М
2279
инистерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКий ГОСУДАРСТВЕННый университет пУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра инженерной педагогики и культуры делового общения
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Методическое пособие к курсу лекций в схемах и таблицах
для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения
Составитель: О.И. Мухрыгина
САМАРА
2009
УДК 159.9
Психология управления : методическое пособие к курсу лекций в схемах и таблицах для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / составитель : О.И. Мухрыгина. – Самара : СамГУПС, 2009. – 16 c.
Утверждено на заседании кафедры от 19.01.2009, протокол № 5.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Данное методическое пособие представляет собой дополнение к курсу лекций по дисциплине «Психология управления» и включает в себя схематизированный материал по следующим разделам «Психология управления как наука», «Лидерство и руководство», «Психологические особенности основных управленческих функций» и др. Пособие написано в соответствии с программой, разработанной на кафедре инженерной педагогики и культуры делового общения, ориентировано на требования Государственного образовательного стандарта.
Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: ...
... Литература: Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций.- 2-е изд.,- К.: МАУП, 2001. ... П. спорта: П. творчества; П. труда, П. управления; Политическая П.; Психотерапия; Психофармакология: Психофизика, Психофизиология; Специальная ... Л.С. Выготский. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо знать, что психология имеет многовековую ...
Целевой аудиторией являются студенты всех специальностей очной и заочной форм обучения негуманитарного вуза. Схематичность подачи материала обогащает возможности изучения дисциплины. «Чтение» различного вида схем позволяет развивать абстрактное видение студентов, обучающихся по техническому профилю.
Составитель: Ольга Ивановна Мухрыгина
Рецензенты: к.пс.н., доц. кафедры социальной психологии СамГПУ Н.Л. Быкова,
к.пс.н., доц. кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения Т.Г.Глухова
Под редакцией составителей
Компьютерная верстка Е.А. Самсонова
Подписано в печать 13.02.2009. Формат 60х84 1/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 1,0.
Тираж 200 экз. Заказ № 14.
©
Самарский государственный университет путей сообщения, 2009
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 1. Психология управления как наука 4
Основные понятия и категории психологии управления 4
Предмет, объект и субъект психологии управления 5
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 2. Лидерство и руководство 5
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 3. Психологические особенности основных управленческих функций 7
Сущность понятия «управленческие функции» 7
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 4. Социально–психологические аспекты управления 8
Профессиональная и социально-психологическая адаптация кадров в организации 8
Создание команды и социально-психологический климат как основные феномены адаптации кадров 9
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 5. Психологические особенности процесса принятия управленческих решений 11
Система принятия решений как основной аспект управления 11
Принятие управленческого решения как источник стресса 12
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 6. Структура и понятие организационной культуры 14
Основные характеристики организационной культуры 14
СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К ЛЕКЦИИ 7. Психология конфликта 17
Конфликт: понятие и социальная роль 17
Классификация конфликтов 17
Управление конфликтом. Диагностика конфликта 18
Библиографический список 20
Схемы и таблицы к лекции 1. Психология управления как наука Основные понятия и категории психологии управления
 
- а) научный подход к выполнению каждого элемента работы; б) подбор, обучение, тренировка рабочих; в) кооперация с рабочими; г) разделение ответственности между менеджерами и рабочими,
 - углубление, расширение и обобщение рассмотренного подхода,
 - учет роли человеческого фактора в организациях,
 - углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей,
 - развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
 
Схема 1.1 Развитие психологии управления как науки
 
Управление среднего звена
Управление низового звена
Схема 1.2 Уровни управленческой деятельности
Предмет, объект и субъект психологии управления
Объектом психологии управления является организованная деятельность людей: люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно- полезные цели. Деятельность – научная категория, внешняя характеристика которой осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности.
Таблица 1.1
Основные структурные компоненты деятельности
| 
 Психологические образования  | 
 Виды деятельности  | 
|||||
| 
 цель  | 
 по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая)  | 
 по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности)  | 
 по специфике содержания (интеллектуальная и физическая)  | 
 по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди)  | 
 по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях)  | 
 в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности  | 
| 
 мотивация  | 
||||||
| 
 информационная основа  | 
||||||
| 
 принятие решения  | 
||||||
| 
 индивидуально-психологические свойства субъекта  | 
||||||
| 
 психические состояния  | 
||||||
| 
 психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые)  | 
||||||
| 
 механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.  | 
||||||
Действие – основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Будучи субъектами управления, руководитель и подчиненные осуществляют сознательную деятельность в соответствии с общими законами функциональных систем.
Схемы и таблицы к лекции 2. Лидерство и руководство

Схема 2.1 Условия эффективного лидерства

Схема 2.2 Модель преобразующего или реформаторского лидерства
Таблица 2.1
Отличия менеджера (руководителя) от лидера
| 
 Менеджер (руководитель)  | 
 Лидер  | 
| 
 Администратор  | 
 Инноватор  | 
| 
 Поручает  | 
 Вдохновляет  | 
| 
 Работает по целям других  | 
 Работает по своим целям  | 
| 
 План – основа действий  | 
 Видение – основа действий  | 
| 
 Полагается на систему  | 
 Полагается на людей  | 
| 
 Использует доводы  | 
 Использует эмоции  | 
| 
 Контролирует  | 
 Доверяет  | 
| 
 Поддерживает движение  | 
 Дает импульс движению  | 
| 
 Профессионален  | 
 Энтузиаст  | 
| 
 Принимает решение  | 
 Превращает решение в реальность  | 
| 
 Делает дело правильно  | 
 Делает правильное дело  | 
| 
 Уважаем  | 
 Обожаем  | 
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер (руководитель) использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведенияиситуации, в которой действует лидер.
Схемы и таблицы к лекции 3. Психологические особенности основных управленческих функций Сущность понятия «управленческие функции»
Управление–это система непрерывных и взаимосвязанных действий, группирующихся в управленческие функции. Процесс управления в целом рассматривается как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций.

Схема 3.1 Три измерения управленческой деятельности, где:
1 – производственно-технические функции,
2 – кадровые функции,
3 – организационно-административные функции.

| 
 
 
 индивидуальный план реализации руководителем управленческих функций  | 
 деятельностно- административные функции: 
  | 
 
 
 общеорганизационный план реализации руководителем управленческих функций  | 
| 
 кадровые функции: 
  | 
||
| 
 производственно- технологические функции: 
  | 
||
| 
 производные (синтетические) функции: 
  | 
Схема 3.2 Соотношение категорий управленческих функций и планов их реализации
Схемы и таблицы к лекции 4. Социально–психологические аспекты управления Профессиональная и социально-психологическая адаптация кадров в организации
Совокупность основных кадровых функций относительно независима от конкретных особенностей организаций и включает инвариантный набор постоянных задач и обязанностей руководителя (набор, отбор, подбор кадров, расстановка персонала, профессиональная ориентация и адаптация, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка и аттестация кадров, управление профессиональной карьерой, стабилизация персонала, сокращение, увольнение и др.).
Таблица 4.1
Основные направления кадровой работы руководителя
| 
 Наименование кадровых функций руководителя  | 
 Содержание  | 
| 
 формирование кадровой политики организации  | 
 решение задач стратегического планирования  | 
| 
 кадровое планирование  | 
 оценка наличных кадровых ресурсов; оценка будущих кадровых потребностей; разработка программы удовлетворения будущих потребностей  | 
| 
 разработка профессионально-квалификационных требований к персоналу  | 
 одна из фаз планирования ресурсов организации  | 
| 
 набор персонала  | 
 создание резерва кандидатов, формирование потенциального персонала  | 
| 
 отбор персонала  | 
 выбор из потенциального резерва кандидатов, которые по своим деловым (профессиональным) и личностным (психологическим) характеристикам  | 
| 
 определение системы заработной платы и льгот  | 
 определение наиболее адекватной характеру каждой конкретной деятельности системы оплаты труда (ее размера, типа, обоснованности, перспектив роста и т.д.)  | 
| 
 организация системы стимулирования  | 
 разработка унифицированных и индивидуализированных систем льгот  | 
| 
 профессиональная адаптация  | 
 организация профессиональной адаптации нового работника («доводка» новичка, «адаптационная стажировка», введение в должность и т.д.)  | 
| 
 подбор и расстановка персонала  | 
 оптимизация распределения должностных обязанностей, типов выполняемых работ и их сложности с учетом различий сотрудников  | 
| 
 профессиональная подготовка и переподготовка персонала  | 
 специальная и разветвленная система, встроенная в организацию и обеспечивающая адаптацию ее кадрового потенциала по отношению к изменяющимся и усложняющимся требованиям  | 
| 
 оценка персонала  | 
 административная роль оценки – повышение/понижение по службе, прекращение/ заключение нового контракта; информационная роль — обеспечение работнику обратной связи по результатам его труда; мотивационная роль — оценка — важное стимулирующее средство труда.  | 
| 
 повышение, понижение, перевод, увольнение персонала  | 
 определяют основные перспективы и этапы, направления и формы должностного и профессионального роста для основных профессий в организации  | 
| 
 подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе  | 
Создание команды и социально-психологический климат как основные феномены адаптации кадров


Схема 4.1 Управленческая решетка Р. Блэйка и Д. Моутон
Посредством сочетания двух критериев выделяется пять основных стилей руководства, имеющих, соответственно, формулы: «1:1»; «1:9»; «5:5»; «9:1»; «9:9». Их метафорические обозначения и основные особенности состоят в следующем.
1:1. Объединенное управление («страх перед бедностью»).
Руководитель прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума со стороны других, чтобы добиться лишь такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1:9. Управление в духе загородного клуба («дом отдыха»).
Руководитель сосредоточивается на хороших, дружеских взаимоотношениях с подчиненными, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9:1. Власть — подчинение («доминирование»).
Руководитель полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, но мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации.
5:5. Организационное управление («организация»).
Руководитель стремится к обеспечению приемлемого качества, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9:9. Групповое управление («команда»).
Благодаря постоянному вниманию одновременно к подчиненным и к эффективности работы руководитель добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения. Это – наиболее эффективный стиль руководства.
Схемы и таблицы к лекции 5. Психологические особенности процесса принятия управленческих решений Система принятия решений как основной аспект управления
Таблица 5.1
Алгоритм принятия управленческого решения
| 
 Этап  | 
 Основные аспекты осуществления  | 
 Примечания  | 
| 
 Фиксация и осознание проблемы  | 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
| 
 Формулировка субъективного представления о задаче принятия решения  | 
  | 
  | 
| 
 Формирование исходного множества альтернатив  | 
  | 
  | 
| 
 Формулировка критерия (критериев) элиминации альтернатив  | 
  | 
  | 
| 
 Элиминация альтернатив исходного множества  | 
  | 
  | 
| 
 Оценка полезности исходов альтернатив  | 
  | 
  | 
| 
 Выбор максимизированной альтернативы  | 
  | 
  | 
| 
 Реализация решения  | 
  | 
  | 
| 
 Оценка результатов  | 
  | 
|
| 
 Коррекция решения  | 
  | 
  | 
Принятие управленческого решения как источник стресса

Схема 5.1 Основные стрессоры в деятельности руководителя

Схема 5.2 Основные типы личностной резистентности (устойчивости) к стрессу
Таблица 5.2
| 
 Этапы  | 
 Основные формулировки этапов  | 
 Возможные действия  | 
| 
 Определить приоритеты  | 
  | 
|
| 
 | 
 Уточнить то, что не может быть изменено  | 
  | 
| 
 | 
 Лучше использовать накопленный опыт  | 
  | 
| 
 | 
 Проверить ваше искусство управлять временем  | 
  | 
| 
 | 
 Считать радости, а не печали  | 
  | 
| 
 | 
 Выражать свои чувства  | 
  | 
Техника осознания факторов стресса и/или проявлений дистресса*
* Дистресс – дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, характеризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний.
Схемы и таблицы к лекции 6. Структура и понятие организационной культуры Основные характеристики организационной культуры
Организационная культура–это совокупность общественно-прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений.
Организационная культура–наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации.

Схема 6.1 Пути формирования организационной культуры в организации

Схема 6.2 Основные характеристики организационной культуры
Схемы и таблицы к лекции 7. Психология конфликта Конфликт: понятие и социальная роль

Схема 7.1 Модель взаимодействия в конфликте «Парус конфликта».
Условные обозначения: 
— «идеальное» соотношение желаний и возможностей сторон, 
— возможное изменение соотношений
Классификация конфликтов
Таблица 7.1
Виды конфликтов
| 
 Вид конфликта  | 
 Основные характеристики  | 
| 
 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ  | 
 Конфликт целей, взглядов, мотивов. Человек пытается достичь взаимоисключающих целей; признает несостоятельность своих целей, идей, мыслей или поведения в целом.  | 
| 
 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ  | 
 Считается самым распространенным (переход на личности) – уход от формальных отношений  | 
| 
 ВНУТРИГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ  | 
 Нечто большее, чем сумма межличностных конфликтов – чаще противоречие на ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ основе  | 
| 
 ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ /человек и группа, группа и группа и пр./.  | 
 Широкий охват уровней и звеньев – вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой – ДИСБАЛАНС ролей как источник конфликтов  | 

Схема 7.2 Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации
Управление конфликтом. Диагностика конфликта
Таблица 7.2
Техника осознания конфликта
| 
 Этапы  | 
 Основные формулировки этапов  | 
 Ответы каждой из сторон (как минимум – двух)  | 
|
| 
 Что Вы поставили на карту?  | 
|||
| 
 | 
 Если в ваших позициях есть что-то общее, найдите это.  | 
||
| 
 | 
 Если вы занимаете полностью противоположные позиции, найдите точку, не противоречащую обеим сторонам.  | 
||
| 
 | 
 Какие чувства Вы испытываете к оппоненту: обида, гнев, злость, желание отомстить? Насколько обоснованы эти чувства?  | 
||
| 
 | 
 Как Вы его оцениваете? (помните, что в радуге не только черный и белый цвет – такой ли это плохой человек?)  | 
||
| 
 | 
 Что Вы хотите получить от конфликта?  | 
||
| 
 | 
 Хотите ли Вы решить конфликт КОНСТРУКТИВНО?  | 
||
| 
 | 
 Какова Ваша «цена» конфликта?  | 
||
Библиографический список
- Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Экономист, 2004. – 528 с.
 - Занковский А.Н. Организационная психология: учебн. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
 - Карпов А.В. Психология менеджмента: учебн. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с.
 - Морозов А.В. Управленческая психология: учебн. пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.–2-е изд.–М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 288 с.
 - Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Издательство «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко», 2007. – 336 с.
 - Столяренко Л.Д. Психология управления: учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.
 - Шульц Д., Шульц С. Психология и работа [электронный ресурс]. – СПб.: «Питер», 2003. – М.: ИД «Равновесие», 2004. – Минимальные требования: процессор Pentium-233, 32 МБ ОЗУ, 4-х CD-ROM, Windows 9.x совместимо с Windows NT/2000/XP.
 
20