Содержание
Введение 3
1. Конфликты в системе управления организации 5
1.1. Виды конфликтов и причины их возникновения 5
1.2. Последствия конфликта в системе управления организации 11
2. Пути разрешения конфликтов в системе управления организации 13
2.1. Предупреждение конфликтов в системе управления организации 13
2.2. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 17
Заключение 23
Литература 24
Введение
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки (стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965—928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. И по сегодняшний день данная проблема остается достаточно актуально, но к великому сожалению, в истории все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты.
Сегодня конфликты — повседневная реальность. Целью данной работы является провести обзор существующих видов конфликтов и поведения в сложившихся конфликтных ситуациях. Ведь для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Первая глава посвящена конфликту как таковому, его сущности, видам и последствиям в системе управления организации — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входят в те или иные системе управления организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.), а конфликт, назревший в системе управления организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках системе управления организации или межорганизационном пространстве.
Психологическое управление производственной организацией
... практика. Структуры руководства и управления. Аппарат управления завода постоянно разрабатывает основы поведения управляющих (руководителей, начальников отделов, ... все больше и больше негосударственных предприятий и организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и хозрасчетные ... включала в себя и цели и систему средств их реализации. Анализ производственной деятельности предприятия, ...
Трудовой коллектив — формальная (формализованная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания и т. д.).
При этом формальные параметры коллектива (структура, количественный и качественный состав, отношения власти и субординации, вертикальные и горизонтальные связи, нормы и правила поведения и т. п.) задаются спецификой и параметрами самой системе управления организации. Во второй главе раскрыты правила поведения, методы управления конфликтами и их специфические особенности, предупреждение конфликтных ситуаций.
В третьей главе идет речь о социально-трудовых конфликтах, как о борьбе различных социальных групп за экономические (материальные) ресурсы, в основе которой лежит понятие «справедливость», определяемое как соотношение вложенного труда и полученного вознаграждения.
Раскрытие всех вышеизложенных вопросов, которые являются задачами предложенной работы, несмотря на общепринятое утверждение сегодняшних теоретиков управления, что полное отсутствие внутри системе управления организации конфликта- условие не только невозможное, но и нежелательное, позволит иметь полное представление о грамотном и своевременном предупреждении конфликтов на основе теоретических трудов менеджеров, психологов и философов и на опыте российской и западной практики.
1. Конфликты в системе управления организации
1.1. Виды конфликтов и причины их возникновения
Организация — сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные конфликты. Например, горизонтальные, вертикальные, трудовые, бытовые, межгрупповые, межличностные, ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и др.
Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки системе управления организации (плохая организация труда, слабая материально-техническая база, недостатки финансирования и т. п.) В основе субъективных причин — субъективные особенности и состояния членов системе управления организации.
Многообразие видов конфликтов и причин, их вызывающих, обусловлено еще и тем, что в трудовой системе управления организации функционируют, как бы параллельно, несколько систем (подсистем) отношений. Например: 1) организационно-технологическая; 2) социально-экономическая; 3) административно-управленческая; 4) внеформальная; 5) социально-психологическая; 6) социально-культурная [5, c.8].
Контроль срс по дисциплине опд. Ф. 07. Социология и психология ...
... литература Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. – 464 с. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебник для студентов вузов. ... Решите ситуационную задачу «Грейдинговая система оценки» применив метод попарного сравнения. «Грейдинговая система оценки» Вы являетесь менеджером по управлению персоналом крупного предприятия, на кото ...
Следовательно, члены трудового коллектива взаимодействуют сразу в нескольких системах отношений. Поэтому возникающие в системе управления организации конфликты можно также квалифицировать по типу функциональных систем…………………..
Заключение
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.
Подводя итог, повторюсь, что для реализации своих планов и целей, не вызывая отрицательной реакции у окружающих, необходимо правильно использовать язык, на котором вы изъясняетесь: говорить четко, конкретно и не повторяться, стараться, чтобы речь была актуальна, динамична, линейна, субъективна. Уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, обаяние говорящего, а также его объективность и заинтересованность лишь улучшат сложившуюся ситуацию, даже если она находится в стадии краха.
В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. Данные советы помогут в практической деятельности по продуктивному и творческому разрешению конфликтных ситуациях.
Литература
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды/В. В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 543 с.
2. Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала.//Управление персоналом. – 2000. — №11. – C. 56-59.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002. – 218 с.
4. Басаков М.И. Управление персоналом: Конспект лекций: Пособие для подгот. к экзаменам. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 154 с.
5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов. – Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2002. – 348 с.
6. Белоусов Р.А. Общий и специальный менеджмент. М., 2002. 158с.
7. Блейк Р., МоутонД. Научные методы управления / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997.
8. Десслер Г. Управление персоналом/ Под общ. ред. И.М. Степанова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с.
Вклад М.П. Фоллет в развитие теории управления
... 1933 г. М.П. Фоллет удостоилась высокой чести прочитать цикл лекций при открытии факультета управления бизнесом (позднее факультета трудовых отношений) в Лондонской школе экономики. Позднее Линдал ... активной участницей интеллектуальной и общественной жизни Бостона и Гарварда. После окончания учебы М.П. Фоллет окунулась в общественную работу. Она развернула активную деятельность в ...
9. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. -Н. Новгород: НИМБ, 2001.320с
10. Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002.180с.
11. Зайцев Г. Г. Управление персоналом: Учеб. пособие. — СПб.: Северо-Запад,1998.280с.
12. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. М.: ГАУ, 1993.
13. Коледова С.А. Кадровая политика и стратегия работы с персоналом (на примере крупного производственного предприятия).
//Справочник по управлению персоналом. – 2004. – № 4. – С. 96-108.
14. Маслов В. О стратегическом управлении персоналом. //Проблемы теории и практики управления. – 2002. – № 5. – С. 99-105.
15. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Са-ломатина. М.: ИНФРА-М, 1995.
16. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА -ИНФРА-М, 1998. 430с.