Методы психологического исследования и их типология

Журавлев Д. В. Методы психологического исследования

Автор: Д. В. Журавлев

Дмитрий Викторович Журавлев

Методы психологического исследования и их типология

1. Основные исследовательские методы

1.1. Наблюдение

1.2. Эксперимент

2. Вспомогательные исследовательские методы

2.1. Анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека

2.2. Биографический и близнецовый метод

2.3. Социометрический метод

2.4. Анкетирование

2.5. Интервьюирование

2.6. Беседа

2.7. Тестирование (метод тестов)

2.8. Метод экспертных оценок

Ключевые понятия: наблюдение, эксперимент, анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, биографический, социометрический методы.

1. Основные исследовательские методы

Основными исследовательскими методами являются наблю­дение и эксперимент. Они применяются во многих науках, по­этому относятся к общенаучным методам исследования. Это одни из основных методов естественных наук, используемые при изучении многообразных явлений природы.

1.1. Наблюдение

Наблюдение — описательный (неэкспериментальный) иссле­довательский метод состоящий в целенаправленном, организо­ванном восприятии и регистрации поведения объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюде­нием, является старейшим исследовательским методом.

Применяется наблюдение для сбора информации, эмпири­ческого изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предваритель­но, качественные и целостные характеристики изучаемых про­цессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд суще­ственных черт, которые отличают его от обыденного восприя­тия человеком происходящих событий. Основные из них:

*

Целенаправленность наблюдения. Заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбран­ные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе.

5 стр., 2148 слов

Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент

... эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, ... к примеру, в виде определённого поведения. При изучении психических процессов считается ... 3. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВАЛИДНОСТЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ. Общая задача психологических экспериментов ...

Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются.

*

Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

*

Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации научного Наблюдения.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов: .

*

выбор предмета наблюдения (поведение), объекта (группа или индивид), ситуации;

*

постановка целей и задач;

*

выбор способа наблюдения и регистрации данных, метода обработки результатов;

*

составление плана наблюдения (ситуация — объект — время);

*

подготовка необходимых документов и оборудования;

*

сбор данных;

*обработка и интерпретация полученной информации, оформление и анализ результатов, теоретических и практических выводов.

Предметом наблюдения могут являться различные особен­ности вербального и невербального поведения.

Речевые акты (содержание, последовательность, частота, продолжительность, интенсивность и т. д.)

Выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела и др.

Движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движений и пр.)

Физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и т. д.).

Существует много видов наблюдений, подразделяемых по различным признакам. Например, признаку: «временная организация» может соответствовать непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) наблюдение.

Объем наблюдения может быть широким («сплошным»), когда фиксируются все особен­ности поведения, доступные для максимально подробно­го наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Узкоспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдельных сторон явления (определенные параметры поведения, типы поведенческих актов) или отдельных объектов.

Способами получе­ния сведений могут быть 1) непосредственное (прямое) наблюдение, когда наблюдатель регистрирует непосредственно наблюдаемые факты; 2) косвенное (опосредованное), когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи на­блюдателя и наблюдаемого виды наблюдения разделяются на невключвнное и включенное. В невключенном наблюде­нии позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При включенном наблюдении задается степень осведомленности

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... процессы, известные только самому человеку. Под внешне проявляемым  поведением понимаем действия, речь, физиологические  реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки восприятия, эмоциональные и ...

наблюдаемых: а) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; б) наблюдаемые не знают об этом. Важно отметить, что включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы.

Условия прове­дения наблюдения могут быть полевыми (в естественных условиях) и лабо­раторными (с применением специального оборудования).

По признаку плановости наблюдений различаются 1) неформализованные (свободные), не имеющие заранее ус­тановленных рамок, программы и процедуры его прове­дения. Оно может менять предмет, объект и характер наблюдения в зависимости от желания наблюдателя. 2) Формализованное (стандартизированное) наблюдение ведется по предварительно продуманной программе и строго сле­дует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения.

По признаку частоты приме­нения метода наблюдений они бывают: постоянными, повторными, однократными, многократ­ными.

Наконец, способ получе­ния информации определяет собой прямое (непосредственное, когда сам исследователь проводит наблюдение) и косвенное (опосредованное, через описание явлений другими людьми, наблюдавшими их).

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны. То, что наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционирова­нии, в его живых, многогранных связях и проявлениях несом­ненно является его достоинством. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуаций; делать точные замеры. Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий исследователем.

Искажение восприятия событий тем больше, чем Сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Ой устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные измене­ния, делает ошибки при записях. А. А. Ершов выделяет следую­щие типичные ошибки наблюдения:

*

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

*

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положи­тельную оценку происходящему.

*

Ошибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

*Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (ин­теллект оценивается по беглости речи).

*

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

*

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об ин­дивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с дан­ными, полученными другими методами, дополнять и углуб­лять их.

1.2. Эксперимент

Эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Как и наблюдение, эксперимент считается основным ис­следовательским методом. Но если при наблюдении исследова­тель пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые усло­вия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого, т. е. человека, с которым проводится опыт (испытание).

8 стр., 3863 слов

Реализация проектно — исследовательской деятельности в ...

... и анализ результатов педагогического эксперимента ……… ……………………………………………………………51 2.3. Рекомендации по организации проектной деятельности старших дошкольников в области ... детей. Правильно посроенная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и ... и могут быть решены лишь только при условии формирования экологического мировоззрения у каждого человека, ...

Создавая необходимые условия, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Повторяя исследование при одинаковых усло­виях с разными испытуемыми, экспериментатор может устано­вить индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Экспериментатор по своему усмотрению меняет условия проведения опыта, активно вмешивается в ситуацию, плано­мерно манипулирует одной или несколькими переменными (фак­торами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Таким образом, проведение эксперимента состоит в изучении влияния изменяемых независимых перемен­ных на одну или несколько зависимых переменных.

Создавая определенные условия, исследователь получает возможность учитывать влияние этих условий на изучаемые явления, изменять одни условия и сохранять неизменными дру­гие и тем самым раскрывать причины определенных явлений, повторять опыт и, таким образом, накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или слу­чайности изучаемых явлений.

Это особенно важное преимущество эксперимента перед наблюдением, так как оно дает возможность находить, напри­мер, наиболее эффективные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Меняя условия заучивания того или иного учебного материала (по математике, русскому языку и т. п.), можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, точным, длительным и прочным. В процессе эксперимента с помощью специальных приборов и аппаратов можно очень точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций, скорость формирова­ния учебных, трудовых навыков.

Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что экспе­римент — это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав воз­можным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскры­вая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функ­ционирования изучаемого явления.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и есте­ственный. Лабораторный эксперимент — это изучение какой-либо реальной деятельности с большой точностью регистрации и заме­ров в искусственных, лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда необходимо полу­чить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изу­чении чувствительности органов чувств, при изучении памяти, мышления, речи и других психических процессов.

Этот вид эксперимента имеет большое значение при иссле­довании физиологических механизмов тех или иных проявле­ний человека. Успешно применяется лабораторный эксперимент и для изучения отдельных познавательных процессов (ощуще­ния, восприятия, памяти).

17 стр., 8117 слов

Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях

... более определенной зависимостью от внешних объектов, с которыми связана наша психическая деятельность, - с ощущениями, восприятиями, представлениями, понятиями и их сочетанием, ... экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел ...

Все более широко используется лабораторный эксперимент при изучении целостной деятельности человека. Так, например, в специально созданных условиях исследуют различные компоненты (моторные, сенсорные, пер­цептивные, мнемонические, интеллектуальные, волевые, харак­терологические) психической деятельности человека в процессе его взаимодействия с техникой.

Для лабораторного эксперимента характерным является не только то, что он проводится в лабораторных условиях с помо­щью специальной аппаратуры и действия испытуемого опреде­ляются инструкцией, но и то, что испытуемый знает об экспериментировании над ним.

Лабораторный эксперимент можно повторять многократ­но (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необхо­димо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и зако­номерности.

Лабораторный эксперимент обеспечивает глубокое и всесто­роннее изучение психической деятельности людей. Успехи со­временной научной психологии были бы невозможны без применения этого метода. Однако наряду с достоинствами лабо­раторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наи­более существенный недостаток этого метода — его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушениям естественного хода психических про­цессов, а следовательно, к неправильному выводу. Вот почему лабораторное исследование психической деятельности должно быть тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами исследования.

Естественный эксперимент — особый вид психологическо­го эксперимента, разработанный известным психологом А. Ф. Лазурским для педагогических исследований, в отличие от ла­бораторного, проводится в обычной для испытуемого обстанов­ке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В ходе естественного эксперимента сохраняется естественное содержа­ние деятельности человека (игра, учение, труд).

Этот вид эксперимента впервые был разработан в 1910 г. для изучения личности школьника. При проведении естествен­ного эксперимента предварительно изучается определенная де­ятельность ребенка и выясняется, какие психические особенности наиболее четко в ней проявляются. После этого данная деятельность организуется в соответствии с задачами эксперимента и в процессе ее проводится необходимое психоло­гическое изучение школьника.

Естественный эксперимент нашел и находит широкое при­менение в возрастной и педагогической психологии, в педагоги­ке и методике обучения отдельным предметам. При помощи близких к естественным, обычным условиям поведения и дея­тельности произвольно вызывают и изучают те или иные пси­хические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (интересы, характер, темперамент).

Такой обстановкой, преднамеренно созданной для изучения психической деятельности испытуемых, могут быть специально организованные уроки в школе, игры и т. п. Есте­ственный эксперимент можно проводить и в специально обору­дованном классе. Можно записывать ход урока с помощью системы магнитофонов, которые иногда могут быть замаскиро­ваны и вовсе не видны учащимся. Возможна видеосъемка уча­щихся во время урока с помощью специально установленных, но не видимых видеокамер.

10 стр., 4837 слов

Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая ...

... – приспособление к определенным условиям (бывает школьная или социальная) 4. Реабилитация – процесс включения ребенка в нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.     Тема2: Коррекционно-педагогическая ...

Преимущество естественного эксперимента заключается в том, что он сочетает положительные качества методов наблюдения и эксперимента: естественность первого и активность второго.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий экс­перимент — это эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Формирующий (обучающий) — это эксперимент, при кото­ром изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов ста­новления психического свойства способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся. Создателем целостного учения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В. В. Давыдов.

Часто синонимом формирующего эксперимента в психолого-педагогической литературе выступает психолого-педагогический эксперимент. Психолого-педагогический эксперимент — это экспериментальное исследование, использующее методы психологии в педагогических целях. Он основан на подходе к разви­тию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Суть психолого-педагогического эксперимента заключает­ся в том, что вначале изучают особенности психической дея­тельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенден­ций развития).

Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и про­двинуть их на более высокую ступень.

Психолого-педагогический эксперимент не просто устанав­ливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, кото­рые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение школьников совершается в процессе обучения, про­слеживается влияние обучения и воспитания на развитие пси­хической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает со­единение исследований психологических с педагогическим по­иском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Приведем пример такого рода эксперимента. При изуче­нии особенностей памяти младших школьников было уста­новлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов ос­мысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая де­тей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоми­нать не механически, а осмысленно.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

... оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, которые достигнуты ... что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения ... которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и ...

Для исследования процессов обучения и воспитания В педа­гогике используется комплексный педагогический эксперимент, который может быть зондирующим или проверочным (проверка предположений, частных гипотез, для чего необходимо получе­ние или уточнение отдельных фактов), а также созидательным или преобразующим, связанным с проверкой общих гипотез, раз­работанных моделей и структур, комплексных нововведений.

Если ставить цель познания явления как такового, вне его сравнения с другими явлениями, то организуется абсолютный комплексный педагогический эксперимент. Если эксперимент нацелен на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности, то он будет носить сравнитель­ный характер и поэтому именуется сравнительным эксперимен­том. В свою очередь, сравнительный эксперимент может быть организован так, что экспериментальная группа (эксперимен­тальный объект) сравнивается с контрольной, которой экспери­ментальные изменения не коснулись; можно сравнительный эксперимент организовать как вариативный, когда контрольно­го объекта нет, а сравниваются несколько экспериментальных вариантов между собой, чтобы отобрать наилучший. Возможен и смешанный вариант, в котором создаются несколько экспери­ментальных групп и одна или несколько контрольных.

Наряду с основным педагогическим экспериментом, целе­сообразно вести дублирующий, в котором идеи и гипотезы про­веряются на ином материале, в несколько иных условиях. После этого проводится сравнительный анализ материалов основного и дублирующего эксперимента.

В заключение необходимо подчеркнуть, что эксперимент в педагогике не может претендовать на такую точность результа­тов, как в физике, технике или даже биологии. Эксперимент -лишь один из методов психолого-педагогического исследования, его нельзя абсолютизировать.

2. Вспомогательные исследовательские методы

Кроме методов наблюдения и эксперимента, являющихся общенаучными, используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики ( конкретно-научные ), и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений.

2.1. Анализ литературы, документов и продуктов деятель­ности человека

Одним из методов получения первичной информации на ран­них стадиях психолого-педагогического исследования для предварительного знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов деятельности чело­века.

Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.

Источником фактического материала для исследований слу­жат документы. Различают текстовые /компьютерные, печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео-, фотодокументы и т. д.), фонетические документы (магнитофонные записи, компакт-диски).

Для психолого-педагогических исследований источником информации служит текущая документация школ и других уч­реждений образования, контрольные и проверочные работы учащихся, сочинения, рисунки и поделки детей, протоколы педа­гогических советов и т. д.

20 стр., 9677 слов

Методы психологического исследования. Основными методами психологического ...

... – основные объективные методы изучения психологических особенностей личности в онтогенезе. Дополнительными (вспомогательными) методами являются изучение продуктов деятельности, методы опроса, тестирование и ... вопросами. Анкетирование – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, ...

Различают традиционные и формализованные методы изу­чения документов. Традиционные методы основаны на понима­нии документа, соответствии языка документа семиотическому уровню исследователя, его общей интуиции и культуре, прак­тической ориентации.

Формализованные методы главным образом связаны с раз­работкой особого приема, называемого контент-анализом, ко­торый позволяет получить более объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. Изучаются психоло­гические характеристики учащихся, состояние школьного и вузовского образования, качество и эффективность обучения.

В последние годы все более доступным источником для сбо­ра педагогической литературы и документов становится Интер­нет. Имеется целая сеть баз данных и серверов, на которых находится обширная информация по различным вопросам обра­зования. Среди них банк данных крупнейшего в России инфор­мационно-аналитического центра в области социальных и гуманитарных наук.

Анализ продуктов деятельности — вспомогательный ме­тод психолого-педагогического исследования, позволяющий судить о психических процессах, уровне развития личности, способностях детей по продуктам их труда — рисункам, сочи­нениям и т. п.

Особенность метода анализа продуктов деятельности состо­ит в том, что исследователь не вступает в контакт с самим чело­веком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, сформированности навыков, уровня развития творческих возможностей. При этом очень важно изучать не только продукты деятельности, но и сам процесс их изготовления, так как в процессе деятельности психические особенности человека проявляются более ярко.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о дос­тигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач, о добросовестности и упорстве в достиже­нии цели, о степени инициативы и творчества, о сдвигах в раз­витии личности.

Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

Дополнительным методом для получения информации о развитии ребенка и взрослого, процессе формирования личнос­ти, ответов на вопросы, касающиеся индивидуальной неповто­римости каждого человека, вариантов нормы и различных отклонений от нее может быть биографический и как его вари­ант автобиографический метод.

2.2. Биографический и близнецовый метод Биографический метод — вспомогательный метод в психо­логии, реконструирующий жизненный мир отдельного индиви­да на основе личных документов. Биографический метод позволяет судить о ранних впечатлениях и первых проявлени­ях характера у детей, интерпретировать; и оценить взрослыми людьми собственный опыт и условия, в которых они воспиты­вались, взаимосвязь первых впечатлений жизни детей с последующими событиями.

5 стр., 2083 слов

Вопросы и тесты Поведение потребителей

Кросс - культурные и глобальные маркетинговые стратегии Мотивация потребителя. Классификация культурных ценностей потребителя Основные мотивационные теории. "Социальная стратификация общества" и концепция социального класса. "Референтная группа" и ее значение для потребительского поведения Характеристика эмоциональной сферы поведения потребителя. "Малая группа" и классификация групповой ...

Изучение автобиографии позволяет лучше понять пути фор­мирования личности, выявить различные стороны сложной при­роды человека, определить факторы* оказавшие влияние на выбор профессии индивида, принятие;жизненно важных рещений.

Близнецовый метод предложен Ф. Гальтоном в 1875 г., пред­полагает сравнительный анализ однояйцевых и двуяйцевых близнецовых пар для выявления относительной роли генотипа и среды в детерминации изучаемого признака.

При условии, что члены близнецовых пар любою типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака.

Предложены различные модификации близнецового метода. В современной науке используются методы разлученных монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Описано ряд пар монозиготных близнецов, в силу различ­ных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Ана­лиз их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должен однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако ана­лиз семей разлученных близнецов, поведение которых было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Таким образом, сходство психологических признаков могло иметь и негенетическое происхождение.

Журавлев — Стр 2

Метод контрольного близнеца (или контроля по партнер­ству) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внеш­нему воздействию (например, обучению), результаты которых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.

При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влия­ний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необхо­димость специального анализа тех переменных близнецовой среды, которые являются значимыми для формирования иссле­дуемого признака.

Различие применяемых методик, несходство используемо­го материала, разная степень достоверности полученных дан­ных часто приводят к тому, что результаты многих исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека.

Помимо решения психогенетических задач применение раз­личных вариантов близнецового метода позволяет раскрыть пси­хологическое содержание понятия «среда» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии лич­ности, психодиагностике, социальной психологии и др.

Близнецовый метод может быть использован и для реше­ния дидактических вопросов. Так, отечественный педагог В. Е. Гмурман для сравнения эффективности различных методик обу­чения отобрал несколько пар близнецов в возрасте от 5, 4 до 6 лет. Один близнец, член пары, обучался с помощью звукового метода, другой, его партнер, — с помощью метода целых слов. Удалось сравнить и определить относительную эффективность . методик обучения грамоте в чистом виде, исключив влияние наследственных и средовых факторов.

2.3. Социометрический метод

Социометрия (от лат. «общество» и греч «измеряю») — это метод психологического исследования межличностных отноше­ний в группе, коллективе с целью определения структуры взаи­моотношений и психологической совместимости.

Позволяет выявить:

*

особенности систем неформальных отношений в группе,

*

степень психологической совместимости конкретных людей,

*

внутригрупповые статусы участников процедуры,

*

качество психологической атмосферы группы в целом.

Основоположник социометрии — американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974).

По его мнению, психическое состояние, адекватность поведе­ния человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.

В настоящее время социометрия активно используется пси­хологами, социологами, педагогами, конфликтологами, соци­альными работниками.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внут­ригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти све­дения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся меж­личностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формули­ровках предлагаемых вопросов. И, наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы.: ,

Для проведения социометрического опроса используется социометрическая карта (опросный лист, бланк анкеты), которая заполняется каждым членом коллектива.

Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предраспо­ложенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование. Регистрация межличностных отношений дос­тигается благодаря включению в социометрическую карту вопросов типа: «С кем из членов вашего класса вы согласились бы участвовать в выполнении сложного задания (проекта)?», «С кем из членов вашего класса вы согласились бы проводить совмест­ный досуг?», «С кем из членов вашего класса вы согласились бы отправиться в опасное путешествие?»

Вопрос социометрической карты, связанный с выбором наи­более предпочтительных партнеров респондента по значимому для данной организации виду деятельности, называется социо­метрическим критерием. Такие критерии позволяют моделиро­вать различные ситуации взаимодействия учащихся, педагогов.

Различают следующие типы социометрических критериев:

*

организационные и экстраорганизационные. Организаци­онные критерии имеют целью изучить межличностные от­ношения в процессе обучения, а также другой совместной деятельности, экстраорганизационные — отношения при проведении совместного досуга.

*

Прямые и косвенные (проективные).

*

Положительные и отрицательные. Первые предполагают ситуацию выделения членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) хотел бы заниматься совместной учебой, деятельностью. Вторые ориентированы на обнаружение членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) не хочет взаимодействовать.

*

Коммуникативные и содержательные. Коммуникативные служат для отражения реально существующих в коллективе взаимоотношений. Содержательные отражают осознание членами класса своих взаимоотношений с другими людьми. Содержательный критерий дает информацию о том, кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его в ситуации, задаваемой критерием. Содержательным является вопрос: «Кто, по вашему мнению, хотел бы работать над новым проектом вместе с вами в одной команде (группе)?’’

Возможны два способа заполнения респондентом социокарты. Первый способ предполагает предварительное занесение в социокарту фамилий всех членов группы и использование при ответах следующих условных обозначений: положительный выбор —знак «+»; отрицательный выбор — знак «-«; безразли­чие — отсутствие знаков. Второй способ предполагает вписыва­ние под вопросами соответствующих фамилий самим респондентом.

2.4. Анкетирование

Анкетирование — широко распространенный опросный ме­тод. Дает возможность получения значительного объема эмпи­рической информации в короткие сроки.

Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее поставленную систему вопросов. Опросники — стандартизиро­ванные анкеты, состоящие из набора предложений с содержа­нием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться.

Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особен­ностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

Вопросы в анкетах классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме.

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы, о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.

В первую группу входят вопросы о поведении и деятельно­сти респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути. Ко второй группе относятся оценочно-отношенческие воп­росы типа: «Как бы Вы оценили…? Как Вы относитесь…?»

Каждый из этих двух блоков вопросов обладает своей спе­цификой.

Качество опроса в значительной степени зависит оттого, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на , поставленные вопросы.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные воп­росы предназначены для получения информации об организа­ционных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов.

Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.

Контактные вопросы позволяют установить доброжелателе ные отношения между исследователем и респондентом и пре­одолеть возможное отчуждение.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые.

Вопросы принято считать открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, то есть опрашиваемый (респондент) сам формулирует ответ.

В закрытых содержится перечень вариантов ответов, то есть существует ограничение выбора, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Диапазон возможных ответов должен исчерпывать объем вопроса, включая позитивные, негативные варианты ответов, а также ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить».

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

1) «да—нет»;

2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;

3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одно­временно несколько ответов.

По форме различаются вопросы прямые и проективные (косвенные).

Прямые вопросы касаются существующей ситуа­ции. В проективных вопросах ситуация задается, предполагает­ся. Примером прямого вопроса может служить следующий вопрос. «Устраивает ли вас обучение в вашей школе?» Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно, будет выгля­деть иначе: «Предположим, что по каким-то причинам вы вре­менно не посещали школу. Вернулись бы вы на прежнее место учебы, если бы у вас была возможность выбора?»

Преимущество косвенных вопросов состоит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуа­ций. Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы.

При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

*

Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования.

*

Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

*

Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития опрашиваемых (респондентов), в их числе — уровню наи­менее подготовленных.

*

Не следует задавать слишком длинных вопросов.

*

Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали опрашиваемых (респондентов) к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.

*

Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.

*

Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.

Для более компактного расположения вопросов в анкете их можно представить в табличной форме, хотя нередко заполне­ние анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых уча­щихся затруднения.

Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, ко­личество вопросов в ней, следует руководствоваться целью ис­следования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование.

Анкета, как правило, состоит из трех частей: вводной, ос­новной и биографической. Вводная часть — это обращение к опрашиваемому, где указываются цель опроса, условия аноним­ности опроса, направления использования его результатов, пра­вила заполнения анкеты.

В основной части содержатся вопросы о фактах, поведе­нии, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях рес­пондентов.

Последняя часть анкеты включает вопросы о социально-демографических и биографических данных опрашиваемого.

Место проведения анкетирования во многом определяет психологический настрой учащихся, а значит, и надежность сообщаемой ими информации. Групповое анкетирование целе­сообразно проводить в аудитории, желательно, в утренние часы. При этом важно устранить постороннее влияние (присутствие лиц, не участвующих в процессе анкетирования).

2.5. Интервьюирование

Интервьюирование — метод социальной психологии, зак­лючающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Наиболее часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психоло­гического исследования и при отборе кадров. Направление ин­тервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ве­дется интервью, различают два вида: стандартизированное и нестандартизированное. Каждый из этих видов отличается сво­ими Преимуществами и недостатками.

Нестандартизированное интервью предполагает возмож­ность варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного боль­шей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении ре­зультатов. Достоинством стандартизированного интервью яв­ляется возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведе­нии не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

Важно выбрать удобное время и место проведения анкети­рования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса. К ним можно отнести при­сутствие других лиц, дефицит времени и т.п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным. Важно также со­здать дружескую атмосферу опроса.

2.6. Беседа

Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого об­щения. Организуется с целью выяснения индивидуальных осо­бенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллекти­ву и т. п.).

Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.

Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных воп­росов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основ­ных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы. Поддержи­вающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разго­вор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют спи­сок, который называется вопросником.

Эффективность беседы во многом зависит от опыта иссле­дователя (педагога, экспериментатора), степени его педагоги­ческой и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы. При организации беседы от педагога требуется умение вступить в контакт с учащимися, умение поддерживать нужное направление разговора. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности уча­щегося, вовлекаемого в беседу. Скрытен он или откровенен, доверчив или подозрителен, возбужден или подавлен — все это влияет и на ход, и на результативность беседы.

Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым суждениям (высказываниям) исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (ис­пользование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоцио­нальные реакции и пр.).

Ход и содержание беседы фиксируются (например, с помощью диктофона, магнитофона, видеосъемки).

Для использования метода беседы исследователь, экспери­ментатор должен обладать достаточным опытом и тактом, что­бы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредствен­но к беседе, влияния факторов обстановки, времени и пр.

Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предва­рительный характер и должны быть сопоставлены с результата­ми других методов, таких как наблюдение, эксперимент, контрольные работы.

2.7. Тестирование (метод тестов)

Тестирование — это метод психологической диагностики при помощи тестов. Существуют три сферы тестирования: а) образо­вание; б) профессиональная подготовка и отбор; в) психологи­ческое консультирование.

Тест — (от англ. test — испытание, исследование) — стандар­тизированная процедура психологического измерения, служа­щая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Позволяет исследо­вателю диагностировать меру выраженности исследуемого свой­ства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

*

по цели применения (профессиональный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.),

*

по форме проведения (индивидуальные и групповые),

*

по содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.),

*

по используемому материалу выделяют тесты бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты Оперирования с определенными предметами, например, тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения),

*

по степени однородности заданий тесты могут быть гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются).

*

по охвату психических свойств выделяют тесты личности и тесты интеллекта.

Тесты личности — это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида.

Тесты интеллекта — это диагностические методы, пред­назначенные для исследования и качественной оценки интел­лектуального уровня развития.

Существуют и также тесты успешности (достижения), креативности и проективные.

Тесты достижения — выявляют степень владения испыту­емыми конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты креативности — совокупность методик для изуче­ниями оценки творческих способностей личности.

Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию.

Различают тесты вербальные и невербальные, аналитические и синтетические.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требовани­ям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тес­том. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по сте­пени выраженности исследуемой характеристики).

Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отноше­нию к которой они проверены. Тесты не могут рассматриваться как универсальный всеобъемлющий инструмент контроля.

2.8. Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) — это метод оценки каких-либо качественных параметров путем нахождения среднего арифметического мне­ния квалифицированных специалистов.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа про­блемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. С помощью экспертных оценок проводится анализ слож­ных педагогических процессов, явлений, характеризующихся в основном качественными признаками, дается прогноз развитияотрасли, определяются факторы, оказывающие наибольшее воз­действие на процессы обучения и воспитания, осуществляются оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов.

Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели экспе­римента, установление ответственности и прав рабочей группы, подбор экспертов для проведения экспертизы, проведение опро­са экспертов, анализ и обработка полученных результатов.

Опрос экспертов может быть индивидуальным и групповым, личным или заочным, устным, или письменным.

Методы коллективной работы экспертов — совещания, дис­куссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (дело­вые игры и сценарий) Индивидуальные экспертные оценки получают путем анкетирования, свободной беседы, интервью по заданной программе, анкетирования с участием интервьюера.

Специалисты, привлекаемые к экспертизе, должны быть компетентными в своей области, обладать широтой и конструк­тивностью взглядов, научной объективностью, творческим мыш­лением. Они не должны быть конформистами, иметь свою точку зрения на решения поставленной проблемы. Для проверки этих качеств полезно применять метод самооценки экспертами тех же сторон своей деятельности. В ходе анализа полученной ин­формации используется метод ранговых оценок, когда выявлен­ные факторы располагают в порядке возрастания или убывания в зависимости от степени их проявления.

Разновидностью метода экспертных оценок является педа­гогический консилиум, предполагающий коллективное обсуж­дение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллектив­ное оценивание тех или иных сторон личности, выявление при­чин возможных отклонений в поведении учащихся, в межличностных отношениях и пр.

При решении конкретных вопросов коррекционной и про­изводственной педагогики широко используются методы физи­ологии, биологии, генетики и других естественных наук.

Такого рода сведения лимитируют учебный процесс, опре­деляют его границы, формы и методы. Они соотносят требова­ния дидактики и методики с возрастными и индивидуальными возможностями школьников, их физиологическими и психоло­гическими характеристиками. Ответы на эти вопросы требуют междисциплинарного подхода, использования психологических и психофизиологических методик.

Так, с помощью методов дифференциальной физиологии и психологии удалось показать взаимосвязь между вариациями физиологических функций и индивидуальными особенностями динамики (быстроты, темпа, ритма и объема) психической дея­тельности. Динамические аспекты психики во многих случаях прямо влияют на некоторые важные стороны поведения, конеч­ную результативность человеческих действий. Ученики со сла­бым возбудительным процессом медленно работают, делают больше ошибок по невнимательности, быстрее утомляются, дают более низкие показатели в контрольной работе вследствие не­рвно-психического перенапряжения, на плохие отметки реаги­руют длительной депрессией. В то же время их речь более эмоциональна и образна, они более склонны к сопереживанию. С помощью методов электро-физиологии удалось решить прикладные задачи: отбор детей во вспомогательную школу, разграничение умственной отсталости от задержек в развитии, исследование функционального состояния мозга и его анализа­торов, динамики нервных процессов индивидуально-типологи­ческих особенностей учащихся и т. д.

Проблема перегрузки учащихся — одна из таких проблем, где необходимо четко выяснить соответствие различных видов учебной деятельности возрастным и физиологическим возмож­ностям детей. В практике этот вопрос решался субъективно. Для решения проблемы необходимы точные наблюдения, свободные от субъективных впечатлений экспериментаторов.

Одна из центральных проблем целого комплекса наук — соотношение биологического и социального в развитии и фор­мировании человека. Разработка важнейших вопросов дидак­тики, теории воспитания, частных методик самым непосредственным образом связана с ее решением. Долгое вре­мя эта проблема решалась умозрительно. Данные о влиянии среды и наследственности на развитие человека нередко ис­пользовались для доказательства противоположных точек зрения. Дискуссия между представителями различных направ­лений часто носила самый общий характер. Не всегда уточ­нялось, о каких конкретных признаках человека шла речь. Новый этап в решении проблемы связан прежде всего с ис­пользованием методов генетики, изучением близнецов и ана­лизом родословных группы родственников.

Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. — Глава 4. С. 38-61.

————————-

Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:

Share on twitterShare on vkShare on facebookShare on gmailShare on mymailru

More Sharing Services1More Sharing Services1Share

НОВОСТИ

02 февраля 2013

И. М. Фейгеберг. Активность и заполнение информационного дефицита

Роль активности человека в норме и патологии

подробнее

02 февраля 2013

И. М. Фейгенберг. Вероятностное прогнозирование при восприятии информации в тексте

«Способность к вероятностному прогнозированию позволяет читающему текст человеку «заглядывать вперед», прогнозировать дальнейшее развитие информации в тексте».

подробнее

31 января 2013

Б. М. Бим-Бад. Образование по-прежнему остаётся искусством

Интервью журналу «Дети в информационном обществе»

подробнее

26 января 2013

И. М. Фейгенберг. Знаем ли мы, что знаем и чего не знаем?

«Важно, чтобы не переставали задаваться вопросами» — Альберт Эйнштейн

подробнее

17 января 2013

И. М. Фейгенберг. Новое время — новые цели

Приближение школы к сегодняшней жизни

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:

НАЙДИТЕ НАС В СОЦСЕТЯХ

Facebook

ВКонтакте

Twitter

Copyright © 2009 Бим-Бад Борис Михайлович. Все права защищены.