнообразие и всю сложность двигательной активности животных на всех этапах филогенеза.1

Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. Типичным примером кинеза является ортокинез – поступательные движение с переменной скоростью.

1.                    1 К.Э. Фабри, Основы зоопсихологии. М., Учебно-методический коллектор «Психология» , 2001

Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше животное будет находиться от места с оптимальной температурой. Следовательно, здесь интенсивность поведенческого (локомоторного) акта непосредственно определяется пространственной структурой внешнего раздражителя.

Как мы видим, осуществление наиболее примитивных инстинктивных движений – кинезов – определяется непосредственным воздействием градиентов интенсивности биологически значимых внешних факторов. Роль внутренних процессов, происходящих в цитоплазме, заключается в том, что они дают поведенческому акту «первый толчок», как и у многоклеточных животных.

Ориентирующими элементами являются у представителей рассматриваемого типа и у других низших беспозвоночных, стоящих на данном уровне психического развития, простейшие таксисы. В ортокинезах ориентирующий компонент – ортотаксис – проявляется в изменении скорости передвижения без изменения его направления в градиенте внешнего раздражителя. В клинокинезах этот компонент называется клинотаксисом и проявляется в изменении направления движения на определенный угол.

Зачастую клинотаксисы проявляются в ритмичных маятникообразных движениях (на месте или при передвижении) или в спиралевидной траектории плывущего животного. И здесь имеет место регулярный поворот оси тела животного (у многоклеточных животных это может быть и только часть тела, например голова) на определенный угол.

Клинотаксисы обнаруживаются и при встрече с твердыми преградами. Вот пример соответствующего поведения инфузории (туфельки).

Наткнувшись на твердую преграду (или попав в зону с другими неблагоприятными параметрами среды), туфелька останавливается, изменяется характер биения ресничек, и животное отплывает немного назад. После этого инфузория поворачивается на определенный угол и снова плывет вперед. Это продолжается до тех пор, пока она не проплывет мимо преграды (или не минует неблагоприятную зону).

Если же, наоборот, туфелька натыкается не на твердое препятствие, а на мягкий объект (например, растительные остатки, фильтровальная бумага), она реагирует иначе: при такой слабой тактильной стимуляции инфузория останавливается и прикладывается к этой поверхности так, чтобы максимальный участок тела соприкасался с поверхностью объекта.

Кроме упомянутых таксисные реакции установлены у простейших также в ответ на химические раздражения (хемотаксисы), электрический ток (гальванотаксисы) и др. На свет часть простейших реагируют слабо, у других же эта реакция выражена весьма четко.
5.Заключение.

Качества психического отражения определяются тем, насколько развиты способности к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного поведения. У простейших мы встречаем разнообразные формы передвижения в водной среде, но только на самом примитивном уровне инстинктивного поведения – кинезов. Ориентация поведения осуществляется только на основе ощущений и ограничена элементарными формами таксисов, позволяющими животному избегать неблагоприятные внешние условия. За отдельными исключениями, активность простейших находится в целом как бы под отрицательным знаком, ибо эти животные попадают в сферу действия положительных раздражителей, уходя от отрицательных.

Как мы могли убедиться, на низшем уровне элементарной сенсорной психики поведение животных выступает в достаточно разнообразных формах, но все же мы имеем здесь дело лишь с примитивными проявлениями психической активности. О такой активности, о психике мы можем здесь говорить потому, что простейшие активно реагируют на изменения в окружающей их среде, причем реагируют на биологически непосредственно не значимые свойства компонентов среды как на сигналы о появлении жизненно важных условий среды. Другими словами, простейшим свойственна элементарная форма психического отражения – ощущение, т.е. чувствительность в собственном смысле слова. Но там, как мы уже знаем, где появляется способность к ощущению, начинается психика.
Таким образом, психическое отражение выполняет на самом низком уровне своего развития в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной «однобокостью»: сопутствующие биологически не значимые свойства компонентов среды дистантно ощущаются животными как сигналы появления таких компонентов лишь в том случае, если эти компоненты являются для животных вредными.
6.Список литературы:
1.Леонтьев А.И. Развитие психики животных //Проблемы развития психики.      М., 1981.

2.К.Э. Фабри, Основы зоопсихологии. М., Учебно-методический коллектор «Психология» , 2001