Тест изучения школьной тревожности Филлипса
Описание:
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде.
На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Инструкция:
Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов.
Над вопросами долго не задумывайтесь.
Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте «да», если не согласны, то «нет”.
Тестовое задание:
№ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1 |
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? |
|
|
2 |
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? |
|
|
3 |
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? |
|
|
4 |
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? |
|
|
5 |
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? |
|
|
6 |
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? |
|
|
7 |
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? |
|
|
8 |
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? |
|
|
9 |
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? |
|
|
10 |
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? |
|
|
11 |
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? |
|
|
12 |
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? |
|
|
13 |
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? |
|
|
14 |
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? |
|
|
15 |
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? |
|
|
16 |
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? |
|
|
17 |
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? |
|
|
18 |
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? |
|
|
19 |
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? |
|
|
20 |
Похож ли ты на своих одноклассников? |
|
|
21 |
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? |
|
|
22 |
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? |
|
|
23 |
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? |
|
|
24 |
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? |
|
|
25 |
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? |
|
|
26 |
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? |
|
|
27 |
Боишься ли ты временами вступать в спор? |
|
|
28 |
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? |
|
|
29 |
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? |
|
|
30 |
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? |
|
|
31 |
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? |
|
|
32 |
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? |
|
|
33 |
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? |
|
|
34 |
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? |
|
|
35 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? |
|
|
36 |
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? |
|
|
37 |
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? |
|
|
38 |
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? |
|
|
39 |
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? |
|
|
40 |
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? |
|
|
41 |
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? |
|
|
42 |
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? |
|
|
43 |
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? |
|
|
44 |
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? |
|
|
45 |
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? |
|
|
46 |
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? |
|
|
47 |
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? |
|
|
48 |
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? |
|
|
49 |
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? |
|
|
50 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? |
|
|
51 |
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? |
|
|
52 |
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? |
|
|
53 |
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? |
|
|
53 |
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? |
|
|
55 |
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? |
|
|
56 |
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? |
|
|
57 |
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? |
|
|
58 |
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
|
|
Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:
- Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.
- Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.
1. |
─ |
11. |
+ |
21. |
─ |
31. |
─ |
41. |
+ |
51. |
─ |
2. |
─ |
12. |
─ |
22. |
+ |
32. |
─ |
42. |
─ |
52. |
─ |
3. |
─ |
13. |
─ |
23. |
─ |
33. |
─ |
43. |
+ |
53. |
─ |
4. |
─ |
14. |
─ |
24. |
+ |
34. |
─ |
44. |
+ |
54. |
─ |
5. |
─ |
15. |
─ |
25. |
+ |
35. |
+ |
45. |
─ |
55. |
─ |
6. |
─ |
16. |
─ |
26. |
─ |
36. |
+ |
46. |
─ |
56. |
─ |
7. |
─ |
17. |
─ |
27. |
─ |
37. |
─ |
47. |
─ |
57. |
─ |
8. |
─ |
18. |
─ |
28. |
─ |
38. |
+ |
48. |
─ |
58. |
─ |
9. |
─ |
19. |
─ |
29. |
─ |
39. |
+ |
49. |
─ |
|
|
10. |
─ |
20. |
+ |
30. |
+ |
40. |
─ |
50. |
─ |
|
|
Результаты:
1) Число несовпадений знаков (“+” — да, “-” — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение — < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Интерпретация полученных результатов:
№ фактора |
Наименование фактора |
Номера вопросов |
1. |
Общая тревожность в школе |
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 |
2. |
Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 |
3. |
Фрустрация потребности в достижение успеха |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 |
4. |
Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45 |
5. |
Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26 |
6. |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3, 8, 13, 17, 22 |
7. |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
9, 14, 18, 23, 28 |
8. |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
- Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
- Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.