1 Задача
Дедушка, 70 лет, проживает на собственной жилплощади один, внучка, которая за ним ухаживала, по работе уехала почти на пол года. Жалуется на неспособность самостоятельно заботиться о себе, на одиночество и ухудшение здоровья.
Делаем следующее:
— проводим беседу, оцениваем его состояние и необходимые ему услуги
— составляем договор на поступление, на основе пакета документов (полис, паспорт и тд)
— он попадает в Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (от месяца до полугода услуга предоставляется бесплатно)
План реабилитации:
-оказание социальных и бытовых услуг;
-оказание доврачебной и социально-медицинской помощи путем обеспечения постоянного наблюдения за состоянием здоровья;
-организация занятий лечебной физкультурой (тренажеры и тд);
-оказание санитарно-гигиенических услуг;
-оказание социально-педагогических услуг (с обучение навыкам самообслуживания, персональной сохранности, обучение навыкам самостоятельного проживания – подготовка к независимому образу жизни)
-организация досуга и культурно-массовых мероприятий (театры, библиотеки, прогулки, групповые занятия в Центре и тд).
Помимо того, что оказали мед помощи, навыки самообслуживания привили, мы еще и поместили его в группу, в которой он перестал себя чувствовать одиноко. Дочка вернулась, он переехал обратно к себе, но продолжил посещать Социально-досуговое отделения граждан пожилого возраста (СДО) Отделения созданы для проведения досуга граждан пожилого возраста, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, для оказания социальных, культурных и психологических услуг, занятий посильной трудовой деятельностью и поддержания активного образа жизни.
2 Задача
.В комплексный центр социального обслуживания населения обратился клиент за социальными услугами.
Социальная работа с пожилыми гражданами в отделениях дневного ...
... центров. Цель работы. Изучение социальной работы с гражданами пожилого возраста в отделениях дневного пребывания комплексных центров. Для ... пребывания пожилых людей. В течении 24 дней их обеспечивают социально-медицинским обслуживанием и трехразовым питанием. В услугах ... крупные капиталовложения и дополнительный контингент работников для оказания помощи пожилым и престарелым людям. Таким образом, с ...
Петр Сергеевич, пенсионер, инвалид 2 группы, 78 лет (опорно – двигательный аппарат), к самообслуживанию малоспособен. Пенсионер очень увлекается искусством и архитектурой разных эпох, в прошлом Петр Сергеевич- архитектор.
Петру Сергеевичу посоветовал обратиться за помощью в КСЦОН Николай — социальный работник, который навещал его несколько раз в неделю.
Дело в том, что дочь, которая за ним ухаживала, пропала. Ее не было уже несколько дней, Петр Сергеевич, естественно, обратился в полицию, но пока ничего известно не было.
А так как Петр Сергеевич не вполне способен самообслуживать себя сам, ему нужна помощь.
Николай посоветовал пенсионеру посетить Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, пока ситуация с его дочерью не станет более понятной.
2. Была оценена потребность в услугах у данного клиента.
Были проведены следующие мероприятия:
Беседа с клиентом, целью которой было очертить круг его потребностей. Также была изучена его способность к самообслуживанию. Были проанализированы следующие документы клиента: паспорт, полис, справки о состоянии здоровья Петра Сергеевича, копия заявления о пропавшей дочери.
3. С Петром Сергеевичем был заключен договор, его проконсультировали обо всех возможных услугах Центра. Было также оговорено, что все услуги будут для него бесплатны, в силу того, его доход составляет менее 1,5 прожиточного минимума.
Далее пенсионера оформили в группу временного пребывания.
В соответствии с его интересами ему организовали досуг. В свободное от процедур время, Петр Сергеевич ходит в клуб « Пешком в историю», где проводит для других клиентов центра интереснейшие экскурсии о различных архитектурных стилях и веяниях, присутствующих в облике Санкт – Петербурга .
В соответствии с перечнем услуг Центра пенсионер получает четырехразовое питание, консультации врача – терапевта, за его здоровьем пристально следят.
Прогноз:
За время пребывания в Комплексном Центра Петр Сергеевич очень переживал о судьбе своей дочери, и не давал сотрудникам полиции ни минуты спокойного времени. Именно благодаря его ответственности, в скором времени его дочь была найдена, в другом городе, без определенных воспоминаний о прошедшем месяце.
Было выяснено, что ее ударили по голове и ограбили.
Сам пенсионер, находясь в отделении временного пребывания поправил свое здоровье, нашел новых хороших знакомых и сейчас у них с дочерью все хорошо.
3 Задача
В Центр социального обслуживания населения Советского района г. Казани обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.
Социальная работа как профессиональная деятельность 2
... социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания ... Сущность социального обслуживания как социальной системы ...
Решение:
1. Проблема – необходимость комплексной социально-психологической помощи, как клиенту, так и членам семьи.
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: ФЗ от 02.08.1995г. №122-ФЗ (с изм.); Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. №63-ЗРТ (с изм.), О порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг государственными учреждениями социального обслуживания в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.1998г. №581; Об утверждении положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому Центров социального обслуживания населения и Домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007г. №41; Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального обслуживания в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007г. №245.
3. Отделение надомного социального обслуживания Центра социального обслуживания населения, дом-интернат для престарелых и инвалидов.
4. Документы:
В дом-интернат для престарелых и инвалидов:
1. личное заявление подается в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения;
2. медицинская карта гражданина пожилого возраста или инвалида, направляемого на социальное обслуживание,
установленного образца с приложением результатов анализов;
3. заключение клинико-экспертной комиссии учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения о нуждаемости гражданина пожилого возраста или инвалида в постороннем уходе;
4. копии паспорта, справки об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
5. копии страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
6. справка о размере пенсии за текущий месяц, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе с учетом всех социальных выплат, и иного дохода;
7. копии справки медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида (для лиц, являющихся инвалидами);
8. документ установленного образца, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение социального обслуживания;
9. справка из наркологического диспансера (для лиц старше 18 лет);
10. справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья (выписка из домовой книги);
Содержание и формы социальной работы с детьми, оказавшимися в ...
1. Анализ деятельности государственного бюджетного учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения Гафурийского района Республики Башкортостан 2.2. Воспитательная работа с детьми и психолого-педагогическая реабилитация Заключение Список использованных источников ...
11. для граждан, имеющих жилое помещение на праве собственности, — копии документов, устанавливающих право собственности; копия свидетельства о регистрации завещания, договора дарения, справка об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;
12. для граждан, реализовавших принадлежавшие им на праве собственности жилое помещение, земельный участок в течение года до момента подачи заявления — копия договора купли-продажи.
Факт наличия или отсутствия постоянного жилья у гражданина подтверждается справкой, выдаваемой органом, уполномоченным осуществлять учет государственного и муниципального жилищного фонда. Дополнительно к справке прилагаются иные документы, указывающие причину отсутствия постоянного жилья (о пожаре, стихийном бедствии, признании жилого помещения непригодным для проживания, подтверждающие статус беженца, вынужденного переселенца и др.).
Граждане, имеющие проживающих с ними совместно и (или) раздельно лиц, обязанных содержать родственников, дополнительно представляют:
1. справку из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о составе семей лиц, обязанных содержать родственников, проживающих раздельно от гражданина, с указанием даты рождения каждого проживающего, их родственных отношений;
2. копии паспортов и свидетельств ИНН лиц, обязанных содержать родственников;
3. копии документов, подтверждающих объективную невозможность осуществления ухода лицами, обязанными содержать родственников (при наличии).
— В отделение надомного социального обслуживания Центра социального обслуживания населения:
1. заявление о предоставлении социальных услуг личное или законных представителей
2. предъявляют документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста; заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории республики; справку об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
3. справка, свидетельство, удостоверение или иной документ установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
4. справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии;
5. заключение лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;
6. справки о размере других доходов.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях или имеющие родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, представляют также:
1. справку органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных
отношений;
2. справки от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.
Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из ...
... по компетентной помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, так и посредника между государственными органами и бывшей заключенной, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится ...
4 Задача
Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь — мать ребенка — умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения.
У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца — ребенка.
Решение:
1. Основные проблемы – малообеспеченность, необходимость организации лечения ребенка.
2. Конституция Российской Федерации (с изм.); Семейный кодекс РФ; Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. № 63-ЗРТ (с изм.); О государственной социальной помощи: ФЗ от 17.07.1999г. №178.
3. Специалисты: медперсонал детских ЛПУ, психологи социально-психологической службы, сотрудники администрации района, сотрудники суда (привлечение отца ребенка к выплате алиментов).
4. Меры помощи:
— единоразовое выделение материальной помощи семье;
— организация лечения и реабилитации ребенка, медико-социальное освидетельствование ребенка с целью получения статуса ребенок-инвалид;
— привлечение отца к материальной ответственности,
— психологическая помощь;
Кризисный центр помощи женщинам
Условие:
В кризисный центр обратилась женщина 26 лет, которая осталась одна с ребёнком-инвалидом (тотальная слепота) 3 лет после развода с мужем, отец ребёнка приобрёл элитное жильё, никакого участия не принимает в воспитании дочери. 9 месяцев не могла разыскать отца ребёнка — мобильные отключены, дома не проживает. Выжить на пенсию ребёнка невозможно вдвоём, на вариант обращения в суд – угрозы со стороны мужа. Получать самостоятельный заработок не имеет возможности — ребёнок нуждается в круглосуточном индивидуальном уходе.
Запрос женщины в кризисный центр: ищет психологической поддержки, так как находится в трудной ситуации совсем одна, хочет получить юридическую помощь, чтобы воздействовать на мужа, желает устроить ребёнка в специализированный сад, чтобы устроиться на работу.
Решение:
В кризисном центре представлены различные социальные услуги для женщин, находящихся в трудных жизненных условиях. Данную клиентку можно отнести к такой группе обслуживаемых центром лиц, как женщины, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, и находящиеся в состоянии послеразводной ситуации.
В данной ситуации целесообразно предложить следующие услуги:
Определить клиентку на отделение социально-психологической помощи – это одно из ведущих отделений центра, работа которого направлена на социальную реабилитацию и адаптацию женщин с детьми-инвалидами, оказавшихся в экстремальных психологических условиях, находящихся в кризисном (опасном) для физического и душевного здоровья состоянии.
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... 6.Соцаально-психологическая функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся; 7.Социально-медицинская ... властей разного уровня; • различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям); • администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, ...
Три уровня работы:
— первый уровень — непосредственный контакт с клиентом на приеме. Первичный контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое напряжение женщины, которое было поводом для обращения в центр. При этом задача психолога выслушать, понять проблему, поддержать, определить вид реальной помощи, возможно рекомендовать консультации иных специалистов;
— второй уровень — организация консультирования (психологического, юридического, социального);
— третий уровень — это реабилитационные мероприятия (предоставления натуральной помощи, если в этом есть необходимость. Коррекционная работа с семьей, направленная на устранение негативных последствий кризисных ситуаций.
Коррекционная работа с детьми (нарушения общения у детей, неблагоприятные формы эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтные взаимоотношения с родителями и социальным окружением).
Социальные услуги:
- Справочно-информационные услуги – экстренное консультирование, предупреждение кризиса.
- Психологическая помощь.
Задача специалиста, оказывающего помощь, состоит в том, чтобы помочь женщине в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом, буквально «проживая» вместе его ситуацию, говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.
— Индивидуальное консультирование
— Групповое консультирование
— Формирование и работа групп психологической поддержки
— детско-родительское консультирование, ко-терапия, семейная терапия, работа в группах
— Психологическое сопровождение
Психологическое сопровождение – это технология работы, где смысл состоит в создании и поддержке психологических условий необходимых для развития личности клиента в момент переживания им кризисного состояния. Под кризисным состоянием в этом случае, понимается состояние, зафиксированное сознанием человека на определенный момент времени и определяемое по внешне читаемым признакам как интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта. Кроме того, состояние как обобщенная характеристика эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики в ограниченный отрезок времени предполагает стадиальность, динамику, а, следовательно, и возможность сопровождения.
Основная идея предлагаемой технологии состоит в целостном подходе к работе с клиентом, который учитывает взаимовлияние внешней социальной ситуации и внутренней, психологической и предполагает восприятие клиента, переживающего кризисное состояние как человека, находящегося в процессе личностного развития, в результате чего, способного эффективно и творчески реализовывать индивидуальность в собственной социальной нише и самостоятельно справляться с жизненными тяготами.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР» ПОСЕЛЕНИЯ
... и не могут служить образцом в актуальном проектировании нового «социального типа» - социально-культурного центра. Новое проектирование и актуальные позиции находятся в области творческого ... придают творческую поисковость данной работе. Социально-культурный центр - как архитектурный тип, определяется двуединой спецификой его социальных функций: досуговойивоспитательно-деловой. Досуговая – как ...
Таким образом, целью является – оказание помощи клиенту в развитии личности в случаях кризисных состояний и самореализации в конкретных социальных обстоятельствах. Сообразно логике работы и ее этапности выделяются следующие задачи:
1.Коррекция эмоциональных компонентов психики клиента с целью стабилизации эмоционально-волевой сферы личности.
2.Повышение уровня внутриличностной компетентности посредством выявления и анализа причинно-следственных взаимосвязей между конфликтными содержаниями психики.
3.Поддержка спонтанных процессов, выявление и актуализация сущностных потребностей, потенциалов и ресурсов личности.
4.Поддержка самоактуализации и самореализации личности в условиях социальной ситуации.
- Правовая помощь
Цель: обеспечение женщин эффективным юридическим консультированием
•Очное консультирование
•Консультирование по телефону
•Представление интересов женщин в суде
Государственная защита материнства и детства в России гарантируется Конституцией (ст. 38).
- Социальная помощь
Цель: социальная поддержка и адаптация женщин
•Консультирование по социальным вопросам
•Работа по взаимодействию с социальными службами (устройство ребёнка в специализированный детский сад для слабовидящих и слепых детей, где с детьми занимаются логопед, тифлопедагог. Проводятся специальные занятия для детей с ослабленным зрением на аппаратах).
Успешность работы специалистов заключается в систематической коррекционной работе, которая базируется на принципах индивидуального подхода к решению проблем каждого клиента и устранения возможных негативных последствий кризисных ситуаций, путем экстренного реагирования и своевременной психологической помощи.
Обоснование применения конкретных социальных технологий:
Специалистами центра уделяется большое внимание совершенствованию методик и технологий, применяемых в целях повышения результативности выхода семьи из кризисной ситуации. На начальном этапе работы важная роль отводится установлению социального диагноза (оценки).
Диагностика помогает выявить состояние клиента, установить достоверность информации о нем и окружающей среде, спрогнозировать его возможные изменения и выработать рекомендации для принятия решений и проектирования действий. Комплексная помощь женщинам — это многофункциональность, предполагающая взаимодействие психолога, юриста и специалистов по социальной работе.
Прогноз на разрешение проблемы средствами и методами социальной работы: в настоящее время социальные технологии активно развиваются, и граждане имеют возможность получать не только стандартные услуги, гарантированные государством, но и дополнительные. Специалисты центра помогают преодолеть недопонимание и учат родителей продуктивно разрешать межличностные конфликты. Большое внимание уделяется совершенствованию методик и примирительных технологий, применяемых с целью выхода из кризисных ситуаций и консультированию, с целью решения конфликтов.
Социальные проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения
... необходимость углубленного изучения асоциальных семей, так как именно они являются «поставщиками» детей – «социальных сирот». Первые приюты появились в Европе и России в 17 веке. Научно ... являются… На сегодняшний день существует 2 подхода к изучению детей, ЛРП: Состояние изучения проблемы социального сиротства в психолого-педагогических Исследованиях Значение семьи определяется теми условиями, ...
Большое внимание специалистами центра уделяется профилактике конфликтных детско-родительских отношений, психологической коррекции нарушений общения с детьми. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска, рассматривается динамика изменений, происходящая под влиянием проведенных психологических консультаций.
Особое место в реабилитационной работе занимает реабилитационная работа с детьми. Работа по оказанию помощи детям содержит диагностику состояния ребенка, индивидуальное психологическое консультирование.
Центр социальной помощи семье и детям (цспсд)
1 Задача
В центр социальной помощи семье и детям обратился клиент за получением соц.услуг.
1. Краткая характеристика ситуации
Одинокая мать, 37 лет. Есть ребенок – мальчик, 12 лет. Часто убегает из дома, пропускает уроки. Присутствует педагогическая запущенность. Мать не в состоянии уделять должное внимание сыну, т.к. основную часть своего времени проводит на работе. Отец — алкоголик, часто избивал и мать и ребенка, проживает в другом городе (мать с ребенком уехали).
Алименты не платит. Но мать отца – бабушка, помогает. Ежемесячно высылает необходимые вещи, деньги. Часто звонит. Больше из родственников с семьей (матерью и ребенком) никто не контактирует.
2. Индивидуальная потребность клиента в соц.услугах:
а) провести беседу с ним беседу.
б) выяснить в ходе беседы способность к самообслуживанию.
2) Анализ документов клиента: паспорт, прописка, свидетельство о рождении ребенка,
заявление о предоставлении услуг в центре.
3) Консультирование о платных и бесплатных услугах центра.
4) Заключение договора.
5) Психологическая, юридическая (консультирование по вопросу алиментов), социально-педагогическая помощь – матери. Ребенку – психологическая помощь. Диагностика детско-родительских и родительско-детских отношений.
Индивидуальное и семейное консультирование. Организация досуга ребенка, поддержка в обучении (помощь при адаптации к школе, сверстникам и тп.)
Прогноз: положительный, вся помощь оказана.
Работа учреждения проводится в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Уставом данного учреждения
Услуги оказывались бесплатно.
2 Задача
В Центр социальной помощи семье и детям обратилась женщина 37-ми лет. Она многодетная мать. У нее трое детей: мальчик 12-ти лет, девочка 6-ти лет и мальчик 5-ти месяцев. Девочка 6-ти лет – инвалид, в садик не ходит.
1) Проблемная ситуация клиента.
В семье месяц назад умер муж этой женщины, отец всех троих детей. Так как у женщины пятимесячный ребенок, она находится в отпуске по уходу за ребенком, не работает, получает пособие по уходу за ребенком.
На среднего ребенка – инвалида оформлено пособие, но денег катастрофически не хватает, так как основной доход в семью приносил муж. Доход семьи ниже прожиточного минимума. Кроме того, женщина потратила все накопленные сбережения на похороны мужа. Основной запрос клиента – материальная помощь.
изучение особенностей трудотерапии как средства социально-психологической ...
... центра социального обслуживания населения. 1. Теоретические аспекты изучения трудовой терапии как средства социально- психологической реабилитации молодых инвалидов 1.1 Проблемы социально-психологической адаптации молодых инвалидов Термин «инвалид» ... Трудотерапия - лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет ...
Еще одна проблема – старший сын после смерти отца стал ужасно себя вести. Часто прогуливает школу, стал курить, возвращается домой только к ночи. Школьные учителя жалуются на поведение мальчика на уроках, говорят, что мальчик был уличен в попытке украсть мобильный телефон. В общем, поведение старшего ребенка можно оценить как девиантное.
2) Оценка потребности клиента в услугах.
Для оценки потребности семьи в социальных услугах были использованы следующие методы социальной диагностики:
а) Анализ документов членов семьи (справка о доходах семьи, справки о пособиях, медицинская карта ребенка-инвалида и т.д.);
б) Беседа с клиенткой;
в) Выход на адрес семьи для составления акта социально-бытовых условий;
г) Составление социального портрета семьи;
3) Поэтапный план предоставления социальной помощи
Заключение договора с клиенткой.
а) Специалист по социальной работе должен оказать клиентке консультативную помощь:
• В первую очередь надо решить проблему с проблемной ситуацией (смерть мужа и затраты на его похороны).
По Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в течение трех месяцев с момента смерти человека, его родственники могут подать заявление на возмещение затрат на проблемную ситуацию. При условии, что у них сохранились чеки.
• Так как семья живет за гранью прожиточного минимума, клиентке надо писать заявление на ГСП (государственную социальную помощь – доплату до прожиточного минимума) по Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Но сначала специалисту надо направить клиентку в отдел пособий, чтобы ее проконсультировали, какие еще пособия она должна оформить, чтобы получать ГСП. В данном случае, это детские пособия, описанные в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
б) Клиентке необходимо оказать продуктовую и вещевую помощь. Предложить талоны на горячие обеды и выдать продуктовые наборы на нее и детей.
в) Социальная помощь ребенку-инвалиду. Девочке можно оказать психолого-педагогическую помощь, а также предложить отделение временного пребывания, где бы девочка смогла посещать различные развивающие занятия и т.п., чтобы определить досуг ребенка.
г) Социальная помощь старшему ребенку с девиантным поведением. Мальчику можно оказать психолого-педагогическую помощь (социально-педагогические и социально-психологические услуги).
Можно предложить определить мальчика на отделение дневного пребывания несовершеннолетних от 7-ми до 14-ти лет, куда бы он мог ходить после школы. Там с детьми проводятся различные занятия, тренинги, развивающие игры, им оказывают помощь в выполнении домашних заданий и т.д. В общем, определить досуг ребенка. Также можно порекомендовать определить ребенка в районный подрастково-молодежный клуб, куда тоже можно приходить после школы. Там дети уже постарше, и это может сильнее заинтересовать мальчика. Кроме того, одна из целей подростково-молодежных клубов – профилактика подростковых правонарушений. Это тоже будет полезно мальчику, в связи с попыткой кражи.
д) для определения досуга старших детей можно предложить клиентке бесплатные билеты в театр, на выставки и т.д. На будущее можно записать старшего ребенка в летний социальный лагерь.
Все услуги для семьи оказываются бесплатно по Уставу Центра.
4) Прогноз на разрешение проблемы.
Прогноз положительный. В семье клиентки нормализовалась социально-экономическая ситуация. У старшего ребенка улучшилась ситуация в школе, он стал более спокоен. Были предприняты все меры профилактики асоциального поведения подростка, что способствовало улучшению его поведения.
3 Задача
14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
Решение:
1. Основные проблемы: девиантное поведение подростка, неспособность матери выполнять родительские обязанности, материальная незащищенность.
2. Конституция Российской Федерации (с изм.); Семейный кодекс; О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992г. №3185-1 (с изм.); О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1.
3. Учреждения:
• ЛПУ наркологического профиля – нестационарная помощь женщине и сыну;
• социальный приют для детей и подростков – до решения вопроса попечительства (если возникнет необходимость);
• социально-психологическая служба;
• органы труда и занятости – помощь женщине в трудоустройстве (получении новой профессии).
- Специалисты: врачи, педагоги, психологи, сотрудники центра занятости населения.
4 Задача
Многодетная мама обратилась за по мощью в Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга. Отец детей погиб несколько месяцев назад. Мария 36 лет одна с тремя детьми, мальчику 1,5 года, девочке 5 лет и еще одной девочке 8 лет. Все очень сильно переживают из-за потери отца/мужа. Родственников у Марии нет, и никто не может помочь ей. Ее муж был кормильцем.
С женщиной заключается договор. После чего оказывается помощь в различных отделениях центра.
Отделения приема и консультаций граждан
В отделениях ведется первичный прием семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи.
Специалисты проконсультируют Вас по возникшим вопросам, комплексу услуг, предоставляемых Центром, проинформируют о других социальных учреждениях
Санкт-Петербурга, предоставят юридическую, психологическую, социально-педагогическую и другие виды помощи.
Отделение социально-правовой помощи
Специалисты отделения оказывают бесплатную социально-правовую помощь посетителям, обратившимся в Центр (по телефону либо лично):
-по вопросам реализации льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством;
-содействуют гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в оформлении различных видов мер социальной поддержки;
-содействуют гражданам в оформлении документов и решении правовых вопросов, входящих в компетенцию Центра;
— содействуют в получении материальной и государственной социальной помощи.
Отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (нестационарная и стационарная формы обслуживания)
В отделении можно получить социально-психологическую и юридическую помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии.
Наши специалисты помогают наладить благоприятный микроклимат в семье, преодолеть конфликты и достичь гармонии в семейных отношениях, консультируют по вопросам профориентации, получения образования и трудоустройства, оказывают содействие в получении материальной и государственной помощи.
В отделении существует служба помощи женщинам с несовершеннолетними детьми, освободившимся из мест лишения свободы, или осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы
Наши специалисты организуют для Вас:
-безопасные условия проживания;
-юридическую помощь;
-психологическую помощь;
-консультирование по вопросам развития ребенка, обучение развивающим играм, коррекцию взаимодействия матери и ребенка.
Отделение психолого-педагогической помощи многодетным семьям
Специалисты отделения оказывают помощь всем многодетным семьям, нуждающимся в социальной и психолого-педагогической поддержке.
Многодетные родители смогут получить консультацию по различным вопросам, касающимся воспитания детей, разрешения конфликтных ситуаций, предупреждения внутрисемейных неурядиц. При необходимости оказывается содействие в устройстве несовершеннолетних в детские образовательные учреждения, получении государственной и материальной помощи, трудоустройстве, организации досуга и отдыха.
В результате проведенных мероприятий женщина с детьми сможет вернуться к нормальной жизни.
Центр занятости населения
1 Задача
В Центр занятости населения обратился Вегеторов О.С. с заявкой на работников (официантов, повара, бухгалтера) в новом открывшемся кафе, его главным критерием в подборе работников: что бы они были местные, с высшим образованием по специальности и не кавказкой национальности.
Решение:
1) Вегетеров О.С. с точки зрения трудовых отношений является работадателем, а так же физическим лицом, желающий вступить в трудовые отношения с работником (ТК РФ. – Ст. 20).
2) Доминирующий тип социально-трудовых отношений дискриминирующий – произвольное, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
2 Задача
Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.
Решение:
1. Основная проблема – социальная незащищенность: необходимо оказать психологическую поддержку (и матери, и сыну), помощь в поиске работы (сыну), провести медико-реабилитационные мероприятия (женщине).
2. Гражданский кодекс РФ; Конституция Российской Федерации (с изм.); О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г.; Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: ЗРТ от 08.12.2004г. №63-ЗРТ (с изм.); О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан от 19.06.2006г. №39-ЗРТ (с изм.).
3. Учреждения: центры занятости населения, социально-психологическая служба.
4. Специалисты: сотрудники центра занятости населения, сотрудники территориального органа (отдела) социальной защиты населения, врачи, психологи.
Специалисты социальной работы УИН – передать информацию о клиенте в органы социальной защиты по месту жительства; специалист по социальной работе органа социальной защиты по месту жительства – рекомендует обратиться в Центр занятости населения по месту жительства, предлагает источники информации о вакансиях, называет номер телефона доверия, специалисты центра занятости населения выполняет служебные обязанности.
Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов
1 Задача
В центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района обратилась женщина 35 лет, ее сыну Вадику 14 лет ампутировали одну ногу и она хочет, чтобы ему оказали психологическую помощь и еще какие-либо услуги в которых он может нуждаться. Женщина очень обеспокоена сможет ли ее сын пойти на работу в будущем и сможет ли он себя реализовать.
Семья полная, мальчик живет с мамой и папой в двухкомнатной квартире. Мама не знает какой аппарат лучше подойдет ее сыну, передвигаться на коляске или костыли.
Центр заключает договор с мамой и помогают мальчику с реабилитацией.
Центр окажет:
-социально-психологические,
-социально-медицинские,
-социально-педагогические,
-физкультурно-оздоровительные,
-профессионально-реабилитационные,
-профессионально-ориентационные услуги.
Основной принцип организации деятельности Центра – комплексный подход к решению проблемы реабилитации инвалида, предполагающий достижение полного или частичного восстановления способностей людей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности – их социальной адаптации и интеграции в общество.
Комплекс реабилитационных мероприятий направлен на укрепление физического и психического состояния инвалида; восстановление интересов, появление целей, формирование четких установок и мотиваций к их достижению; активную жизненную позицию; социальную адаптацию и профессиональную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями.
Задача специалистов Центра помочь инвалиду успешно пройти курс реабилитации, обеспечить ему постреабилитационную поддержку в виде содействия в переобучении, помощи в трудоустройстве и другое.
Отделение дополнительного образования
1.Методическое обеспечение процесса реабилитации: осуществление мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства специалистов, занимающихся образовательной деятельностью; разработка методических средств.
2.Координация деятельности структурных подразделений СПб ГБУ «ЦСРИДИ Невского района» по вопросам оказания социально-педагогических и социально-психологических услуг.
3.Реализация образовательных программы различной направленности в области реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и детей инвалидов.
4.Осуществление мониторинга образовательной деятельности в СПб ГБУ «ЦСРИДИ Невского района».
5.Координация деятельности Методического совета, Службы психологического сопровождения.
6.Консультирование сотрудников СПб ГБУ «ЦСРИДИ Невского района» по психолого-педагогическим вопросам.
Отделение дневного пребывания:
-организует и проводит праздничные и культурно-досуговые мероприятия;
-осуществляет просветительскую деятельность, направленную на расширение социального кругозора;
-организует и проводит социокультурные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, приобретение новых умений и навыков,
-расширение круга общения;
-организует посещение музеев, театров, проводит экскурсии;
-организует работу кружков по интересам.
Основной упор делается на индивидуальную работу с ребёнком с целью его развития, привития навыков культуры поведения, форм общения с окружающим миром, навыков этикета.
Социально-реабилитационные отделения №1 и №2
-восстановление навыков самообслуживания
-обучение использованию технических средств реабилитации
-социально-средовая ориентация
-социально-психологическая реабилитация
-занятия в студиях
-организация и проведения культурно-досуговых мероприятий
Психологическая реабилитация – социально-психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, групповые тренинги, сеансы в сенсорной комнате.
Отделение профессиональной реабилитации:
-профессиональное информирование и консультирование по вопросам обучения
-профессиональная диагностика и консультирование
-занятия в студиях и мастерских
Мастерские слесарного, столярного дела
-приобретение навыков работы с инструментами
-основы столярного и слесарного дела
-выжигание по дереву
-изготовление заготовок на токарном станке (скалки, подсвечники, разделочные доски, рамки для фото)
-практические занятия по ремонту оборудования
-обучение сантехническому делу
Отделение адаптивной физической культуры
Отделение предназначено для осуществления физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами трудоспособного возраста.
Направления деятельности:
Проведение занятий по адаптивной физкультуре и спортивных мероприятий, способствующих формированию и совершенствованию физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей инвалидов.
Занятия в бассейне позволяют обучить плаванию лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствуют двигательные способности и плавательную подготовленность, позволяющие в какой-то мере компенсировать утраченные двигательные функции. К средствам реабилитационного плавания относятся специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности (профессиональной и бытовой), нарушенных в результате заболеваний (в первую очередь сердечнососудистой системы), а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства реабилитационного плавания дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков.
При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие патологических процессов и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций организма.
Под влиянием физических упражнений активизируются физиологические процессы, улучшается деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Занятия в тренажерном зале – работа направлена на укрепление мышечного корсета, улучшение координации движений, формирование и совершенствование психофизических возможностей инвалида, утраченных вследствие заболевания, а также на развитие волевых качеств личности, навыков общения, бережного отношения к своему здоровью, как одной из человеческих ценностей.
Фомы проведения занятий по адаптивному спорту:
-лечебно-спортивная реабилитация;
-развивающие ситуационные игры и занятия;
-организация спортивных праздников и мероприятий, конкурсов, эстафет, соревнований.
В результате всех этих мероприятий социальные работники, психологи и мед. Работники окажут комплексную помощь мальчику и помогут ему влиться в социум.
2 Задача
27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.
- Решение:
1.Основная проблема – физическое и психическое здоровье.
2.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (с изм. и доп.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993г.
3.Учреждения: социально-психологическая служба, территориальный орган (отдел) социальной защиты населения, реабилитационный центр.
4.Меры помощи:
-организация адекватных видов активности (заочная учеба, хобби, др.) – адаптация;
-оказание психолого-педагогической помощи;
-оказание материальной помощи.
Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Решение:
1. Женщина имеет право на то, чтобы жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов, т.к. ей больше 55-ти лет и у нее нет детей, обязанных по закону ее содержать.
2. Конституция Российской Федерации (с изм.); О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон от 02.08.1995г. № 122-ФЗ (с изм.); О государственной социальной помощи 178-ФЗ от 17.07.1999г; Об утверждении положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому Центров социального обслуживания населения и Домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007г. №41; Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социального обслуживания в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007г. №245.
2. Документы:
1. личное заявление подается в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения;
2. медицинская карта гражданина пожилого возраста или инвалида, направляемого на социальное обслуживание, установленного образца с приложением результатов анализов;
3. заключение клинико-экспертной комиссии учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения о нуждаемости гражданина пожилого возраста или инвалида в постороннем уходе;
4. копии паспорта, справки об освобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
5. копии страхового
медицинского полиса обязательного медицинского страхования и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
6. справка о размере пенсии за текущий месяц, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе с учетом всех социальных выплат, и иного дохода;
7. копии справки медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида (для лиц, являющихся инвалидами);
8. документ установленного образца, подтверждающий право на внеочередное и первоочередное получение социального обслуживания;
9. справка из наркологического диспансера (для лиц старше 18 лет);
10. справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилья (выписка из домовой книги);
11. для граждан, имеющих жилое помещение на праве собственности, — копии документов, устанавливающих право собственности; копия свидетельства о регистрации завещания, договора дарения, справка об отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг;
12. для граждан, реализовавших принадлежавшие им на праве собственности жилое помещение, земельный участок в течение года до момента подачи заявления — копия договора купли-продажи.
Факт наличия или отсутствия постоянного жилья у гражданина подтверждается справкой, выдаваемой органом, уполномоченным осуществлять учет государственного и муниципального жилищного фонда. Дополнительно к справке прилагаются иные документы, указывающие причину отсутствия постоянного жилья (о пожаре, стихийном бедствии, признании жилого помещения непригодным для проживания, подтверждающие статус беженца, вынужденного переселенца и др.).
Граждане, имеющие проживающих с ними совместно и (или) раздельно лиц, обязанных содержать родственников, дополнительно представляют:
1. справку из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о составе семей лиц, обязанных содержать родственников, проживающих раздельно от гражданина, с указанием даты рождения каждого проживающего, их родственных отношений;
2. копии паспортов и свидетельств ИНН лиц, обязанных содержать родственников;
3. копии документов, подтверждающих объективную невозможность осуществления ухода лицами, обязанными содержать родственников (при наличии).
3. Права:
• условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям,
• уход, первичная медико-санитарная и стоматологическая помощь,
• социально-медицинская реабилитация и социальная адаптация,
• добровольное участие в лечебно-трудовом процессе,
• право на обследование медико-социальной экспертизой,
• свободное посещение адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками.
Профессионально-реабилитационный центр для инвалидов
- Типовая жизненная ситуация клиента. В ПРЦ обратился клиент с запросом о получении профессионального образования. Девушка (Надежда), 20 лет. Инвалид с детства, диагноз – нарушение опорно-двигательного аппарата, передвигается на инвалидной коляске. Девушка передвигается, используя сопровождение родителей, которые ее довозят до Центра в личном специально оборудованном автомобиле.
В школе Надежда увлекалась предметами, связанными с декоративно-прикладным искусством – труд, ИЗО, также ей нравилось черчение и геометрия.
- индивидуальная программа социальной работы с клиентом:
— анализ документов клиента (необходимых для приема на обучение): паспортные данные, медицинская карта, аттестат об образовании и др.,
— информирование об услугах ПРЦ, в частности о возможностях приобретения дополнительных средств реабилитации: оборудования, техники, предметов быта;
— предоставление клиенту образовательных услуг, социально-психологических и социально-медицинских услуг
— заключение договора о получении услуг данного учреждения;
— выбор клиентом специальности из спектра предоставляемых Центром; клиентом была выбрана специальность швеи.
Обучение по данной специальности продолжается 1 год 10 месяцев.
- Технологии социальной работы с клиентом.
Надежда была принята на обучение. Занятия по специальности посещает в группе, утром по будним дням. Клиентка периодически (два раза неделю или реже) участвует в беседах с психологом Центра по вопросам социально-психологической адаптации к новому учреждению и коллективу, получает сеансы релаксации в специально оборудованной комнате.
Получает консультации врача Центра о саморегуляции физических нагрузок во время учебно-профессиональной деятельности, распределении времени на учебу и отдых.
— Для улучшения самообслуживания клиентки во время пребывания дома семьей было выбрана душевая кабина, приобретенная с помощью частичной компенсации за счет средств Правительства СПб и ЛО.
— в рамках социально-правовых услуг Центра родители Сергея получали информацию о возможностях его последующего трудоустройства;
— социально-медицинские услуги. Проведение занятий по лечебной физкультуре; консультирование по ограничениям физических нагрузок в работе за компьютером, выделении времени отдыха
4. Прогноз на разрешение проблемы.
— Клиентка получила специальность швеи.
— Девушка была трудоустроена по полученной специальности на Дом быта.
Общественные организации
Двадцатисемилетний К. страдает наркотической зависимостью на протяжении пяти лет. Находится на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Его подруга в растерянности – она не знает, куда обратиться за помощью.
Решение:
1.Учреждения:
• Государственные или муниципальные ЛПУ наркологического профиля,
• Социально-психологические службы
• Негосударственные медико-реабилитационные центры,
• Общественные организации (например, АН).
2. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью – Йорк, 30 марта 1961 г.); О наркотических и психотропных веществах: ФЗ от 08.01.1998г. 3-ФЗ (с изм.); Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях): Приказ Минздрава РФ от 23.08.1999г. №327; О мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, профилактике наркомании в Республике Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.2002г. № 270; О мерах по усилению работы по профилактике наркомании, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в г. Казани: Постановление Главы администрации г. Казани от 17.07.2000г. №1399 (с изм.).
3. Специалисты: врачи-наркологи, психотерапевты, психологи, специалисты социальной работы.
4. Необходимо убедить К. в необходимости лечения; направить вЛПУ; сообщить родителям о болезни сына и попросить оплатить их курс реабилитации; найти адекватные виды активности для К.