Производственный коллектив — это официально организованное объединение людей, занятых общественно полезным видом деятельности.
Исходя из этого определения, можно выделить объективные признаки трудового коллектива:
— это объединение людей для решения задач, полезных обществу;
— поставленные перед коллективом цели достигаются только совместно, в процессе кооперации и разделения труда;
— наличие органов управления и самоуправления;
— психологическая направленность на достижение целей, основанная на деловых отношениях, сплоченность, самоорганизованность, т. е. способность сохранять целостность и продуктивность в условиях дефицита руководства.
Различают следующие виды коллективов:
1. Номинальная группа. Это коллектив, созданный официально, но существующий формально. В таком коллективе общая задача решается только в том случае, если она является средством достижения индивидуальных целей.
2. Ассоциация. Это коллектив, который имеет общую цель, требующую объединения трудовых усилий. Деятельность каждого члена такого коллектива индивидуальна, а конечный результат — простая сумма результатов всех членов.
3. Кооперация. Здесь есть общая цель и объединение трудовых усилий. Деятельность всех членов коллектива взаимозависима, функции распределены и согласованы. Слаженная работа такого коллектива основана на индивидуальной выгоде при распределении благ по результатам общей работы.
4. Корпорация. У такого коллектива единая цель, развитая функциональная структура, групповые нормы поведения, сплоченность.
5. Гомфотерный коллектив. Это высший уровень развития трудового коллектива. Здесь ко всем признакам трудового коллектива добавляется психологическая совместимость его членов. Такие коллективы встречаются редко, но их можно целенаправленно создавать, специально подбирая людей.
Функции, выполняемые коллективом:
— трудовая. Ради этого и создается трудовой коллектив;
— хозяйственная. Трудовой коллектив должен заботиться о своей собственности, ее сохранности и совершенствовании;
— управленческая. Она реализуется в различных формах участия в управлении производством;
— контроля. Речь идет о контроле за деятельностью администрации, общественных организаций;
— взаимопомощи. Коллектив защищает интересы каждого своего члена;
— политическая. Ее выполняют общественные организации коллектива;
1. Назовите психологические причины объединения людей в группы
... необходимо понимать, какие потребности человек стремится удовлетворить, желая стать членом коллектива. Если в рамках деятельности ... сформировывающиеся мотивы (причины) объединения людей в группы: 1. Мотив сопричастности основан на том, что человек чувствует себя частью ... лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных ...
— воспитательная. В коллективе формируются профессиональные, деловые и личностные качества человека;
— социально-бытовая. Эта функция состоит в удовлетворении потребностей членов коллектива;
— саморегуляции. Коллектив приспосабливается к меняющимся условиям.
Между членами трудового коллектива устанавливается ответственная зависимость, которая закрепляется:
— уставом организации;
— положениями о структурных подразделениях;
— приказами о назначениях.
Ведущую роль в жизни трудового коллектива играют экономические факторы. Однако нельзя принижать значение социально-психологических явлений, оказывающих сильное воздействие на экономические и организационно-управленческие процессы в трудовых коллективах. Никакие экономические или организационно-управленческие механизмы не могут полностью нивелировать индивидуально-психологические различия между людьми в коллективе.
В коллективе различают стихийные и организованные социально-психологические процессы.
Стихийные процессы возникают и развиваются независимо от желания руководителя. Это общение людей; формирование общественного мнения, норм поведения и морали; выбор неформального лидера; адаптация новичков.
Организованные социально-психологические процессы могут возникнуть только под целенаправленным воздействием руководителя на коллектив. К способам такого воздействия относятся:
— постоянная установка на совместную деятельность с акцентированием на том, что цель может быть достигнута только коллективно;
— периодический публичный анализ результатов работы коллектива. При этом нельзя, чтобы обзор недостатков превалировал над успехами — неудачи разобщают людей;
— создание условий для постоянного общения в коллективе (собрания, коллективные формы труда, общественная деятельность);
— информированность о жизни коллектива, его успехах, трудовых достижениях работников;
— поощрительное отношение к общению вне производства.
Внимание к социально-психологическим проблемам оправдано тем, что трудовой коллектив, как организованная общность людей, отражает все общественные изменения.
Социально-психологический климат в коллективе — это относительно устойчивый и типичный эмоциональный настрой, постепенно складывающийся в процессе совместной деятельности и общения членов коллектива. Он отражает ряд объективных факторов: характер отношений по вертикали и горизонтали, а также отношение к труду, условия труда и т. д.
Психологический климат складывается в процессе межличностных отношений в коллективе и действует на каждую личность через них. В частности, социально-психологический климат оказывает влияние на следующие стороны жизнедеятельности человека:
— отдача личности в трудовой деятельности, степень реализации ее способностей. Очевидно, что если общий эмоциональный настрой в коллективе положительный, то человек с удовольствием идет на работу с максимальным желанием реализовать себя в ней;
Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической ...
... Социально-педагогическая реабилитация, как форма социально-педагогической деятельности. 19. Отличие социально-педагогической реабилитации от психологической реабилитации Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека ... воспитанием; - координация отношений ребенка с первичным коллективом; - оздоровление; - психопрофилактика. Применяя разнообразные ...
— трудовая стабильность личности (намерение продолжить работу в данном коллективе или искать другую работу).
Этот фактор связывает социально-психологический климат с проблемой текучести кадров. Анализ причин увольнения показывает, что в качестве основных выдвигаются такие объективные факторы, как удаленность от дома, неудовлетворительные условия работы и т. д. Однако очень часто предлог скрывает основную причину — неблагополучные отношения в коллективе;
— здоровье людей. Эмоциональная сфера человеческой психики теснейшим образом связана с работой нервной системы. Таким образом, неблагоприятный социально-психологический климат вызывает различные заболевания нервной системы. В хорошем коллективе человек старается не подводить других и некоторые болезни переносит на ногах, а в коллективе с отрицательным психологическим климатом даже легкое недомогание вызывает у него тревогу, он бессознательно использует этот повод для отлучки с работы;
— эмоциональный настрой в семье. При плохом социально-психологическом климате в коллективе человек вынужден разряжать свои переживания и напряженное состояние дома;
— общее отношение к жизни. Благоприятный социально-психологи-ческий климат раскрепощает способность человека получать удовольствие от жизни, радоваться ей. При этом человек полон энергии, бодрости. И напротив, при плохом социально-психологическом климате он пытается «уйти» от отрицательных эмоций, переоценивая ценности, стремясь только к своему дому, личному покою. Меняются и личностные особенности человека, он становится более эгоистичным. Это особенно опасно в период адаптации молодежи в коллективе. Неблагоприятные состояния могут закрепиться в отрицательных чертах характера и повлиять в дальнейшем на судьбу молодого человека.
Социально-психологический климат в коллективе оценивается как благоприятный по следующим признакам:
— непринужденная атмосфера общения;
— активное обсуждение разнообразных вопросов (в том числе и о том, как лучше работать);
— общность ценностной ориентации членов коллектива. Правильно понятая всеми цель деятельности;
— уважительное отношение к мнению других. Публичная огласка каждой идеи;
— обсуждение и анализ доводов всех сторон при расхождении личных мнений по тому или иному вопросу на собраниях и в процессе совместной работы;
— критические замечания без явных и скрытых личных выпадов;
— возможность свободно выражать свои чувства и эмоции;
— разумное разделение обязанностей между членами коллектива. Отсутствие мелочной опеки со стороны руководителя;
— высокое личное влияние и авторитет руководителя;
— выполнение работ коллективом без напряжения. Постоянный и результативный поиск резервов повышения эффективности труда;
— соответствие реального поведения членов коллектива утвердившимся в нем нормам и требованиям.
Методика №2. Психологический климат коллектива
... психологического климата по формуле: . ; Анализ проведения Методики №2 (психологический климат коллектива) Полученное значение Сгрговорит о том, что психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен. Бланк для оценки психологического климата (методика №2) № Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата ...
Рассматривая условия, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделяют две группы факторов: макросреды и микросреды.
К факторам макросреды относятся:
— общественный строй данного общества, его мораль;
— социально-демографические характеристики членов коллектива (пол, возраст, образование).
Проанализируем роль социально-демографических факторов:
— пол. Оптимален смешанный половой состав, так как в этих условиях отношение к труду лучше за счет того, что женщины меньше затрачивают времени на обсуждение личных проблем, мужчины испытывают прилив соревновательной активности, повышается культура поведения, есть общий стимул для общения вне работы. Диспропорции в составе по полу могут приводить к неблагоприятным последствиям;
— возраст. В молодежных коллективах социально-психологический климат зависит от возможностей общения. У молодежи повышенная потребность в общении, а в рабочее время она не удовлетворяется. В коллективах людей старшего возраста есть проблемы, связанные с возрастными изменениями личности, проявляющимися в ранимости, претензиях различного рода. Желательно, чтобы в коллективах разница в годах не превышала 15 лет, иначе возможно расслоение на «возрастные» группировки;
— образовательный уровень. В группах с низким уровнем образования микроклимат хуже. С ростом уровня образования социально-психологический климат улучшается, но в группах, где работают специалисты с высшим образованием, он хуже, чем в группах работников со средним специальным. Это связано с ростом жизненных претензий, повышенной требовательностью и критичностью, особенно к деятельности администрации. Поэтому организация работы в таких коллективах должна проводиться на более высоком уровне.
Факторы микросреды, проявляющиеся непосредственно в самом коллективе и в большей степени зависящие от руководителей, можно разделить на факторы материальной и социальной микросреды.
К факторам материальной микросреды относятся:
— содержание и характер выполняемой трудовой деятельности;
— условия труда;
— уровень организации труда;
— система материального стимулирования.
Хорошие условия труда могут поддерживать благоприятный социально-психологический климат, но не создавать его. Благоприятно влияет на коллектив не столько уровень, сколько динамика условий труда.
К факторам социальной микросреды относятся:
— система морального стимулирования и оценка труда;
— индивидуально-психологические особенности членов коллектива;
— личность руководителя, его взаимоотношения с подчиненными.