Краткое описание дисциплины 3

Информация о дисциплине

Наименование дисциплины Религиоведение код дисциплины количество кредитов 2 Курс 2 , семестр 4
Наименование Специальности дошкольное обучение и воспитание педагогика и методика начального обучения педагогика-психология дефектология педагогика и психология математика информатика биология химия география шифр специальности 5В010000– дошкольное обучение и воспитание 5В010200 – педагогика и методика начального обучения 5В010030 – педагогика-психология 5В010500- дефектология 5В050300-педагогика и психология 5В010900- матерматика 5В011100 – информатика 5В011300-биология 5В011200-химия 5В011600-география Кафедра Всемирной истории Факультет исторический
Форма обучения (дневная, заочная), (СО, ПСО, ВО) Язык обучения — русский
Время и место проведения дисциплины.
Время консультаций
Расписание рубежного контроля (неделя семестра)
Профессор, к.и.н. Шарипова Анель Вахитовна контактная информация (телефон, e-mail)   моб. Тел.87013123437
Подпись   Заведующий кафедрой подпись Жумагулов Б.С.

 

Краткое описание дисциплины.

Религиоведение – самостоятельная отрасль знания, предметом которой являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры. Отношение к религии различных слоев общества формировалось уже в эпоху древних государств. В более поздние исторические эпохи отношение к религии и религиям формировалось в обществе в зависимости от социальных условий: возникали теоретические суждения, как поддерживающие религиозное мировоззрение, так и отрицающие сам способ религиозного миропонимания. В 70-х годах Х1Х века ярко проявила себя антропологическая школа и её представители: Л.Фейербах, Э.Тэйлор, Г. Спенсер, Дж.Лёббок и др., которые сделали попытку объяснить причину зарождения религии из человеческой потребности ответить на множество волнующих вопросов, возникающих в процессе эволюции сознания человека. Позже, в Х1Х веке появились и новые теории: клерикальная, защищавшая первобытный монотеизм, преанимистические теории, объяснявшие причины появления религии в существовании веры в магическую силу человека, природы, безличной сущности, магическую силу предметов. В начале ХХ века возникло биологическое направление в религиоведении, связанное с именем Зигмунда Фрейда, который доказывал, что в религиозных верованиях проявляются человеческие неврозы, полученные в детстве. На рубеже Х1Х и ХХ веков складывается французская социологическая школа, основателем которой стал Эмиль Дюркгейм, доказывающий, что причина зарождения религии кроется в потребностях общества, а если признать, что общество будет существовать всегда, то значит — религия вечна. Американские прагматисты Д.Дьюи и У.Джеймс в начале ХХ века предложили свою точку зрения на причину существования религии — полезность! Если на протяжении веков религия существует, следовательно, она полезна.

Цельданного курса- всесторонне раскрыть понятия о роль, значения и место религии на протяжении всей истории человечества. В связи с этим ставятся следующие задачи:

— способствовать пониманию студентами многогранности понятия религии;

— подвести студентов к пониманию, что религия- это исторически

сложившаяся форма мировоззрения;

— помочь студентам на основе межпредметных связей с гуманитарными

дисциплинами, изучаемыми в колледже, вывести предпосылки

возникновения религии,

— нацелить студентов на восприятие различных концепций религии;

— способствовать пониманию студентами основных функций религии;

— воспитывать в студентах уважение к религии и её проявлениям, как

огромному пласту мировой культуры;

— изучение материала вести с позиций светского религиоведения.

В результате изучения дисциплины «Религиоведение» студент должен знать:

— истоки происхождения религии;

— основные виды религиозных воззрений;

— мировые и нетрадиционные религии;

— место религии в современном мире .

Студент должен уметь:

— интегрирование разрозненных знаний о религии;

— поиск закономерностей развития религии;

— обобщение полученных знаний;

— критическое отношение к точкам зрения, требующим доказательств или убедительности;

— изучение истории развития религии;

— изучение особенностей культов в различных религиях;

— выделение функций религиоведения;

— изучение взаимодействия религии с обществом, культурой и др.

 

3. Пререквизиты дисциплины:История Казахстана, Философия

4. Постреквизиты дисциплины:Педагогика, этнопедагогика, самопознание

Календарно-тематический план.

Наименование тем дисциплины недели Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч.)
Лекции (ч.) Пр/сем./лаб./ студ (ч.) СРСП СРС
Вводное занятие. Предмет религиоведения.Связь религиоведения с другими науками, отраслями знания. Задачи и функции религиоведения.Особенность религиоведческого знания.
Понятие религии. Определение религии. Концепции религии. Религия как форма мировоззрения.Функции религии.
Предпосылки возниновения религии. Попытка определения времени и места появления религии. Знакомство с памятниками древних религий. Предпосылки возникновения религии.
Этногосударственные религии. Классификация религий. Особенности некоторых этногосударственных религий: зороастризма; иудаизма; джайнизма; даосизма; конфуцианства; синтоизма; сикхизма.
Буддизм. Вступление. Положение буддизма в современном мире. Исторические условия возникновения буддизма. Портретная характеристика основателя буддизма.
Буддизм. Основные идеи буддизма, его представления о картине мира. Основные направления и течения буддизма. Буддизм в Казахстане.
Христианство. Христианство – мировая религия. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Иисус- личность, пророк, мессия.
Христианство. Основные идеи христианства, особенность христианской картины мира. Библия как источник познания христианства. Основные течения и направления современного христианства. Особенность христианства в Казахстане.
Ислам. Вступление. Положение ислама в современном мире.Исторические условия возникновения ислама. Мухаммед — великий пророк и основатель ислама.
Ислам. Исламская картина мира. Основные направления и течения современного ислама. Особенности ислама в Казахстане.
Отношения государства и религии на современном этапе. Понятие государства. Место религий в государстве. Принципы отношений государства и религий в Казахстане.
Религия и наука. Наука как особый способ познавательной деятельности. История взаимоотношений церкви и науки. Различия и противоречия между религией и наукой.
Религия и мистика. Мистика ― феномен культуры. Термин «мистика» и понятие «оккультизм». Черты мистики. Исторические формы мистики.
Религия и мораль. Термины «мораль» и «нравственность». Религия и мораль ― особенно близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Морально-духовное начало в религии. Степень влияния религии на моральное сознание.
Религия и политика. Соотношение религии с политикой.Общее между политикой и религией. Сфера политики. Политизация деятельности Церкви. Влияние религиозного фактора на жизнь «традиционных обществ».
  Всего:  

6. Литература для изучения (не более 10 источников)

Основная литература:

Аверинцев С.С. Спасение // Новая философская энциклопедия. Т. 3. М., 2001.

Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М., 2002.

Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект): Учебник для студентов юридических специальностей. Астана-Костанай.2000.

Крамер Дж. Маски авторитарности: Очерки о гуру / Дж. Крамер, Д. Олстед. М., 2002.

Крывелев И.А. История религий. — М.,1975.

Лобазова О.Ф. Религиоведение. — М., 2002.

Лонерган Б. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. 2002. № 2.

Митрохин Л.Н. Понятие религии. М., 2003.

Религии мира: Пособие для учителя. П/р. Я.Н.Щапова.- М., 1994.

Токарев С.А.Религии в истории народов мира. — М., 1986.

Дополнительная литература и Интернет — источники:

Всеобщая декларация прав человека.(1949г.)

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений.

Закон РК. Об образовании. — Алматы.1999.

Закон РК. О правах ребенка в республике Казахстан. — Алматы.2002.

Закон. О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях. -Алматы.1992.

Конституция Республики Казахстан. — Алматы. 1995.

Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан. — Алматы.1995.

Концепция государственной политики в области образования. -Алматы.1995.

Концепция социокультурного развития Республики Казахстан. -Алматы, 1995.

Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан.-Алматы.1995.

Бросс Ж. Духовные учителя. СПб., 1997.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Курносов Ю.В. Тайные доктрины. Вчера и сегодня. М., 1997.
Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999.
Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев / Под ред. И.Т. Касавина. М., 1994.
Парнов Е.И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1991.
Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. М., 1996.

Энциклопедия мистицизма. СПб., 1997.

Этика: Энциклопед. словарь. М., 2001.

 

Критерии оценки

Вид работы Оценка (max балл) Количество Сумма
Посещение
Устный опрос
Реферат
  Итого

 

Требования преподавателя.

Посещение: должно быть регулярным. За посещение занятий студент получает баллы. В случае если по какой-то причине студент не может посещать занятия он будет нести ответственность за весь материал, изучаемый на пропущенных занятиях. Если без уважительной причины студент пропустил более половины всех занятий оставляю за собой право ставить «не аттестовано» и не допускать студента до дальнейших занятий.

Аудиторная работа: Время лекция и практических занятий 50 минут. Во время лекция и практических знаний студенты нарушающие дисциплину удаляются с занятий. При систематическом нарушении порядка студент освобождается от занятий.

Сотовые телефоны: отключаются во время занятий в обязательном порядке.

Контрольные работы:

— При проведении индивидуальных работ буду предлагать задания, объем и уровень сложности которых соответствует фактический изученному материалу

— Время отведенное для контрольной работы составляет не более 50 минут.

— Студент, замеченный со шпаргалкой либо нарушающий порядок выполнения контрольной работы, удаляется из аудитории без права пересдачи.

В результате изучения дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» студент должен знать: важнейшие события и проблемы, основные тенденции социально-экономического, политического и культурного развития стран Азии и Африки указанного периода.

Студент должен уметь: лаконично и содержательно записывать текст лекций; готовиться к семинарским занятиям, различным формам СРСП, писать доклады и рефераты; уметь работать с источниками, спец.литературой и ресурсами Интернет; грамотно излагать, анализировать, сопоставлять изученный материал; дискуссировать.