Педагог, быть может, является центральной фигурой на фронте руководства профессиональным самоопределением подрастающих поколений. Но он отнюдь не одинок в этом деле.
Усилия школьного педагога должны объединяться с усилиями представителей управления государством, производством, с работниками в областях медицины и обществоведения (в широком значении этого слова), возрастной психологии, психологии профессий, психологии личности, профессиональной педагогики, коррекционной педагогики.
Очевидно, что проблема профессионального самоопределения развивающейся личности настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку с самыми развитыми умственными способностями; она требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.
Дело усугубляется тем, что противоречия в развитии общества и личности, порождающие эту проблему, постоянно воспроизводятся на разные лады вновь и вновь в связи с каждой очередной индивидуальной профессиональной судьбой, каждой очередной общественной группой.
Мы ведем речь не о каком-то «проклятом периоде» развития человека или общества, а о нормальной «всегдашней» диалектике этого развития в ее конкретном выражении. Это значит, что и вопросы профессионального самоопределения не могут быть решены раз и навсегда и занесены в справочники (как, скажем, вопрос об удельном весе воды или о ковкости стали определенной марки).
Это вопросы, что называется, вечные, требующие творческого подхода и в практике, и в теории.
В чем состоят «противоречия развития», которые мы упомянули в качестве обстоятельств, постоянно воспроизводящих, оживляющих обсуждаемую проблему?
С точки зрения интересов развития нашего общества как целого идеальным был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям хозяйства страны в кадрах (хозяйства в широком смысле, предполагающем все разнотипные полезные профессиональные деяния).
А именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и дефицитные (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство — в наименее массовые. А также случай, когда профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям).
_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности
... развития...». Это утверждение принадлежит исследователю, стоящему, в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. ... изменений, которые он вносит в биологический строй личности, в ее отношения с природно-физическим миром. ... дефект человека, или порок, в биологической организации личности никогда не может сказаться непосредственно как таковой, ...
В этом идеальном, вымышленном случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в педагогическом руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной.
Наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной, и с психологической точек зрения противоположная картина. А именно, рассогласование профессиональных устремлений возможных субъектов труда и потребности общества в кадрах.
Если полагаться на фактор свободы, понимаемой по типу «куда хочу, туда поворочу» и, следовательно, на стихийный ход приобщения молодежи к труду, то несоответствие между потребностью общества в кадрах и профессиональными устремлениями молодежи, вступающей на трудовой путь, может быть значительным. Вплоть до картины резкого противоречия, которые социологам уже доводилось констатировать.
Возможны несоответствия (рассогласования, противоречия, конфликты разнородных систем) и другого рода. Например, несоответствие между стойкими (трудно поддающимися воспитанию) личными качествами и основными требованиями, которые предъявляет к человеку работа, профессия. Возникающие при этом вопросы мы рассмотрим несколько ниже. А пока важно признать и внутренне принять положение о том, что некоторые расхождения между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным (субъектным, свойственным субъекту) обстоятельством, как личные профессиональные планы людей, характеризуют обычный, нормальный ход интересующих нас социальных процессов.
В сложной системе «учащийся в ситуации выбора профессии, оптант (от лат. optatio — желание, избрание) — общеобразовательная школа — семья — профессиональная школа — производство (в широком значении слова)» возможны и другие противоречия развития. О них речь пойдет ниже, и они должны быть предметом внимательного, спокойного анализа.
В связи со сказанным становится очевидным, что работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься не как временная мера, кампания, а как органичная, родная и «вечная» часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Работа эта многосторонняя и сложная. Это и ориентирование учащихся в мире профессий, во множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельности, консультирование по соответствующим вопросам. Важными являются и вопросы адаптации (приспособления) человека к профессии (как профессиональной общности и как роду работы).
Все это есть и нормальная систематическая борьба за социальный прогресс и личностное развитие людей.
Основные направления очерченной выше работы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий развития, в связи с чем рассмотрим их чуть более обстоятельно.
Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим, моральным требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих педагогов (включая и студентов педагогических вузов).
Определение психологических особенностей профессиональной идентичности ...
... от степени приобщения к профессии (стажа работы). Актуальность проблемы исследования и ее недостаточная разработанность явились основанием для выбора темы дипломной работы. Объект исследования - профессиональная ... профессиональной идентичности в отечественных и зарубежных исследованиях позволил выделить следующие противоречия, которые имеют психологическую природу и решение которых возможно с позиций ...
Важное перспективное значение имеет такая коррекция (самокоррекция) педагогического образования, в результате которой студенты педагогических вузов и училищ получали бы необходимую исходную профессиоведческую подготовку и приступали к работе в школе, будучи ориентированными не только в одном-двух учебных предметах, но и в разноликом мире человеческих дел, разнотипных профессий.
Важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов. Это особый и большой вопрос; отметим лишь, что имеется соответствующий положительный педагогический опыт.
Противоречие между потребностью подрастающего человека в деловых советах в связи с обдумыванием его будущего профессионального пути и подчас отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств информации. Это противоречие разрешается на путях разработки теории и методики индивидуальной профконсультации, создания пособий для практических работников, призванных руководить выбором профессии, пособий для самих учащихся и их родителей.
Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в веере жизненных путей, самоопределиться в связи с наступлением определенного (юношеского) возраста — с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают (должны помогать) в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессии, в частности адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся. Проблемы выбора профессии время от времени обсуждаются в печати, по радио, телевидению (некоторая потеря педагогического сознания и такта, постигшая средства массовой информации в последние годы, будем надеяться, есть явление временное).
Противоречие между профессиональными планами оптанта, с одной стороны, и его стойкими личными качествами — с другой; это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15— 18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути.
Трудности здесь могут состоять и в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества. Например, отклонения в состоянии здоровья; недостатки, связанные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, практической умелости, опорно-мышечного аппарата. Трудности могут состоять и в том, что учащиеся могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, оказывающиеся нереалистичными. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к оптантам, опирающегося на успехи психодиагностики, психокоррекции, на методики, техники стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.
Психологические основы учебного и производственного труда. Средства ...
... же они ближе к "жаворонкам". Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов ( ... развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект выражен сильнее на фоне ... важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд. Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. ...
Как уже отчасти отмечалось в другой связи, возможно противоречие между профессиональными планами оптанта и планами, вынашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменяющими их лицами), а также сверстниками. Давление микрогруппы может приводить к выбору профессии «за компанию», по примеру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной команде! Айда все в судостроительный!»
И семья, и контактные группы сверстников, друзей — это плохо управляемые (педагогическими средствами) источники влияния на выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении указанного противоречия могут, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщества, группы детей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной разным категориям родителей.
Неочевидным, но существенным является противоречие между высоким теоретическим и, если угодно, общенравственным уровнем отечественной педагогики и психологии в целом и своеобразной «заброшенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности.
Эти последние стороны дела недостаточно органично «прописаны» в контексте общих руководств, учебников, пособий в названных областях знания. Обсуждаемое противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального крупного научного учреждения, озабоченного вопросами профессиоведения в целях информационного обеспечения профессионального самоопределения подрастающего человека. Есть небольшие группы психологов-профессиоведов, например, в НИИ профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге, на факультете психологии Московского университета им. М.В.Ломоносова. В Академии государственной службы при Президенте РФ есть кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Профессиоведческая работа здесь ориентирована в основном на цели повышения профессионализма взрослых (работников государственных служб).
Если эта сторона дела вам интересна, можете обратиться к учебнику акмеологии, указанному в списке литературы в конце данной главы.
Противоречие между высокими запросами молодежи, воспитанной в школе, к уровню культуры труда на производстве, с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях — с другой. Имеются в виду запросы молодежи к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организации, к стилю и тону человеческих взаимоотношений, образу жизни и перспективам профессионального роста, развития тех или иных категорий работников, к гигиеническим условиям.
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... других 6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной ...
Иногда (впрочем, не часто) реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистичных (а фактически заниженных) притязаний в данной области, но и в первую очередь об улучшении самого производства.
Педагогика не должна превращаться в систему ухищрений, направленных на то, чтобы закрепить, удержать молодежь в плохих условиях профессионального обучения и труда. Пусть тот, кто плохо организует производство, остается без притока свежих трудовых ресурсов. Но эту простую истину организаторы производства воспринимают плохо.
Противоречие между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сложившимися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутрисубъектном» противоречии, охарактеризованном несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет (не может быть) изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности.
Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реальных человеческих возможностей. Но все же люди не подходят к профессиям изначально, как ключи к замкам, — стоит-де поискать в куче замков и ключей «подходящую парочку».
Это противоречие может разрешаться на нескольких путях. Понятно, что по причинам морального, юридического, психолого-педагогического характера указанные выше противоречия нельзя устранять административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и науки, некоторые — областью преимущественной компетенции организаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами.
Для преодоления некоторых из названных противоречий достаточно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организованный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов общественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассматриваемой предметной области. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или рекламную информацию о профессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимуме потерь нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руководство выбором профессии, проектированием будущего профессионального жизненного пути в отношении каждого подрастающего члена общества — каждого персонально! Судьбы того стоят.
Личность и деятельность музыканта
... в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и ... процесс формирование навыка. Рассмотреть значение в музыкальной деятельности согласованности действий. 1. Особенности личности музыканта Изучая особенности личности мастеров искусства будь то музыкант, актер, ...
Любой учитель средних и старших классов школы логикой своего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?».
Для того чтобы педагог мог помочь здесь ученику, он должен хотя бы обзорно представлять себе фактически складывающуюся (хотя юридически и не фиксированную) межведомственную систему работы по обеспечению профессионального самоопределения молодежи. К числу названных внутренних регуляторов поведения и деятельности (активности) подрастающего субъекта труда относятся знания о мире профессий (они составляют звено миропонимания и мироотношения, и их надо формировать, а не ждать, когда они, авось, «сами» и «свободно» возникнут).
К этому блоку относятся эмоциональные отношения к разным сторонам мира труда, к людям труда. Важными внутренними регуляторами активности являются «образ Я», самооценки личных качеств. Подобное же нужно сказать об интересах, склонностях, идеалах, способностях, помыслах, намерениях, познавательных и исполнительных умениях.
Внутренние регуляторы деятельности и поведения подрастающего человека формируются под влиянием условий предметной и социальной среды (важнейшие из них — экономические, гигиенические, информационные, социально-контактные.
Прежде чем оказывать учащемуся помощь в самоопределении, оказывать на него какое-то полезное, как кажется педагогу, влияние, надо разобраться в данной индивидуальной ситуации развития. Старая истина: «Не зная броду, не суйся в воду». Нет ничего легче и нет в данном контексте ничего хуже, чем реализовать педагогические воздействия, опираясь лишь на огульное, абстрактное знание об объекте и на общие схемы решения педагогических задач («Знаем мы, как с вами всеми управляться!»).
Понятно, что «поток сведений», о коем идет речь, сам не возникает; его надо создать. Нужно применить методы педагогического, психологического изучения учащихся, и прежде всего методы наблюдения, беседы, анализа истории личности.
Профессиональное самоопределение личности Сущность профессионального самоопределения Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения н.С. Пряжников
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. Остановимся подробнее на его концептуальных подходах. Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации»5.
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
Особенности профессионального самоопределения личности в старшем ...
... успешному профессиональному самоопределению старшеклассников. Объект исследования – субъективные факторы, являющиеся значимыми для профессионального самоопределения. Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения личности в ... вышесказанного, можно определить цель работы: изучить особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте. Из поставленной ...
1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения) .
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.
4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения.
1. Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере).
Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда.
Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте
... личностью критериев: жизненное самоопределение - относительно общечеловеческих критериев смысла жизни; личностное самоопределение - относительно критериев становления личности; социальное самоопределение - относительно критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений к определенному социальному (профессиональному) кругу; профессиональное самоопределение ...
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря).
Трудовой пост характеризуется определенными правами и производственными заданиями, ограниченной производственной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конкретного трудового поста негативно сказывается на качестве и производительности труда и вызывает неудовлетворенность работника.
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие
смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты.
5. Следующий тип — жизненное самоопределение, к которому помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
6. Более сложный тип — личностное самоопределение, рассматриваемое как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке — уникальной и неповторимой личности. Можно сказать, что личностное самоопределение — это нахождение самобытного образа Я, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
7. Наконец, самый сложный тип — самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения).
Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).
Профессиональное самоопределение личности
... или отдельные слои общества объединены единой идеей. самоопределение личность планирование карьера 1. Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития Наиболее известной ... подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. ...
В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней — внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого отношения к ней): 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2) стремление мирно избежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).
Определение специфики возрастного и профессионального развития человека позволяет четко определить содержание профориентационной и профконсуль-тационной работы и, следовательно, эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения.
Как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:
1) профессиональное самоопределение — является более конкретным и его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение — это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям пока не выдают);
2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно негативные условия позволяют личности проявить себя по-настоящему.
Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации. Главный момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения.
Важным принципом данного типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.
Достижение эффективного результата обеспечивается применением различных психотехнологий: тренингов, игр, активизирующих опросников и др.
Конфликты профессионального самоопределения
Самоопределение — это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной общеобразовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? Чтобы определиться в проблемно-ориентацион-ной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.
Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиопальных устремлений, и конечно, внутриличност-ный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.
Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:
1) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентаци-ями и др.;
2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;
3) противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;
4) несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;
5) противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.
Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая — на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления.
Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека.
Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии, предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-воз-можного» и «Я-деформированного»;
2) несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
3) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;
4) противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Анализируя внутриличностные профессионально обусловленные конфликты, можно привести такие примеры: учитель считает себя прирожденным педагогом, наделенным математическими способностями, и преподает математику в старших классах. Ситуация бесконфликтная. Но вот если учительница считает себя музыкантом, но не попала ни в консерваторию, ни в театр, а вынуждена давать уроки пения, а то и просто работать в детском саду, то возникает внутриличност-ный конфликт. Он может приводить к разным последствиям. Продуктивное разрешение конфликта — значительное повышение профессиональной квалификации и последующее увольнение. Деструктивный вариант: учительница мучается сама и мучает других, но иных возможностей заработка нет, о переквалификации речь также не идет — вот и живет человек в состоянии постоянной фрустрации.
В процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т. п. — и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.
Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.
Список рекомендуемой литературы
Авдеев В,В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.
Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учите-ля//Вопр. психологии. 1997. № 4.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.
Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.