Вопросы для конспектирования по дисциплине «Физическая культура»
1 Семестр
- Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.
- Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.
- Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
- Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.
- Какими должны быть тренировочные нагрузки при занятиях физическими упражнениями?
- Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
- Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.
- В чем заключаются признаки утомления и переутомления? Меры их предупреждения.
- Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать, продемонстрировать и оценить).
- Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту.
- Каким должен быть пульсовой режим при занятиях физическими упражнениями?
- Порядок составления упражнений в комплекс для утренней гимнастики с учетом Вашей медицинской группы (основной, подготовительной, специальной).
Составить и продемонстрировать свой комплекс утренней гимнастики.
- Общие требования по безопасности при проведении занятий по плаванию.
- Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе (составить, план-конспект одного занятия по избранному виду)?
- В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года? Обосновать рассказ, используя собственный опыт.
- Общие требования безопасности при проведении занятий по спортивным играм (подвижным).
Рассказать на примере одного из видов спорта.
- С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество «Быстроту»?
- Разработать комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию индивидуального физического развития и двигательных возможностей (лично для себя).
- Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.
- Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания» (как себя вести в подобных ситуациях).
2 Семестр
- Каким требованиям должен отвечать дневник самоконтроля, методика самоанализа его данных (на собственном примере)?
- История Олимпийских игр и их значение.
- С помощью каких упражнений можно эффективно развивать двигательное качество «Выносливость»?
- Какое воздействие оказывают на сердечно-сосудистую систему человека упражнения физкультурной минутки (предложить два-три варианта, продемонстрировать один из них).
- Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале.
- С какой целью проводится тестирование двигательной подготовленности? При помощи каких тестов определяются развитие силы, выносливости, быстроты?
- В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года (обосновать рассказ на собственном примере)?
- Общие требования безопасности при организации и проведении туристических походов.
- В чем различие объективных и субъективных приемов самоконтроля при выполнении физических упражнений?
- Продемонстрируйте жесты судьи по одной из спортивных игр (волейболу, баскетболу, футболу или хоккею).
- Эксплутационно — технические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам занятий физической культурой и спортом, обеспечивающие удобство и безопасность.
- С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физические качества «скоростно-силовой» направленности?
- Составить (написать) положение о проведении одного из видов соревнований, включенных в школьную спартакиаду («День здоровья», «День бегуна», по подвижным играм, баскетболу, акробатике и т. д.).
- Профилактические меры, исключающие обморожение. Ваши действия, если это случилось.
- С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физическое качество «Гибкость»?
- Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения двигательных действий (предложить и выполнить три-четыре упражнения на формирование правильной осанки).
- Профилактические меры, исключающие возможность получения теплового удара во время приема солнечных ванн. Ваши действия, если это случилось.
- Какое влияние оказывают занятия физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека.
- В чем особенности организации и проведения закаливающих процедур в зимнее время года (привести примеры, а если Вы это делаете, то расскажите).
- Что Вы знаете о проведении XXIX Летних Олимпийских игр и XXI Зимних Олимпийских играх.
- Охарактеризуйте современные системы физических упражнений прикладной направленности.
- Какую первую помощь необходимо оказывать при кровотечениях в случаях получения травм во время занятий физическими упражнениями (выполнить практические конкретные действия)?
- Что лежит в основе отказа от вредных привычек (курить, употреблять спиртные напитки и наркотики), в какой степени это зависит от занятий физическими упражнениями?
- Раскройте содержание технико-тактических действий в избранном Вами виде спорта (баскетбол, волейбол и т. д.).
- Как правильно экипировать себя для похода на 2—3 дня (туристический поход)?
ВТОРОЙ КУРС
Использование игр и занимательных упражнений при проведении орфографических ...
... Использование игр и занимательных упражнений при проведении орфографических упражнений». Объектом исследования является игровая деятельность школьников при проведении орфографических упражнений на уроке русского языка. ... умений и навыков; развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение; коммуникативная ...
3 Семестр
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту
... деятельности следует понимать как специализированную систему психологического образования специалистов по физической культуре и спорту, которая характеризуется своим содержанием (рис. 1). Многолетние ... позволяли бы актуализировать образовательный процесс. Результаты экспериментальной проверки показали, что основными компонентами такой технологии являются: 1. Целевая установка - формирование ...
Основные понятия: физическая культура, спорт; ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие; психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.
Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Вопросы:
- Физическая культура и спорт как социальные феномены.
- Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, профессионально-прикладная физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура, средства физической культуры.
- Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей.
- Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
- Основы организации физического воспитания в вузе.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация; экологические факторы; гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.
Содержание. Организм человека как саморазвивающая и саморегулирующая биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
Вопросы:
- Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
- Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.
4 Семестр
Тема 3. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
1 часть. Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия.
Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость ...
... и аспирантов сектора оздоровительной физической культуры и массового спорта ВНИИФКа, возглавляемого профессором В.А. Кабачковым. Проведенные исследования убедительно показали огромное значение привлечения подростков к регулярным занятиям ФКС во взаимодействии ...
Содержание. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.
2 часть. Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.
Содержание. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Вопросы:
- Методические принципы физической тренировки.
- Основные средства спортивной тренировки.
- Основные методы тренировки.
- Основы обучения движениям.
- Основы совершенствования физических качеств.
- Формы занятий физическими упражнениями.
- Физическая активность: два вида деятельности – динамическая и
статическая.
Тема 4. Основы здорового образа жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья
Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка.
Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Вопросы:
- Основные показатели здоровья.
- Факторы, благоприятно влияющие на здоровье.
- Факторы риска.
- Заповеди здорового образа жизни.
Третий курс
5 Семестр Содержание теоретического раздела
Тема 5. Психофизиологические основы учебного труда, интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Основные понятия: психофизиологическая характеристика труда, работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.
Мотивация занятий спортом у студентов
... итоге бросает занятия спортом. Цель работы: изучение мотивов занятий спортом. Объект исследования: мотивация, как психологический феномен. Предмет: спортивная мотивация. Экспериментальная часть проводилась на базе группы студентов специальности "Физическая культура". В ...
Содержание. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения состояния здоровья студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального, психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизиологического утомления студентов, повышение эффективности учебного труда.
Вопросы:
- Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
- Работоспособность студентов и факторы, ее определяющие.
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.
- Экзаменационная сессия и работоспособность студентов.
- Роль мышечной деятельности в активизации умственной работоспособности.
- Академические занятия по физическому воспитанию в структуре учебного процесса.
- Особенности использования учебных занятий в специальном отделении для повышения работоспособности студентов.
- Работоспособность студентов при использовании «малых форм физической культуры» в режиме учебно-трудового дня.
Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Основные понятия: формы самостоятельных занятий; мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.
Содержание. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Гигиена и самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.
Вопросы:
- Формы и содержание, мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.
- Границы интенсивности нагрузок, взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
- Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта на физическое развитие и подготовленность.
- Гигиена самостоятельных занятий.
Тема 7.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
Основные понятия: массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.
Содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Универсиады и Олимпийские игры. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая характеристика основных видов спорта и системы физических упражнений.
Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом
... спортсменов 4. Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом 4.1 Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом .1.1 Основные мотивации детей в занятии спортом .1.2 Мотивы, вызывающие потребность в ...
Вопросы:
- Массовый спорт и спорт высших спортивных достижений. Цели и задачи.
- Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.
- Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений.
6 Семестр
Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.
Основные понятия: вид спорта, система физических упражнений, спортивная подготовка, техническая, тактическая, психическая подготовка. Правила соревнований.
Содержание: Краткая историческая справка о виде спорта, системе физических упражнений (СФУ), характеристика возможностей данного вида спорта и СФУ на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.).
Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий СФУ) в условиях вуза. Перспективное планирование подготовки. Текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, тактической и психической. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в данном виде спорта и СФУ. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.
Вопросы:
- Спортивная подготовка. Цели и задачи.
- Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе.
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями
Основные понятия: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль.
Содержание. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль и его содержание. Педагогический контроль и его содержание.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Вопросы:
Понятие и основные характеристики физических упражнений
... Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений ... физических упражнений. 3. Рассмотреть вспомогательные средства физического воспитания. I. Физические упражнения Понятие и основные характеристики физических упражнений Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Под физическими ...
- Самоконтроль: цели и задачи.
- Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
- Антропометрические индексы, функциональные пробы для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма.
Четвертый курс
7 Семестр
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Основные понятия: профессионально-прикладная физическая подготовка; формы (виды), условия и характер труда; прикладные знания: физические, психические и специальные качества, умения и навыки, прикладные виды спорта.
1 часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.
Содержание. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовкой студентов.
2 часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.
Содержание. Схема изложения раздела на каждом факультете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.
Вопросы:
- Основные понятия: профессиональная физическая подготовка, прикладные знания (физические, психические, специальные качества), прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта.
- Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП.
- Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе.
8 Семестр
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Основные понятия: производственная физическая культура, производственная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, попутная тренировка.
Содержание. Производственная физическая культура ее цели и задачи. Производственная физическая культура в рабочее время. Физическая культура и спорт в свободное время. Дополнительные средства повышения работоспособности. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
Вопросы:
- Основные питательные вещества.
- Основы рационального питания.
- Энергетическая ценность и калорийность пищи.
- Расход энергии на различные виды деятельности.