Изобразительная деятельность младших школьников

Вопрос 6

Изобразительная деятельность дошкольников
На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» — карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий — то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном — толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми — линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения.

Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

У каждого человека заложен творческий потенциално, к сожалению он часто остаётся нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потен­циал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не при­обретает положительного опыта творческой деятельно­сти, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступ­но. А ведь именно через творчество человек может наибо­лее полно раскрыться как личность.

Творчество дает человеку переживание своей цело­стности. Оно отражает его внутренний мир, его стремле­ния, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность.

3 стр., 1134 слов

Почему молодые люди начинают курить

... продуманная антиникотиновая пропаганда.   Почему молодые люди начинают курить Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. ... обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки. Курение наносит ... родами, непроизвольными выкидышами, смертью плода и новорожденного. Дети, родившиеся от матери, которые во время беременности, ...

В.В.Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, … оно является нор­мальным и постоянным спутником детского развития».

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоци­ональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобрази­тельная деятельность.

Б.М. Теплов пишет, что …задача изображения необходи­мо требует острого восприятия… Решая задачу изобра­зить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи.

Изобразительная деятельность дошкольника играет ключевую роль в развитии детской личности. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Такие занятия регулярно проводятся в детских садах. Благодаря ним дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт. Создавая в семье благоприятные условия для творческих проявлений и развития самостоятельности, родители должны способствовать обогащению этого опыта новыми художественными впечатлениями.

Дошкольники выбирают наиболее удобный для них способ отражения явлений окружающего мира и своего отношения к ним. Поэтому в старшем дошкольном возрасте родителям и воспитателям важно воздержаться от предоставления ребенку готовых рецептов, создавая условия для самостоятельного поиска способов и объектов изобразительной деятельности. При этом важно учитывать, что дети развиваются по-разному. Творческие способности раньше проявляются у дошкольников с более развитой памятью, речью, воображением, образным восприятием, самостоятельностью и практическими навыками.

Таким образом, детский сад и семья решают общую задачу всестороннего развития дошкольника. Аккуратно направляя маленького творца в его образном познании окружающего мира, вы способствуете развитию его детской одаренности.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...

Вопрос 7

Изобразительная деятельность младших школьников

Творческая деятельность-это необходимое эмоциональное, одухотворенное начало в отношении школьника к окружающей действительности с целью её познания и преобразования по законам красоты.

Изобразительная деятельность младших школьников своеобразный проводник детей из «природной креативности в культурную креативность»

От 7 до 11 лет – начальная школа.

В этот период важным в развитии наблюдательности и расширении кругозора является рисование на темы. Что имеет большое значение в плане общего его развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на уроках рисования с натуры, ребенок далеко не всегда умеет перенести полученные им навыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах. В этом легко убедиться, сравнивая рисунки детей, сделанные в классе с натуры, с рисунками, сделанными вне класса по представлению. В то время как изображение отдельных предметов, нарисованных с натуры учащимися в процессе их обучения, постепенно приобретает новое качество, их рисунки по представлению продолжают по-прежнему повторять все те же, часто уже не удовлетворяющие самих детей, но привычные им приемы изображения. Часто здесь получается разрыв, который тормозит творческое и художественное развитие ребенка.

Ребенок, любящий рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. При этом, учитывая узкий круг предметов, которые могут служить для него моделью, он часто сталкивается с необходимостью изображать такие предметы, которые в классе ему не приходилось рисовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение рисованию в школе, особенно в младших классах, не ограничивалось только рисованием с натуры. Обучая рисованию на темы, учитель помогает изобразительному творчеству детей, утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по представлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовок предметов, сделанных детьми с натуры, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть нарисованы с натуры, но изображение которых часто встречается в их рисунках.

Постепенное воспитание у детей элементарных умений раскрытия сюжета и образов в графической форме имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, развивает их воображение.

В I и II классах сочинение сюжета, то есть отбор тех объектов, которые должен изобразить ребенок, почти полностью еще лежит на учителе. Он должен дать ребенку совершенно точные указания. Большое значение на этом этапе имеет беседа учителя с детьми. Разъясняя им, что для передачи, например, темы «Осень» они должны нарисовать такие-то деревья и так, как они выглядят осенью, учитель тем самым как бы вводит их в сюжет, при изображении которого в дальнейшем дети должны проявить инициативу и самостоятельность.

 

Младший школьный возраст в контексте творческого развития более всего

предрасположен к изобразительной деятельности. Этому способствует и социальная

ситуация, в которой происходит художественно-творческое развитие личности младшего

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... -педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и ... Е.И.Игнатьев и др.) Исследования сущности и механизма развития творческих способностей через воображение и творческое мышление в работах: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, ...

школьника и те психические новообразования, которые типичны для младшего

школьника: любознательность, потребность в прекрасном, интерес к необычному,

стремление выразить своё видение окружающего мира средствами

изобразительного искусства.

Вопрос 8

Изобразительное творчество подростков

Изобразительная деятельность даёт подростку уникальную возможность показать себя миру, самореализоваться, тем самым преодолевая социальную депривацию. Это особенно важно в случае с трудными подростками, так как вербальная коммуникация, тем более при ведущей роли педагога, может представляться подростку вторжением в его личное пространство. Занятия изо деятельностью дают возможность использования невербальной коммуникации с опорой на визуальные образы, что обеспечивает депривированным подросткам большую безопасность и психологическую защищенность. Во время групповых занятий педагог может использовать вербальную коммуникацию, в том числе проводить обсуждение и пользоваться интерпретациями, но только учитывая психологические особенности подростков. Подростковый возраст является сензитивным для развития воображения и нуждается в постоянном притоке информации. Подросток, выполняя композиции из нетрадиционных материалов, включается в активную мыслительную деятельность, опираясь на образы памяти.

Подчеркнем, что в силу своей специфики занятия одним из видов искусства, в том числе и изобразительным, требуют особого подхода и специальной организации, а также, в связи с диалектическим началом, системности и непрерывности. Естественно, что их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности. Ее проявление в деятельности, общении и творчестве, на специфику личностных познавательных процессов, в том числе и интересующим нас подростковом возрасте.

Сложность и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей.

Исследователи данной проблемы определяют три основные группы, объединяющие эти факторы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Вторая объединяет в себя все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа — это зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности.

Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего школьного возраста, так как именно этот возраст является благоприятным периодом для развития творчества как устойчивой характеристики личности. Это обосновано рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений творческих способностей именно в старшем школьном возрасте. Именно в старших классах проблема развития творческих способностей стоит наиболее остро, так как само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению, яркой эмоциональной подвижности. Сталкивая личность подростка с множеством сложных, порой противоречивых жизненных ситуаций, ранний юношеский возраст стимулирует и активизирует проявление творческих способностей.

4 стр., 1736 слов

Влияние способности к рефлексии на успеваемость в учебной деятельности подростка

... в начальных классах, но становятся необходимыми подростку в его учебной деятельности. Подросток часто приходит к пониманию излагаемого материала ... более целенаправленным и осознанным. Однако иногда развитая способность к рефлексированию может и мешать, так как ... реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к ...

Главная особенность данного возраста — это осознание собственной индивидуальности непохожести, неповторимости. Для учащихся старших классов личностные качества становятся особой ценностью. Также важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Заметное развитие получают волевые черты характера и усиление индивидуальных различий между подростками. Если весьма значительная часть юношей характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует и другая часть подростков, которая проявляет подлинный интерес к творчеству и учебе. Старшеклассник может осознано ставить перед собой творческую или учебную задачу, выполнять её.

В развитии художественного творчества подросток сталкивается с определенными трудностями. Изобразительная деятельность не должна носить массовый и всеобщий характер, но по-прежнему имеет огромное культивирующее значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка.

Следующими важнейшими психологическими процессами, которые регулируют творческую деятельность, по мнению исследователей, являются мышление и восприятие.

К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности, отделять логические операции от тех объектов, над которыми они проводятся, и классифицировать высказывания, независимо от их содержания, по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т. д.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующего на однозначное решение, снимающего проблему как таковую).

Значимость восприятия для творческого процесса подчеркивается и при рассмотрении восприятия в качестве источника получения и хранения информации. Для создания нового необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. Более того, у подростка в изобразительной деятельности восприятие носит зрительную установку. «Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытывающим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, сколь отношения между вещами, их изменения» [4]. Меняется не только тип восприятия рисунка (он становится более детально проработанным), но и живописное восприятие. Живопись от открытых контрастных цветов переходит к более тонкой, сложной цветовой гамме.

Другой психологический процесс, тесно связанный с процессом творчества, — процесс воображения. Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

4 стр., 1576 слов

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ...

... Е.Г. Юдина, И.В. Блаунберга, указывавших на позитивное его значение в развитии интеллектуального творчества личности ребенка. ... что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Сложный характер дивергентного мышления раскрыт в работах ...

В изобразительном искусстве подростку уже недостаточно иметь одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умение.

Кроме того, как отмечал Л. С. Выготский, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [5].

Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт подростка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания — оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.

Значительная роль при развитии художественных способностей у подростков отводится регуляторным процессам, к ним относят чувства и эмоции, сфера самоконтроля и саморегуляции. Мотивы и потребность в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций. К числу эмоций, наиболее часто доминирующих у творческих личностей, относят радость и агрессию. Так, Дж. Гетцельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества. В перечне качеств основными являются два: оптимизм и стремление к доминированию. ISBN 5-9296-0317-0 Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 4. Северо-Кавказский государственный технический университет, http ://www.ncstu.ru

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции. Подростки, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у подростка позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности подростка. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого подростка, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности. Особенность изобразительного творчества у подростка связана очень тесно с производственным трудом или с художественным производством. Этот синтез художественного труда характерен для подросткового юношеского возраста, хотя и остается практически не изученным.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. Коменский предлагает для детей до 6 лет — «материнскую» школу; ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

В данный возрастной период необходимо привлечь внимание подростка к данному виду деятельности, различными формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.

 

Вопрос 21

Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников

Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.

Развитие мышления у ребенка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью.

Детям интересно все, начиная с вопросов о том, как устроен кипятильник и заканчивая такими вопросами, как: “Почему, если Земля круглая, мы с нее не падаем?». Что дает возможность ребенку разобраться в этих бесконечных «Почему?»? Конечно, это мышление. Именно оно позволяет анализировать, находить логические связи, обрабатывать информацию, которую дают органы чувств.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.

Детское мышление постоянно развивается и в своем развитии проходит определенные этапы:

1– наглядно-действенное (практическое мышление).

Первые проявления практического мышления у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Ребенок, не понимая, как устроен тот или иной предмет, самостоятельно пытается в этом разобраться. Он вертит его, нажимает на все кнопки, пытается открыть. Если не получается, обращается за помощью к взрослым или теряет к нему интерес. Практическое мышление не исчезает со временем, взрослые тоже пользуются им, но реже. Не имея возможности решить проблему логически, они пытаются решить ее методом «проб и ошибок». Для того чтобы развивать наглядно-действенное мышление, предлагайте ребенку собирать конструктор, и различные головоломки.

 

2. 4-6 лет – от практического мышления дети переходят к наглядно-образному, то есть оперируют не конкретными предметами, а их образами. Это становится возможным благодаря тому, что при решении задачи, дети учитывают не все свойства предмета, а только те, которые важны в данном случае – возникает схематический образ предмета, его модель.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду пе­ ...

Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Примером наглядно-образного мышления у детей, может служить рисование. Срисовывая предмет, дети учитывают только какие-то основные его черты, не индивидуализируя его. Например, рисунок дома – это изображение крыши, стен, без деталей интерьера. Чтобы развивать данный вид мышления, играйте с детьми в игры, где требуется найти предмет, по схеме или карте. Развитию образного мышления у детей также способствует рисование, лепка, конструирование.

В «дошкольных» занятиях — рисовании, играх, конструировании из кубиков — перед ребенком постоянно встают задачи, требующие представлять себе что-то в уме. Благодаря этому у него развивается образное мышление. Оно служит основой для формирования словесного, логического мышления, которое необходимо для овладения большинством школьных предметов.

Обычно к моменту поступления в школу образное мышление достигает уже довольно высокого уровня. Однако это не значит, что о его развитии можно больше не беспокоиться. Оно еще отнюдь не завершено. Поэтому «дошкольные» занятия полезны и в школьном возрасте.

 

3. Словесно-логическое мышление начинает зарождаться в позднем дошкольном возрасте и развивается по мере взросления ребенка. Это мышление характеризуется тем, что ребенок от конкретных образов, связанных со словом, переходит к более общим. Например, 4-х летний ребенок, на вопрос: «Что такое собака», может ответить: «Я знаю, что такое собака, это Тузик, который живет у нас во дворе», а 6-ти летний: “Собака – это домашнее животное, которое может охранять дом».

Чтобы отдельные слова, в представление ребенка превратились в более общие понятия, взрослые должны заниматься с детьми, вводя в их представление более объективные символы, такие как «мера», «число», «время» и так далее. Но не стоит стараться, как можно раньше приучать ребенка мыслить только логически. Без формирования прочного «фундамента» из образного мышления, это может привести к тому, что ребенок будет мыслить формально, без творческого подхода.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, словесно-образное мышление поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.