Тема 8. Темперамент как базовая характеристика личности

  • 8.1. Специальная теория индивидуальности В.М.Русалова
  • 8.2. История взглядов на темперамент: основные выводы
  • 8.3. Современные исследования в области темперамента

8.1. Специальная теория индивидуальности в.М.Русалова

Понять, как происходит трансформация биологических факторов в индивидуально-психологические особенности — цель специальной теории индивидуальности человека(В.М. Русалов).

Она включает в себя пять основных положений (см. Хрестомат. 8.3).Первое положениеспециальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка — системыформально-динамических свойствпсихики.Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний — мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальные характеристики деятельности человека — скорость, темп, интенсивность, длительность протекания психических процессов.Второе положениесостоит в том, что в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция.Общая конституция— это совокупность наиболее существенных особенностей и свойств, закрепленных в наследственном аппарате и определяющих специфичность его реакций на воздействие среды.

В общую конституцию входят такиечастные конституции, как нейродинамическая, физиологическая, биохимическая, телесная и хромосомная. Первые три являются функциональными, последние две —морфологическими. В процессе истории развития взглядов на темперамент в качестве его основы выдвигались разные биологические подсистемы: гуморальная (Гиппократ), соматическая (Э. Кречмер) и др. Сейчас в основу темперамента кладется общая конституция человека, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций. Это вовсе не означает, что вклад каждой биологической подсистемы равноценен. Большее влияние натемпераментоказывают структуры более высокого порядка (свойства нервной системы: уровень активированности, межполушарные соотношения, подвижность,лабильностьнервных процессов и др.).Третье положениезаключается в том, что механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения.           Раскрытие этого положения связано с тем, что формально-динамические свойства психики человека формируются постепенно как новыесистемные качестваобобщения биологических свойств.

5 стр., 2367 слов

Биологические основы психики

... биологические основы психики; раскрыть структуру психики; проанализировать основные функции психики. 1. Биологические основы психики В этом вопросе мы познакомимся со строением и особенностями функционирования нервной системы человека, являющейся биологической основой психики. Нервная система человека ... ) психические состояния; ) психические свойства. Психические процессы - динамическое отражение ...

Для объяснения формирования формально-динамических свойств вводится понятиесистемного обобщения.           Часто понятие обобщения используют в отношении формирования содержательных характеристик психики, но обобщаются и динамические признаки. Первые обобщаются по социальной логике, логике вещей, предмета, а вторые — по логике тела, биологической логике.           Согласно третьему положению, если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических свойств, то формируетсятемперамент; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенностикогнитивныхмеханизмов, то образуетсяинтеллект; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то таким психическим образованием являетсяхарактер.           Таким образом, по отношению к человеческой индивидуальности, в рамках специальной теории индивидуальности реализуется принцип, согласно которому происходит переход от низших уровней упорядоченности множества элементов (биологических свойств, свойств нервной системы) к высшим — формально-динамическим свойствам. В результате такого поступательного движения образуются новые структуры: темперамент,интеллектихарактер.           Понятно, что только формально-динамические свойства могут быть предметом прямого — сопоставления с биологическими свойствами человека. Попытки многих исследователей (в том числе Г. Айзенка) обнаружить связи между биологическими свойствами индивида и содержательными свойствами личности, интеллекта или характера оказываются совершенно беспочвенными.

  • Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их развитие обусловлено:
    • биологическим возрастным развитием;
    • сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда).

Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов и целей.           Четвертое положениераскрывает связь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности.           Формально-динамические свойства психики, включаясь в более высокоорганизованные психические структуры (в интеллект, характер) становятся необходимыми динамическими компонентами этих структур. Интеллект и характер не являются более обобщенными динамическими образованиями психики. Их особенность состоит в том, что они включают в себя не только динамические, но и содержательные компоненты.

23 стр., 11172 слов

Развитие психики человека в онтогенезе

... нашего исследования является психическое развитие. Предмет исследования - развитие психики человека в онтогенезе. Развитие психики человеческого индивида -- это обусловленный и вместе с тем ... этих процессов соответствует перечисленным критериям развития. Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе ...

          К содержательным компонентам интеллекта относится феномен интеллектуальнойсаморегуляции. Отличительной чертой формирования характера является обобщение самых разнообразных форм побуждения — мотивов, потребностей,идеалов.           Таким образом, формально-динамические образования психики, например темперамент, можно рассматривать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, либо как компонент более высоко организованных структур: интеллекта и характера.Пятое положениесостоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса одетерминации результатовдеятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния.

8.2. История взглядов на темперамент: основные выводы

Темпераментпредставляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.           Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.           Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.           Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum» и означает «надлежащее соотношение частей». Нам уже известны самые разные подходы к решению вопроса о биологических основах темперамента.Гиппократомбыла разработана гуморальная теория темперамента,Э. КречмериУ. Шелдонисследовали связьсоматическихи темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник,холерик,флегматикимеланхолик).

          Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.           По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые «общие свойства нервной системы» (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга — лобной коры вместе с нижележащими образованиями.           Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности (см. Хрестомат. 8.3).

19 стр., 9397 слов

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

... характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами: Сензитивность – об этом свойстве мы судим ...

          В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись — фактор экстраверсии-интроверсии и факторнейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий — низкому. Другому свойству — нейротизму соответствует уровень активациилимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.           В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения — экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость) ипсихотизм.           Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.           Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике «Современная психология», изданном под общей редакцией В.Н. Дружинина. (Дружинина В.Н., 2000).

          1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию).

3 стр., 1287 слов

Исследование темперамента и его свойств

... Глава 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО СВОЙСТВА 1.1. Характеристика темперамента Темперамент - это индивидуальные свойства психики человека, которые определяют динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются ... Наука, 1979. - 352с. 20. Русалов, В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека / В.М. Русалов // Проблемы психологии личности. - ...

Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.           2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные:гуморальная,соматическая,хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

  • Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как:
    • независимость от содержания мотива и цели поведения;
    • универсальность и консистентностьпроявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
    • раннее проявление в детстве;
    • высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами.

3. Темпераментвозникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается — вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).

          4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.           5. Темперамент не зависит от содержания деятельности — мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль — темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.           6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические — беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость — преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной активности.

8.3. Современные исследования в области темперамента

Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт).

Основателем этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

4 стр., 1510 слов

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...

... устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, ... стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, ...

  • В структуре темперамента различаются:
    • экстраверсиякак зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
    • психодинамическая тревожностькак предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
    • реактивностькак интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
    • импульсивностькак скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
    • эмоциональная устойчивостькак способность к контролю эмоций;
    • эмоциональная возбудимостькак интенсивность эмоциональных переживаний;
    • активностькак целенаправленная деятельность;
    • ригидностькак неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности.

Зона неопределенностипредполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе 1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей, 2) определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами, 3) учета разной степени побуждения к действию.

Под индивидуальным стилем деятельностипонимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.           Другое направление связано с поиском признаков наследуемости темперамента. В одной из лабораторий Психологического института РАО — в лаборатории психогенетики индивидуальности (рук.И.В. Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту.

  • Вариантами близнецового метода являются:
    • 1) метод контрастных групп позволяет сравнивать моно- и дизиготных близнецов по критерию внутрипарного сходства;
    • 2) метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру), когда одного близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), с другого — нет (контрольная группа);
    • 3) метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы «генотип — среда», поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;
    • 4) метод близнецовой пары — используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. И.В. Равич-Щербо отмечает, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная средаодинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.

В лаборатории психофизиологических способностей того же института (рук. Э.А. Голубева) исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Голубева считает, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделены следующиеобщие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

15 стр., 7493 слов

Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

... означает «надлежащее соотношение частей». Именно темперамент проявляется у ребенка в виде общей психической активности. От темперамента зависит самая первая реакция на некое событие или ситуацию. Уже ... хранения, циркулирования и переработки информации, Русалов выделили четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость степени напряженности взаимодействия организма со ...

          Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерминантой этих типов активности является доминантность полушарий.           Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивныхфункций, активированностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это —сангвиники,холерики).

Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это — меланхолики,флегматики).

         Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.          Еще одно направление связано с разработкой концепции общих свойств нервной системы как основной детерминанты индивидуально-психологических различий между людьми. Эти исследования проводятся под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, созданной в 1972 г. В.Д. Небылицыным. Важное место отводится изучению психологических особенностей темперамента и разработке психометрически корректных методов оценки темперамента — Опросника структуры темперамента (ОСТ), который состоит из 105 вопросов, позволяющих получить значения по восьми темпераментальным шкалам — эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности в соответствии с двумя аспектами (предметным и социальным миром), и Опросника формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), состоящего из 150 вопросов. Последний опросник оценивает эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

Правдивость ответов контролируется с помощью шкалы лжи.           В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента во многом касается тех же вопросов. Это — выяснение генетической обусловленности темперамента, изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойств психики.           В Лондонском психиатрическом госпитале, который в течение многих лет возглавлял Г. Айзенк, понятия личности и темперамента рассматриваются как идентичные; изучаются биологические основания психических свойств.           В этом же научном центре разработаны методы оценки темперамента: EPI — Eysenck Personality Inventory — включает в себя 48 вопросов: 24 вопроса по первой шкале — экстра-интроверсия; столько же вопросов по второй шкале — нейротизм; третья шкала, к которой относятся 9 вопросов, представляет собой шкалу лжи. Всего EPI включает 57 вопросов. EPQ — Eysenck Personality Questionnaire — предназначен для диагносики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Состоит из 90 вопросов. Нейротизм — 23 вопроса, экстра-интроверсия — 21 вопрос, психотизм — 25 вопросов, шкала лжи — 21 вопрос.           Психобиологический подход к исследованию темперамента представлен работами М. Ротбарта (Орегонский университет).

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...

... стилями семейного воспитания. Объект - характерологические свойства ребенка. Предмет - особенности проявления характерологических свойств ребенка в зависимости от различных стилей семейного ... определенного стиля семейного воспитания на формирование симтомокомплексов характерологических свойств ребенка. Гипотеза: конкретный стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование ...

В соответствии с этой моделью (М. Ротбарт, Д. Дерриберри) темперамент рассматривается как совокупность многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и динамических (стилевых) особенностях. Свойствами темперамента являются реактивность и саморегуляция. Особой критике подвергается идея авторов о включении в темперамент поведенческих и физиологических реакций. Эти свойства не рядоположены. Так, реактивность является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а саморегуляция связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Реактивность объясняется как интенсивность и характер реакции в ответ на действие стимула. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию путем реакций приближения/удаления.

          Варшавская школа (Варшавский университет) представлена регулятивной теорией темперамента Я. Стреляу. Регулятивная теория основана на идее, согласно которой темперамент рассматривается как двухуровневая система. Она включает в себя энергетический уровень(свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и разрядку энергии) иуровень временных параметров(черты, характеризующие протекание реакции во времени — скорость, темп, подвижность, ритм, последействие.

Энергетический уровень включает в себя два свойства — реактивностькак интенсивность реакции в ответ на стимуляцию иактивностькак совокупность энергичных и продолжительных действий (моторных, интеллектуальных), выполняемых с определенной целью.

Среди временныхпараметров выделяютсяскоростьреакции — быстрота выполнения действия,темпдействия — число реакций в единицу времени,подвижность— способность быстрого перехода от одной реакции к другой при изменении стимуляции,последействие реакции— время, в течение которого продолжается реакция после прекращения действия раздражителя, иритмичность— регулярность временных интервалов между однородными реакциями.

12 стр., 5555 слов

Особенности проявления темперамента у детей дошкольного возраста

... силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления. [9] 1.2 Особенности темперамента у детей дошкольного возраста Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом нервной ...

Трехкомпонентная теория Пломина и Басса(Штат Колорадо г. Боулдер) построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт.

Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.Активность -проявление общего энергетического уровня вмоторике. Выделено три показателя активности:темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость — в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.Эмоциональность— проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к. являются компонентами активности и социабильности.Социабельностьобнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.

          Пломин и Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотипвносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и, наоборот, ослаблять.           Исследования, проводимые на детях более старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от r=0,3 до r=0,5.           Интерес к близнецовому методу и данные Пломина о важности учета социального фактора в развитии темперамента ребенка поставили вопрос об изучении проблемы детского темперамента. Это — относительно новое и оригинальное направление в исследовании проблемы темперамента, которое представлено работами как зарубежных, так и отечественных психологов.           В начале 60-х г. под руководством А. Томаса и С. Чесса (Медицинский центр Нью-Йорского университета) было начатолонгитюдное исследованиетемперамента (с периода младенчества до взрослости).

  • В ходе исследования были сформулированы следующие цели:
    • 1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента;
    • 2) рассмотреть, как обнаруженные в раннем детстве темпераментальные черты проявляются в личностных особенностях ребенка и взрослого;
    • 3) выявить связь темперамента с адаптаций человека к социальным условиям в детстве и на стадиях взрослости.
  • В результате проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:
  1. активность— уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;
  2. ритмичность— предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);
  3. приближение/удаление— непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление — с проявлением отрицательных эмоций);
  4. адаптивность— легкость привыкания к новым условиям;
  5. порог реактивности— уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);
  6. настроение— соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;
  7. отвлекаемость— эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);
  8. интенсивность реакций— энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;
  9. объем внимания— насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.
  • Анализируя отдельные клинические случаи, А. Томас и С. Чесс пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего было выделено три синдрома свойств:
  1. Легкий темпераментхарактеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.
  2. Трудный темпераментхарактеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.
  3. Темперамент с длительным привыканиемхарактеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Свойства и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Из этого положения можно было бы сделать вывод о хронической неадаптивнсти ребенка с трудным темпераментом. Однако это не совсем так. Оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего «трудного» ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач. В 15-летнем лонгитюдном исследовании Торгерсена было показано, что сходство у монозиготных близнецоввсегда больше, чем у дизиготных близнецов, и с возрастом оно уменьшается. Существенные различия между монозиготными и дизиготными близнецами наблюдаются по таким показаниям, как активность, адаптивность (разница к 6 годам уменьшается, а потом к 15 — опять увеличивается), интенсивность.           Влияние генотипа на темперамент было обнаружено и в другом исследовании (в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо прослеживалось на 600 парах близнецов, начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетического вклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах, было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожи между собой, чем дизиготные близнецы.           Биологическая основа темперамента отмечается практически во всех концепциях, однако влияние средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным (Р. Пломин, М. Ротбарт, Я. Стреляу, А. Томас и С. Чесс).

Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливать различия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различий влияния среды на детей, проживающих в одних условиях, являются не одинаковые отношения к ним взрослых, в первую очередь родителей. Согласно Ж. Баллеги, существует связь между характером детей и типом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерно стимулирующих семьях; легкие дети — в любящих семьях, пассивные — в недостаточно стимулирующих.           С середины 90-х г. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготные близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева) (см. Хрестомат. 8.1).

Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни — в 3-4 месяца, 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. три раза, а затем — на втором году и далее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов — 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов — 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.

  • Использовались: тест Ж. Баллеги «День ребенка» для родителей и тест Бейли для тестирования детей. Тест А. Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:
    • трудный темперамент — большое внутреннее напряжение, низкий контроль;
    • стеничный — среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;
    • легкий — сбалансированное напряжение, умеренный контроль;
    • пассивный темперамент — низкое напряжение, слабый контроль.
  • Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:
    • чрезмерно стимулирующая семья — интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;
    • любящая семья — тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;
    • пассивная семья — родители не особенно интересуются детьми;
    • строгая семья — мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.

Тест Бейли включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития.           Было показано, что у монозиготных близнецов чаще выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный).

У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных — легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей — темперамент либо легкий, либо стеничный.           Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).

  • Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:
    • в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;
    • во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных — среднего, а у одиночно рожденных детей — высокого напряжения;
    • третий фактор — это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;
    • четвертый — у монозиготных близнецов — шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор интерпретируется слабо.

В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста.           По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 месяца) возрастах.           Уникальными оказались данные о нестабильности стиля семейного воспитания. Так, до 12-ти месячного возраста у монозиготных и дизиготных детей преобладает любящая семья, а в 18 месяцев она сменяется строгой семьей. В 36 месяцев возрастает частота чрезмерно стимулирующих семей. Похоже, что стиль семейного воспитания зависит от стадии социализации ребенка.           Итак, в исследовании не была обнаружена стабильность темперамента и стиля семейного воспитания. Отдельные характеристики темперамента находятся под значительным генетическим влиянием в течение всего периода исследования (от рождения до 36 мес.).

Предварительные данные, полученные сотрудниками лаборатории, согласуются с выводами Беллеги и подтверждают тенденцию возрастной динамики темперамента в раннем возрасте.           Возможность возрастной динамики темперамента подтверждается данными о существовании корреляций между семейным типом воспитания и шкалами темперамента детей. Тип семейного воспитания либо способствует саморегуляцииповедения, как это было показано у одиночно рожденных детей, либо приводит к его задержке (у монозиготных близнецов).

          Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.

Словарь терминов

  1. Формально-динамические свойства психики
  2. Содержательные свойства психики
  3. Интегральная индивидуальность
  4. Реактивность
  5. Активность
  6. Эмоциональность
  7. Пластичность
  8. Индивидуальный стиль деятельности

Вопросы для самопроверки

  1. На основе каких частных конституций формируется темперамент?
  2. Какие три свойства, по В.М. Русалову, отражают общее свойство активности?
  3. Каковы уровни интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину?
  4. В чем суть регулятивной теории темперамента Я. Стреляу?
  5. Какие типы темперамента были выделены в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании А. Томаса и С. Чесса?
  6. Какие вопросы возникают в связи с проблемой детского темперамента?
  7. Обоснуйте выводы, сделанные в исследованиях лаборатории когнитивных процессов Е.А. Сергиенко, об изменении стиля семейного воспитания по мере взросления ребенка.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 178-188.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 256-266.
  3. Конституциональная психология У. Шелдона // К. Холл, Г. Линдсей Теории личности. М., 1997. С. 447-497.
  4. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. 744 с.
  5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. С. 113-143.
  7. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 39-52.
  8. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С.153-159.
  9. Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. С. 22-47.
  10. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  11. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000. С. 66-75.
  12. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В. развитие близнецов и особенности их воспитания. М., 1996.
  13. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. С. 68-85.
  14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  15. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 32-38.

Темы курсовых работ и рефератов

  1. История развития взглядов на темперамент
  2. Конституциональная теория У. Шелдона
  3. Развитие взглядов на темперамент в работах В.С. Мерлина
  4. Проблема темперамента в работах В.Д. Небылицына
  5. Подходы к измерению свойств нервной системы в школе Теплова — Небылицына

Выберите правильный вариант ответа.Биологической основой темперамента является:

1.гуморальная частная конституция2.соматическая конституция3.нейро-физиологичская конституция4.общая конституция человека