Кемеровский государственный университет

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по предмету «Психология и педагогика (Часть I. Психология)»

для студентов специальности 80 801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»;

специальности 71 201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Кемерово 2011

Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии

03.03.2011 г., протокол № 7.

Психология и педагогика (Часть I. Психология): Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие для студентов специальности 80 801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 71 201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» / сост. З.М. Ахметгалеева. — Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. — 26 с.

Оглавление

Введение 4

Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент» 6

Практическое занятие № 2. Тема: «Характер» 12

8 стр., 3832 слов

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплинам специализации «Социальная психология» специальности «Психология»

... работы по дисциплинам специализации «Социальная психология» специальности «Психология» Рекомендовано Советом филиала (протокол ... того, как правило, сайтах информационной системы Интернет можно найти новые, ... Социально-психологическое исследование организационной культуры 14. Социально-психологические факторы ... социально-психологических технологий управления человеческими ресурсами в организации (на примере ...

Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей» 19

Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения» 24

Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта» 31

Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа» 38

Вопросы к экзамену 40

Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика» 43

Введение

Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов любых направлений обучения. Студенты технических специальностей как никто другой нуждаются в психолого-педагогических знаниях как средстве самопознания и построения отношений с окружающими. Знание и четкое представление о социально-психологических явлениях и их закономерностях помогут будущему специалисту скорее адаптироваться в новых для него условиях деятельности, в том числе связанных со взаимодействием с другими людьми. Вот почему психолого-педагогические дисциплины, преподаваемые в рамках государственного стандарта, должны быть максимально насыщенными и интенсивными. Этому может способствовать тщательно спланированная самостоятельная работа как форма подготовки к практически занятиям.

Кроме того, в современном профессиональном образовании наблюдается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям студентов дневной формы обучения и выполнение контрольных работ студентов заочной формы обучения занимает значительное место в учебном процессе любого вуза. Данное учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология: Рабочая тетрадь» предназначено для глубокого изучения студентами специальности 80 801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 71 201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» вопросов, вынесенных на практические занятия по психологии, овладения методами анализа психологических данных, творческого обсуждения психологических феноменов и закономерностей, а также может быть использовано преподавателями психологических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов.

4 стр., 1947 слов

Занятие № 14. Перинатальные поражения нервной системы Вводная часть

... . Отдаленные последствия перинатальных поражений нервной системы. Минимальная мозговая дисфункция. Перинатальные повреждения нервной системы Основные этапы развития нервной системы, критические периоды и пороки ... Экзаменационные вопросы (педиатрический): Перинатальные поражения центральной и периферической нервной системы у новорожденных: факторы риска, классификация, основные синдромы, ...

Рабочая тетрадь предназначена для проведения шести практических занятий, охватывающих некоторые темы дисциплины «Педагогика и психология. Часть 1: Психология», не вошедшие в лекционный курс: темперамент; характер; психология способностей; психология общения; психология конфликта; личность и группа. Рабочая тетрадь включает планы практических занятий, списки рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к экзамену и самые разнообразные задания: подготовка докладов, анализ и интерпретация результатов психологической диагностики, заполнение таблицы, тематика которых учитывает все требования государственного стандарта по этой дисциплине.

Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»

План

  1. Понятие и определение темперамента.
  2. История учений о темпераменте (Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон).
  3. Современные представления о природе темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М.Русалов).
  4. Физиологические основы темперамента.
  5. Темперамент как основа для формирования стиля деятельности.

Литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2003. С. 405−428.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — С. 553−566.
  3. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995 — С. 451 — 489.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. (§§ 4.1., 15.8.).
  5. Русалов В.П. О природе темперамента и его месте в структуре индивидных свойств человека// Вопросы психологии. — 1985.- № 1. — С. 19−32.

Задание для самостоятельной работы

7 стр., 3180 слов

Психология темперамента

... или инертная нервная система. 5. Экстравертированность и интровертированность темперамент активность нервный интровертированность Интроверсия -- экстраверсия -- распространённый в психологии критерий категоризации или ... Контрольная работа №6. Психология темперамента 1. Дайте определения понятий: активность, реактивность, сензитивность Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность. ...

Ответьте на Павловский темпераментальный опросник. Определите, к какому типу темперамента Вы относитесь, используя классификацию темпераментов, данную И. П. Павловым.

Павловский темпераментальный опросник (pts)

Назначение теста: исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.

Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы

Инструкция к тесту:

Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства

Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.

Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.

На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.

1 — Решительно не согласен

2 — Скорее не согласен

3 — Скорее согласен

4 — Полностью согласен

ТЕСТ

1. Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.

2. Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью

3. Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.

4. Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.

5. Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.

6. Внезапная угроза не лишает меня мужества.

7. Я с трудом привыкаю к новой среде.

8. Я не люблю работать под громкую музыку.

9. Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.

10. Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.

11. При чтении я избегаю шума.

12. Я легко привыкаю к новому месту.

13. Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.

14. Я легко перехожу от одной работы к другой.

15. Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.

16. Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.

17. Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя — в принципе — я собирался заняться чем-то совершенно другим.

18. Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.

19. Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.

20. Я неохотно включаюсь в рискованные игры.

21. Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.

22. Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.

23. Мне нелегко дается смена настроений.

24. Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.

25. Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.

26. Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.

27. Шум во время работы выводит меня из себя.

28. Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.

29. Я отношусь к той породе людей, которые без труда меняют свое настроение.

30. Иной раз я лишь с трудом сдерживаюсь, дожидаясь своей очереди выступить.

31. Для перехода от печали к радости мне необходимо много времени.

32. Я бы замучился, если бы мне пришлось одновременно разговаривать по двум телефонам.

33. Когда вокруг меня все время что-то происходит, моя производительность снижается.

34. Мне нравятся ситуации, в которых я могу одновременно заниматься разными вещами.

35. Моя производительность падает, если вокруг много отвлекающих меня от работы факторов.

36. Я с трудом даю своему собеседнику кончить фразу.

37. Если я считаю это необходимым, то легко сдерживаю желание сразу же высказать свое мнение.

38. На заданный мне вопрос я, как правило, отвечаю мгновенно, хотя иной раз разумнее было бы подождать.

39. Я быстро справляюсь с изменениями хода моей работы.

40. Мне все равно, что кому-то мешает мое хобби (увлечение)

41. Я не в состоянии работать, если вокруг меня все время что-то происходит.

42. Я с легкостью приспосабливаюсь к внезапным изменениям моих планов работы (распорядок дня).

43. Меня выводит из себя то, что встреча с моим начальником откладывается.

44. Я быстро привыкаю к новому месту

45. Я не устаю даже от длительной и тяжелой работы

46. Когда это требуется, я без труда сдерживаюсь, прежде чем поделиться с другими переданной мне по секрету информацией

47. Меня не изматывает даже очень напряженная работа.

48. На работе окружающие по одному моему виду, как правило, угадывают, радуюсь ли я, нервничаю или в плохом настроении.

49. Я быстро устаю, когда приходится работать дольше обычного.

50. Я люблю разговаривать одновременно с несколькими людьми.

51. Чувство раздражения не мешает мне реализовать мои планы.

52. Даже читая газету, я не теряю нить разговора.

53. Когда так и хочется сказать что-то злое, я все же могу сдержаться.

54. Даже когда я стараюсь это скрыть, по мне сразу видно, что я разочарован.

55. Мое лицо — «открытая книга», которую каждый может читать.

56. Меня настолько выводят из себя неприятные известия, что я уже не способен сосредоточиться на своих делах.

57. Объясняя что-то, я легко раздражаюсь.

58. Когда следует, я без труда могу сдержаться от проявления своих чувств.

59. Неожиданные перемены в моем распорядке дня выводят меня из себя.

60. Когда я поручаю кому-то работу, то с трудом дожидаюсь момента ее завершения.

61. Волнующие переживания мешают мне осуществить мои намерения.

62. Когда я нервничаю, это сразу видно.

63. Когда представляется возможность бросить взгляд на чужие вещи или записи, я с трудом сдерживаю любопытство.

Ключ к тесту

• Ответы на эти вопросы следует инвертировать (1 = 4; 2 = 3; 3 = 2; 4 = 1): 2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, 40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59.

• Сила процессов возбуждения (SE): 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, 61.

• Сила процессов торможения (SI): 1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 63.

• Подвижность нервной системы (МО): 3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59.

На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (МО) у испытуемого.

Интерпретация результатов

Баллы

21−42

43−63

64−84

Сила процессов возбуждения

Слабые

Средней силы

Сильные

Сила процессов торможения

Слабые

Средней силы

Сильные

Подвижность нервной системы

Инертная

Среднее значение

Подвижная

Значительная разница между силой возбуждения (SE) и силой торможения (SI) свидетельствует о неуравновешенности нервной системы.

Практическое занятие № 2. Тема: «Характер»

План

  1. Понятие и определение характера.
  2. Закономерности формирования характера. Соотношение биологического и социального в формировании характера.
  3. Описание и классификации характера (К. Леонгард и Е.А. Личко, Э. Фромм, К. Юнг, Р. Кеттелл).
  4. Понятие и определение акцентуаций характера.
  5. Профессионально важные черты характера у представителей Вашей профессии.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. — М.: Че Ро, 2000. — С. 244−267, 267−292.
  2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983. — С. 39−94.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — С. 567−581.
  4. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 135−196, 268, 294−353, 494−696.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 3-е изд., перераб. и доп. — Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 311−378.

Задание для самостоятельной работы

Ответьте на Характерологический опросник К. Леонгарда. Составьте психологическую характеристику по результатам диагностики используя методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика».

Характерологический опросник (опросник к. Леонгарда)

Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.

Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак „+“ (да), если нет — знак „-“ (нет).

Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

ТЕСТ

1. У Вас чаще -веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный

срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?

36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Ключ

1. Гипертимые: хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77; -: нет;

2. Возбудимые: х2 +: 2,15,24,34,37,56,68,78,81; -: 12,46, 59;

3. Эмотивные: х3 +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; -: 25;

4. Педантичные: х2 +:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83; - :36;

5. Тревожные: х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; -: 5;

6. Циклотимные: х3 +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; -: нет;

7. Демонстративные: х2 +: 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88; -: 51;

8. Неуравновешенные: х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86; -: нет;

9. Дистимные: х3 +: 9, 21, 43, 75, 87; -: 31, 53, 65;

10. Экзальтированные: х6 +: 10, 32, 54, 76; -: нет.

Интерпретация результатов:

0−11 — акцентуация характера отсутствует;

12−17 — скрытая акцентуация характера;

18−24 — явная акцентуация характера.

Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей»

План

  1. Понятие и определение способностей.
  2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
  3. Соотношение понятий способности, знания, умения, навыки.
  4. Классификация способностей.
  5. Интеллект и творческие способности.
  6. Развитие способностей.

Литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2003. — С. 428−438.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — С. 535−552.
  3. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995 — С. 468 — 489.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С. 434−455.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 535−550.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — изд. 3-е, перераб. и доп. — Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 283−287.
  7. Теплов Б.В. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: МГУ, 1982.- 320 с., С. 129 — 140.

Темы для докладов:

  1. Талант и гениальность.
  2. Вундеркинды — особенные дети.
  3. Теории интеллекта.
  4. Влияние средовых и генетических факторов на развитие интеллекта.
  5. Психологические характеристики творческой личности.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1.

Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

1. Б. М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие „способность“ не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

2. Н. В. Кузьмина: «Способности — индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».

3. Л. А. Венгер: «Способности — ориентировочные действия».

4. А. Н. Леонтьев: «Природные способности — это не задатки, а то, что формируется на их основе».

5. С. Л. Рубинштейн: «Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».

6. В. Д. Шадриков: «Способности — свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».

7. Н. С. Лейтес: «Способности — особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

8. Ю. Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

Задание № 2.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Способности — это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают … ее выполнения.

2. Способности формируются и проявляются только в …, причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

3. … могут в большей или меньшей мере способствовать развитию … так же, как суглинок или чернозем в разной степени благоприятны для развития растений. Но что именно вырастет из семени — яблоня или слива — зависит не от почвы, а от того, какое … было брошено.

4. О способностях говорят как об … особенностях, т. е. выделяют такие способности, которые имеют … природу и … варьируют.

5. Устанавливая связь способностей с … выполнением …, мы ограничиваем круг … особенностей теми, которые обеспечивают эффективный результат…

6. Способности — это … особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами … и их … осуществлению.

7. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности … и … в процессе …; в неразвитой форме они существуют как … и служат … ее освоения.

8. Известно мнение Б. М. Теплова, что способности не существуют до…

Задание № 3.

Продолжите следующие высказывания.

1. Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией…

2. Чтобы способности реализовались, необходимо…

3. Нельзя говорить о наличии способностей к рисунку, если человека…

4. «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…

5. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются…

6. Способность — это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе…

7. Задатки многозначны: один и тот же задаток может…

Задание № 4.

Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1. Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений. (Амьелъ)

2. Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. (Бюффон)

3. Гений — это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. (Жубер)

4. Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)

5. Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. (Эмерсон)

6. Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли. (Досси)

7. Талант — дар, над которым властвует человек; гений — дар, властвующий над самим человеком. (Лоуэлл)

8. Талант работает, гений творит. (Шуман)

9. Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений. (Дидро)

10. Гений — это неспособность ничего не делать. (Дюбо)

11. Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. (В. Либкнехт)

12. Без страсти нет гениальности. (Моммзен)

13. Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности. (Гегель)

14. Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им. (Флобер)

Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения»

План

  1. Понятие и определение общения.
  2. Функции и структура общения.
  3. Общение как обмен информацией.
  4. Общение как межличностное взаимодействие.
  5. Межличностное восприятие и понимание.

Литература:

  1. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. — М.: «Проспект», — 2011. — С. 421−438.
  2. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995 — С. 280−309.
  3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С. 269−276.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. = изд. 3-е, перераб. и доп. — Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 412−462.

Темы для докладов:

  1. Язык жестов как средство невербальной коммуникации.
  2. Коммуникативные барьеры.
  3. Способы оказания психологического влияния в процессе общения.
  4. Виды и техники слушания.
  5. Трансактный анализ общения.

Задание для самостоятельной работы

Определите общий уровень эмпатии и отдельных ее компонентов с помощью методики В.В. Бойко «Ваши эмпатические способности».

Методика «ваши эмпатические способности»

Методика «Ваши эмпатические способности» диагностирует общий уровень эмпатии и развитие различных компонентов данного феномена: рационального, эмоционального, интуитивного каналов; установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности и идентификации в эмпатии.

В.В.Бойко определяет эмпатию как «форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая является утонченным средством „вхождения“ в психоэнергетическое пространство другого человека».

Опросник состоит из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.

Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся Ваших эмпатических способностей. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет — знак «-» (нет).

Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

ТЕСТ

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Бели я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Ключ

Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале. Затем определяется суммарная оценка:

• Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31;

• Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;

• Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

• Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

• Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

• Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов теста

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной змпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным данным В.В.Бойко, можно считать:

• 30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии;

• 29−22 — средний;

• 21−15 — заниженный;

• менее 14 баллов — очень низкий.

Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта»

План

  1. Понятие и определение конфликта.
  2. Типология конфликтов.
  3. Структура конфликта.
  4. Причины конфликтов.
  5. Основные периоды и этапы в развитии конфликтов.
  6. Функции конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. — М.: Юнити, 2001 г. — 552 стр. (Глава 16, 17, 18, 19).
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. — М.: Пресс, 2001. — С 10−65.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. -2‑е изд. — СПб.: Питер, 2008 г. — С. 27−29, 41−57, 149−158, 391−439.
  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд. доп. и пер. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с. (Темы 2, 4, 5, 6, 9).
  5. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. — М.: «Проспект», — 2011. — С. 458−465.

Задание для самостоятельной работы

Ответьте на Тест Томаса «Типы поведения в конфликте». Определите, к какой из стратегий поведения Вы прибегаете чаще всего при конфликтных ситуациях. Подробно охарактеризуйте эту стратегию, указав ее преимущества и недостатки.

Тест томаса «типы поведения в конфликте»

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой — поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе — поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В, Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Ключ

1. Соперничество: ЗА, 6 В, 8А, 9 В, 10А, 13 В, 14 В, 16 В, 17А, 22 В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2 В, 5А, 8 В, ПА, 14А, 19А, 20А, 21 В, 23 В, 26 В, 28 В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7 В, 10 В, 12 В, 13А, 18 В, 22А, 23А, 24 В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5 В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15 В, 17 В, 19 В, 20 В, 27А, 29 В.

5. Приспособление: 1 В, ЗВ, 4 В, 11 В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25 В, 27 В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ, А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа»

План

  1. Личность в группе. Социальные роли личности.
  2. Понятие о малых и больших группах.
  3. Размеры групп и их структура.
  4. Нормативное влияние в малой группе. Конформизм и групповое давление.
  5. Развитие малой группы.
  6. Психология больших социальных групп и массовых явлений.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник / 5-ое изд. испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010. — С 137−249. (Раздел III. Социальная психология групп).
  2. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // СоцИс: Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 103—113.
  3. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. — М.: «Проспект», — 2011. — С. 381−420.
  4. Психология масс: Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ, 2010. — 592 с.
  5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С 277−297.
  6. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995 — С. 310−336.

Задание для самостоятельной работы

Задание № 1.

Используя социометрию — методику изучения внутригрупповых связей (автор Якоб Морено) изучите структуру своей группы.

Задание № 2.

Заполните таблицу:

Типы стихийных групп

Краткая характеристика

Последствия для личности

(от участия в группе)

Темы для докладов:

  1. Психология лидерства.
  2. Конформизм и нонконформизм.
  3. Коллектив как высшая форма развития группы.
  4. Социально-психологический климат в группе.
  5. Массовидные явления: паника, слухи.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология»

  1. Предмет, объект психологии, ее задачи.
  2. Основные отрасли психологии.
  3. Взаимосвязь психологии и современных наук.
  4. История развития психологии как науки.
  5. Методы психологического исследования.
  6. Понятие о психике.
  7. Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания.
  8. Неосознаваемые психические процессы.
  9. Культурно-историческая концепция развития психики человека.
  10. Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта в концепции Б.Г. Ананьева.
  11. Психика как система. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин).
  12. Понятие о высших психических функциях.
  13. Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.
  14. Свойства ощущений. Измерение и изменение ощущений.
  15. Анализатор. Строение анализатора.
  16. Понятие восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия.
  17. Основные виды и свойства восприятия.
  18. Внимание как психический феномен. Виды и свойства внимания.
  19. Физиологические механизмы внимания.
  20. Понятие о памяти. Основные процессы и механизмы памяти.
  21. Основные виды памяти. Классификации видов памяти.
  22. Понятие и виды воображения. Механизмы воображения.
  23. Понятие мышления. Виды мышления.
  24. Операции и элементы мышления.
  25. Развитие мышления в течение жизни.
  26. Творческое мышление. Его характеристики.
  27. Понятие о речи. Речь и язык.
  28. Развитие речи в фило- и онтогенезе.
  29. Функции и виды речи.
  30. Речь как инструмент мышления. Соотношение речи и мышления.
  31. Стадии формирования умственных операций по П.Я. Гальперину.
  32. Понятие об эмоциях. Виды эмоций.
  33. Психологические теории эмоций.
  34. Взаимосвязь эмоционального напряжения и эффективности деятельности.
  35. Психические состояния. Общая характеристика.
  36. Понятие об адаптации.
  37. Стресс как психическое состояние и как процесс.
  38. Общее понятие о личности. Представления о личности в отечественной психологии.
  39. Исследования личности. Теория черт и теория типов.
  40. Понятие о темпераменте. Типы темпераментов.
  41. Физиологические основы темперамента.
  42. Характер. Взаимосвязь характера и темперамента. Формирование характера.
  43. Понятие об акцентуации характера.
  44. Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
  45. Классификации и виды способностей.
  46. Понятие об интеллекте. Теории интеллекта.
  47. Понятие об общении. Функции и структура общения.
  48. Коммуникативный компонент общения.
  49. Интерактивный компонент общения.
  50. Перцептивный компонент общения.
  51. Вербальные и невербальные средства общения.
  52. Психология малой группы. Понятие о малой группе. Классификации малых групп.
  53. Численность и структура малой группы.
  54. Коллектив как высшая форма развития группы.
  55. Психология больших социальных групп и массовых явлений.
  56. Лидерство.
  57. Понятие о конфликте. Стадии, структура, стратегии поведения.
  58. Нормативная регуляция поведения в группе. Конформизм и нонконформизм.
  59. Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.
  60. Понятие мотива и мотивации.

Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика»

  1. Оформляется титульный лист. На титульном листе указывается название работы.

Самостоятельная работа по психологии

«Психологическая характеристика»

  1. Далее, в самой работе приводится ее заголовок, в котором указываются фамилия и имя человека (в родительном падеже), на которого составляется характеристика;
  2. Пишется цель диагностики, применявшаяся психодиагностическая методика;

Психологическая характеристика Ивановой Марии.

С целью изучения акцентуаций характера проводилась психологическая диагностика с применением методики Леонгарда-Шмишека.

  1. Приводятся результаты диагностики по каждой шкале опросника в баллах, с указанием названия шкалы опросника, соответствующего ей балла и степени выраженности признака (явная, скрытая, не выраженная акцентуация);

По результатам диагностики выявлено:

1. Гипертимный — 13 (скрытая);

2. Возбудимый — 15 (скрытая);

3. Эмотивный — 22 (выраженная);

И так далее…

  1. Из приведенных ранее данных выбираются наиболее важные для характеристики обследуемого. Перечисляются акцентуации характера в порядке убывания набранного балла. Сначала перечисляются выраженные, затем скрытые акцентуации характера;

Таким образом, ведущими акцентуациями в характере Ивановой Марии являются:

1. Педантичный — 24;

2. Эмотивный — 22.

Скрытые акцентуации:

1. Возбудимый — 15;

2. Гипертимный — 13;

И так далее…

  1. Раскрываются описания наиболее выраженных акцентуаций характера обследуемого. Из справочной и учебной психолого-педагогической литературы выбираются только наиболее подходящие личности обследуемого характеристики. После описания каждой акцентуации приводятся примеры из жизни.

Раскрываются все ведущие акцентуации, если их не обнаружено или обнаружено мало, допустимы характеристики трех - четырех скрытых акцентуаций.

1. Педантичный.

Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной…

И так далее…

Пример из жизни: в моем доме, комнате, где я живу, всегда порядок, у меня все всегда стоит на своих местах, аккуратно.

И так далее…

  1. Из описаний всех раскрытых акцентуаций выбираются наиболее привлекательные черты, характеризующие обследуемого с лучшей стороны.

Сильные стороны:

Педантичный: Добросовестность, надежность в делах. Помогает уходить от конфликтов.

Эмотивный: гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, такие люди радуются чужим успехам.

и так далее…

  1. Из описаний всех раскрытых акцентуаций выбираются негативные черты, характеризующие обследуемого со слабой стороны.

Слабые стороны:

Педантичный: изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность.

Эмотивный: тревожность, болтливость, боязливость, остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон.

И так далее…

  1. Исходя из приведенной характеристики обследуемого, делаются рекомендации.

Рекомендации:

Так как мне присущи педантичный и эмотивный типы акцентуаций характера, то мне следует выбирать такую работу, где маловероятны конфликты, ситуации, где я не стала бы мишенью скандалов. Например, более приемлемы такие профессии как воспитатель в детском саду или библиотекарь.

И так далее…

  1. Список используемой литературы.

В соответствии с правилами библиографического описания.

Рекомендуемая литература:

  1. Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека [Электронный ресурс] // - Режим доступа: Дата доступа: 08.05.2011.
  2. Опросник Шмишека [Электронный ресурс] // Psylab.info - Энциклопедия психодиагностики: [web-сайт]. - Режим доступа : Дата доступа: 23.03.2011.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002. — C. 570−576.

  4. Леонгард К. Акцентуированные личности [Электронный ресурс] // Библиотека психологической литературы: [web-сайт]. - Режим доступа : — Дата доступа: 08.05.2011.

11

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector