Клиника интеллектуальных нарушений 3

Темы контрольных работ

  1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «интеллект». Развитие учения о слабоумии.
  2. Психический дизонтогенез. Виды психического дизонтогенеза.
  3. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.
  4. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальных нарушений.
  5. Клиническая картина врожденной умственной отсталости.
  6. Клиническая картина деменции у детей.
  7. Клиническая картина деменции у взрослых.
  8. Клиническая картина хромосомных заболеваний с умственной отсталостью.
  9. Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена веществ.
  10. Умственная отсталость при нервно-мышечных и неврологических заболеваниях.
  11. Алкогольный синдром плода.
  12. Клиническая картина экзогенно обусловленных форм умственной отсталости.
  13. Деменция при шизофрении и эпилепсии.
  14. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности.
  15. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР
  16. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития детей с ЗПР
  17. Неуспеваемость ребенка в школе и ее возможные причины.
  18. Минимальные мозговые дисфункции и проблема школьной адаптации.
  19. Лечение, реабилитация, трудовая адаптация умственных отсталых.
  20. Этиология, патогенез, клиническая картина микроцефалии.
  21. Этиология, патогенез, клиническая картина гидроцефалии.
  22. Эпидемиология, этиология, патогенез, систематика и клиническая картина ЗПР.
  23. Психопрофилактика и психогигиена в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
  24. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания.

Перечень вопросов к зачету

  1. Психопатология, дефектология, и их связь в медико-психолого-педагогическом комплексе.
  2. Роль специальной психологии в проблеме интеллектуальных нарушений.
  3. Значимость клинических основ интеллектуальных нарушений для специальной психологии.
  4. Различные подходы к определению интеллекта. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «интеллект».
  5. Соотношение клинической и патологической квалификаций психических нарушений.
  6. Развитие учения о слабоумии.
  7. Понятие «олигофрения». Критерии олигофрении.
  8. Понятие «умственная отсталость». Различные подходы к определению умственной отсталости.
  9. Психический дизонтогенез. Причины, классификация.
  10. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.
  11. Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.
  12. Понятие «психическое недоразвитие» и «задержанное психическое развитие».
  13. Медико-генетическое консультирование.
  14. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.
  15. Влияние различных вредных факторов на развивающийся плод.
  16. Последствия родовой травмы и асфиксии новорожденных.
  17. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.
  18. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
  19. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии.
  20. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальных нарушений.

Вопросы к экзамену

23 стр., 11025 слов

Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР (с интеллектуальной ...

... [16; c. 56]. 1.1 Причины нарушений интеллектуального развития у детей Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. ... интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.В. Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим ...

  1. Психопатология, дефектология, и их связь в медико-психолого-педагогическом комплексе.
  2. Роль специальной психологии в проблеме интеллектуальных нарушений.
  3. Значимость клинических основ интеллектуальных нарушений для специальной психологии.
  4. Различные подходы к определению интеллекта. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на понятие «интеллект».
  5. Соотношение клинической и патологической квалификации психических нарушений.
  6. Развитие учения о слабоумии.
  7. Понятие «олигофрения». Критерии олигофрении.
  8. Понятие «умственная отсталость». Различные подходы к определению умственной отсталости.
  9. Психический дизонтогенез. Причины, Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.
  10. Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.
  11. Понятие «психическое недоразвитие» и «задержанное психическое развитие».
  12. Медико-генетическое консультирование.

классификация.

13. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.

  1. Влияние различных вредных факторов на развивающийся плод.
  2. Последствия родовой травмы и асфиксии новорожденных.
  3. Медико-психолого-педагогическое консультироване детей с отклонениями в развитии.
  4. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
  5. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии.
  6. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальных нарушений.
  7. Особенности клинической картины олигофрении в возрастном аспекте.
  8. Клиника идиотии, имбецильности, дебильности.
  9. Атипичные и осложненные варианты олигофрении.
  10. Различные формы умственной отсталости.
  11. Хромосомные заболевания (синдром Дауна, синдром Шерешевского — Тернера, синдром Клайнфелтера).
  12. Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена.
  13. Умственная отсталость при факоматозах.
  14. Умственная отсталость при нервно-мышечных и неврологических заболеваниях.
  15. Микроцефалия.
  16. Гидроцефалия.
  17. Алкогольный синдром плода.
  18. Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости.
  19. Интеллектуальное недоразвитие вследствие гемолитической болезни новорожденных.
  20. Органическая деменция.
  21. Эпилептическая деменция.
  22. Шизофреническая деменция.
  23. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (этиология, патогенез, систематика).
  1. Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности.
  2. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
  3. Этиология и патогенез ЗПР.
  4. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР.
  5. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития детей с ЗПР.
  6. Неуспеваемость в школе и ее возможные причины.
  7. Минимальные мозговые дисфункции и проблема школьной адаптации.
  8. Психофизический инфантилизм.
  9. Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении

Список рекомендуемой литературы

9 стр., 4129 слов

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью ...

... высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в ... намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. ...

Основная:

1. Браткова М. А. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость)/ М. А. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология.–2005. –N 5. — С. 55-60.

Данилина М. В. Проблемы адаптации социальных сирот с интеллектуальными нарушениями/ М. В. Данилина, В. А. Лазарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2004. –N 5. — С. 3-11.

2. Говорин, Н. В. (Николай Васильевич, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии).

Нейроэндокринные механизмы формирования интеллектуальной недостаточности у детей в условиях экологического неблагополучия / Говорин Н. В., Злова Т. П., Ахметова В. В. // Российский психиатрический журнал. — 2008 .— N 1 .— С. 75-78 .— : Ил.: 2 табл., 1 рис. — (Детская психиатрия) .— Библиогр.: с. 78 (12 назв. ) .— ISSN 1560-957Х.

3. Зальцман Л. М. Ребенок с интеллектуальными нарушениями в школе для слепых/ Л. М. Зальцман // Дефектология.–2007. –N 4. — С. 33-36.

4. Касаткина Э. П. Снижение интеллектуального потенциала населения в йоддефицитных регионах/ Э. П. Касаткина // Лечащий врач.–2006. –N 2. — С. 6, 8-10.

5. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка/ Н. В. Мазурова // Дефектология.–2005. –N 1. — С. 42-46.

6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей-инвалидов с умственной отсталостью/ А. Р. Маллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2007. –N 1. — С. 38-41.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования ...

7. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: (катамнестическое исследование)/ А. Р. Маллер // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2006. –N 4. — С. 47-52.

8. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: программа дисциплины / сост. Е. Н. Апарина .— Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2004 .— 11 с.

9. Уфимцева Л. П. Занятия по личностному развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями/ Л. П. Уфимцева, А. П. Трубачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2005. –N 1. — С. 52-56.

Дополнительная:

  1. Бине А. Измерение умственных способностей / Под ред. Г.Г. Шпетта. СПб., 1999.
  2. *Дети с задержкой психического развития: Хрестоматия: В 3 ч. / Сост. O.K. Агавелян, B.C. Агавелян, И.Г. Смирнова и др. Челябинск, 2001.
  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

*Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

4 Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.,

1985.

5 Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. М., 1973.

  1. *Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д., 2000.
  2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.
  3. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности. М., 1982.
  4. *Шабалов Н.П. Детские болезни. СПб., 1993.

Дополнительная

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
  2. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.
  3. Ковалев В.В. Симптоматика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, М., 1985.
  4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.
  5. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988.
  6. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской М., 1971.
  7. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. М., 1995.