Конспекты лекций по педагогике

Содержание

I. Лекция по психологии: Личностные особенности эффективного воспитателя 3

1.1. Профессиограмма воспитателя 3

1.2. Понятие личностных особенностей воспитателя 9

1.3. Личностные особенности эффективного воспитателя 12

II. Консультация для воспитателей № 1: ТРИЗ и особенности применения методики в детском саду 22

2.1. Возможности современных развивающих технологий 22

2.2. Актуальность использования ТРИЗ-технологии в детском саду 22

2.3. ТРИЗ — технология в детском саду 23

2.4. Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии 24

2.5. ТРИЗ — технология в свободной деятельности детей 25

Заключение 26

III. Консультация для воспитателей № 2: Мастер-класс «Триз-технологии в изодеятельности. Нетрадиционные методы рисования» 28

3.1. Вступительная мини-лекция 28

3.2. Показ нетрадиционных методов рисования 31

Воспитательное мероприятие «Спички детям не игрушка» 35

Воспитательное мероприятие «Каждый маленький ребенок должен это знать с пеленок» 38

Лекция по психологии: Личностные особенности эффективного воспитателя

1. Профессиограмма воспитателя

Сегодня принципиально по-другому оценивается деятельность ДОУ. Одни ДОУ находятся в стадии функционирования, другие в стадии развития. Приоритетным является второе. Однако процессы развития и функционирование в реальной действительности неразделимы и могут различаться как некий принцип ориентации на стабильность.

В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.[8;3]

Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.

Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.

5 стр., 2189 слов

Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя ...

... педагогический такт, рефлексивность, профессиональная компетентность, а также профессионально-педагогические ... взаимодействию. Функции личностно-ориентированного педагогического ... особенностей, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и т.д., наличие которых способствует взаимодействию. На предыдущих педагогических советах, семинарах, консультациях мы рассматривали педагогическое ...

Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.

Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.

Мы считаем, что ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.

Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя и субординированной позиции ребенка к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.[6,84]

Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педагогическиго знания, историей его развития, методологией научного познания и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...

... деятельности» питания учащихся. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим ... социальный опыт воспитателя переплавляется в ... функции педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Целостный педагогический ... пед культуры. Воспитательная ...

Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. В сельских дошкольных учреждениях работают воспитатели, окончившие педагогические училища или педагогические классы, так же встречаются педагоги, не имеющие специального педагогического образования, а значит, не владеющие в совершенстве методиками дошкольного образования. В городских дошкольных учреждениях работают воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование, но в связи с социально-экономическими переменами в стране, в последнее время на должность воспитателя принимают педагогов, не имеющие специального дошкольного образования, а владеющие знаниями в одной области науки. Следовательно, данная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности.

С реализацией координирующей функции профессионально-педагогической культуры связана ее образовательная функция.

Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещноэкологическому окружению».

Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Педагогическая рефлексия – это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Диагностическая функция. Воспитатель дошкольного учреждения, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.[10,164]

Таким образом, мы можем выделить ключевые компоненты структуры профессиональной функции педагога опираясь на профессиограмму предложенную А.К. Марковой.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста. Роль воспитателя в развитии различных видов деятельности детей дошкольного ...

Таблица 1. Профессиограмма (профессиональное выполнение развивающей функции) педагога дошкольного образовательного учреждения

(А.К. Маркова) [17,41]

Знания Умения Профессионально-важные качества

Знание о предназначении профессии педагога, об ее ориентации на развитие личности другого человека.

Знание возрастной психологии.

Знание педагогической психологии.

Знание основ психодиагностики детей дошкольного возраста.

Знание основ организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).

Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.

Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.

Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.).

Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.

Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека Общие для всех функций:

Педагогическое мышление.

Педагогическая рефлексия.

Педагогическая наблюдательность.

Педагогическая эрудиция и пр.

Специальные:

Внимательность к инди-видуальным вариантам психического развития ребенка.

Педагогический оптимизм (подход к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в резервы личности).

Эмпатия.

Стремление к саморазвитию

Анализируя данные таблицы, можно видеть, что личностные качества педагога в значительной степени влияют на то, как реализуются знания, умения воспитателя в повседневной работе с детьми, то есть для того, чтобы перейти к рассмотрению личностных особенностей эффективного педагога, нам необходжимо также рассмотреть цели и задачи его деятельности, чтобы на основе профессиограммы и целей и задач рассмотреть какие качества личности воспитателя являются важными для эффективности его деятельности.

2. Понятие личностных особенностей воспитателя

Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления психологической компетентности, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию (А.К. Маркова и др.).[9,38]

9 стр., 4183 слов

Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

... деятельности студентов-педагогов, способствующая развитию их субъектности. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объектом исследования является развитие субъектности личности студентов-педагогов а его предметом - влияние самостоятельной учебной деятельности на развитие субъектности личности студентов-педагогов. ...

Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.

В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Изучение профессионального и личностного саморазвития требует анализа его источников, что выводит нас на внешние и внутренние факторы развития, систему мотивации. Мотивы образуют движущую силу человеческой активности, определяют характер деятельности, направляют поведение человека к реализации поставленных целей и задач [2,65] . Мотивы профессионального развития – это внутренние побуждения, определяющие активность человека, направленную на самоизменение в профессиональном поведении в целом и в разных сторонах самой профессиональной деятельности.

Высокий уровень профессионализма является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально — педагогическая грамотность воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения…

**************************************************************