Понятие о сознании.
План.
Понятие о сознании.
Структура сознания.
Сознание и бессознательное.
1.Понятие о сознании.Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.
Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.
Сознание определяет разумное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствовать самого себя, самоконтроля и самовоспитания.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.
Высший уровень проявления психики, свойственный человеку, образует сознание:
— есть высшая, интегрирующая форм психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
— особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.
— высшая форма психики – результат общественно — исторического формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми посредством языка.
Отличительные признаки сознания.
— обусловлено социальными условиями.
— характерно творческое преобразование действительности
— отражение мира в его существенных связях и отношениях
— прогнозирующий характер деятельности
— наличие самосознания.
2.Структура сознания(по В.В.Богословскому)
1.Первая характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание.
Человек сознательно включает в себя совокупностьзнаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
2.Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различениесубъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “ я” человека и его “ не-я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание т.е. обратить психическую деятельность на самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от “не-я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Презентация на тему: Психика и организм
... отрицательныеэмоции, стенические (повышающие активность) и астенические. Чувство – отражение в сознании отношений человека к действительности (моральные, интеллектуальные, эстетические). Аффект – сильное и ... церебротоники (преобладание мозговой деятельности) Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются ...
3.Третья характеристика сознания – обеспечение целенаправленной деятельности человека. В функцию сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него необходимые коррективы и т. д.
4. Четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознании человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
Структура индивидуального сознания включает три его составляющие.
Чувственная ткань сознания,по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. …Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».
Значения- это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка — показатель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.
Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».
Познавательная деятельность человека 2
... гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика. Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм ... о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации человека восполняет знание. Знание - это высший уровень сведений ...
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».
Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В работах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профилактики и преодоления этого явления.
Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.
Сознание и бессознательное
Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности, определенная часть автоматизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие — потом. Сороконожка попыталась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название — «эффект сороконожки». Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.
Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть ... письмах: 1. Физическое тело. 2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах совершаются при помощи, именно, эфирного двойника медиума. 3. ...
Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными.Если предсознательное — это то, на что не направляется внимание, то бессознательное — то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.
Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.
Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная психологическая работа.
В современной психологии показано, что область бессознательного не ограничивается неприемлемыми для сознания человека мотивами. Она гораздо шире.
К ней относятся многие другие явления психики. Например, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе.
К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан случай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.
Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.
Самосознание
План.
1. «Я-концепция».
2. Механизмы психологической защиты.
1.Открытие «Я». Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, — это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я».
Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. ...
... личности, играющие более значительную роль в жизни человека). Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязаний. Механизмы психологической защиты. Самосознание — форма ... интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее ...
Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие Я». Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет, ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, предъявляя последним требования: «Я сам!» Он впервые начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребенка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя всем другим («Это мое, это не твое!»).
1. Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.
2. Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.
3. Поведенческий (волевой):стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
1.Когнитивный компонент «Я-концепции» — «образ Я» — характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, — отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» характеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.
Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе Я» будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах — их разнообразии, глубине и т.п. Для другого — самым главным может быть то, что он отец. В этом случае центральными в образе Я будут характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второстепенные.
2. Второй компонент — эмоционально-ценностное отношение к себе- отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
... Онтогенез человека во многом определяется успешностью прохождения ранних этапов своего развития. Именно в этот период закладывается такой компонент и ресурс личности, как самооценка. Дошкольник, ... к проблемам понимания человека человеком [Текст] / Н.Н. Авдеева. – Краснодар: Кубанск. университет, 2005.- 160 с. 2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма ...
Фундамент эмоционально-ценностного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение — это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение — это принятие себя, любовь к себе.
В понятии самооценка,как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка — оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные, или парциальные самооценки).
Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.
Для развития очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» — от очень высокого до очень низкого представления о себе.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие — как успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью.
Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях.
В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний — высоком, среднем и низком.
В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной,если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватнойсамооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).
И неадекватно завышенная, и , неадекватно заниженная самооценка — сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.
Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания,либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливостью других людей, в особо сложных случаях Человек как бы не замечает собственный неуспех, игнорирует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психологических механизмов.
Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня ...
... детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В ...
При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.
Важно помнить, однако, что о завышенной или заниженной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в которой могут быть точно определены и соотнесены с каким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правильности» такой самооценки обычно не выявлены.
Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюбленность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения — это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий.
Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стрем-лением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро — на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою несостоятельность в глазах других людей.
Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А. Адлером (1870-1937).
Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы.
Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, именно они, а не люди с высоким самоуважением часто выглядят как самоуверенные зазнайки.
Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случаях — в оказании специальной психологической и психотерапевтической помощи.
3. Третий компонент «Я-концепции» — поведенческий.Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.
В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.
Здоровый образ жизни. Механизмы интегративной деятельности ЦНС. ...
... долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни. Образ жизни - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на ... и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы ... жизни и характеристика каждого из них на примере анализа работ отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………..6 Механизмы ...
Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности и развития необходим их разумный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каждого из этих типов американский психолог Э. Шостром: «Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: „Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать», „Что нужно делать, чтобы правильно делать».
Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».
Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптимальный тип личности по Э. Шострому): «Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от давления других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают».
Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по этому поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «.„одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности… По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле человека и направление его зависит исключительно от так называемого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя…».
Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» выражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие).
Выделяются также «динамическое Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т.п.
Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. В этом случае оно служит важным источником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.
«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее влияние они оказывают на личность.
Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека
... Все это – мобилизация механизмов, подготавливающих организм к защите от опасности, благодаря которым человек смог сохранить себя как биологический вид. Однако жизнь в современном обществе часто ... весельчаком, но трусом, - все это качества, входящие в понятие "личность". Конечно, можно задаться вопросом, каждый ли человек - личность? Но если путем логических умозаключений достигнуть вывода, что не ...
Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношения к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он — это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.
Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое -Я-настоящее -Я-будущее).
Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование.
Механизмы психологической защиты личности
В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я-концепцию». Иногда это происходит незаметно для самого человека, естественно, иногда требует от него серьезной работы над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.
Однако бывают случаи, когда то, что происходит с человеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую информацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических механизмов. Действие таких механизмов осуществляется помимо сознания, помимо воли человека. Для того чтобы распознать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.
Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили название механизмов психологической защиты. Они были впервые открыты 3. Фрейдом.
Описан и изучен целый ряд защитных механизмов. Укажем лишь на некоторые из них. Самым первым был открыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытеснение лежит в основе забывания.
Описывая это явление, 3. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: «В течение многих лет, — пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, — я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили основным результатам моих исследований, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».
Еще один распространенный защитный механизм — проекция.В этом случае те качества, намерения, чувства, которые есть у человека, но по каким-то причинам неприемлемы для него, приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.
В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противоположными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный — робким и беззащитным. Так, в одном из исследований сопоставлялись суждения человека о себе с мнением нескольких людей, которые хорошо его знали. Выявилось, что люди часто не осознают своих недостатков, которые были настолько очевидны, что окружающие единодушно называли их. Более того, многие утверждали, что они обладают качествами, прямо противоположными тем, которые видели в них окружающие. Так, человек, которого все, знающие его, считали лицемерным, описывал себя, как искреннего и открытого. Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чувство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способности могут быть проверены. Этот механизм получил название — реактивное образование.
Достаточно распространенным является и механизм рационализации.В этом случае неприемлемым мыслям и чувствам даются логически убедительные объяснения. Чаще всего встречаются типы рационализации, получившие название «зелен виноград» (по известной басне «Лиса и виноград»), т.е. обесценивание недоступного, но сильно желаемого предмета, явления. «Сладкий лимон» — это преувеличение ценности имеющегося, причем преувеличения сильного, неоправданного. Благодаря этому снижается значимость недоступного.
Еще один защитный механизм — замещение.В этом случае действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представлен на известной карикатуре X. Бидструпа — начальник кричит на подчиненного, тот — на жену, жена — на детей, те -на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.
Но хотя эти и другие защитные механизмы защищают психику человека от травмирующих переживаний, однако достается это дорогой ценой — ценой нарушения адекватного осознания действительности и отношения к ней. Механизмы психологической защиты осуществляют эту защиту во многом дефектными способами, препятствуя полноценному получению и осознанию человеком своего жизненного опыта.
К чему это приводит, можно проиллюстрировать на примере из книги американского психолога и психотерапевта Р. Кэмпбелла: «Когда мы влюблены, то в первые недели или месяцы совместной жизни идеализируем предмет своей любви и абсолютно не можем выносить неприятных чувств по отношению к своему избраннику. Поэтому мы подавляем (отрицаем, игнорируем) все, что нам может не понравиться в супруге. Тогда мы можем замечать только его (ее) хорошие черты. Мы не обращаем внимания на такие вещи, как несовершенство фигуры, болтливость, молчаливость, склонность к полноте, обидчивость, угрюмость, неспособность к спорту, музыке, рисованию, шитью или приготовлению пищи.
Это «упрятывание» нежелательных сторон нашего супруга поначалу действует превосходно. Но в процессе совместной жизни, день за днем, месяц за месяцем, мы делаем открытия в своем избраннике. Одни приятные, а другие не очень. Некоторые просто отвратительные. Но покуда мы подавляем в себе неприятные впечатления, оттесняя его в подсознание, нам удается продолжать видеть нашего возлюбленного близким к идеалу, и все кажется прекрасным.
Но вот проблема. Мы не можем подавлять свои чувства вечно. Однажды мы достигаем критической точки, и мы не можем продолжать подавлять отрицательные эмоции. Неожиданно наступают дни (месяцы, годы) противоречивых чувств по отношению к нашему супругу. Опять, вследствие незрелости (неспособности справляться с противоречиями), мы делаем сальто-мортале: подавляем добрые чувства и акцентируем внимание на дурных. Теперь мы видим нашего супруга в противоположном свете, считая его абсолютно плохим, поразительно неприятным или почти лишенным привлекательности».
Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения, — сублимация.Такое название получил процесс, посредством которого побудительная энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека потребностях, мотивах, переводится в другое русло, направляется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.
Существует и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова защитным, все же позволяет человеку отвергать неприятные факты, травмирующую информацию.
Этот механизм — сопротивление — субъективно переживается как внутренний барьер, препятствующий изменению себя или осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявляться в стремлении выйти из ситуации (просто выйти из комнаты или, например, не прийти на важную встречу), в желании изменить тему разговора, в особо яростном отстаивании своей правоты. Оно обнаруживается и в так называемой «пробуксовке мыслей», в чувстве внезапной усталости, внезапном кашле, смехе, а также во многом другом. Важно, что стремления, желания человека проявляются не прямо, а косвенно. И это происходит не потому, что он притворяется. Сопротивление действует на неосознанном уровне. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек, распознав, может преодолеть его.
Ученые по-разному объясняли, с чем связано установление, «включение» защитных механизмов. Как уже говорилось, 3. Фрейд считал, что это вызывается прежде всего сексуальными и агрессивными импульсами. В современной психологии как наиболее травмирующие для человека рассматриваются события и явления, угрожающие представлению человека о себе, о своем месте в мире — угроза «Я».
Сохранение целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени — очень важный и существенный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспечивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности. Сохранение постоянства личности, писал А.Н. Леонтьев, «этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство… Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».