Опрос — это самое распространенное средство психодиагностики. Области применения его достаточно обширны.
-опрос выступает как основное средство сбора первичной инфомации на ранних стадиях исследования
-с помощью данных интервью выдвигаются рабочие гипотезы
-опрос служит для уточнения и контроля данных, полученных другими методами
Беседа.
Этот метода является вспомагательным средством в исследовании и должен со читаться с другими обьективными методами.Беседа всегда должна быть организована по плану, вопросы, которые задаются, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов.
Задания должны быть максим аль естественны.
Изучение продуктов деятельности.
Этим методом пользуется в исторической психологии для изучения психологии человека в исторические времена. Цель этого метода — позволить понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития.Этот метод широко используется в детской психологии.Изучаются продукты детского творчества(рисунки, аппликации, поделки) для психологического изучения ребенка.
Биографиеский метод.
Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, почерки и т д.Этот метод используется в сочетании с другими методами.
Социометрия.
Является 1 из основных методов, который используется для диагностики взаимных симпатий и антипатий, а так же статус но-ролевых отношений между членами группы.
(История психологии.Методы.Тест.)
ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Строение , функционирование и свой ства ЦНС человека.
Нерваня система состоит из 2х отделов : центральной и переферической.
Центральный отдел включает головной мозг и спинной.
ЦНС :Передний мозг Средний мозг Задний мозг Спинной мозг
Кора головного мозга Талам ус и гипота Мост
лам ус Мозжечек
Подкорка Продолговатый мозг
Практически все отделы центральной и переферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние рецепторы.С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга и подкорковая структура.
Со всенми оргнанами и тканями организма ЦНС связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Нервные волокна, поступающие в мозг с переферии, называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к переферии, называются эфферентными.
Семинар 4-5. Психология человека и труд
... Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы. 2. Человек как индивид, личность, субъект и индивидуальность.Проблематика человека в психологии. Человек как индивид. Человек как личность. Человек как субъект. Человек как индивидуальность. Психология ... состояние. Подходы к определению функционального состояния. Методы диагностики функционального состояния. Состояние относительного ...
ЦНС представляет собой скопление нервных клеток, которые называются нейроны. Место контактов нервных клеток друг с другом называется синопсом.Через них нервные испульсы передаются с 1 клетки на другую.
Нейроны бывают 3х видов: синсорный (проводит нерввные импульсы от рецепторов к ЦНС)
двигательный (проводит нервные импульсы от ЦНС к органам движения)
нейрон локальной сети (проводит нервные импульсы от 1го участка ЦНС к другому)
На переферии тела человека, во внутренних органах и тканях, нервные клетки подходят своими аксонами к рецепторам.
Рецепторы — это миниатюрные органические утройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии и преобразования ее в энергию нервных импульсов.
Кора головного мозга.
Состоит из 15млрд нервных клеток. По времени появления подразделяют на новую, старую и древнюю.
Новая кора в процессе филогинеза постепенно увеличивалась и заняла большее место, чем старая и древняя.Многослойная, имеет развитые связи внутри себя и со всеми другими отделами мозга.
Древняя кора устроена наиболее примитивно, и в ней имеется всего 1 слой нервных клеток.
Старая кора так же состоит из 1 слоя клеток, но он уже полностью отделен от подкорки.
Особую роль в работе головного мозга играют правое и левое большое полушарие, а так же их основные доли. Доли : лобная, теменная, затылочная, височные.
Правое и левое полушарие не симметричны, они владеют противоположными половинами тела.
Существуют 3 центра речи( левое полушарие) : речедвигательный центр — центр Брокка, слухоречерой центр — центр Вернике,зриетльноречевой центр центр Дежерина (центр чтения и понимания письменной речи.
Такая специализация нервных клеток называется локализацией.Но они не существуют изолированно друг от друга.Еора больших полушарий объединяет деятельность отдельных центров в одно целое.
Ретикулярная формация, представляет собой сетку, состоящую из отростков.
Особую роль в регуляции многих психических процессов, свой ств и состояний человека играет ретикулярная формация.Она предст валяет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть, нейронных структур..Она имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: дыхание, кровообращение и т д.Разрешение ретикулярной формации мозгового ствола вызывает состояние длительного сна.Она так же играет важную роль в управлении механизмами сна и бодрствования, научения и внимания.
Работа нервной системы.
Основная форма взаимодейтсвия организма со средой — это рефлекс. Рефлекс — это ответное действие организма на раздражение. Осуществляется с помощью ЦНС.
В рефлекторном механизме принято различать 4 части:
-чувствующая
-центральная
-двигательная
-звено обратной связи
Блпгодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция , самоуправление организма в процессе правильного приспособления в окружающей среде.
рефлексы по происхождению бывают условные (приобретенные) и безусловные (врожденные).Безусловный рефлекс является функцией нисших отделов ЦНС.Безусловные рефлексы совершаются автоматически.Условные — требуют определенных усилий для возникновения.
Свойства нервных центров
... нервных центров. Торможение в ЦНС 1.1 Свойства нервных центров Рефлекторная деятельность организма во многом определяется общими свойствами нервных центров. Нервный центр — совокупность структур центральной нервной системы, координированная деятельность ... передачу возбуждения (синаптическая задержка). В нервных клетках высших животных и человека одна синаптическая задержка примерно равна 1 ...
Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга.
Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимнодецствию 2х основных противоположных нервных процессов: возбуждение и торможение.
Процессы возбуждения связанны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей. Процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникающего в коре возбуждения,на блокирование временных связей.
Под влиянием раздражителя в каком либо участке коры возникает возбуждение. Оно не остается в 1 месте, а распространяется по коре больших полушарий.Это явление называется иррадиацией. Одновременно на границе иррадиирующего очага возбуждения возникает другой процесс — торможение, который ограничивает и направляет возбуждение в определенное русло и к определенному пункту. Это явление называется концентрацией возбуждения. Называется закон взаимной индукции. Нервный процесс вызывает в соседних участках противоположный процесс. Если в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то в соседних с ним развивается процесс торможения. Это называется отрицательной индукцией.
(лекция)
Что является основной причиной возникновения человеческого сознания.
Труд и формирование сознательной деятельности.
Известно, что в отличие от животных, человек создает орудия труда и использует их по назначению. Человек не только употребляет, но и изготавливает орудия труда. Работа над изготовлением орудия требует вместе со знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Работа над изготовлением орудия может быть названа первой формой сознательной деятельности. Деятельность по изготовлению орудий приводит к перестройке всей структуры поведения человека:
-из деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребностей выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем.
Язык и сознание человека
Вторым условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Язык — это система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их качества, отношения между ними.
Речевое общение является основным средством общения, благодаря которому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых поколений других людей.
Совместная форма практической деятельности неизбежно приводила к необходимости передавать другому какую-то информацию, обозначающую не состояние, а предметы, включенные в совместную трудовую деятельность. Эти первые обозначения предметов представляли собой просто звуки, сопровождаемые жестами и выразительными интонациями. Лишь через много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.
Возникновение языка вносит наиболее существенные изменения в сознательную деятельность человека:
1. Обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах, язык позволяет выделить эти предметы и сохранить в памяти (мир внутренних образов).
2. Слова языка не только указывают на определенные вещи, но и относят воспринимаемые вещи к определенным категориям (абстрактное мышление).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
3. Язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной истории человечества.
(лекция)
ДВИЖЕНИЕ И ДЕЙТСВИЕ
Движение – это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Оно свой ственно человеку уже в самой ранней стадии развития – зародышевой. Различать движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Большинство движений является приобретенными. Они приобретаются человек прижизненном опыте.
Действие — более сложная часть деятельности. Действие представляет собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект. Действия всегда социальны. Любые действия человека всегда состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно и осознанно (учение как деятельность состоит из отдельных действий).
Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложно интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Так же выделяют действия предметные, умственные и волевые, те действия, направленные на других людей. Отдельные движения и даже действия еще не составляют целостной деятельности.
Деятельность – это совокупность действий, объединенных одной целью. Сущность деятельности как раз и состоит в этих целях и задачах, которые реализуются в ней, а так же в тех мотивах, во имя которых она совершается. Цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значения имеют дальние цели, которые дают определенное направление деятельности, показывают перспективу ее развития.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Успешность деятельности зависит от знаний, умений и навыков.
Знание – это то, что необходимо человеку в той или иной области для успешного осуществления деятельности. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела (знать, как писать, но еще не значит овладеть навыком письма).
Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, в новых условиях – сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Все умения формируются только в деятельности.
Навыки – это частично автоматизированное действие, которое образуется в результате упражнений. Автоматизированными называют такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Навык – это только компонент деятельности, а не сама деятельность.
Виды навыков:
1) Двигательные – ходьба, бег, спорт, письмо;
2) Интеллектуальные навыки – чтение, вычисления, доказательства теорем, заучивание;
3) Сенсорные – связанны с восприятием, различие оттенков, слуховые различия звуков.
4) Поведения
Следует учитывать, что процесс формирования навыков происходит неравномерно. Утомления, ослабление внимания, падение интереса могут стать причиной задержки развития навыка. От привычки следует отличать навыки. Навык – это умение произвести то или иное действие без особого контроля сознания. Привычка – это потребность производить соответствующие действия.
Виды привычек:
1) Профессиональные
2) Моральные
3) Гигиенические
4) Эстетические
5) Учебные
Все привычки могут быть полезными и вредными.
Сознание – особая форма внутреннего отражения внешнего мира. Существует СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.
Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...
... и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. ...
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.
По А.В. Петровскому.
Выделяет 4 следующих основных характеристики сознания.
1. Сознание — есть совокупность знаний об окружающем мире (познавательные процессы).
2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта (человек способен к самопознанию).
3. Обеспечение целеполагающей деятельности (формирование цели, получение результата)
4. В структуру сознания входят определенные отношения (отношения к окружающему, общественные отношения и отношения к самому себе).
Методы опроса
Беседа – система вопросов и ответов. Подготовка ответов
Анкета – система письменных вопросов. Преимущество – массовость.
Интервью – опрос-беседа с помощью технических средств (телевидение, видеокамера, диктофон).
Недостаток: человек становится скованным и замкнутым.
Вывод: данная группа методов дает возможность получить научные данные в более близкой комфортной обстановке.
Рейтинг – это оценка деятельности, как учителя, так и другого деятеля (человека).
Может проводиться различными методами.
Социометрия – это метод, использующий для выявления межличностных отношений в коллективе (выявление лидеров и изгоев в коллективе).
Тестирование – проверка или испытание (от англ), представляет собой систему заданий, с помощью которых проверяется уровень развития ученика.
Изучение и анализ деятельности учителя и учащихся. Изучение передового опыта – данный метод позволяет выявить уровень развития способностей каждого испытуемого. Изучить можно личное дело ученика, медицинскую карту, классный журнал.
Теоретические методы
Пед. Эксперимент – это специально организованная деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель, задачи и содержание. В педагогике существуют 3 вида эксперимента:
1. Констатирующий (данные, факты на данный момент)
2. Формирующий (это работа учителя по формированию определенных знаний)
3. Контрольный (проверка знаний)
Моделирование
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Понятие о личности. Личность. Индивид. Индивидуальность
2. Теории личности
3. Структура личности
4. Направленность личности
1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИД. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свой ств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.
Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свой ственных людям, не зависимо от того, присутствуют илии отсутствуют они у данного конкретного человека.
Индивид – характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека – психологические и биологические свой ства, личностные качества, которые ему присущи.
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие, содержит в себе индивидные психологические свой ства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей.
Основные виды деятельности и их характеристика
1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... преподаватель ПМ 03 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья Сидорова Ольга Феликсовна ... 18. Семья 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День защитника Отечества ... Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 95. 11. ...
2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».
3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».
4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную).
Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.
5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа.
Виды деятельности
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации.
Игры-приветствия для детей 3-5 лет
... громко) Ой! (весело) Нашли тропинку возвращаемся домой. (Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу) «МЫШИ» На носочках ходят мыши, Чтобы ... Ушки слушают, Ручки хлопают, Ножки топают. Ура, мы проснулись! Дети стоят в кругу, опустив руки: (педагог пропевает) Здравствуйте, ... глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.). Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими ...
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей).
В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в дочки-матери. Игру ребенка можно организов ать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что. они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием).
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи
... словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в ... вами и обследование не состоится. Поэтому контакт с ребенком налаживается в процессе игры или предметно-практической деятельности в нейтральном для ребенка месте, например па полу или у полки ...
Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.
Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.
Игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными — скотоводства и т. д.
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игры, приводит К. К. Плато нов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.
В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свой ства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь • при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: “трик-трак”.
Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжет но-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжет но-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за за мыслом игры, за поведением товарищей. Сюжет но-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Коллективная сюжет но-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кросс вордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5— лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.
Посильные поручения по хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и Прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах.
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото “Животные” — игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.
Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.
Карл Леонгард.
Экспериментальные теории личности
Выдвинул торию личностных акцентуаций. Он в психологии человека выделили сферу направленности интересов и склонностей – это эгоизм, альтруизм, тщеславие, а так же сферу чувств и воли.
В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Выетгорского, Леонтьевым.
Теорию, предложенную божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных трудов, использующих для описания личности внутренние психологические свой ства человека. Опираясь на понятие, ведущей деятельности, она показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которое понимается, как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Его теорию можно оценить как психодинамическую, не экспериментальную, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических и поведенческих терминах.
Основной внутренней характеристикой личности у него является мотивационная сфера личности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность
Структура личности.
В истории отечественной психологии представление о структуре личности неоднократно менялось. Первоначально структура личности определялась простым перечислением психологических свой ств человека. С середины 60х годов начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности и перейти к структурированию личностных качеств. Основной недостаток этого подхода – структура личности интерпретировалась как совокупность биологических и социальных особенностей человека. К концу 70х годов структурный подход к проблеме личности сменяется системным подходом (автор А.Н.Леонтьев).
Личность по его мнению — это психологическое образование, порождаемое жизнью человека в обществе. Формирование личности происходит в онтогенезе.
С современных позиций в структуру личности обычно включаются: способность и темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой ства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Классификация восприятия.
В основе классификации восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:
-зрительные
-слуховые
-осязательные
-кинестетические
-обонятельные
-вкусовые восприятия
Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение.
В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование объекта. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся:
1) Движения рук, ощупывающим предмет
2) Движение глаза, разглядывающего предмет.
3) Движение гортани, воспроизводящей звук
В работе глаза и руки есть много общего.
Глаза, как и рука последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее о зоне или области фиксации.
Адекватность образов восприятия действительности вырабатывается под влиянием условий жизни и обучения.
Сложные формы восприятия
1. Восприятие пространства. Оно во многом отличается от восприятия форм предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на ряд систем совместно работающих анализаторов. Восприятие трехмерного пространства обеспечивается работой вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение вестибулярного аппарата вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Таким образом, между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом существует внутренняя тесная взаимосвязь.
2. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятия пространства и, прежде всего его глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия. Известно, что глубина предмета особенно хорошо воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами.
Зрительные иллюзии
Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия определяются как искажением восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свой ств предметов.
Виды иллюзий:
1) Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве.
2) Иллюзии, связанные со строением глаза. Светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными темными.
3) Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и наоборот.
4) Перенесение свой ств целой фигуры.
5) Иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть в даль , то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.
Причины зрительных иллюзий многообразны и недостаточно ясны. Зрительные иллюзии могут быть обусловлены воздействием особым условий наблюдения, оптикой глаза, сложившимися в прошлом опыте временными связями. Иллюзии зрительного восприятия широко используются в живописи, архитектуре, пошиве одежды. Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия.
Обнаружены иллюзии и у животных (защитная маскировка).
Именно на их основе формируются различные способы маскировки.
ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ
Феномены восприятия как факты были описаны гештальтпсихологами. Самый важный из этих принципов состоит в том, что все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне.
Фигура – это то, что ясно и отчетливо осознается и имеет четкие границы.
Фон представляет собой нечто неотчетливое, аморфное (расплывчатое) .
Фрустрация – психологическое состояние расстройства, подавленности, оно деформирует сознание человека на определенное время.
Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа его темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
3. Устойчивость личности.
В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологических феномен представляет собой устойчивое образование. Устойчивость личности предопределяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения.
Экспериментально было показано, что степень устойчивости различных личностных свой ств не одинаковы. Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врождёнными анатомо-физиологическими задатками, свой ствами нервной системы (темперамент, эмоциональная реактивность, экстра версия, интроверсия).
Оказалось, что весьма стойкими являются не только личностные качества, но и самооценка. Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия личностной устойчивости.
На других стадиях характеристики изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции.
Активизация мозга осуществляется его не специфической системой (ретикулярная формация, талам ус и гипоталам ус).
Раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, повышает пороги чувствительности.
Среди пусковых механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс (врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды – поворот головы на открытую дверь).
Этот рефлекс Павлов назвал рефлексом «Что такое?».
Большое значение для выяснения центральных механизмов влияния имеет так же принцип доминанты, выдвинутый Ухтомским. Понятие доминанта обозначает временно господствующих очаг возбуждения в коре, обуславливающих работу нервных центров и придающих поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты, нервные импульсы, протекающие в коре, суммируются в доминантном очаге, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается.
Произвольный характер внимания характерен только для человека. Механизм произвольного внимания – взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
Виды внимания.
1) Внутреннее (мысли, чувства и т д) и внешнее.
Внешнее внимание:
— непроизвольное
-произвольное
-после произвольное.
Непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, т к оно возникает и поддерживается в силу увлекательности деятельности, ее занимательности или неожиданности.
Возникновение непроизвольного внимания связанно с различными причинами.
1. Характер и качество раздражителя. Сюда прежде всего включают силу раздражителя (громкий звук, яркий свет, резкий запах), новизна, необычность раздражителя.
2. Внешние раздражители, которые соответствуют имеющимся у человека потребностям (сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговоры о пище).
3. Общая направленность личности. Она тесно связанна с прежним опытом и чувствами человека
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ (в отличии от непроизвольного управляется сознательной целью. Его называют волевым, активным, преднамеренным. )
Приняв решение, заняться какой-нибудь деятельностью мы сознательно направляем наше внимание даже на то, что нам не интересно в данную минуту, но необходимо для реализации решения.
Причины возникновения произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные, оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Это развитие проявляется в начале, подчиняя сове поведение речевой инструкции взрослых, а затем по мере овладения речью, подчиняя свое поведение собственной речевой инструкции.
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Подобно произвольному вниманию, т к носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий. Но затем человек увлекается работой, интересными становятся содержание и процесс деятельности, а не только его результат (признаки непроизвольного внимания).
Заставляем себя читать неинтересную книгу, но потом сюжет нас увлекает.
Св-ва внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.
Теория внимания, теория установки (Узнадзе).
Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи. В тех случаях, когда предмет внимания не обнаруживает перед нами новые стороны, не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, внимание колеблется.
Кроме того устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степенью его трудности, понятности, отношения к нему, а так же от индивидуальных особенностей личности. Ее можно измерить. Пример: рассматривание картинок.
Концентрация внимания (сосредоточенность) – это степень сосредоточенности внимания, т е основной показатель выраженности внимания. Ух томский полагал, что концентрация внимания связана с функционированием доминантного очага возбуждения в коре – концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Пример: человек занят интересным делом и ничего не замечает вокруг.
Распределение внимания – это способность человека удерживать одновременно в центре внимания определенное число разнородных предметов. На самом деле человек способен выполнять только 1 вид сознательной психической деятельности. Еще Вундтом было показано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Внешнее впечатление одновременности выполнении нескольких дел связанно с быстрым последовательным переключением с одного дела на другое. Однако, иногда человек действительно способен выполнять одновременно 2 вида деятельности. В таких случаях 1 из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания (письмо под диктовку).
Переключение внимания означает сознательное перемещение внимания с 1 объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания зависит от целого ряда условий. Прежде всего это соотношение между предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта каждой из них. Чем интереснее деятельность. Тем легче на нее переключаться и наоборот. Переключение внимания – это хорошо тренируемое качество. (переключаемость внимания на уроке с 1 вида деятельности на другой)
Объем внимания. Это возможность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из вне информацию на части, не превышающие возможности вырабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 объектов. Объем внимания это величина индивидуальная, но классическим показателем считается величина равная 5+-2. Объем внимания зависит от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
Отвлекаемость внимания. Это непроизвольное перемещение внимания с 1 объекта на другой. Она может быть внешней и внутренней . внешняя отвлекаем ость возникает под влиянием внешних раздражителей. При этом произвольное внимание сменяется непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.
Внутренняя отвлекаем ость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций или из-за отсутствия интереса к предмету. Воспитание у школьников стойкого и глубоко интереса к знаниям является важным условием борьбы с отвлекаем остью внимания. Физиологической основой внешней отвлекаем ости внимания является отрицательная индукция. При внутренней отвлекаем ости обусловлены сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения. С ним не может конкурировать более слабый очаг соответствующий объекту внимания.
Рассеяность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течении длительного времени . встречаются 2 вида рассеян ости:
1. Мнимая (свой ственна сосредоточенности на 1 деятельности)
Вызвана крайней сосредоточенностью внимания на каком-то предмете, при этом человек может проявлять невнимание к непосредственно окружающим его предметам и явлениям. Мнимая рассеян ость – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской».
2. Подлинная (переутомление)
Человек, страдающий подлинной рассеян остью с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Причины подлинно рассеянного внимания:
Общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, неврозы. Иногда появляется в результате умственного и физического утомления и переутомления, тяжелых переживаний.
По характеру психической активности:
-двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений).
Этот вид памяти важен для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т д. без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующее действие.
-эмоциональная (память на чувства, пережитые и сохраненные в памяти, выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания).
Эмоциональная память таким образом имеет очень важное значение в жизни каждого человека. Позволяет обладать таким качествами как сопереживания (эмпатии)
-образная память (память на представления).
Эйдетическая память (фотографическая).
-словесно-логическая память (наши мысли).
Мысли не существуют без языка, поэтому она так и называется. Ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
Непроизвольная. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Пример: реклама, мелодии и т д. Когда мы ставит такую цель, то говорят о произвольной памяти.
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается без специального намерения запомнить. Однако, в сознательной деятельности при усвоении знаний произвольная память занимает ведущее место.
Зрительная, слуховая память обычно хорошо развиты у многих людей. Осязательную обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.
Эти же виды памяти достигают высокого уровня в условиях замещения недостающих видов памяти (глухие, слепые и т д).
По времени сохранения материала:
— мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память – образ.
-кратковременная – способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. Эта память работает без предварительно сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
-оперативная – рассчитанная на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком и рассчитанную только на решение данной задачи. Это вид памяти является промежуточным между кратковременной и долговременной памятью (решение длинного примера, запоминание промежуточного результата).
-долговременная память способна хранить информацию в течении практически неограниченного срока.
Кратковременные и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работ,у разработана американскими учеными Аткинсоном и Шифриным.
|
|||||
Для того, чтобы информация попала в хранилище долговременной памяти, необходимо чтобы над ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти.
Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную обычно вызывает затруднения, т к для того чтобы это сделать нужно осмыслить и определенным образом структурировать в сознании новые сведения с теми, что уже хранятся в долговременной памяти.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В нее может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Она выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память.
Кратковременная память в жизни человека играет большую роль. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужное, и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями.
МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.
Долговременная память включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя несколько минут. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную, она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющихся в долговременной памяти. В отличии от кратковременной памяти, в долговременной памяти этот процесс не является ни слуховым, ни зрительным. Он основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому материалу определенного смыслового значения (запоминаем текст, но передаем его своими словами).
4.ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
1) запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит усвоение нового материала.
ЗАПОМИНАНИЕ
Произвольное непроизвольное эйдетическое (фотографическое)
-Механическое
-осмысленное
Непроизвольное запоминание – совершается без заранее поставленной цели запомнить. Оно зависит от красочности, подвижности, связанно с яркими, сильными эмоциональными переживаниями. Значительную роль играет интерес. Сравнительно легко непроизвольно запоминаются такие предметы и явления, которые связанны с предыдущим опытом.
Произвольное запоминание – сознательно направленно на запоминание определенного материала. ЗАУЧИВАНИЕ – это систематическое планомерное специально организованное запоминание с применением определенных приёмов.
Произвольное запоминание осуществляется двумя способами:
-механически. Зубрежка. Это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Быстро вытесняется, легко потерять цепь повествования. (пересказ текста без понимания)
-осмысленно. (пересказ с пониманием).
Непосредственно связанно с процессами мышления, оно опирается на понимание содержания материала на осознании тех логических связей, которые существуют между его частями.
2) сохранение
3) забывание
4) воспроизведение
Приемы успешного запоминания:
Особенности памяти, индивидуальные различия в памяти
Сохранение и забывание
Забывание – процесс угасания, затормаживания нервных связей в коре головного мозга.
Причины забывания:
1. Забывание связанно с вытеснением информации
2. Забывание дает возможность мозгу
4 вида забывания:
— полное. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается.
— частичное. Происходит тогда, когда человек воспроизводит материал не весь или с ошибками
— длительное. Характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести материал.
— временное. Когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленно.
Явление реминисценции. Очень интересное явление, отсроченное воспроизведение материала, оказывающееся более полным, ярким и точным, чем воспроизведение сразу после получения.
Факторы, влияющие на забывание.
Неиспользованная информация, подавление.
Мышление. Понятие. Физиологические основы мышления и речи. Виды мышления. Операция мышления. Формы мышления. Понятие о языке и речи.
Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, активная форма творческого отражения и преобразование человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связанно с наличием проблемной ситуации , задачи которую нужно решить. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.
На практике мышление как отдельного психического процесса не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Например, осмысленность внимания, логическая память.
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.
1) Есть опосредованное познание. Невозможное. (строение атома, история).
Человек прибегает к нему в следующих случаях:
-когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов (рентген, ультразвук)
— когда непосредственное познание невозможно (история, археология)
— когда непосредственное познание нерационально (измерить высоту дерева посредством тени.)
2) Есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий в целом, а не отдельных ее участков.
В основе мышления лежит образование второсигальных временных нервных связей, опирающихся на перво сигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами.
Физиологическим механизмом речи является второсигнальная деятельность коры. Он представлен 3мя центрами речи. Центр Вернике (слухоречевой) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При его нарушении человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается. Двигательный центр Брокка обеспечивает произнесение слов. При его разрушении человек не способен произнести ни единого слова, хотя понимает и слышит слова (речедвигательный), находится вдоль всей центральной извилины. Работа зрительного центра Дежерина обеспечивает понимание письменной речи и чтения. При его поражении человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, находится в затылочной области (центр зрения).
Внутренняя речь – это внутренне беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя оболочка мышления. Очень сокращена, свернута и никогда не существует в форме полных развернутых предложений.
При решении сложных мыслительных задач процесс внутреннего проговаривания увеличивается во времени, поэтому, когда учащиеся обдумывают новый сложный материал, учитель не должен их торопить.
Письменная речь — обращена к отсутствующему читателю. Пишущий человек лишен возможности использовать выразительные средства для лучшего изложения своих мыслей. Менее выразительна , чем устная. Письменная речь должна быть особенно развернутой , связной, понятной и полной. Но письменная речь обладает рядом преимуществ: в отличии от устной речи, она допускает длительную и тщательную работу над словестным выражением мыслей. Письменная речь возникла значительно позже устной и сформировалась на ее основе. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человечества.
Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят по переменной. Диалогическая речь как правило предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная.
Важное требование к собеседникам при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера, понимать его возражения, и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады. Монологическая речь требует от говорящего умения логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.
ВООБРАЖЕНИЕ
Понятие о воображении и его физиологических основах.
Виды воображения.
Лекция в тетради
Эмоции и чувства.
Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме, затрагивающими деятельность всего организма (учащается сердцебиение, давление и т д).
сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем органов чувств. Система человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системе, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина. Организм готов к экстренной трате энергии. Ведущую роль в протекании эмоций выполняет кора больших полушарий.
Павловым было доказано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры. Исследования показали, что огромное значение для эмоциональных состояний подкорковых структур талам уса и гипоталам уса.
В физиологическом механизме эмоций и чувств значительную роль играет ретикулярная формация. Она способна понижать и повышать активность мозга усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители. Было установлено, что левое полушарие связанно с возникновением положительных эмоций, а правое – отрицательных.
Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система (СС).
Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, но еще и мыслями. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств (интеллектуальных, моральных, эстетических).
Классификация состояния.
1) по степени интенсивности и продолжительности.
— Длительные, но слабые (печаль)
— кратковременные, но сильные (радость).
2) по субъективному переживанию
— эмоции положительного порядка
— эмоции отрицательного порядка
3) по содержанию
— простые (гнев, радость)
-Сложные (патриотизм)
4) по форме протекания
— чувственный тон (простейшая форма эмоционального переживания)
-настроение (общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении длительного времени все поведение человека, является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значения для человека. Настроение разнообразно. Зависит от характера, силы воли, уровня развития, ведущих мотивов поведения
— эмоции
— аффект
— стресс
— фрустрация
5) по влиянию на деятельность человека.
— печаль, тоска, апатия, страх
Эмоции — непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства. Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный противоречивый характер. это явление называется амбивалентностью (двойственность).
Обычно она вызвана неоднозначностью самого объекта и может быть порождена противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (любовь и ненависть).
К основным эмоциям относятся: удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх. Из соединения из простых или фундаментальных эмоций возникают сложные или комплексные эмоциональные состояния.
Аффект.
Это сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными и изменением функций внутренних органов. любое чувство может переживаться в аффективной форме. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений позы речи. Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия. Аффект выражает собой его субъективную эмоциональную оценку. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля. Аффект возникает резко, внезапно, в виде вспышки и сопровождается активной двигательной активностью.
Эмоциональный стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психическое состояние, но и на физическое здоровье человека (появляются заболевания кишечно-желудочного тракта, сердечно-сосудистой системы, нервной системы).
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки.
Фрустрация – это психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
Страсть – это эмоциональное состояние. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека. Причины формирования: могут определяться осознанными убеждениями (страсть ученого к науке), могут исходить из телесных влечений. Может иметь патологическое происхождение (паранойа).
Страсть органически связанна с потребностями, избирательно и всегда предмет на – направленна на определенный вид деятельности или предмета. Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Это одно из существенных побуждений человека к деятельности.
Чувства.
Подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные, праксические.
Нравственные (моральные) – чувства, переживаемые людьми при восприятии явления действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. Зависят от морали, традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятой в обществе. К нравственным чувствам относятся: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие. А к аморальным – жадность, зависть, эгоизм, жестокость, злорадство.
Интеллектуальные чувства –это переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К ним относятся: удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения. Успешность или не успешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке вызывает целую гамму переживаний. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, влияют на скорость и продуктивность мышления.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к природе, искусству и жизни. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Этетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств. Эстетическое отношение проявляется через другие чувства. Презрение, отвращение, страдание и т д.
Праксические чувства – это переживания, возникающие у человека в процессе трудовой деятельности.
Воля.Общие понятия о воле.
Теории воли
Механизмы воли
Стадии волевого действия
Осознанная необходимость действовать и принимать соответствующее решение далеко не всегда у человека переходит к реализации. Только мотивацией это объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения под час даже остро и эмоционально переживаемых интересов.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Функцией воли является сознательная само регуляция, активность человека в трудных условиях жизни. В основе этой само регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше функции 2 другие: активизирующую (побудительная) и тормозящую.
Специфическая особенность волевого поведения состоит в переживании состояния «я должен», а не «я хочу». Важнейшим признаком волевого поведения считают связь его с преодолением препятствий внутренних или внешних.
Внутренние препятствия обусловлены поведением человека могут вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ложным самолюбием, ленью.
Теории воли. Воля как понятие и как реальный фактор поведения – исторична. Античность и средневековье не знакомы с волей в ее современном понимании. Вероятно, в связи с этим понятие воли возникает одновременно с понятием личностив новое время.
Первая теория – экзистенциализм (философия существования).
Это направление рассматривает свободу, как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек в этой концепции рассматривается вне общественных связей и отношений вне социально-культурной среды. Такой человек не связан с обществом никакими нравственными обязательствами и ответственностью.
Теория воли Ивана Павлова. Определенный интерес представляет трактовка воли Павловым, который рассматривал ее как «инстинкт (рефлекс) свободы». Как «инстинкт свободы» воля выступает не меньшим стимулом поведения , чем инстинкты голода и опасности. Воля как инстинкт свободы проявляется на всех уровнях психофизиологической целостности личности, выполняет функцию подавления одних потребностей и стимулирование других.
Физиологические механизмы воли. Воля на ряду с другими сторонами психики имеют материалистическую основу в виде нервных мозговых процессов. Материальной основой воли являются нервные структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. При поражении лобных долей мозга наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе, и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. На почве мозговой патологии может возникнуть абулия (болезненное безволие), проявляющееся в отсутствии побуждений к деятельности. Абулия вызвана патологическим торможением коры.
Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека и являются пусковым сигналом для многих психически процессов: мышление, память и т д.
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости.
Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости нуждается в постоянной энергетической подпитке. Задачу энергетического снабжения коры выполняет ретикулярная формация. Человек может проявить большую энергию при выполнении какого-либо дела, упорно стремится к достижению цели благодаря тому, что ретикулярная формация поддерживает своей энергией очаг оптимальной возбудимости.
Стадии волевого действия.
Волевые действия по сложности бывают 2х видов: простое и сложное. Простое волевое действие имеет место в том случае, если побуждение непосредственно переходит в действие.
Стадия исполнения. Принять решение – не означает выполнить его. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.
Собственно исполнение решения обычно связанно с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения. Планирование действий не реализуется автоматически. Чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого действия, начиная от осознания цели и заканчивая исполнением решения.
Индивидуальные особенности воли.
Сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свой ства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
Базовые волевые качества личности:
— целеустремленность
-инициативность
— решительность
— настойчивость
— выдержка
— дисциплинированность.
Фазы: целеустремленность (сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности), инициативность (активная направленности личности на совершение действия)
2.решительность – свой ство личности, проявляющееся в ее умении принимать и притворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
3.энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех сил для достижения цели. Настойчивость – это умение мобилизовать силы для длительной борьбы с трудностями. Организованность – способность разумно планировать весь ход своей деятельности. Дисциплинированность – сознательное подчинение поведения общепринятым нормам. Самоконтроль – умение контролировать свои действия, подчинять поведение решению сознательно поставленных задач.
Все волевые качества формируются на протяжении жизни человека и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.
Факторы развития воли: семейное воспитание, систематическое преодоление трудностей, доведение дела до конца, соблюдение распорядка дня, физическое воспитание, игровая деятельность.
Все люди отличаются
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
- ТЕМПЕРАМЕНТ
- ХАРАКТЕР
- СПОСОБНОСТЬ
ТЕМПЕРАМЕНТ
- Понятие о темпераменте
- Теории темперамента. Физиологические основы
- Психологические характеристики темперамента
- Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
- Психологические характеристики (самостоятельно)
Все люди отличаются друг от друга своим поведением. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент.
Темперамент – это природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Таким образом, речь идет об индивидуальных свой ствах человека, которые являются скорее врожденными, чем приобретенными. Темперамент представляет собой единственную чисто природную личностную особенность человека. Основанием считать ее именно личностными свой ствами является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.
Но в поведении человека кроме динамических сторон есть и такие стороны, которые нужно и можно оценивать как «хорошо – плохо» и т д. такие оценки не подходят для характеристики темперамента. Они касаются других сторон личности: характера, способности, потребности.
Теория и физиологические механизмы.
Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ (4-5 в до н.э.).
в своей теории он говорил о том, что на поведение человека влияет соотношение 4х жидкостей организма(кровь, слизь, желчь черная и желтая) и того, какая из них преобладает.
Само слово темперамент в научный обиход ввел другой врач – Клавдий Гален (2 в до н.э.).
их труды легли в основу гуморальной (жидкостной) теории темперамента.
Были и другие теории: биологический подход – Лесгафт, Кречмер, Шемдон определяли тип личности по типу телосложения.
Новым шагом с исследовании биологических основ темперамента стало учение Павлова о типах нервной системы человека и высших животных. В начале 20 века Павлов впервые высказал мысль о том, что для темперамента определяющим являются не свой ства жидкостей или тканей, а особенности функционирования нервной системы. С научным исследованием Павлова связано открытие следующих основных свой ст нервной системы:
- Сила (является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.)
- Уравновешенность (это быстрота смены одного процесса другим)
- Подвижность ( определение баланса процесса торможения одного процесса другим)– инертность
3 свой ства. Исходя из разных сочетаний этих свой ств, он предложил выделить 4 основные типы ВНД. Сильные типы: уравновешенный (подвижный) и неуравновешенный (инертный).
Слабые типы.
Типы высшей нервной деятельности:
1) Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник
2) Сильный, неуравновешенный, подвижный — холерик
3) Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик
4) слабый — меланхолик
эти типы нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека.
Однако, и эти представления о типе темперамента в 20 веке не осталось таким, каким его высказал Павлов. Оказалось, что 3х свой ств нервной системы не достаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психофизиологии Б. Те плов, В Русалов, Небылицин доказали, что нервная система обладает и другими свой ствами. В частности есть еще и 4 пары основных свой ств и еще ряд дополнительных. Так было открыто такое свой ство нервной системы как лабильность, т е быстрая откликаемость на стимулы, и ригидность (противоположное качество).
Кроме того, они обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различным набором свой ств. Есть свой ства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, а есть свой ства, которые характеризуют отдельные крупные блоки нервной системы и свой ства, присущие небольшим ее участкам.
Характеристика типов темперамента.
В чистом виде темперамент встречается крайне редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного или двух типов темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты , свой ственные другим темпераментам. Темперамент нельзя оценивать как плохой или хороший. Каждый темперамент имеет свои положительные стороны , на базе которых формируется характер человека.
Деятельность и темперамент.
Деятельность выдвигает требования не только к знаниям к уровню умственного или эмоционального развития человека, но и к его темпераменту. Исследования Теплова и Небылицына доказали, что на основе одинаковых свой ств нервной системы можно сформировать разные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности – силу действий. У неуравновешенного – уравновешенность. У инертного – живость, подвижность.
Упражнениями можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но преобразованные таким образом положительные действия — сила, уравновешенность, подвижность не уничтожают врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности. В экстремальных условиях вступают в действие природные особенности типа нервной системы, свой ственные человеку: слабость, заторможенность, возбудимость, которая проявляется в растерянности, состоянии ступора, беспомощности, утрате самообладания.
Динамические черты личности проявляются и в умственной сфере, в общей работоспособности, в учебных занятиях и в трудовой деятельности.
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Именно типа нервных процессов оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Таким образом, темперамент обуславливает индвидуальный стиль деятельности.
Наиболее общепризнанными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:
- устойчивость системы приемов и способов деятельности.
- Обусловленность этой системы определенными личностными свой ствами
- Система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Исследования показали, что индивидуальный стиль деятельности не возникает у человека не возникает стихийно, а вырабатывается в ходе активного поиска приемов и способов, которые позволяют человеку применительно к своему темпераменту добиваться лучших результатов.
ХАРАКТЕР.
Понятие о характере
Основные свой ства характера.
Структура характера
Типы характера
Люди по-разному относятся к окружающему миру и этим отличаются друг от друга. Это отношение выражается в поведении, поступках человека.
Характер – это отношение человека, закрепленное в привычных формах поведения. Характер был известен еще в древней Греции ученику Платона Теофрасту принадлежит трактат «Штамп», в котором он разделил людей по особенностям этой стороны личности. Он описал 30 характеров, но не нашел ответа, почему люди отличаются друг от друга.
Характер включают в личность, когда рассматривают ее ШИРОКО. В узком представлении личности характер оказывается за пределами личности. Таким образом, характер выступает как средство выражения личности, но не сама личность в сущности.
Отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входит те черты, которые относятся к способу выражения личности, но не к содержанию. Характер дает возможность выражаться таким устремлением личности, которые составляют содержательную сторону личности.
Человек способен корректировать свой характер. Коррекция целей и устремлений человека означает что личность сама становится иной, переходит на другие основания своих поступков. Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности.
Характер и темперамент сходны в том, что они уникальны. Однако, в отличии от темперамента, который является врожденным, черты характера приобретаются самостоятельно. Выступая как прижизненное образование, характер продолжает формироваться в течении жизни.
В формировании характера ведущим компонентом является СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЯ. Убежденность определяет направленность поведения человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Характер связан и с ИНТЕРЕСАМИ. Эти интересы устойчивые и глубокие. Сходство интересов не предполагают сходных особенностей характера.
Способности так же связаны с характером. Уровень способностей связан с умением преодолевать трудности. Характер – это общественно-историческое явление.
Не может быть характеров вне времени и пространства.
В характере человека можно выделить общечеловеческие, национальные, индивидуально-своеобразные черты, которое взаимодействуют друг с другом, составляя целостный психологический склад личности, образец поведения человека.
Наиболее общие свой ства характера располагаются по осям:
— сила-слабость
— твердость=мягкость
— цельность-противоречивость
— широта-узость
К основным ведущим чертам характера относятся те, которые задают общую направленность развития всего комплекса его проявлений. А второстепенные – это те, которые определяются основными. К второстепенным могут относиться нерешительность, боязливость.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его важнейшие проявления.
У каждого человека обязательно должны быть центральные свой ства характера, их называют глубинными. Они связанны с наиболее важными стежневыми отношениями личности. Уважение к людям, взаимопомощь, дисциплинированность.
Очень важно знать, при каких условиях это свой ство характера проявится, а при каких будет скрыто. Если ведущие и второстепенные черты гармонируют , если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным. Если же они резко контрастируют, то – противоречивым.
Когда хотят выделить свой ства, свидетельствуют о стремлении и увлечении человека, то говорят о широте и полноте характера.
Единство и многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоречивые свой ства. Нежность – требовательность.
Характер человека состоит из нескольких групп черт личности. Среди них можно выделить:
— первичные и вторичные
— деловые и коммуникативные
Первичными называют такие черты, которые в процессе индивидуального развития человека появляются раньше других, и на основе которых формируются и развиваются другие черты характера. Интроверт – экстраверт. Обычно проявляются те черты характера, которые сложились в школьном или более позднем возрасте. Если первичные черты характера могут возникать сами по себе, то вторичные возникают на какой-либо основе. Вторичные могут меняться в течении жизни.
Наибольшую известность получила классификация наук данная Фридрихом Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил: механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б. Кедров. Он различал 6 основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую.
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания, различают науки: 1) о природе – все естественные науки
2)об обществе – гуманитарные и социальные
3)о мышлении и познании – логика, гносеология и т д
В Классификаторе направлений и специальности высшего профессионального образования по направлениям образования выделены:
1)естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, география, геология, почвоведение, экология и т д)
2)гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, сеология, филология, философия, лингвистика, история, психология, политология, журналистика, книговедение, социальная работа, социология, экономика, искусство, физическая культура, юриспруденция и т д).
3)технические науки (строительство, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника, микроэлектроника, геодезия, архитектура).
4)сельско-хозяйственные науки (зоотехника, ветеринария, Агро инженерия, лесное дело, рыболовство и т д).
В Номенклатуре специальностей научных работников (2000г.) указаны сл. Отрасли науки:
1)физико-математические
2)химические
3)биологические
4)геолого-минералогические
5)технические
6)сельскохозяйственные
7)исторические
8)экономические
9) философские
10)филологические
11)географические
12)ЮРИДИЧЕСКИЕ
13) педагогические
14)медицинские
15)фармацевтические
16)ветеринарные
17)искусствоведение
18)архитектура
19)психологические
20)социологические
21)политические
22)культурология
23)науки о Земле
Методология научных исследований.
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности.
Способ познания представляет собой определенную последовательность действий, приемов и операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
В зависимости от уровня познания выделяют методы:
Эмпирического, теоретического и мета теоретического уровня.
Наблюдение, описание, сравнение, счет, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.
К методам теоретического уровня относятся: аксиоматический метод, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, редукция, аналогия и т д.
Методами мета теоретического уровня является диалектический, метафизический, метод системного анализа и тд.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Логично распределить на 3 группы:
1) Общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)
2) Эмперические
3) Аксиоматические (способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения принимаются без доказательств, затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания).
Абстрагирование, обобщение
Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе мысленно воссоздается исторический процесс, при котором раскрывается логика его движения.
ЭТАПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Применительно к работам студентов можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения.
1. Подготовительный. Включает: выбор темы, обоснование необходимости проведения исследования по ней, определение гипотез, целей и задач, разработку плана или программы научного исследования, подготовка средств исследования (инструментарий).
Вначале формируется тема научного исследования и обосновываются причины ее разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет, либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов отечественной и зарубежной литературы, средства для исследования
2. Проведение теоретических и эмпирических исследований
3. Работа над рукописью и ее оформление
4. Внедрение результатов научного исследования
ТЕМА КУРСОВОЙ: РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В Жизни МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Фигура – это то, что ясно и отчетливо осознается и имеет четкие границы. Фон представляет собой нечто неотчетливое, аморфное (расплывчатое) . Фрустрация – психологическое состояние расстройства, подавленности, оно деформирует сознание человека на определенное…