Федеральное агентство по образованию 126

ГОУВПО «Пермский государственный педагогический университет» _______________________________________________

Кафедра_ общего языкознания __________________________________________________________

Доценко Тамара Ивановна ______________________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

(ПГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф. 14 «Психолингвистика»

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

050715 «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры общего языкознания

филологического факультета

(протокол № от 2008 г.)

Зав. кафедрой И.А.Подюков

Автор-составитель: Доценко Тамара Ивановна,

кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс «Психолингвистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальностям 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0507015 «Логопедия»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласовано с деканом филологического факультета:

Декан ____________________________ М.П.Абашева

Директор библиотеки ______________ Г.М. Подгорных

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

... путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный ... или выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ... коснулись общих положений специальной психологии и коррекционной педагогики.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………

  1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………………………………….
  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………
  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы
  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
  1. Содержание курса
  2. Темы семинарских занятий
  3. Тематика рефератов……………………………………………………………………………………….
  4. Учебно-методическое обеспечение

  1. Литература

8.2. Электронные библиотеки

  1. Методические указания студентам
  2. Вопросы к зачету

1.Цели и задачи курса «Психолингвистика»

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов систему научных знаний о речевой деятельности человека.

Задачи курса:

  • определить предмет психолингвистики и обозначить актуальные на сегодняшний день перспективы его развития;
  • охарактеризовать междисциплинарные связи психолингвистики;
  • познакомить с экспериментальными методами исследования речевой деятельности;
  • сформировать знание теоретических основ речевой деятельности и выявить возможности их практического применения;
  • сформировать навыки анализа детской речи в норме и патологии.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса «Психолингвистика» студент должен:

  • иметь представление о современном состоянии психолингвистики и перспективах ее развития в соотношении с проблематикой психологии и лингвистики;
  • знать основы теории речевой деятельности и онтолингвистики;
  • овладеть основными экспериментальными методиками исследования речемыслительной деятельности;
  • уметь разграничивать факты детской речи как разговорной от фактов недоразвития речи и сбоев в работе речевого механизма;
  • приобрести навыки анализа речевого материала на базе теории речевой деятельности;

3.Извлечение из гос впо специальностей 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 050718 «Логопедия»

«Современные принципы анализа высших психических функций. Функциональные системы. Речевая функциональная система. Теория динамической локализации высших психических функций и речи. Психологические и  лингвистические основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Обязательные и факультативные функции речи. Лингвистические и паралингвистические средства речи. Речь в системе психических процессов. Речь и мышление. Модели порождения речевого высказывания. Восприятие речи как сложная перцептивная, мыслительная и мнемоническая деятельность. Усвоение ребенком родного языка. Поэтапное формирование речевых способностей. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний. Освоение ребенком  звукового строя речи (гласных и согласных фонем, слоговой структуры слов, интонационных конструкций).

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества. Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: умение иллюстрировать трудные вопросы психологии примерами из ...

Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола. Усвоение синтаксических структур. Усвоение лексических единиц (слов и фразеологизмов).

Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки. Овладение способами организации текста. Усвоение ребенком письменной формы речи. Метаязыковые способности ребенка».

3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

(цифры из стандарта)

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

(1/2 от общ. колич.)

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

(очное)

3

5

56

36

18

18

20

Зачет

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

(заочное)

3

6

16

8

6

2

8

Зачет

050715 «Логопедия»

(очное)

3

5

56

36

18

18

20

Зачет

050715 «Логопедия»

(заочное)

3

6

16

8

6

2

8

Зачет

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего

Виды учебных занятий

лекции

семинары

самостоят.

работа

Раздел 1. Введение

Предмет и методы психолингвистики.

6

2

2

2

Раздел 2.Психолингвистика и ее междисциплинарные связи

Связь психолингвистики с психологией. Функциональные системы и их включенность в речевой процесс.

6

2

2

2

Связь психолингвистики с нейролингвитикой. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и когнитивные стили.

Динамическая локализация ВПФ и афазия.

2

1

1

Связь психолингвистики с теорией коммуникации.

Информационная модель коммуникации. Говорящий и слушающий. Канал связи. Коммуникативная способность и коммуникативная компетенция

2

1

1

Раздел 3.Язык, речь, речевая деятельность

Язык.

Функции языка. Лингвистические, психологические

и психолингвистические единицы языка.

6

2

2

2

Речь.

Функции речи. Виды речи.

Детская речь как устная разговорная речь.

10

2

4

4

Речевая деятельность. Структура речевой деятельности.

6

2

2

Модели порождения речевого высказывания

6

2

2

2

Модели восприятия речевого высказывания

6

2

2

2

Раздел 5. Усвоение ребенком родного языка

Основные этапы речевого развития ребенка и их характеристика.

6

2

4

ВСЕГО:

56

18

18

20

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем

Всего

Виды учебных занятий

лекции

семинары

самостоятельн работа

Раздел 1. Введение

Предмет и методы психолингвистики

2

1

2

Раздел 2. Речевая деятельность

Речевая деятельность и ее структура

3

1

2

Порождение речи

5

2

1

2

Восприятие речи

5

2

1

2

ВСЕГО:

16

6

2

8

4. Содержание дисциплины

1. Введение. Предмет и методы исследования психолингвистики

Психолингвистика как междисциплинарная наука. Причины возникновения психолингвистики. Цель и задачи психолингвистики. Отличительные чеpты психолингвистики: фактоp человека, фактоp ситуации, опоpа на метод экспеpимента. Основные психолингвистические школы: Московская психолингвистическая школа и Петербургская психолингвистическая школа. Развитие предмета психолингвистики.

Экспериментальные методы исследования психолингвистики. Экспериментальные методы исследования значения слова и групп слов. Ассоциативный эксперимент. Метод семантического дифференциала. Градуальное шкалирование. Методика прямого толкования слова. Методики классификаций. Экспериментальные методы исследования предложения. Методика дополнения. Методика заканчивания предложения. Методы косвенного исследования семантики. Методика определения грамматической правильности.

2. Психолингвистика и ее междисциплинарные связи

Психолингвистика и психология. Функциональные системы: ощущение, восприятие, внимание. Синестезия и ее проявление в языке. Память в структуре речемыслительной деятельности. Словесная память как часть общего речевого механизма, ее функциональная заданность. Ассоциативная организация лексикона человека. Эмоции и их проявление в речи. Понятие эмоциональной напряженности. Специфика грамматического оформления высказывания, особенности выбора слов в речи в состоянии эмоциональной напряженности. Вербальное мышление.

Психолингвистика и нейролингвистика. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и асимметрия речевой функции. Различия в способах обработки языковой информации: синтетический и аналитический когнитивный стиль. Динамическая локализации высших психических функций и афазия.

Психолингвистика и теория коммуникации. Информационная модель коммуникации. Говорящий (отправитель) и слушающий (получатель).

Канал связи, его эффективность и надежность. Необходимые условия для успешной речевой коммуникации. Коммуникативная способность и коммуникативная компетенция.

3.Язык, речь, речевая деятельность.

Язык. Ф. де Соссюр о речевой деятельности, языке и речи. Язык как система и как способ обработки речевой информации. Л.В.Щерба о речевой деятельности, языке и речи. Языковая система и индивидуально-речевые системы в концепции Л.В.Щербы. Лингвистические единицы как единицы анализа текста. Психологические единицы как компоненты языкового знания наивных носителей языка. Отношения между единицами: парадигматические и синтагматические. Языковая способность и языковая компетенция. Психолингвистические единицы как оперативные единицы порождения и восприятия речи. Речевая способность и речевая компетенция.

Речь. Речь как функционирование языка (индивидуально-речевых систем).

Р.Якобсон о функциях речи. Виды речи: вербальная и невербальная. Вербальная речь: внешняя и внутренняя. Внешняя речь: устная и письменная. Диалогическая и монологическая речь. Внутренняя речь, ее сущность и функции (Л.С.Выготский, Н.Н.Жинкин).

Эгоцентрическая и внутренняя речь (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже)

Детская речь как устная разговорная речь. Ситуативная и контекстная речь. Особенности детской диалогической и монологической речи.

Речевая деятельность. Структура деятельности (по А.А.Леонтьеву).

Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Речевые умения и навыки. Горизонтальная (фазная) структура речевой деятельности (по С.Л.Рубинштейну).

Вертикальная структура речевой деятельности (Н. Бернштейну).

Виды речевой деятельности: говорение, чтение, слушание, письмо.

Порождение речевого высказывания: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, И.А. Зимняя. Модель порождения высказывания Т.В. Ахутиной-Рябовой: смысловое программирование – выбор «внутреннего слова»; семантическое синтаксирование – выбор слов по значению, грамматическое структурирование – выбор словоформ; кинетическое программирование – выбор артикулем.

Восприятие речевого высказывания. Модели восприятия речевого высказывания: «снизу вверх» и «сверху-вниз». Единицы восприятия: слово, предложение, ключевые слова. Структурная организация восприятия: сенсорный, лингвистический, психологический уровни (Л.С.Цветкова, И.А. Зимняя, А.С.Штерн, В.Б.Касевич).

Глубина смыслового восприятия: осмысление, понимание, интерпретация.

4.Усвоение ребенком родного языка

Детская речь как ключ к пониманию когнитивных и языковых процессов. Общие закономерности в речевом развитии ребенка: от содержания к форме (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), от системы языка к речи и норме (Д.Слобин, С.Н.Цейтлин), от общего к частному ( от глубинного к поверхностному)

Основные периоды в речевом развитии ребенка: доречевой и речевой (доморфологический и морфологический).

Доречевой период(первый год жизни).

Формирование предпосылок усвоения речи в младенчестве. Гуканье и гуление. Аутоэхолалия и эхолалия. Возникновение и становление лепетной речи. «Вырастание» слоговой и ритмической структур из лепетной цепи. Становление перцептивной базы ребенка. Интонация.

Речевой период.Однословные высказывания. Свехгенерализация. Голофразис. Первичный лексикон. Освоение системы вокализма и консонантной системы русского языка. Освоение фонетической стороны слова: субституция, упрощение групп согласных, ассимиляция, диссимиляция. Освоение слоговой структуры слова: элизия. Метатеза. Протезы.

Двусловные высказывания как развитие предикативной функции речи. Начальные этапы процесса развертывания синтагматической цепи. Многословные высказывания. Освоение морфологической структуры слова: имени существительного и глагола. Имя прилагательное. Словообразовательные инновации.

Метаязыковые способности ребенка.

5.Темы семинарских занятий и их содержание

Раздел 1. Введение.

Тема: Экспериментальные психолингвистические методики.

1. Эксперимент и его роль в психолингвистических исследованиях.

2. Экспеpиментальное изучение значения слова и гpупп слов. Ассоциативный эксперимент (свободный, цепочечный, направленный).

Методика свободного ассоциативного экспеpимента. Словаpи ассоциативных ноpм. Типология веpбальных ассоциаций: паpадигматические, синтагматические, тематические. Ассоциативное поле. Отpажение в стpуктуpе ассоциативного поля культуpно-истоpических тpадиций наpода, особенностей социальной, теppитоpиальной, пpофессиональной гpуппы. Методика изучения семантической стpуктуpы слова с помощью толкований.

3. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность. Методика семантического диффеpенциала Ч.Осгуда. Методика градуального шкалирования ( В.Я.Шабес).

4.Методика измеpения смысловой близости слов на основе сосудистых pефлексов (А.Р.Луpия и О.С.Виногpадова).

7. Экспеpиментальное изучение пpедложения. Методика дополнения (clos –test).

Методика заканчивания предложений.

  1. Экспеpиментальное изучение pазвеpнутого текста. Методика индексиpования текста с помощью ключевых слов (А.С.Штерн, С.Сиротко-Сибирский).

Раздел 2. Введение. Междисциплинарные связи психолингвистики и психологии.

Тема: Взаимосвязь языка и мышления.

1.Мышление. Виды мышления и усвоение языка ребенком ( Дж. Брунер ).

2.Роль языка в процессах структурирования знаний о мире и их оформления в языковой форме. Номинация и предикация.

3. Л.С. Выготский о развитии значения слова у ребенка.

  1. Сравнение, сходство и генерализация. Роль однословных высказываний в процессах генерализации.

  1. Категоризация. Категория как идеальная структура. Роль лексикона в формировании категории.

6. Методика изучения когнитивных стpуктуp с помощью методики классификаций (Дж. Брунер, Дж.Миллеp, А.Р. Лурия, Р.М.Фрумкина).

Раздел 3. Язык, речь, речевая деятельность

Тема 1. Язык.

1.Речевая деятельность, языковая система, индивидуально-речевые системы, языковой материал в концепции Л.В.Щербы.

2.Язык как системно-структурное образование.

  • основные уровни и иерархические отношения;
  • лингвистические единицы (фонема, морфема, слово, словоформа, предложение);
  • языковые отношения между однородными единицами: парадигматические и синтагматические.

3.Проблема психологической реальности языковых единиц:

  • система фонем языка и психологическое пространство фонем. Проблема «фонологического слуха».
  • психологическая реальность морфем. Психолингвистические аспекты словообразования..
  • слово как единица языкового сознания: лексема и словоформа.
  • объективное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.
  • Ментальный лексикон и его строение (А.А. Залевская).

Тема 2. Речь. Внешняя речь и ее виды.

  1. Р.Якобсон о функциях речи.

  1. Вербальная и невербальная речь. Особенности невербальной речи в норме и при патологиях.

2.Устная и письменная речь. Сопоставительный анализ.

3. Основные формы вербальной речи: монолог и диалог.

  1. Детская речь как речь разговорная: ситуативная и контекстная.
  • Диалог как основная форма разговорной речи.
  • Особенности детской диалогической речи.
  • Особенности детской монологической речи.

Тема 3. Внутренняя речь

1.Понятие « внутренняя речь» в концепции Л.С. Выготского

2.Концепция Н.И. Жинкина о внутренней речи.

3. П.Я. Гальперин о внутренней речи.

4. А.А.Леонтьев о внутренней речи.

5.Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внешней и внутренней речью.

6. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи.

Тема 4. Общая характеристика речевой деятельности.

  1. Деятельность и ее структура ( А. Н.Леонтьев).
  2. Место речевой деятельности в структуре других видов деятельности.
  3. Фазное («горизонтальное») строение речевой деятельности (С.Л.Рубинштейн)
  4. Иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности (идеи Н.А. Бернштейна).
  5. Методологические принципы теории речевой деятельности: целенаправленность и мотивированность; эвристичность; вероятностное прогнозирование; иерархическая организация.

Тема 5. Модели порождения и восприятия речи.

  1. Основные виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Их характеристика.
  2. Психолингвистические модель порождения речи Т.В. Ахутиной
  • смысловое программирование – выбор «внутреннего слова»;
  • семантическое синтаксирование – выбор слов по значению;
  • грамматическое структурирование – выбор словоформ;
  • кинетическое программирование – выбор артикулем.
  • Возможные сбои на уровнях порождения речи.
  • Аспекты восприятия речи. Две стратегии восприятия речи: «снизу вверх» и «сверху вниз».
  • Основные единицы восприятия: фонема, слово (словоформа и лексема), предложение, ключевые слова.
  • Возможные сбои в процессе восприятия речи.
  • Степень глубины смыслового восприятия текста: осмысление, понимание и интерпретация. Зависимость глубины смыслового восприятия текста от роли реципиента.

Раздел 4. Усвоение ребенком родного языка

Тема 1.Основные этапы усвоения ребенком родного языка

  1. Доречевой период (первый год жизни).
  • Формирование предпосылок усвоения речи в младенчестве.
  • Гуканье и гуление. Аутоэхолалия и эхолалия.
  • Возникновение и становление лепетной речи. «Вырастание» слоговой и ритмической структур из лепетной цепи.
  • Последовательность формирования перцептивной базы ребенка. Интонация.
  • Речевой доморфологический период.
  • Однословные высказывания. Свехгенерализация. Голофразис.
  • Первичный лексикон.

3. Освоение фонетической стороны речи.

  • Освоение слоговой структуры слова: элизия.
  • Последовательность формирования артикуляционной базы ребенка. Становление гласных и согласных в речи ребенка.
  • Субституция и упрощение групп согласных.
  • Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, метатеза, протеза.

Тема 2. Морфологический период в процессе усвоения ребенком родного языка.

  1. Усвоение двусловных и многословных высказываний.
  2. Рост словаря.
  3. Детские словообразовательные инновации.
  4. Овладение морфологическими категориями имени существительного: род, число, падеж. Речевые ошибки.
  5. Овладение ребенком морфологии глагола. Вид. Классы глаголов и глагольная парадигма. Речевые ошибки.
  6. Овладение именем прилагательным. Речевые ошибки.
  7. Овладение способами организации повествовательного текста.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Литература

Основная литература:

  1. Белянин В.П. Психолингвистика.— М, 2003 — 2005
  2. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности. — М., 2006
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997
  4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. — М., 2001
  5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. — СПб., 2000

Дополнительная литература:

  1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. — М.,  МГУ, 1989
  2. Абелева И.Ю. Речь о речи. — М., 2004
  3. Величковский Б.М.. Когнитивная наука. Основы психологии познания. — М., 2006
  4. Горелов И. Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики.— М., 1997
  5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.— М., 1999.
  6. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики.— М., 1977.
  7. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПБ, 2003
  8. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. — М., 2002
  9. Крейдлин Г.Е, Чувилина Е.А. Улыбка как жест и слово. К проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов. // Вопросы языкознания, 2001, Вып.4;
  10. Лепская Н.И. Язык ребенка. — М.,1997
  11. Основы теории речевой деятельности.— М., 1974.
  12. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988
  13. Психолингвистика (Составитель и редактор А.М.Шахнарович).

    —М., 1984

  14. Психолингвистика (Составитель и ред. Т.Н.Ушакова).— М., 2006
  15. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.
  16. Слобин Д., Грин Дж. Писхолингвистика. — М., 1976,350с.
  17. Секерина И. Психолингвистика. // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики.— М., 1997, с.231-260.
  18. Секерина И.
  19. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. — М., 2004
  20. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М., 1991
  21. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М., 1997
  22. Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора.// “Человек”, 2007, №2
  23. Шахнарович А. М. Проблемы психолингвистики.— М., 1987
  24. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. — СПб., 2000.

6.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

Электронные ресурсы

Белянин В.П. Психолингвистика www.koob.ru/belyanin/psiholingvistika_belyanin — 16k

Величковский Б.М.. Когнитивная наука. Т.1http://kosilova.textdriven.com/narod/studia4/velichkovsky/velichkovsky.htm

Величковский Б.М. Когнитивная наука. Т.2 kosilova.textdriven.com/narod/studia4/velichkovsky2/velichkovsky2.htm

«Вопросы психолингвистики» №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

// www.iling-ran.ru/index.php?part=616 — 17k

Демьянков В.З. Психолингвистика. www.infolex.ru/Cs19.html — 22k

Залевская А.А. Введение в психолингвистику kosilova.textdriven.com/narod/studia/zalevskaya.htm — 301k

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности. — М., 2006 // litres.ru/pages/biblio_book/?art=170695 — 97k

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. // readall.ru/lib_page_readall_99173.html — 39k

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод   с   английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1976. — 336 с pedlib.ru/Books/3/0009/3_0009-1.shtml — 12k.

Дистанционный курс по нейролингвистике //

Персональный сайт Е.И. Горошко//

Персональный сайт Н.В. Лозовской. На пути к модели текста (из публ. Л.В.Сахарного и А.С. Штерн)

Персональный сайт Н.В.Лозовской. Петербургская психолингвистическая школа http: lozovska.narod.ru/sakharny.html

Персональный сайт Т.В. Черниговской // www.genling.nw.ru/person/Chernigovskaya.htm — 75k —

Электронная библиотека

psyberia.ru/work/lingva

6.3.Методические указания студентам

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в форме устных опросов на практических занятиях, оценки выполнения практических работ.

Итоговая аттестация предполагает контрольную работу и зачет, включающий проверку теоретических знаний по дисциплине.

Литература для конспектирования:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2. — М., 1982
  2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982
  3. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979
  4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969
  5. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. — Л., 2007
  6. Якобсон Р.О Лингвистические типы афазии // Избранные работы. — М, с.,287-300
  7. Якобсон Р.О Звуковые законы  детского языка и их место в общей фонологии // Избранные работы. — М,105-115
  8. Якобсон Р.О. Мозг и язык // Избранные работы. — М., «Прогресс»,1985, с.270-286

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Теория речевой деятельности

  1. Предмет и задачи психолингвистики. Отличие психолингвистики от лингвистики и психологии.
  2. Динамика определения предмета психолингвистики.
  3. Методика ассоциативного эксперимента.
  4. Методика прямого толкования.
  5. Методика семантического дифференциала.
  6. Методика дополнения и заканчивания предложения.
  7. Методика классификации.
  8. Связь психолингвистики с теорией коммуникации. Коммуникативная способность и коммуникативная компетенция.
  9. Связь психолингвистики с психологией.
  10. Взаимосвязь языка и мышления. Л.С.Выготский и Дж. Брунер о мышлении и речи.
  11. Генерализация и категоризация. Категория и ее структура у детей. Роль лексикона в формировании категории.
  12. Связь психолингвистики с нейролингвистикой. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и речевых функций. Когнитивные стили обработки речевой информации.
  13. Связь психолингвистики с нейролингвистикой. Динамическая локализация ВПФ и афазия.
  14. Лингвистические истоки отечественной психолингвистики. Работа Л.В.Щербы « О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».
  15. Язык и его структура: уровни, единицы и отношения.
  16. Фонема и морфема как единицы лингвистического анализа и их психологическая реальность.
  17. Слово как единица сознания. Объектовное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.
  18. Языковая способность и ее структура. Языковая способность, языковая компетентность. Речевая способность и речевая компетентность. Взаимосвязь между языковой, речевой и коммуникативной компетенцией.
  19. Р.Якобсон о функциях речи.
  20. Вербальная и невербальная коммуникация. Соотношения вербальной и невербальной речи. Невербальные средства общения в норме и патологии.
  21. Устная и письменная речь; их соотношение.
  22. Детская речь как речь разговорная. Особенности детской диалогической и монологической речи.
  23. Эгоцентрическая речь как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
  24. Внутренняя речь. Представления о внутренней речи Л.С.Выготского , Н.И.Жинкина, П.Я.Гальперина, А.А.Леонтьева.
  25. Общая характеристика деятельности (А.Н.Леонтьев).

    Место речевой деятельности в системе деятельностей. Методологические принципы теории речевой деятельности: целенаправленность и мотивированность; эвристичность; вероятностное прогнозирование; иерархическая организация.

  26. Иерархическая организация деятельности по С.Л.Рубинштейну и Н.И.Бернштейну.
  27. Порождение речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, И.А.Зимняя и др.) Уровни порождения речи в модели порождения речи Т.В.Ахутиной. Возможные сбои в процессе порождения речи
  28. Восприятие речи (А.Р.Лурия, И.А.Зимняя, Л.Р. Зиндер и А.С. Штерн, В.Б.Касевич и др.).

    Аспекты восприятия речи. Две стратегии восприятия речи.

  29. Единицы восприятия: фонема, слово (словоформа и лексема), предложение, ключевые слова. Возможные сбои в процессе восприятия
  30. Смысловое восприятие речи. Глубина восприятия речи. Роль позиции реципиента в процессе восприятия речи

11.Становление речи ребенка

  1. Общие закономерности в речевом развитии ребенка,
  2. Поэтапное формирование речи ребенка. Довербальный (доречевой, дословесный) и вербальный период.
  3. Довербальный этап и его роль в формировании речевых способностей. Последовательность формирования перцептивной и артикуляционной базы.
  4. Освоение ребенком слоговой и акцентной структуры слова. Слоговая элизия; ее причины и закономерности. Интонации.
  5. Доморфологический этап. Однословные высказывания и их функции. Особенности начального детского лексикона. Первые глагольные формы: инфинитив и императив.
  6. Освоение ребенком вокалической системы русского языка. Трудные для усвоения гласные фонемы.
  7. Освоение ребенком консонантной системы русского языка. Трудные для усвоения согласные фонемы.
  8. Субституция и ее место в механизме усвоения нового звука. Основные субституции и искажения согласных фонем, распространенные в детском возрасте.
  9. Фонетические процессы детской речи. Дистантная ассимиляция. Типы дистантной ассимиляции по направлению и по признаку.
  10. Фонетические процессы детской речи. Пропуск согласных и сокращение групп согласных. Их причины и закономерности. Метатезы (перестановки); протезы (надставки) как распространенное явление в речи ребенка.
  11. Морфологический этап. Основные принципы овладения ребенком морфологии родного языка.
  12. Двусловные высказывания. Особенности поверхностной и глубинной структуры двусловных высказываний.
  13. Овладение категориями имени существительного. Основные ошибки в морфологической системе имени существительного.
  14. Овладение морфологическими категориями глагола. Основные ошибки в образовании глагольных форм.
  15. Овладение ребенком синтаксическим строем речи. Многословные высказывания и их типы.
  16. Особенности восприятия и осмысления слова Процесс овладения лексическим значением слова. Случаи расширения и сужения значения лексической единицы. Типичные замены слов в речи ребенка и их причины.
  17. Словообразовательные инновации в детской речи и их лингвистические механизмы.
  18. Особенности внутреннего лексикона ребенка. Звуковые, семантические и тематические связи в лексиконе ребенка.
  19. Овладение ребенком связной речью.

2