«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по научно-педагогической практике в магистратуре
направление 521 000 Психология
факультет: педагогики и психологии
МОСКВА 2012
1. Практика является частью основной образовательной программы по направлению 521 000 психология. Содержание практики, порядок проведения, сроки их прохождения и формы отчетности соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению Психология, «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования России
Основной целью практики, как особой части образовательного процесса в вузе, является апробирование магистрантом профессиональной позиции в условиях реальной деятельности.
Предметом освоения для магистрантов, обучающихся по направлению «Психология», в рамках данного вида практики является позиция психолога — педагога — исследователя.
2. Вид практики
Таблица 1
Виды практики |
Трудоемкость (в неделях) |
Научно-педагогическая |
8 |
Таблица 2
№ |
Название практики |
Трудоемкость (в неделях) |
Сем. |
Дисциплины учебного плана, охватываемые практикой |
База практики |
Форма отчетности |
1 |
Научно- педагогическая |
8 |
12 |
Методика преподавания психологии |
Факультет |
дневник студента, конспекты, УМК, и др. |
2.1 Научно-педагогическая практика
- Задачи: формирование у магистра целостной картины будущей профессиональной деятельности (от момента создания программы до ее внедрения в учебный процесс);
- овладение навыками творческого конструирования учебного материала при подготовке к лекции и к проведению семинарского (лабораторного) занятия;
- приобретение умений и навыков научного руководства курсовой работы;
- приобретение умений и навыков лекторской работы (разработка проблемных подходов, новых методов и технологий, установление контакта с аудиторией, обеспечение творческой активности слушателей);
- развитие профессиональной рефлексии.
Содержание практики
В ходе научно-педагогической практики студент магистратуры должен выполнить следующие задания:
- посетить и проанализировать лекционные и практические занятия преподавателей психологии, к которым прикреплен студент;
- самостоятельно провести и проанализировать 2 лекции и 4 семинарских или лабораторных занятия по психологии;
- посетить и проанализировать два семинарских занятия и две лекции по психологии, проводимые студентами-практикантами;
- разработать и реализовать программу курса (по выбору);
- написать рецензию на программу;
- осуществить руководство курсовой работы совместно со своим научным руководителем и представить как саму курсовую работу, так и индивидуальный план работы со студентом;
- представить конспекты занятий — развернутый план проводимых семинарских и лабораторных занятий.
№
|
Содержание
|
Технологии
|
Умения, которыми должен овладеть студент |
1. |
Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы |
Планирование педагогической работы |
|
2. |
Посещение и анализ занятий преподавателей психологии и практикантов |
Наблюдение и анализ занятий преподавателей вуза, изучение структуры и содержания учебных дисциплин, по которым предстоят занятия (Приложение 4) |
Сравнивать, анализировать и интерпретировать психолого-педагогические явления и факты, и понимать внутреннюю связь между ними |
3. |
Разработка плана-конспекта и конспекта лекции, семинарского, практического занятий |
Творческое конструирование учебного материала, профессиональная рефлексия |
Определять дидактические задачи, актуализировать и синтезировать психологические знания, видеть междисциплинарные связи, связывать рассматриваемый материал с проблемами современной жизни и науки, научиться организовывать свою деятельность правильно оформлять материалы для занятий |
4. |
Разработка программы курса (по выбору) |
Технология составления программы представлена в форме образца (см. Приложение 2) |
Обоснование значимости данного курса, творческое конструирование материала, описание методического инструмента, знакомство с ФГОС ВПО, примерными учебными планами, дидактическими единицами, компетенциями. |
5. |
Рецензия на программу курса (студенческого), |
Алгоритм составления рецензии (см. Приложение 3) |
Научиться рецензировать, уметь видеть сильные и слабые стороны работы, убедительно аргументировать свои выводы, формирование своей позиции |
6. |
Составление индивидуального плана работы консультирования студента — курсовика совместно с научным руководителем |
планирование |
научиться руководить написанием научной (курсовой) работы |
7. |
Рефлексия результатов собственной деятельности и анализ рейтинговой оценки обучаемых, как промежуточный контроль и обратная связь для развития практиканта и самого курса |
Адекватно оценивать успешность своей деятельности, свои профессиональные возможности |
|
8. |
Итоговый контроль и обсуждение вместе с ведущими преподавателями |
Круглый стол, дискуссия, конференция |
Развитие профессиональной рефлексии |
Список литературы
Основная:
- Актуальные проблемы преподавания психологии в педагогическом институте и в школе. — М.: Прометей, 1990.
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Владос, 1999. — 303 с.
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. — М.; СПБ.: Питер, 2006. — 250 с.
- Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. — М.; СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
Дополнительная:
- Абрамова Г. С. Практическая психология. - М.: Академия, 1997. - 368 с.
- Абалкина М.А., Агеев В.Г. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990. — 62 с.
- Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 56 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: 1986. — 206 с.
- Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. — М.: МГУ, 1981. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — М. 1988.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1990.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2002. — 204 с.
Критерии оценки
- оценка «отлично» ставится магистру полноценно выполнившему всю предусмотренную программой практики деятельность, умело и творчески решающего диагностико-коррекционные, исследовательские задачи. Используя для этого разнообразные и адекватные методические приемы.
- оценки «хорошо» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики с элементами творческих решений диагностико-коррекционных, развивающих и исследовательских задач используя для этого необходимые методические приемы, умеющий устанавливать с клиентами и коллегами необходимые в профессиональной деятельности отношения.
- оценки «удовлетворительно» заслуживает магистр, полностью выполнивший программу практики, но не проявляющий творческого и исследовательского начала в решении задач, использующий ограниченный перечень методических приемов, испытывающий трудности в установлении необходимого контакта с клиентами и коллегами, допускающий незначительные нарушения в выполнении своих профессиональных обязанностей.
- оценки «неудовлетворительно» заслуживает магистр, не полностью и некачественно выполнивший программу практики, допускающий существенные сбои в решении исследовательских и педагогических задач, нарушения трудовой дисциплины. Не обнаруживающий умения взаимодействовать с коллегами и клиентами.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении общей успеваемости магистра.
Руководство и контроль практики
Руководство практикой и контроль за ее проведением осуществляет факультетский руководитель.
Научное руководство практикой осуществляется преподавателями факультета (групповые руководители).
Функции группового руководителя:
- знакомит руководство и работников баз практики с задачами и содержанием практики, магистрами-практикантами;
- определяет график проведения работ, взаимопосещения магистрами занятий для их последующего анализа; определяет дни участия магистров в методических объединениях, планерках и др. массовых мероприятиях;
- вместе с научными руководителями организует консультации, различные виды обсуждения увиденного и проделанного в ходе практики (групповые дискуссии, круглые столы);
- подводит итоги для каждого магистра-практиканта и группы в целом.
Функции научного руководителя магистра:
- совместно с групповым руководителем помогает магистрантам составить индивидуальный план научно-педагогической практики;
- проводит для магистрантов открытые занятия;
- осуществляет текущий анализ деятельности и контроль за ходом выполнения магистрантами индивидуального плана;
- организует консультации, различные виды обсуждения увиденного и проделанного в ходе практики (групповые дискуссии, круглые столы);
- участвует в итоговой аттестации магистрантов-практикантов.
Функции магистранта-практиканта:
- составляет индивидуальный план;
- выполняет распорядок дня учреждения, обеспечивает выполнение учебного расписания и всех видов работ, предусмотренных программой практики;
- осуществляет подготовку к занятиям, разрабатывает конспекты, учебные материалы на каждое занятие с его последующим самоанализом
- посещает занятия преподавателей психологии на факультете педагогики и психологии и своих однокурссников, участвует в их анализе
- изучает опыт преподавания психологов-педагогов факультета педагогики и психологии
- участвует в производственных совещаниях, методических объединениях преподавателей, психологов
- ведет дневник практиканта, в котором фиксирует все виды планируемой деятельности и анализ результатов их выполнения
- по завершении практики сдает групповому руководителю факультета все отчетные материалы
Приложение 1 Рабочий дневник магистранта
Курс_________ Группа ________ Учебный год ______________________
Ф.И.О. магистранта______________________________________________
Место прохождения практики _____________________________________
Руководитель практики___________________________________________
Содержание практической деятельности
Дата
|
Содержание деятельности |
Форма отчетности
|
Подпись руководителя |
Приложение 2
Макет рабочей программы
Наименование дисциплины _____________________________________
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) ____________________________________________________
(указываются код и наименования направления (ий)
подготовки (специальности (ей))
Квалификации (степени) выпускника _______________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
1. Цели и задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП:
(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц |
Семестры |
|||
Аудиторные занятия (всего) |
|||||
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Лекции |
|||||
Практические занятия (ПЗ) |
|||||
Семинары (С) |
|||||
Лабораторные работы (ЛР) |
|||||
Самостоятельная работа (всего) |
|||||
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Курсовой проект (работа) |
|||||
Расчетно-графические работы |
|||||
Реферат |
|||||
Другие виды самостоятельной работы |
|||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
|||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
|||||
(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
||
2. |
||
… |
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
… |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
||||||||||
… |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. |
Практ. зан. |
Лаб. зан. |
Семин. |
СРС |
Все-го |
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3. |
|||||||
… |
6. Лабораторный практикум
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Трудо-емкость (часы/зачетные единицы) |
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
… |
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Приложение 3
Схема рецензии программы дисциплины
Рецензия
на учебно-методический комплекс по… (название дисциплины)
Параметр экспертизы
Научное редактирование
Выводы и рекомендации
Рецензент — ф.и.о
Образец рецензии
Рецензия
на магистерскую программу «Историческая психология», разработанную в рамках Инновационного образовательного проекта по специализации «Этнопсихология»
(исполнитель к.психол.н. Чибисова М.Ю., координатор проекта к.психол.н. Хухлаев О.Е.)
Аннотация дисциплины прописана четко, конкретно, обоснованно. Цель дисциплины соотнесена с общей задаче специализации «Этнопсихология». Однако, все содержание программы и уровень ее сложности полностью совпадает с программой дисциплины «Историческая психология», предлагаемой для студентов. Представляется, что магистерская программа должна иметь более глубокое содержание, ориентировать на научную составляющую изучаемой предметной области, а также включать магистрантов в самостоятельную исследовательскую деятельность по проблеме дисциплины. По всем остальным вопросам мнение и вопросы к рецензируемой магистерской программе идентичны, что и к программе для студентов, так как сами программы не имеют принципиальных отличий.
Предлагаемая логика тематического плана раскрывает наиболее значимые вопросы исторической психологии. Однако, на столь фундаментальную и сложную дисциплину, требующую привлечение данных различных наук и первоисточников, отведено относительно мало часов.
Содержание разделов и тем дисциплины раскрыты достаточно полно, по смыслу не вызывают никаких замечаний. Каждая тема сопровождается ссылками на обязательную и дополнительную литературу. Разделы сопровождаются вопросами для самостоятельной работы. Интересны вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарах. Правда, число семинаров весьма мало.
Предлагаемые формы контроля адекватны. Вопросы к реферату и к зачету содержательны и соотносятся с общим содержанием программы дисциплины.
В список обязательной литературы по большей части включены иностранные издания, что, возможно, затруднит их доступность для магистрантов. Представляется внесение в основную литературу источников разумным с учетом двух параметров — фундаментальность работ по данной дисциплине и относительная доступность их для студентов. Из работ Б.Ф. Поршнева целесообразно добавить последнее его издание: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. — СПб.: Алетейя, 2007. — 720 с.
В списке основной и дополнительной литературы представлены не все работы, которые обсуждаются в содержании дисциплины. Явно не хватает работы: Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с. В содержание разделов упоминаются В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и ряд других авторов, работы которых не предлагаются в списке литературы.
В приложении к программе даны задания к итоговому контролю. Предлагаемая форма теста для магистрантов кажется несколько упрощенной и слишком краткой. Если данная форма используется как промежуточная форма контроля, то она возможна, но не как итоговая. Для магистрантов целесообразно включение в большей степени самостоятельную исследовательскую работу по проблеме дисциплины.
В приложении к программе также дано «Методическое пособие по работе студентов очной формы обучения», которое определяет ключевые вопросы для самостоятельной работы студентов по разделам дисциплины как для очной, так и для очно-заочной форм обучения. Правда, не очень понятно, в чем различие по содержанию самостоятельной работы и требований к этим двум разным формам обучения. Опять же, для магистрантов желательно более сложный уровень заданий, чем для студентов.
В целом рецензируемая магистерская программа «Историческая психология» раскрывает основное содержание в логически выстроенной последовательности. Предлагаемая программа имеет все необходимые элементы, включая методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. Программа может быть рекомендована к реализации в рамках учебного процесса в вузе для обучающихся в магистратуре по специализации «этнопсихология».
Рецензент:
А.С. Обухов, к.психол.н., доцент кафедры психологии развития,
зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Образец
Рецензия на магистерскую программу «Практическая психология в кросскультурном аспекте», разработанную в рамках Инновационного образовательного проекта по специализации «Этнопсихология»
(исполнитель д.п.н., к.психол.н. Хухлаева О.В., координатор проекта к.психол.н. Хухлаев О.Е.)
Рецензируемая магистерская программа «Практическая психология в кросскультурном аспекте» представляет собой оригинальную авторскую разработку, направленную на обеспечение практической направленности подготовки этнопсихолога. Дисциплина содействует овладению реальными практическими умениями работы с людьми различных категорий (возрастных, социальных, этнических).
Основное содержание дисциплины предлагается как теоретическая основа психологической помощи детям и взрослым людям с учетом культурного контекста.
В качестве цели программы заявлено формирование у студентов представлений о задачах, методах работы по оказанию групповой и индивидуальной поддержке детям и взрослым в современной социокультурной ситуации. Анализ содержания основных тем программы позволяет говорить том, что данная цель должна эффективно достигаться в ходе обучения по данной дисциплине.
Объем часов, отведенных на данную дисциплину достаточен. В программе сбалансировано по часам сочетаются лекции, семинарские и самостоятельная работа.
Программа структурирована на четыре фундаментальные темы, которые, по сути, являются разделами программы: «предмет и задачи практической психологии», «практическая психология детей и подростков и культура», «практическая психология взрослых и культура», «требования к психологу, работающему в мультикультурной среде». В качестве отдельных тем в большей мерее просматриваются выделенные подзаглавия. Вторая и третья темы выглядят достаточно масштабно по своему объему.
В программе представлены также основные вопросы по 11 семинарским занятиям. Темы семинарских занятий сформулированы уже более конкретно по сравнению общими темами дисциплины.
Перечень рефератов слишком краток и включает слишком общие названия. В качестве достоинства их формулировки следует отметить изначальную направленность на поиск вариативности тех или иных норм, методов или проявлений.
В перечень основной литературы по дисциплины включены в основном авторские книги. Однако, следует общий список дать в алфавитном порядке. Список дополнительной литературы содержит наиболее значимые работы по программе, включая иностранные.
Перечень вопросов к экзамену достаточный и соотносится с содержанием программы.
Текст программы требует корректорской правки.
В целом, рецензируемая программа «Практическая психология в кросскультурном аспекте» авторская разработка, значимая для профессионального становления психологов, нацеленных работать в полиэтнической среде. Программа может быть рекомендована к реализации в рамках учебного процесса в вузе для обучающихся в магистратуре по специализации «этнопсихология».
Рецензент:
А.С. Обухов, к.психол.н., доцент кафедры психологии развития,
зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Приложение 4
Схема анализа лекции
№ |
Вопросы для анализа |
Содержание |
1 |
Дата |
|
2 |
Предмет, курс |
|
3 |
Преподаватель |
|
4 |
Тема лекции |
|
5 |
План лекции, тезаурус |
|
6 |
Тип лекции |
|
7 |
Соответствие темы лекции разделу рабочей программы курса и тематическому плану |
|
8 |
Проведение краткого обзора предыдущей лекции, использование опроса как метода обзора (устного, письм.) |
|
9 |
Необходимость и достаточность объема излагаемого материала |
|
10 |
Логичность, научность, последовательность, иллюстративность изложения материала |
|
11 |
Использование демонстрационного, наглядного и раздаточного материала (схемы, иллюстрации, диаграммы, графики, таблицы, рисунки и пр.), ТСО |
|
12 |
Характеристика уровня трудности содержания и изложения материала (доступна и понятна анализ и обоснование сути материала понятны большинству студентов отдельные вопросы и тонкости материала доступны не всем студентам) |
|
13 |
Соответствие изложенного материала поставленной цели |
|
14 |
Проверка понимания студентами излагаемого материала |
|
15 |
Обобщение и краткая формулировка основных идей лекции в заключении |
|
16 |
Участие преподавателя в управлении процессом конспектирования лекции |
|
17 |
Доступность, логичность, эмоциональность речи лектора. |
|
18 |
Виды компетенции и их формирование на лекции (общекультурных, профессиональных) |
|
19 |
Замечания и общая оценка лекции |
Анализ проводил _________________________________________________________
Схема анализа семинарского занятия
№ |
Вопросы для анализа |
Содержание |
1 |
Дата |
|
2 |
Предмет, курс |
|
3 |
Преподаватель |
|
4 |
Тема семинарского занятия |
|
5 |
План занятия |
|
6 |
Основные функции семинара (повторение материала, повышение степени его усвоения, закрепление знаний) |
|
7 |
Тип семинара (репродуктивный, продуктивный) |
|
8 |
Вид семинарского занятия: — семинар-конференция — семинар-дискуссия, проблемный семинар — вопросно-ответная форма семинара — развернутая беседа — обсуждение фильма, опыта, эксперимента и пр. — учебно-ролевая игра |
|
9 |
Необходимость и достаточность вопросов для рассмотрения на занятии |
|
10 |
Необходимость и достаточность использования литературы по теме занятия |
|
11 |
Использование приемов стимулирования интеллектуальной деятельности: — репродуктивной активности — продуктивной активности (постановка проблемных вопросов) |
|
12 |
Форма проверки подготовленности студентов к занятию |
|
13 |
Форма организации работы студентов при обсуждении вопросов. |
|
14 |
Необходимость и достаточность использования демонстрационного, наглядного и раздаточного материала (схемы, иллюстрации, диаграммы, графики, таблицы, рисунки и пр.) |
|
15 |
Реализация умения управлять процессов обсуждения: — стимулирование студентов к свободе обсуждения и выражения мнения — активизация к участию большего числа студентов — постановка конкретизирующих вопросов по проблеме — стимулирование студентов к свободной речи — формулирование выводов по рассмотренному вопросу |
|
16 |
Соблюдение временного регламента |
|
17 |
Доступность, логичность, эмоциональность речи лектора |
|
18 |
Эффективность изложенного материала с точки зрения формирования компетенций (общекультурных, профессиональных: |
|
19 |
Подведение итогов и оценка достижения цели занятия |
|
20 |
Замечания, выводы |
Авторы составители :
З.И.Айгумова — к. психологических наук, профессор
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: