- Правовая психология.
ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ — совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву. Правосознание связанно с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов. Правовое осознание действительности (правосознание) формируется вследствие правовой потребности и правового интереса — осознанной личностью необходимости использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, т.е. совершения социально-правовых (правомерных) действий. Соответственно, элементами правовой психологии выступают: правовой мотив — оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности; правовая установка — особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса; ценностно-правовые ориентации — совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиям и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию; правовая сплоченность — особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни.
В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:
— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;
— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);
— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;
— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.
История развития правовой психологии
Почти 100 лет назад Л. И. Петражицким была создана так называемая «психологическая школа права», в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связь личности и права. Он, в частности, утверждал, что право — категория психологическая: «…право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически». Последовавшая критика слабых мест теории привела к тому, что «вместе с водой выплеснули и ребенка». Практика современной аналитической теории права практически не опирается на данные психологической науки.
Правовые, нравственные и психологические качества юриста
... опыта, нравственных качеств и психологического состояния личности. Она необходима, например, следователю ... поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности. И только ... демократических институтов, политический режим, морально-правовой климат в обществе и государстве ... психологической готовности — действовать в рамках Закона и этики. Незнание законов психологии ...
Юрист Н. М. Коркунов в «Лекциях по общей теории права» (1886) рассматривал общество как «психическое единение людей», а право — как инструмент обеспечения определенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.
П. И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.
Далее правовая психология существовала в рамках других разделов юридической психологии. Лишь около 20 лет назад российским ученым В. В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемически острая попытка обосновать необходимость правовой психологии.
- превентивная психология.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль прикладной психологии. Ее основная задача — вооружить широкий круг практических работников (педагогов, воспитателей, сотрудников инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, социальных работников, практических психологов) психологическими знаниями для предупреждения, диагностики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровление условий их семейного и общественного воспитания. Для превентивной психологии важно определить область применения и психологический инструментарий, позволяющий решать собственные специфические задачи по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. К числу разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис асоциального поведения, можно выделить: индивидуальный фактор, психолого-педагогический фактор, социально-психологический фактор, личностный фактор и социальный фактор.
Международный опыт показывает, что реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции и принципы:
— профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
— создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию);
— признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания;
— психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.
Психологическое поведение спортсменов
... ее. При этом он может неосознанно пользоваться одной из масок психологической защиты этой боли. Классификация типов поведения человека с пониженной самоценностью: 1. Обвиняющий тип:обвиняет, чтобы другой ... ибо развивать свои личностные качества без общения невозможно. Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и ...
3.личность преступника и преступное поведение как предмет криминальной психологии.
Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией. В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки.
Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки — юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления. При определении предмета криминальной психологии важно учитывать четыре момента.
Во-первых, криминальная психология, как и любая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь изучением и описанием психики человека, в данном случае преступника, не ограничивается выявлением психологических феноменов. Она призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы преступления как деятельности. Такой подход позволяет преодолеть описательство, констатацию лишь фактов, что подменяет психологические исследования социологическими.
От точного определения предмета науки зависит разработка и применение методов исследования. Специфические психологические особенности личности правонарушителя и криминальных групп, а также психологические аспекты их криминальной деятельности невозможно исследовать социологическими методами, тут нужны психологические методы исследования, адаптированные к условиям, в которых криминальной психологией изучаются преступность и преступник.
Во-вторых, данное выше определение предмета криминальной психологии направлено против попыток сужения проблем криминальной психологии до рамок только фиксации фактов, а ведь главная задача любой пауки, изучающей действительность, заключается в предвидении развития тех или иных событий. Значит, для криминальной психологии важно прогнозировать развитие криминальной ситуации в стране на основе раскрытия механизмов самовоспроизводства преступности.
В-третьих, в криминальной ситуации есть две стороны: преступник или преступная группа и пострадавший (пострадавшие).
Развитие событий во многом зависит от поведения жертвы преступного посягательства. Изучение психологии потерпевших становится важной проблемой криминальной психологии.
Для криминальной психологии важно исследовать обстоятельства и факторы, способствовавшие формированию личности преступника или возникновению криминальной группу, и что важно было бы предпринять, чтобы преступление было предупреждено. И здесь мы выходим на превентивный аспект криминально-психологических исследований.
В-четвертых, для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение психологии преступных сообществ (какие сообщества бывают, как они возникают, каковы внутренние психологические механизмы их существования и др.).
Психология успешной личности
... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ... обработку "Дяде" на другом конце провода. Сеть интернет таит в себе огромный криминальный мир, который зарабатывает на вашей доверчивости и любопытстве. На занятии вы узнаете ...
В конце концов изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей в области преступности нужно для того, чтобы используя психологические и другие, рекомендованные криминальной психологией средства, можно было бы активно воздействовать на преступность, сужая сферы и формы ее проявления.
4.Криминальная психология. Психология преступных групп и психология потерпевшего.
Криминальная психология — подраздел юридической психологии, изучающает психологические особенности становления и развитие противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Некоторые основные факторы способствующих формированию противоправного сознания: отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность, отклонения характера.
Задача современной криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки (личностные качества), которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию. В рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые являются причиной криминогенных предпосылок личности (дефекты правосознания, нравственности, культуры, эмоций и т. д.), и устанавливается причинная связь между личностными особенностями и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Кроме того, криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.
Аналогичные задачи, но с другой стороны, в криминогенной ситуации решает психология потерпевшего. Психология потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности. Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности способствуют изучению причин и условий преступлений, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д.
Криминальная психология и психология потерпевшего изучают также проблему формирования преступного умысла. В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторожность.
Важнейшим структурным элементом криминальной психологии служит психология преступной группы и ее лидера. Задача криминальной психологии в связи с этим показать специфику становления, развития, функционирования и ликвидации преступной группы. Существуют различные точки зрения по поводу групп, но в целом под группой понимают реально существующее образование, в котором люди находятся вместе в идентичных условиях, объединены общей совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию. По числу входящих в группу людей социальные психологи выделяют: 1)большие общественные группы (макро группы) 2)малые группы (микро группы) – небольшие по размеру объединения людей, связанные непосредственным взаимодействием. Ее нижняя и верхняя границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Под контактностью понимают возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать, обмениваться инфой и взаимными оценками. За нижнюю границу принимается 3 человека. Верхняя граница малой группы – не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от хар-ра выполняемой совместной деятельности и в пределах 5-12 человек. В свою очередь малые группы подразделяются на формальные и неформальные. В отличии от формальных, неформальные складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размеру группы. По времени существования выделяют временные группы, в рамках которых объединение ограничено во времени (дискуссия) и стабильные группы, относительное постоянство существования которых определяется назначением и целями функционирования (семь, трудовой или учебный коллектив). В зависимости от степени произвольности решения вопроса о вхождении в ту или иную группу, участие в ее деятельности и уходе из нее группы делятся на открытые о закрытые. Значение группы во взаимоотношениях людей состоит в том, что она выступает Все эти факторы формируют такой социально-психологический феномен, который называется психологической общностью людей, входящих в ту или иную группу побужджающих у них так называемые «мы-чувства». Эти чувства часто доминируют в мотивационной сфере личности, побуждая членов группы подразделять всех людей на 2 категории: мы и они. При этом следует подчеркнуть, что положение ее членов определяется тем статусом, который они там занимают или имеют. Структура социальной власти и влияния в малой группе – совокупность связей с другими индивидами, которая характеризуется направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Лидерство в малой группе представляет собой феномен воздействия или влияния индивида на мнения, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Психология преступных групп. Психология криминального насилия
... внешних условий функционирования сообщества. В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на ... своего антисоциального поведения, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства. Негативные качества данной ... неотъемлемым условием эффективной борьбы с организованной преступностью. Личность насильственного преступника характеризуется, как правило , ...