Конспект ведется в тетради объемом 96 листов первый курс

Вопросы для конспектирования по дисциплине «Физическая культура»

1 Семестр

  1. Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.
  2. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.
  3. Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
  4. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.
  5. Какими должны быть тренировочные нагрузки при занятиях физическими упражнениями?
  6. Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
  7. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.
  8. В чем заключаются признаки утомления и переутомления? Меры их предупреждения.
  9. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать, продемонстрировать и оценить).
  10. Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту.
  11. Каким должен быть пульсовой режим при занятиях физическими упражнениями?
  12. Порядок составления упражнений в комплекс для утренней гимнастики с учетом Вашей медицинской группы (основной, подготовительной, специальной).

    Составить и продемонстрировать свой комплекс утренней гимнастики.

  13. Общие требования по безопасности при проведении занятий по плаванию.
  14. Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе (составить, план-конспект одного занятия по избранному виду)?
  15. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года? Обосновать рассказ, используя собственный опыт.
  16. Общие требования безопасности при проведении занятий по спортивным играм (подвижным).

    Рассказать на примере одного из видов спорта.

  17. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество «Быстроту»?
  18. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию индивидуального физического развития и двигательных возможностей (лично для себя).
  19. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.
  20. Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания» (как себя вести в подобных ситуациях).

2 Семестр

  1. Каким требованиям должен отвечать дневник самоконтроля, методика самоанализа его данных (на собственном примере)?
  2. История Олимпийских игр и их значение.
  3. С помощью каких упражнений можно эффективно развивать двигательное качество «Выносливость»?
  4. Какое воздействие оказывают на сердечно-сосудистую систему человека упражнения физкультурной минутки (предложить два-три варианта, продемонстрировать один из них).
  5. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале.
  6. С какой целью проводится тестирование двигательной подготовленности? При помощи каких тестов определяются развитие силы, выносливости, быстроты?
  7. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года (обосновать рассказ на собственном примере)?
  8. Общие требования безопасности при организации и проведении туристических походов.
  9. В чем различие объективных и субъективных приемов самоконтроля при выполнении физических упражнений?
  10. Продемонстрируйте жесты судьи по одной из спортивных игр (волейболу, баскетболу, футболу или хоккею).
  11. Эксплутационно — технические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам занятий физической культурой и спортом, обеспечивающие удобство и безопасность.
  12. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физические качества «скоростно-силовой» направленности?
  13. Составить (написать) положение о проведении одного из видов соревнований, включенных в школьную спартакиаду («День здоровья», «День бегуна», по подвижным играм, баскетболу, акробатике и т. д.).
  14. Профилактические меры, исключающие обморожение. Ваши действия, если это случилось.
  15. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество «Гибкость»?
  16. Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения двигательных действий (предложить и выполнить три-четыре упражнения на формирование правильной осанки).
  17. Профилактические меры, исключающие возможность получения теплового удара во время приема солнечных ванн. Ваши действия, если это случилось.
  18. Какое влияние оказывают занятия физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека.
  19. В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года (привести примеры, а если Вы это делаете, то расскажите).
  20. Что Вы знаете о проведении XXIX Летних Олимпийских игр и XXI Зимних Олимпийских играх.
  21. Охарактеризуйте современные системы физических упражнений прикладной направленности.
  22. Какую первую помощь необходимо оказывать при кровотечениях в случаях получения травм во время занятий физическими упражнениями (выполнить практические конкретные действия)?
  23. Что лежит в основе отказа от вредных привычек (курить, употреблять спиртные напитки и наркотики), в какой степени это зависит от занятий физическими упражнениями?
  24. Раскройте содержание технико-тактических действий в избранном Вами виде спорта (баскетбол, волейбол и т. д.).
  25. Как правильно экипировать себя для похода на 2—3 дня (туристический поход)?

ВТОРОЙ КУРС

16 стр., 7790 слов

Использование игр и занимательных упражнений при проведении орфографических ...

... «Использование игр и занимательных упражнений при проведении орфографических упражнений». Объектом исследования является игровая деятельность школьников при проведении орфографических упражнений на уроке русского языка. Предмет ... и навыков; развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение; коммуникативная ...

3 Семестр

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

30 стр., 14703 слов

По методике преподавания физической культуры : " Основные формы ...

... очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов, к использованию подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников, как ... физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, ...

Основные понятия: физическая культура, спорт; ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие; психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.

Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Вопросы:

  1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
  2. Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, средства физической культуры.
  3. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей.
  4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
  5. Основы организации физического воспитания в вузе.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация; экологические факторы; гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.

Содержание. Организм человека как саморазвивающая и саморегулирующая биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

Вопросы:

  1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
  2. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
  3. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.

4 Семестр

Тема 3. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

1 часть. Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия.

4 стр., 1774 слов

Семинарское занятие № 1 Тема: «Психология как наука»

... объективного и субъективного методов в психологии и других науках. Классификация основных научно-исследовательских методов психологии. Характеристика неэкспериментальных методов психологии. Характеристика экспериментальных ... «Принципы материалистической психологии. Методы изучения психики», Стр. 81– 98). Семинарское занятие № 3 Тема: «Современные представления о природе психики» Понятие о ...

Содержание. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

2 часть. Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.

Содержание. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Вопросы:

  1. Методические принципы физической тренировки.
  2. Основные средства спортивной тренировки.
  3. Основные методы тренировки.
  4. Основы обучения движениям.
  5. Основы совершенствования физических качеств.
  6. Формы занятий физическими упражнениями.
  7. Физическая активность: два вида деятельности – динамическая и

статическая.

Тема 4. Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка.

Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Вопросы:

  1. Основные показатели здоровья.
  2. Факторы, благоприятно влияющие на здоровье.
  3. Факторы риска.
  4. Заповеди здорового образа жизни.

Третий курс

5 Семестр Содержание теоретического раздела

Тема 5. Психофизиологические основы учебного труда, интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Основные понятия: психофизиологическая характеристика труда, работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.

5 стр., 2471 слов

Мотивация занятий спортом у студентов

... итоге бросает занятия спортом. Цель работы: изучение мотивов занятий спортом. Объект исследования: мотивация, как психологический феномен. Предмет: спортивная мотивация. Экспериментальная часть проводилась на базе группы студентов специальности "Физическая культура". В ...

Содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния здоровья студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального, психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизиологического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда.

Вопросы:

  1. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
  2. Работоспособность студентов и факторы, ее определяющие.
  3. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.
  4. Экзаменационная сессия и работоспособность студентов.
  5. Роль мышечной деятельности в активизации умственной работоспособности.
  6. Академические занятия по физическому воспитанию в структуре учебного процесса.
  7. Особенности использования учебных занятий в специальном отделении для повышения работоспособности студентов.
  8. Работоспособность студентов при использовании «малых форм физической культуры» в режиме учебно-трудового дня.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Основные понятия: формы самостоятельных занятий; мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.

Содержание. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Гигиена и самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Вопросы:

  1. Формы и содержание, мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.
  2. Границы интенсивности нагрузок, взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
  3. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта на физическое развитие и подготовленность.
  4. Гигиена самостоятельных занятий.

Тема 7.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений

Основные понятия: массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.

Содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Универсиады и Олимпийские игры. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая характеристика основных видов спорта и системы физических упражнений.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

... спортсменов 4. Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом 4.1 Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом .1.1 Основные мотивации детей в занятии спортом .1.2 Мотивы, вызывающие потребность в ...

Вопросы:

  1. Массовый спорт и спорт высших спортивных достижений. Цели и задачи.
  2. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.
  3. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений.

6 Семестр

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Основные понятия: вид спорта, система физических упражнений, спортивная подготовка, техническая, тактическая, психическая подготовка. Правила соревнований.

Содержание: Краткая историческая справка о виде спорта, системе физических упражнений (СФУ), характеристика возможностей данного вида спорта и СФУ на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.).

Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий СФУ) в условиях вуза. Перспективное планирование подготовки. Текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, тактической и психической. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в данном виде спорта и СФУ. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.

Вопросы:

  1. Спортивная подготовка. Цели и задачи.
  2. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

Основные понятия: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль.

Содержание. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль и его содержание. Педагогический контроль и его содержание.

Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.

9 стр., 4091 слов

Понятие и основные характеристики физических упражнений

... Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений ... физических упражнений. 3. Рассмотреть вспомогательные средства физического воспитания.   I. Физические упражнения Понятие и основные характеристики физических упражнений     Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Под физическими ...

Вопросы:

  1. Самоконтроль: цели и задачи.
  2. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
  3. Антропометрические индексы, функциональные пробы для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма.

Четвертый курс

7 Семестр

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка

Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка; формы (виды), условия и характер труда; прикладные знания: физические, психические и специальные качества, умения и навыки, прикладные виды спорта.

1 часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

Содержание. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовкой студентов.

2 часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

Содержание. Схема изложения раздела на каждом факультете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.

Вопросы:

  1. Основные понятия: профессиональная физическая подготовка, прикладные знания (физические, психические, специальные качества), прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта.
  2. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП.
  3. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе.

8 Семестр

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Основные понятия: производственная физическая культура, производственная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, попутная тренировка.

Содержание. Производственная физическая культура ее цели и задачи. Производственная физическая культура в рабочее время. Физическая культура и спорт в свободное время. Дополнительные средства повышения работоспособности. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

Вопросы:

3 стр., 1169 слов

«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП). ...

... пособие, в которых определено содержание ППФП среди студентов сельскохозяйственных вузов. Программно-нормативные требования ППФП в системе различных типов ... к трудовой деятельности и военному делу. Организация прикладной физической подготовки в армии и на флоте ... профессией. Им сформулирована цель, основная направленность и место ППФП в целостной системе физического образования учащейся молодежи. ...

  1. Основные питательные вещества.
  2. Основы рационального питания.
  3. Энергетическая ценность и калорийность пищи.
  4. Расход энергии на различные виды деятельности.