Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения 2

13

«Ивановская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра экстремальной и военной медицины

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой экстремальной

и военной медицины

к.м.н. = П.Л. Колесниченко =

«____"________2008 г.

Автор: Челухоев П.В.

КОНСПЕКТ

Семинарского занятия со студентами VI курса по предмету «Медицина катастроф»

Тема № 3 МЕДИЦИНСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Занятие 1 «Медико-психологическая защита населения и спасателей в ЧС. Содержание и задачи. Психотравматирующие факторы ЧС. Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в ЧС различного характера. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасании»

Для студентов лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов.

ИВАНОВО — 2008 г.

  1. Цели занятий:. Дать понятие о содержании, задачах и основных способах медико-психологической защиты населения и спасателей.

2. Материальное обеспечение: а/ учебный видеофильм;

б/ видеомагнитофон, телевизор;

в/ комплект схем.

3. Изучаемые вопросы:

1. Содержание, задачи и основные способы медико-психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении

2. Основные принципы организации психолого-психиатрической помощи населению при ЧС

3. Психофармакологическая терапия пострадавших при ЧС

11 стр., 5216 слов

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни

... А. Профилактическая Б. Патогенетической В. Социальная Г. Медико-психологическая 4. Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми людьми следует считать: А. Повышение ... , навыкам ухода за пациентами обеспечивает взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения, медико-социальными экспертными комиссиями, организациями, осуществляющими продажу и прокат средств ...

4. Психогении в экстремальных условиях

5.Оказание помощи спасателям и вторичным жертвам катастроф

4. Литература для самостоятельной работы:

1. Медицина катастроф. (Организационные вопросы.) Учебник. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Москва 2002 г. Гл.5

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 27.05.2005 № 335 и от 03.10.2006 № 600)

5. Организация медицинской помощи населению в чрезвы­чайных ситуациях: Учебное пособие. Сахно В.И., Захаров Г. И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. — Санкт-Петербург: ООО «Издатель­ство ФОЛИАНТ», 2003 г.

6. Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие под ред. Е.Г. Жиляева и Г. И. Назаренко Москва 2001 г.

7. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией С.Ф. Гончарова. В.А. Доровских. Благовещенск 2001 г.

8. «Основные принципы организации психолого-психиатрической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях» В. М. Гарнов журнал «Медицинская помощь» № 3 2004 г.

1. Содержание, задачи и основные способы медико-психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении

Опыт участия в спасательных работах, оказание медицинской помощи, а также изучение харак­тера психического реагирования населения на землетрясение по­зволили разработать и пред­ложить основные принципы орга­низации психолого-психиатрической помощи пострадавшим, как при землетрясениях, так и при других видах чрезвычайных ситуа­ций (ЧС).

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

... чернобыльской катастрофы земель. Начало 1960-х гг. отмечено эпохальными достижениями в области космической медицины. Плодотворные ... образом, было положено начало единой государственной санитарной службе, которая на многие десятилетия обеспечила санитарно-эпидемиологическую ... послойных поперечных изображений человеческого тела с помощью вращающейся вокруг него рентгеновской трубки и последующей ...

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что психиче­ское потрясение дезорганизует поведение людей, попавших в зо­ну стихийного бедствия или ката­строфы, и вызывает панику. В ре­зультате травматического события у пострадавших возникают раз­личного рода психические реакции, что усугубляет санитарные потери при ЧС (Александровский Ю. А. и соавт., 1991).

Опыт работы службы медицины катастроф сви­детельствует о том, что в послед­ние 10 лет социально-медицин­ское значение психических и пси­хопатологических последствий катастроф неуклонно возрастает, ухудшая качество здоровья насе­ления в целом. Кроме того, пси­хические и психосоматические расстройства относятся к числу самых распространенных меди­цинских последствий катастроф, создавая тем самым поле деятель­ности для самостоятельной отрас­ли медицины катастроф — психи­атрии катастроф (Нечаев Э. А., Резник М. И., 1990).

Одноимен­ный центр, организованный при Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» Минздрава России, призван осуществлять ор­ганизационно-методическое ру­ководство и координацию регио­нальных подразделений, обеспе­чивать и проводить обучение спе­циалистов среднего и высшего звена, внедрять опыт работы пси­хиатров в ЧС, определять пер­спективные направления науки и практики психиатрии катастроф, заниматься объединением врачей-психиатров (психотерапевтов, психофизиологов), имеющих лич­ный опыт работы в ЧС.

Для этого в структуре отрасле­вого Центра созданы научно-тех­нический совет по координации исследований в области психиат­рии катастроф, объединение вид­ных специалистов в области пси­хиатрии катастроф, а также кли­ническая психиатрическая база.

Возникла потребность в разра­ботке принципов организации психолого-психиатрической по­мощи населению при ЧС. По­скольку предполагается создание отраслевой службы психолого-психиатрической помощи в рам­ках общей службы медицины ка­тастроф, то и ее принципы долж­ны соответствовать организаци­онным принципам медицинской службы катастроф. Служба психи­атрии катастроф должна носить государственный характер, что обеспечивается соответствующи­ми постановлениями Правитель­ства РФ, созданием в России в рамках общей службы медицины катастроф отраслевой службы психиатрической помощи и кон­цепции организации психолого-психиатрической помощи населе­нию при ЧС. Служба психиатрии катастроф должна иметь штатную структуру, а также своего предста­вителя в штабе службы медицины катастроф. Необходимо разрабо­тать принципы подбора и подго­товки штатов медработников (медсестер, фельдшеров, врачей), готовых в экстренном порядке на­правляться в очаги ЧС для работы в тяжелых условиях.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой помощи в ЧС. Задачи службы медицины катастроф 1.Проведение мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ... медицинских работников (первичной и последипломной) по меди-цине катастроф. Органы руководства и управления службы медицины катастроф: МЗ РФ (отдел МК); территориальные органы управления (отделения ...

  1. Основные принципы организации психолого-психиатрической помощи населению при ЧС

1. Служба психолого-психиатрической помощи должна быть организована по образцу российской службы медицины катастроф. На всех уровнях силы и средства службы психолого-психиатрической помощи должны создаваться на базе медицинских учреждений здравоохранения.

2.Трехэтапная система организации психолого-психиатрической помощи пострадавшим в ЧС — по аналогии с принципом ра­боты экстренной медицинской помощи.

3. Медицинская сортировка должна стать одним из основополагающих принципов оказания экстренной психиатрической помощи пострадавшим в ЧС.

4.Своевременность, непрерывность и эффективность оказания психолого-психиатрической помощи.

5.Правовая ответственность и юридическая защищенность специалистов, психологов и психиатров, участвующих в организации и оказании психолого-психиатрической помощи пострадавшим в ЧС.

Правовая ответственность обеспечивается разработкой нор­мативных документов по оказа­нию квалифицированной психо­лого-психиатрической помощи на базе специализированных стацио­наров и определением перечня требований к медико-правовым аспектам оказания психолого-психиатрической помощи, вклю­чая критерии статуса пострадав­шего в ЧС, которые должны быть закреплены указами Президента, постановлениями Правительства РФ, приказами Минздрава РФ, а также договорами с администра­цией специализированных учреж­дений здравоохранения.

6 стр., 2511 слов

Этапы исследования

... процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах. Целью психолого-педагогических исследований является анализ изменений, происходящих в процессе обучения, оценка ... протекания эксперимента; - Определение метода фиксации результатов; - Проверка эффективности эксперимента. Этапы педагогического эксперимента: - констатирующий – ставит задачу выявления наличного состояния и уровня ...

6. Подготовка населения к возможным катастрофам и его обучение действиям в ЧС. Для этих целей необходимо в том числе систематически использовать средства массовой информации. Подготовка спецконтингентов в целях повышения устойчивости к травматическому психическому стрессу, включая методы медикаментозной и немедикаментозной психопрофилактики, интенсивных и кратковременных методик психотерапии.

Этапы организации психиатрической помощи пострадавшим в зоне ЧС

Опыт в оказании психолого-психиатрической помощи свиде­тельствует о том, что в острый (изоляционный) период развития ЧС бригада экстренной психиат­рической помощи не может приступить к оказанию психолого-психиатрической помощи в силу краткосрочности самого этапа, который продолжается несколько минут или часов, поэтому оказать помощь пострадавшим могут либо они себе сами, либо лица, оказав­шиеся в момент землетрясения рядом с ними, т. е. по известному принципу само- и взаимопомощи.

Первый этап психолого-психи­атрической помощи начинается в подострый период развития ЧС, когда по указанию соответствую­щего центра психиатрии катаст­роф бригада экстренной психиат­рической помощи выезжает на ме­сто катастрофы и приступает к оказанию психолого-психиатри­ческой помощи.

На этом этапе бригада, при­бывшая в район ЧС, занимается:

  • выявлением пострадавших, находящихся в остром психотическом состоянии;
  • купированием последствий острых стрессовых реакций, особенно таких психических расстройств, которые сопровождаются изменениями сознания и явными признаками опасного для жизни поведения;
  • проведением мероприятий по предупреждению панических реакций и агрессивных форм поведения.

Наряду с решением указанных задач члены бригады на этом этапе участвуют в оказании первой ме­дицинской и врачебной помощи.

10 стр., 4598 слов

Психолого-педагогическая помощь спортсмену на различных этапах спортивной карьеры

... 14 Особенности психолого-педагогической помощи па этапе начальной спортивной специализации. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации ...

Второй этап в виде квалифици­рованной медицинской помощи должен проводиться в лечебных госпиталях, развернутых в зоне, непосредственно прилегающей к эпицентру ЧС. На этом этапе за­дачи службы психиатрии катаст­роф заключаются в следующем:

  • проведение квалифицированной сортировки;
  • оказание квалифицированной психиатрической помощи;
  • выявление, подготовка и организация медицинской эвакуации пострадавших с психическими расстройствами;
  • консультативная помощь нейрохирургам, травматологам и другим специалистам в оценке психического состояния пострадавших и дифференцированное назначение им психофармаколо­гических препаратов.

Квалифицированная сорти­ровка — ключевой элемент данного вида помощи, так как является основополагающей для эффективного лечения, реабилитации и предупреждения психических последствий.

Третий этап начинается с момента эвакуации пострадавшего в специализированное психиатри­ческое учреждение, где ему долж­на быть оказана специализиро­ванная психолого-психиатрическая помощь. Она заключается в том, чтобы провести пострадавшему психиатрического профиля следующие мероприятия:

  • полное клиническое обследование;
  • психологическое обследование;
  • установление диагноза;
  • обследование с помощью параклинических методов исследования;
  • специализированное лечение до полного выздоровления;
  • проведение реабилитационных мероприятий;
  • проведение социальной и трудовой адаптации.

3. Психофармакологическая терапия пострадавших при чс

Психофармакотерапия пострадавших во многом зависит от этапа формирования психопатологии после катастрофы.

6 стр., 2600 слов

Поведение человека в экстремальных ситуациях 2

... и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию - психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к ... схему перво­очередных действий потерпевших бедствие (схема 1). Правила поведения   1. Перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место   ...

На первом этапе для купирова­ния тревожных и панических рас­стройств может быть эффектив­ным использование анксиолитиков. Из этой группы препаратов рекомендуется использовать диазепам (седуксен, реланиум, сиба-зон) (до 0,04−0,06 г/сут), феназепам (до 0,003−0,006 г/ сут) и хлордиазепоксид (элениум) (до 0,06−0,1 г/сут).

На этапе формирования психо­патологических реакций на пер­вый план в клинической картине выступают астенические, депрессивные и навязчивые (обсессивно-компульсивные) расстройства.

В тех случаях, когда психиче­ское состояние начинает опреде­ляться астеническими расстрой­ствами, рекомендуется использо­вать ноотропные средства. Наибо­лее эффективными из них оказа­лись пирацетам (ноотропил) (до 1,0 — 1,5 г/сут), фенибут (до 0,5 — 1,0 г/сут) и гопатеновая кислота (пантогам) (до 1,5 — 3,0 г/сут).

Достаточно часто у пострадав­ших наблюдается депрессия. В этих случаях наиболее эффектив­ны антидепрессанты, из которых лучшими являются ингибиторы моноаминоксидазы — имизин (до 0,025 — 0,125 г/сут) и амитрипти-лин (до 0,025 — 0,125 г/сут).

Обсессивно-компульсивные реакции являются по-существу навязчивыми явлениями. Наибо­лее эффективными средствами для их купирования являются антидепрессанты из группы селек­тивных ингибиторов обратного захвата серотонина, такие, на­пример, как флуоксетин (профлузак до 0,06 г/сут или прозак до 0,02 г/сут).

Ясно, что одной фармакотера­пии недостаточно для обеспече­ния законченной ремиссии. В то же время использование лекарст­венных средств может способст­вовать созданию определенного благоприятного эмоционального фона у пострадавших, что помога­ет оптимизировать психотерапев­тическую работу с ними.

Основные принципы психотерапевтического лечения пострадавших при чс

Основная цель психолого-пси­хиатрической работы с пострадавшими при любых ЧС заключается в том, чтобы восстановить их преморбидный уровень функционирования. Следовательно, необхо­димо помочь пострадавшему встать на путь адаптивного разре­шения травмирующих ситуаций.

Предлагается выделить сле­дующие стратегии психотерапии пострадавших:

  1. формирование адекватного отношения к симптомам у переживших событие, выходящее за рамки нормального человеческого опыта, возникают реакции, которые им непонятны; необходимо помочь пострадавшим признать, что их переживания, учитывая экстремальные обстоятельства, нормальны;
  2. изменение травмирующего смысла катастрофических событий и их последствий; необходимо выработать ощущение «контроля над травмой»;
  3. восстановление личностного смысла и ощущения принадлежности себя к определенной социальной группе.

Психолого-психотерапевтиче­ская помощь пострадавшим долж­на также соответствовать этапам формирования психопатологии при ЧС.

На первом этапе психологическая помощь осуществляется в порядке взаимопомощи.

На втором — направлена на соблюдение правил социального взаимодействия в группе и выполнение определенных принятых ритуалов, в частности ритуалов похорон, которые объединяют людей.

На третьем — на когнитивное переструктурирование смысла, придаваемому травматическому событию.

На четвертом — на восстановление личностного смысла и при­надлежности себя к определенной социальной группе.

Разработанные принципы ока­зания психиатрической помощи пострадавшим в ЧС представляют безусловную значимость при обу­чении студентов медицинских ин­ститутов по курсу медицины ката­строф и совершенствовании про­фессиональной подготовки вра­чей, работающих в структурах МЧС, а также при проведении ме­роприятий профилактического, лечебного и реабилитационного характера с пострадавшими в ЧС.

4. Психогении в экстремальных условиях

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение против­ником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет стихийные бедствия (катаст­рофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами общественному здо­ровью. На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комп­лекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психи­ческой деятельности в виде так называемых реактивных (психоген­ных) состояний. Следует подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Возможность возникновения и характер психогенных расст­ройств, их частота, выраженность, динамика зависят от многих факторов: характеристики экстремальной ситуации (ее интенсив­ности, внезапности возникновения, продолжительности действия); готовности отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемой их личностно-типологическими качества­ми, профессиональной, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой; организованности и согласованности дея­тельности в экстремальных условиях; поддержки окружающих; на­личия наглядных примеров мужественного преодоления труд­ностей.

Остановимся кратко на характеристике стихийных бедствий и катастроф. Стихийные бедствия — катастрофические ситуации, возникающие в результате явлений, действий сил природы, имею­щие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повсе­дневного уклада жизни более или менее значительных групп лю­дей, человеческим жертвам, уничтожению материальных ценностей.

Опыт демонстрирует очень важное обстоятельство: при некоторых землетря­сениях и ураганах катастрофического характера, особенно раз­вивающихся совершенно внезапно (например, в Югославии в г. Скопле, в нашей стране во время урагана в Ивановской обла­сти), подавляющее большинство населения бывает уверено, что началась ядерная война. При этом во время землетрясения в г. Скопле санитарные потери только за счет психических расст­ройств, среди которых преобладали психогении, составили 10% численности населения города, в Ивановской области психогенные расстройства отмечались практически у всех находившихся в зоне действия урагана. Следовательно, во время войны в масштабах больших регионов число людей, переживших катастрофу, у кото­рых развились психогенные нарушения, может исчисляться сотня­ми тысяч.

Это подтверждают и многие зарубежные специалисты, в том числе профессор R. Gabriel в монографии «Психиатрический аспект современной войны», изданной в США в 1988 г. и обоб­щающей клинико-эпидемиологические данные о психических рас­стройствах у военнослужащих и гражданского населения во время так называемых малых войн последних десятилетий.

Оценивая травмирующее воздействие различных неблагоприят­ных факторов, возникающих в жизнеопасных условиях, на психи­ческую деятельность человека, следует отличать непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции людей на экстремальную ситуацию и патологические состояния — психогении (реактивные состояния).

Для первых характерна пси­хологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от си­туации и, как правило, небольшая продолжительность. При непа­тологических реакциях обычно сохраняются работоспособность (хотя и сниженная), возможность общения с окружающими и кри­тического анализа своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия).

В литературе такие реакции обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т. п.

В отличие от непатологических реакций психопатологические психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности про­дуктивного общения с другими людьми и целенаправленных дей­ствий. В ряде случаев при этом имеют место расстройства созна­ния, возникают психопатологические проявления, сопровождаю­щиеся широким кругом психотических расстройств. В настоящее время психогении при экстремальных ситуациях принято разделять на невротические реакции и состояния (неврозы), реактив­ные психозы и аффективно-шоковые реакции.

Как показали специальные исследования, психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных условиях. Одна­ко есть и существенные различия. Во-первых, вследствие множе­ственности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникно­вение психических расстройств у большого числа людей. Во-вто­рых, клиническая картина в этих случаях не носит строго индиви­дуальный характер, как при «обычных» психотравмирующих об­стоятельствах, и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В-третьих, несмотря на развитие психогенных расст­ройств и продолжающуюся жизнеопасную ситуацию, пострадав­ший человек вынужден продолжать активную борьбу с последст­виями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.

Возможность возникновения при стихийных бедствиях, катаст­рофах, во время войны больших санитарных потерь ЗА СЧЕТ пострадав­ших с расстройствами нервно-психической функции, необходимость оказания им на современном уровне всех видов медицинской по­мощи и быстрейшего возвращения к труду — все это в совокупно­сти определяет значимость успешного решения проблемы профи­лактики, купирования и лечения психогений в экстремальных си­туациях.

В основу настоящего издания положены как обобщение соот­ветствующих литературных данных, так и анализ собственных наблюдений авторов во время участия в спасательных работах и оказании в последующем медицинской помощи пострадавшим во время аварии на Чернобыльской атомной электростанции, земле­трясения в Армении, а также ряда других крупных стихийных бедствий и катастроф.

5. Оказание помощи спасателям и вторичным жертвам катастрофы

При осуществлении спасательных операций постоянное общение с людьми, стра­дающими от травматического стресса, приводит к развитию у спасателей и гума­нитарных работников кумулятивных стрессовых реакций, включая посттравмати­ческие стрессовые расстройства, депрессии и признаки «выгорания». Системати­ческая поддержка, предоставление возможности обращаться за помощью и осо­бые методики лечения, известные как «снятие стресса» и «обсуждение», помогут восстановить рабочее состояние этих людей и смягчат травматическое воздейст­вие происшествия. В обязанности инструктора входит обучение слушателей этим методикам и способам.

Сотрудники гуманитарных бригад любой направленности — будь то работники службы спасения, убежищ или неправительственных организаций, предоставляю­щих пищу и одежду, государственных реабилитационных учреждений или соци­альных служб — ставят перед собой личные задачи беспрецедентного масштаба, руководствуясь желанием помочь пострадавшим. Для многих из них бедствие вы­ходит на первый план, затмевая все прочие обязанности и дела, и все свое время, особенно в первые дни чрезвычайной ситуации, они посвящают решению задач, связанных с ликвидацией последствий катастрофы. Гуманитарные работники должны понимать, что их может постичь «выгорание», и знать его симптомы, что­бы распознавать их не только у себя, но и у своих коллег. С признаками «выгора­ния» также следует ознакомить администраторов и управляющий персонал всех уровней, чтобы они оказывали гуманитарным работникам необходимую помощь. По мере восстановления порядка в зоне бедствия многие добровольцы возвраща­ются на свои обычные рабочие места, продолжая в то же время вести восстанови­тельную работу. Как упоминалось ранее, результатом переутомления может стать синдром «выгорания» — состояние истощения душевных и психических сил, раз­дражительность и усталость подкрадываются к человеку постепенно и незаметно для него, значительно снижая его работоспособность и производительность. Лучший способ предупредить развитие синдрома «выгорания» — это помнить о его существовании, выявлять ранние признаки и активно снимать накопившийся стресс. Четыре основных области проявления симптомов перечислены ниже.

СИМПТОМЫ:

Мыслительные

Путаница в мыслях, медлительность, неспособность выносить суждения и прини­мать решения, потеря способности находить альтернативные варианты или опре­делять приоритеты задач, потеря объективности в оценке собственной работы и т. д.

Психологические

Депрессия, раздражительность, беспокойство, чрезмерная возбудимость, вспыш­ки гнева, потеря контроля над собой и т. д.

Соматические

Физическое истощение, упадок сил, желудочно-кишечные расстройства, наруше­ния аппетита, ипохондрия, нарушения сна, треморы и т. д.

Поведенческие

Гиперактивность, чрезмерная усталость, импульсивные реакции, неспособность выразить свои мысли устно или письменно и т. д.

Катастрофа сводит вместе гуманитарных работников с различным социальным и иным прошлым. Некоторые прибывают в зону бедствия с уже ясными приорите­тами и четкими представлениями о своих обязанностях. Люди обладают различ­ным опытом и умениями и направлены для оказания разных типов гуманитарной помощи. Все они стремятся быть полезными, оказывают помощь раненым, соби­рают тела погибших и определяют очередность оказания видов помощи и ее полу­чателей. Они работают круглые сутки, почти не прерываясь на сон и еду. Эти лю­ди составляют серьезную проблему с точки зрения планирования и осуществле­ния программы ликвидации последствий катастрофы. Следует ввести в действие программы мониторинга и предотвращения стрессовых реакций, направленные на различные группы сотрудников, работающих с пострадавшими на протяжении длительных периодов времени.

Важность современного подхода к выявлению, пониманию и снятию стрессовых реакций у сотрудников спасательных служб доказана опытом. Джеффри Митчелл и его коллеги разработали учебные материалы, в которых дана история наблюде­ния за стрессом критических ситуаций, широко распространенными реакциями и симптомами, возникающими у спасателей (см. Список рекомендуемой литерату­ры).

Реакции могут быть различными — от эффективного преодоления до патологических и хронических последствий, при­водящих к дисфункции личностных механизмов потерпевшего на долгие месяцы после того, как он вернулся домой, к прежней работе. Широкий разброс в реакци­ях объясняется многообразием факторов, воздействующих на жизнь работника в данной временной фазе.

«Выгорание» — это важное понятие, включающее в себя множество аспектов про­фессионального стресса, который характеризуется умственным и эмоциональным истощением с разнообразными физическими проявлениями, служащими поме­хой работе — нарушениями сна, аппетита, возрастанием раздражительности и т. д. Явление «выгорания» проистекает из множества причин, однако, очевидно, что главная из них — в том, что гуманитарных сотрудников не обучают или не помога­ют им во время спасательных операций обращать внимание на свои собственные физические и эмоциональные потребности и стремиться к их удовлетворению. Они не осознают, что их потребности являются нормальными в ситуации, весьма далекой от нормы, и если ими постоянно пренебрегать, это приведет к неспособ­ности оказывать пострадавшим ту помощь, в которой они нуждаются. Инструкторы, администраторы и директора программ гуманитарной помощи имеют в своем распоряжении множество методик предотвращения «выгорания» и оказания психологической помощи сотрудникам, работающим над ликвидацией последствий бедствия. Эти методики помогают гуманитарным работникам осваи­вать техники и навыки борьбы со стрессом. Необходимость физических трениро­вок, диеты, релаксации и отдыха для эффективного труда получила официальное признание, и в ходе обучения гуманитарных работников следует уделять этим ви­дам деятельности особое внимание.

Психологи, работающие с пострадавшими, могут также оказывать помощь другим гуманитарным работникам, проводя с ними собрания и занятия по снятию стрес­са в критических ситуациях.

При обсуждении внимание акцентируется на когнитивных и эмоциональных ре­акциях работников, которые пытаются совладать с новыми внутренними ощуще­ниями, возникающими по мере накопления впечатлений от работы. Обсуждения проводятся небольшими группами; перед началом встречи следует конкретизиро­вать задачи, которые предстоит решить в ходе обсуждения, и определить границы конфиденциальности. Структура обсуждения включает в себя следующую после­довательность процессов:

  • Описание действий работников при взаимодействии с пострадавшими: участ­ники делятся рассказами о встречах и реконструируют свои ощущения — визуальные, аудиальные, обонятельные.
  • Определение и распознавание парадоксальных или необычных эмоциональных реакций у работников: развеиваются заблуждения, исправляется ложная информация и определяются методы снижения уровня стресса.
  • Распознавание противоречивых чувств, возникающих в некоторых ситуациях, и их значения для работника.
  • Увязывание чувств с их физиологическими проявлениями: работники должны осознать взаимосвязь между чувствами, которые они испытывают, и наруше­ниями сна, аппетита, самоконтроля, проявлениями раздражительности, от которых они могут страдать при выполнении стрессогенных задач.

Психолог подводит итог дискуссии, отвечает на вопросы и закрепляет у слуша­телей идею, что их реакции являются нормальными для той аномальной ситуации, в которой они оказались. Такой подход позволяет поддержать и укрепить их в деле преодоления стресса.

Занятия по снятию стресса в критических ситуациях обычно проводятся с лица­ми, принявшими участие в крайне травматических событиях и испытывающими трудно преодолимый психофизиологический стресс. Важное условие для проведе­ния таких занятий — полная их конфиденциальность и неоценочный характер.

Реакция на чрезвычайное событие

Происходит событие — неожиданное, случайное, вызывающее стресс не только у пострадавших, но и у гуманитарных работников. Событие, которое разрушает ощущение безопасности у его свидетелей и временно лишает их способности нор­мально функционировать.

Такая реакция является ответом организма на чрезвычайное событие. Несмотря на то, что пострадавшие реагируют на происходящее с различной силой и прихо­дят в себя с разной скоростью, большинство из них в той или иной форме демон­стрируют реакцию на чрезвычайное событие, которая может проявляться как пе­реходы из одного состояния в противоположное: от оцепенения к гиперактивно­сти либо от контроля над ситуацией к полной беспомощности. Задача обсуждения чрезвычайного события состоит в том, чтобы его свидетели могли испытать катарсис и научиться преодолевать стресс. Такое обсуждение сле­дует проводить в первые несколько дней с момента происшествия. Следует поощ­рять обмен ощущениями и реакциями среди участников, чтобы помочь им осоз­нать случившееся, воспринять происходящее в более широком контексте и уз­нать, какие реакции в данной ситуации следует считать нормальными.

Снятие стресса

Этот процесс позволяет сотрудникам выразить свои чувства, «выпустить пар» в неформальной, неструктурированной обстановке. Его можно организовать в кон­це рабочего дня. На таких встречах сотрудники могут обмениваться советами и информацией. Если это необходимо, такая встреча может продолжиться более формальным, распланированным обсуждением чрезвычайного события или ситу­ации в целом.

Страницы, которые следуют далее, можно использовать для переноса на прозрач­ные пленки или слайды, а также для раздачи обучающимся.

Старший преподаватель кафедры э и вм

П.В. Челухоев

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector