Практические занятия 2

по психологии

Составитель: к.п.н., доцент Ильясова Э.Н.

Практическое занятие № 1

Тема. Предмет, структура и методы психологии как науки

Вопросы для рассмотрения

  1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук. Отрасли психологии.
  2. Предмет, задачи и принципы психологии.
  3. Понятие о методе и методологии. Методология психологии. Этапы научного исследования. Основные направления в психологии.
  4. Методы исследования организационные (сравнительный и лонгитюдный), эмпирические: наблюдение (объективное и самонаблюдение), эксперимент — лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.
  5. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ).

    Методы интерпретации (структурный и генетический).

  6. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Анкеты. Использование методов психологии в педагогической деятельности и для самопознания.

Основные понятия: наука, метод, объект науки, предмет науки, психология, эксперимент, естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, метод срезов, лонгитюдный метод, тест, анкета, беседа, биографический метод, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология.

Практическое занятие № 2 Тема. Психика человека как предмет системного изучения Вопросы для рассмотрения

  1. Понятие о психике. Формы психического отражения.
  2. Cтруктура и функции психики.
  3. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
  4. Развитие психики человека в онтогенезе.
  5. Сознание человека как высшая форма психического отражения. Классификация психических явлений.

Основные понятия: психика, раздражимость, чувствительность, интеллект, сознание, сознательное, бессознательное.

Методические рекомендации

  1. Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
  2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
  3. Подготовить презентацию (6-8 слайдов) по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
  4. Готовые презентации сдать преподавателю.

Практическое занятие № 3

Тема. Психология познавательных процессов

(Ощущение как источник познания. Восприятие)

Вопросы для рассмотрения

  1. Понятие об ощущениях. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.
  2. Виды ощущений.
  3. Свойства ощущенй. Чувствительность и ее измерение. Понятие о порогах ощущений.
  4. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Виды восприятия.
  5. Основные свойства восприятия: константность, предметность, осмысленность, структурность, целостность, избирательность.
  6. Иллюзии восприятия и их объяснение.

Основные понятия: ощущение, анализатор, чувствительность, нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, разностный порог, адаптация, сенсибилизация, синестезия, восприятие, свойства восприятия: константность, предметность, осмысленность, структурность, целостность, апперцепция; иллюзии.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью особая роль принадлежит интервьюеру - ... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ...

Практическое занятие № 4-5

Тема. Психология познавательных процессов

(Мышление и воображение)

Вопросы для рассмотрения

  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Соотношение мышления и чувственного познания. Логический и психологический аспекты анализа мышления.
  2. Виды мышления и основания их классификации.
  3. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
  4. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция.
  5. Понятие о языке и речи. Значение речи в психической деятельности человека. Речь как средство мышления. Виды и функции речи. Значение и смысл слова. Методы исследования и развития речи.
  6. Понятие о воображении, его основные отличия от образов восприятия и памяти. Значение воображения в поведении и деятельности человека.
  7. Виды воображения и формы воображения.

Основные понятия: мышление, понятие, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, интеллект, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, дедукция, индукция, суждение, умозаключение; речь, язык; воображение, галлюцинации, агглютинации, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация, заострения, творчество, творческое воображение, фантазия.

1 стр., 403 слов

Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение

... памяти, процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Пьерона, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы.   Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение Вопросы ...

Методические рекомендации

  1. Поделиться на микрогруппы по 4-5 человек (Внимание! Состав микрогрупп меняется).
  2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).

    К остальным семинарским вопросам подготовить по 2 вопроса.

  3. Подготовить ответ на выбранный вопрос в виде схемы-комментария.
  4. Выступить перед группой с защитой своего мини-проекта.
  5. Готовые схемы сдать преподавателю.

Практическое занятие № 6 Тема. Психология познавательных процессов (Память и внимание) Вопросы для рассмотрения

  1. Понятие памяти. Физиологические механизмы памяти. Психологические теории памяти.
  2. Виды памяти и их особенности.
  3. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания.
  4. Психологические механизмы внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов.
  5. Виды внимания, их различие по модальности и произвольности.
  6. Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость.
  7. Приемы улучшения памяти и тренировки внимания. Нарушения памяти и внимания.

Основные понятия: память, амнезия, реминисценция, мнемотехника, забывание, запоминание, механическая память, смысловая память, непроизвольная память, произвольная память, представление, узнавание, эйдетизм, внимание, доминанта, виды внимания, свойства внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость, концентрация, колебание, колебание).

Практическое занятие № 7

Тема. Личность и ее индивидуально-типологические особенности

(Личность. Способности)

Вопросы для рассмотрения

  1. Общее представление о личности. Психологические теории личности.
  2. Структура личности. Динамика личности. Органические предпосылки личности. Жизненный путь личности.
  3. Проблема типологии личности.
  4. Общая характеристика способностей. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня.
  5. Уровни развития способностей.
  6. Природа человеческих способностей.

Основные понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, самоактуализация, направленность, потребности, мотивы, интересы, мировоззрение, уровень притязаний, самооценка, самосознание; экстраверсия, интроверсия, задатки, способности, талант, гениальность, одаренность, общие способности, специальные способности.

5 стр., 2164 слов

База вопросов для оценки базового уровня

... E) патернализм В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был: A) человек B) Бог C) душа ... обществе D) В аграрной цивилизации E) В современном обществе Личность есть   A) Мера социальности человека B) Способность ... восприятий и представлений называется...   A) воображением B) памятью C) ощущениями D) интуицией E) мозго Как называется наука, ...

Практическое занятие № 8

Тема. Личность и ее индивидуально-типологические особенности

(Темперамент)

Вопросы для рассмотрения

  1. Темперамент и его основные компоненты. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, динамические).
  2. Типы темперамента.
  3. Свойства нервной системы, типы ВНД и темперамент.
  4. Учет темперамента в работе с персоналом.

Основные понятия: темперамент, тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента: сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакции, меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.

Практическое занятие № 9

Тема. Личность и ее индивидуально-психологическая характеристика

(Характер)

Вопросы для рассмотрения

  1. Общее представление о характере, определение характера.
  2. Типология характеров. Общие основания для построения типологии характера.
  3. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко.
  4. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду.
  5. Формирование и развитие характера.
  6. Учет особенностей характера в работе с персоналом.

Основные понятия: характер, структура черт характера, акцентуация, типы характера.

Практическое занятие № 10

Тема. Эмоционально-волевая сфера человека.

Вопросы для рассмотрения

  1. Эмоции и чувства, их отличие. Функции эмоций.
  2. Эмоциональные состояния
  3. Виды высших чувств.
  4. Регуляция и саморегуляция психических состояний в поведении и деятельности. Управление эмоциональным состоянием персонала.
  5. Воля и волевые действия человека.
  6. Физиологические механизмы волевого действия.
  7. Волевые качества (первичные, вторичные и третичные)

Основные понятия: аффект, эмоция, чувство, стресс, тревога, настроение, страсть, агрессия, фрустрация; воля, борьба мотивов, волевое усилие, целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность.

Методические рекомендации

  1. Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
  2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
  3. Подготовить презентацию (6-8 слайдов) по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
  4. Готовые презентации сдать преподавателю.

Практическое занятие № 11 Тема. Мотивация Вопросы для рассмотрения

  1. Понятие мотива и мотивации. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков.
  2. Психологические теории мотивации.
  3. Мотивация и деятельность. Мотивация достижения успехов и неудач.
  4. Поведение людей с различной самооценкой в случаях успехов и неудач.

Основные понятия: мотив, мотивация, диспозиция, потребности, интерес, каузальная атрибуция, самооценка

19 стр., 9343 слов

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств ...

... эмпирическое исследование взаимосвязи лидерства и темперамента. Гипотеза - существует взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами. Мы ... Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента .1 Понятие лидерства, его основные аспекты Лидерство - это способность ... упорядочивания системы людей. Лидерство - это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных ...

Методические рекомендации

  1. Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
  2. Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
  3. Выпустить газету по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
  4. Готовые работы сдать преподавателю.