Темы контрольных работ
- Взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «интеллект». Развитие учения о слабоумии.
- Психический дизонтогенез. Виды психического дизонтогенеза.
- Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.
- Этиология и патогенез различных форм интеллектуальных нарушений.
- Клиническая картина врожденной умственной отсталости.
- Клиническая картина деменции у детей.
- Клиническая картина деменции у взрослых.
- Клиническая картина хромосомных заболеваний с умственной отсталостью.
- Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена веществ.
- Умственная отсталость при нервно-мышечных и неврологических заболеваниях.
- Алкогольный синдром плода.
- Клиническая картина экзогенно обусловленных форм умственной отсталости.
- Деменция при шизофрении и эпилепсии.
- Пограничные формы интеллектуальной недостаточности.
- Клинико-психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР
- Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития детей с ЗПР
- Неуспеваемость ребенка в школе и ее возможные причины.
- Минимальные мозговые дисфункции и проблема школьной адаптации.
- Лечение, реабилитация, трудовая адаптация умственных отсталых.
- Этиология, патогенез, клиническая картина микроцефалии.
- Этиология, патогенез, клиническая картина гидроцефалии.
- Эпидемиология, этиология, патогенез, систематика и клиническая картина ЗПР.
- Психопрофилактика и психогигиена в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
- Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания.
Перечень вопросов к зачету
- Психопатология, дефектология, и их связь в медико-психолого-педагогическом комплексе.
- Роль специальной психологии в проблеме интеллектуальных нарушений.
- Значимость клинических основ интеллектуальных нарушений для специальной психологии.
- Различные подходы к определению интеллекта. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «интеллект».
- Соотношение клинической и патологической квалификаций психических нарушений.
- Развитие учения о слабоумии.
- Понятие «олигофрения». Критерии олигофрении.
- Понятие «умственная отсталость». Различные подходы к определению умственной отсталости.
- Психический дизонтогенез. Причины, классификация.
- Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.
- Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.
- Понятие «психическое недоразвитие» и «задержанное психическое развитие».
- Медико-генетическое консультирование.
- Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
- Влияние различных вредных факторов на развивающийся плод.
- Последствия родовой травмы и асфиксии новорожденных.
- Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.
- Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
- Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии.
- Этиология и патогенез различных форм интеллектуальных нарушений.
Вопросы к экзамену
Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР (с интеллектуальной ...
... [16; c. 56]. 1.1 Причины нарушений интеллектуального развития у детей Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. ... интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.В. Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим ...
- Психопатология, дефектология, и их связь в медико-психолого-педагогическом комплексе.
- Роль специальной психологии в проблеме интеллектуальных нарушений.
- Значимость клинических основ интеллектуальных нарушений для специальной психологии.
- Различные подходы к определению интеллекта. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «интеллект».
- Соотношение клинической и патологической квалификации психических нарушений.
- Развитие учения о слабоумии.
- Понятие «олигофрения». Критерии олигофрении.
- Понятие «умственная отсталость». Различные подходы к определению умственной отсталости.
- Психический дизонтогенез. Причины, Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.
- Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.
- Понятие «психическое недоразвитие» и «задержанное психическое развитие».
- Медико-генетическое консультирование.
классификация.
13. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
- Влияние различных вредных факторов на развивающийся плод.
- Последствия родовой травмы и асфиксии новорожденных.
- Медико-психолого-педагогическое консультироване детей с отклонениями в развитии.
- Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
- Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии.
- Этиология и патогенез различных форм интеллектуальных нарушений.
- Особенности клинической картины олигофрении в возрастном аспекте.
- Клиника идиотии, имбецильности, дебильности.
- Атипичные и осложненные варианты олигофрении.
- Различные формы умственной отсталости.
- Хромосомные заболевания (синдром Дауна, синдром Шерешевского — Тернера, синдром Клайнфелтера).
- Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена.
- Умственная отсталость при факоматозах.
- Умственная отсталость при нервно-мышечных и неврологических заболеваниях.
- Микроцефалия.
- Гидроцефалия.
- Алкогольный синдром плода.
- Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости.
- Интеллектуальное недоразвитие вследствие гемолитической болезни новорожденных.
- Органическая деменция.
- Эпилептическая деменция.
- Шизофреническая деменция.
- Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, систематика).
- Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности.
- Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
- Этиология и патогенез ЗПР.
- Клинико-психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР.
- Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития детей с ЗПР.
- Неуспеваемость в школе и ее возможные причины.
- Минимальные мозговые дисфункции и проблема школьной адаптации.
- Психофизический инфантилизм.
- Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении
Список рекомендуемой литературы
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью ...
... высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в ... намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. ...
Основная:
1. Браткова М. А. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость)/ М. А. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология.–2005. –N 5. — С. 55-60.
Данилина М. В. Проблемы адаптации социальных сирот с интеллектуальными нарушениями/ М. В. Данилина, В. А. Лазарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2004. –N 5. — С. 3-11.
2. Говорин, Н. В. (Николай Васильевич, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии).
Нейроэндокринные механизмы формирования интеллектуальной недостаточности у детей в условиях экологического неблагополучия / Говорин Н. В., Злова Т. П., Ахметова В. В. // Российский психиатрический журнал. — 2008 .— N 1 .— С. 75-78 .— : Ил.: 2 табл., 1 рис. — (Детская психиатрия) .— Библиогр.: с. 78 (12 назв. ) .— ISSN 1560-957Х.
3. Зальцман Л. М. Ребенок с интеллектуальными нарушениями в школе для слепых/ Л. М. Зальцман // Дефектология.–2007. –N 4. — С. 33-36.
4. Касаткина Э. П. Снижение интеллектуального потенциала населения в йоддефицитных регионах/ Э. П. Касаткина // Лечащий врач.–2006. –N 2. — С. 6, 8-10.
5. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка/ Н. В. Мазурова // Дефектология.–2005. –N 1. — С. 42-46.
6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей-инвалидов с умственной отсталостью/ А. Р. Маллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2007. –N 1. — С. 38-41.
Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...
... самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования ...
7. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: (катамнестическое исследование)/ А. Р. Маллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2006. –N 4. — С. 47-52.
8. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: программа дисциплины / сост. Е. Н. Апарина .— Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004 .— 11 с.
9. Уфимцева Л. П. Занятия по личностному развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями/ Л. П. Уфимцева, А. П. Трубачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2005. –N 1. — С. 52-56.
Дополнительная:
- Бине А. Измерение умственных способностей / Под ред. Г.Г. Шпетта. СПб., 1999.
- *Дети с задержкой психического развития: Хрестоматия: В 3 ч. / Сост. O.K. Агавелян, B.C. Агавелян, И.Г. Смирнова и др. Челябинск, 2001.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
*Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.
4 Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.,
1985.
5 Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. М., 1973.
- *Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д., 2000.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.
- Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности. М., 1982.
- *Шабалов Н.П. Детские болезни. СПб., 1993.
Дополнительная
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.
- Ковалев В.В. Симптоматика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, М., 1985.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.
- Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской М., 1971.
- Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. М., 1995.