по психологии
Составитель: к.п.н., доцент Ильясова Э.Н.
Практическое занятие № 1
Тема. Предмет, структура и методы психологии как науки
Вопросы для рассмотрения
- Определение психологии как науки, ее место в системе наук. Отрасли психологии.
- Предмет, задачи и принципы психологии.
- Понятие о методе и методологии. Методология психологии. Этапы научного исследования. Основные направления в психологии.
- Методы исследования организационные (сравнительный и лонгитюдный), эмпирические: наблюдение (объективное и самонаблюдение), эксперимент — лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.
- Методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
Методы интерпретации (структурный и генетический).
- Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Анкеты. Использование методов психологии в педагогической деятельности и для самопознания.
Основные понятия: наука, метод, объект науки, предмет науки, психология, эксперимент, естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, метод срезов, лонгитюдный метод, тест, анкета, беседа, биографический метод, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология.
Практическое занятие № 2 Тема. Психика человека как предмет системного изучения Вопросы для рассмотрения
- Понятие о психике. Формы психического отражения.
- Cтруктура и функции психики.
- Происхождение и развитие психики в филогенезе.
- Развитие психики человека в онтогенезе.
- Сознание человека как высшая форма психического отражения. Классификация психических явлений.
Основные понятия: психика, раздражимость, чувствительность, интеллект, сознание, сознательное, бессознательное.
Методические рекомендации
- Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
- Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
- Подготовить презентацию (6-8 слайдов) по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
- Готовые презентации сдать преподавателю.
Практическое занятие № 3
Тема. Психология познавательных процессов
(Ощущение как источник познания. Восприятие)
Вопросы для рассмотрения
- Понятие об ощущениях. Анатомо-физиологические механизмы ощущений.
- Виды ощущений.
- Свойства ощущенй. Чувствительность и ее измерение. Понятие о порогах ощущений.
- Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий. Виды восприятия.
- Основные свойства восприятия: константность, предметность, осмысленность, структурность, целостность, избирательность.
- Иллюзии восприятия и их объяснение.
Основные понятия: ощущение, анализатор, чувствительность, нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, разностный порог, адаптация, сенсибилизация, синестезия, восприятие, свойства восприятия: константность, предметность, осмысленность, структурность, целостность, апперцепция; иллюзии.
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью особая роль принадлежит интервьюеру - ... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ...
Практическое занятие № 4-5
Тема. Психология познавательных процессов
(Мышление и воображение)
Вопросы для рассмотрения
- Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Соотношение мышления и чувственного познания. Логический и психологический аспекты анализа мышления.
- Виды мышления и основания их классификации.
- Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
- Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция.
- Понятие о языке и речи. Значение речи в психической деятельности человека. Речь как средство мышления. Виды и функции речи. Значение и смысл слова. Методы исследования и развития речи.
- Понятие о воображении, его основные отличия от образов восприятия и памяти. Значение воображения в поведении и деятельности человека.
- Виды воображения и формы воображения.
Основные понятия: мышление, понятие, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, интеллект, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, дедукция, индукция, суждение, умозаключение; речь, язык; воображение, галлюцинации, агглютинации, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация, заострения, творчество, творческое воображение, фантазия.
Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение
... памяти, процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Пьерона, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы. Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение Вопросы ...
Методические рекомендации
- Поделиться на микрогруппы по 4-5 человек (Внимание! Состав микрогрупп меняется).
- Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
К остальным семинарским вопросам подготовить по 2 вопроса.
- Подготовить ответ на выбранный вопрос в виде схемы-комментария.
- Выступить перед группой с защитой своего мини-проекта.
- Готовые схемы сдать преподавателю.
Практическое занятие № 6 Тема. Психология познавательных процессов (Память и внимание) Вопросы для рассмотрения
- Понятие памяти. Физиологические механизмы памяти. Психологические теории памяти.
- Виды памяти и их особенности.
- Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания.
- Психологические механизмы внимания. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов.
- Виды внимания, их различие по модальности и произвольности.
- Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость.
- Приемы улучшения памяти и тренировки внимания. Нарушения памяти и внимания.
Основные понятия: память, амнезия, реминисценция, мнемотехника, забывание, запоминание, механическая память, смысловая память, непроизвольная память, произвольная память, представление, узнавание, эйдетизм, внимание, доминанта, виды внимания, свойства внимания (объем, распределение, переключение, устойчивость, концентрация, колебание, колебание).
Практическое занятие № 7
Тема. Личность и ее индивидуально-типологические особенности
(Личность. Способности)
Вопросы для рассмотрения
- Общее представление о личности. Психологические теории личности.
- Структура личности. Динамика личности. Органические предпосылки личности. Жизненный путь личности.
- Проблема типологии личности.
- Общая характеристика способностей. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня.
- Уровни развития способностей.
- Природа человеческих способностей.
Основные понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, самоактуализация, направленность, потребности, мотивы, интересы, мировоззрение, уровень притязаний, самооценка, самосознание; экстраверсия, интроверсия, задатки, способности, талант, гениальность, одаренность, общие способности, специальные способности.
База вопросов для оценки базового уровня
... E) патернализм В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был: A) человек B) Бог C) душа ... обществе D) В аграрной цивилизации E) В современном обществе Личность есть A) Мера социальности человека B) Способность ... восприятий и представлений называется... A) воображением B) памятью C) ощущениями D) интуицией E) мозго Как называется наука, ...
Практическое занятие № 8
Тема. Личность и ее индивидуально-типологические особенности
(Темперамент)
Вопросы для рассмотрения
- Темперамент и его основные компоненты. Теории темперамента (гуморальные, конституциональные, динамические).
- Типы темперамента.
- Свойства нервной системы, типы ВНД и темперамент.
- Учет темперамента в работе с персоналом.
Основные понятия: темперамент, тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента: сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакции, меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.
Практическое занятие № 9
Тема. Личность и ее индивидуально-психологическая характеристика
(Характер)
Вопросы для рассмотрения
- Общее представление о характере, определение характера.
- Типология характеров. Общие основания для построения типологии характера.
- Система акцентуированных характеров подростков по А.Е. Личко.
- Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду.
- Формирование и развитие характера.
- Учет особенностей характера в работе с персоналом.
Основные понятия: характер, структура черт характера, акцентуация, типы характера.
Практическое занятие № 10
Тема. Эмоционально-волевая сфера человека.
Вопросы для рассмотрения
- Эмоции и чувства, их отличие. Функции эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Виды высших чувств.
- Регуляция и саморегуляция психических состояний в поведении и деятельности. Управление эмоциональным состоянием персонала.
- Воля и волевые действия человека.
- Физиологические механизмы волевого действия.
- Волевые качества (первичные, вторичные и третичные)
Основные понятия: аффект, эмоция, чувство, стресс, тревога, настроение, страсть, агрессия, фрустрация; воля, борьба мотивов, волевое усилие, целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность.
Методические рекомендации
- Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
- Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
- Подготовить презентацию (6-8 слайдов) по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
- Готовые презентации сдать преподавателю.
Практическое занятие № 11 Тема. Мотивация Вопросы для рассмотрения
- Понятие мотива и мотивации. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков.
- Психологические теории мотивации.
- Мотивация и деятельность. Мотивация достижения успехов и неудач.
- Поведение людей с различной самооценкой в случаях успехов и неудач.
Основные понятия: мотив, мотивация, диспозиция, потребности, интерес, каузальная атрибуция, самооценка
Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств ...
... эмпирическое исследование взаимосвязи лидерства и темперамента. Гипотеза - существует взаимосвязь между типом темперамента и лидерскими качествами. Мы ... Теоретическое изучение понятие лидерства и темперамента .1 Понятие лидерства, его основные аспекты Лидерство - это способность ... упорядочивания системы людей. Лидерство - это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных ...
Методические рекомендации
- Поделиться на микрогруппы по 6-7 человек.
- Выбрать вопрос для изучения (на микрогруппу 1 вопрос. Внимание! Вопросы не должны повторяться между микрогруппами).
- Выпустить газету по выбранному вопросу и защитить ее перед всей группой.
- Готовые работы сдать преподавателю.