Экстра — интроверсия, нейротизм и психотизм в структуре личности

  1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
  2. Экстраверсия – характеризующая экстраверта как веселого активного подвижног индивида, кторый любит быть в событии, быть самостоятельным, имеет широкий круг знакомств, необходимсть в контактах, по жизни быстро двигается, всегда спешит, чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Интроверсия – характеризует интроверта как индивида спокойного, застенчивого, который ориентируется на свои мысли, чувства, желания,. прислушивается к себе, Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Часто ведет внутренний диалог

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. 

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. ... черт, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенным воздействиям при достаточной устойчивости к другим. К.Леонгард выделяет 12 типов акцентуации характера, которые предопределяют особенности ...

Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой

конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

2. Понятие о тестах. Возможности и ограничения

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

7 стр., 3299 слов

Тесты модуля 5 ПФ

... развития мускулатуры человека индивидуальные особенности человека, отражающие его тип нервной деятельности +индивидуальные физиологические и анатомические особенности человека, складывающиеся в определенных социальных ... и подростков +наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний способность детей и подростков к правильному восприятию окружающей его действительности уровень ...

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

ТЕСТ (от англ. Проверка, исследование, испытание) — система заданий или вопросов , по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках ,а также знаниях, умении и навыках индивида. Ограничения применения тестов связаны с тем, что результаты тестирования зависят от многих неучтенных причин: от отношения к диагносту; негативного прошлого опыта общения с человеком проводивший тест (психолог, педагог); самочувствия; организации исследования( это один из видов деятельности); тестовой тревожности.

Возможности применения тестов  С их помощью можно получить достаточно убедительную и полную картину психического состояния человека, но нельзя забывать, что окончательное решение о его психическом состоянии должен принимать врач на основе комплексной картины осмотра, беседы и тестов

Возможности.

1. Это короткие тесты — читатель тратит совсем немного времени и умственных усилий на их выполнение. Тут же он получает нехитрый ответ — оценку себя по одной, как правило, шкале популярного теста.

2. Это «острые» тесты — обсуждаются особо привлекательные для читателя личностные и межличностные предметные отношения. Как не вспомнить здесь «Тест на настоящего мужчину» или «Тест на настоящую женщину». Они весьма соответствуют возрастно-психологическим потребностям подростков или молодежи.

3. Эти тесты составлены так, что не нуждаются в пространных комментариях и не требуют пояснений специалиста. Они предназначены для «заочного» использования. Любой научный тест в психологии предназначен для специалиста, который, как правило, весьма дозированно и конфиденциально делится с клиентом полученной с помощью теста информацией. Здесь же нет проблемы дозирования информации, да и вообще проблемы конфиденциальности. Правда, сама конфиденциальность есть: ведь заполняет такой популярный тест человек один на один с текстом в журнале.

8 стр., 3805 слов

Тест №1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

... нового преподавателя, к новым условиям жизни и деятельности? Тест №2. Обобщение Вам предлагаются два слова. ... карьеру, Стать квалифицированным специалистом, Принести пользу человеку, Затрудняюсь ответить. Насколько вы удовлетворены: удовлетворен ... 1-3 раза в месяц Практически никогда 8.1 Читаете художественную литературу 8.2 Смотрите ... равнодушие Тест №8. Исследование самооценки (методика Дембо - Р

4. Популярные тесты, вообще говоря, готовят из читателей потенциальных клиентов, расчленяя их сознание и дифференцируя самооценки.

5. Популярные тесты быстро изготавливаются. Составить такой вполне пригодный для печати в соответствующих журналах тест достаточно просто. Самое трудное в таких тестах — дать шкалы оценки ответов и принципы суммирования полученных баллов.

6. Интерпретация таких тестов обычно весьма щадящая для читателей. Даже отнесение к менее благоприятному варианту в таких тестах обставляется оговорками так, чтобы не травмировать самолюбие читателя.

7. Популярные тесты обычно существуют «в наборах», т.е. «вываливаются» на пользователя пригоршнями, сразу расчленяя (затрагивая) целые пространства сознания клиента. Причем выбирает задания сам читатель. Тесты не навязаны, не предписаны ему, а выбраны им.8. Читатель достаточно четко понимает уровень «спроса» с подобных диагностических методик. Он понимает, что это больше развлечение, нежели серьезная оценка его семейной жизни.

Ограничения.

1. Популярные тесты нередко имеют весьма расплывчатые или даже специально комплексные предметные области.

2. Такие тесты никогда не нуждаются в валидизации или просто в сравнении с другими тестами. Считается, что то, что они измеряют, интуитивно явно для читателя.

3. Соответственно такие методики никогда не проверяются на надежность: то, что сегодня на тест клиент ответил так, а завтра — другим образом, не является недостатком теста.

4. Поскольку предмет тестирования в таких методиках никогда не скрывается (не маскируется), исследователь часто может получать эффект «социальной желательности», демонстративности.

5. Поскольку такие методики никогда не проверяются на их психометрические достоинства (достаточно ли они расчленяют выборку) и тем более никогда не имеют нормативов (нормативных, стандартных данных методики), выполнившие их никогда не узнают, насколько их результаты по методике сходны или различны с результатами других пользователей. Конечно, если только два или три читателя не заполняют тест одновременно!

6. В некоторых случаях, вообще говоря, подобные методики в отсутствие контакта с психологом-консультантом могут вести к ятрогениям. По крайней мере, такие методики не проверяются на ятрогенность.

7. Наконец, такие методики практически никогда (за редким исключением) не оснащены указаниями по границам возрастной применимости и половой релевантности. Это чаще всего бесполые и безвозрастные методики. (К сожалению, подобное можно сказать и о значительной части научных тестов в области семейной психологии.)

3. Характеристики высшей нервной деятельности Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материалы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Высшая нервная деятельность (ВНД)— деятельность главных отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособление животных и человека к окружающей среде. рефлексы (безусловные и условные).

Возникновение в процессе жизнедеятельности организма новых условных рефлексов, позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение выработанных ранее рефлексов благодаря торможению при изменении среды. Рассудочная деятельность. Мышление. Элементы рассудочной деятельности у животных. Прямая зависимость уровня рассудочной деятельности от уровня развития нервной системы. Наибольшее развитие рассудочной деятельности у человека, ее проявление в виде мышления. 

Особенности ВИД человека. Раздражители для условных рефлексов у человека: не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

4.Типы темперамента и их связь с высшей нервной деятельностью: 1)сангвиники 2)халерики 3)меланхолики 4)флегматики Впервые учение о темпераменте появилось в 5 веке до нашей эры. Термин темперамент ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): • Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком. • Преобладание жёлтой жёлчи делает человека импульсивным, «горячим»— холериком. • Преобладание крови делает человека подвижным сангвиником. • Преобладание чёрной жёлчи делает человека грустным и боязливым— меланхоликом. Также большой вклад в изучение темперамента внес фииолог Павлов. Павлов провел опыт с собаками. Он собрал в замкнутом пространстве несколько собак. И включал громкий гудок. Специалисты наблюдали за реакцией собак на звук. Реакция собак была разнообразной: 1)кто-то зарывался лапами и скулил 2)кто то жался и пытался спрятаться в углу 3)кто-то проявлял агрессию 4)кто-то был сильно агрессивен. 5) а некоторые даже были равнодушны Был сделан вывод: Если нервная система сильная то она может выдерживать большие нагрузки. Так был показан первый показатель- сила. Второй показатель-уровновешенность. Третий показатель- активность. (когда один вид деятельности быстро сменяет другой) Сангвиник- сильный,уровновешенный,подвижный Холерик-сильный, неуровновешенный подвижный Флегматик-сильный,уровновешенный,инертный На самом деле существует около 120 типов. Теоретически предсказано что должно быть до 600 типов темперамента. Тип темперамент это показатель поведения. У флегматиков все процессы протекают медленно. Он не может сразу остановится,но он это скрывает. Приучается не демонстрировать свой внутренний мир. Думает и делает все медленно,но качественно. Более терпим к окружающим. Но если его задеть-это навмегда он запомнит. Меланхолик- у него всегда возникают сложности. Очень чувствителен. Развит сенсорный опыт. Человек, разговаривая с меланхоликом успокаивается. Есть меланхолики самоеды-очень тяжелые. 5.Влияние типов темперамента на организацию деятельности человека. Флегматики- очень привыкают к тому, что их окружает. Меняя место работы — ворчит,психует и не может работать. Лучше всего у них получается однообразная работа(к примеру работа за конвеером).Может работать не отрываясь 2-3 часа. Но первые 15-29 минут привыкают к работе так как являются интровертами . Сангвиник,холерик экстраверты.Не могут выполнять однообразную работу. Быстро начинают работать и быстро устают. Они пытаются делать одновременно 2,3 работы. Каждые 40 минут должен быть перерыв от 5 до 10 минут. А затем снова продолжать работать, тогда их КПД остается высокими. Меланхолик быстро устает. Ему трудно работать долго время . Плохо получается удерживать внимание. Плохо усваивает материал поэтому ему приходится читать его по 3-5 раз. Каждые 20-25 минут перерыв.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – ... главной цели наших лечебных усилий. Современный комплекс нейровизуализации позволяет выявлять не только повреждения мозга, но и функциональные связи на различных стадиях ...

7. Сон и его физиологические основы

Организм не может постоянно находиться в состоянии активной деятельности, все его органы и системы устают и поэтому нуждаются в периодическом отдыхе или хотя бы снижении уровня этой деятельности. Именно таким отдыхом и является сон: отдыхает мозг, отдыхают мышцы, мене интенсивно работает сердце, желудок и другие органы, происходит резкое ослабление всех видов чувствительности — зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. И само наступление сна также представлялось легко объяснимым: за время активной деятельности в организме накапливаются различные побочные продукты (яды), которые, циркулируя в крови, воздействуют на мозг таким образом, что наступает его торможение, отключение. Были получены довольно убедительные экспериментальные доказательства такого предположения: еще в начале нашего столетия французские ученые Лежандр и Пьерон установили, что сыворотка крови или спинномозговая жидкость собак, лишенных сна в течение 11 суток, при введении здоровым, бодрствующим собакам вызвала у последних сон. Поэтому и различия в состоянии мозга во время сна и бодрствования представлялись очень простыми: сон — это период свертывания деятельности мозга, его отдыха, покоя…

Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга — средний мозг, подкорковые образования — обуславливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частичного функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющейся в состоянии сна его биоэлектрической активности. Биотоки мозга отражают биохимические процессы, происходящие в клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга. Регистрируются они при одновременном отведении из многих точек головы, и после усиления записываются в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая в зависимости от различных физиологических состояний имеет своеобразный и характерный рисунок. У ученых — исследователей сна выработался такой же профессиональный подход к электроэнцефалограммам, как у графологов к почерку. Электроэнцефалограммы нормального сна одного и того же человека похожи друг на друга, как и написанные им письма. Специалист может, просматривая определенное количество энцефалограмм, найти те, которые принадлежат одному и тому же человеку. Энцефолаграммы однояйцовых близнецов похожи друг на друга, как и они сами, в то время как записи сна двуяйцовых близнецов отличаются друг от друга. Именно с помощью этого прибора было установлено, что биотоки мозга спящего человека отличаются медленной активностью: их частота колебаний — 1 — 3 в секунду, тогда как в состоянии бодрствования преобладают волны с частотой колебаний 8 — 13 в секунду. Вместе с тем даже при глубоком сне в коре головного мозга животных и человека остаются бодрствующие участки — так называемые «сторожевые пункты», физиологический смысл которых состоит в том, чтобы в необходимых случаях выводить организм из состояния сна. Так, спящий меняет во сне неудобную позу, раскрывается или укрывается при изменении температуры окружающего воздуха, просыпается при звоне будильника или других громких звуках.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъективные» ценности являются как бы двумя полюсами ценностного отношения ... в философии ценностей, в аксиологии. По существу всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать ...

Во время сна также значительно тормозятся безусловные и условные рефлексы. Что касается дыхания при глубоком сне, то оно значительно снижено, чем во время бодрствования, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются. Уменьшение поступления к тканям крови во время сна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8 — 10%, понижением температуры тела и уменьшением поглощения кислорода из окружающей среды. Все это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгом получают «отдых» и все внутренние органы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей.

8. Фазы сна и биоэлектрическая активность мозга

Сон — особое состояние сознания человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.

У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна (Non-REM сон), которая длится 5-10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30-45 минут приходится на период 3-4 стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна и постепенно нарастает доля быстрого сна (REM сон), последний эпизод которого в отдельных случаях может достигать 1 часа. В среднем, при полноценном здоровом сне отмечается пять полных циклов.

Медленный сон

Медленный сон (син.: медленноволновой сон, ортодоксальный сон), длится 80-90 минут. Наступает сразу после засыпания.

14 стр., 6745 слов

Состояние человека в труде

... здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется ... напряжение -- напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. Эмоциональное напряжение -- напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения ...

  • Первая стадия. Альфа-ритм уменьшается, и появляются низкоамплитудные медленные тета-ритмы, по амплитуде равные или превышающие альфа-ритм. Поведение: дремота с полусонными мечтаниями, абсурдными или галлюциногенными мыслями и иногда с гипногогическими образами (сноподобными галлюцинациями).

    Мышечная активность снижается, снижается частота дыхания и пульса, замедляется обмен веществ и понижается температура, глаза могут совершать медленные движения. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы или иллюзия существования их. В ЭЭГ могут регистрироваться острые вертексные волны, POSTS, изредка наблюдается гипногогическая гиперсинхрония. В этой стадии могут отмечаться гипногогические подергивания.

  • Вторая стадия — неглубокий или лёгкий сон. Дальнейшее снижение тонической мышечной активности. Сердечный ритм замедляется, температура тела снижается, глаза неподвижны. Занимает в целом около 45-55 % общего времени сна. Первый эпизод второй стадии длится около 20 минут. В ЭЭГ доминируют тета волны, появляются так называемые «сонные веретёна» — сигма-ритм, который представляет собой учащённый альфа-ритм (12—14—20 Гц).

    С появлением «сонных веретён» происходит отключение сознания; в паузы между веретёнами (а они возникают примерно 2—5 раз в минуту) человека легко разбудить. Эпизодически сонные веретена могут включаться в структуру стадий 3-4. Повышаются пороги восприятия.

  • Третья стадия — медленный сон. Стадия классифицируется как 3-я, если дельта-колебания (2 Гц) занимают менее 50 % и 4-я стадия — если дельта составляет более 50 %.
  • Четвёртая стадия. Самый глубокий медленный дельта-сон. Преобладают дельта-колебания (2 Гц).

    Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно; возникают 80 % сновидений, и именно на этой стадии возможны приступы лунатизма, ночные ужасы, разговоры во сне. Однако человек почти ничего из этого не помнит.

У здорового человека третья стадия занимает 5-8 % и четвертая стадия ещё около 10-15 % общего времени сна. Первые четыре медленноволновые стадии сна в норме занимают 75—80 % всего периода сна. Предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат. Исследования показали, что именно фаза медленного сна является ключевой для закрепления осознанных «декларативных» воспоминаний.

Быстрый сон.

Быстрый сон (син.: быстроволновой сон, парадоксальный сон, стадия быстрых движений глаз, или сокращённо БДГ-сон, REM-сон).

Это — пятая стадия сна, она была открыта в 1953 г. Клейтманом и его аспирантом Асеринским. Быстрый сон следует за медленным и длится 10—15 минут.

За ночь цикл быстрого/медленного сна повторяется от четырёх до пяти раз. Продолжительность каждой последующей фазы увеличивается.

На ЭЭГ наблюдаются быстрые колебания электрической активности, близкие по значению к бета-волнам пилообразной волны. В этот период электрическая активность мозга сходна с состоянием бодрствования. Вместе с тем (и это парадоксально!) в этой стадии человек находится в полной неподвижности, вследствие резкого падения мышечного тонуса. Однако глазные яблоки очень часто и периодически совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Существует отчётливая связь между БДГ и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении.

3 стр., 1486 слов

Наиболее типовые ошибки начинающих Слушателей online-лекций

... 2. Для точной навигации по вопросам / темам лекции используйте содержание записи лекции по времени.   3. Чтобы на YouTube открыть ... (!) моменты; - напишите список вопросов, мыслей по лекции, чтобы проработать их на неделе.   2. На титульном / первом листе ... лекции. По идее, Слушателем – если он настроен на результаты – должна вестись постоянная работа по сбору примеров, цитат, выписке ...

Электроэнцефалограмма отражает состояние активации и походит скорее на ЭЭГ 1-й стадии сна. Первый эпизод быстрого сна наступает через 70-90 минут от момента засыпания, длится 5-10 минут. По ходу сна длительность последующих эпизодов БДГ-сна нарастает, достигая под утро нескольких десятков минут. У взрослого человека доля REM фазы составляет около 20-25 % общего времени сна. Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Быстрый сон прервать труднее, чем медленный, хотя именно быстрый сон ближе к порогу бодрствования. Прерывание быстрого сна вызывает более тяжёлые нарушения психики по сравнению с нарушениями медленного сна. Часть прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах.

Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, её обмен между сознанием и подсознанием.

Слепым от рождения снятся звуки и ощущения; БДГ у них нет.

9. Динамика работоспособности в течение дня

Работоспособность — это способность человека производить конкретную работу, характеризующуюся определенной степенью тяжести и сложности на должном уровне в течение какого-либо отрезка времени.

От работоспособности зависит производительность труда. Поэтому все мероприятия, обеспечивающие высокую работоспособность, направлены в то же время и на достижение высоких экономических показателей.

 Для анализа работоспособности используют совокупность двух показателей:

1) производственные (данные о почасовой выработке, о затратах времени на рабочую операцию, качество продукции и т.д.);

2) физиологические (изменения в деятельности различных систем органов).

Необходимо учитывать обе группы показателей.

На основе анализа производственных и физиологических характеристик деятельности установлены особенности динамики работоспособности на протяжении различных периодов времени:

Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.

Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром — примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность — с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) — с гибкостью. При этом время

13.00 и 21.00 — это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

10. Динамика работоспособности в течение рабочего дня.

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда.

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий), содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Динамика работоспособности. В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний

Динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия и т. п.

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов; срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы; отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы; медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.

Показатели работоспособности. Для оценки уровня работоспособности используется ряд показателей. Прямые (профессиональные) показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения трудовых задач (отдельных действий, операций) в реальной деятельности или при решении «рабочих тестов» — стандартизированных по объему, времени и условиям выполнения заданий, моделирующих элементы трудовой деятельности. На практике оценка работоспособности часто производится на основе использования именно ее прямых показателей.

Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессионально значимых психических функций. Их оценка производится путем объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических (телесных) функций.

11. Оптимальное планирование индивидуальной учебной работы в течение недели и в пределах одного дня

 Работоспособность человека подвержена определенным изменениям не только в течении дня, но и недели. В первые дни недели она постепенно увеличивается в связи с вхождением в работу, достигает максимума на третий день, затем начинает снижаться и достигает минимума к концу недели. К началу нового рабочего дня работоспособность восстанавливается, однако ее устойчивость в каждый последующий день, начиная со среды, становится менее выраженной. В начале недели (понедельник) в связи с перерывом в занятиях, имееет место более длительный период врабатывания. С целью сохранения периода врабатывания необходим комплекс стимулирующих мероприятий: вводная гимнастика, функциональная музыка. В недельной кривой работоспособности высокий уровень приходятся на вторник, среду и четверг, следовательно, эти дни недели должны быть максимально использоваться в учебно-производственном процессе.

11. Планирование рабочей недели. Помимо планирования рабочего дня, существуют более долгосрочные виды планирования – например, на неделю. В целом алгоритм планирования такой же и включает в себя составление списка работ и расстановку приоритетов. Советы по планированию рабочей недели. Планируйте неделю в специальном еженедельнике с разбивкой по дням недели. Наиболее важные дела планируйте на начало недели. Отмечайте все дела с фиксированным сроком (назначенные встречи, заседания, собрания, телефонные звонки).

Группируйте работу по блокам – подготовка документов, переписка, совещания и т. д. Всегда резервируйте время для неожиданных дел, они обязательно появятся. Схема планирования I. Постановка задач и составление перечня дел. II. Морфологический анализ – разбиение крупных задач на более мелкие. III. Расстановка приоритетов – определение срочности и важности дел. IV. Установление четких сроков исполнения для каждой задачи., V. Назначение конкретных исполнителей. VI. Своевременное внесение в список изменений в текущих делах, занесение новых дел. VII. Сокращение получившегося списка, отделение главного от важного. Планирование включает в себя следующие шаги: Составьте список областей, в которых Вы действуете в течение недели (включая личную жизнь, учебу, и.т.д).

Для каждой области наметьте цели — каких результатов Вы намерены добиться в течение недели. Определите, что надо сделать, чтобы каждая из целей была достигнута. Достижение некоторых целей может потребовать выполнения нескольких дел. Распределите эти дела по дням недели. Если есть такая возможность, отметьте предполагаемое время начала и конца каждого мероприятия. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Просматривай план перед началом недели. Каждый день утром уделяй немного времени просмотру плана. В конце недели подводи итоги — удалось ли достичь намеченное, и какие стоит извлечь уроки?

12. Подготовка к лекции, работа с конспектом лекции.

Лекция – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания.

Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она читалась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников.

Над конспектами лекций надо систематически работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти.

Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи).

Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным. 

Как готовиться к лекциям:

1) необходимо прочитать в учебнике материал по теме;

2) необходимо фиксировать знакомые понятия, а непонятные понятия отметить;

3) приготовить вопросы по теме, чтобы знать, о чем спросить на лекции;

4) в лекции есть места, которые нужно писать подробно;

Как работать с конспектом лекции:

1) нужно перечитать написанный конспект в тот же день;

2) после следующей лекции прочитать конспекты предыдущей и новой, и далее по мере накопления материала прочитывать его, тем самым материал откладывается в памяти;

3) запоминать термины (пассивный лексикон должен переходить в активный, чтобы хорошо излагать их при ответе на экзамене)

Работа студента после лекции. 

Работу над конспектом следует продолжить и после лекции. Немаловажное значение имеет упорядочение записей лекции, которое заключается в определенной доработке конспекта – дополнении, исправлении новых терминов и т.д. Следует это делать систематически, в процессе работы над учебной монографической литературой. Наконец, доработка конспектов заключается в освоении записей, схем, рисунков, сделанных в ходе лекции не всегда четко и точно. Систематическая работа студентов над конспектами лекций (некоторые обращаются к ним только при подготовке к семинарским занятиям, зачету или экзамену) обеспечит им приобретение прочных и твердых знаний.

13. Правильное конспектирование лекции (алгоритм записи информации)

Конспект – письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации.

Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Конспектирование дословно всей лекции приносит больше вреда, чем пользы. Что же надо записывать на лекции? Прежде всего — тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем — некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Основные правила:

1) Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении).

Обычно подчеркивают определения, выводы. 2) Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. А еще лучше — разработать собственную «маркографию».

3) Сворачивайте ранее известную ин­формацию. Если на лекции излагается известная вам информация, это не означа­ет, что ее не нужно фиксировать. Чтобы со­хранить логику изложения лекции, запи­шите ее в кратком виде (граф-схеме, опор­ном словосочетании или иначе).

4) Формулировки законов, правил, гипо­тез, положения теорий, выводы формул записывайте на лекции полностью.

5) Пользуйтесь приемом составле­ния граф-схемы. Вместо текстовой записи фрагмент лекции может быть за­фиксирован в виде граф-схемы.

6) Учитесь составлять планы. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Важно зафиксировать основное содержа­ние в логической последовательности.

Алгоритм записи информации (порядок записи в лекции):

1) проблема

2) цель

3) пути и способы решения проблемы

4) выводы и итоги

Проблема – рассогласование между теорией и экспериментом, наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, разные результаты экспериментов.

Цель – то, на что направлена наши усилия в данный момент; то, что мы можем решить.

14. Сокращение текста при конспектировании лекции.

1. Можно сокращать стандартные словосочетания и конструкции:

На основание всего выше изложенного −> Итак;

Необходимо, имеется возможность ─> надо, можно.

2. Использование местоимений он, она, оно.

3. Если фамилия какого то ученого, деятеля и т.д. употребляется не один раз, то в первый раз следует записать фамилию полностью, а потом –лишь заглавную букву или же использовать местоимение 3л.

4. Собственная маркография:

  • ! — важно;
  • !! — очень важно;
  • ? — под вопросом или что-то до не до конца доказанное
  • R – проверить;
  • Rm — запомнить;
  • U — посмотреть в учебнике;
  • ZB, Ex.,Пр., П-р. — пример (Пр.: бла бла бла).

5. Общепринятые сокращения

ЗАО, ОАО, ООО, ВОВ-аббревиатуры

Сокращения:

РЭ=рыночная экономика

М=менеджмент

Т=товар

У=услуга

Р=рынок

Ц=цена

D=спрос

S=предложение

К=капитал

V=объем

Ф=финансы

Зная, из каких корней состоит сложное слово, можно самим вводить не­которые из них. Например, гидросфера -Гс, литосфера — Лс, атмосфера — Ас. В этом случае вторую или обе буквы мож­но записывать строчными буквами, меж­ду которыми не ставят точки. Если пополнять свою память знаниями происхождения иностранных слов, вы сможете быстро составлять аббревиату­ры. Предварительно следует потрениро­ваться. Например, хромосомы (гр. chro­ma — краска + гр. soma — тело) — хс; ми­тохондрии (гр. mitos — нить + гр. chon-dros — зернышко) — мх; бластомер (гр. blastos — зародыш + гр. meros — часть) — бм; биоценоз (гр. bios — жизнь + гр. koinos — общий) — 6ц. Вы уже догада­лись, что вашим помощником будет сло­варь иностранных слов.

6. Собственные сокращения (основанная задача-применять одни и те же сокращения) Экономика=эк-ка

Структура=стр-ра

Производство=пр-во

Государство=гос-во

Функция=ф-я/f

Какие-либо=к.-л.

Может быть=м.б.

Должен быть=д.б.

Который=кот-ый

Эффективный=эф-ый

Количество=кол-во

Качество=кач-во

Полуфабрикат=п/фаб-т

Предпритие=пр-тие

Таким образом=т.о.

Человек=ч-к

7. Использование иностранных слов

Использовать=use

Иметь=have

Продавать=sell

Почему=why

Если=if

Или= or

Только=only и т.д.

Возможно так же сочетание англ. и русских слов.

8. Использование квантов и математических символов:

  • + (плюс), = (равно),
  • ≠ (не равно),
  • ≈ (приблизительно),
  • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
  • ± (погрешность, неточность),
  • ⇒ (следовательно),
  • → (влечение, «если, то …»),
  • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда … ),
  • ∨ (или),
  • ∧ (и),
  • ∀ (для всех),
  • ∃ (существует),
  • ∅ (пустое множество),
  • ∈ (принадлежит),
  • ∉ (не принадлежит),
  • ⊂ (включает в себя),
  • ∪ (объединение),
  • ⋂ (пересечение),
  • ∞ (бесконечно),
  • || (параллельно),
  • ∑ (сумма),
  • (не),
  • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание)Ж
  • : (деление);
  • (.) (точка зрения).

15.Использование пространства листа при записи лекции

1) графическая запись текстовой информации

2) использование блок схем

3) оставление поля с 2-х сторон

4) выделение цветом

5) абзацы

6) красная строка

7) запись в несколько колонок

8) рамки

Собственная маркография:

Важно = !! ; обьект исследования = ?

Примеры: не писать полностью;

Пример: Ex. (Example)

Общепринятые сокращения: аббревиатуры (В.О.В, Р.э, ЗАО);

Спрос = D, предложение = S, капитал = K, Т — товар, V – оббьем и т.д.

Собственные сокращения:

Структура: ТО – таким образом; кол-во; ДБ – должен быть; и т.д.

Использование иностранных слов: use, only, new, why, if, or и т.д.

Сочетание иностранных и российских слов:

Математические символы: / (или); = (равно); и т.д.

Советы:

  1. Записи должны быть компактными (позволяющими глазу сразу совладать информацией)

2) записываемый текст (части, связи между частями) полезно расчленять

3) допускать интервал между строками

4) надо записывать только чернилами (карандаш — пометки)

5) записи датировать

16. Приемы сокращения текста лекции:

1) Применение Стандартных словосочетаний и конструкции

Например: Причина и следствие- поэтому (потому, так как)

Вместо слов необходимо, имеется возможность использовать – надо, можно

2)Конспект лекции нужно подразделять на пункты, параграфы, соблюдать красную строку.

**Средний информационный объем внимания человека составляет 2 знака. Но его можно развить до 7(+-2 знака).

3) Опорный конспект представляет графическую запись.

4)Использование блок-схем.

5) Выделение цветом.

6)Выделение знаком!

7) Использование общепринятых сокращений.

Например: Рыночные экономика-РЭ,Спрос – D, предложение-S, капитал –К, объем – V, финансы-Ф)

8) Использование собственных сокращений.

Например: пр-во(правительство), гос-во(государство), м.б .(может быть), п/фабр-т (полуфабрикат).

9)Использование иностранных слов:

Например:

Использовать-use

Продажа-sell

Если – If

Или – or.

10)Использование сочетания англ. и рус.слов.

11)Использование квантов и математических символов: +, — , = , /,: и т.д

Некоторые правила при написании конспекта:

1 Записи должны быть убористыми

2 Записанный текст расчленяется разными средствами, ей присуще рациональная неоднородность.

3 Интервалы м/у строками необходимо оставлять для новой записи.

4Писать чернилами.

5 Лекция начинается с даты, т.е с датирования

Основной прием конспектирования лекционного материала:

По своему переделать текстдля сокращения, но сохранить основной смысл.

17. Приемы выделений и разграничения текста при работе с источниками

I

  1. Абзацные отступы – новаямикротема
  2. Пробельные строки
  3. Номера
  4. Подчеркивание и отчеркивание
  5. Использование ключевых слов
  6. Вехи
  7. Рамки(законы, зависимость, правила)

II

А) Выписки — помогают собрать большой материал, объять факты, проанализировать мнения, выявить противоречия.

Б) Конспекты – систематически логически связанные записи, объединяющие план, тезисы, выписки, или хотябы 2 из этих пунктов. Конспекты содержат основные положения и выводы, и еще факты, д-ва, примеры, иллюстрации.

В) Тезисы – положение, вбирающее в себя сущетвенно значительные части текста. То, что доказывает или опровергает автор. То, в чем он хочет убедить читателя.Вывод к котором он его ведет. Тезис – опровергаемое или доказываемое положение.

Г) Рефераты- краткое изложение содержания книги и т.п, а также доклад с таким изложением.(Ожегов)

Реферат- краткое устное изложение научной работы, книги.

Д) Планы – схематически записанная совокупность, коротко-сформулированных мыслей, заголовков. «План – это скелет произведения» Примером плана ялвляется оглавление книги. План, как форма записи значительно более подробно передает мысль.

III

Полезно давать точные ссылки на источники (важна грамотность автора).

Ссылка нужна, чтобы проверить правильность написания (сверить смысл)

18. Выписки. Типы выписок

Одним из видов работы с литературными источниками являются выписки. Они помогают собрать большой материал, объять факты, проанализировать мнения, выявить противоречия.

Толковый словарь объясняет понятие выписок так: «Выписать —  значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки». Сложность выписывания как раз и состоит в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких источников. Из книг и журналов выписывают отдельные положения, факты, цифровой и другой фактический или иллюстративный материал.

Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения текста книги, удобстве пользования записями при последующей работе, в накоплении обобщений и фактического материала. Выписки полезны для повторения, освежения в памяти прочитанного, для быстрой мобилизации своих знаний, когда необходимо в короткий срок вспомнить материал. Выписки выделяют из текста самое главное и тем самым помогают глубже понять его. Без них трудно обойтись при подготовке доклада, реферата, выступления. Выписки следует рассматривать как составную часть тезисов и конспектов.

Классификация выписок:

  1. 1) выписки из чужих книг/статей;

2) наши собственный материалы(дневники, записные книжки и т.д.).

  1. 1) дословные выписки(цитаты);

2) свободные выписки(мысли автора читатель излагает самостоятельно);

3) выписки без выписывания.

Остановимся подробнее на второй классификации выписок.

Большие объемы текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки. Всегда полезно давать ссылки на источники, например, на страницу книги (а также название книги, какое издание книги, год и № страницы).

К выпискам без выписывания относятся вырезки из журналов, т.е. материал на будущее.

Пример: большинство женщин вырезают рецепты из различных журналов и годами их хранят.

Выписки при работе с книгой следует делать лишь после того, как книга прочитана полностью, т.е. при повторном беглом  чтении. Однако пришедшие в голову удачные формулировки записывайте сразу. Целесообразнее пользоваться для этой цели вкладными листками: на них  и делаются все нужные пометки и записи.

Выписки могут иметь 2 формы: тетрадную и карточную.

Карточная система выписок очень удобна для работы. Каждая выписка делается на отдельной карточке или на отдельном листке бумаги одинакового формата. Есть разные способы составления таких выписок. Проще всего – и для целей самообразования вполне достаточен – такой способ.

Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской – тема ее. Например, «Капитал, определение его», «Ощущение, сущность его» и т. п. Под выпиской – фaмилия автора, название книги, какое издание книги, год и № страницы, из которой взята цитата.

С карточками очень удобно иметь дело. Их легко подобрать по темам, в любой момент легко вставить новую карточку, перетасовать, если нужно, по фамилиям авторов и т. д. Хранить можно в коробках, конвертах – как кому удобнее. Требуется только одно: аккуратность. По использовании их надо сейчас же ставить на место, не разбрасывать и т. д. Потерянную карточку часто не восстановишь. Кто за собой не замечает особой аккуратности, тому можно посоветовать прибегнуть к менее удобному, но более безопасному способу выписок – в тетрадях. Берется толстая тетрадь, делаются в ней поля. нумеруются страницы н на них делаются выписки. Число, месяц, год – пишутся в начале каждой выписки или выдержки. На полях – тема ее. Под выпиской – название автора, сочинения и т. д.

Для того, чтобы удобно было пользоваться такой тетрадью и легко находить нужные выписки, делают в особой тетрадке алфавитный указатель тем. Делая какую-нибудь выписку, в то же время отмечают в указателе тему ее, номер тетради и страницу. Например, сделав выписку на тему: «Капитал», отмечают в указателе, под буквою К: Капитал, определение К. I. 43. II, 27. Это значит – первая тетрадь, стр. 43; вторая тетрадь, стр. 27, и т. д.

19. Планы, их виды, достоинства и составление

План – схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей, заголовков (это «скелет» произведения).

Пример плана – оглавление книги.

План, как форма записи значительно более подробно передает содержание текста. По форме чтения:

  1. Простой. Содержит основные пункты, не имеет подпунктов.
  2. Сложный. Имеет ко всем основным пунктам подпункты, которые детализируют содержание пунктов.

Достоинства плана:

  1. самая короткая запись;
  2. план нагляден и обозрим;
  3. план обобщает содержание, а хорошо составленный план раскрывает содержание;
  4. план восстанавливает в памяти прочитанное;
  5. помогает при составлении записей.

Когда лучше составлять план?

План помогает активно читать первоисточник, пункты можно фиксировать в процессе чтения.

Как составлять план?

  1. Составляют подробный простой план, а после преобразуют его в сложный (группировка общих пунктов).
  2. Составляют краткий простой план, затем вновь читая текст, пишут сложный план, детализируя каждый пункт. (Такой способ подходит для больших материалов).
  3. Поисковый план (для докладов, курсовых, дипломных работ).

    В плане отражается необходимый логически обоснованный план будущей работы, план раскрывается постепенно, последовательно, по мере появления материала.

Запись любых планов желательно делать так, чтобы можно было увидеть текст целиком (на одной стороне листа).

Ограничения плана:

— план сообщает, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, не передает фактического содержания;

20. Понятия о тезисах

Тезисы.

Опр. (1): положение, вбирающее в себя существо значительной части текста то, что доказывает или опровергает автор то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которому он его подводит.

Опр. (2): доказываемое или опровергаемое положение, в отличие от выписок, могут содержать только фактический иллюстрационный материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждения. Доказательство имеет собственное строение.

Доказательство включает:

-тезис,

-аргументацию,

-демонстрацию.

Каждый из этих элементов логической структуре доказательства выполняет свои особые функции, следовательно нельзя пропускать ни один элемент.

Тезисом доказательства называется то положение, истинность или ложность которого необходимо доказать. Все доказательственные рассуждения целиком подчинены тезису. Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой момент.

Понятие отражает свойства, особенности, присущие предмету.

Суждение – связь между двумя понятиями.

Умозаключение образуется из логики двух суждений.

Тезис высказывается в форме категорического суждения.

Некоторые формы суждений:

Положение, которое следует доказать, состоит в следующем…

Вот мой тезис… =D

Перед нами стоит задача доказать, что…

Нередко тезис формулируется в форме вопроса:

Вы когда-нибудь встречали зеленого бегемота?? Тем не менее, он существует.

21. Виды тезисов

Основной тезис: положение, которому подчинено обоснование ряда других положений.

Частный: такое положение, которое становится лишь потому, что с его помощью доказывается основной. Частный тезис будучи доказанным становится аргументом для обоснования основного.

Аргументными (основаниями) доказательства называются те суждения, которые приводятся для подтверждения или обсуждения тезиса. Доказать тезис – значит привести такие суждения, которые были бы достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса. В качестве аргументов может быть приведена любая истинная мысль, если только она связана с ним.

В основе виды аргументов:

1. факты

2. законы

3. аксиомы

4. определения

5. доказать свидетельства и т.п.

Тезисы делятся на два типа:

Основные

Простые

Принципиально важные главные положения обобщающие содержание источника иногда в своей совокупности, носящие характер главных выводов

Главные мысли входящие иногда составной частью в конспект, реферат и не имеющие основных особенностей основных тезисов

Лишь несколько и не из каждой части произведения их удается выделить

Может существовать множество простых тезисов

Можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом

Удается выделить из всех частей произведения, вне зависимости от общей направленности, даже при первоначальном ознакомлении с ним

К каждому основному может быть составлено несколько (иногда много) простых. Если тезисы составляются в пунктам сложного плана, то главным могут соответствовать основные, подпунктам – простые.

Возможно использование тезисов цитат и аннотаций. Для сравнения различных точек зрения, а также в тех случаях, где необходима особая осторожность в выводах.

Составление тезисов.

Простые тезисы могут часто быть составлены их цитат, основные чаще формулируются самостоятельно. После предварительного ознакомления, текст читают повторно. При этом разбивают текст с помощью плана или отчеркивают и подчеркивают на ряд отрывков. Далее находя в каждой части выделенного текста то, что определенно первоначальное членение. Выписывают или просто временно отмечают главное в самом тексте, затем, уяснив его суть, формулируют отдельное его положение.

22.Конспектирование.Типы конспектов.

Конспектирование-это систематическая логически связанная запись, объединяющая план, тезисы ,выписки ,или хотя бы 2 из этих типов записи. Они при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры и иллюстрации. В силу своего определение конспект в большей мере объективен, чем другие записи. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения.

При составлении конспекта записывают не только основные положения, даже не всегда избегать повторения, если оно хоть немного по-другому подводит к вопросу или по другому метко и выразительно освещает его.

Типы конспектов:

  • Плановые
  • Текстуальные
  • Свободные
  • Тематические

1.Плановые.С помощью предварительно составленного плана или специально составленного плана. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть в конспекте.

Там где пункт плана не требует объяснений текст можно не писать, среди плановых:

  • Вопрос на ответные конспекты
  • Схематически логические структуры и взаимосвязь отдельных положений

(причем во имя логически-смысловой стройности может быть изменена последовательность изложения оригинала).

2.Текстуальные. Это конспект, соединенный из отрывков цитат подлинника. Такой конспект научной статьи или книги позволяет определить истинность или ложность положений автора, или выявить спорные моменты которые труднее найти по пересказу.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том что он не активизирует внимание и память.

3.Свободный. Содержит выписки цитаты иногда тезисы, часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения, самостоятельно, четко, кратко выделять основные положения, наиболее полноценный вид конспекта не привязывает читателя к авторским формулировкам.

4.Тематический. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон.

23.Приемы конспектирования, основные приемы конспектирования

Их можно разделить на три группы.

1)Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (начальная буква термина обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), иероглифику и пиктографию (работа рисунками), способы записи окончаний.  2)Переработка фразы. Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги).

приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.  3)Использование цвета включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию. выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

24 Реферирование. Отличительные признаки рефератов.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, а так же доклад с таким изложением. (Ожигов)

Реферат- краткое устное или письменное изложение книги, научной работы и т .п.

-доклад на какую либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. (Ефтемьева)

Реферат (от лат.Refero – сообщает) –краткая форма изложения, доклада в письменном виде или изложение доклада содержащего научный труд (труды) литературы по теме. (Энциклопедический словарь)

Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста.

Отличительные признаки:

а) смысловая адекватность первоисточнику;

б) полнота изложения содержания первоисточника при небольшом объеме полученного вторичного текста (информационная полнота);

в) точность и объективность в передаче содержания первоисточников;

г) стилевая однородность реферата, его выдержанность в строго научном стиле (не в научно-популярном и не в научно-публицистическом!);

д) определенная типовая структура текста;

е) особые языковые клише, характерные для реферата и повторение наиболее часто используемых автором речевых оборотов и понятий.

Реферат и конспект.

Общее:

  1. Являются вторичными текстами, создаются на базе уже имеющихся первичных.
  2. Сжатые изложения содержания первоисточника.
  3. В основе жанров лежат сходные операции, восприятие текста и создания в ходе его смысловой переработки нового текста для решения определенных задач.
  4. Тексты обоих жанров создаются с учетом законов научного стиля речи.

Различия:

  1. Конспект составляется для личного пользования, а реферат для коллективного.
  2. Отображает индивидуальные потребности составителя в той или иной степени.
  3. Конспект имеет достаточно произвольный вид.
  4. Целостность и информационная полнота, связность и структура, упорядоченность – все это не обязательно для конспекта признаки.
  5. В конспекте автор может использовать специальные пометки, сокращения слов, графические изображения, что недопустимо в жанре реферата.
  6. Реферат более полно излагает информацию чем конспект, в реферате не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста, приводится аргументация с примерами, объяснениями.

25.Типовые ошибки при написании рефератов

1)Нарушение жанровой определенности реферата (происходит подмена реферата конспектом, когда почти дословно переписывается исходный текст, без попытки осуществить его языковую переработку с точки зрения логики своего будущего реферата).

2)Информационная недостаточность( она возникает в результате недостаточной продуманности в деталях всех аспектов темы и проблемы. Эскизность поверхности знания фактического материала, а также в силу малого источника).

3)Информационная избыточность (наличие в тексте лишних кусков).

4)Нарушенная формулировка темы реферата, нечеткое определение ее границ.

5)Слабость вступительной части(формальное введение, в котором отсутствует обоснование выбора темы или круга проблем, либо избыточное по объему и содержанию введение).

6)Слабость заключительной части (формальное заключение, в котором отсутствуют обобщение и синтез представленной в реферате информации)

7)Неправильное структурирование текста

8)Недостаточное выявление связи между частями текста

9)Речевая избыточность(связана с неумением осуществить языковое сжатие текста, находить лексические и синтаксические способы выражения мысли)

10)Чрезмерное использование иностилевых вкраплений(эмоциональные и субъективно оценочные слова, метафоры, образные сравнения, риторические вопросы и восклицания, инверсии, повторы и т.д.

11)Незнание языковых клеше

12)Небрежность в оформлении(низкая культура: цитирования; составления плана, списка; использования литературы).

26 Основные направления работы при написании реферата.

  1. Выбор темы работы, определение ее границы, всех ее аспектов, ее содержание, разъяснение требований, которой должна быть выбрана тема.
  2. Определение и точное формулирование целей и задач реферата.
  3. Осмысленное чтение и анализ текстов первоисточников, выделение главной и второстепенной информации, опорных слоев и ключевых предложений, применение сжатия текста.
  4. Создание вторичного текста в строго научном стиле с применением языковых клеше (особых лексико-синтакстических конструкций речевых стереотипов).
  5. Оформление реферата с учетом специфики его введения, заключении, основной части, разделение текста на параграфы и абзацы, определяя их соотношение.

Конкретизация целей реферата.

— критически осмыслить рассмотреть основные направления современной теории, связанной с проблемой…

— изложить результаты научных исследований посвященных проблеме.

– подробно охарактеризовать своеобразие (специфику) использования языковых средств в …

– выявить особенности употребления …

– рассмотреть вопрос (содержание теории) …

– описать (осветить) состояние изучения проблемы …

– обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…

– осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …

– сопоставить разные точки зрения на …

– дать оценку, анализ (чего?) …

– обобщить (что?) …

– представить точки зрения разных ученых на (что?)…

Для реферирования главным является выделение важной информации. Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания главной цели или вопроса.

-определения научных понятий;

-формирование планов;

-перечисление принципов;

-основные мысли;

-классификация явлений, фактов.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации.

К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описание, второстепенные факты.

Написание текста реферата.

Он не должен быть простой компиляции (дословное копирование).

Реферат должен быть новым текстом, созданном в соответствии со всеми требованиями предъявляемыми к речевому высказыванию.

К ним относится:

-содержательно тематическое единство;

— подчиненность всех предложений, реализация одной цели, идеи, основной мысли;

— логическая и смысловая связность, структурная упорядоченность, смысловая стилевая однородность.

27. Этапы подготовки к выступлению

При подготовке к выступлению необходимо задать 3 главных вопроса самому себе: «Что я делаю?», «Зачем я это делаю?» и «Как я это делаю?».

Существует 7 этапов подготовки к выступлению:

  1. Выбор и уточнение темы выступления. Вопросы себе: «Кому направляется сообщение?», «Кто будет слушателем?», «Что нужно сказать в обязательном порядке?», «Что ещё было бы неплохо сказать?», «О чём, возможно, следовало бы умолчать?».
  2. Формирование цели исследования/Определение целевого направления речи. Для определения цели задаём следующие вопросы: «Что мы ожидаем получить?», «Как мы можем определить, что цель достигнута?».
  3. Составление рабочего плана. План должен подчиняться логике, быть прямолинейным, в нём не должно быть интриги. Рабочий план не должен воспроизводить структуру одной книги. Можно использовать мысли автора.
  4. Сбор материалов. Это не только сбор информации. И это не столько чтение литературы, сколько вынашивание собственных мыслей. При этом их полезно записывать (так как это происходит качественное преобразование их содержания).
  5. Подготовка формы:необходимость тщательно составить структуру. Здесь важны: интересная завязка, выдвигаемые вами тезисы, достоверные аргументы, демонстрация. Все эти элементы – это логическая структура доказательства. Каждый из них выполняет особые функции, то есть ни 1 элемент нельзя игнорировать.
  6. Подготовка к непосредственному изложению текста. Вопросы себе: «Писать ли целиком текст выступления?», «Надо ли заучивать текст?». Целиком заучивать не надо (так как он не получится ярким и есть возможность забыть содержание текста).

    Необходимо записывать переходы от одной важной части текста к другой.

  7. Репетиция выступления. Для хорошего выступления необходимо заменять трудные слова простыми. Читать те элементы, которые связаны с перечислениями.

Как правило, доклад не включает весь собранный материал. Можно оставить лишнее в конце.

28 Составление текста доклада

При составлении текста, мы занимаемся подготовкой формы доклада: необходимо продумать структуру и его разделы. Руководствуемся логикой подачи материала. Важны интересные завязка (начало/вступление), выдвигаемые нами тезисы, достоверные и находящиеся в определенной логической связи аргументы, демонстрация. Все перечисленные элементы составляют логическую структуру доказательства. Каждый из этих элементов в структуре доказательства выполняет особые функции, поэтому ни один из них нельзя игнорировать при построении логически правильного доказательства.

Основные элементы доклада:

  1. Введение
  2. Постановка проблемы
  3. Формирования тезиса
  4. Аргументация
  5. Демонстрация
  6. Выводы
  7. Заключения

От себя : думаю, можно будет рассказать также про виды аргументов:

  • Факты (факты никогда не говорят сами за себя)
  • Законы
  • Аксиомы
  • Определения
  • Презумпция

и т.д.

29. Построение логически правильного доказательства.

Основные виды аргументов: факты, законы, аксиомы, определения, документальные свидетельства и тому подобные.

Определение. Факт – это явление или событие, имевшее место в действительности (то, что было).

Поскольку факты определяют действительность, то отрицать их (в то время, когда они существуют), или ссылаться на факты, которых нет, значит не считаться с действительностью. Факты настолько авторитетны, насколько авторитетна действительность.

Факты никогда не говорят сами за себя. Факты всегда объясняют люди. Вот почему один и тот же факт может быть объяснён по-разному (Пример: рыба-корюшка).

Чтобы факты реализовывали роль аргументов, нужно брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов.

Определение. Законы науки – это истина особого порядка, которая отличается от других знаний, как своим содержанием, так и формой их открытия.

Они являются отражением законов объективного мира, и выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и предметами.

Определение. Аксиомы–это положения, не требующее доказательств. Истинность не удостоверяется в каком-либо отдельном случае, потому что её проверка уже проводилась многократно и подтверждена практикой.

Аксиомы используются в юриспруденции. Их роль здесь выполняют презумпции. Презумпция, это положение, считающееся устойчивым и не нуждающимся в доказательстве, она не очевидна, и принимается не потому, что её правильность спорна. Это положение, формирующее какое-либо наибольшее обычное и частное отношение.

Определение. Демонстрация – это способ логической связи тезиса с аргументом. Тезис и аргументы являются суждениями.

Процесс выявления тезисов из аргументов есть демонстрация. Она выражается в форме умозаключения. Отдельного (простого) или цепочки умозаключений.

Существует 2 вида доказательства:

  1. Подтверждение тезиса
  2. Опровержение тезиса.

Доказательства по способу аргументации: прямые и косвенные. Прямые доказательства: индуктивные и дедуктивные. Косвенные доказательства: апагогические и разделительные.

Определение. Прямое подтверждение (тезиса)- непосредственное выведение из основания по определённым правилам умозаключения истинности или ложности данного тезиса.

Определение. Дедуктивное подтверждение (тезиса)– состоит в подведении частного случая под общие правила.

Определение. Индуктивное подтверждение (тезиса) – достигается путём исчерпывания всех возможных случаев истинности доказываемого тезиса и обобщения их в одном выводе (от частного к общему).

Определение. Косвенное доказательство – заключается в обосновании ложности или истинности положения, находящегося в определенном отношении с тезисом, и отсюда опосредованно устанавливается истинность тезиса или, наоборот, его ложность. При обосновании исследуется не сам тезис, а некоторые другие положения, связанные с тезисом таким образом, что из установления их ложности вытекает истинность доказываемого тезиса.

Определение. Апагогическое подтверждение (тезиса) – к его истинности приходят обоснованием антитезиса. (Сведение к абсурду).

Определение. Разделительное подтверждение (тезиса) – состоит в том, что доказываемый тезис рассматривается как одно из некоторого числа предположений, в своей сумме исчерпывающих все возможные по данному вопросу предположения. Проводится так: одна за другой исключаются все альтернативы, и остается одно положение, которое и является доказываемым тезисом.

Различия апагогического и разделительного подтверждений:В апагогическом подтверждении тезиса альтернативы (тезис и антитезис) исключают друг друга в силу законов логики.В разделительном же подтверждении тезиса взаимная несовместимость возможностей и то, что ими исчерпываются все мыслимые ситуации, определяются не логическими, а фактическими обстоятельствами.Отсюда понятна обычная ошибка при разделительном подтверждении тезиса: выдвинутые возможности, вместе взятые, не исчерпывают всех возможных альтернатив.

30 Основные правила логических доказательств в устной речи и ошибки, возможные при их нарушении. 

  1. Тезис должен быть точно сформулирован
  2. Тезис должен оставаться один и тем же в течение всего доказательства
  3. Основания должны быть истинными, не подлежащими сомнению
  4. Основания должны доказываться независимо от тезиса
  5. Доказательство должно строиться по общим правилам умозаключения

Ошибки:

  • Мнимое следование (тезис не следует из обоснования)
  • Подмена тезиса
  • Обращение к человеку (переход на личности, оценка человека)
  • Обращение к публике
  • Стремление воздействовать на чувства
  • Тезис обоснован ложными аргументами
  • Аргументация доказательства посредством тезиса
  • От сказанного с условием — к сказанному без условия (аргументы в частном случае приводятся к общему случаю)