1.Предмет современной возрастной психологии

Лекция 1. Предмет современной возрастной психологии.

План:

1.Предмет современной возрастной психологии.

2.Теоретические и практические задачи современной возрастной психологии.

3.История возникновения возрастной психологии.

4.Связь возрастной психологии с другими отраслями знания.

5.Методы возрастной психологии и их характеристика.

1.Предмет современной возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии – закономерности онтогенеза психических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития; индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития.

Что такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное отличие развития от других изменений объекта? Известно, что объект может изменяться, но не развиваться. Так, рост — это количественное изменение объекта без изменения его внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов и процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, можно видеть его количественное нарастание. Явления роста имеются и в психических явлениях, например, рост словарного запаса ребенка без изменения функций речи. Таким образом, рост не является развитием, но может быть его симптомом.

Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых процессов, новых структур, новых механизмов.

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекс оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

7 стр., 3075 слов

Предмет и задачи возрастной психологии, развитие личности младших школьников

Контрольная работа по возрастной психологии Выполнил студент группы 4978 б с Л.Г.Гаркуша ГОУ ВПО «Курганский государственный университет» Курган 2009 I. Предмет и задачи возрастной психологии Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития ...

Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие.

Л.С.Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный — это такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Примером такого типа развития служит эмбриональное развитие. Непреформированный тип – такой тип развития, когда изначально не даны ни стадии, через которые явление (организм) пройдет, ни итог. Примерами служит развитие галактики, человеческого общества. Процесс психического развития также является непреформированным. Но в то же время это особый процесс. Он детерминирован той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Таким образом, онтогенетическое развитие происходит по образцу, который существует в данном обществе. В этом специфика психического развития. Вне процесса освоения духовного и материального богатства человечества развитие отдельного человека вообще невозможно.

2.Теоретические и практические задачи современной возрастной психологии.

Возрастная психология призвана решать следующие теоретические и практические задачи:

1) Научно-исследовательские. При их постановке предмет науки рассматривается на разных уровнях: на уровне общих закономерностей развития и на уровне их специфического проявления в отдельные периоды жизни. Эти задачи направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета исследования.

2) Диагностические. Продвижение в решении теоретических задач расширяет возможности их практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

Содержание 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» 2 2. Определение понятий «этика», «общение», «деловое общение», «этика делового общения» 3 3. Структура личности по Фрейду и практика делового общения 4 4. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга 5 5. Понятие «личностный конструкт» в теории Р. Келли 6 6. Как формируется наше «Я» ...

Т.о., диагностические задачи дают возможность распознавать и оценивать степень зрелости индивидных и личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития.

3) Коррекционные. Ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения.

3.История возникновения возрастной психологии.

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В.Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в возрастную психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического (хотя, строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи.).

Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской (возрастной) психологии. Объективные условия становления возрастной психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания — появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно — только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Какое место занимает возрастная психология в свете других психологических знаний? И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что в психологию идеи генетического (от слова — генезис) исследования проникли очень давно.

9 стр., 4324 слов

Данное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по специализации «Психология развития и возрастная психология», магистратуры. Вве

план реферата: 1. авторы и годы возникновения подхода 2. предпосылки и история возниковения 3. основные теоретические положения (представления о личности, о природе нарушений) 4. основные методы и/или схема терапии 5. современное состояние подхода 6. сильные и слабые стороны, показания и противопоказания 7. список литературы Основные направления современной психотерапии методические указания ...

Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Кофка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М.Бехтерев, Д. М.Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. Однако, исследуя один и тот же объект — психическое развитие — генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы, «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль» (И. М. Сеченов).

28 стр., 13658 слов

Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

... дидактические условия формирования творческой личности младшего школьника в процессе изучения математики. Гипотеза исследования: эффективность формирования и развития творческой личности младшего школьника возрастет при условии включения его ... .: СПАЛАХ ЛТД., 1996. - 192 с. 40. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с. 41. Лук А.Н ...

Генетическая психология или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха. В специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать становление способности звуковысотного различия. Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление — такова основная стратегия генетической психологии. Путь экспериментального формирования психических процессов впервые был намечен Л. С. Выготским. «Применяемый нами метод,— писал Л. С. Выготский,— может быть назван методом экспериментально — генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития… Попытка подобного эксперимента заключается в том, чтобы расплавить каждую застывшую и окаменевшую психологическую форму, превратить ее в движущийся, текущий поток отдельных заменяющих друг друга моментов… Задача подобного анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому, чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам».

Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркие представители генетической психологии — Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин. Их теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью относятся к общей генетической психологии. Известная книга Ж. Пиаже «Психология интеллекта» — это книга не о ребенке, это книга об интеллекте. П. Я. Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования умственных действий как основы формирования психических процессов. К генетической психологии относится экспериментальное изучение понятий, осуществленное Л. С. Выготским.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания Личность ... - изучение содержания способов воздействия на других людей; - изучение психологических особенностей школьников;- изучение и ... зарубка на дереве. 3. «Генетические аспекты». Эта часть концепции ...

Возрастная психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа — это возраст, или период развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л. С. Выготского,— это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возраста не совпадают, Хронологический или паспортный возраст — лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности. В отличие от генетической, детская психология — учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед за Л. С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: возрастная психология. Типично детскими психологами были Л. С. Выготский, А. Валлон, 3. Фрейд, Д. Б. Эльконин. Разграничение генетической и возрастной психологии свидетельствует о том, что сам предмет возрастной психологии исторически менялся.

4.Связь возрастной психологии с другими отраслями знания.

Возрастная психология тесно связана с другими науками: философией, педагогикой, медициной, анатомией и физиологией и др. Также связана с другими разделами психологической науки – общей психологией, педагогической психологией, социальной психологией и др.

5.Методы возрастной психологии и их характеристика.

Методы исследования возрастной психологии:

-эмпирические: наблюдение, эксперимент;

-социально-психологические: опрос;

-диагностические: тесты;

-праксиметрические: анализ продуктов творческой деятельности.

3 стр., 1086 слов

План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики диагностического обследования личности школьника

Содержание Дневник практики 3 План работы педагога-психолога 6 Должностные обязанности педагога-психолога 8 Методики диагностического обследования личности школьника 12 Характеристика школьника с рекомендациями учителю 20 Психолого-педагогическая характеристика коллектива с рекомендациями учителю 25 Психологический анализ урока 30 Конспект воспитательного мероприятия 42 Конспект коррекционного ...

Эти методы пригодны не только для собственно научного исследования, но и для организации углубленно­го изучения людей, в первую очередь детей, в практических целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности, что является предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия.

Одним из основных методов является метод наблюдения. Совершенно очевидно, что психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика. Метод наблюдения предполагает опосредованное познание индивидуальных особенностей психики через изучение поведения, когда по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и т. д.) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (вос­приятия, мышления, памяти, воображения и т. д.), о психическом состоянии человека, о чертах его личности, характера. Каким же должно быть наблюдение, чтобы быть эффективным, отвечать своему назначению? Его надо организовать, исходя из следующих прин­ципиальных положений (рассмотрим на примере школьного возраста):

1. Наблюдать и изучать школьника следует в естественных условиях. Такое изучение является необходимым условием для планирования и организации психологически обоснованных приемов индивидуального воспитательного воздействия на школьника в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Необходимо не только изучать школьника для того, чтобы лучше его обучать и воспитывать, но изучать школьника, воспитывая его, и воспитывать, изучая. Таким образом, изучение школьников должно производиться не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в органическом единстве с ней.

2. Наблюдать учащегося следует, исходя из принципа целостности человеческой личности, т. е. аналитико-синтетически. Изучить и понять это сложное психологическое образование нельзя без его аналитического рассмотрения. Нельзя поэтому изучить школьника, не анализируя его личности, не выделяя ее отдельных сторон, черт и типичных проявлений. Но отдельные особенности личности должны рассматриваться не иначе, как на фоне всей личности в целом. Недопустимо, например, анализировать такие черты, как настойчивость, смелость или критичность, отвлекаясь от других особенностей личности (например, ее направленности).

Среди многообразных проявлений личности школьника следует находить и выявлять главные, определяющие, ведущие черты, «основные оси и пружины» (А. С. Макаренко).

Изучение школьника должно выявить лучшие стороны его личности, найти то положительное, что надо развивать, на что можно опереться при обучении и воспитании ученика. Очень важно уметь не только видеть хорошее в человеке, но и уметь проектировать это хорошее, когда его еще нет.

3. Всестороннее познание личности возможно на строго объективном материале: на основе объективно выраженных показателей, фактах, допускающих проверку. Недопустимы предвзятость и субъективизм в интерпретации и оценке указанных объективных показателей, поспешность в определении черт личности на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений или так называемой интуиции. Необходимо опираться на конкретные, полученные в результате повседневного планомерного, систематического наблюдения, проверенные факты.

4. Чтобы понять особенности личности учащегося, следует рассматривать ее в тесной связи с условиями формирования, с окружающей средой. Необходимо установить причины, обусловившие определенные проявления личности. Весьма важно, например, знать, является ли упрямство своеобразным протестом против грубого обращения или проявлением избалованности.

5. Следует рассматривать особенности личности в развитии, динамике, изучая ученика в течение более или менее продолжительного времени. Личность развивается, изменяется в связи с изменением условий ее жизни и деятельности. При этом необходимо изучать не только историю развития личности школьника, но и понять тенденции этого развития, увидеть, что здесь растет, что отмирает.

6. Школьника необходимо изучать в коллективе и как члена коллектива. Изучение отдельного школьника должно сопровождаться изучением особенностей коллектива. Человек всегда является частью коллектива. Если плохо знать ближайшую социальную среду, коллектив, членом которого школьник является и под действием которого формируется его личность (семью, класс, и т. д.), то многого не понять и в личности ученика, так как особенности личности во многом определяются особенностями данного коллектива. Но нельзя рассматривать личность как пассивный продукт влияний коллектива. Личность активна и влияет, в свою очередь, на коллектив.

7. Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений личности и изучать эти проявления в различных условиях, планомерно, систематически и повседневно. Это дает возможность обнаружить изменение в поведении школьника, выяснить эффективность примененных вос­питательных методов и приемов.

Наблюдение и изучение школьника важно проводить в то время, когда он занят конкретной формой деятельности. К таким формам относятся прежде всего учебная и трудовая деятельность в школе и дома, внеклассная и общественная работа, а также игра (особенно в младшем школьном возрасте).

В учебной и трудовой деятельности формируется и раскрывается личность учащихся, ее важнейшие, определяющие черты (чувство товарищества, чувство долга и ответственности); отчетливо формируются и проявляются интересы, их направленность, глубина, устойчивость; волевые черты характера (целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, самообладание), а также такие черты, как трудолюбие, инициативность, аккуратность, самокритичность.

Очень много ценного для познания личности могут дать, например, наблюдения за тем, как трудится ученик: со страстью и энтузиазмом или равнодушно, неохотно, с отвращением. Очень важны наблюдения за стилем работы ученика: насколько он самостоятелен и инициативен, как относится к затруднениям и как преодолевает их, как переживает успех или неудачу и т.д.

Большие возможности для изучения личности учащихся, в частности их интересов, предоставляет внеклассная работа. Очень важно наблюдение за учащимися в процессе их общественной работы. Здесь возможно проследить отношение школьников к коллективу: увидеть, сознают ли они свою ответственность перед коллективом, как у них развито чувство товарищества, как переживают успехи и неудачи своего коллектива.

Ценный материал дают наблюдения за повседневными поступками учащихся, в которых выражается отношение к учителям, товарищам: тактичен и вежлив школьник или груб и резок в обращении, каковы его реакции на успехи и неудачи товарищей, на замечания, наказания, поощрения и т. д.

Большое значение имеют поступки, которые школьник совершает, считая, что за ним не наблюдают.

8. Изучая внешние проявления личности учащихся, необходимо правильно понимать мотивы (побудительные причины) действий и поступков. Внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам, могут быть проявлением различных черт личности. Только зная мотив, побуждающий школьника к поступку, возможно правильно оценить этот поступок.

9. Известное значение для познания личности имеет и наблюдение за речью учащихся. Многословен ученик или нет, говорит горячо или равнодушно, просто или напыщенно, какова излюбленная тематика, какие употребляет выражения — эти особенности речи иной раз очень ярко могут показать равнодушие, грубость, холодность или, наоборот, чуткость, мягкость, сердечность человека.

Дополнить характеристику может наблюдение за внешним обликом школьника. Например, костюм, жесты, мимика школьника иногда дают основания для того, чтобы предположить наличие у него таких черт характера, как скромность или тщеславие и т. д.

Очень многое для понимания индивидуально-психологических особенностей личности школьника раскрывают интервью, беседы с ним (равно как и с хорошо знающими его людьми — родителями, учителями, воспитателями, товарищами), которые помогают выявить отношения школьника к жизненным фактам, другим людям, собственным поступкам.

Одним из испытанных методов в психологии является эксперимент.

В возрастной психологии различают два основных вида эксперимента — естественный и лабораторный. При эксперименте исследователь не дожидается, пока интересующая его сторона психики проявится в какой-либо ситуации, а сам создает соответствующую ситуацию и строго учитываемые условия для ее проявления. Если это обычные, естественные условия жизни и деятельности школьника, то мы говорим о естественном эксперименте.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и в известном смысле искусственных условиях. Многие неправильно считают, что лабораторный эксперимент проводится всегда только в специально оборудованных помещениях с применением сложных технических приспособлений.

В психологии различают два подвида естественного эксперимента — констатирующий и преобразующий. В первом случае исследователь ставит целью констатировать фактическое состояние (наличие, отсутствие, различную степень выражения) того или иного психического проявления, той или иной черты личности или индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Преобразующий эксперимент (обучающий и воспитывающий) связан не с констатацией, а с формированием и изменением того или иного психического проявления, качества. Исследователь, например, изучает, в каких условиях обучения быстрее всего формируются умственные приемы или навыки самоконтроля в самостоятельной работе или какие воспитательные методы наиболее эффективны для формирования выдержки у учащихся холерического темперамента.

Лабораторный эксперимент широко использовался и используется в исследованиях психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т. д.), а также умений и навыков. Предлагая учащимся разного возраста запомнить различный по содержанию материал (слова, картинки, числа, рассуждения и описания), конкретный и абстрактный материал, исследователи выявили многие возрастные и индивидуальные особенности запоминания и воспроизведения. Анализ решения учащимися специально подобранных задач выявлял возрастные и индивидуальные особенности в соотношении словесно-логических и наглядно-образных компонентов мышления.

Более ограниченное применение имеет пока лабораторный эксперимент при исследовании таких проявлений личности, как, например, ее направленность, характер. И это естественно: уж очень сложен и своеобразен объект исследования, да и известная искусственность лабораторной ситуации представляет немалые трудности. Например, исследуя проявления личности в лабораторных условиях, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для той же самой личности в естественно-жизненных обстоятельствах.

Беседа как метод научного исследования строится на следующих принципах:

а) исследователь должен стремиться не быть для школьника чужим, далеким человеком, вызывающим недоверие или настороженность. Между ними должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности и искренности;

б) беседу необходимо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно, не придавая ей характера какого-то специального обследования или анкеты-опроса;

в) беседа требует умения, навыка и такта; к ней необходимо готовиться: ясно представить ее цель, разработать ее план, продумать примерные вопросы (одни вопросы должны незаметно для школьника контролироваться другими), определить форму беседы, учитывая конкретные условия и обстоятельства беседы, а также индивидуальные особенности школьника, привлеченного к беседе.

Широко применяется такой метод массового изучения школьников, как анкетирование. Здесь основная сложность состоит в правильном подборе вопросов, которые должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными, не должны внушать тот или иной ответ. Ответы на один вопрос необходимо контролировать ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимаются во внимание, так как не могут быть признаны достоверными).

Социометрическая методика помогает определить направленность коллектива, внутриколлективные взаимоотношения, положение малых групп в коллективе и отдельных его членов. Каждый член коллектива индивидуально, не называя себя, письменно отвечает на вопросы, например: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы и не хотел бы: а) сидеть за одной партой, б) жить в лагере в одной палатке, в) выполнять общественные поручения» и т. д. Статистически обработанные ответы позволяют выявить наиболее популярных в классе учеников (по различным показателям), своего рода вожаков, и учеников наименее популярных, оказавшихся вне коллектива, определить наличие малых групп в коллективе и их взаимоотношения.

Широкое применение в психологии получил метод тестов, особенно при исследовании способностей учащихся.

Тест есть краткое стандартизованное испытание каких-либо психологических явлений, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, допускающее количественное выражение результатов и тем самым открывающее возможность их математической обработки. В этом определении указывается на пять признаков теста, каждый из которых должен быть оценен положительно. Краткость — несомненное достоинство метода тестов. Стандартизованность, т. е. определенная унификация методов анализа и оценки, приуроченность к определенным возрастным нормам, тоже достоинство.

Наконец, дополнительный материал может быть получен в результате анализа продуктов творческой деятельности учащихся, так как и здесь проявляются отношения школьника к действительности. Сюда относится изучение детских рисунков и чертежей, технических конструкций, сочинений, особенно на свободные темы («Моя мечта»; «Мой любимый герой»; «Как я работаю над воспитанием своего характера» и т. д.); изучение тетрадей школьников по различным предметам, а также личных дневников, если будет возможность их получить. Для познания личности школьника важно не только содержание продуктов его деятельности, но и форма (например, стиль письменной речи).

Лекция 1 — Стр 2

Обычно в психологии используется не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Какой метод при этом является основным — всецело зависит от задачи и объекта исследования.

Эти методы могут использоваться в двух стратегиях исследования: методе поперечных срезов и методе продольных срезов (лонгитюде).

Принято считать, что исторически раньше возник метод поперечных срезов. Данная стратегия позволяет исследовать особенности различных возрастных групп. Позитивные характеристики данной стратегии:

  • позволяет собрать большое количество данных о специфике развития на определенном возрастном этапе за сравнительно небольшой отрезок времени, т.е. экономична в смысле времени.

Ограничения метода поперечных срезов:

  • почти ничего нельзя сказать о самом процессе развития, его природе, движущих силах и механизмах;
  • позволяет собрать статистически усредненный материал, утрачивается представление об индивидуальных вариантах развития.

Эти ограничения побудили исследователей обратиться к другой стратегии — методу продольных срезов (часто используют в качестве близнецового метода).

Лонгитюд предполагает исследование одной и той же группы испытуемых на протяжении длительного времени. Например, Ладыгина – Котс в течение нескольких лет наблюдала за развитием своего сына и детеныша шимпанзе, провела сравнительные исследования; Штерн В., основываясь на данных многолетнего наблюдения за своими дочерьми, написал два тома о развитии детской речи.

Лонгитюдинальная стратегия имеет ряд достоинств:

  • позволяет увидеть индивидуальность развития;
  • дает осмысление того, что отдельные периоды онтогенеза не могут быть поняты в отрыве друг от друга;
  • дает представление о диапазоне возрастной изменчивости фаз жизненного цикла;
  • наиболее эффективна для научного прогноза хода развития.

Ограничения метода продольных срезов:

  • неэкономичность, трудоемкость, сложность соблюдения регулярности и периодичности исследований;
  • данные нельзя распространять на всех людей данной возрастной группы;
  • испытуемые адаптируются к условиям исследования и могут показывать иные результаты, чем те люди, которые не участвуют в исследовании.

Обычно прибегают к совокупности стратегий. Д.Б.Эльконин указывал, что наиболее рациональна такая организация исследования, когда путем возрастных срезов определяется общая тенденция развития, а затем в некоторых пунктах развития, которые являются поворотными, т.е. несут в себе самые значительные изменения, прибегнуть к лонгитюду.

В настоящее время интенсивно разрабатывается стратегия исследования, введение которой в психологию развития осуществил Л.С.Выготский: стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами.

Основная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. 450 с.

2. Возрастная психология / под ред. Л.Ф. Обуховой. М., 1996. 360 с.

3. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. 240 с.

4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 255 с.

5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. 272 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2003. 456 с

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996. 360 с.

Дополнительная литература:

1.Абрамова. Г. С. Возрастная психология. М., 1999. 520 с.

2.Ярошевский М.Я. История психологии М.,1995. 450 с.