27. Зр. воз. и проблема смыс. жизни

27.Зрелый возраст и проблема смысла жизни. Основные новообразования в зрелом возрасте. Самореализация и самоактуализалия. Самооценка и уровень притязаний.

Период взрослости является самым большим из всех периодов жизни человека. Он начинает­ся в 20—25 лет и заканчивается в 60—65 лет, а это более сорока лет жизни.

Этапы периода взрослости:

  1. ранняя взрослость;
  2. средняя взрослость.

Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьирует­ся у каждого автора.

Зрелостью называют период наиболее ярко-I го проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способно­сти, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности.

Происходит его становление в профессио­нальном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя.

Первый период взрослости обладает психо-I логическими, физиологическими и познава-‘ тельными особенностями.

Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функ-| ции стабилизируются, а сенсорная чувствитель­ность достигает пика развития. Внимание так­же изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к пере­ключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).

Мышление отличается гибкостью и подвижно­стью процессов. В зависимости от определен­ного возраста конкретные виды мышления раз­виты чуть больше.

В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится кустэнов-лению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать об­щественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осо­знанно подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профес­сии, а это значит, что он самоопределяется.

Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста ха­рактерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организ­ма человека снижаются.

Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижать­ся. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

18 стр., 8756 слов

Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости

... большинстве случаев 69,3% группы). В следующих возрастных периодах – взрослость, зрелость категория «я сам» одинаково примыкает категории « ... не личность, а биологический пол оказывает решающее влияние на жизнь человека [2, 166]. Понятие «мужественности», или «маскулинности», ... стремления. Учет особенностей феминности является одним из основных аспектов жизнедеятельности нашего общества, так как одной ...

Профессиональная деятельность продол­жает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности я-концепции. Чело­век реально оценивает себя как личность, са­мооценка становится обобщенной.

Зрелость — один из самых длительных перио­дов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологи­ческих, индивидуальных, личностных и профес­сиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.

Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.

В период зрелости человек имеет больше воз­можностей, он может ставить перед собой са­мые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он спосо­бен реально оценивать ситуацию и себя. Зре­лостью можно назвать период индивидуального расцвета.

В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял опре­деленную социальную позицию. Работа (карье­ра), семья — это то, что в большей степени за­нимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основ­ная проблема — выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении че­ловеком того, что для него является более зна­чимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инерт­ность).

Важным в этом возрасте является понима­ние человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступ­ки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом на него ложится ответ­ственность за других.

Как и любой жизненный этап, период взрос­лости может сопровождаться кризисом. Это кри­зис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоял­ся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и под­чиненных, его профессиональные знания рас­ширились и приумножились. Человек сам ощу­щает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности

Оглавление Страница Введение………………………………………………………... 3 Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком в профессиональной деятельности…… 5 1.1. Содержание понятия «восприятие»……………………… 5 1.2 Профессия медика в системе «человек-человек»………... 10 1.3 Особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника... 14 Глава 2 Методические основы ...

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами яв­ляются обучение и воспитание детей, станов­ление их как личностей. Значимо взаимодей­ствие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.

В период зрелости человек может не ощу­щать своего настоящего возраста, а чувство­вать себя настолько, насколько позволяет фи­зическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физиче­ский и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле

В 40 лет человек как бы заново пересматри­вает свою жизнь. Для каждого время его проте­кания индивидуально, четких границ его прохож­дения нет.

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменения­ми в семейной жизни.

К этому времени дети становятся более са­мостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента).

Супруги, связанные до этого момента забо­той о детях, чаще остаются наедине, и некото­рым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отноше­ния друг к другу, ни совместной ответственно­сти, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадают­ся в этот период.

Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может не сказать­ся на человеке, его позиции и отношении к жиз­ни. В этот период происходит становление но­вой «я-концепции».

В период молодости основными новообра­зованиями являются семья (отношение к ней и внутри нее) и профессиональное становление В период зрелости эти новообразования пре­терпевают изменения, но по-прежнему остают­ся весьма значимыми. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название про­дуктивности.

22 стр., 10755 слов

Взаимосвязь самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости

... представление человека о жизни с реальным. Для периода ранней зрелости также характерно некоторое снижение самооценки и новое психологическое восприятие возраста. Человек начинает вновь ... чувствовать себя «молодым», психологически вновь начинать ощущать ...

Новообразованием зрелого возраста яв­ляется переосмысление.Человек как бы выби­рает новое для себя направление или корректи­рует прежнее.

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что че­ловек в зрелом возрасте достигает определен­ного профессионального уровня, выше которо­го он уже не может подняться, и начинает оттачивать свое мастерство. Но постепенно же­лание и возможности человека затухают, про­исходит некий спад его профессиональной дея­тельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможно­стей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно, чтобы че­ловек в это время нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности(хобби,увлече­ние, творческую работу).

Это поможет ему по­чувствовать прилив сил. Новая деятельность — это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.