М
2279
инистерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКий ГОСУДАРСТВЕННый университет пУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра инженерной педагогики и культуры делового общения
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Методическое пособие к курсу лекций в схемах и таблицах
для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения
Составитель: О.И. Мухрыгина
САМАРА
2009
УДК 159.9
Психология управления : методическое пособие к курсу лекций в схемах и таблицах для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / составитель : О.И. Мухрыгина. – Самара : СамГУПС, 2009. – 16 c.
Утверждено на заседании кафедры от 19.01.2009, протокол № 5.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Данное методическое пособие представляет собой дополнение к курсу лекций по дисциплине «Психология управления» и включает в себя схематизированный материал по следующим разделам «Психология управления как наука», «Лидерство и руководство», «Психологические особенности основных управленческих функций» и др. Пособие написано в соответствии с программой, разработанной на кафедре инженерной педагогики и культуры делового общения, ориентировано на требования Государственного образовательного стандарта.
Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: ...
... Литература: Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций.- 2-е изд.,- К.: МАУП, 2001. ... П. спорта: П. творчества; П. труда, П. управления; Политическая П.; Психотерапия; Психофармакология: Психофизика, Психофизиология; Специальная ... Л.С. Выготский. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо знать, что психология имеет многовековую ...
Целевой аудиторией являются студенты всех специальностей очной и заочной форм обучения негуманитарного вуза. Схематичность подачи материала обогащает возможности изучения дисциплины. «Чтение» различного вида схем позволяет развивать абстрактное видение студентов, обучающихся по техническому профилю.
Составитель: Ольга Ивановна Мухрыгина
Рецензенты: к.пс.н., доц. кафедры социальной психологии СамГПУ Н.Л. Быкова,
к.пс.н., доц. кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения Т.Г.Глухова
Под редакцией составителей
Компьютерная верстка Е.А. Самсонова
Подписано в печать 13.02.2009. Формат 60х84 1/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 1,0.
Тираж 200 экз. Заказ № 14.
©
Самарский государственный университет путей сообщения, 2009
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 1. Психология управления как наука 4
Основные понятия и категории психологии управления 4
Предмет, объект и субъект психологии управления 5
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 2. Лидерство и руководство 5
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 3. Психологические особенности основных управленческих функций 7
Сущность понятия «управленческие функции» 7
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 4. Социально–психологические аспекты управления 8
Профессиональная и социально-психологическая адаптация кадров в организации 8
Создание команды и социально-психологический климат как основные феномены адаптации кадров 9
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 5. Психологические особенности процесса принятия управленческих решений 11
Система принятия решений как основной аспект управления 11
Принятие управленческого решения как источник стресса 12
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 6. Структура и понятие организационной культуры 14
Основные характеристики организационной культуры 14
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 7. Психология конфликта 17
Конфликт: понятие и социальная роль 17
Классификация конфликтов 17
Управление конфликтом. Диагностика конфликта 18
Библиографический список 20
Схемы и таблицы к лекции 1. Психология управления как наука Основные понятия и категории психологии управления
- а) научный подход к выполнению каждого элемента работы; б) подбор, обучение, тренировка рабочих; в) кооперация с рабочими; г) разделение ответственности между менеджерами и рабочими,
- углубление, расширение и обобщение рассмотренного подхода,
- учет роли человеческого фактора в организациях,
- углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей,
- развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Схема 1.1 Развитие психологии управления как науки
Управление среднего звена
Управление низового звена
Схема 1.2 Уровни управленческой деятельности
Предмет, объект и субъект психологии управления
Объектом психологии управления является организованная деятельность людей: люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно- полезные цели. Деятельность – научная категория, внешняя характеристика которой осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности.
Таблица 1.1
Основные структурные компоненты деятельности
Психологические образования |
Виды деятельности |
|||||
цель |
по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) |
по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности) |
по специфике содержания (интеллектуальная и физическая) |
по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди) |
по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях) |
в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности |
мотивация |
||||||
информационная основа |
||||||
принятие решения |
||||||
индивидуально-психологические свойства субъекта |
||||||
психические состояния |
||||||
психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые) |
||||||
механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др. |
Действие – основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Будучи субъектами управления, руководитель и подчиненные осуществляют сознательную деятельность в соответствии с общими законами функциональных систем.
Схемы и таблицы к лекции 2. Лидерство и руководство
Схема 2.1 Условия эффективного лидерства
Схема 2.2 Модель преобразующего или реформаторского лидерства
Таблица 2.1
Отличия менеджера (руководителя) от лидера
Менеджер (руководитель) |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решение |
Превращает решение в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер (руководитель) использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведенияиситуации, в которой действует лидер.
Схемы и таблицы к лекции 3. Психологические особенности основных управленческих функций Сущность понятия «управленческие функции»
Управление–это система непрерывных и взаимосвязанных действий, группирующихся в управленческие функции. Процесс управления в целом рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций.
Схема 3.1 Три измерения управленческой деятельности, где:
1 – производственно-технические функции,
2 – кадровые функции,
3 – организационно-административные функции.
индивидуальный план реализации руководителем управленческих функций |
деятельностно- административные функции:
|
общеорганизационный план реализации руководителем управленческих функций |
кадровые функции:
|
||
производственно- технологические функции:
|
||
производные (синтетические) функции:
|
Схема 3.2 Соотношение категорий управленческих функций и планов их реализации
Схемы и таблицы к лекции 4. Социально–психологические аспекты управления Профессиональная и социально-психологическая адаптация кадров в организации
Совокупность основных кадровых функций относительно независима от конкретных особенностей организаций и включает инвариантный набор постоянных задач и обязанностей руководителя (набор, отбор, подбор кадров, расстановка персонала, профессиональная ориентация и адаптация, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка и аттестация кадров, управление профессиональной карьерой, стабилизация персонала, сокращение, увольнение и др.).
Таблица 4.1
Основные направления кадровой работы руководителя
Наименование кадровых функций руководителя |
Содержание |
формирование кадровой политики организации |
решение задач стратегического планирования |
кадровое планирование |
оценка наличных кадровых ресурсов; оценка будущих кадровых потребностей; разработка программы удовлетворения будущих потребностей |
разработка профессионально-квалификационных требований к персоналу |
одна из фаз планирования ресурсов организации |
набор персонала |
создание резерва кандидатов, формирование потенциального персонала |
отбор персонала |
выбор из потенциального резерва кандидатов, которые по своим деловым (профессиональным) и личностным (психологическим) характеристикам |
определение системы заработной платы и льгот |
определение наиболее адекватной характеру каждой конкретной деятельности системы оплаты труда (ее размера, типа, обоснованности, перспектив роста и т.д.) |
организация системы стимулирования |
разработка унифицированных и индивидуализированных систем льгот |
профессиональная адаптация |
организация профессиональной адаптации нового работника («доводка» новичка, «адаптационная стажировка», введение в должность и т.д.) |
подбор и расстановка персонала |
оптимизация распределения должностных обязанностей, типов выполняемых работ и их сложности с учетом различий сотрудников |
профессиональная подготовка и переподготовка персонала |
специальная и разветвленная система, встроенная в организацию и обеспечивающая адаптацию ее кадрового потенциала по отношению к изменяющимся и усложняющимся требованиям |
оценка персонала |
административная роль оценки – повышение/понижение по службе, прекращение/ заключение нового контракта; информационная роль — обеспечение работнику обратной связи по результатам его труда; мотивационная роль — оценка — важное стимулирующее средство труда. |
повышение, понижение, перевод, увольнение персонала |
определяют основные перспективы и этапы, направления и формы должностного и профессионального роста для основных профессий в организации |
подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе |
Создание команды и социально-психологический климат как основные феномены адаптации кадров
Схема 4.1 Управленческая решетка Р. Блэйка и Д. Моутон
Посредством сочетания двух критериев выделяется пять основных стилей руководства, имеющих, соответственно, формулы: «1:1»; «1:9»; «5:5»; «9:1»; «9:9». Их метафорические обозначения и основные особенности состоят в следующем.
1:1. Объединенное управление («страх перед бедностью»).
Руководитель прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума со стороны других, чтобы добиться лишь такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1:9. Управление в духе загородного клуба («дом отдыха»).
Руководитель сосредоточивается на хороших, дружеских взаимоотношениях с подчиненными, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9:1. Власть — подчинение («доминирование»).
Руководитель полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, но мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации.
5:5. Организационное управление («организация»).
Руководитель стремится к обеспечению приемлемого качества, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9:9. Групповое управление («команда»).
Благодаря постоянному вниманию одновременно к подчиненным и к эффективности работы руководитель добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения. Это – наиболее эффективный стиль руководства.
Схемы и таблицы к лекции 5. Психологические особенности процесса принятия управленческих решений Система принятия решений как основной аспект управления
Таблица 5.1
Алгоритм принятия управленческого решения
Этап |
Основные аспекты осуществления |
Примечания |
Фиксация и осознание проблемы |
|
|
Формулировка субъективного представления о задаче принятия решения |
|
|
Формирование исходного множества альтернатив |
|
|
Формулировка критерия (критериев) элиминации альтернатив |
|
|
Элиминация альтернатив исходного множества |
|
|
Оценка полезности исходов альтернатив |
|
|
Выбор максимизированной альтернативы |
|
|
Реализация решения |
|
|
Оценка результатов |
|
|
Коррекция решения |
|
|
Принятие управленческого решения как источник стресса
Схема 5.1 Основные стрессоры в деятельности руководителя
Схема 5.2 Основные типы личностной резистентности (устойчивости) к стрессу
Таблица 5.2
Этапы |
Основные формулировки этапов |
Возможные действия |
Определить приоритеты |
|
|
|
Уточнить то, что не может быть изменено |
|
|
Лучше использовать накопленный опыт |
|
|
Проверить ваше искусство управлять временем |
|
|
Считать радости, а не печали |
|
|
Выражать свои чувства |
|
Техника осознания факторов стресса и/или проявлений дистресса*
* Дистресс – дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.
Схемы и таблицы к лекции 6. Структура и понятие организационной культуры Основные характеристики организационной культуры
Организационная культура–это совокупность общественно-прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений.
Организационная культура–наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации.
Схема 6.1 Пути формирования организационной культуры в организации
Схема 6.2 Основные характеристики организационной культуры
Схемы и таблицы к лекции 7. Психология конфликта Конфликт: понятие и социальная роль
Схема 7.1 Модель взаимодействия в конфликте «Парус конфликта».
Условные обозначения: — «идеальное» соотношение желаний и возможностей сторон, — возможное изменение соотношений
Классификация конфликтов
Таблица 7.1
Виды конфликтов
Вид конфликта |
Основные характеристики |
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ |
Конфликт целей, взглядов, мотивов. Человек пытается достичь взаимоисключающих целей; признает несостоятельность своих целей, идей, мыслей или поведения в целом. |
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ |
Считается самым распространенным (переход на личности) – уход от формальных отношений |
ВНУТРИГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ |
Нечто большее, чем сумма межличностных конфликтов – чаще противоречие на ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ основе |
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ /человек и группа, группа и группа и пр./. |
Широкий охват уровней и звеньев – вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой – ДИСБАЛАНС ролей как источник конфликтов |
Схема 7.2 Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации
Управление конфликтом. Диагностика конфликта
Таблица 7.2
Техника осознания конфликта
Этапы |
Основные формулировки этапов |
Ответы каждой из сторон (как минимум – двух) |
|
Что Вы поставили на карту? |
|||
|
Если в ваших позициях есть что-то общее, найдите это. |
||
|
Если вы занимаете полностью противоположные позиции, найдите точку, не противоречащую обеим сторонам. |
||
|
Какие чувства Вы испытываете к оппоненту: обида, гнев, злость, желание отомстить? Насколько обоснованы эти чувства? |
||
|
Как Вы его оцениваете? (помните, что в радуге не только черный и белый цвет – такой ли это плохой человек?) |
||
|
Что Вы хотите получить от конфликта? |
||
|
Хотите ли Вы решить конфликт КОНСТРУКТИВНО? |
||
|
Какова Ваша «цена» конфликта? |
Библиографический список
- Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Экономист, 2004. – 528 с.
- Занковский А.Н. Организационная психология: учебн. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с.
- Морозов А.В. Управленческая психология: учебн. пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.–2-е изд.–М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 288 с.
- Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. – 336 с.
- Столяренко Л.Д. Психология управления: учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа [электронный ресурс]. – СПб.: «Питер», 2003. – М.: ИД «Равновесие», 2004. – Минимальные требования: процессор Pentium-233, 32 МБ ОЗУ, 4-х CD-ROM, Windows 9.x совместимо с Windows NT/2000/XP.
20