Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 14

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по научно-педагогической практике в магистратуре

направление 521 000 Психология

факультет: педагогики и психологии

МОСКВА 2012

1. Практика является частью основной образовательной программы по направлению 521 000 психология. Содержание практики, порядок проведения, сроки их прохождения и формы отчетности соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению Психология, «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования России от 25.03.03 № 1154, учебного плана и настоящей примерной программы практики.

Основной целью практики, как особой части образовательного процесса в вузе, является апробирование магистрантом профессиональной позиции в условиях реальной деятельности.

Предметом освоения для магистрантов, обучающихся по направлению «Психология», в рамках данного вида практики является позиция психолога — педагога — исследователя.

2. Вид практики

Таблица 1

Виды практики

Трудоемкость (в неделях)

Научно-педагогическая

8

Таблица 2

Название практики

Трудоемкость (в неделях)

Сем.

Дисциплины

учебного плана, охватываемые

практикой

База

практики

Форма

отчетности

1

Научно-

педагогическая

8

12

Методика

преподавания

психологии

Факультет

дневник студента, конспекты, УМК, и др.

2.1 Научно-педагогическая практика

  • Задачи: формирование у магистра целостной картины будущей профессиональной деятельности (от момента создания программы до ее внедрения в учебный процесс);
  • овладение навыками творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и к проведению семинарского (лабораторного) занятия;
  • приобретение умений и навыков научного руководства курсовой работы;
  • приобретение умений и навыков лекторской работы (разработка проблемных подходов, новых методов и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение творческой активности слушателей);
  • развитие профессиональной рефлексии.

Содержание практики

В ходе научно-педагогической практики студент магистратуры должен выполнить следующие задания:

  • посетить и проанализировать лекционные и практические занятия преподавателей психологии, к которым прикреплен студент;
  • самостоятельно провести и проанализировать 2 лекции и 4 семинарских или лабораторных занятия по психологии;
  • посетить и проанализировать два семинарских занятия и две лекции по психологии, проводимые студентами-практикантами;
  • разработать и реализовать программу курса (по выбору);
  • написать рецензию на программу;
  • осуществить руководство курсовой работы совместно со своим научным руководителем и представить как саму курсовую работу, так и индивидуальный план работы со студентом;
  • представить конспекты занятий — развернутый план проводимых семинарских и лабораторных занятий.

Содержание

Технологии

Умения, которыми

должен овладеть студент

1.

Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы

Планирование педагогической работы

2.

Посещение и анализ занятий преподавателей психологии и практикантов

Наблюдение и анализ занятий преподавателей вуза, изучение структуры и содержания учебных дисциплин, по которым предстоят занятия (Приложение 4)

Сравнивать, анализировать и интерпретировать психолого-педагогические явления и факты, и понимать внутреннюю связь между ними

3.

Разработка плана-конспекта и конспекта лекции, семинарского, практического занятий

Творческое конструирование учебного материала, профессиональная рефлексия

Определять дидактические задачи, актуализировать и синтезировать психологические знания, видеть междисциплинарные связи, связывать рассматриваемый материал с проблемами современной жизни и науки, научиться организовывать свою деятельность правильно оформлять материалы для занятий

4.

Разработка программы курса (по выбору)

Технология составления программы представлена в форме образца (см. Приложение 2)

Обоснование значимости данного курса, творческое конструирование материала, описание методического инструмента, знакомство с ФГОС ВПО, примерными учебными планами, дидактическими единицами, компетенциями.

5.

Рецензия на программу курса (студенческого),

Алгоритм составления рецензии (см. Приложение 3)

Научиться рецензировать, уметь видеть сильные и слабые стороны работы, убедительно аргументировать свои выводы, формирование своей позиции

6.

Составление индивидуального плана работы консультирования студента — курсовика совместно с научным руководителем

планирование

научиться руководить написанием научной (курсовой) работы

7.

Рефлексия результатов собственной деятельности и анализ рейтинговой оценки обучаемых, как промежуточный контроль и обратная связь для развития практиканта и самого курса

Адекватно оценивать успешность своей деятельности, свои профессиональные возможности

8.

Итоговый контроль и обсуждение вместе с ведущими преподавателями

Круглый стол, дискуссия, конференция

Развитие профессиональной рефлексии

Список литературы

Основная:

  1. Актуальные проблемы преподавания психологии в педагогическом институте и в школе. — М.: Прометей, 1990.
  2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Владос, 1999. — 303 с.
  3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. — М.; СПБ.: Питер, 2006. — 250 с.
  4. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М.; СПб.: Питер, 2008. — 192 с.

Дополнительная:

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М.: Академия, 1997. - 368 с.
  2. Абалкина М.А., Агеев В.Г. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990. — 62 с.
  3. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 56 с.
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: 1986. — 206 с.
  5. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. — М.: МГУ, 1981. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — М. 1988.
  6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1990.
  7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2002. — 204 с.

Критерии оценки

  • оценка «отлично» ставится магистру полноценно выполнившему всю предусмотренную программой практики деятельность, умело и творчески решающего диагностико-коррекционные, исследовательские задачи. Используя для этого разнообразные и адекватные методические приемы.
  • оценки «хорошо» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений диагностико-коррекционных, развивающих и исследовательских задач используя для этого необходимые методические приемы, умеющий устанавливать с клиентами и коллегами необходимые в профессиональной деятельности отношения.
  • оценки «удовлетворительно» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики, но не проявляющий творческого и исследовательского начала в решении задач, использующий ограниченный перечень методических приемов, испытывающий трудности в установлении необходимого контакта с клиентами и коллегами, допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей.
  • оценки «неудовлетворительно» заслуживает магистр, не полностью и некачественно выполнивший программу практики, допускающий существенные сбои в решении исследовательских и педагогических задач, нарушения трудовой дисциплины. Не обнаруживающий умения взаимодействовать с коллегами и клиентами.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении общей успеваемости магистра.

Руководство и контроль практики

Руководство практикой и контроль за ее проведением осуществляет факультетский руководитель.

Научное руководство практикой осуществляется преподавателями факультета (групповые руководители).

Функции группового руководителя:

  • знакомит руководство и работников баз практики с задачами и содержанием практики, магистрами-практикантами;
  • определяет график проведения работ, взаимопосещения магистрами занятий для их последующего анализа; определяет дни участия магистров в методических объединениях, планерках и др. массовых мероприятиях;
  • вместе с научными руководителями организует консультации, различные виды обсуждения увиденного и проделанного в ходе практики (групповые дискуссии, круглые столы);
  • подводит итоги для каждого магистра-практиканта и группы в целом.

Функции научного руководителя магистра:

  • совместно с групповым руководителем помогает магистрантам составить индивидуальный план научно-педагогической практики;
  • проводит для магистрантов открытые занятия;
  • осуществляет текущий анализ деятельности и контроль за ходом выполнения магистрантами индивидуального плана;
  • организует консультации, различные виды обсуждения увиденного и проделанного в ходе практики (групповые дискуссии, круглые столы);
  • участвует в итоговой аттестации магистрантов-практикантов.

Функции магистранта-практиканта:

  • составляет индивидуальный план;
  • выполняет распорядок дня учреждения, обеспечивает выполнение учебного расписания и всех видов работ, предусмотренных программой практики;
  • осуществляет подготовку к занятиям, разрабатывает конспекты, учебные материалы на каждое занятие с его последующим самоанализом
  • посещает занятия преподавателей психологии на факультете педагогики и психологии и своих однокурссников, участвует в их анализе
  • изучает опыт преподавания психологов-педагогов факультета педагогики и психологии
  • участвует в производственных совещаниях, методических объединениях преподавателей, психологов
  • ведет дневник практиканта, в котором фиксирует все виды планируемой деятельности и анализ результатов их выполнения
  • по завершении практики сдает групповому руководителю факультета все отчетные материалы

Приложение 1 Рабочий дневник магистранта

Курс_________ Группа ________ Учебный год ______________________

Ф.И.О. магистранта______________________________________________

Место прохождения практики _____________________________________

Руководитель практики___________________________________________

Содержание практической деятельности

Дата

Содержание деятельности

Форма отчетности

Подпись руководителя

Приложение 2

Макет рабочей программы

Наименование дисциплины _____________________________________

Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) ____________________________________________________

(указываются код и наименования направления (ий)

подготовки (специальности (ей))

Квалификации (степени) выпускника _______________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

1. Цели и задачи дисциплины:

2. Место дисциплины в структуре ООП:

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Уметь:

Владеть:

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

2.

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

2.

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

2.

3.

6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы/зачетные единицы)

1.

2.

3.

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

б) дополнительная литература

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Приложение 3

Схема рецензии программы дисциплины

Рецензия

на учебно-методический комплекс по… (название дисциплины)

Параметр экспертизы

Научное редактирование

Выводы и рекомендации

Рецензент — ф.и.о

Образец рецензии

Рецензия

на магистерскую программу «Историческая психология», разработанную в рамках Инновационного образовательного проекта по специализации «Этнопсихология»

(исполнитель к.психол.н. Чибисова М.Ю., координатор проекта к.психол.н. Хухлаев О.Е.)

Аннотация дисциплины прописана четко, конкретно, обоснованно. Цель дисциплины соотнесена с общей задаче специализации «Этнопсихология». Однако, все содержание программы и уровень ее сложности полностью совпадает с программой дисциплины «Историческая психология», предлагаемой для студентов. Представляется, что магистерская программа должна иметь более глубокое содержание, ориентировать на научную составляющую изучаемой предметной области, а также включать магистрантов в самостоятельную исследовательскую деятельность по проблеме дисциплины. По всем остальным вопросам мнение и вопросы к рецензируемой магистерской программе идентичны, что и к программе для студентов, так как сами программы не имеют принципиальных отличий.

Предлагаемая логика тематического плана раскрывает наиболее значимые вопросы исторической психологии. Однако, на столь фундаментальную и сложную дисциплину, требующую привлечение данных различных наук и первоисточников, отведено относительно мало часов.

Содержание разделов и тем дисциплины раскрыты достаточно полно, по смыслу не вызывают никаких замечаний. Каждая тема сопровождается ссылками на обязательную и дополнительную литературу. Разделы сопровождаются вопросами для самостоятельной работы. Интересны вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарах. Правда, число семинаров весьма мало.

Предлагаемые формы контроля адекватны. Вопросы к реферату и к зачету содержательны и соотносятся с общим содержанием программы дисциплины.

В список обязательной литературы по большей части включены иностранные издания, что, возможно, затруднит их доступность для магистрантов. Представляется внесение в основную литературу источников разумным с учетом двух параметров — фундаментальность работ по данной дисциплине и относительная доступность их для студентов. Из работ Б.Ф. Поршнева целесообразно добавить последнее его издание: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. — СПб.: Алетейя, 2007. — 720 с.

В списке основной и дополнительной литературы представлены не все работы, которые обсуждаются в содержании дисциплины. Явно не хватает работы: Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с. В содержание разделов упоминаются В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и ряд других авторов, работы которых не предлагаются в списке литературы.

В приложении к программе даны задания к итоговому контролю. Предлагаемая форма теста для магистрантов кажется несколько упрощенной и слишком краткой. Если данная форма используется как промежуточная форма контроля, то она возможна, но не как итоговая. Для магистрантов целесообразно включение в большей степени самостоятельную исследовательскую работу по проблеме дисциплины.

В приложении к программе также дано «Методическое пособие по работе студентов очной формы обучения», которое определяет ключевые вопросы для самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины как для очной, так и для очно-заочной форм обучения. Правда, не очень понятно, в чем различие по содержанию самостоятельной работы и требований к этим двум разным формам обучения. Опять же, для магистрантов желательно более сложный уровень заданий, чем для студентов.

В целом рецензируемая магистерская программа «Историческая психология» раскрывает основное содержание в логически выстроенной последовательности. Предлагаемая программа имеет все необходимые элементы, включая методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. Программа может быть рекомендована к реализации в рамках учебного процесса в вузе для обучающихся в магистратуре по специализации «этнопсихология».

Рецензент:

А.С. Обухов, к.психол.н., доцент кафедры психологии развития,

зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Образец

Рецензия на магистерскую программу «Практическая психология в кросскультурном аспекте», разработанную в рамках Инновационного образовательного проекта по специализации «Этнопсихология»

(исполнитель д.п.н., к.психол.н. Хухлаева О.В., координатор проекта к.психол.н. Хухлаев О.Е.)

Рецензируемая магистерская программа «Практическая психология в кросскультурном аспекте» представляет собой оригинальную авторскую разработку, направленную на обеспечение практической направленности подготовки этнопсихолога. Дисциплина содействует овладению реальными практическими умениями работы с людьми различных категорий (возрастных, социальных, этнических).

Основное содержание дисциплины предлагается как теоретическая основа психологической помощи детям и взрослым людям с учетом культурного контекста.

В качестве цели программы заявлено формирование у студентов представлений о задачах, методах работы по оказанию групповой и индивидуальной поддержке детям и взрослым в современной социокультурной ситуации. Анализ содержания основных тем программы позволяет говорить том, что данная цель должна эффективно достигаться в ходе обучения по данной дисциплине.

Объем часов, отведенных на данную дисциплину достаточен. В программе сбалансировано по часам сочетаются лекции, семинарские и самостоятельная работа.

Программа структурирована на четыре фундаментальные темы, которые, по сути, являются разделами программы: «предмет и задачи практической психологии», «практическая психология детей и подростков и культура», «практическая психология взрослых и культура», «требования к психологу, работающему в мультикультурной среде». В качестве отдельных тем в большей мерее просматриваются выделенные подзаглавия. Вторая и третья темы выглядят достаточно масштабно по своему объему.

В программе представлены также основные вопросы по 11 семинарским занятиям. Темы семинарских занятий сформулированы уже более конкретно по сравнению общими темами дисциплины.

Перечень рефератов слишком краток и включает слишком общие названия. В качестве достоинства их формулировки следует отметить изначальную направленность на поиск вариативности тех или иных норм, методов или проявлений.

В перечень основной литературы по дисциплины включены в основном авторские книги. Однако, следует общий список дать в алфавитном порядке. Список дополнительной литературы содержит наиболее значимые работы по программе, включая иностранные.

Перечень вопросов к экзамену достаточный и соотносится с содержанием программы.

Текст программы требует корректорской правки.

В целом, рецензируемая программа «Практическая психология в кросскультурном аспекте» авторская разработка, значимая для профессионального становления психологов, нацеленных работать в полиэтнической среде. Программа может быть рекомендована к реализации в рамках учебного процесса в вузе для обучающихся в магистратуре по специализации «этнопсихология».

Рецензент:

А.С. Обухов, к.психол.н., доцент кафедры психологии развития,

зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Приложение 4

Схема анализа лекции

Вопросы для анализа

Содержание

1

Дата

2

Предмет, курс

3

Преподаватель

4

Тема лекции

5

План лекции, тезаурус

6

Тип лекции

7

Соответствие темы лекции разделу рабочей программы курса и тематическому плану

8

Проведение краткого обзора предыдущей лекции, использование опроса как метода обзора (устного, письм.)

9

Необходимость и достаточность объема излагаемого материала

10

Логичность, научность, последовательность, иллюстративность изложения материала

11

Использование демонстрационного, наглядного и раздаточного материала (схемы, иллюстрации, диаграммы, графики, таблицы, рисунки и пр.), ТСО

12

Характеристика уровня трудности содержания и изложения материала

(доступна и понятна

анализ и обоснование сути материала понятны большинству студентов

отдельные вопросы и тонкости материала доступны не всем студентам)

13

Соответствие изложенного материала поставленной цели

14

Проверка понимания студентами излагаемого материала

15

Обобщение и краткая формулировка основных идей лекции в заключении

16

Участие преподавателя в управлении процессом конспектирования лекции

17

Доступность, логичность, эмоциональность речи лектора.

18

Виды компетенции и их формирование на лекции

(общекультурных, профессиональных)

19

Замечания и общая оценка лекции

Анализ проводил _________________________________________________________

Схема анализа семинарского занятия

Вопросы для анализа

Содержание

1

Дата

2

Предмет, курс

3

Преподаватель

4

Тема семинарского занятия

5

План занятия

6

Основные функции семинара (повторение материала, повышение степени его усвоения, закрепление знаний)

7

Тип семинара (репродуктивный, продуктивный)

8

Вид семинарского занятия:

— семинар-конференция

— семинар-дискуссия, проблемный семинар

— вопросно-ответная форма семинара

— развернутая беседа

— обсуждение фильма, опыта, эксперимента и пр.

— учебно-ролевая игра

9

Необходимость и достаточность вопросов для рассмотрения на занятии

10

Необходимость и достаточность использования литературы по теме занятия

11

Использование приемов стимулирования интеллектуальной деятельности:

— репродуктивной активности

— продуктивной активности (постановка проблемных вопросов)

12

Форма проверки подготовленности студентов к занятию

13

Форма организации работы студентов при обсуждении вопросов.

14

Необходимость и достаточность использования демонстрационного, наглядного и раздаточного материала (схемы, иллюстрации, диаграммы, графики, таблицы, рисунки и пр.)

15

Реализация умения управлять процессов обсуждения:

— стимулирование студентов к свободе обсуждения и выражения мнения

— активизация к участию большего числа студентов

— постановка конкретизирующих вопросов по проблеме

— стимулирование студентов к свободной речи

— формулирование выводов по рассмотренному вопросу

16

Соблюдение временного регламента

17

Доступность, логичность, эмоциональность речи лектора

18

Эффективность изложенного материала с точки зрения формирования компетенций

(общекультурных,

профессиональных:

19

Подведение итогов и оценка достижения цели занятия

20

Замечания, выводы

Авторы составители :

З.И.Айгумова — к. психологических наук, профессор

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector